УКРАЇНА
                  Аудиторська фірма "Аналітик-Профіт"
                                 

Ліцензія Аудиторської палати України         
N 000580 серія АБ                              
04060, м.Київ-60, вул. О. Теліги,23 а
Тел.(044) 467-08-15

                              
                  Возвратная финансовая помощь.
                           Что делать?
     
     Не будем  продолжать   восклицанием   "Кто   виноват?!"  этот
сакраментальный список.  Мы давно уже не спрашиваем, по ком звонит
налоговый колокол, ибо знаем - он всегда звонит по каждому из нас.
     Одиозное письмо ГНАУ "О налогообложении операций по получению
и  возврату  заемных  средств"  (в  печати   появлялось   в   двух
модификациях  - N 878/6/15-1116 от 22.02.2000г. ( v0878225-00 )  и
N 1466/6/15-1116  от  23.03.2000г.)  (  v1466225-00  )  вроде   бы
окончательно  лишило  предприятия надежд на беспроцентную взаимную
помощь субъектов предпринимательской деятельности,  которые в наше
трудное   время  нередко  такой  помощью  спасают  друг  друга  от
банкротства.
     На защиту  предприятий  ринулся  передовой  отряд  в  составе
редакций    журналов    "Бухгалтер",   "Экспресс-анализ",   газеты
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" и др. Госкомитет Украины по вопросам
регуляторной политики и предпринимательства Письмом от 4.08.2000г.
N 2-222/2717  ( v2717563-00 ) по-своему попытался тоже внести свою
лепту в благородное дело поддержки  субъектов  предпринимательской
деятельности.
     Оставим в  стороне  правовые  основы сделки по предоставлению
возвратной финансовой помощи.  Ее правомочность подтверждена и ст.
374  Гражданского кодекса УССР,  и  ст.  21  Закона  Украины  "О
предприятиях в Украине" от 27.03.1991г. ( 887-12 ).
     Остановимся на   ее   налоговом   статусе.  Мнение  налоговой
администрации по поводу возникновения налогооблагаемого объекта  в
случае  получения  предприятием  финансовой  помощи  на возвратной
основе спровоцировано отсутствием упоминания о договоре  займа  на
возвратной основе в п.п.  7.9.1. Закона Украины "О налогообложении
прибыли предприятий" ( 334/94-ВР ).
     Однако при внимательном прочтении п.п. 4.1.6.  вышеуказанного
Закона  убеждаемся,  что  у  налоговиков  нет  никаких   оснований
включать  финансовую  помощь на возвратной основе в состав валовых
доходов,  т.к.  если бы законодатели хотели  это  сделать,  то  не
подчеркивали   бы  в  этом  подпункте,  что  именно  безвозмездная
финансовая  помощь  является   объектом   налогообложения.   Таким
образом,  привлечение п.п. 4.1.6.  в  качестве аргумента в письмах
ГНАУ представляется неоправданным.
     Теперь вернемся  к  п.п.  7.9.1.  Почему  же  нет  упоминания
финансовой помощи на возвратной основе в этом подпункте?
     Да по  той  же причине.  Ведь безвозмездная финансовая помощь
уже включена в п.п.  4.1.6.,  а относительно  финансового  кредита
сделана  специальная  оговорка об обязательности возврата основной
суммы долга, как условии не включения в валовые доходы.
     Хочется обратить  внимание  на  бухгалтерский учет возвратной
финансовой помощи (к налоговому учету отношения не имеет!).
     В Инструкции   N  139  "О  порядке  заполнении  форм  годовой
бухгалтерской отчетности", зарегистрированной в Минюсте Украины за
N 321 от 1.09.95г. ( z0321-95 ) финансовую  помощь  на  возвратной
основе предлагалось   учитывать   на   счете  95  "Другие  заемные
средства",  по балансу отражать в строках 510 и 610 соответственно
как  краткосрочные  (до 12-ти месяцев) и долгосрочные (более года)
заемные  средства.  После  отмены  этой  Инструкции  на  основании
Приказа Минфина  Украины  N  39  от  25.02.2000г.  (  z0161-00 ) в
вопросе   отражения   возвратной   финансовой    помощи    следует
руководствоваться    Инструкцией   о   применении   Плана   счетов
бухгалтерского   учета   активов,   капитала,    обязательств    и
хозяйственных  операций  предприятий  и организаций,  утвержденной
приказом Минфина Украины от 30.11.99г.  N 291 и зарегистрированной
в Минюсте Украины 21.12.99г. за N 893/4186 ( z0893-99 ).
     Инструкция N 291 обуславливает  отражение  финансовой  помощи
на   возвратной   основе   на   счете   55   "Прочие  долгосрочные
обязательства".
     Значит, Минфин и Минюст Украины  предполагает такую помощь на
долгосрочной основе.
     Таким образом,  финансовая возвратная помощь может быть сколь
угодно долгосрочной и не являться налогооблагаемым объектом.
     Надеюсь, нас в этом поддержат и арбитражные суды.
     
        Директор
        АФ "Аналитик-Профит"                    Леви Е.Б.
                     
        28.09.2000