Фирма занимается изготовлением рекламной продукции и оказывает
    благотворительную помощь в  оформлении  города  в  праздничные
    дни. Как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом  учете
    затраты по производству, какие документы должны быть  оформле-
    ны?

    * * *

    - Согласно статье 42 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК)
"сделки могут совершаться устно  или в письменной  форме  (простой
или нотариальной)...".  Под сделками в ГК подразумеваются действия
граждан и организаций, направленные на установление, изменение или
прекращение гражданских прав или обязанностей. Статья 44 ГК указы-
вает на случаи, когда сделки должны совершаться в письменной  фор-
ме.  К таким сделкам, в частности, относятся сделки  государствен-
ных, кооперативных и других общественных организаций между  собой,
за исключением сделок, указанных  в статье 43 ГК.  В статье  43 ГК
идет речь о сделках, которые могут совершаться устно, за  исключе-
нием  сделок, для  которых  обязательность  соблюдения  письменной
формы установлена другими законодательными актами.
    Основным документом, который определяет правовые основы  регу-
лирования  организации и ведения  бухгалтерского  учета,  является
Закон Украины  "О бухгалтерском  учете и  финансовой  отчетности в
Украине"  от 16.07.99  № 996 ( 996-14 ) (далее - Закон).  Согласно
п. 1 ст. 9 Закона основанием для бухгалтерского учета  хозяйствен-
ных  операций  являются  первичные  документы,  фиксирующие  факты
осуществления хозяйственных операций.
    Под хозяйственной операцией в Законе понимается  действие  или
событие,  вызывающее изменения в структуре активов и  обязательств
и в собственном капитале предприятия.
    Согласно Закону первичные документы могут быть  составлены  на
бумажных  или машинных носителях и  иметь  следующие  обязательные
реквизиты:
    - название документа (формы);
    - дату и место составления;
    - наименование предприятия, от имени которого составлен  доку-
мент;
    - содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения
хозяйственной операции;
    - должности лиц, ответственных за осуществление  хозяйственной
операции и правильность ее оформления;
    - личную подпись или другие данные, дающие возможность иденти-
фицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной  опе-
рации.
    Таким образом, первичным документом является документ,  содер-
жащий  сведения  о  хозяйственной  операции  и  подтверждающий  ее
осуществление.  Информация, содержащаяся в  первичных  документах,
систематизируется  бухгалтером  на счетах  бухгалтерского учета  в
регистрах синтетического и аналитического учета.
    Рассмотрим, как отражаются в бухгалтерском учете  данные  пер-
вичных  документов.  Для этого, прежде всего, следует обратиться к
национальным стандартам бухгалтерского учета, которые в соответст-
вии с законом являются нормативно-правовыми  актами, определяющими
принципы  и методы  ведения  бухгалтерского  учета  и  составления
финансовой  отчетности.
    Согласно П(С)БУ № 15 "Доход" доход признается  при  увеличении
актива  или уменьшении обязательства,  обуславливающих  увеличение
собственного капитала, при условии, что оценка дохода  может  быть
достоверно определена.
    В свою очередь расходы в бухгалтерском  учете отражаются одно-
временно  с  уменьшением  активов  или  увеличением  обязательств,
которое  приводит к уменьшению собственного капитала  предприятия,
при  условии,  что  эти  расходы  могут  быть  достоверно  оценены
(П(С)БУ № 16 "Расходы").
    Таким  образом, руководствуясь  вышесказанным,  можно  сделать
вывод, что операцию по оказанию благотворительной помощи в бухгал-
терском  учете следует  признавать  расходами.  Исходя  из  этого,
данную операцию предлагаем в бухгалтерском учете отразить  следую-
щим образом:

|-|-------------|-------------------|----------------------------|
|№|    Дебет    |       Кредит      | Содержание операции        |
|-|-------------|-------------------|----------------------------|
|1|949 "Прочие  |20 "Производствен- |Отражены расходы, связанные |
| |расходы      |ные запасы",  22   |с оказанием услуг по оформ- |
| |операционной |"МБП", 66 "Расчеты |лению города                |
| |деятельности"|по оплате труда",  |                            |
| |             |65 "Расчеты по     |                            |
| |             |страхованию" и т.д.|                            |
|-|-------------|-------------------|----------------------------|
|2|949 "Прочие  |641 "Расчеты по на-|Начислен НДС на стоимость   |
| |расходы      |логам", субсчет    |бесплатно оказанных услуг   |
| |операционной |"Расходы с бюджетом|(если такая операция подле- |
| |деятельности"|по НДС"            |жит налогообложению)        |
|-|-------------|-------------------|----------------------------|
|3|- 641 "Расче-|- 631 "Расчеты с   |Методом "сторно" уменьшается|
| |ты по нало-  |отечественными     |налоговый кредит по НДС,    |
| |гам", субсчет|поставщиками"      |приходящийся на стоимость   |
| |"Расходы с   |                   |запасов, которые были       |
| |бюджетом по  |                   |использованы при бесплатном |
| |НДС"         |                   |оказании услуг              |
|-|-------------|-------------------|----------------------------|
|4|949 "Прочие  |631 "Расчеты с оте-|Отсторнированная сумма НДС  |
| |расходы опе- |чественными постав-|относится на расходы        |
| |рационной    |щиками"            |                            |
| |деятельности"|                   |                            |
|-|-------------|-------------------|----------------------------|
|5|791 "Резуль- |949 "Прочие расходы|Отражен финансовый результат|
| |тат основной |операционной дея-  |                            |
| |деятельности"|тельности"         |                            |
|-|-------------|-------------------|----------------------------|

    Прокомментируем приведенные бухгалтерские проводки:
    1. Как уже было сказано выше, по-нашему мнению, в  бухгалтерс-
ком учете хозяйственную операцию по предоставлению благотворитель-
ной помощи в виде оказания бесплатной услуги следует рассматривать
как расходы.
    Несколько  сложнее  будет с отражением  расходов,  связанных с
бесплатным  оказанием  услуг,  в  составе  валовых  расходов. Так,
согласно  п. 5.1 Закона  Украины "О налогообложении  прибыли пред-
приятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (далее - Закон о
прибыли) валовые  расходы  производства и обращения - сумма  любых
расходов плательщика в денежной, материальной  или  нематериальной
формах, осуществляемых как компенсация стоимости  товаров  (работ,
услуг), которые приобретаются (изготавливаются) таким плательщиком
налога для их дальнейшего  использования  в  собственной  хозяйст-
венной  деятельности.  Под  хозяйственной  деятельностью  в Законе
о  прибыли  понимается  любая  деятельность  лица, направленная на
получение  дохода  в  денежной,  материальной  или  нематериальной
формах, в случае, если  непосредственное  участие  такого  лица  в
организации  такой деятельности является регулярным, постоянным  и
существенным.  Следовательно,  расходы  предприятия,  связанные  с
оказанием благотворительной помощи, не включаются в состав валовых
расходов.
    2. Согласно п. 4.2 Закона Украины  "О  налоге  на  добавленную
стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ) (далее - Закон
о НДС)  операции  по  бесплатной  передаче товаров  (работ, услуг)
являются объектом налогообложения.  Исключение составляют операции
по оказанию благотворительной помощи, а именно, бесплатному оказа-
нию  органам  государственной  власти  Украины,  органам  местного
самоуправления  и  созданным  ими  учреждениям  или  организациям,
которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов  (п.п.
5.1.21 Закона о НДС), в целях их непосредственного использования в
благотворительных целях.
    3. Согласно п.п. 7.4.1 Закона о НДС в налоговый  кредит  вклю-
чаются  суммы налогов, начисленных (уплаченных) в связи с приобре-
тением  товаров (работ, услуг),  стоимость  которых  включается  в
состав валовых расходов. Следовательно, на сумму НДС, приходящуюся
на стоимость запасов, которые  были  использованы  при  бесплатном
оказании услуг, следует откорректировать налоговый кредит в сторо-
ну уменьшения.
    Напоследок хотим напомнить о существовании п.п. 5.2.2  и  п.п.
5.4.4  Закона о прибыли.  Согласно п.п. 5.2.2 стоимость имущества,
добровольно перечисленного (переданного) в Государственный  бюджет
Украины или бюджеты территориальных общин, неприбыльным  организа-
циям, определенным в пункте 7.11 Закона (к к которым, в частности,
относятся и органы местного самоуправления), включается  в  состав
валовых расходов, но не более 4% налогооблагаемой прибыли предыду-
щего отчетного периода.
    Надеемся, этот подпункт Закона натолкнет  вас  на  мысль,  как
составить  документ, чтобы стоимость материалов включить в  состав
валовых  расходов (пусть  даже  в размере  4%  от налогооблагаемой
прибыли предыдущего отчетного периода).  Сумма НДС,  которая  была
начислена (уплачена) на такие материалы при  их  приобретении,  не
будет подлежать корректировке.
    Согласно п.п.5.4.4 расходы на бесплатное предоставление  услуг
в  рекламных целях включаются в состав валовых расходов в  размере
2% от налогооблагаемой прибыли плательщика  налога  за  предыдущий
отчетный (налоговый квартал).  Следовательно,  если  у  вас  будет
подтверждение, что оформление города происходит в рекламных  целях
(подтверждением может служить соответствующий приказ  руководителя
и другие документы), вы имеете право увеличить свои валовые расхо-
ды в размере 2% от налогооблагаемой прибыли плательщика налога  за
предыдущий отчетный (налоговый) квартал.


------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
№ 05/01, стр. 20
[02.02.2001]
Л.Разгонова, О.Рубитель
Директор, эксперт АФ "Альфа"
------------------------------------------------------------------