При заполнении налоговой декларации по НДС  из-за  технической
    ошибки по строке 2"а" был завышен  объем  экспортных  операций
    за отчетный период. Эта же сумма была перенесена в стр. 3 при-
    ложения 3 к декларации для использования в расчете экспортного
    возмещения.  В результате сумма, заявленная к экспортному воз-
    мещению, оказалась завышенной. Налоговая инспекция при провер-
    ке насчитала на величину завышения 100%-ный  штраф.  Правильно
    ли поступила налоговая ?

    * * *

    Скорее всего, сотрудники налоговых  органов  руководствовались
при проверке нормой части 2 ст. 17 Указа Президента от 07.08.98 г.
№ 857/98  "О некоторых  изменениях  в  налогообложении" ( 857/98 )
(далее - Указ):
    "В случае если по результатам проверки выявляется факт завыше-
ния суммы  бюджетного возмещения, заявленного в налоговой деклара-
ции, сумма такого завышения  считается  суммой  налогового  обяза-
тельства, сокрытой от налогообложения.  Если в  результате  такого
завышения получено бюджетное возмещение, плательщик  налога  приз-
нается  уклоняющимся  от  налогообложения  и  к  нему  применяются
санкции в соответствии с законодательством".
    Данную норму ГНАУ продублировала в Инструкции о порядке приме-
нения  и  взыскания финансовых  санкций  органами  государственной
налоговой  службы {1} ( z0127-95 ) (далее - Инструкция),  внеся  в 
нее  приказом  от 01.12.98 г.  № 587 ( z0288-99 )  новый  пункт 6. 
Абзац 2 этого пункта гласит:
    "Если плательщиком налога завышаются суммы бюджетного возмеще-
ния,  заявленного в налоговой декларации о налоге  на  добавленную
стоимость, то орган государственной налоговой службы по  результа-
там проверки применяет к нему финансовую санкцию в виде  взыскания
однократного размера суммы такого завышения, а в случае повторного
нарушения в течение года после нарушения, установленного  предыду-
щей проверкой,- в двукратном размере  суммы  завышения  бюджетного
возмещения".
    Попробуем разобраться, подпадает ли рассматриваемое нами нару-
шение под действие вышеописанных  финансовых  санкций  (а  штрафо-
обильный Указ пусть всё и рассудит). Для наглядности воспользуемся
простым примером.
    Допустим, на предприятии объем операций, облагаемых по  ставке
20%, в отчетном периоде составил 50000 грн., плюс НДС  10000  грн.
(стр. 1  колонки "А" и  "Б"  декларации  по  НДС  соответственно).
Объем экспортных операций составил 6000 грн. (стр.  2"а"  деклара-
ции). Здесь при заполнении декларации и была допущена  техническая
ошибка: по данной строке  указана величина 16000 грн. (при том что
общий  объем  налогооблагаемых  операций  (стр. 2  приложения 3) -
56000грн. - указан правильно).  Сумма НДС, отнесенная  в  отчетном
периоде  в налоговый  кредит, составила 11000  грн.  (колонка  "Б"
стр. 17 декларации).
    В таком случае при заполнении раздела III декларации  "Расчеты
с бюджетом" получим следующее.
    Чистая сумма обязательств за отчетный период, показываемая  по
стр.  18"б", будет иметь отрицательное значение (-1000 грн.).  Эта
же сумма отразится по строке 21 и попадет в стр. 23"б"  декларации
как уменьшающая начисления по лицевому счету плательщика. Дальней-
ший  расчет  сумм  бюджетного  возмещения  будет  осуществляться в
приложении 3 к декларации {2}.
    Итак, при правильном расчете в приложении было бы показано:

    - по стр. 1 гр. 4 (общая сумма НДС, задекларированная к возме-
щению (стр. 23"б" декларации)) - 1000 грн.;
    - по стр. 2 гр. 3 (общий объем операций за отчетный период)  -
56000 грн. (50 000 грн. + 6000 грн.);
    - по стр. З гр. З (объем экспортных операций) - 6000 грн.;
    - по стр. 4 (доля экспортной продукции в общем объеме продаж)-
10,7% (6000 грн. / 56000 грн.) х 100%);
    - по  стр. 5  гр. 4  (сумма  бюджетного возмещения) - 107 грн.
(1000 грн. х 10,7% / 100%).

    При неправильном расчете значения строк 3, 4 и 5  изменятся  и
составят соответственно: 16000 грн., 28,6% и 286 грн.
    Из нашего примера видно, что изменение величины,  показывающей
объем  экспортных операций по стр. 2 (6000 грн.- в первом варианте
и 16000 грн.- во втором), никак не влияет на общую сумму бюджетно-
го  возмещения  плательщика, указанную по  стр.  23"б"  декларации
(-1000 грн.). То есть объем экспортных операций в самой декларации
приводится справочно.
    Объем экспорта, недостоверно указанный в декларации, лишь  пе-
рераспределяет  величину дебетового сальдо по НДС между экспортным
(ускоренным - согласно ст. 8 Закона об НДС) и обычным (не ускорен-
ным) возмещением как составными частями общего бюджетного возмеще-
ния, не изменяя значения последнего в целом. Это наглядно видно из
нашего примера: ошибка не привела к завышению общей суммы заявлен-
ного в налоговой декларации бюджетного возмещения.  И в том,  и  в
другом случае она составляет -1000 грн. Значит, оснований для при-
менения финсанкций, установленных ст. 17 Указа и п.  6  Инструкции
(за завышение именно суммы бюджетного возмещения !), - нет.
    Посмотрим, что изменится, если на  момент  проверки  бюджетное
возмещение фактически состоялось.
    Напомним, что под словами "полученное  бюджетное  возмещение",
по нашему  мнению, следует понимать какое-либо из  указанных  ниже
действий:  перечислены  денежные  средства  на счет  плательщика в
учреждение банка; возмещаемый НДС засчитан полностью или  частично
в  счет будущих  платежей; на  сумму возмещения  уменьшены  другие
налоги и сборы. {3}
    Если бюджетное возмещение (ошибочно полученное раньше положен-
ного срока ) осуществлено путем зачета в счет будущих НДСных  пла-
тежей, то принципиального отличия  от  ситуации  с  несостоявшимся
возмещением нет, так как состояние взаимных  расчетов  между  пла-
тельщиком  и бюджетом не изменилось.  И в том, и в  другом  случае
возмещаемая сумма ожидает будущих начислений с целью их  компенса-
ции.
    Если же на счет плательщика были перечислены деньги или возме-
щение  произведено путем уменьшения задолженности по другим  нало-
гам и сборам - можно говорить  о  незаконном  отвлечении  денежных
средств из бюджета.
    В нашем примере допущенная ошибка приводит к экспортному  воз-
мещению  286 грн. вместо 107 грн. Значит, если возмещение получено
путем возврата денег или уменьшения налогов и сборов, то часть та-
кого возмещения в размере 179 грн. получена раньше предусмотренных
законодательством сроков.  Однако, на наш взгляд, штрафные санкции
в соответствии со ст. 17 Указа и  в  этом  случае  применяться  не
должны, поскольку предусмотрены они не за ускорение сроков бюджет-
ного возмещения, а за завышение его суммы. В нашем же случае вели-
чина возмещения осталась прежней - 1000 грн. (стр. 23"б").
    Для справки заметим, что если указанная ошибка выявлена  каме-
ральной проверкой при представлении отчетности, то штрафные  санк-
ции  применяться не должны вообще.  В этом случае инспектору нужно
руководствоваться не первой (штрафоопасной) частью ст. 17 Указа, а
второй  (либеральной),  согласно  которой  плательщика  наказывают
лишь пеней на доначисленную в результате корректировки сумму нало-
га.  Это  подтвердила и  ГНАУ  в  п. 56  приложения  к  письму  от
16.11.2000 г. № 15251/7/16-1201 {4}.
    И напоследок о том, есть ли основания  для  применения  админ-
штрафа  к должностному лицу, виновному в допущенной ошибке.  Право
налагать админштрафы (в размере от 5 до 10 необлагаемых минимумов)
предоставлено  органам  налоговой  службы  п. 11  ст. 11 Закона "О
государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ), если имеют
место занижение суммы налога, другого платежа,  сокрытие  (заниже-
ние)  объектов налогообложения, а также отсутствие  бухгалтерского
учета объектов налогообложения или ведение его с нарушениями уста-
новленного порядка, непредставление, несвоевременное представление
или представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов и
балансов, налоговых деклараций, расчетов, аудиторских  заключений,
платежных поручений и других документов, связанных с исчислением и
уплатой налогов, других платежей.
    Как видим, рассматриваемое нарушение не относится ни к  одному
из  перечисленных выше.  Заявления же о том, что в  данном  случае
декларация представлена не по установленной форме, на наш  взгляд,
неправомерны, поскольку декларация и  расчет  выполнены  на  стан-
дартных, утвержденных соответствующим  органом  бланках.  Следова-
тельно,  админштраф за  такого рода  нарушения  на должностных лиц
налагаться не должен.


    {1} Утверждена приказом ГГНИУ от 20.04.95 г. № 28  (см.  "Бух-
галтер" № 5'2000, с. 81).
    {2} О том, что для расчета экспортного (ускоренного)  возмеще-
ния временно, до утверждения специальной  формы,  будет  использо-
ваться  приложение 3,  ГНАУ  сообщила  в письме от  09.08.2000  г.
№ 10987/7/16-1121 (см. с. 74 настоящего выпуска).
    {3} Подробнее  об  этом - см.  "Бухгалтер"  № 20'98,  с. 28, и
№ 18'99, с. 12.
    {4} См. с. 18 настоящего выпуска.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 23/00, стр. 22
[01.12.2000]
Валерий Дорошенко