Малоценные предметы: неизвестное об известном ------------------------------------------------------------------ Разъяснения налоговых органов по вопросу налогового учета малоценных необоротных материальных активов (далее - МНМА), изло- женные в письме ГНАУ "Об отражении в налоговом учете расходов на приобретение малоценных предметов" от 12.01.2001 г. № 286/7/15- 1117 (далее - письмо № 286, см. "Налоги и бухгалтерский учет" № 9'2001 г.) ( v0286225-01 ), можно было бы назвать революционны- ми. Только-только украинские бухгалтеры определились с "новым" порядком отражения малоценных и быстроизнашивающихся предметов (далее - МБП) и МНМА в бухгалтерском учете и его увязкой с налого- вым учетом, как ГНАУ все ставит с ног на голову. Однако обо всем по порядку. Как правильно учитывать МБП и МНМА Согласно Закону Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 16.07.99 г. № 996-ХIV ( 996-14 ) налоговая отчет- ность базируется на данных бухгалтерского учета. В свою очередь, основные принципы и методы ведения бухгалтерского учета установле- ны в национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета (далее - П(С)БУ). Таким образом, нормы, установленные в П(С)БУ, оказывают непос- редственное влияние на налоговую отчетность, а следовательно, и на налоговый учет. Определение термина МБП приведено в П(С)БУ 9 "Запасы", утверж- денном приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. № 246 ( z0751-99 ), с изменениями и дополнениями. К категории МБП относятся предметы, которые используются в течение не более одного года или нормального операционного цикла, если он больше одного года. Что касается определения МНМА, то в П(С)БУ 7 "Основные средства", утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92 ( z0288-00 ), с изменениями и дополнениями (далее - П(С)БУ 7), оно не приведено, поэтому появляется необходи- мость обратиться к Инструкции о применении Плана счетов бухгал- терского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минис- терства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291 (далее - Инструкция № 291) ( z0893-99 ). Согласно Инструкции № 291 на субсчете 112 "Малоценные необоротные материальные активы" отражаются предметы, срок полезного использования которых более одного года и стоимость которых погашается начислением износа по установленной предприя- тием ставке (норме). Таким образом, разграничивающим критерием для отнесения предмета к одной из рассмотренных категорий (МБП или МНМА) является срок его полезной эксплуатации: если этот срок менее 1 года {1}, то такой предмет учитывается на счете 22, если более 1 года - на счете 112. Основное отличие в учете МБП и МНМА заключается в том, что согласно п. 23 П(С)БУ 9 стоимость МБП, переданных в эксплуатацию, исключается из состава активов (списывается с баланса) с дальней- шей организацией оперативного количественного учета Особенность начисления амортизации МНМА заключается в том, что согласно п. 27 П(С)БУ 7, с изменениями и дополнениями (далее - П(С)БУ 7), она может начисляться не с использованием одного из шести методов, предусмотренных для амортизации основных фондов, а одним из двух таких способов: в первом месяце использования объек- та в размере 50 процентов его стоимости, а оставшиеся 50 процентов стоимости - в месяце их исключения из активов (списание с баланса) вследствие несоответствия критериям признания активом или в первом месяце использования 100 процентов стоимости объекта. Как видим, бухгалтерский учет амортизации МНМА напоминает прежний порядок учета износа МБП. Согласно п. 5 П(С)БУ 7 МНМА включаются в состав основных средств. При этом разграничивающим критерием между МНМА и прочими основными средствами, прежде всего для целей начисления амортиза- ции, является установленный в приказе об учетной политике пред- приятия стоимостный критерий. Создается впечатление, что в учете МНМА особых проблем не возникает: достаточно установить такой стоимостный критерий и списывать МНМА так же, как раньше МБП. Однако сложность ситуации состоит в том, что П(С)БУ 7 устанав- ливает исключительно порядок бухгалтерского учета. В налоговом учете согласно Закону Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями ( 283/97-ВР ) (далее - Закон о налоге на прибыль), материальные ценности, используемые в хозяйственной деятельности плательщика налога в течение периода, который превышает 365 кален- дарных дней с даты введения в эксплуатацию таких материальных ценностей и стоимость которых постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом, охарактеризованы как основные фонды. Как видим, определение основных фондов соответствует опре- делению МНМА. В то же время статья 8.2 Закона о налоге на прибыль не распространяется на расходы, связанные с приобретением мате- риальных ценностей, отнесенных Кабинетом Министров Украины к кате- гории малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Так как действовавшее ранее разграничение в стоимости МБП и основных фондов (500 грн. и срок службы 1 год), установленное Указаниями по организации бухгалтерского учета в Украине, утверж- денными приказом Министерства финансов Украины от 07.05.93 № 25 (далее - Указания № 25) ( z0052-93 ), не действуют с 28.02.2000 г., то получается, что в состав основных фондов в целях налого- обложения необходимо относить и МНМА. Следовательно, для целей налогового учета они должны амортизироваться по нормам, установ- ленным в п.п. 8.6.1 ст. 8 Закона о налоге на прибыль. Следует отметить, что стоимостная граница, введенная Указа- ниями № 25, имела иной характер, нежели стоимостный критерий, устанавливаемый самостоятельно согласно П(С)БУ 7: если 500 грн. разграничивали МБП и основные фонды, то самостоятельно установлен- ная граница разграничивает МНМА в составе основных фондов. Кроме того, нельзя не отметить, что ранее стоимостный критерий был как бы дополнительным: основные фонды считались таковыми, если их стоимость была более 500 грн. и срок службы более 1 года. Таким образом, на сегодняшний день абз. 2 п.п. 8.2.1 ст. 8 Закона о налоге на прибыль можно назвать "мертвым". При этом, скорее всего, он никогда и не "оживет", так как Кабинету Министров незачем при- нимать какие-либо решения по отнесению материальных ценностей в состав МБП, ведь это все уже установлено нормами бухгалтерского учета. Что касается налогового учета МБП (которые должны учитываться в составе запасов на счете 22), порядок налогового учета такой же, как и для "бывших" МБП: их стоимость согласно правилу "первого события" отражается в составе валовых расходов, которые впос- ледствии корректируются путем пересчета по п. 5.9 ст. 5 Закона о налоге на прибыль до момента отпуска МБП в эксплуатацию. Конечно же, такой механизм определения налоговой амортизации МНМА нельзя назвать идеальным, ведь в эту категорию попадают все предметы сроком службы более 1 года, независимо от стоимости. Так, например, калькулятор стоимостью 20 грн. должен быть отнесен в группу 2 основных фондов и амортизироваться по норме 6,25 % в квартал, что нельзя назвать экономически целесообразным. Однако как бы там ни было, именно такая точка зрения полностью соответствует действующему законодательству. Более того, практи- чески все специалисты в области бухгалтерского учета и налогооб- ложения сошлись именно на этой позиции. В таком контексте разъяснения письма № 286 выглядят достаточно странно и скорее запутывают налогоплательщика, чем разъясняют. Сначала проанализируем выводы ГНАУ, а затем рассмотрим, можно ли руководствоваться ими на практике. Как учитывать МБП и МНМА по письму № 286 Основная мысль письма № 286 заключается в следующем: в налого- вом учете расходы на приобретение МБП (счет 22), а также МНМА (субсчет 112) учитываются как расходы на приобретение материальных активов по правилам, установленным подпунктом 5.2.1 и пунктом 5.9 ст. 5 Закона о налоге на прибыль, т. е. относятся в состав валовых расходов с последующим перерасчетом их стоимости в соответствии с Порядком ведения учета прироста (убыли) балансовой стоимости покупных товаров (кроме активов, подлежащих амортизации, ценных бумаг и деривативов), материалов, сырья (топлива), комплектующих изделий и полуфабрикатов на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции (в том числе малоценных предметов на складах), утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 11.06.98 г. № 124 (далее - Порядок № 124) ( z0417-98 ). Обоснование такой позиции, вероятно, следующее: обеспечение единого подхода налоговых органов при проверках соблюдения пла- тельщиками налога на прибыль порядка отражения в налоговом учете расходов на приобретение МБП и МНМА. Кроме того, в Порядке № 124 фигурируют "малоценные предметы", а не "малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", что тоже небезынтересно. По всей вероятности ГНАУ решила, что если слово "быстроизнашивающиеся" (или "необоротные") в Порядке № 124 от- сутствует, то определение "малоценные предметы" можно распростра- нить как на МБП, так и на МНМА, следовательно, и те и другие пересчитываются по п. 5.9 ст. 5 Закона о налоге на прибыль и их стоимость включается в состав валовых расходов. На самом же деле такого понятия, как "малоценные предметы", в действующем правовом поле вообще не существует, поэтому подобный аргумент несостоятелен. С таким же успехом можно доказывать, что по п. 5.9. Закона о налоге на прибыль ни МБП, ни МНМА вообще не пересчитываются, ведь непонятно, что подразумевается под "малоцен- ными предметами", указанными в Порядке № 124. Более того, именно такая позиция будет наиболее соответствовать нормам Закона о нало- ге на прибыль: в п. 5.9 малоценные предметы вообще не упоминаются. По нашему мнению, для включения стоимости МНМА в состав вало- вых расходов нет никаких законных оснований, ведь, как уже было указано выше, определение МНМА полностью соответствует определению основных фондов, следовательно, МНМА не могут включаться в состав валовых расходов, а переносят свою стоимость на конечный продукт путем начисления амортизации. Немаловажной является ссылка в письме № 286 на п. 27 П(С)БУ 7 - сумма бухгалтерской амортизации МНМА уменьшает балансовую стоимость таких материальных активов и отражается как убыль их балансовой стоимости в строке 13 декларации о прибыли предприятия. Данное требование выглядит достаточно противоречивым и даже некор- ректным: сумма начисленной бухгалтерской амортизации никоим обра- зом не может расцениваться как убыль малоценных запасов на складах. Отсюда следующее противоречие: согласно Порядку № 124 по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль пересчитываются малоценные предме- ты, находящиеся на складах (ранее это был счет 12/1 "Малоценные и быстроизнашиваемые предметы на складах"). Уменьшение балансовой стоимости МНМА на сумму начисленной амортизации, как это указано в письме № 286, уже предполагает, что такие МНМА находятся в эксплуатации, следовательно, они никак не могут участвовать в рас- чете прироста (убыли) запасов на складах. Кроме того, в самом названии Порядка № 124 указано, что он не регулирует порядок ведения учета прироста (убыли) активов, которые подлежат амортизации. Тот факт, что по МНМА начисляется амортиза- ция, ни у кого не вызывает сомнений (о чем и указано в самом письме), и в то же время ГНАУ требует участия таких активов в расчете прироста (убыли) по п. 5.9 ст. 5 Закона о налоге на при- быль. Получается, что письмо № 286 противоречит само себе. Таким образом, выводы письма № 286 идут вразрез с действующей нормативной базой. ГНАУ решила "подправить" порядок расчета нало- гооблагаемой прибыли, чем нарушила при этом еще одну норму законо- дательства. Речь идет о п. 15 Закона о налоге на прибыль, где установлено, что ставки налога на прибыль, льготы по налогу, объект налогообложения, порядок исчисления налогооблагаемой прибы- ли, сроки и порядок уплаты и зачисление налога в бюджеты могут устанавливаться и изменяться только путем внесения изменений в Закон о налоге на прибыль. При наличии всех приведенных выше противоречий нельзя не отме- тить лояльный характер письма № 286. Основываясь на нем, стоимость МНМА сыграет свою роль в уменьшении налогооблагаемой прибыли уже при начислении бухгалтерской амортизации, а руководствуясь Законом о налоге на прибыль, - только в пределах налоговой амортизации, а такой процесс может растянуться на долгие годы, что крайне невы- годно налогоплательщику. Именно эта лояльность и настораживает: письма ГНАУ не имеют никакой юридической силы, "не являются нормативно-правовыми акта- ми, они носят только разъяснительный и информативный характер и не должны содержать новых правовых норм" (письмо Министерства юстиции от 12.09.2000 г. № 20-9-3873). В данном случае факт установления новой правовой нормы налицо. Отсюда можно сделать вывод, что письмо № 286 (так же как и любое другое письмо ГНАУ) может быть отозвано и отменено как несоответствующее законодательству (что достаточно часто встре- чается на практике) и налогоплательщик, сразу отнеся затраты на приобретение МНМА в состав валовых расходов, просто попадет в ловушку. Другой немаловажный момент, на котором хотелось бы остано- виться, заключается в следующем. В письме № 286 внимание акценти- ровано на том, что предприятие может самостоятельно устанавливать стоимостные признаки предметов, входящих в состав МНМА. То есть руководству предприятия предоставлена свобода действий. Разумеет- ся, что в этом вопросе необходимо руководствоваться экономической целесообразностью, а она, в свою очередь, для каждого отдельного предприятия будет различна. То есть этот стоимостный критерий в зависимости от условий хозяйствования, вида изготавливаемой про- дукции, интенсивности использования основных фондов и прочих фак- торов может быть различен. Для одного предприятия экономически целесообразно установить стоимостный критерий на уровне 100 грн., а для другого - на уровне 5000 грн. Вряд ли налоговые органы согласятся с тем, что второе предприятие, например, приобретенный компьютер будет квалифицировать как МНМА, его стоимость включит в состав валовых расходов, а при введении в эксплуатацию - уменьшит его балансовую стоимость путем начисления амортизации в размере 100 %. Иными словами, предприятие фактически получает право регу- лировать величину налогооблагаемой прибыли, а такое положение ве- щей нельзя считать нормальным. И еще одна нестыковка с нормами на- логового законодательства письма № 286. По сути, этим письмом в целях налогового учета вводится такое понятие, как МНМА, причем учет таких предметов специфичен. В то же время Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР, с изменениями и дополнениями, нормы которого тесно увязаны с нормами Закона о налоге на прибыль, подпунктом 7.4.1 определяет, что в состав налогового кредита могут быть включены суммы НДС, уплачен- ные (начисленные) налогоплательщиком в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится в состав валовых затрат производства (обращения) и основных фондов или нематериальных активов, которые подлежат амортизации. Следуя логике письма № 286, МНМА нельзя отнести ни к товарам, ни к основ- ным фондам (введен стоимостный критерий в целях налогового уче- та!), ни к нематериальным активам. Таким образом, в п.п. 7.4.1 ст. 7 Закона об НДС ни о каких МНМА ничего не говорится, следовательно, налогоплательщик не может отнести в состав налогового кредита суммы НДС, уплаченные при приобретении МНМА. Обращают на себя внимание последние абзацы письма № 286, в которых в жесткой форме изложены требования по обеспечению его внедрения в жизнь (налоговым органам при проведении предвари- тельного рассмотрения деклараций, документальных проверок, а также проверок, осуществляемых налоговой милицией, принимать во внимание разъяснения письма № 286, привести свои разъяснения в соответствие с ним и т. д.). Отсюда можно сделать вывод, что это письмо не будет проигнорировано налоговыми органами на местах. Подытоживая приведенное выше, отметим, что законность письма № 286 вызывает определенные сомнения. Однако самым скользким моментом письма, на наш взгляд, является не столько незаконность его выводов, сколько самостоятельное установление стоимостной гра- ницы, которая прямо влияет на сумму налогооблагаемой прибыли. Предприятия, руководствующиеся этим письмом, будут всегда нахо- диться в подвешенном состоянии: не посчитает ли при проверке нало- говый инспектор установленную ими границу слишком завышенной? Если добавить к этому существенные нестыковки письма № 286 с Законом о налоге на прибыль и Порядком № 124, а также "переменчивый харак- тер" ГНАУ, то использование его на практике вряд ли можно назвать заманчивым. {1} В категорию МБП попадают также предметы, используемые в течение одного операционного цикла, если он больше одного года, т. е. если промежуток времени между приобретением запасов для осу- ществления деятельности и получением средств от реализации произ- веденной из них продукции или товаров и услуг более одного года. Однако этот факт в отношении анализируемого вопроса нельзя назвать существенным. таких предметов по местам эксплуатации и соот- ветствующим лицам в течение срока их фактического использования, стоимость же МНМА согласно П(С)БУ 7 включается в состав расходов при начислении амортизации, а списывается с баланса только по окончании срока их полезной эксплуатации. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 19/01, стр. 33 [05.03.2001] Д. Костюк экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------