Малоценные предметы: неизвестное об известном

------------------------------------------------------------------

    Разъяснения  налоговых  органов  по вопросу  налогового  учета
малоценных необоротных материальных активов (далее - МНМА),  изло-
женные  в письме ГНАУ "Об отражении в налоговом учете расходов  на
приобретение  малоценных  предметов" от 12.01.2001 г.  № 286/7/15-
1117 (далее - письмо  № 286,  см. "Налоги  и  бухгалтерский  учет"
№ 9'2001 г.) ( v0286225-01 ),  можно было бы назвать революционны-
ми. Только-только  украинские  бухгалтеры  определились  с "новым"  
порядком  отражения  малоценных  и быстроизнашивающихся  предметов 
(далее - МБП) и МНМА в бухгалтерском учете и его увязкой с налого-
вым учетом, как  ГНАУ все ставит с ног на голову.  Однако обо всем  
по порядку.

    Как правильно учитывать МБП и МНМА

    Согласно Закону Украины "О бухгалтерском  учете  и  финансовой
отчетности" от 16.07.99 г.  № 996-ХIV ( 996-14 ) налоговая  отчет-
ность  базируется  на данных бухгалтерского учета. В свою очередь, 
основные принципы и методы ведения бухгалтерского учета установле-
ны  в национальных  положениях  (стандартах) бухгалтерского  учета 
(далее - П(С)БУ).
    Таким образом, нормы, установленные в П(С)БУ, оказывают непос-
редственное  влияние на налоговую отчетность, а  следовательно,  и
на налоговый учет.
    Определение термина МБП приведено в П(С)БУ 9 "Запасы", утверж-
денном  приказом  Министерства  финансов  Украины  от  20.10.99 г.
№ 246 ( z0751-99 ), с изменениями  и дополнениями. К категории МБП  
относятся предметы, которые используются в течение не более одного 
года или  нормального  операционного цикла,  если он больше одного 
года.
    Что  касается  определения  МНМА,  то  в  П(С)БУ  7  "Основные 
средства",  утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 
27.04.2000 г.  № 92 ( z0288-00 ),  с  изменениями  и  дополнениями
(далее - П(С)БУ 7), оно не приведено, поэтому появляется необходи-
мость обратиться к Инструкции о применении  Плана  счетов  бухгал-
терского  учета активов, капитала,  обязательств  и  хозяйственных
операций предприятий и организаций, утвержденной  приказом  Минис-
терства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291 (далее -  Инструкция
№ 291) ( z0893-99 ).  Согласно Инструкции  № 291  на  субсчете 112
"Малоценные необоротные материальные активы" отражаются  предметы,
срок полезного использования которых более одного года и стоимость
которых погашается начислением износа  по  установленной предприя-
тием ставке (норме).  Таким  образом,  разграничивающим  критерием
для  отнесения предмета к одной из  рассмотренных  категорий  (МБП
или МНМА) является срок его полезной эксплуатации: если этот  срок
менее 1 года {1}, то такой  предмет учитывается  на счете 22, если
более 1 года - на счете 112.
    Основное отличие в учете МБП и МНМА  заключается  в  том,  что
согласно  п. 23 П(С)БУ 9 стоимость МБП, переданных в эксплуатацию,
исключается из состава активов (списывается с баланса) с  дальней-
шей организацией оперативного количественного учета
    Особенность начисления амортизации МНМА заключается в том, что
согласно  п. 27 П(С)БУ 7, с изменениями и  дополнениями  (далее  -
П(С)БУ 7), она может начисляться не  с  использованием  одного  из
шести методов, предусмотренных для амортизации основных фондов,  а
одним из двух таких способов: в первом месяце использования объек-
та в размере 50 процентов его стоимости, а оставшиеся 50 процентов
стоимости - в месяце их исключения из активов (списание с баланса)
вследствие несоответствия критериям признания активом или в первом
месяце использования 100 процентов стоимости объекта.  Как  видим,
бухгалтерский учет амортизации  МНМА  напоминает  прежний  порядок
учета износа МБП.
    Согласно п. 5 П(С)БУ  7  МНМА  включаются  в  состав  основных
средств.  При этом разграничивающим критерием между МНМА и прочими
основными средствами, прежде всего для целей начисления  амортиза-
ции, является установленный в приказе об  учетной  политике  пред-
приятия стоимостный критерий.
    Создается  впечатление,  что  в учете  МНМА  особых проблем не
возникает: достаточно  установить  такой  стоимостный  критерий  и
списывать МНМА так же, как раньше МБП.
    Однако сложность ситуации состоит в том, что П(С)БУ 7 устанав-
ливает исключительно порядок бухгалтерского учета.
    В налоговом учете согласно Закону Украины  "О  налогообложении
прибыли  предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями  и
дополнениями ( 283/97-ВР ) (далее - Закон о  налоге  на  прибыль),
материальные ценности, используемые в  хозяйственной  деятельности
плательщика налога в течение периода, который превышает 365 кален-
дарных дней с даты  введения  в  эксплуатацию  таких  материальных
ценностей и стоимость которых постепенно  уменьшается  в  связи  с
физическим  или моральным износом, охарактеризованы  как  основные
фонды.  Как видим, определение основных фондов соответствует опре-
делению МНМА.
    В то же время  статья  8.2  Закона  о  налоге  на  прибыль  не
распространяется  на  расходы,  связанные  с  приобретением  мате-
риальных ценностей, отнесенных Кабинетом Министров Украины к кате-
гории малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
    Так как действовавшее ранее разграничение в  стоимости  МБП  и
основных  фондов (500 грн. и срок  службы  1  год),  установленное
Указаниями по организации бухгалтерского учета в Украине,  утверж-
денными приказом Министерства финансов Украины от  07.05.93  №  25
(далее - Указания  № 25) ( z0052-93 ),  не действуют  с 28.02.2000  
г., то получается,  что в состав  основных фондов  в целях налого-
обложения  необходимо  относить и МНМА.  Следовательно,  для целей 
налогового  учета они  должны амортизироваться по нормам, установ-
ленным в п.п. 8.6.1 ст. 8 Закона о налоге на прибыль.
    Следует отметить, что стоимостная  граница,  введенная  Указа-
ниями  № 25,  имела  иной  характер,  нежели стоимостный критерий,
устанавливаемый самостоятельно согласно  П(С)БУ 7:  если  500 грн.
разграничивали МБП и основные фонды, то самостоятельно установлен-
ная граница разграничивает МНМА в составе основных  фондов.  Кроме
того, нельзя не отметить, что ранее стоимостный критерий  был  как
бы дополнительным: основные  фонды  считались  таковыми,  если  их
стоимость была более 500 грн. и срок службы более  1  года.  Таким
образом,  на сегодняшний день  абз. 2  п.п. 8.2.1  ст. 8  Закона о
налоге на прибыль можно назвать "мертвым". При этом, скорее всего,
он никогда и не "оживет", так как Кабинету Министров незачем  при-
нимать какие-либо решения по отнесению  материальных  ценностей  в
состав МБП, ведь это все уже  установлено  нормами  бухгалтерского
учета.
    Что касается налогового учета МБП (которые должны  учитываться
в  составе  запасов на счете 22), порядок налогового  учета  такой
же, как и для "бывших" МБП: их стоимость согласно правилу "первого
события" отражается в  составе  валовых  расходов,  которые  впос-
ледствии корректируются путем пересчета по п. 5.9 ст. 5  Закона  о
налоге на прибыль до момента отпуска МБП в эксплуатацию.
    Конечно же, такой механизм определения  налоговой  амортизации
МНМА нельзя  назвать идеальным, ведь в эту категорию попадают  все
предметы сроком службы более 1 года, независимо от стоимости.
    Так, например,  калькулятор  стоимостью  20 грн.  должен  быть
отнесен в группу 2 основных фондов  и  амортизироваться  по  норме
6,25 % в квартал, что нельзя назвать экономически целесообразным.
    Однако как бы там ни было, именно такая точка зрения полностью
соответствует действующему законодательству.  Более того,  практи-
чески  все специалисты в области бухгалтерского учета и  налогооб-
ложения сошлись именно на этой позиции.
    В таком контексте разъяснения письма № 286 выглядят достаточно
странно и скорее запутывают налогоплательщика, чем разъясняют.
    Сначала проанализируем выводы ГНАУ, а затем рассмотрим,  можно
ли руководствоваться ими на практике.

    Как учитывать МБП и МНМА по письму № 286

    Основная мысль письма № 286 заключается в следующем: в налого-
вом учете  расходы  на приобретение МБП (счет 22),  а  также  МНМА
(субсчет 112) учитываются как расходы на приобретение материальных
активов по правилам, установленным подпунктом 5.2.1 и пунктом  5.9
ст. 5 Закона о налоге на прибыль, т. е. относятся в состав валовых
расходов с последующим перерасчетом их стоимости в соответствии  с
Порядком  ведения  учета  прироста  (убыли)  балансовой  стоимости
покупных  товаров (кроме  активов,  подлежащих амортизации, ценных
бумаг и деривативов), материалов, сырья  (топлива),  комплектующих
изделий  и полуфабрикатов на складах, в незавершенном производстве
и остатках готовой продукции (в том числе малоценных предметов  на
складах), утвержденного приказом Министерства финансов Украины  от
11.06.98 г. № 124 (далее - Порядок № 124) ( z0417-98 ).
    Обоснование такой позиции,  вероятно,  следующее:  обеспечение
единого  подхода налоговых органов при проверках  соблюдения  пла-
тельщиками налога на прибыль порядка отражения в  налоговом  учете
расходов на приобретение МБП и МНМА.
    Кроме того, в Порядке № 124 фигурируют "малоценные  предметы",
а  не  "малоценные  и  быстроизнашивающиеся  предметы",  что  тоже
небезынтересно.  По всей вероятности  ГНАУ решила,  что если слово
"быстроизнашивающиеся" (или "необоротные") в  Порядке  №  124  от-
сутствует, то определение "малоценные предметы"  можно распростра-
нить  как на  МБП,  так и на МНМА,  следовательно,  и те и  другие
пересчитываются по п. 5.9 ст. 5 Закона о  налоге  на  прибыль и их
стоимость включается в состав валовых расходов.
    На самом же деле такого понятия, как "малоценные предметы",  в
действующем  правовом поле вообще не существует, поэтому  подобный
аргумент несостоятелен.  С таким же успехом можно доказывать,  что
по п. 5.9. Закона о налоге на прибыль ни МБП, ни  МНМА  вообще  не
пересчитываются, ведь непонятно, что подразумевается под "малоцен-
ными предметами", указанными в Порядке № 124. Более  того,  именно
такая позиция будет наиболее соответствовать нормам Закона о нало-
ге на прибыль: в п. 5.9 малоценные предметы вообще не упоминаются.
    По нашему мнению, для включения стоимости МНМА в состав  вало-
вых расходов  нет никаких законных оснований, ведь, как  уже  было
указано выше, определение МНМА полностью соответствует определению
основных фондов, следовательно, МНМА не могут включаться в  состав
валовых расходов, а переносят свою стоимость на  конечный  продукт
путем начисления амортизации.
    Немаловажной  является  ссылка  в письме № 286 на п. 27 П(С)БУ
7 -  сумма бухгалтерской  амортизации  МНМА  уменьшает  балансовую
стоимость таких материальных активов и  отражается  как  убыль  их
балансовой стоимости в строке 13 декларации о прибыли предприятия.
Данное требование выглядит достаточно противоречивым и даже некор-
ректным:  сумма начисленной бухгалтерской амортизации никоим обра-
зом  не  может  расцениваться  как  убыль  малоценных  запасов  на
складах.
    Отсюда следующее  противоречие: согласно  Порядку № 124  по п.
5.9 Закона  о налоге на прибыль пересчитываются малоценные предме-
ты, находящиеся на складах (ранее это был счет 12/1 "Малоценные  и
быстроизнашиваемые предметы на  складах").  Уменьшение  балансовой
стоимости МНМА на сумму начисленной амортизации, как это указано в
письме №  286,  уже  предполагает,  что  такие  МНМА  находятся  в
эксплуатации, следовательно, они никак не могут участвовать в рас-
чете прироста (убыли) запасов на складах.
    Кроме того, в самом названии Порядка № 124 указано, что он  не
регулирует порядок ведения учета прироста (убыли) активов, которые
подлежат амортизации.  Тот факт, что по МНМА начисляется амортиза-
ция,  ни у кого  не вызывает  сомнений (о чем  и указано  в  самом
письме), и в то же время  ГНАУ  требует  участия  таких  активов в
расчете прироста (убыли) по п. 5.9 ст. 5 Закона о налоге  на  при-
быль. Получается, что письмо № 286 противоречит само себе.
    Таким образом, выводы письма № 286 идут вразрез с  действующей
нормативной базой.  ГНАУ решила "подправить" порядок расчета нало-
гооблагаемой прибыли, чем нарушила при этом еще одну норму законо-
дательства.  Речь  идет о  п. 15 Закона о налоге на  прибыль,  где
установлено, что ставки  налога  на  прибыль,  льготы  по  налогу,
объект налогообложения, порядок исчисления налогооблагаемой прибы-
ли,  сроки и порядок  уплаты и зачисление налога в  бюджеты  могут
устанавливаться и изменяться только  путем  внесения  изменений  в
Закон о налоге на прибыль.
    При наличии всех приведенных выше противоречий нельзя не отме-
тить лояльный характер письма № 286. Основываясь на нем, стоимость
МНМА сыграет свою роль  в  уменьшении налогооблагаемой прибыли уже
при начислении бухгалтерской амортизации, а руководствуясь Законом
о  налоге на прибыль, - только в пределах налоговой амортизации, а
такой процесс может растянуться на долгие годы, что  крайне  невы-
годно налогоплательщику.
    Именно эта лояльность  и настораживает: письма  ГНАУ не  имеют
никакой  юридической силы, "не являются нормативно-правовыми акта-
ми, они носят только разъяснительный и информативный характер и не
должны содержать новых правовых норм" (письмо Министерства юстиции
от 12.09.2000 г. № 20-9-3873).  В данном случае факт  установления
новой правовой нормы налицо.
    Отсюда можно  сделать вывод, что письмо № 286  (так же  как  и
любое  другое  письмо ГНАУ)  может  быть  отозвано  и отменено как
несоответствующее законодательству (что  достаточно  часто  встре-
чается  на практике) и налогоплательщик, сразу отнеся  затраты  на
приобретение  МНМА в состав  валовых  расходов,  просто  попадет в
ловушку.
    Другой немаловажный момент, на  котором  хотелось  бы  остано-
виться,  заключается в следующем. В письме № 286 внимание акценти-
ровано на том, что предприятие может самостоятельно  устанавливать
стоимостные признаки предметов, входящих в состав  МНМА.  То  есть
руководству предприятия предоставлена свобода действий.  Разумеет-
ся, что в этом вопросе необходимо руководствоваться  экономической
целесообразностью, а она, в свою очередь, для  каждого  отдельного
предприятия будет различна.  То есть этот стоимостный  критерий  в
зависимости от условий хозяйствования, вида  изготавливаемой  про-
дукции, интенсивности использования основных фондов и прочих  фак-
торов может  быть различен.  Для одного  предприятия  экономически
целесообразно  установить стоимостный критерий на уровне 100 грн.,
а для другого - на  уровне  5000 грн.  Вряд  ли  налоговые  органы
согласятся с  тем, что второе предприятие, например, приобретенный
компьютер будет квалифицировать как МНМА, его стоимость включит  в
состав валовых расходов, а при введении в эксплуатацию -  уменьшит
его балансовую стоимость путем начисления  амортизации  в  размере
100 %.  Иными словами, предприятие фактически получает право регу-
лировать величину налогооблагаемой прибыли,  а такое положение ве-
щей нельзя считать нормальным. И еще одна нестыковка с нормами на-
логового законодательства письма № 286. По сути,  этим  письмом  в
целях налогового учета вводится такое понятие,  как  МНМА,  причем
учет таких предметов специфичен.  В то же время Закон  Украины  "О
налоге  на добавленную  стоимость" от 03.04.97 г. №  168/97-ВР,  с
изменениями и дополнениями, нормы которого тесно увязаны с нормами
Закона о налоге на прибыль, подпунктом  7.4.1  определяет,  что  в
состав налогового кредита могут быть включены суммы НДС,  уплачен-
ные (начисленные) налогоплательщиком в отчетном периоде в связи  с
приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых  относится
в состав валовых затрат производства (обращения) и основных фондов
или нематериальных активов, которые подлежат  амортизации.  Следуя
логике письма № 286, МНМА нельзя отнести ни к товарам, ни к основ-
ным фондам (введен стоимостный критерий в  целях  налогового  уче-
та!), ни к нематериальным активам.
    Таким образом, в п.п. 7.4.1 ст. 7 Закона об  НДС  ни  о  каких
МНМА  ничего  не  говорится,  следовательно,  налогоплательщик  не
может отнести в состав налогового кредита  суммы  НДС,  уплаченные
при приобретении МНМА.
    Обращают на себя внимание  последние абзацы  письма  № 286,  в
которых  в жесткой форме изложены требования  по  обеспечению  его
внедрения в жизнь  (налоговым  органам  при  проведении  предвари-
тельного рассмотрения деклараций, документальных проверок, а также
проверок, осуществляемых налоговой милицией, принимать во внимание
разъяснения письма № 286, привести свои разъяснения в соответствие
с ним и т. д.).  Отсюда можно  сделать  вывод,  что это  письмо не
будет проигнорировано налоговыми органами на местах.
    Подытоживая приведенное выше, отметим,  что  законность письма
№ 286  вызывает  определенные  сомнения.  Однако  самым  скользким
моментом письма,  на наш взгляд, является не  столько незаконность
его выводов, сколько самостоятельное установление стоимостной гра-
ницы, которая  прямо  влияет  на сумму  налогооблагаемой  прибыли.
Предприятия, руководствующиеся этим письмом,  будут  всегда  нахо-
диться в подвешенном состоянии: не посчитает ли при проверке нало-
говый инспектор установленную ими границу слишком завышенной? Если
добавить к этому существенные нестыковки письма № 286 с Законом  о
налоге на прибыль и Порядком № 124, а также  "переменчивый  харак-
тер" ГНАУ, то использование его на практике вряд ли можно  назвать
заманчивым.

    {1} В категорию МБП попадают также  предметы,  используемые  в
течение  одного операционного  цикла, если он больше одного  года,
т. е. если промежуток времени между приобретением запасов для осу-
ществления деятельности и получением средств от реализации  произ-
веденной из них продукции или товаров и услуг более  одного  года.
Однако этот факт в отношении анализируемого вопроса нельзя назвать
существенным. таких  предметов  по  местам  эксплуатации  и  соот-
ветствующим лицам в течение срока их  фактического  использования,
стоимость же МНМА согласно П(С)БУ 7 включается в  состав  расходов
при начислении амортизации, а  списывается  с  баланса  только  по
окончании срока их полезной эксплуатации.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 19/01, стр. 33
[05.03.2001]
Д. Костюк
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------