В суд за дебетом. Покупатель не должен отвечать своим налоговым кредитом за нарушения продавца ------------------------------------------------------------------ Практика непризнания налогового кредита (НК) у покупателя в случаях, когда "нашкодничал" его поставщик, в настоящее время приобретает все более широкий размах. Об ясняется это тем, что ГНАУ в дополнение к более ранним письмам от 15.07.98 г. N 8460/10/23-1111 (*) и от 04.05.98 г. N 5073/10/16-1321 (**) напра- вила областным ГНА и районным ГНИ письмо от 09.11.98 г. N 12992/ 10/23-4111 ДСП (***). В данном письме, напомним, обращается внимание на ситуации, когда по результатам встречной проверки выясняется, что продавец не зарегистрирован в качестве плательщика НДС, либо налоговые обя- зательства по выписанным им налоговым накладным не учтены в нало- говой декларации, либо продавец не отчитался перед ГНИ по этому налогу. В отличие от предыдущих, письмо содержит прямое указание Председателя ГНАУ на то, что в указанных случаях " налоговые накладные <...> считаются недействительными, и суммы налога на добавленную стоимость по данным накладным не принимаются в налоговый кредит у предприятий, которые непос- редственно имели отношения с суб ектом предпринимательской деятельности, выписывавшим указанные накладные". О данной проблеме "Бухгалтер" писал еще в июне прошлого года в статье "Сын за отца не отвечает" (N 11'98, с. 23). К сожалению, участившиеся призывы о помощи заставляют вернуться к этой теме. Как показывает практика, для непризнания НК налоговой инспек- ции хватает одного лишь факта занижения задекларированных постав- щиком налоговых обязательств, даже если поставщик должным образом зарегистрирован в соответствующих органах, значится в Реестре пла- тельщиков НДС и в довершение ко всему представляет отчет о ре- зультатах хозяйственной деятельности в налоговую инспекцию по мес- ту регистрации. Известно, что налоговые органы на местах при проведении про- верок руководствуются преимущественно внутриведомственными ин- струкциями, указаниями и письмами, многие из которых открыто про- тиворечат нормам законодательства. Поэтому вероятность того, что проверяющих удастся убедить логикой и ссылками на Закон, очень ма- ла. В данном случае важно помнить, что письма не имеют статуса нормативных актов, не обязательны к исполнению и потому не должны рассматриваться как серьезный, юридически значимый аргумент. По крайней мере, именно такую позицию в отношении писем ГНАУ занимают арбитражные суды (см. п. 8 раз яснения ВАСУ от 12.05.95 г. N 02-5/451 в "Бухгалтере" N 10'98 на с. 54). Это обстоятельство не может не придать плательщикам уверенности при обращении в арбит- ражный суд с иском о признании недействительным решения, принятого на основании акта проверки. В случае несогласия с актом в десятид- невный срок со дня его подписания в налоговый орган следует напра- вить обоснованные возражения в отношении доначисленных проверкой сумм НДС и финансовых санкций. При этом уплата данных платежей должна быть приостановлена до принятия решения по результатам та- кого обжалования (п. 5 Положения о порядке рассмотрения жалоб пла- тельщиков налогов органами государственной налоговой службы в ре- дакции приказа ГНАУ от 03.03.98 г. N 93). Какие же аргументы можно использовать для таких возражений (а также для отстаивания своей позиции в арбитражном суде)? Начнем с того, что в настоящее время для включения в НК рас- ходов, связанных с уплатой НДС, необходимо подтверждение указанных расходов налоговой накладной (п/п. 7.4.5 Закона "О налоге на до- бавленную стоимость"). Налоговая накладная должна составляться лицом, зарегистриро- ванным в качестве плательщика налога. Порядок оформления и выдачи налоговой накладной, а также круг лиц, имеющих право выписывать налоговую накладную, установлены пунктом 7.2 Закона и Порядком за- полнения налоговой накладной (см. "Бухгалтер" N21-22'98 с. 24-29), а вопросы регистрации - Положением о Реестре плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденным приказом ГНАУ от 27.05.97 г. N 149 и зарегистрированным в Минюсте 11.06.97 г. за N 216/2020. Для подстраховки покупатель при оформлении договора или полу- чении налоговой накладной может потребовать у продавца копию ре- гистрационного свидетельства плательщика НДС. Согласно п. 1 Положения о Реестре плательщиков НДС "Реестр плательщиков налога на добавленную стоимость - это автоматизированная система сбора, накопления и обработки дан- ных о лицах, которые согласно Закону Украины "О налоге на до- бавленную стоимость" (п. 1.3 Закона - авт.) обязаны осущес- твлять удержание и внесение в бюджет налога, уплачиваемого покупателем". Уплатив налог продавцу (зарегистрированному в установленном порядке в качестве плательщика налога) за приобретенные мате- риальные ценности (работы, услуги), покупатель не несет ответ- ственности за дальнейшее перечисление этого налога в бюджет. В противном случае речь должна идти об ответственности налогопла- тельщика за нарушение налогового законодательства другим суб ектом хозяйствования, а это противоречит статье 11 Закона Украины "О системе налогообложения". Создание Реестра плательщиков НДС и выдача каждому зарегис- трированному плательщику регистрационного свидетельства направлены в том числе и на предотвращение деятельности незарегистрированных (фиктивных) структур. А обязательное размещение продавцом копии регистрационного свидетельства в местах заключения договоров, оформления документов на отпуск и в других помещениях является способом дополнительного контроля со стороны покупателя и дает, на наш взгляд, достаточные основания для безбоязненного вступления в договорные отношения с продавцом как с официально зарегистрирован- ным плательщиком НДС. Законодательство не содержит норм, обязывающих налогопла- тельщика принимать еще какиелибо меры для проверки существующих и потенциальных контрагентов. Нет в нем и предписания не признавать НК по товарам (работам, услугам), полученным от поставщика, допус- тившего нарушение налогового законодательства. Признание же налоговой накладной недействительной по пункту 5 Порядка заполнения налоговой накладной вызывает большие сомнения, поскольку сам Закон об НДС ничего подобного не содержит. Так что здесь мы имеем дело с "инициативой" авторов Порядка, нарушающей закон. Не входят в обязанности покупателя и вопросы проверки досто- верности учредительных документов. В соответствии с Положением о государственной регистрации суб ектов предпринимательской деятель- ности, утвержденным Постановлением КМУ от 25.05.98 г. N740, эта обязанность возложена на государственные органы, осуществляющие их регистрацию, но никак не на юридические лица, вступающие с такими суб ектами в договорные отношения. Весомым аргументом при отстаивании в налоговой инспекции вы- шеизложенной точки зрения может послужить арбитражная практика, сложившаяся по данной категории дел (в "Бухгалтере" N23'98 на с. 9 опубликовано одно из подобных решений). Анализ арбитражных разби- рательств позволяет сделать следующий вывод. По итогам встречных проверок налоговые органы, не признавая сомнительные, на их взгляд, договоры и применяя в конечном итоге штрафные санкции, превышают свои полномочия, поскольку признание договора недействи- тельным - прерогатива суда (****). Здесь нелишне напомнить письмо ГНАУ от 15.07.98 г. N 8460/10/23-1111, подписанное Н. Азаровым. В нем Председатель ГНАУ подтвердил, что основанием для признания неправомерности отнесения на валовые затраты уплаченных сумм и в налоговый кредит сумм НДС у предприятий, непосредственно имевших отношения с фиктивными ком- мерческими структурами, является решение арбитражного суда о приз- нании недействительными соглашений (договоров) между предприятиями и такими структурами. ------------------------------------------------------------------ (*) См. "Бухгалтер" N 15'98, с. 8-9. (**) См. "Бухгалтер" N 10'98, с. 8. (***) См. "Бухгалтер" N 24'98, с. 4. (****) На это же обращает внимание и С. Теньков в газете "Все о бухгалтерском учете" N 14/99 (с. 30). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" N 4/99, стр. 12 февраль 1999 г. [01.02.99] Валерій Дорошенко