УКРАЇНА Аудиторська фірма "Аналітик-Профіт" Ліцензія Аудиторської палати України N 000580 серія АБ 04060, м.Київ-60, вул. О. Теліги,23 а Тел.(044) 467-08-15 Возвратная финансовая помощь. Что делать? Не будем продолжать восклицанием "Кто виноват?!" этот сакраментальный список. Мы давно уже не спрашиваем, по ком звонит налоговый колокол, ибо знаем - он всегда звонит по каждому из нас. Одиозное письмо ГНАУ "О налогообложении операций по получению и возврату заемных средств" (в печати появлялось в двух модификациях - N 878/6/15-1116 от 22.02.2000г. ( v0878225-00 ) и N 1466/6/15-1116 от 23.03.2000г.) ( v1466225-00 ) вроде бы окончательно лишило предприятия надежд на беспроцентную взаимную помощь субъектов предпринимательской деятельности, которые в наше трудное время нередко такой помощью спасают друг друга от банкротства. На защиту предприятий ринулся передовой отряд в составе редакций журналов "Бухгалтер", "Экспресс-анализ", газеты "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" и др. Госкомитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Письмом от 4.08.2000г. N 2-222/2717 ( v2717563-00 ) по-своему попытался тоже внести свою лепту в благородное дело поддержки субъектов предпринимательской деятельности. Оставим в стороне правовые основы сделки по предоставлению возвратной финансовой помощи. Ее правомочность подтверждена и ст. 374 Гражданского кодекса УССР, и ст. 21 Закона Украины "О предприятиях в Украине" от 27.03.1991г. ( 887-12 ). Остановимся на ее налоговом статусе. Мнение налоговой администрации по поводу возникновения налогооблагаемого объекта в случае получения предприятием финансовой помощи на возвратной основе спровоцировано отсутствием упоминания о договоре займа на возвратной основе в п.п. 7.9.1. Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" ( 334/94-ВР ). Однако при внимательном прочтении п.п. 4.1.6. вышеуказанного Закона убеждаемся, что у налоговиков нет никаких оснований включать финансовую помощь на возвратной основе в состав валовых доходов, т.к. если бы законодатели хотели это сделать, то не подчеркивали бы в этом подпункте, что именно безвозмездная финансовая помощь является объектом налогообложения. Таким образом, привлечение п.п. 4.1.6. в качестве аргумента в письмах ГНАУ представляется неоправданным. Теперь вернемся к п.п. 7.9.1. Почему же нет упоминания финансовой помощи на возвратной основе в этом подпункте? Да по той же причине. Ведь безвозмездная финансовая помощь уже включена в п.п. 4.1.6., а относительно финансового кредита сделана специальная оговорка об обязательности возврата основной суммы долга, как условии не включения в валовые доходы. Хочется обратить внимание на бухгалтерский учет возвратной финансовой помощи (к налоговому учету отношения не имеет!). В Инструкции N 139 "О порядке заполнении форм годовой бухгалтерской отчетности", зарегистрированной в Минюсте Украины за N 321 от 1.09.95г. ( z0321-95 ) финансовую помощь на возвратной основе предлагалось учитывать на счете 95 "Другие заемные средства", по балансу отражать в строках 510 и 610 соответственно как краткосрочные (до 12-ти месяцев) и долгосрочные (более года) заемные средства. После отмены этой Инструкции на основании Приказа Минфина Украины N 39 от 25.02.2000г. ( z0161-00 ) в вопросе отражения возвратной финансовой помощи следует руководствоваться Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина Украины от 30.11.99г. N 291 и зарегистрированной в Минюсте Украины 21.12.99г. за N 893/4186 ( z0893-99 ). Инструкция N 291 обуславливает отражение финансовой помощи на возвратной основе на счете 55 "Прочие долгосрочные обязательства". Значит, Минфин и Минюст Украины предполагает такую помощь на долгосрочной основе. Таким образом, финансовая возвратная помощь может быть сколь угодно долгосрочной и не являться налогооблагаемым объектом. Надеюсь, нас в этом поддержат и арбитражные суды. Директор АФ "Аналитик-Профит" Леви Е.Б. 28.09.2000