Как заставить меньше работать.
 Вместо отпусков за свой счет - режим неполного рабочего времени

------------------------------------------------------------------

    У всех, наверное, еще свежа в памяти часть вторая ст. 26 Зако-
на "Об отпусках" ( 504/96-ВР):

    "В порядке, определенном коллективным  договором,  собственник
    или уполномоченный им орган в случае простоя предприятия по не
    зависящим от работников причинам  может  предоставлять  отпуск
    без сохранения  заработной  платы или с частичным  ее сохране-
    нием".

    Как вы, вероятно, помните, в ноябре прошлого года данная норма
была из Закона исключена.  Тем самым законодатель подобные отпуска
вроде бы запретил.
    Запрет этот вызвал на предприятиях немалое беспокойство.  Ведь
в соответствии со ст. 113 КЗоТ ( 322-08 ) время простоя не по вине
работника оплачивается из расчета не  ниже 2/3 его тарифной ставки
(оклада). На это мы обращали внимание собственников  и  работников
еще в "Бухгалтере" № 5-6'99 на с. 47-48. Понятно, что  собственник
предприятия (цеха), не работающего из-за отсутствия заказов,  вряд
ли в состоянии выплатить работникам зарплату за простой, пусть да-
же в размере 2/3 ставки.
    Впрочем,  некоторые  специалисты  считают,  что   "простойные"
отпуска без сохранения (или с частичным сохранением)  зарплаты  на
самом деле  никто не запрещал. Так, по мнению авторов газеты  "Де-
бет-Кредит" М. Войцеховского и В. Мосейчука, в  случае  проверок и
попыток  штрафования за подобное  нарушение  Закона  "Об отпусках"
нужно смело ссылаться на ч. 3 ст. 84 КЗоТ, которая в точности сов-
падает с исключенной  ч. 2 ст. 26  Закона, а  следовательно, такие
отпуска разрешает.
    Столь оптимистические рекомендации основываются  на  том,  что
нормы КЗоТ якобы  имеют  преимущество  перед  нормами  Закона  "Об
отпусках". Мы с таким утверждением согласиться не можем.
    Даже в союзные  времена  вопрос  об  иерархических  отношениях
между кодексами и обычными законами  считался  дискуссионным.  Как
отмечалось в литературе, формальные основания  (в  частности,  то,
что один закон является кодексом, а другой - нет) сами по себе  не
могут служить достаточной  причиной установления между нормативно-
правовыми  актами одного и того же вида (в данном случае - закона-
ми) субординационной  зависимости. Ведь подобная зависимость носит
глубоко содержательный, а не формальный характер. {1} О повышенной
юридической  силе кодекса можно было бы говорить, например, тогда,
когда она предопределена более широким кругом регулируемых общест-
венных отношений (или каким-то другим содержательным признаком).
    В рассматриваемом случае ничего подобного нет: ст. 74-84 главы
V КЗоТ фактически  дублируют положения Закона "Об отпусках". Кста-
ти, в свое время они были изложены в новой редакции именно с целью
приведения  их в соответствие с нормами  Закона "Об отпусках". Так
что ни о какой структурно-содержательной особенности  данной части
КЗоТ, а значит - и  о  ее  повышенной  юридической  силе, говорить
нельзя.
    А вот на  приоритет,  наоборот,  Закона  "Об  отпусках"  перед
другими нормативно-правовыми  актами,  в  том  числе  перед  КЗоТ,
указывает п. 3 Постановления ВР от  15.11.96  г.  №  505/96-ВР  "О
порядке введения в действие Закона Украины "Об отпусках"".  В  нем
определено, что до приведения законодательства  в  соответствие  с
Законом  "Об отпусках" применяются законы и другие нормативно-пра-
вовые акты в части, не противоречащей данному Закону.
    Наше мнение подтверждают и авторы Научно-практического коммен-
тария к законодательству Украины о труде.  Анализируя  ст. 4 КЗоТ,
которая, в принципе, требует соответствия всех  прочих актов зако-
нодательства КЗоТу, {2} они замечают, что в настоящее  время зако-
нодатель идет по пути установления специальными нормами исключений
из ст. 4 КЗоТ. В качестве одного из примеров как  раз и приводится
Закон "Об отпусках" (наряду с Законом  "О коллективных договорах и
соглашениях"). Причем  авторы Комментария  не ставят  под сомнение
юридическую силу указанных исключений. {3}
    Это и понятно: если КЗоТ и Закон в принципе "равноправны",  то
преимущество, естественно, отдается более поздним изменениям.
    Вопрос о том, чем в данном случае  следует  руководствоваться,
не вызывает сомнений и у работников Минтруда, которые считают, что
в настоящее время находиться в отпуске без сохранения  зарплаты  в
связи с простоем могут только те работники, которым  такой  отпуск
был предоставлен  до вступления в  силу изменений к Закону "Об от-
пусках", то  есть  до 18.11.2000 г.  Об этом сообщается, например,
в письме Госдепартамента надзора за соблюдением законодательства о
труде Минтруда и социальной  политики  от 15.02.2001  г.  № 10-171
("Все про бухгалтерський облік" № 17/2001, с. 9 - 10), а  также  в
консультации  начальника отдела контроля  за соблюдением законода-
тельства о рабочем времени и времени отдыха  Минтруда и социальной
политики Г. Максименко ("Праця і зарплата" № 7/2001, с. 13). Кста-
ти, руководствуясь этими разъяснениями, отпуск, предоставленный до
18.11.2000 г., при  необходимости  можно  и  продлить (разумеется,
оформив увеличение его продолжительности задним числом).
    Сохранение же в ст. 84 КЗоТ нормы о возможности предоставления
отпусков за свой  счет  в  случае  простоя  -  явление  безусловно
временное,  которое,  увы,  вписывается  в  сложившуюся   традицию
внесения изменений по тому или иному вопросу сначала лишь  в  один
из регулирующих  его документов - в  "предположении",  что  прочее
подстроится под новацию как бы автоматически.
    Кстати, по имеющимся у нас сведениям,  в  Верховную  Раду  уже
представлен законопроект, в котором предлагается исключить из КЗоТ
ч. 3 ст. 84, чтобы полностью согласовать  Закон  "Об  отпусках"  и
КЗоТ.
    Итак, что же можно посоветовать предприятиям, которые не могут
обеспечить своим работникам полную занятость?
    Во-первых, есть смысл подумать, стоит ли вам  держать  столько
работников, если вы не в состоянии  им  платить.  Теперь,  кстати,
работников, находящихся в неоплачиваемых отпусках, можно увольнять
по сокращению штатов. До недавних  пор это было достаточно наклад-
но: не каждое предприятие могло обеспечить высвобождаемым работни-
кам компенсации, предусмотренные ст. 49 КЗоТ, то есть трехмесячный
средний  заработок. К радости  работодателей  с 01.01.2001 г.  эта
норма КЗоТ исключена Законом от 11.01.2001 г. № 2213-III "О разме-
ре взносов на некоторые  виды  обязательного  государственного со-
циального страхования". Правда, о таком увольнении необходимо пре-
дупредить работника не менее чем за 2 месяца.
    Во-вторых, можно организовать работу  предприятия  с  неполным
рабочим днем или неполной рабочей неделей.
    Здесь нужны небольшие пояснения.  В отношении режима  рабочего
времени КЗоТ использует несколько сходных терминов:
    - "нормальная продолжительность рабочего времени" (ст. 50),
    - "меньшая норма продолжительности рабочего времени" (ст. 50),
    - "сокращенная продолжительность рабочего времени" (ст. 51),
    - "неполное рабочее время" (ст. 56).
    Итак, по порядку.
    Нормальная продолжительность - это 40 часов в неделю.
    Есть  случаи,  когда  продолжительность  рабочего  времени   в
соответствии с законодательством должна  быть  менее  40  часов  в
неделю (например, для несовершеннолетних или для лиц,  занятых  на
работах с вредными условиями труда).  Она и называется сокращенной
продолжительностью рабочего времени (ч. 1 и 2 ст. 51).
    Кроме того, предприятиям  разрешается по своему  решению уста-
навливать сокращенную продолжительность для женщин, имеющих  детей
до 14 лет или ребенка-инвалида (ч. 3 ст. 51).
    Если же продолжительность рабочего времени составляет менее 40
часов в неделю исходя из положений коллективного договора (а  круг
работников, получающих эту  льготу, законодательством не ограничи-
вается), то такая продолжительность называется меньшей.
    Меньшую продолжительность и сокращенную объединяет то,  что  в
обоих случаях оплата  должна  производиться  по  полной  (дневной)
тарифной ставке (по полному окладу). {4} В связи с этим устанавли-
вать меньшую или сокращенную {5} продолжительность рабочего време-
ни в нашем случае собственнику нет смысла - ведь платить все равно
придется по полной программе.
    Но вот в соответствии со ст.  56  КЗоТ  по  соглашению  сторон
трудового договора может устанавливаться неполное рабочее время.
    Директор  Госдепартамента  надзора  за  соблюдением  законода-
тельства о труде  В. Тёткин считает, что согласно  ст. 56 КЗоТ не-
полное рабочее время может  устанавливаться  либо уменьшением про-
должительности ежедневной работы, либо изменением количества  дней
работы в течение недели, либо одновременным уменьшением ежедневной
работы при  неполной  рабочей неделе ("Праця і зарплата" № 7/2001,
с. 13).
    Главное преимущество  применения собственником неполного рабо-
чего времени  состоит в том, что оплата труда производится пропор-
ционально отработанному времени или в зависимости от выработки.  В
итоге она может оказаться меньше 118 грн.
    Этот вывод подтверждается ст. 3 Закона  "Об оплате труда" (см.
"Бухгалтер"  № 17'2000, с. 44), согласно которой минимальная зарп-
лата выплачивается за выполненную  работником  месячную  почасовую
норму труда (объем работ). Если при неполном рабочем времени уста-
новлена повременная форма оплаты труда, то работнику выплачивается
соответствующая часть тарифной ставки  (должностного оклада). Этим
неполное рабочее время отличается от сокращенного, на что обращае-
тся внимание и в вышеупомянутом письме Минтруда и социальной поли-
тики от 15.02.2001 г.
    В то же время работа на условиях  неполного  рабочего  времени
никак не ограничивает трудовые права работника.  В  частности,  не
изменяется общеустановленный порядок начисления  трудового  стажа,
не  ограничивается  право  на  ежегодный  отпуск,  причем  той  же
продолжительности, что и при работе с нормальным рабочим временем,
и т.д.
    Например, в соответствии с  п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона  "Об отпус-
ках" в стаж работы, дающий  право на  ежегодный  основной  отпуск,
засчитывается  время  фактической  работы (в том числе на условиях
неполного  рабочего времени) в течение года, за который предостав-
ляется отпуск.
    Раньше такую поблажку давали и тем работникам, которые находи-
лись в отпусках за свой счет: они имели право на ежегодный оплачи-
ваемый отпуск за все время сохранения места работы (должности)  по 
п. 4 ст. 9 Закона "Об отпусках". После 18.11.2000 г. такой вариант 
стал, естественно, невозможен. {6}
    Неполное рабочее время может вводиться на определенный  период
или без ограничения по срокам. Такое условие может устанавливаться
как при приеме на работу, так и для уже работающих лиц. По желанию
работника и при  согласии  предприятия  режим  неполного  рабочего
времени для данного работника может быть введен в  любое  время  -
достаточно оформить заявление и приказ.
    Неполное рабочее время  может  быть  введено  и  без  согласия
работника - исключительно по  воле  работодателя,  но  только  при
условии, что на предприятии  происходят  изменения  в  организации
производства и труда,  и  с  обязательным  соблюдением  процедуры,
предусмотренной ч. 3 ст. 32 КЗоТ (работник должен  быть  уведомлен
не позднее чем за 2 месяца). В аналогичном порядке собственник мо-
жет отменить неполное рабочее время или изменить его продолжитель-
ность.
    Введение  неполного  рабочего  времени,  разумеется,  изменяет
существенные условия  труда.  Поэтому  работник  может  от  такого
новшества отказаться.  Отказ работника  от  продолжения  работы  в
связи с изменением существенных условий труда является  основанием
для прекращения трудового договора по п. 6 cт. 36 КЗоТ.
    В Научно-практическом комментарии к законодательству Украины о
труде подчеркивается, что лучшим доказательством отказа  работника
от продолжения работы в связи с  изменением  существенных  условий
труда являются письменное уведомление собственника  о  предстоящих
изменениях с распиской  работника  об  ознакомлении  и  письменное
заявление работника об отказе от  продолжения  работы  в  связи  с
изменением существенных условий труда. {7}
    В письме Минтруда  и  социальной  политики  от  15.02.2001  г.
сообщается, что  коллективным  договором  может  быть  установлено
ограничение в виде минимальной  границы  неполного  рабочего  дня.
Например, продолжительность неполного рабочего  времени  не  может
быть меньше 20 часов в неделю. Так что, переходя на неполное рабо-
чее время, не забудьте  заглянуть в колдоговор - вдруг  там  такое
ограничение имеется. Если, конечно, у вас есть сам колдоговор.

{1} См., например, Поленина С. В., Сильченко Н. В.  Научные основы
    типологии нормативно-правовых актов в СССР- М.: Наука, 1987, -
    С. 68.
{2} Согласно этой статье
    "законодательство о труде состоит из Кодекса законов  о  труде
    Украины и других актов законодательства  Украины,  принятых  в
    соответствии с ним".
{3} См.  Стычинский Б. С., Зуб И. В., Ротань В. Г.  Научно-практи-
    ческий комментарий к законодательству Украины о труде. -  Сим-
    ферополь, 1998.- Т. 1.- С. 35-36.
{4} См.  Стычинский Б. С., Зуб И. В., Ротань В. Г.  Научно-практи-
    ческий комментарий к законодательству Украины о труде. -  Сим-
    ферополь, 1998.- Т. 1.- С. 436.
{5} Естественно, кроме случаев, когда ее  введение  -  обязательно
    (см. выше).
{6} Аналогичный  вывод следует и из консультации  главного специа-
    листа управления Секретариата КМУ  Н. Пузыря ("Праця і зарпла-
    та" № 47/2000, с. 15).
{7} См.  Стычинский Б. С., Зуб И. В., Ротань В. Г.  Научно-практи-
    ческий комментарий к законодательству Украины о труде. -  Сим-
    ферополь, 1998.- Т. 1.- С. 276.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№7/01, стр. 88
[01.03.2001]
Алла Погребняк, Станислав Погребняк

------------------------------------------------------------------