ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЕСЛИ К ВАМ ПРИШЛИ ИЗЫМАТЬ ДОКУМЕНТЫ ------------------------------------------------------------------ Признаться, из ятие документов у предприятия вследствие нару- шения фискального законодательства на сегодняшний день у нас дос- таточно обыденное явление. Как показывает статистика налоговиков, в среднем чуть ли не каждьый третий суб ект предпринимательства допускает те или иные нарушения налогового законодательства (на- пример, занижение об екта налогообложения или неуплата налогов). Формально это дает налоговикам вполне законный повод отобрать у предприятия какие-либо документы "для проверки или уточнения дан- ньых". Впрочем, бывалые предприниматели утверждают, что из ятие документов может быть неплохим инструментом давления на строптивых бизнесменов. И зачастую фискальные структуры не брезгуют им. В таких случаях мы рекомендуем налогоплательщикам "бить вра- гов его же оружием". Но речь идет не об эффективном налоговом пла- нировании или смелых судебных разбирательствах. Разговаривать с проверяющими на "ты" и заставить их понервничать можно, доскональ- но зная механизм из ятия документов. Поможет в этом недавно (18.12.98 г.) зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины приказ ГНА Украины от 01.07.98 г. N 316 "Об утверждении инструкции о порядке из ятия должностными лицами органов государственной на- логовой службы Украины у предприятий, учреждений и организаций до- кументов, которые свидетельствуют о сокрытии (занижении) об ектов налогообложения, неуплате налогов и других платежей". К сожалению, в преддверии новогодних и рождественских праздников на этот доку- мент мало кто обратил внимание (тем более что он предназначался только для тиражирования и рассылки налоговым администрациям на местах). Мы вынуждены сразу же развеять возможные наивные представле- ния об этом приказе как правовом документе, призванном цивилизо- ванно урегулировать взаимоотношения между бизнесом и органами фис- ка в ситуации, когда государство подозревает своего налогоплатель- щика, скажем, в неполной уплате налогов или неналоговых платежей. Пункт 1 раздела I приказа однозначно декларирует что из ятие доку- ментов является мерой принудительного лишения предприятий (незави- симо от их организационно-правовой формы) "возможности пользовать- ся" документами. Таким образом, упомянутый приказ носит сугубо воинствующий фискально-административный характер, что еще раз сви- детельствует о необходимости его тщательного изучения. Это под- тверждается еще и тем обстоятельством, что в документе четко не определено, в каких же случаях производится из ятие документов. Второй пункт этого же раздела совершенно "проигрышный" для налогоплательщика. В характерном для украинского законодательства обтекаемом стиле в нем перечисляются документы, которые изымаются налоговиками. Как и следовало ожидать, если руководствоваться его положениями, из ятию подлежат практически все документы, которые могут находится на предприятии. Правда, есть одно исключение - налоговики не могут забрать документы, содержащие государственную тайну. Что самое интересное, здесь и слова нет о тайне коммерчес- кой, хотя такое понятие давно уже существует в украинском законо- дательстве. По-видимому, налоговики это явно игнорируют. Руководители и главбухи предприятий, у которых собираются производить из ятие, просто обязаны знать некоторые нюансы, дабы обезопасить себя от многих неприятностей. Во-первых, из ятие документов осуществляется на основании письменно мотивированного постановления органов налоговой службы, которое проверяющие обязаны вручить руководителю предприятия. Из ятие документов возможно лишь в присутствии тех должностных лиц, у которых они изымаются. Это на первый взгляд обычное положе- ние говорит о том, что без вашего присутствия, господа руководите- ли и главные бухгалтеры, НИКАКИХ из ятий быть не должно. В против- ном случае, есть более чем веские основания подать, на проверяющих в суд. Кстати, все это весьма актуально, поскольку, как опять же свидетельствует опыт, такое структурное подразделение ГНАУ, как налоговая милиция любит проверять предпринимателей и изымать доку- менты без оглядки на какие либо процессуальные ограничения. Пора бы покончить с этими безобразиями. Правда, в этом же приказе дважды подчеркивается, что в случае сопротивления, попытки уничтожить документы или (внимание!) добро- вольного отказа их выдать должностное лицо органа налоговой службы вправе сделать это с участием сотрудников налоговой милиции. Вот скажите - оно вам надо? Или вам приятен вид толстошеих лбов с автоматами, совершен но не разбирающихся в бухгалтерском учете или налогообложении? Во-вторых, в приказе есть несколько достаточно интересных мо- ментов. Должностное лицо, осуществляющее из ятие документов, "тща- тельно их проверяет в местах их хранения", т.е. на предприятии. В случае их непригодности для дальнейшего анализа или недооформления томов документов (неподшиты, непронумерованы, неподписаны) они до- оформляются должностными лицами суб ектов хозяйствования. Правда, делается это в присутствии проверяющих. Однако зачастую последние редко дотошно придерживаются служебных инструкциЙ, а опытному бух- галтеру этого хватит чтобы исправить ошибку или, извините, "замес- ти следы". Во время проверки руководители предприятия могут сообщить проверяющим об уничтожении или потере каких-то необходимых доку- ментов. В таких случаях по предложению должностного лица органа государственной налоговой службы, осуществляющего из ятие докумен- тов, шеф предприятия своим приказом назначает комиссию по рассле- дованию причин потери или уничтожению документов. При нормальном подходе к делу комиссия может установить, что необходимый документ был поврежден кофе или выброшен нерадивой уборщицей. Что делать, халатности у нас хватает! И вряд ли вас станут привлекать к ответ- ственности за потерю важного хозяйственного документа. В-третьих, из ятие документов имеет четко установленную про- цедуру, соблюдение которой вы должны контролировать. В частности, должностное лицо, изымающее документы, составляет так называемую опись оригиналов документов и фиксирует их содержание, о чем дела- ется запись в протоколе. Далее. В присутствии должностного лица предприятия, налоговик, который занимается из ятием, снимает копии с изымающихся документ- ов. На копии указывается причина и дата их из ятия. Если вы отка- жетесь принимать эти копии, проверяющий обязан сделать соответ- ствующую отметку в протоколе. Аналогично, если вы откажетесь по- следний подписывать, то проверяющий так же должен это отметить в протоколе. Помните, должностным лицам предприятия, которые отказались от подписи, предоставляется право дать письменное об яснение о причи- нах отказа, что также отмечается в протоколе. В-четвертых, вместо из ятых документов у предприятия остаются их копии и соответствующая опись, а в некоторььх случаях - только последняя. Кстати, она должна быть подписана должностным лицом ор- гана государственной налоговой службы и главного бухгалтера пред- приятия. Если же на предприятии осталась только опись документов, то копии из ятых бумаг налоговики должны вам возвратить не позднее трех суток со дня из ятия. И напоследок - придется вас огорчить. Приказ не предусматри- вает конкретного срока возврата ваших документов (только отмечено, что возвращаются они по решению руководителя органа налоговой слу- жбы под расписку курьером или через почту). А как с этим бороться, не придумал еще никто (не считая откровенно незаконных способов). ------------------------------------------------------------------ "Навигатор бухгалтера" N 1/99, стр. 17 [18.01.1999] Арсений Громов обозреватель