ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЕСЛИ К ВАМ ПРИШЛИ ИЗЫМАТЬ ДОКУМЕНТЫ
------------------------------------------------------------------

     Признаться, из ятие документов у предприятия вследствие нару-
шения фискального законодательства  на сегодняшний день у нас дос-
таточно обыденное явление.  Как показывает статистика налоговиков, 
в  среднем  чуть ли не  каждьый третий суб ект предпринимательства 
допускает те или  иные нарушения налогового  законодательства (на-
пример,  занижение об екта  налогообложения или неуплата налогов). 
Формально это дает налоговикам  вполне  законный  повод отобрать у 
предприятия какие-либо документы "для проверки или уточнения  дан-
ньых".  Впрочем,  бывалые предприниматели утверждают,  что из ятие 
документов может быть неплохим инструментом давления на строптивых 
бизнесменов. И зачастую фискальные структуры не брезгуют им.
     В таких случаях мы рекомендуем налогоплательщикам  "бить вра-
гов его же оружием". Но речь идет не об эффективном налоговом пла-
нировании  или  смелых судебных разбирательствах.  Разговаривать с 
проверяющими на "ты" и заставить их понервничать можно, доскональ-
но  зная  механизм  из ятия  документов.  Поможет  в этом  недавно
(18.12.98 г.)  зарегистрированный  в  Министерстве юстиции Украины 
приказ ГНА Украины от 01.07.98 г. N 316 "Об утверждении инструкции 
о порядке из ятия должностными лицами  органов государственной на-
логовой службы Украины у предприятий, учреждений и организаций до-
кументов,  которые свидетельствуют о сокрытии (занижении) об ектов 
налогообложения, неуплате налогов и других платежей". К сожалению, 
в преддверии  новогодних и рождественских праздников на этот доку-
мент  мало кто обратил  внимание  (тем более что он предназначался
только  для  тиражирования и рассылки  налоговым администрациям на 
местах).
     Мы вынуждены  сразу же развеять возможные наивные представле-
ния об этом приказе как  правовом документе,  призванном цивилизо-
ванно урегулировать взаимоотношения между бизнесом и органами фис-
ка в ситуации, когда государство подозревает своего налогоплатель-
щика,  скажем, в неполной уплате налогов или неналоговых платежей. 
Пункт 1 раздела I приказа однозначно декларирует что из ятие доку-
ментов является мерой принудительного лишения предприятий (незави-
симо от их организационно-правовой формы) "возможности пользовать-
ся" документами.  Таким образом,  упомянутый  приказ  носит сугубо 
воинствующий фискально-административный характер, что еще раз сви-
детельствует о  необходимости  его тщательного изучения.  Это под-
тверждается  еще  и  тем обстоятельством, что в документе четко не 
определено, в каких же случаях производится из ятие документов.
     Второй  пункт  этого же раздела  совершенно "проигрышный" для 
налогоплательщика.  В характерном для украинского законодательства 
обтекаемом стиле в нем перечисляются документы,  которые изымаются
налоговиками.  Как и следовало ожидать, если руководствоваться его 
положениями,  из ятию подлежат практически все документы,  которые 
могут находится на предприятии.   Правда,  есть  одно исключение - 
налоговики не могут забрать документы,  содержащие государственную 
тайну.  Что самое интересное, здесь и слова нет о тайне коммерчес-
кой,  хотя такое понятие давно уже существует в украинском законо-
дательстве. По-видимому, налоговики это явно игнорируют.
     Руководители  и  главбухи предприятий,  у которых  собираются 
производить из ятие,  просто обязаны знать некоторые нюансы,  дабы 
обезопасить себя от многих неприятностей.
     Во-первых,  из ятие документов  осуществляется  на  основании 
письменно мотивированного постановления  органов налоговой службы, 
которое  проверяющие  обязаны  вручить  руководителю  предприятия. 
Из ятие документов  возможно лишь  в  присутствии  тех должностных 
лиц, у которых они изымаются. Это на первый взгляд обычное положе-
ние говорит о том, что без вашего присутствия, господа руководите-
ли и главные бухгалтеры, НИКАКИХ из ятий быть не должно. В против-
ном случае, есть более чем веские основания подать, на проверяющих 
в суд.  Кстати, все это весьма актуально,  поскольку, как опять же 
свидетельствует опыт,  такое  структурное подразделение ГНАУ,  как 
налоговая милиция любит проверять предпринимателей и изымать доку-
менты  без  оглядки на какие либо процессуальные ограничения. Пора 
бы покончить с этими безобразиями.
     Правда, в этом же приказе дважды подчеркивается, что в случае 
сопротивления, попытки уничтожить документы или (внимание!) добро-
вольного отказа их выдать должностное лицо органа налоговой службы 
вправе сделать  это  с участием сотрудников налоговой милиции. Вот 
скажите - оно вам надо?  Или  вам  приятен вид  толстошеих  лбов с 
автоматами, совершен но не разбирающихся в бухгалтерском учете или 
налогообложении?
     Во-вторых, в приказе есть несколько достаточно интересных мо-
ментов. Должностное лицо, осуществляющее из ятие документов, "тща-
тельно их проверяет в местах их хранения", т.е. на предприятии.  В 
случае их непригодности для дальнейшего анализа или недооформления 
томов документов (неподшиты, непронумерованы, неподписаны) они до-
оформляются должностными лицами суб ектов хозяйствования.  Правда, 
делается это в присутствии проверяющих.  Однако зачастую последние 
редко дотошно придерживаются служебных инструкциЙ, а опытному бух-
галтеру этого хватит чтобы исправить ошибку или, извините, "замес-
ти следы".
     Во  время  проверки  руководители предприятия  могут сообщить 
проверяющим  об уничтожении  или потере каких-то необходимых доку-
ментов.  В таких случаях  по предложению  должностного лица органа 
государственной налоговой службы, осуществляющего из ятие докумен-
тов,  шеф предприятия своим приказом назначает комиссию по рассле-
дованию причин потери или  уничтожению документов.  При нормальном 
подходе к делу комиссия может установить, что необходимый документ 
был поврежден кофе или выброшен  нерадивой уборщицей.  Что делать,
халатности у нас хватает! И вряд ли вас станут привлекать к ответ-
ственности за потерю важного хозяйственного документа.
     В-третьих,  из ятие документов имеет четко установленную про-
цедуру, соблюдение которой вы должны контролировать.  В частности, 
должностное лицо,  изымающее документы,  составляет так называемую
опись оригиналов документов и фиксирует их содержание, о чем дела-
ется запись в протоколе.
     Далее. В присутствии должностного лица предприятия, налоговик, 
который занимается из ятием, снимает копии с изымающихся документ-
ов. На копии указывается причина и дата их из ятия.  Если вы отка-
жетесь принимать  эти  копии, проверяющий обязан  сделать соответ-
ствующую отметку в протоколе.  Аналогично,  если вы откажетесь по-
следний  подписывать,  то проверяющий так же должен это отметить в 
протоколе.
     Помните, должностным лицам предприятия, которые отказались от 
подписи, предоставляется право дать письменное об яснение о причи-
нах отказа, что также отмечается в протоколе.
     В-четвертых, вместо из ятых документов у предприятия остаются 
их копии и соответствующая опись,  а в некоторььх случаях - только 
последняя. Кстати, она должна быть подписана должностным лицом ор-
гана государственной  налоговой службы и главного бухгалтера пред-
приятия.  Если же на предприятии осталась только опись документов, 
то копии из ятых бумаг налоговики должны вам возвратить не позднее 
трех суток со дня из ятия.
     И напоследок - придется вас огорчить.  Приказ не предусматри-
вает конкретного срока возврата ваших документов (только отмечено, 
что возвращаются они по решению руководителя органа налоговой слу-
жбы под расписку курьером или через почту). А как с этим бороться, 
не придумал еще никто (не считая откровенно незаконных способов).


------------------------------------------------------------------
"Навигатор бухгалтера"
N 1/99, стр. 17
[18.01.1999]
Арсений Громов
обозреватель