Порядок исправления ошибок при определении и отражении налога на прибыль в налоговом учете ------------------------------------------------------------------ В соответствии с Законом Украины от 22.05.97г. № 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" с изменениями и дополнениями (в дальнейшем - Закон о налоге на прибыль) с 01.07.97 г. в Украине действуют правила налогового учета, значительно отличающиеся от правил бухгалтерского учета. Однако, регулируя в основном порядок расчета налога на прибыль, этот Закон не содержит методики налогового учета. А это приводит к нарушениям как самих правил ведения налогового учета, так и порядка исправления выявленных ошибок практически на всех этапах этого учета. Зачастую плательщики допускают ошибки на этапах расчета: вало- вых доходов; валовых расходов; амортизационных отчислений; прирос- та (убыли) балансовой стоимости покупных материалов, сырья, комп- лектующих изделий и полуфабрикатов на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции (в дальнейшем - при- роста (убыли) балансовой стоимости товарно-материальных ценностей (ТМЦ)), а также на этапе заполнения декларации о прибыли предприя- тия. Выявляются ошибки и во время налоговой проверки. А в то же время возникают вопросы: когда и как правильно следует исправлять выявленные ошибки? В практической работе, например, при определении валовых дохо- дов возможны случаи, когда их величина ошибочно занижена или завы- шена. Прежде чем рассматривать состав и возможные ошибки при опреде- лении валовых доходов, напомним, что означает понятие "валовой до- ход". Под валовым доходом понимается общая сумма дохода налогопла- тельщика от всех видов деятельности, полученного (начисленного) на протяжении отчетного периода в денежной, материальной или немате- риальной формах, как на территории Украины, ее континентальном шельфе, исключительной (морской) экономической зоне, так и за ее пределами. При проведении контроля особое внимание обращается на правиль- ность определения доходов, не учтенных в исчислении валового дохо- да периодов, предшествовавших отчетному, и выявленных в отчетном периоде. После этого обращается внимание на правильность отражения этих доходов в декларации о прибыли предприятия (в дальнейшем - декларации). В соответствии с Порядком составления декларации о прибыли предприятия (в дальнейшем - Порядок составления деклара- ции), утвержденным приказом ГНА Украины от 08.07.97 г. № 214 (с изменениями и дополнениями) и зарегистрированным Минюстом Украины 11.02.98 г. под № 94/2534 ( z0094-98 ), такие доходы должны отра- жаться в строке 8.6 приложения Е к декларации. Указанная сумма в составе строки 8.14 приложения Е к декларации должна переноситься в строку 8 первой части декларации. Вместе с тем необходимо выяс- нить, не привело ли занижение валовых доходов к возникновению не- доимки по налогу на прибыль. В случае возникновения недоимки в ре- зультате утаивания или занижения сумм дохода налогоплательщик дол- жен уплатить сумму доначисленного налоговым органом налога, штраф в размере 30 процентов от суммы доначисленного налога (недоимки) и пеню, рассчитанную исходя из 120 процентов учетной ставки Нацио- нального банка Украины, действовавшей на момент уплаты, начислен- ную на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок. Пример. Предприятие по итогам III квартала 2000 г. во время подсчета валовых доходов по ошибке не включило доходы от товарооб- менных (бартерных операций) в размере 74800,00 грн. В результате на вышеупомянутую величину занижены валовые доходы. Последний день уплаты налога на прибыль - 20 октября 2000 г., фактически сумма недоимки в виде налога на прибыль в размере 22440,00 грн. (74800,00 х 30 : 100) уплачена 15 декабря 2000 г. (количество дней просрочки платежа - 55). Необходимо: проверить правильность расчета пени за просрочку налога на прибыль и рассчитать общую сумму, которую следует упла- тить в налоговый орган. Решение. Пеню за просрочку уплаты налога на прибыль необходимо рассчитать следующим образом: П = (Н х У х 1,2 х Д) : 365, где П - пеня за просрочку платежа; Н - недоимка по налогу на прибыль; У - учетная ставка, установленная Национальным банком Украины и действующая на момент уплаты пени; (1,2 : 365) - 120 процентов годовых от учетной ставки; Д - количество дней просрочки платежа. П = (22400,00 х 0,281 х 1,2 х 55) : 365 = 1134,11 грн. Общая сумма, подлежащая уплате в налоговый орган, составляет 22400,00 + 1134,11 = 23534,11 грн. Проверяющий должен знать, что штрафные санкции не применяются к тем налогоплательщикам, которые до начала проверки налоговым органом выявили факт занижения налогооблагаемой прибыли, письменно уведомили об этом налоговый орган и уплатили сумму недоимки и пеню, рассчитанную исходя из 120 процентов учетной ставки Нацио- нального банка Украины, действовавшей на момент уплаты, начислен- ную на полную сумму недоимки за весь ее срок. В том случае, когда в валовые доходы в предыдущих налоговых периодах были включены излишние суммы, эту ошибку следует испра- вить. Кстати, налоговым законодательством (Законом о налоге на прибыль, Порядком составления декларации) отражение излишних сумм в составе валовых доходов не предусматривается. Несмотря на это, допущенная ошибка исправляется путем вычитания таких сумм из вало- вого дохода отчетного периода. Для этого излишне включенные ранее в состав валовых доходов суммы "сторнируются" из состава доходов текущего периода и отражаются по строке 8.6 приложения Е к декла- рации о прибыли предприятия (со знаком "-") с дальнейшим перенесе- нием в составе строки 8.14 приложения Е в строку 8 части первой декларации о прибыли. При определении и отражении в декларации валовых расходов сум- ма их также может завышаться или занижаться. Для определения завышения или занижения валовых расходов следует исходить из того, что термин "валовые расходы" производст- ва и обращения означает сумму любых расходов налогоплательщика в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых в качестве компенсации стоимости товаров (работ, услуг), приобретае- мых (изготовляемых) таким налогоплательщиком для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности. Для устранения ошибок, допущенных при определении состава валовых расходов, следует руководствоваться Законом о налоге на прибыль (ст. 5). В случае завышения валовых расходов для исправления ошибки необходимо соответственно уменьшить валовые расходы того периода, в котором выявлена и исправлена ошибка. После этого следует проверить: составлена ли бухгалтерская справка с указанием причин допущенной ошибки в том периоде, в ко- тором выявлена и будет исправлена ошибка; рассчитаны ли и уплачены ли суммы недоимки по налогу на прибыль и пени за просрочку плате- жа; уведомило ли предприятие в письменной форме о сумме доначис- ленного налога на прибыль и рассчитанной сумме пени за просрочку платежа налоговую инспекцию по месту регистрации плательщика. Составление бухгалтерской справки является основанием для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского и в системе налогового учета для исправления допущенной ошибки с указанием причин. Считаем, что составления бухгалтерской справки достаточно для отражения хозяйственных операций на основании Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-ХIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчет- ности в Украине" ( 996-14 ) (п. 2 ст. 3), поскольку налоговая от- четность основывается на данных бухгалтерского учета, являющегося обязательным видом учета. К бухгалтерской справке необходимо приложить расчеты суммы недоимки по налогу на прибыль и пени за просрочку платежа. Уведомление налогового органа о сумме доначисленных налога на прибыль и пени за просрочку платежа необходимо для отражения данных по лицевому счету предприятия. Проверяющий должен знать, что в том случае, когда предприятие самостоятельно выявило и уплатило недоимку по налогу на прибыль, указанная сумма до представления декларации будет числиться по лицевому счету как переплата, поскольку до представления предприя- тием декларации уплаченная сумма не будет начисляться по лицевому счету. Следующим этапом контроля является проверка правильности отражения доначисленной предприятием суммы недоимки по налогу на прибыль и пени за просрочку платежа. Анализ структуры налоговой декларации показывает, что в ней такая строка не предусмотрена. Но в приложении "П" "Податкове зобов'язання платника податку та зменшення податкового зобов'язання" к декларации предусмотрена строка 42.2, в которой необходимо отражать "Донараховану суму податку за актами перевірок поточного року". На практике предприятия по строке 42.2 отражают не только сумму налога, доначисленную налоговым органом, но и самостоятельно доначисленные платежи. Однако это приведет к занижению налогового обязательства, поскольку, как отмечалось ранее, до момента предс- тавления декларации по лицевому счету предприятия будет числиться переплата по налогу на прибыль. При определении суммы налога на прибыль, подлежащей уплате по декларации за отчетный период сумма налога на прибыль уменьшается на сумму уплаченной недоимки. В случае занижения валовых расходов для исправления ошибки следует руководствоваться пп. 5.2.7 п. 5.2 ст. 5 Закона о налоге на прибыль, согласно которому в состав валовых расходов включаются суммы расходов, не учтенных в прошедших налоговых периодах в связи с допущением ошибок и выявленных в отчетном налоговом периоде в расчете налоговых обязательств. То есть при занижении валовых рас- ходов в предыдущих отчетных периодах на соответствующую сумму уве- личиваются расходы отчетного периода. Проверяющему следует иметь в виду, что занижение валовых расходов в предыдущем периоде не приводит к возникновению недоимки и соответственно уменьшению налоговых обязательств по налогу на прибыль. Что касается правильности исправления ошибок и отражения валовых расходов в декларации, то Порядком составления декларации суммы расходов, не учтенные в прошедших налоговых периодах в связи с допущенными ошибками и выявленные в отчетном налоговом периоде в расчете налогового обязательства, предусматривается отражать в строке 23. В соответствии с пп. 5.3.9 Закона о налоге на прибыль к составу валовых расходов не относятся любые расходы, не подтверж- денные соответствующими расчетными, платежными и другими докумен- тами, обязательность ведения и хранения которых предусматривается правилами ведения налогового учета. В случае фактической утери, уничтожения или повреждения указанных документов, налогоплательщик имеет право письменно заявить об этом налоговому органу и осуществить необходимые меры по восстановлению таких документов. Письменное заявление следует представить до или вместе с представлением расчета налоговых обязательств отчетного периода. Если в такой срок налогоплательщик не предоставит письменного заявления и не восстановит указанных документов до окончания налогового периода, следующего за отчет- ным, не подтвержденные соответствующими документами расходы не признаются в качестве валовых расходов, и на сумму недоплаченного налога должна начисляться пеня в размере учетной ставки Националь- ного банка Украины, увеличенной в 1,2 раза. Если налогоплательщик своевременно восстановит указанные документы, подтвержденные расходы (с учетом уплаченной пени) должны включаться в валовые расходы налогового периода, на который приходится такое восстановление, и также отражаются в строке 23. В практической работе предприятия нередко ошибаются в исчисле- нии суммы амортизации. Это связано с тем, что Законом о налоге на прибыль в налоговом учете установлен принципиально новый метод исчисления амортизации по сравнению с тем, который ранее действо- вал в бухгалтерском учете. При осуществлении расчета амортизационных отчислений, предус- мотренных статьями 8 и 9 Закона о налоге на прибыль, возможны сле- дующие ошибки: амортизационные отчисления начислены в предыдущих периодах в большей сумме, чем предусматривается; амортизационные отчисления начислены в меньшей сумме. Следует помнить, что Законом о налоге на прибыль, а также Порядком составления декларации не предусматривается исправление ошибок в начислении амортизации. Если такие ошибки возникают, то в практической работе при заполнении декларации о прибыли как правило предприятия с этой целью используют: строку 23 декларации о прибыли предприятия, в которой предусматривается отражать суммы расходов, не учтенных в прошедших налоговых периодах в связи с допущенными ошибками, выявленные в отчетном налоговом периоде в расчете налогового обязательства; строку 8.6 приложения Е к декларации о прибыли предприятия, в которой должны отражаться до- ходы, не учтенные в исчислении валового дохода периодов, предшест- вующих отчетному, и выявленные в отчетном периоде. Считаем, что вышеуказанный подход к отражению неправильно начисленной амортизации не является оправданным, поскольку излишне начисленную сумму амортизации нельзя считать составной валовых расходов, как и дополнительно начисленную сумму - составной валовых доходов. Кроме того, в соответствии с Законом о налоге на прибыль амортизационные отчисления не является ни частью валовых расходов, ни частью валовых доходов. Для отражения амортизационных отчислений предусмотрены два приложения к декларации: "М" - "Розрахунок амортизаційних відрахувань"; "Н" - "Амортизаційні відрахування, які за своїм зістом підля- гають зменшенню з метою оподаткування". Анализ названных приложений показывает, что их структурой прямо не предусматривается отражение возможных корректирований, связанных с неправильным отражением сумм амортизационных отчисле- ний (увеличением их или уменьшением). На наш взгляд, наиболее правильным вариантом возможного исп- равления допущенных ошибок остается использование в практической работе соответствующих строк приложения "М", в которых отражаются суммы начисленных амортизационных отчислений. Но при этом, сдавая декларацию в налоговый орган, главный бухгалтер должен представ- лять и соответствующие пояснения относительно расхождений между данными о балансовой стоимости групп основных фондов и суммами на- численных амортизационных отчислений. Иногда предприятия допускают существенные ошибки в ведении учета прироста (убыли) балансовой стоимости ТМЦ. Определяя налогооблагаемую прибыль, налогоплательщик на основании п. 5.9 Закона о налоге на прибыль должен вести учет прироста (убыли) балансовой стоимости покупных товаров (кроме активов, подлежащих амортизации, ценных бумаг и деривативов), материалов, сырья, комплектующих изделий и полуфабрикатов на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции. В случае если балансо- вая стоимость таких запасов на конец отчетного квартала превышает их балансовую стоимость на начало того же отчетного квартала, раз- ность вычитается из суммы валовых расходов налогоплательщика в от- четном периоде. Правила ведения такого учета установлены "Порядком ведения налогоплательщиками учета прироста (убыли) балансовой стоимости покупных материалов, сырья, комплектующих изделий и полуфабрикатов на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой про- дукции", утвержденным приказом Минфина Украины от 11.06.98г. № 124 и зарегистрированным Минюстом Украины 03.07.98 г. под № 417/2857 ( z0417-98 ) (в дальнейшем - Порядок № 124). Согласно Порядку № 124 результаты учета ТМЦ должны отражаться на основании данных бухгалтерского учета в Ведомости об учете балансовой стоимости материальных активов и в Ведомости об учете балансовой стоимости товаров. В связи с введением национальных положений (стандартов) бух- галтерского учета начиная с 01.01.2000 г. необходимо не допускать ошибок как во время определения остатков ТМЦ на начало и конец от- четного периода, так и при поступлении или использовании (продаже) ТМЦ, то есть при их увеличении или уменьшении. Одной из наиболее существенных ошибок является непроведение корректирования стоимости ТМЦ, включенных в валовые расходы во время оплаты (оприходования), но не участвовавших на протяжении отчетного периода в процессе подготовки, продажи продукции (работ, услуг) и выбывших. Причинами выбытия таких ТМЦ являются кражи, списание сверхнормативного брака, использование не по назначению и т.п. В результате таких ошибок необоснованно увеличиваются валовые расходы и соответственно уменьшается налогооблагаемая прибыль, что может привести к возникновению недоимки по налогу на прибыль. Кроме рассмотренных ошибок, приводящих к неправильному начис- лению налога на прибыль, могут быть и технические ошибки, связан- ные с заполнением декларации. В соответствии с п. 1.4 Порядка составления декларации декла- рация должна заполняться чернилами (пастой шариковых ручек, с по- мощью печатных машинок, принтеров, средств механизации и прочих средств), что обеспечивает сохранение записей на протяжении установленного срока хранения отчетности. В декларации не должно быть никаких подчисток, помарок, неза- метных исправлений. Исправления ошибок в декларации возможны лишь с соблюдением требований Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина Ук- раины от 24.05.95 г. № 88 и зарегистрированного Минюстом Украины 05.06.95 г. под № 168/704 ( z0168-95 ). Налогоплательщик представляет в налоговый орган по местонахож- дению только оригинал декларации. Представление ксерокопии не до- пускается. Приведенные в декларации данные должны подтверждаться данными бухгалтерского учета и соответствовать налоговому учету (отчетнос- ти). Государственный налоговый орган не принимает к рассмотрению декларацию, если в ней имеются подчистки или дописки, зачеркну- тые или написанные карандашом слова (цифры), если текст или цифры нельзя прочитать вследствие повреждения документа (залит чернила- ми, потертый и т.п.), или если листы не прошнурованы, не пронуме- рованы либо количество прошнурованных листов не заверено подписью должностного (уполномоченного на то) лица и печатью учреждения, предприятия, организации. Декларацию следует заполнять в тысячах гривен с одним десятич- ным знаком. Заметим: если предприятие будет рассчитываться строго в соответствии с данными декларации, то, естественно, за счет ок- руглений может возникать незначительная недоимка или переплата по налогу на прибыль. Следовательно, при расчетах необходимо учиты- вать и данные бухгалтерского учета, и учета налогового органа. Исследования свидетельствуют о том, что не все ошибки в налоговом учете исправляются самими бухгалтерами предприятий. Часть их приходится исправлять в результате проверок, осуществляе- мых налоговыми органами. И если до этого доходит, за нарушение на- логового законодательства приходится отвечать. Предусмотрены сле- дующие виды ответственности: финансовые санкции; пеня; администра- тивный штраф. Для применения финансовых санкций основой является Закон Украины "0 государственной налоговой службе в Украине" от 04.12.90 г. № 509-ХII ( 509-12 ) (в дальнейшем - Закон о налоговой службе). Пунктом 7 ст. 11 этого Закона предусмотрено право на их взыскание. Применяя этот Закон, налоговые органы руководствуются также Инст- рукцией о порядке применения и взыскания финансовых санкций орга- нами государственной налоговой службы, утвержденной приказом ГГНИ Украины от 20.04.95 г. № 28. При осуществлении контроля в случае утаивания или занижения сумм налога проверяющий должен выяснить, уплачивает ли налогопла- тельщик сумму доначисленного налоговым органом налога, штраф в размере 30 процентов от суммы доначисленного налога (недоимки) и пеню, начисленную на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок, исходя из 120 процентов учетной ставки Нацбанка Ук- раины, действовавшей на момент уплаты. Вместе с тем следует проверить, выполняется ли п. 20.5 ст. 20 Закона о налоге на прибыль, которым предусматривается, что если в результате проверки плательщика налоговым органом выявлены случаи арифметических ошибок или описок, приведших к занижению суммы налога, но не более чем на пять процентов от суммы общих обязательств плательщика по уплате такого налога за проверяемый период, руководитель соответствующего налогового органа может принять решение о неприменении к такому плательщику финансовых санкций в виде штрафов. Решение налогового органа является окончательным и обжалованию не подлежит, но оно не освобождает плательщика от обязательства по уплате пени, рассчитанной в соответствии с положением п. 20.4 ст. 20 Закона о налоге на прибыль. Законом о налоге на прибыль предусматривается также возмож- ность для налогоплательщика избежать применения финансовых санк- ций. Так, согласно п. 20.4 ст. 20 этого Закона не применяются фи- нансовые санкции (в части штрафа в размере 30 % доначисленного на- лога) к налогоплательщикам, которые до начала проверки налоговым органом выявили факт занижения налогооблагаемой прибыли, письменно уведомили об этом налоговый орган, и уплатили сумму недоимки, а также пеню, исчисленную исходя из 120 процентов учетной ставки Нацбанка Украины, действовавшей на момент уплаты, начисленную на полную сумму недоимки за весь ее срок. При этом, еще раз подчеркиваем, налогоплательщик должен: выявить факт занижения налогооблагаемой прибыли самостоятельно и до начала проверки; о занижении прибыли письменно уведомить налоговый орган (представить декларацию о налоге на прибыль за текущий отчетный период, в котором учтена сумма недоимки, и письменное сообщение); уплатить недоимку и пеню, размер которой будет зависеть от времени, прошедшего с момента ошибочного заниже- ния налога на прибыль до момента фактической уплаты недоимки. Кроме того, осуществляя проверку, следует иметь в виду, что финансовые санкции не применяются согласно изменениям в рекоменда- циях по приему и срокам рассмотрения налоговых деклараций по нало- гу на прибыль и механизма реализации выявленных правонаруше- ний, утвержденным приказом ГНА Украины от 27.03.2000 г. № 133 ( v0133225-00 ). Так, в случае выявления во время камеральной про- верки фактов занижения налоговых обязательств по налогу на прибыль финансовые санкции не будут применяться, если плательщик добро- вольно уплатит доначисленный налог и пеню. При этом государствен- ный налоговый орган составляет протокол о результатах проведения предварительной проверки (рассмотрения) квартальной (годовой) от- четности и письменно уведомляет об этом налогоплательщика с пред- ложением добровольно уплатить в десятидневный срок доначисленную сумму налога и пеню. После получения акта проверки, отражая результаты реагирования на него, налогоплательщик должен: устранить допущенные искажения при определении сумм доходов и расходов; отразить в бухгалтерском учете суммы доначисленных налогов, начисленные финансовые санкции и пеню. Осуществляя проверку выполнения предложений налогового органа, следует выяснить, перечислены ли в бюджет (государственный целевой фонд) в десятидневный срок финансовые санкции за нарушение действующего законодательства и суммы доначисленных налогов со дня принятия государственным налоговым органом соответствующего реше- ния. Ответственность за полноту и своевременность уплаты доначис- ленных налогов, других платежей и финансовых санкций возложена на налогоплательщиков (руководителей предприятий, учреждений, органи- заций и граждан). Отражение в бухгалтерском и налоговом учете сумм доначисленных налогов и других платежей необходимо рассматривать как результат исправления ошибок, допущенных налогоплательщиком в предыдущих периодах. Ошибки подлежат исправлению в месяце их выявления (по дате проверки). При этом следует руководствоваться ПБУ 6 "Исправ- ление ошибок и изменения в финансовых отчетах", утвержденным при- казом Минфина Украины от 28.05.99 г. № 137 и зарегистрированным Минюстом Украины 21.06.99 г. под № 392/3685 ( z0392-99 ). В соот- ветствии с п. 20 ПБУ 16 "Расходы" ( z0027-00 ), утвержденного приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318 и зарегистрированно- го Минюстом Украины 19.01.2000 г. под № 27/4248, суммы признанных штрафов, пени, неустойки следует относить к составу операционных расходов деятельности предприятия. В бухгалтерском учете необходи- мо отразить следующие операции: 1. Начислены финансовые санкции и пеня: Дт 948 "Признанные штрафы, пени, неустойки" Кт 64 "Расчеты по налогам и платежам"; 2. Перечислены соответствующие суммы: Дт 64 "Расчеты по нало- гам и платежам" Кт 311 "Текущие счета в национальной валюте"; 3. Начислен административный штраф, наложенный на руководителя (другое должностное лицо): Дт 375 "Расчеты по возмещению причинен- ных убытков" Кт 685 "Расчеты с прочими кредиторами"; 4. Уплачен административный штраф: Дт 685 "Расчеты с прочими кредиторами" Кт 311 "Текущие счета в национальной валюте"; 5. Удержан из заработной платы руководителя административный штраф: Дт 661 "Расчеты по заработной плате" Кт 375 "Расчеты по возмещению причиненных убытков". Налог, доначисленный по результатам налоговой проверки, прово- дится по лицевому счету плательщика как увеличение его налоговых обязательств на основании соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственной налоговой служ- бы. Соответствующие суммы в декларации о прибыли следует отражать в таком же порядке, как и во время самостоятельного выявления ошибки: в случае занижения доходов заполняется строка 8.6 приложе- ния Е к декларации; в случае завышения расходов сумма отражается в этой же строке или в строке 23 декларации с знаком "-". Поскольку доначисленная сумма налога подлежит начислению по акту проверки в десятидневный срок, а не по результатам представ- ления декларации, то, чтобы она не была начислена дважды (один раз по акту, другой - по результатам представления декларации о прибы- ли), сумму налога, подлежащую начислению по лицевому счету, сле- дует откорректировать. Для этого в приложении П к декларации о прибыли предусмотрена строка 42.2 "Донараховане суму податку за актами перевірок поточного року". Следовательно, при таком отражении доначислений по налогу в декларации о прибыли предприятия по строке 43 приложения П "Сума податку, що підлягає нарахуванню за особовим рахунком платника" указанная сумма не будет учитываться, а соответственно и повторной уплате не подлежит. Уплачиваемые сумы штрафов и пени в налоговых декларациях не отражаются. Вышеуказанные суммы следует отражать по лицевому счету плательщика на основании решения руководителя (заместителя руково- дителя) налогового органа, и к валовым расходам они не относятся (пп. 5.3.5 п. 5.3 ст. 5 Закона о налоге на прибыль). В случае если по лицевому счету плательщика налога на прибыль числится переплата и величина ее подтверждена налоговым органом, сумма начисленного по акту проверки штрафа (пени) может отдельно не уплачиваться, а учитываться в счет переплаты. Осуществляя контроль за перечислением доначисленных налогов, штрафов и пени, следует обращать внимание на правильность заполне- ния платежного поручения и отражения в нем кода бюджетной класси- фикации и платежа. Это обусловлено тем, что уплата таких сумм не по назначению приведет к переплате "за місцем їх фактичного одер- жання", но не ликвидирует задолженности, которая считается по ли- цевому счету налогоплательщика. Коды бюджетной классификации установлены приказом Минфина Украины от 03.12.97 г. № 265 "О введении новой бюджетной классифи- кации Украины" ( v0265201-97 ) и должны указываться в разделе пла- тежного поручения "Призначення платежу". Со всего сказанного напрашивается вывод: допущенные ошибки в бухгалтерском и налоговом учете предприятиям лучше исправлять самостоятельно и своевременно, а еще лучше - в дальнейшей своей работе избегать их. ------------------------------------------------------------------ "Вестник налоговой службы Украины" №8/01, стр. 39 [01.02.2001] Е. Калюга К. э. н., доцент, докторант КНЭУ ------------------------------------------------------------------