Наше предприятие занимается внешнеэкономической деятельностью. При этом из-за расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом суммы задолженностей по расчетам с нерезидентами, опре- деленные по правилам налога на прибыль, не совпадают с теми же суммами, определенными по правилам бухучета. От какой за- долженности (налоговой или бухгалтерской) считать пеню в слу- чае просрочки 90 дней? Похоже, бухучетные нововведения совершенно сбили вас с толку (что неудивительно). На самом деле в вашем случае не подходят ни бухгалтерский, ни налоговый способы определения задолженности. А используются здесь специальные правила. Если контракт с нерезидентом у вас небартерный и предусматри- вает проведение расчетов за товары (работы, услуги) в инвалюте, то действует ст. 4 Закона "О порядке осуществления расчетов в иност- ранной валюте" (см. "Бухгалтер" № 4'2000, с. 58): "Нарушение резидентами сроков, предусмотренных статьями 1 и 2 настоящего Закона,{1} влечет взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента от суммы неполученной выручки (таможенной стоимости недопоставленной продукции) в иностран- ной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валют- ному курсу Национального банка Украины на день возникновения задолженности". При этом сумма задолженности, от которой считается пеня, определяется один раз по курсу НБУ на дату ее возникновения, то есть - в зависимости от ситуации - на дату: - либо выписки вывозной ГТД по экспортируемой продукции или подписания акта, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности; - либо осуществления авансового платежа или выставления вексе- ля в пользу нерезидента. Причем дальнейшие колебания курса НБУ эту сумму не изменяют. Если же у вас с нерезидентом был бартер, то здесь применяется Закон "О регулировании товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности" ( 351-14 ), согласно п. 1 ст. 3 которого в случае просрочки ввоза товаров (выполнения работ, пре- доставления услуг) взыскивается пеня в размере 0,3% стоимости неполученных товаров (работ, услуг). Однако как перевести размер этой пени в гривни (в которых она уплачивается) - Закон не огова- ривает. Впрочем, особых проблем здесь быть не должно. На практике все пользуются письмом ГНАУ от 22.04.99 г. № 5876/7/22-1217 ( v5876225-99 ) (см. "Бухгалтер" № 4'2000, с. 76), согласно п. 2 которого "до получения разъяснения из Верховной Рады Украины взыскание пени, начисленной в иностранной валюте, осуществляется в валюте Украины путем пересчета по официальному текущему курсу валюты Украины к доллару США на день начисления пени". То есть пока (ведь разъяснения ВР на эту тему нет до сих пор) вначале сумма пени определяется как 0,3% от инвалютной стоимости неполученных товаров (работ, услуг), импортируемых по бартерному договору. А затем эта сумма пени в инвалюте за каждый день просрочки пересчитывается в гривни по курсу НБУ на этот самый день. Правда, в письме идет почему-то привязка к доллару США, но это, скорее всего, описка (или - дань уважения). Конечно же, имелся в виду курс той валюты, в которой заключен контракт. Физлица из стран СНГ покупают у нас товар за наличные гривни. Могут ли нас за зто Наказать? В принципе, согласно ч. 1 ст. 7 Декрета "О системе валютного регулирования и валютного контроля" ( 139/95-ВР ) (см. "Бухгалтер" № 3'2000, с. 51-55) подобные расчеты должны осуществляться только через уполномоченные банки. {2} За нарушение этого требования ст. 16 Декрета предусматривает штраф в размере суммы использован- ных в таких расчетах гривень. О том, что все это действует, - см. письмо Департамента валютного регулирования НБУ от 05.05.99 г. № 13-213/1205 (в том же "Бухгалтере" № 3'2000 на с. 66). Однако в большинстве случаев из документов не должно быть видно, гражданин какой страны покупал у вас товар. Ни в приходных ордерах, ни в накладных паспортные данные граждан указывать не нужно - формы этих документов такой графы не предусматривают. Письменные договоры заключать с ними не надо: согласно ст. 43 ГК ( 1540-06 ) сделки, исполняемые при самом их совершении, могут совершаться устно. А даже если сделка купли-продажи и не исполняе- тся в момент ее совершения, то все равно она остается действитель- ной, поскольку согласно ст. 45 ГК несоблюдение требуемой законом формы сделки влечет ее недействительность лишь в случаях, когда- такое последствие прямо указано в законе. Для договора купли-про- дажи такие последствия нигде не предусмотрены, так что письменную форму при заключении этого договора соблюдать не обязательно. Поэтому говорите, что покупателями у вас являются только украинские граждане (по внешнему виду, а паспорта у них вы, ясное дело, не проверяли). Правда, проблемы все равно могут появиться, если вас поймают за руку в момент такой продажи или обнаружат у ваших покупателей какие-то бумажки на товар и раскрутят это дело. Если вы хотите подстраховаться на все 100%, то пошлите таких физлиц в сберкассу. Тогда требования ст. 7 Декрета тоже будут пол- ностью удовлетворены. Мы затронули только малую часть проблемы. Тема наличных расче- тов с нерезидентами, бесспорно, заслуживает более подробного рас- смотрения. Но это уже выходит за рамки вашего вопроса. {1} То есть 90 дней. - Л. К. {2} Упомянутая ч. 1 ст. 7 Декрета все еще предусматривает, что расчеты с нерезидентами должны осуществляться в инвалюте, но согласно письму КМУ и НБУ от 26.04.93 № 10046/190020/730 (см. "Бухгалтер" № 3'2000, с. 66) с резидентами стран бывшего СССР можно производить расчеты и в национальной валюте Украины. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №6/01, стр. 13 [01.02.2001] Леонид Карпов Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------