Оно-то хотя и конечно, однако же наоборот будет еще верней...

                       Борис, ты не прав!

------------------------------------------------------------------

    Хотелось бы  выступить  от  имени  тех,  кто  "идет  в  ногу".
    Попробуем объяснить, почему по  данному вопросу у нас возникло
"трогательное единство" со специалистами налоговых органов.
    Действительно, согласно п. 1.31 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР )
(далее - Закон) продажей товаров (работ, услуг) считаются и опера-
ции по бесплатному их предоставлению.
    В соответствии с п/п. 5.2.1 Закона расходы, понесенные в связи
с продажей продукции (работ, услуг), включаются в  состав  валовых
затрат - здесь тоже нет возражений.
    Однако указанных  пунктов для  безусловного перехода  в лагерь
сторонников  Б. Мельника, на наш взгляд, недостаточно. И вот поче-
му.
    Обратим внимание на п. 5.1 Закона.  Он устанавливает,  что  на
валовые затраты  попадают расходы, которые осуществляются платель-
щиком в  качестве  компенсации  стоимости  товаров (работ, услуг),
приобретаемых (изготовляемых) для их  последующего использования в
своей хозяйственной деятельности.
    В связи с этим уместно будет вспомнить определение хозяйствен-
ной деятельности. Пункт 1.32 Закона считает таковой любую деятель-
ность, направленную на получение дохода.
    Теперь сравним п. 5.1 и п/п 5.2.1 Закона. По нашему мнению, п.
5.1 является нормой, которая занимает, условно говоря, более высо-
кую ступень в иерархии правил, чем п/п. 5.2.1.
    Пункт 5.1 можно  назвать  принципом,  концептуальным  стержнем
всей статьи 5  Закона,  то  есть  положением,  которое  определяет
направленность всех остальных норм, посвященных валовым  затратам.
Поэтому все  остальные пункты и  подпункты ст. 5 следует восприни-
мать, изначально проникнувшись идеологией п. 5.1.
    Суть же этой идеологии состоит в том, чтобы в валовые  затраты
принимать лишь  те  расходы,  которые  непосредственно  связаны  с
хозяйственной деятельностью, то  есть  направлены  на  последующее
получение дохода.
    Так что п/п. 5.2.1 необходимо читать  сквозь  призму  п.  5.1:
условие связи с хоздеятельностью, то  есть  с  получением  дохода,
образно говоря, вынесено за, скобки, но отнюдь не  проигнорировано
авторами Закона при написании данного подпункта.
    Мы осознаем, что дух (идеология)  Закона  -  категория,  мягко
говоря, не самая четкая.  И хотя теоретически он (она) пронизывает
каждую норму Закона, тем не менее будет полезным найти  проявление
его (ее) сущности в самих нормах.  В противном случае можно с  тем
же успехом заявлять о наличии в Законе противоположной идеологии -
об отсутствии обязательной связи с хозяйственной деятельностью.
    По нашему мнению, косвенно принцип связи расходов с получением
дохода подтверждается нормами п/п. 5.2.2 и 5.4.4 Закона.
    В п/п. 5.2.2 говорится, что включается в состав валовых затрат
стоимость  имущества,  добровольно  переданного  в  Госбюджет,   в
местные бюджеты и неприбыльным организациям, но не  более  четырех
проценнов от налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного перио-
да (как недавно разъяснили - квартала).
    П/п.  5.4.4 ограничивает валовые затраты по подаркам в реклам-
ных целях двумя процентами - тоже от прибыли предыдущего квартала.
    Исходя из того что Закоа  О  Прибыли,  очевидно,  писался  его
разработчиками в  здравом  уме  и  твердой  памяти  и  предполагая
наличие у них неких концептуальных идей, которым они  следовали  в
процессе  законотворчества, сложно себе представить, что разработ-
чики, разрешив  в  п/п. 5.2.1  Закона  включать в  валовые затраты
стоимость  товаров, которые будут бесплатно  предоставлены кому-то
плательщиком налога, в следующих, подпунктах решили ограничить ва-
ловые затраты именно по бесплатным передачам в благотворительных и
рекламных целях.
    При таком  предположении  получается,  что  в  то  время,  как
стоимость подарков по общему правилу идет на валовые  затраты  без
ограничении, рекламные и благотворительные (!)  подарки  почему-то
дискриминируются.
    Традиционный же взгляд на проблему ставит всё на  свои  места:
по общему правилу расходы в размере стоимости подарков  в  валовые
затраты не включаются как не связанные с хоздеятельностью, и  лишь
в качестве  исключения  этот  вид  расходов  -  если  имеет  место
благотворительность  или реклама - при соблюдении всех требований-
ограничений в валовые затраты попадет.
    (Здесь нам видится лишь один контраргумент: в случае рекламы и
благотворительности  Закон - де разрешает дважды увеличивать вало-
вые  затраты, а по общему  правилу (при  "стандартном"  бесплатном
предоставлении товаров) плательщик вправе претендовать лишь на од-
ни валовые затраты.
    Мы, тем не менее,  не  готовы  признать,  что  одна  и  та  же
стоимость может пройти по статьям затрат дважды - вначале по  п/п.
5.2.1, а затем по п/п. 5.2.2 или 5.4.4. Слишком уж это экзотично.)
    Так что мы бы предпочли все-таки не включать в валовые затраты
стоимость бесплатно переданных товаров.
    Другой аспект данной проблемы: нужно или не  нужно  передающей
стороне увеличивать валовые доходы при  бесплатном  предоставлении
товаров?
    В этом месте, кстати, ряды специалистов, до сих пор шагавших в
ногу, разделяются, образуя две колонны.
    В первой идут сторонники  отражения  валового  дохода,  в  том
числе  налоговики,  которые,  естественно,  не  возражают   против
увеличения валового дохода у передающей стороны.  Более того,  они
настоятельно рекомендуют такое действие.  Например, в письме  ГНАУ
от 23.10.2000 г. № 5837/6/15-1116 ( v5837225-00 ) (см. "Бухгалтер"
№ 21'2000, с.13) сообщается, что

    "плательщик налога, предоставляющий  такие товары (работы, ус-
    луги), увеличивает свои валовые доходи на сумму бесплатно пре-
    доставленных  товаров (работ, услуг) в соответствии с подпунк-
    том 4.1.1 Статьи 4 Закона о налоге на прибыль".

    Чтобы убедить вас в неединичности  подобных  взглядов, сошлем-
ся также  на  консультацию в  "Вестнике налоговой службы  Украины"
№ 5'2001 (с. 14).
    Мы с таким подходом, разумеется, не согласны, о  чем  заявляли
еще в "Бухгалтере" № 9'98 на с. 30-31.
    Кроме того, мы предупреждали: максимум,  чего  могут  добиться
налоговики, настаивая на  включении  в  валовые  доходы  стоимости
бесплатно переданных товаров, - это увеличения валовых  доходов на
0.
    Дело в том, что общепризнанным  (хотя  буквально  нигде  и  не
закрепленным) является  правило,  по  которому  валовой  доход  от
продажи товаров, работ, услуг (то есть то, что  считается  валовым
доходом по  п/п. 4.1.1) определяется исходя из договорной (продаж-
ной) цены. Исключения, когда  вместо договорной цены  используется
цена не ниже  обычной, установлены лишь в  специальных подпунктах:
7.1.1 (продажа по бартеру), 7.4.1 (продажа связанным лицам), 7.4.3
(продажа  юридическому  лицу - неплательщику налога на прибыль). И
поскольку при  бесплатной передаче  договорная цена равна нулю, то
по общему правилу данная операция приводит к возникновению валовых
доходов именно в такой сумме. Иначе говоря, к их отсутствию.
    Кстати,  в  очередной  раз  обращаем  внимание    налоговиков:
преследуя цель заставить бесплатно  передающего  отразить  валовой
доход,  они  теряют  больше.  Ведь  ответным  шагом  будет  вполне
логичное  включение  плательщиком   стоимости    этих    бесплатно
переданных товаров в валовые затраты.  Как ни крути,  но  в  таком
случае от бесплатной  передачи  валовой  доход  был-таки  получен!
(Хотя и равный расходам.) Следовательно, товары приняли участие  в
хозяйственной деятельности. А значит, выполнено условие не  только
п/п. 5.2.1, но даже и п. 5.1 Закона О Прибыли.
    В результате в бюджет все равно  ничего  не  поступит  (доходы
равны затратам). И самое для нас (в смысле плетельщиков) приятное!
сохранив затраты, мы сохраняем тем самым налоговый кредит (условие
п/п. 7.4.1 Закона об  НДС  в  этом  случае  выполняется),  хотя  и
увеличиваем при этом на основании п. 4.2 Закона об  НДС  налоговые
обязательства по бесплатной продаже.  То есть  в  итоге  налоговый
кредит будет равен налоговым обязательствам.
    Если же - как считает вторая колонна специалистов,  к  которой
относимся и мы, - не искать доходов там, где  их  нет, и  признать
отсутствие затрат (опираясь на п. 5.1 Закона), то у плательщика не
будет и налогового кредита. А вот налоговые обязательства согласно
п. 4.2 Закона об НДС никто не отменит.  Следовательно,  при  таком
подходе будут налоговые обязательства без налогового кредита.
    Так что фискалите вы  "против себя" (в смысле - супротив инте-
ресов бюджета), уважаемые работники ГНАУ.

    ---------------

    В завершение хотелось бы отметить следующее.  Безусловно,  все
вышесказанное  нужно рассматривать  исключительно как наше профес-
сиональное суждение и ни в коем  случае не как  предложение с ходу
отвергнуть подход Б. Мельника.
    Дело в том, что  отечественное  законодательство  иногда  (или
чуть чаще) дает основания  сомневаться  в  его,  законодательства,
системности, логичности, а то и вовсе в наличии в нем каких бы  то
ни было идеологий или четких принципов.
    Удивительное дело!  Б. Мельник - весьма квалифицированный спе-
циалист, профессионально занимающийся налоговым консультированием,
мы - тоже вроде бы не дилетанты. Тем не менее наши выводы - совер-
шенно противоположны. При  этом нельзя сказать, что  какая-либо из
позиций не основана на нормах  Закона или демонстрирует грубый во-
люнтаризм.
    А разве это единственное место,  вызывающее  споры  в  Законе?
Вспомните проблему определения даты увеличения валовых  доходов  и
затрат из-за неясности терминов "отгрузка" и "оприходование"  (см.
"Бухгалтер" № 4'2001, с. 19-23), сложности с порядком  распределе-
ния доходов и затрат между  предприятием и  филиалом (см. "Бухгал-
тер" № 3'2001, с. 39-41 ), проблему  с курсовыми  разницами по ва-
лютным кредитом, недоразумения с возвратной  финпомощью, трудности
с отражением доходов и затрат  по векселям, непонятности с началом
и концом  амортизации ОФ, ребусы с заполнением "прибыльной" декла-
рации нарастающим итогом и т.д. -  список можно  продолжать и про-
должать. А ведь есть еще и "белые пятна" в Законе об НДС!
    В связи с этим уместно будет привести цитату из решения одного
из английских судов, вынесенного еще в 1671 году:

    "Закон, которому  человек не может ни подчиняться, ни действо-
    вать в соответствии с ним, не имеет  силы и не  является зако-
    ном; невозможно  подчиняться противоречиям  или  действовать в
    соответствии с ними".{1}

    Любопытной в этом плане является и  практика  Верховного  Суда
США, который (уже в ХХ веке) неоднократно  аннулировал обвинитель-
ные приговоры по  уголовным делам, поскольку  закон,  на основании
которого был вынесен тот или иной приговор, оказывался недостаточ-
но четким. Как пишут  американские юристы, осуждение  на основании
нечеткого закона  посягав на моральные и политические идеалы поло-
жения о надлежащем судебном процессе.
    Во-первых, такое осуждение ставит  гражданина в несправедливую
позицию, когда он вынужден или действовать на свой страх  и  риск,
или согласиться на более жесткое  ограничение своей жизни, чем то,
- которое, возможно, было санкционировано законодательной властью.
А модель, при которой гражданин  должен исходить из наихудшего ва-
рианта, является неприемлемой.
    Во-вторых, оно предоставляет госорганам возможность заниматься
правотворчеством путем выбора той или иной возможной интерпретации
закона уже после факта событий.{2}
    Жаль, что к таким выводам до сих пор (все-таки XXI век на дво-
ре!) не пришли в Украине.{3} Думаем, что в  цивилизованной  стране
за нарушение  Закона О Прибыли  в его  украинском  исполнении суды
просто  отказались бы штрафовать  плательщиков, ибо нельзя штрафо-
вать за нарушение сплошного противоречия.
    Может быть, тогда принцип  верховенства права, пока лишь укра-
шающий  ст. 8 Конституции, наконец наполнился бы реальным содержа-
нием и нашел применение в жизни.

{1} Цит. по: Фуллер Лон Л.  Мораль права / Пер. с англ. - К,: Сфе-
    ра, 1999.- С. 38.
{2} Дворкiн Рональд. Серйозний погляд на права / Пер. з англ.- К.:
    Основи, 2000.- С. 315.
{3} Впрочем, можно отметить, что нечто подобное народные избранни-
    ки и попытались закрепить в Законе "О порядке погашения обяза-
    тельств плательщиков налогов перед бюджетами и государственны-
    ми целевыми фондами".  Но вот подпишет ли данный  Закон Прези-
    дент?
    Ходят слухи, что уж  больно эти нормы не нравятся налоговикам.
    Хотя в своих интервью  высокопоставленные  чины из ГНАУ  любят
    проникновенно порассуждать о том, что  плательщик, дескать, не
    должен  страдать из-за  противоречий и запутанности  законода-
    тельства. Попутно  эти  деятели  не  забывают  заклеймить  тех
    (правда, безымянных) товарищей, которые  с данным утверждением
    не согласны, и заявить, что  указанная  проблема  очень сильно
    волнует если и не всю ГНАУ, то уж их лично - вне всяких сомне-
    ний. Ну и завершается все это обычно словами об усилиях, кото-
    рые они приложат, не щадя, простите, живота своего...

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№5/01, стр. 32
[01.02.2001]
Станислав Погребняк
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------