Наше предприятие занимается внешнеэкономической деятельностью.
    При этом из-за расхождений  между  бухгалтерским  и  налоговым
    учетом суммы задолженностей по расчетам с нерезидентами, опре-
    деленные по правилам налога на  прибыль,  не  совпадают с теми
    же суммами, определенными по  правилам  бухучета. От какой за-
    долженности (налоговой или бухгалтерской) считать  пеню в слу-
    чае просрочки 90 дней?

    Похоже, бухучетные нововведения совершенно сбили вас  с  толку
(что неудивительно).  На самом деле в вашем случае не подходят  ни
бухгалтерский, ни налоговый  способы определения  задолженности. А
используются здесь специальные правила.
    Если контракт с нерезидентом у  вас небартерный и предусматри-
вает проведение расчетов за товары (работы, услуги) в инвалюте, то
действует ст. 4 Закона  "О порядке осуществления расчетов в иност-
ранной валюте" (см. "Бухгалтер" № 4'2000, с. 58):

    "Нарушение резидентами сроков, предусмотренных статьями 1 и  2
    настоящего  Закона,{1} влечет взыскание  пени за  каждый  день
    просрочки в размере 0,3 процента от суммы неполученной выручки
    (таможенной стоимости недопоставленной  продукции) в иностран-
    ной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валют-
    ному  курсу Национального банка Украины  на день возникновения
    задолженности".

    При этом  сумма  задолженности,  от  которой  считается  пеня,
определяется один раз по курсу НБУ на дату  ее  возникновения,  то
есть - в зависимости от ситуации - на дату:
    - либо выписки вывозной ГТД по  экспортируемой  продукции  или
подписания акта, удостоверяющего выполнение работ,  предоставление
услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности;
    - либо осуществления авансового платежа или выставления вексе-
ля в пользу нерезидента.
    Причем дальнейшие колебания курса НБУ эту сумму не изменяют.
    Если же у вас с нерезидентом был бартер, то здесь  применяется
Закон "О регулировании товарообменных (бартерных) операций в сфере
внешнеэкономической деятельности" ( 351-14 ), согласно  п. 1 ст. 3
которого в  случае просрочки ввоза товаров (выполнения работ, пре-
доставления  услуг) взыскивается  пеня в  размере  0,3%  стоимости
неполученных товаров (работ, услуг).  Однако как перевести  размер
этой  пени в гривни (в которых она уплачивается) - Закон не огова-
ривает.
    Впрочем, особых  проблем  здесь  быть  не должно.  На практике
все  пользуются  письмом  ГНАУ  от  22.04.99  г.  № 5876/7/22-1217
( v5876225-99 ) (см. "Бухгалтер"  № 4'2000, с. 76), согласно  п. 2
которого

    "до получения разъяснения из Верховной Рады Украины  взыскание
    пени,  начисленной  в  иностранной  валюте,  осуществляется  в
    валюте Украины путем пересчета по официальному текущему  курсу
    валюты Украины к доллару США на день начисления пени".

    То есть пока (ведь разъяснения ВР на эту тему нет до сих  пор)
вначале сумма пени определяется как 0,3% от  инвалютной  стоимости
неполученных товаров (работ, услуг), импортируемых  по  бартерному
договору.  А затем эта  сумма  пени  в  инвалюте  за  каждый  день
просрочки пересчитывается в гривни по  курсу  НБУ  на  этот  самый
день.  Правда, в письме идет почему-то привязка к доллару США,  но
это, скорее всего, описка  (или  -  дань  уважения).  Конечно  же,
имелся в виду курс той валюты, в которой заключен контракт.




    Физлица из стран СНГ покупают у нас товар за наличные  гривни.
    Могут ли нас за зто Наказать?

    В принципе, согласно ч. 1 ст. 7 Декрета "О  системе  валютного
регулирования и валютного контроля" ( 139/95-ВР ) (см. "Бухгалтер"
№ 3'2000, с. 51-55) подобные расчеты должны осуществляться  только
через  уполномоченные  банки. {2} За  нарушение  этого  требования
ст. 16 Декрета  предусматривает штраф в размере суммы использован-
ных в таких расчетах гривень. О том, что все это действует, -  см.
письмо Департамента  валютного регулирования  НБУ  от  05.05.99 г.
№ 13-213/1205 (в том же "Бухгалтере" № 3'2000 на с. 66).
   Однако в большинстве случаев  из  документов  не  должно  быть
видно, гражданин какой страны покупал у вас товар.  Ни в приходных
ордерах, ни в накладных паспортные  данные  граждан  указывать  не
нужно - формы этих документов такой графы не предусматривают.
    Письменные договоры заключать с ними не надо:  согласно ст. 43
ГК ( 1540-06 ) сделки, исполняемые при  самом их совершении, могут
совершаться устно. А даже если сделка купли-продажи и не исполняе-
тся в момент ее совершения, то все равно она остается действитель-
ной, поскольку согласно  ст. 45 ГК несоблюдение требуемой  законом
формы сделки  влечет ее недействительность  лишь в случаях, когда-
такое последствие  прямо указано в законе. Для договора купли-про-
дажи такие последствия нигде не предусмотрены, так  что письменную
форму при заключении этого договора соблюдать не обязательно.
    Поэтому говорите,  что  покупателями  у  вас  являются  только
украинские граждане (по внешнему виду, а паспорта у них вы,  ясное
дело, не проверяли).  Правда, проблемы все равно могут  появиться,
если вас поймают за руку в момент такой продажи  или  обнаружат  у
ваших покупателей какие-то бумажки на товар и раскрутят это дело.
    Если вы хотите подстраховаться на все 100%, то  пошлите  таких
физлиц в сберкассу. Тогда требования ст. 7 Декрета тоже будут пол-
ностью удовлетворены.
    Мы затронули только малую часть проблемы. Тема наличных расче-
тов с нерезидентами, бесспорно, заслуживает более  подробного рас-
смотрения. Но это уже выходит за рамки вашего вопроса.

{1} То есть 90 дней. - Л. К.
{2} Упомянутая  ч. 1 ст. 7  Декрета все  еще  предусматривает, что
    расчеты с нерезидентами должны осуществляться в  инвалюте,  но
    согласно письму КМУ и НБУ от 26.04.93  № 10046/190020/730 (см.
    "Бухгалтер" № 3'2000, с. 66) с резидентами стран бывшего  СССР
    можно производить расчеты и в национальной валюте Украины.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№6/01, стр. 13
[01.02.2001]
Леонид Карпов
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------