Согласно Указу Президента Украины от 24.11.94 № 698/94 в целях компенсации гражданам обесцененных вкладов в учреждениях Сбербанка Украины и бывшего Укргосстраха установили, что гражданам Украины на сумму индексации выдаются компенсационные сертификаты (далее - КС). В п. 2 определено, что КС имеют сво- бодное обращение и используются для приватизации госимущества. Просим Вас дать ответы и разъяснения со ссылкой на конкретные статьи и пункты нормативных документов на следующие вопросы: 1. Подпадает ли покупка КС физическими лицами на вторичном рынке ЦБ с дальнейшей сдачей их на аукцион в целях приоб- ретения акций предприятий под действие п. 2 Указа Президента № 698/94 в части свободного обращения, т.е. имеют ли право фи- зические лица приобретать на вторичном рынке КС или в Указе говорится только о выдаче КС физическим лицам на сумму индек- сации. Если данная операция законна, то как согласно Закону должна быть оформлена сделка купли-продажи КС? Когда у физи- ческого лица появляется право собственности на приобретенные КС? 2. Является ли законной сделка по обмену по номиналу приобре- тенных на вторичном рынке КС через приватизационный аукцион на акции предприятий Украины и подпадает ли она под действие п. 2 Указа от 24.11.94 № 698/94 в части свободного обращения? 3. Возникают ли какие-либо обязательства перед бюджетом по подоходному налогу у физических лиц, если акции предприятий, полученные на аукционе в обмен на КС, приобретенные на вторичном рынке, такие физические лица продали юридическому лицу? Обязано ли предприятие удержать подоходный налог у физи- ческих лиц при выплате им денежных средств за приобретенные акции и направить в ГНИ справку по Форме-2, если у предприятия нет доказательств приобретения данных акций физическими лицами в обмен на их КС? 4. Обязаны ли физические лица, продавшие акции юридическому лицу, подать в ГНИ декларацию о доходах? Если да, то в течение какого периода и где в декларации они должны отразить сумму продажи? * * * 1. В соответствии с Указом Президента Украины "О компенсации гражданам Украины потерь от обесценивания денежных сбережений в учреждениях Сберегательного банка Украины и Укргосстраха" от 24.11.94 № 698/94 ( 698/94 ) в Украине была проведена индексация денежных сбережений граждан Украины в учреждениях Сберегательного банка Украины и бывшего Укргосстраха, а на сумму индексации выданы сертификаты. Пунктом 2 этого Указа предусмотрено, что сертификаты, которые выдаются на сумму индексации, обращаются свободно и используются для приватизации государственного имущества, за исключением це- лостных имущественных комплексов небольших государственных пред- приятий. При этом пунктом 3 Указа Кабинету Министров было, в част- ности, поручено совместно с Национальным банком Украины утвердить порядок выпуска, обращения и погашения сертификатов. Во исполнение Указа Президента Украины от 24.11.94 № 698 ( 698/94 ) Кабинет Министров 7 февраля 1996 года издал постановле- ние № 161 "О порядке обращения сертификатов, полученных гражданами Украины в качестве компенсации потерь от обесценивания денежных сбережений в учреждениях Сберегательного банка Украины и бывшего Укргосстраха" ( 161-96-п ), пунктом 1 которого установлено, что в отношении сертификатов, полученных гражданами Украины в качестве компенсации потерь от обесценивания денежных Сбережений (далее - компенсационных сертификатов), между любыми юридическими и физи- ческими лицами без ограничений и специального разрешения могут заключаться сделки по их покупке или продаже (по ценам, складываю- щимся свободно по договоренности между покупателем и продавцом), дарения и наследования. Таким образом, физические лица имеют право приобретать компен- сационные сертификаты (КС) на вторичном рынке КС. В соответствии со статьей 42 ГК УССР ( 1540-06 ) сделки могут совершаться устно или в письменной форме (простой или нотариаль- ной). Согласно статье 43 ГК УССР ( 1540-06 ) сделки, исполняемые при самом их совершении, могут совершаться устно, если иное не установлено законодательством. Статья 45 ГК УССР ( 1540-06 ) оговаривает, что несоблюдение требуемой законом формы сделки влечет за собой недействительность сделки лишь в том случае, если такое последствие прямо указано в законе. Поскольку законодательство не содержит требования совершения в письменной форме сделок по купле-продаже компенсационных сертифи- катов и тем более не содержит нормы о недействительности устных сделок купли-продажи компенсационных сертификатов, такие сделки могут совершаться в устной форме. В соответствии со статьей 128 ГК УССР ( 1540-06 ) право собст- венности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Передачей признается, в частности, вручение вещей приобретателю. Таким образом, если между физическими лицами совершается устная сделка по купле-продаже компенсационных сертификатов, то право собственности физического лица - покупателя на приобретенные КС возникает в момент их получения от физического лица - продавца. При этом право собственности на приобретенные КС подтверждается непосредственно владением (обладанием) такими КС. Для справки: статьей 49 Закона Украины "О собственности" ( 697-12 ) предусмотрено, что владение имуществом является право- мерным, если иное не будет установлено судом, арбитражным судом, третейским судом. А согласно статье 50 этого закона на требование о возвращении имущества из чужого незаконного владения устанавли- вается трехлетняя исковая давность. 2. В соответствии с пунктом 1.3 "Положения о порядке проведе- ния специализированных сертификатных аукционов за компенсационные сертификаты", утвержденного приказом Фонда государственного иму- щества Украины от 05.04.96 № 395 ( v0395224-96 ), специализирован- ный сертификатный аукцион за компенсационные сертификаты - это конкурентный способ продажи акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, физическим и юридическим лицам за компенсационные сертификаты. Пунктом 4.3 этого положения установлено, что одновременно с заявлением на приобретение акций на специализированном аукционе покупатель - физическое лицо подает компенсационные сертификаты на любую сумму, указанную в заявлении, в наличной форме, или перечис- ляет их в безналичной форме. Таким образом, приобретение акций за компенсационные сертифи- каты на специализированном аукционе соответствует действующему за- конодательству. 3. В соответствии с частью второй подпункта "з" пункта 1 статьи 5 Декрета Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 № 13-92 ( 13-92 ), с изменениями и дополне- ниями, в совокупный облагаемый налогом доход, полученный граждана- ми в период, за который осуществляется налогообложение, не вклю- чаются "доходы, полученные от отчуждения гражданами акций и дру- гих корпоративных прав, которые были приобретены гражданами в про- цессе приватизации в обмен на их приватизационные или компенса- ционные сертификаты, а также в пределах их льготного приобретения за собственные средства работниками приватизируемых предприятий и лицами, определенными статьей 25 Закона Украины "О приватизации имущества государственных предприятий". Таким образом, если компенсационные сертификаты, принадлежащие гражданину на праве собственности (в том числе приобретенные у других граждан по устным или письменным сделкам), были обменены на акции в процессе приватизации, а затем эти акции были проданы, то полученный от продажи акций доход не подлежит обложению подоходным налогом. Частью 4 статьи 13 Декрета КМУ "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ) установлено: "При осуществлении операций по купле-продаже акций и других корпоративных прав, кроме приобретенных в случаях, определенных пунктом "з" статьи 5 настоящего Декрета, надо необлагаемым доходом гражданина, в том числе зарегистрированного как субъект предприни- мательской деятельности, считается прибыль, то есть разница между доходом, полученным от продажи таких акций (других корпоративных прав) в течение отчетного года, и документально подтвержденными расходами на их приобретение, понесенными гражданином в течение отчетного года или предшествующих отчетному году. Прибыль, полу- ченная гражданином от операций купли-продажи акций и других корпо- ративных прав, по результатам отчетного года включается в состав его совокупного годового налогооблагаемого дохода и вносится им в бюджет в установленные сроки. При этом лицом, ответственным за внесение налога в бюджет, является такой гражданин". Таким образом, даже если предприятие не осведомлено об источниках приобретения физическим лицом акций, оно не имеет права удерживать подоходный налог с доходов граждан, получаемых ими от отчуждения акций. Пунктом "а" статьи 14 Декрета КМУ "О подоходном налоге с граждан" предусмотрено направление соответствующего сообщения в налоговую инспекцию только в случае удержания подоходного налога с гражданина. 4. В соответствии с частью 6 пункта 13 "Инструкции о подоход- ном налоге с граждан" ( z0064-93 ) по окончании календарного года граждане, получившие доход от продажи акций и других корпоративных прав, обязаны до 1 марта следующего года представить в налоговый орган по месту жительства декларацию о доходах вместе с копиями документов, подтверждающих расходы на приобретение акций. Налого- вые органы на основании полученных от граждан деклараций и сведе- ний, которые поступили от предприятий, учреждений, организаций о выплаченных гражданам суммах за купленные у них акции, определяют сумму налога, которую надлежит уплатить гражданину в бюджет по со- вокупному годовому доходу, учитывая расходы на предыдущее приобре- тение акций и установленные законодательством льготы (в случае предъявления гражданами соответствующих документов). При декларировании доходов, полученных от продажи акций, приобретенных за компенсационные сертификаты, с декларацией о доходах необходимо представить документы, подтверждающие факт приобретения этих акций за компенсационные сертификаты. Все вышесказанное вытекает из "Инструкции о подоходном нало- ге с граждан" ( z0064-93 ), требования которой противоречат пунк- ту 19.1 статьи 19 Декрета КМУ "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ), из которой вытекает обязанность представления деклара- ции о доходах и расходах для граждан, доходы которых подлежат на- логообложению в соответствии с Декретом "О подоходном налоге с граждан". Справочно. Граждане, виновные в несвоевременном представлении декларации о доходах или включении в декларацию искаженных данных, в отсутствии учета или ненадлежащем ведении учета доходов и расходов, для которых установлена обязательная форма учета, прив- лекаются налоговыми органами к административной ответственности в виде штрафа в размере одного необлагаемого налогом минимума дохо- дов граждан. ------------------------------------------------------------------ "Ориентир" №6/01, стр. 15 [9.02.2001] И. Сокол Директор АФ "Капитал" ------------------------------------------------------------------