Как заставить меньше работать. Вместо отпусков за свой счет - режим неполного рабочего времени ------------------------------------------------------------------ У всех, наверное, еще свежа в памяти часть вторая ст. 26 Зако- на "Об отпусках" ( 504/96-ВР): "В порядке, определенном коллективным договором, собственник или уполномоченный им орган в случае простоя предприятия по не зависящим от работников причинам может предоставлять отпуск без сохранения заработной платы или с частичным ее сохране- нием". Как вы, вероятно, помните, в ноябре прошлого года данная норма была из Закона исключена. Тем самым законодатель подобные отпуска вроде бы запретил. Запрет этот вызвал на предприятиях немалое беспокойство. Ведь в соответствии со ст. 113 КЗоТ ( 322-08 ) время простоя не по вине работника оплачивается из расчета не ниже 2/3 его тарифной ставки (оклада). На это мы обращали внимание собственников и работников еще в "Бухгалтере" № 5-6'99 на с. 47-48. Понятно, что собственник предприятия (цеха), не работающего из-за отсутствия заказов, вряд ли в состоянии выплатить работникам зарплату за простой, пусть да- же в размере 2/3 ставки. Впрочем, некоторые специалисты считают, что "простойные" отпуска без сохранения (или с частичным сохранением) зарплаты на самом деле никто не запрещал. Так, по мнению авторов газеты "Де- бет-Кредит" М. Войцеховского и В. Мосейчука, в случае проверок и попыток штрафования за подобное нарушение Закона "Об отпусках" нужно смело ссылаться на ч. 3 ст. 84 КЗоТ, которая в точности сов- падает с исключенной ч. 2 ст. 26 Закона, а следовательно, такие отпуска разрешает. Столь оптимистические рекомендации основываются на том, что нормы КЗоТ якобы имеют преимущество перед нормами Закона "Об отпусках". Мы с таким утверждением согласиться не можем. Даже в союзные времена вопрос об иерархических отношениях между кодексами и обычными законами считался дискуссионным. Как отмечалось в литературе, формальные основания (в частности, то, что один закон является кодексом, а другой - нет) сами по себе не могут служить достаточной причиной установления между нормативно- правовыми актами одного и того же вида (в данном случае - закона- ми) субординационной зависимости. Ведь подобная зависимость носит глубоко содержательный, а не формальный характер. {1} О повышенной юридической силе кодекса можно было бы говорить, например, тогда, когда она предопределена более широким кругом регулируемых общест- венных отношений (или каким-то другим содержательным признаком). В рассматриваемом случае ничего подобного нет: ст. 74-84 главы V КЗоТ фактически дублируют положения Закона "Об отпусках". Кста- ти, в свое время они были изложены в новой редакции именно с целью приведения их в соответствие с нормами Закона "Об отпусках". Так что ни о какой структурно-содержательной особенности данной части КЗоТ, а значит - и о ее повышенной юридической силе, говорить нельзя. А вот на приоритет, наоборот, Закона "Об отпусках" перед другими нормативно-правовыми актами, в том числе перед КЗоТ, указывает п. 3 Постановления ВР от 15.11.96 г. № 505/96-ВР "О порядке введения в действие Закона Украины "Об отпусках"". В нем определено, что до приведения законодательства в соответствие с Законом "Об отпусках" применяются законы и другие нормативно-пра- вовые акты в части, не противоречащей данному Закону. Наше мнение подтверждают и авторы Научно-практического коммен- тария к законодательству Украины о труде. Анализируя ст. 4 КЗоТ, которая, в принципе, требует соответствия всех прочих актов зако- нодательства КЗоТу, {2} они замечают, что в настоящее время зако- нодатель идет по пути установления специальными нормами исключений из ст. 4 КЗоТ. В качестве одного из примеров как раз и приводится Закон "Об отпусках" (наряду с Законом "О коллективных договорах и соглашениях"). Причем авторы Комментария не ставят под сомнение юридическую силу указанных исключений. {3} Это и понятно: если КЗоТ и Закон в принципе "равноправны", то преимущество, естественно, отдается более поздним изменениям. Вопрос о том, чем в данном случае следует руководствоваться, не вызывает сомнений и у работников Минтруда, которые считают, что в настоящее время находиться в отпуске без сохранения зарплаты в связи с простоем могут только те работники, которым такой отпуск был предоставлен до вступления в силу изменений к Закону "Об от- пусках", то есть до 18.11.2000 г. Об этом сообщается, например, в письме Госдепартамента надзора за соблюдением законодательства о труде Минтруда и социальной политики от 15.02.2001 г. № 10-171 ("Все про бухгалтерський облік" № 17/2001, с. 9 - 10), а также в консультации начальника отдела контроля за соблюдением законода- тельства о рабочем времени и времени отдыха Минтруда и социальной политики Г. Максименко ("Праця і зарплата" № 7/2001, с. 13). Кста- ти, руководствуясь этими разъяснениями, отпуск, предоставленный до 18.11.2000 г., при необходимости можно и продлить (разумеется, оформив увеличение его продолжительности задним числом). Сохранение же в ст. 84 КЗоТ нормы о возможности предоставления отпусков за свой счет в случае простоя - явление безусловно временное, которое, увы, вписывается в сложившуюся традицию внесения изменений по тому или иному вопросу сначала лишь в один из регулирующих его документов - в "предположении", что прочее подстроится под новацию как бы автоматически. Кстати, по имеющимся у нас сведениям, в Верховную Раду уже представлен законопроект, в котором предлагается исключить из КЗоТ ч. 3 ст. 84, чтобы полностью согласовать Закон "Об отпусках" и КЗоТ. Итак, что же можно посоветовать предприятиям, которые не могут обеспечить своим работникам полную занятость? Во-первых, есть смысл подумать, стоит ли вам держать столько работников, если вы не в состоянии им платить. Теперь, кстати, работников, находящихся в неоплачиваемых отпусках, можно увольнять по сокращению штатов. До недавних пор это было достаточно наклад- но: не каждое предприятие могло обеспечить высвобождаемым работни- кам компенсации, предусмотренные ст. 49 КЗоТ, то есть трехмесячный средний заработок. К радости работодателей с 01.01.2001 г. эта норма КЗоТ исключена Законом от 11.01.2001 г. № 2213-III "О разме- ре взносов на некоторые виды обязательного государственного со- циального страхования". Правда, о таком увольнении необходимо пре- дупредить работника не менее чем за 2 месяца. Во-вторых, можно организовать работу предприятия с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей. Здесь нужны небольшие пояснения. В отношении режима рабочего времени КЗоТ использует несколько сходных терминов: - "нормальная продолжительность рабочего времени" (ст. 50), - "меньшая норма продолжительности рабочего времени" (ст. 50), - "сокращенная продолжительность рабочего времени" (ст. 51), - "неполное рабочее время" (ст. 56). Итак, по порядку. Нормальная продолжительность - это 40 часов в неделю. Есть случаи, когда продолжительность рабочего времени в соответствии с законодательством должна быть менее 40 часов в неделю (например, для несовершеннолетних или для лиц, занятых на работах с вредными условиями труда). Она и называется сокращенной продолжительностью рабочего времени (ч. 1 и 2 ст. 51). Кроме того, предприятиям разрешается по своему решению уста- навливать сокращенную продолжительность для женщин, имеющих детей до 14 лет или ребенка-инвалида (ч. 3 ст. 51). Если же продолжительность рабочего времени составляет менее 40 часов в неделю исходя из положений коллективного договора (а круг работников, получающих эту льготу, законодательством не ограничи- вается), то такая продолжительность называется меньшей. Меньшую продолжительность и сокращенную объединяет то, что в обоих случаях оплата должна производиться по полной (дневной) тарифной ставке (по полному окладу). {4} В связи с этим устанавли- вать меньшую или сокращенную {5} продолжительность рабочего време- ни в нашем случае собственнику нет смысла - ведь платить все равно придется по полной программе. Но вот в соответствии со ст. 56 КЗоТ по соглашению сторон трудового договора может устанавливаться неполное рабочее время. Директор Госдепартамента надзора за соблюдением законода- тельства о труде В. Тёткин считает, что согласно ст. 56 КЗоТ не- полное рабочее время может устанавливаться либо уменьшением про- должительности ежедневной работы, либо изменением количества дней работы в течение недели, либо одновременным уменьшением ежедневной работы при неполной рабочей неделе ("Праця і зарплата" № 7/2001, с. 13). Главное преимущество применения собственником неполного рабо- чего времени состоит в том, что оплата труда производится пропор- ционально отработанному времени или в зависимости от выработки. В итоге она может оказаться меньше 118 грн. Этот вывод подтверждается ст. 3 Закона "Об оплате труда" (см. "Бухгалтер" № 17'2000, с. 44), согласно которой минимальная зарп- лата выплачивается за выполненную работником месячную почасовую норму труда (объем работ). Если при неполном рабочем времени уста- новлена повременная форма оплаты труда, то работнику выплачивается соответствующая часть тарифной ставки (должностного оклада). Этим неполное рабочее время отличается от сокращенного, на что обращае- тся внимание и в вышеупомянутом письме Минтруда и социальной поли- тики от 15.02.2001 г. В то же время работа на условиях неполного рабочего времени никак не ограничивает трудовые права работника. В частности, не изменяется общеустановленный порядок начисления трудового стажа, не ограничивается право на ежегодный отпуск, причем той же продолжительности, что и при работе с нормальным рабочим временем, и т.д. Например, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона "Об отпус- ках" в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, засчитывается время фактической работы (в том числе на условиях неполного рабочего времени) в течение года, за который предостав- ляется отпуск. Раньше такую поблажку давали и тем работникам, которые находи- лись в отпусках за свой счет: они имели право на ежегодный оплачи- ваемый отпуск за все время сохранения места работы (должности) по п. 4 ст. 9 Закона "Об отпусках". После 18.11.2000 г. такой вариант стал, естественно, невозможен. {6} Неполное рабочее время может вводиться на определенный период или без ограничения по срокам. Такое условие может устанавливаться как при приеме на работу, так и для уже работающих лиц. По желанию работника и при согласии предприятия режим неполного рабочего времени для данного работника может быть введен в любое время - достаточно оформить заявление и приказ. Неполное рабочее время может быть введено и без согласия работника - исключительно по воле работодателя, но только при условии, что на предприятии происходят изменения в организации производства и труда, и с обязательным соблюдением процедуры, предусмотренной ч. 3 ст. 32 КЗоТ (работник должен быть уведомлен не позднее чем за 2 месяца). В аналогичном порядке собственник мо- жет отменить неполное рабочее время или изменить его продолжитель- ность. Введение неполного рабочего времени, разумеется, изменяет существенные условия труда. Поэтому работник может от такого новшества отказаться. Отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда является основанием для прекращения трудового договора по п. 6 cт. 36 КЗоТ. В Научно-практическом комментарии к законодательству Украины о труде подчеркивается, что лучшим доказательством отказа работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда являются письменное уведомление собственника о предстоящих изменениях с распиской работника об ознакомлении и письменное заявление работника об отказе от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда. {7} В письме Минтруда и социальной политики от 15.02.2001 г. сообщается, что коллективным договором может быть установлено ограничение в виде минимальной границы неполного рабочего дня. Например, продолжительность неполного рабочего времени не может быть меньше 20 часов в неделю. Так что, переходя на неполное рабо- чее время, не забудьте заглянуть в колдоговор - вдруг там такое ограничение имеется. Если, конечно, у вас есть сам колдоговор. {1} См., например, Поленина С. В., Сильченко Н. В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР- М.: Наука, 1987, - С. 68. {2} Согласно этой статье "законодательство о труде состоит из Кодекса законов о труде Украины и других актов законодательства Украины, принятых в соответствии с ним". {3} См. Стычинский Б. С., Зуб И. В., Ротань В. Г. Научно-практи- ческий комментарий к законодательству Украины о труде. - Сим- ферополь, 1998.- Т. 1.- С. 35-36. {4} См. Стычинский Б. С., Зуб И. В., Ротань В. Г. Научно-практи- ческий комментарий к законодательству Украины о труде. - Сим- ферополь, 1998.- Т. 1.- С. 436. {5} Естественно, кроме случаев, когда ее введение - обязательно (см. выше). {6} Аналогичный вывод следует и из консультации главного специа- листа управления Секретариата КМУ Н. Пузыря ("Праця і зарпла- та" № 47/2000, с. 15). {7} См. Стычинский Б. С., Зуб И. В., Ротань В. Г. Научно-практи- ческий комментарий к законодательству Украины о труде. - Сим- ферополь, 1998.- Т. 1.- С. 276. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №7/01, стр. 88 [01.03.2001] Алла Погребняк, Станислав Погребняк ------------------------------------------------------------------