Мы не возражаем против обязательств, а они пусть не  возражают
        против кредита.  Налоговый кредит при реализации 
                    непроизводственных фондов

------------------------------------------------------------------

    Рассмотрим некоторые вопросы обложения НДС операций по продаже
непроизводственных фондов. Здесь возможны две ситуации.
    Первая - когда реализуемые непроизводственные фонды приобрете-
ны до вступления в силу Закона об НДС от 03.04.97 г. ( 168/97-ВР )
(то есть до 01.10.97 г.). Эта ситуация особого интереса для нас не
представляет. В условиях действия Закона об НДС объектом налогооб-
ложения является вся цена продажи (в некоторых случаях  -  обычная
цена), а не разница между продажной и остаточной стоимостью  таких
фондов, как это было при НДСном Декрете.  НДС, уплаченный  (начис-
ленный) при приобретении таких фондов, в свое время не был отнесен
на расчеты с бюджетом (в д-т 68), да и сейчас ни под каким  соусом
из бюджета не возместится и налоговые обязательства  не  уменьшит.
Так что здесь плательщик "попадает" на все 20% от цены продажи.
    Гораздо интереснее вторая ситуация - когда  непроизводственные
фонды  приобретены уже при действии Закона об НДС.  В этом  случае
при их продаже должны возникать и налоговые обязательства, и нало-
говый кредит, в который войдет НДС,  уплаченный  при  приобретении
(улучшении) этих фондов (если, конечно, вы еще не  потеряли  соот-
ветствующую налоговую накладную).
    Правомерность включения в налоговый  кредит  НДС,  уплаченного
при  приобретении, подтверждается, в частности, нормами последнего
абзаца  п/п. 8.1.4  Закона  О Прибыли ( 283/97-ВР ), регулирующего  
налогообложение  продажи  непроизводственных  фондов. Там указано, 
что сумма расходов на приобретение  (улучшение) непроизводственных  
фондов  при их продаже  включается в валовые затраты. А раз возни-
кают валовые затраты - значит, автоматически должно  возникнуть  и  
право на налоговый кредит.
    Однако для реализации этого права должны быть соблюдены  усло-
вия,  приведенные в п/п. 7.4.1 Закона об НДС, то есть  этот  налог
должен быть уплачен (начислен):
    - либо в связи с приобретением товаров (работ,  услуг),  стои-
мость которых включается в состав валовых затрат;
    - либо в связи с приобретением (сооружением) ОФ и НМА,  подле-
жащих амортизации.
    Здесь необходимо небольшое отступление по поводу термина "неп-
роизводственные фонды" в увязке с термином "товары".
    Напомним, что согласно п. 1.11 Закона об НДС этот Закон опери-
рует,  в частности, терминами "товары" и "основные фонды" в значе-
ниях, определенных Законом О Прибыли.  Понятие "товары" раскрыто в
п. 1.6 Закона О Прибыли:
    "Товары - материальные и нематериальные активы, а также ценные
бумаги и деривативы, используемые в любых операциях, кроме  опера-
ций по их выпуску (эмиссии) и погашению".
    Естественно, ценные бумаги, деривативы и НМА нас здесь не  ин-
тересуют, а в "материальные активы" в соответствии с п. 1.1 Закона
О Прибыли входят основные фонды и оборотные активы.
    Определение термина "основные фонды" приведено  в  п/п.  8.2.1
Закона  О Прибыли, и непроизводственные фонды  в  это  определение
никак  не  вписываются (сам же  термин "непроизводственные  фонды"
определен отдельно в п/п. 8.1.4 Закона О Прибыли).
    Что такое "оборотные активы" - в Законе О Прибыли  не  сказано
вообще, однако  непроизводственные фонды и в эту категорию явно не
попадают, поскольку  их регулярная "оборачиваемость" -  в принципе
под большим сомнением. {1}
    Похоже, здесь мы имеем дело с очередной небрежностью законода-
телей. По нашему, мнению, непроизводственные фонды должны попадать
и в материальные активы (ведь их материальность ни у кого сомнения
не вызывает) и, соответственно,  в товары  (в  широком  смысле, то
есть в понимании п. 1.6 Закона О Прибыли).
    Если же  считать, что  непроизводственные  фонды  не  являются
"товарами", то следует говорить о том, что их продажа  вообще  НДС
не облагается, так как согласно п/п. 3.1.1 Закона об НДС  объектом
обложения  этим  налогом  являются  операции  по  продаже  товаров
(работ, услуг).
    Но мы - не сторонники такого формального подхода (это  -  "за-
пасной  вариант" уж на самый крайний случай) и будем  исходить  из
того, что непроизводственные фонды при их реализации под  НДС  всё
же попадают.  Но тогда к ним вполне можно применить вышеупомянутую
норму п/п. 7.4.1 Закона об НДС, относящуюся к товарам.
    Таким образом, имеем оба фактора,  необходимых  для  получения
права  на налоговый  кредит:  наличие  "товаров"  и  включение  их
стоимости в валовые затраты.
    Некоторые проблемы могут возникнуть, когда операции по  приоб-
ретению  (сооружению) и продаже непроизводственных фондов  отстоят
во времени более чем на год, то есть когда налоговая накладная  на
"входной" НДС по этим фондам лежит больше года.  Здесь  инспектор,
согласившись принципиально с отнесением "входного" НДС в налоговый
кредит, может заявить,  что  в  данном  конкретном  случае  "поезд
ушел", и отказать в налоговом кредите со ссылкой на Декрет КМУ  от
21.01.93 г. № 8-93 "О взыскании  не внесенных  в  срок  налогов  и
неналоговых платежей" ( 8-93 ) (см. "Бухгалтер"  № 5'2000,  с. 48-
50)  и  консультацию  ГНАУ  из "Вiсника податкової служби України"
№ 24/2000 (см. "Бухгалтер" № 23'2000, с. 68-69).
    Но заметим, что и в ст. 10 Декрета, и в упомянутой  консульта-
ции  речь  идет  о возврате  именно  неправильно  уплаченных  сумм
налогов и неналоговых платежей (такой возврат производится в самом
деле не более чем за 1 год до выявления  неправильной  уплаты).  В
нашем же случае никакой  неправильной  уплаты  нет. Напротив, есть
последовательное и правильное применение норм Законов О  Прибыли и
об НДС.  Поэтому мы считаем, что в случае продажи непроизводствен-
ных  фондов,  приобретенных  после 01.10.97 г.,  плательщик  имеет
право на включение "входного" НДС в налоговый кредит  при  наличии
налоговых  накладных  независимо  от давности  приобретения  таких
фондов.
    В декларации по НДС эта сумма, по нашему мнению, должна  отра-
жаться по 16-й (корректировочной) строке со знаком  "+"  {2},  при
этом  в расчете корректировки (приложение 2 к декларации) в  графе
"Корректировка  налогового  кредита..." делается  запись  типа  "в
связи с продажей непроизводственных фондов и включением  стоимости
их приобретения в валовые затраты".
    Причем в данном  случае  использование  корректировочной  16-й
строки  говорит не об исправлении ранее допущенной ошибки  (непра-
вильной уплате налога), а об изменившихся  условиях  налогообложе-
ния.
    Можно, например, провести аналогию со случаем применения  16-й
строки, когда "основные/нематериальные фонды, являющиеся объектами
амортизации, используются  интенсивнее  для  проведения  операций,
подлежащих налогообложению". {3}
    Ведь в этой ситуации тоже нет речи о неправильной уплате НДС в
тот  период, когда "входной" НДС по этим активам впервые  попал  в
налоговый учет.
    Напомним также, что при продаже любых, а  не  только  непроиз-
водственных  фондов в случаях, упомянутых в  п.  4.2  Закона,  для
расчета НДС должны применяться обычные цены.
    И напоследок еще одно лирическое отступление - по поводу обыч-
ности  цен  для налога  на прибыль.  Напомним,  что в "Бухгалтере"
№ 20'2000  на с. 20-21  говорилось,  что  для  расчета  налога  на
прибыль при продаже  основных  фондов  должны  применяться  только
продажные  цены,  а обычные  цены там вообще  не  работают.  Такой
вывод был сделан на основании норм п. 7.5, а также  п/п.  8.4.3  и
8.4.4 Закона О Прибыли, где употребляются формулировки  "стоимость
продажи" и "выручка от продажи" основных фондов и нет даже намеков
на обычные цены. Тот факт, что непроизводственные фонды описывают-
ся  в той же ст. 8, что и ОФ, иногда сбивает с толку плательщиков,
которые по этой причине пребывают в  уверенности,  что  в  случаях
продажи непроизводственных фондов по бартеру, связанным лицам  или
неплательщикам налога на прибыль обычные цены тоже не применяются.
    Однако упомянутые нормы (п. 7.5, п/п. 8.4.3 и 8.4.4) на опера-
ции  с непроизводственными фондами вообще не  распространяются.  В
этих пунктах везде употребляется термин "основные фонды", который,
как мы уже говорили,  к  непроизводственным  фондам  отношения  не
имеет. Отражение в налоговом учете продажи непроизводственных фон-
дов регулируется последним абзацем п/п. 8.1.4  Закона,  а  тот,  в
свою очередь, хорошо стыкуется с нормами п/п. 7.1.1 и 7.4.1  Зако-
на, регулирующими исчисление по обычным ценам доходов  от  продажи
товаров  по бартеру,  связанным  лицам  или неплательщикам  налога
на прибыль {4} (если,  конечно, считать  непроизводственные  фонды
"товарами" - см. выше).

    {1} Такой вывод подтверждается и бухучетным определением  тер-
мина "оборотные активы" (см. п.4 П(С)БУ 2).
    {2} В тех редких случаях, когда и приобретение, и продажа неп-
роизводственных  фондов произошли водном отчетном периоде,  "вход-
ной" НДС по ним должен сразу отразиться по строке 10.1 декларации.
    {3} См. п/п. 5.8.1 Порядка заполнения и представления  налого-
вой декларации по налогу на добавленную стоимость на с. 24 настоя-
щего выпуска.
    {4} Кстати, уже и при продаже производственных ОФ ГНАУ (напри-
мер, в письме от 14.11.2000 г.  № 7760/5/15-1116 ( v7760225-00 ) -
см. "Бухгалтерскую газету" № 51'2000, с. 8) допускает применение в
соответствующих случаях обычных цен. Мы, разумеется, считаем такой
подход неверным.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 24/00, стр. 56
[15.12.2000]
Алексей Павленко

------------------------------------------------------------------