"Грязный" сбор. Всё ------------------------------------------------------------------ Загрязнять окружающую среду вредно не только для здоровья всего живого, но и для кармана самих предпринимателей-зягрязните- лей. Дабы последним неповадно было отравлять сограждан и прочую флору-фауну, и был введен специальный "грязный" сбор. Официально он именуется "сбором за загрязнение окружающей природной среды", установлен Законом "Об охране окружающей природ- ной среды" и является общегосударственным согласно п/п. 14 п. 1 ст. 14 Закона "О системе налогообложения". В настоящее время уплата сбора и представление отчетности по нему регламентированы: - Порядком установления нормативов сбора за загрязнение окру- жающей природной среды и взыскания данного сбора, утвержденным Постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303 ( 303-99-п ) (далее - Порядок); - Инструкцией о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязне- ние окружающей природной среды, утвержденной приказом Минэкобезо- пасности (теперь это ведомство называется Минэкоресурсов) и ГНАУ от 19.07.99 г. № 162/379 ( z0544-99 ) (далее - Инструкция). I. Плательщики сбора В соответствии с п. 2.1 Инструкции плательщиками сбора являют- ся субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, включая их объединения, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юрлица и располо- женные на территории другой территориальной громады; бюджетные, общественные или иные предприятия, учреждения, организации; постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы в Украине; граждане, осуществляющие на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны размещение отходов или выбросы и сбросы загряз- няющих веществ в окружающую природную среду. Территориальные органы Минэкоресурсов совместно с органами местного самоуправления или местными госадминистрациями определяют перечень плательщиков сбора и до 1 декабря года, предшествующего отчетному, передают его в местные налоговые органы. Изменения в перечень могут вноситься и в течение года - до первого числа месяца, предшествующего отчетному кварталу. Обращаем внимание на то, что плательщиками сбора могут быть не только субъекты предпринимательской деятельности, но и их обособ- ленные подразделения (филиалы, отделения и т. п.) в том случае, если они расположены на территории другой территориальной громады. Тогда и платит, и отчитывается по своему местонахождению каждый сам по себе {1}. В случае расположения головного предприятия и его обособленного подразделения в одной территориальной громаде упла- чивает за это подразделение сбор и отчитывается только головное. Что касается физических лиц - СПД, то они попадают в плательщи- ки сбора при наличии источников, производящих загрязнения. А вот в отношении обычных физических лиц (в первую очередь - владель- цев транспортных средств) всё не так однозначно. В перечень плательщиков они вписываются, поскольку в п. 2.1 Инструкции упоминаются граждане, осуществляющие на территории Украины "выбросы и сбросы". То есть формально их могут заставить платить. В то же время местные органы Минэкоресурсов, насколько нам известно, обычных граждан в перечень плательщиков не включают. При этом ни Порядок, ни Инструкция не содержат отдельного требования об обязательном ведении гражданами - не СПД учета израсходованного горючего и об уплате ими сбора. Отрадно, что ГНАУ заняла здесь либеральную позицию. "Вiсник податковоє служби Украєни" № 36/99 опубликовал разъяснение началь- ника Управления местных налогов и сборов и неналоговых платежей ГНАУ Г. Лысенко, который подтвердил, что "Инструкция не предусмат- ривает взимания сбора за выбросы передвижными источниками загряз- нения с владельцев транспортных средств - физических лиц". {2} Будем считать, что высказанное в консультации мнение оконча- тельно закрывает проблему. Другой вопрос, связанный с составом плательщиков,- гораздо более серьезный: является ли плательщиком сбора субъект, имеющий источники загрязнения, но не включенный в соответствующий перечень органами Минэкоресурсов и местными сове- тами? Мы склоняемся к тому, что нет. И в п. 2 Порядка, и в п. 2.3 Инструкции указано, что перечень плательщиков сбора определяют именно местные органы Минэкоресурсов и иже с ними. А в п. 2.1 Инструкции просто очерчен круг лиц, которые вообще (в принципе) могут попасть в упомянутый перечень. Хотя некоторые налоговики на этот счет придерживаются иного мнения: они считают, что в данном случае плательщиками являются все субъекты, перечисленные в п. 2.1 Инструкции, в том числе и не включенные в соответствующий перечень (см., например, консультацию начальника управления ресурсных и неналоговых платежей, местных налогов и сборов ГНА в г. Киеве Н. Мирун в газете "Налоговый, банковский, таможенный консультант" № 16/2000 {3}). Но тогда, во-первых, непонятно, зачем вообще необходим упомя- нутый перечень плательщиков, а во-вторых, если уж взимать сбор невзирая на конкретные перечни, так взимать его со всех, в том числе и с обычных граждан (не СПД), хотя, как уже было сказано, реально их в эти перечни никто не включает. На практике дело обычно обстоит так: налоговики разнюхивают, что у какого-то субъекта имеются источники загрязнения (например, транспортные средства), и направляют его в местные органы Минэко- ресурсов для добровольной регистрации. Мы же считаем, что вопроса- ми определения перечня плательщиков должны заниматься сами органы Минэкоресурсов, и пока вас не включили в перечень, вы не станови- тесь плательщиком. А значит, налоговики не имеют права требовать уплаты сбора и тем более взыскивать с вас сбор за предыдущие периоды, да еще и с фин- и админсанкциями. II. Объекты обложения Для удобства представим объекты в виде обобщающей таблички. Объекты обложения для различных источников загрязнения, доку- менты для исчисления сбора |-----------|---------------------------|------------------------| |Источники | Объекты обложения сбором |Документы для исчисления| |загрязнения| |сбора | |-----------|---------------------------|------------------------| |Стационар- |Объемы загрязняющих ве- |Первичная документация | |ные источ- |ществ, выбрасываемых в |(журналы учета по форме | |ники |атмосферу |ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3 *) | | |---------------------------|------------------------| | |Объемы загрязняющих ве- |Первичная документация | | |ществ, сбрасываемых в вод- |(журналы учета по форме | | |ный объект |ПОД-11, ПОД-12, ПОД-13*)| | |---------------------------|------------------------| | |Объемы отходов, размещаемых|Материально-сырьевые | | |в специально отведенных для|балансы производства* | | |этого местах | | |-----------|---------------------------|------------------------| |Передвижные|Объемы фактически использо-|Документы бухгалтерского| |источники |ванных видовтоплива, |учета, содержащие данные| |(автомо- |вследствие сжигания которых|об объемах фактически | |бильный |образуются загрязняющие |использованного топлива*| |транспорт, |вещества | | |морские и | | | |речные cу- | | | |да, желез- | | | |нодорожный | | | |транспорт) | | | |-----------|---------------------------|------------------------| __________________________ * См. приложение 3 к Инструкции в его первоначальной редакции (в первоначальной потому что при внесении в него изменений прика- зом Минэкобезопасности и ГНАУ от 27.01.2000 г. № 24/37, видимо, была допущена ошибка, вследствие которой форма расчета сбора, приведенная в этом приложении, лишилась текстового комментария). Согласно п. 4 Порядка сумма сбора по стационарным источникам исчисляется плательщиками самостоятельно на основании установлен- ных лимитов выбросов, сбросов и размещения отходов и в соответст- вии с установленными нормативами сбора и корректировочными коэффи- циентами, приведенными в приложениях 1 и 2 к Порядку. Еще одна табличка. Лимиты загрязнения и сроки доведения их до плательщиков |--------------|---------|-----------------|---------------------| | Источники | Лимиты | Срок доведения | Основание | | загрязнения | |до плательщиков | | |--------------|---------|-----------------|---------------------| |Передвижные |Не уста- | - |П. 5.2 Инструкции и | |источники |навлива- | |п. 1.2 Инструкции по | | |ются | |установлению лимитов | | | | |выбросов загрязняющих| | | | |веществ в атмосферный| | | | |воздух * | |--------------|---------|-----------------|---------------------| | |Выбросов |До 1 июня пред- |П. 6 Порядка, п. 5.7 | | |в атмос- |шествующего года |Инструкции, п. 5.5 | | |феру - | |Инструкции по уста- | | |устанав- | |новлению лимитов вы- | | |ливаются | |бросов загрязняющих | | |сроком на| |веществ в атмосферный| | |5 лет | |воздух * | | |---------|-----------------|---------------------| | |Сбросов в| | | | |водные | | | |Стационарные |объекты -| |П. 6 Порядка, п. 5.7 | | источники |устанав- | то же |Инструкции | | |ливаются | | | | |сроком на| | | | |5 лет | | | | |---------|-----------------|---------------------| | |Размеще- | |П. 5.5 Инструкции, | | |ния отхо-| |п. 18 Порядка разра- | | |дов ** - | До 1 октября |ботки, утверждения и | | |устанав- | предшествующего |пересмотра лимитов на| | |ливаются | года |образование и разме- | | |сроком на| |щение отходов *** | | |1 год | | | |--------------|---------|-----------------|---------------------| _____________________________________________ * Утверждена приказом Минэкоресурсов от 10.10.2000 г. № 161 ( z0769-00 ). ** Владельцы отходов, платежи за размещение которых в совокуп- ности не превышают 5 грн. в год, и владельцы твердых отходов, имеющие соответствующие договоры с предприятиями коммунального хо- зяйства, освобождаются от установления лимитов. *** Утвержден Постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218 ( 1218- 98-п). Согласно п. 8 Порядка в случае сверхлимитных выбросов, сбросов и размещений отходов, а также в случае отсутствия у плательщика установленного лимита сбор по ним "исчисляется в установленном порядке в пятикратном размере". Как видим, лимит выбросов для передвижных источников не уста- навливается (то есть п. 8 Порядка к ним не применяется), а сумма сбора на основании того же п. 4 Порядка исчисляется плательщиками исходя из количества фактически израсходованного горючего на осно- вании нормативов и корректировочных коэффициентов (см. ниже). III. Порядок расчета сбора Порядок расчета сбора для различных источников подробно изло- жен в п. 6 Инструкции. Наиболее распространены передвижные источники загрязнения. К ним относятся автомобильный и железнодорожный транспорт, речные и морские суда. Из передвижных источников, в свою очередь, самым массовым, естественно, является автомобильный транспорт. Поэтому приведем из Инструкции и Порядка только механизм и нормы расчета сбора по этому виду транспорта (по другим видам расчет сбора ана- логичен, отличие состоит только в видах горючего и нормативах сбо- ра): Пвп = Мi х Нбi, х Кнас х Кф, где Пвп - сумма сбора, взимаемого за выбросы из передвижных источников загрязнения; Мi - количество использованного горючего 1-го вида, т; Нбi - норматив сбора за 1 тонну 1-го вида горючего, грн./т: |------------------------------------------------|---------------| | Вид топлива |Норматив сбора,| | | грн./т | |------------------------------------------------|---------------| |Автомобильный транспорт | | |-------|----------------------------------------|---------------| | |этилированный | 4,0 | |Бензин |----------------------------------------|---------------| | |неэтилированный | 3,0 | |-------|----------------------------------------|---------------| |Дизтопливо | 3,0 | |------------------------------------------------|---------------| |Сжиженный нефтяной газ | 4,0 | |------------------------------------------------|---------------| |Сжатый природный газ | 2,0 | |------------------------------------------------|---------------| КНАС - корректировочный коэффициент, учитывающий численность жителей населенного пункта: |------------------------------------------------|---------------| | Численность населения, тыс. чел. | Коэффициент | |------------------------------------------------|---------------| |до 100 | 1,0 | |------------------------------------------------|---------------| |100,1-250 | 1,2 | |------------------------------------------------|---------------| |250,1-500 | 1,35 | |------------------------------------------------|---------------| |500,1-1000 | 1,55 | |------------------------------------------------|---------------| |свыше 1000 | 1,8 | |------------------------------------------------|---------------| Кф - корректировочный коэффициент, учитывающий народнохозяйст- венное значение населенного пункта: |----------------------------------------------------|-----------| | Тип населенного пункта |Коэффициент| |----------------------------------------------------|-----------| |Организационно-хозяйственные и культурно-бытовые | | |центры местного значения с преобладанием аграрно- | 1,0 | |промышленных функций(райцентры, города районного | | |подчинения, села и поселки) | | |----------------------------------------------------|-----------| |Многофункциональные центры, центры с преобладанием | | |промышленных и транспортных функций (республиканский| 1,25 | |(АР Крым) и областные центры, города государственно-| | |го, республиканского и областного подчинения) | | |----------------------------------------------------|-----------| |Населенные пункты, отнесенные к курортным | 1,65 | |----------------------------------------------------|-----------| Заметим, что норматив сбора дается в расчете на тонну горюче- го, в то время как горючее обычно отпускается в литрах. Для перевода объемных единиц (литров) в тонны применяются показатели плотности горючего (топлива). Например, для бензинов (при 20ЇС) такой показатель составляет 0,7-0,78 г/см3 или 0,7-0,78 кг/л. Показатель плотности конкретного вида горючего указывается в сертификатах соответствия на него. При этом плотность горючего зависит от температуры. В ГОСТ 3900-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности" приведена таблица температурных коэффициентов, с помощью которых, зная плотность при 20ЇС, можно определить весовое количество бензина при известных объеме и температуре. {1} Ни в Порядке, ни в Инструкции нет увязки применения коэффи- циентов Кф и Кнас с маршрутом движения транспортных средств (источников загрязнения). Поэтому не совсем понятно, следует ли применять какие-то специальные (комбинированные) коэффициенты, если перевозки грузов и пассажиров производятся через территории, где имеются населенные пункты с разной численностью населения и разного народнохозяйственного значения? По нашему мнению (и это косвенно подтверждают примеры расчета сбора, приведенные в Инструкции), должны применяться коэффициенты, соответствующие месту регистрации плательщика сбора. Впрочем, если объемы фактически использованного горючего зна- чительны и различные отрезки маршрутов движения относятся к населенным пунктам с разными Кф и Кнас, то нельзя категорически отрицать и возможность применения метода расчета сбора с дифферен- циацией по отрезкам маршрута.{5} Хотя, еще раз повторим, явно такой подход в действующих нормативах не просматривается. Исходя из нормы п. 2.1 Инструкции горючее, фактически исполь- зованное при перемещении автотранспорта за границей, в расчет сбора не включается и сбор с него не взимается. IV. Налоговый и бухгалтерский учет Согласно п. 12 Порядка "грязный" сбор, уплачиваемый за сбросы- выбросы в пределах лимитов, относится на валовые затраты произ- водства и обращения, а начисление суммы сбора за сверхлимитные выбросы, сбросы и размещение отходов производится за счет прибыли предприятия.{6} Мы считаем, что эта норма не касается учета налогового, да и в бухгалтерском она была актуальна, пожалуй, лишь до введения новых стандартов. Так вот, в налоговом учете сумма сбора за сбросы и т. п. - как в пределах лимита, так и сверхлимитные - в соответствии с п/п. 5.2.5 Закона О Прибыли должна относиться в состав валовых затрат. Здесь мы не согласны с иногда высказываемым в других изданиях (со ссылкой на п. 12 Порядка) мнением о том, что увеличенный сбор за "сверхлимит" не включается в валовые затраты. Во-первых, увеличение в 5 раз суммы сбора за сверхлимитные (безлимитные) выбросы, сбросы и размещение отходов не является штрафной санкцией. Просто для этого вида платежа установлены как бы две ставки в зависимости от размеров объекта налогообложения. {7} В пользу такого суждения свидетельствует то, что это увеличе- ние предусмотрено в формуле расчета сбора, а не определяется, как положено штрафу, отдельно. То есть пятикратно увеличенная сумма является именно суммой сбора, а не суммой сбора и штрафа и потому должна включаться в валовые затраты согласно п/п. 5.2.5 Закона О Прибыли. Во-вторых, п. 5.10 Закона О Прибыли четко определяет, что "установление дополнительных ограничений по отнесению расходов в состав валовых затрат плательщика налога, кроме указанных в нас- тоящем Законе, не разрешается". А кроме того, в Порядок норма о разделении источников уплаты сбора попала из Закона "Об охране окружающей природной среды" и здесь в любом случае следует говорить о приоритете налогового Закона О Прибыли в вопросах отнесения расходов по уплате сбора в состав валовых затрат. Поэтому распространять упомянутую норму из п. 12 Порядка на налоговый учет нет никаких оснований. У частных предпринимателей в соответствии со ст. 13 Декрета КМУ "О подоходном налоге с граждан" (которая отсылает их в части определения затрат к ст. 5 Закона О Прибыли) тоже все суммы уплаченного сбора относятся полностью в состав расходов, непос- редственно связанных с получением доходов. Что же касается отражения сбора в бухучете, то и для этих целей п. 12 Порядка в части отражения сбора за "сверхлимит" устарел, так как ни П(С)БУ, ни Инструкция по применению Плана счетов не предусматривают отражения каких бы то ни было налогов и сборов за счет прибыли предприятий. По нашему мнению, сейчас начисление и уплата сбора в бухгал- терском учете должны отражаться следующими записями: начисление - д-т 92 (84), к-т 642/"Сбор за загрязнение окружа- ющей природной среды" {8}; уплата - д-т 642/"Сбор за загрязнение окружающей природной среды", к-т 311. V. Уплата, отчетность, ответственность В соответствии с п. 11 Порядка уплата сбора производится двумя платежными поручениями: 30% - в Государственный фонд охраны окружающей природной среды в составе Госбюджета; 70% - в местные (городские, сельские, поселковые) фонды охраны окружающей природной среды. Основные формы отчетности по данному сбору и примеры их заполнения приведены в приложениях к Инструкции. Квартальная (полугодовая, девятимесячная) отчетность представ- ляется в органы Минэкоресурсов и ГНИ до 15 числа месяца, следующе- го за отчетным периодом, а годовая (окончательный годовой рас- чет) - в те же инстанции до 15 февраля года, следующего за отчет- ным. Отметим, что после внесения Постановлением КМУ от 11.08.2000 г. № 261 изменений в Порядок (в частности, в его п. 9) отпала необходимость представления налоговым органам прогнозного расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды на следующий год. Сроки уплаты сбора за три первых квартала установлены до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Окончательная уплата сбора за IV квартал (и истекший год) должна быть произведена до 20 февраля следующего за отчетным года. За несвоевременную уплату сбора взимается пеня в размере 120 % годовых от ставки НБУ, умноженной на сумму недоплаты за каждый день просрочки, в соответствии со ст. 4 Декрета "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" (до тех пор, пока соответствующий порядок не будет изменен Законом "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III- еще не вступившим в силу). Если при проверке было произведено доначисление сбора, то в соответствии с п. 7 ст. 11 Закона "О государственной налоговой службе в Украине" применяются соответствующие финсанкции (в виде взыскания однократного размера доначисленной суммы и десяти про- центов от нее за несвоевременность уплаты - как и по другим нало- гам и платежам, по которым установлено обязательное представление органам госналогслужбы налоговых деклараций или расчетов). VI. Некоторые частные вопросы исчисления и уплаты сбора 1. Если транспортное средство эксплуатируется субъектом пред- принимательской деятельности на условиях аренды, то "грязный" сбор должен уплачиваться именно этим субъектом (арендатором). Критерием для определения плательщика сбора является то, кем непосредственно осуществляется сжигание горючего, то есть кто именно производит выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. А это обстоятельство не зависит от того, на чьем конкретно балансе "висит" транспортное средство. {9} Если же СПД получает транспортные услуги на основании договора с другим СПД - перевозчиком (собственником или арендатором авто- транспорта), то сбор должен уплачивать перевозчик, поскольку именно он использует горючее (даже если оно было предоставлено ему заказчиком для выполнения услуг по перевозке). Консультацию на эту тему - см. в "Вiснику податковоє служби Украєни" № 22/2000.{10} 2. Если предприятие имеет на балансе транспортные средства (как исправные, так и неисправные), которые им не эксплуатируются, то оно не является плательщиком сбора в части этих транспортных средств и расчет по ним в ГНИ не представляет, поскольку отсутст- вует объект для исчисления сбора - выбросы в атмосферу и, следова- тельно, предприятие не подпадает под определение плательщика сбора по п. 2.1 Инструкции. 3. В газете "Налоговый, банковский, таможенный консультант" № 41/99 {11} начальник отдела атмосферного воздуха Департамента охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов Минэко- безопасности В. Горбунов разъяснил, как трактуется понятие перед- вижного и стационарного источников загрязнения. Со ссылкой на Инструкцию о содержании и порядке составления отчета проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии (утверждена приказом Минэкобезопасности от 10.02.95 г. № 7), в которой определены основные термины и понятия, используе- мые в сфере охраны окружающей среды, он сообщил, что стационарным источником загрязнения является неподвижный объект, осуществляющий выбросы загрязняющего вещества в атмосферу на протяжении опреде- ленного времени без изменения своих пространственных координат. Сюда могут быть отнесены, например, цех, стационарная установка, агрегат и т. п. В качестве передвижного источника определено транспортное средство, во время перемещения которого производятся выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. 4. Чтобы правильно рассчитать сумму сбора по автотранспорту, работающему на бензине, необходимо знать, какой вид бензина использовался - этилированный или неэтилированный, так как для них (см. выше раздел III настоящей статьи) предусмотрены разные нормативы сбора. К категории неэтилированного относится бензин, содержание свинца в котором не превышает 0,013 г/л. Если этот показатель превышен, то бензин считается этилированным. Данная норма преду- смотрена Техническими условиями ТУУ 00149943.501-98 "Бензины авто- мобильные с повышенным концом кипения" (см. по этому поводу выше- упомянутые разъяснения В. Горбунова; там же упоминалось, что украинская нефтеперерабатывающая отрасль выпускает этилированный бензин, содержание свинца в котором достигает 0,37 г/л). 5. И напоследок - забавное мнение по поводу вопроса о том, взимается ли сбор за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ сельскохозяйственной и строительной техникой, высказанное недавно заместителем начальника Главного управления местных, ресурсных, рентных и неналоговых платежей ГНАУ А. Шаланским (см. "Вiсник податковоє служби Украєни" № 3/2001, с. 13). Он сообщил, что в соответствии со статьей 30 Закона "О транспорте" к автомобильному транспорту относится транспорт, на котором осуществляются перевоз- ки пассажиров и грузов. Следовательно, сельскохозяйственная и строительная техника не входит в состав автомобильного транспорта и сбор за их выбросы не взимается. Вот так. Пашите и стройте на здоровье! А остальным "загрязнителям" советуем придерживаться принципа: "Меньше выброс - меньше сбор". Оно, кстати, и для здоровья полезнее. {1} Но поскольку они составляют единое юридическое лицо, то платить также может и головное за филиал, и филиал за головное. {2} См. "Бухгалтерскую газету" № 38'99, с. 15. {3} См. "Бухгалтерскую газету" № 17'2000, с. 15. {4} Подробнее на эту тему см. консультацию (сопровожденную таблицей температурных коэффициентов) в газете "Налоговый, бан- ковский, таможенный консультант" № 45/99 на с. 3. {5} Подробная методика проведения такого расчета предложена в статье И. Дыхал в газете "Баланс" № 48/99 на с. 20-21. {6} Это не касается сбора за выбросы из передвижных источни- ков, так как для них лимиты не устанавливаются. {7} Нечто отдаленно напоминающее эту ситуацию можно увидеть в подоходном налоге, ставки которого тоже "ступенчато" повышаются с увеличением базы налогообложения. {8} Или д-т 23, к-т 642 - если налог четко привязан к объемам реализации транспортных услуг. {9} В принципе, та же логика применима и для определения ста- туса плательщика в ситуации с использованием арендованных стацио- нарных источников загрязнения. {10} См. "Бухгалтерскую газету" № 25/2000, с. 20. {11} См. "Бухгалтерскую газету" № 39-40'99, с. 31. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 06/01, стр. 21 [01.02.2001] Алексей Павленко, Александр Ключник ------------------------------------------------------------------