Расходы частного предпринимателя ------------------------------------------------------------------ При осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с реализацией товаров (работ, услуг), у частного предпринимателя (ЧП) возникают расходы. Согласно ст. 13 Декрета о подоходном нало- ге в состав расходов ЧП, непосредственно связанных с получением доходов, относятся расходы, которые включаются в состав валовых расходов производства (обращения) или подлежат амортизации соглас- но Закону о прибыли. Валовые расходы производства и обращения - это сумма любых расходов налогоплательщика в денежной, материальной или немате- риальной формах, осуществляемых как компенсация стоимости товаров (работ, услуг), приобретаемых (изготавливаемых) таким налогопла- тельщиком для их дальнейшего использования в собственной хозяйст- венной деятельности (п. 5.1 ст. 5 Закона о прибыли) ( 283/97-ВР ). Следует обратить внимание предпринимателей на пп. 5.3.9 Закона о прибыли, в котором указано, что не включаются в состав валовых расходов любые расходы, не подтвержденные соответствующими расчет- ными, платежными и другими документами. К таким документам относятся: - платежные поручения с отметкой учреждения банка о списании денег с текущего счета, к которым прилагаются товарно-транспортные накладные или счета-фактуры; - товарные или кассовые чеки, корешки от приходных кассовых ордеров с отметкой об уплате, к которым прилагаются расходные или приходные накладные; - другие бухгалтерские и банковские документы, с которыми при- ходится работать предпринимателю. Рассмотрим расходы предпринимателя согласно подпунктам ст. 5 Закона о прибыли и обратим внимание предпринимателей на ряд дейст- вующих документов, которыми следует руководствоваться в своей деятельности, чтобы правильно отражать расходы, учитываемые в уменьшение доходов, подлежащих налогообложению. Подпункт 5.2.1. Расходы по подготовке и организации предприни- мательской деятельности. Затраты на приобретение ТМЦ, оплату услуг для ведения хозяйственной деятельности. В расходы ЧП включается сумма материальных расходов и услуг, связанных с производством реализованной продукции (услуг): - сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфаб- рикаты, топливо и электроэнергия, тара и упаковочные материалы, услуги водоснабжения и т.д.; - стоимость покупных товаров, реализованных в отчетном перио- де; - затраты на хранение, транспортировку готовой продукции, по- грузочно-разгрузочные работы; - комиссионное вознагражднение за посреднические услуги и т.д.; - стоимость банковских услуг (открытие счетов, расчетно-кассо- вое обслуживание и т.п.); - оплата услуг связи, почтово-телеграфные расходы; - стоимость услуг за сертификацию продукции, услуги санэпид- станций и т.д.; - арендная плата за пользование основными средствами. Согласно п. 6 приложения № 7 к Инструкции о подоходном налоге при аренде нежилых помещений для обеспечения основной производственной дея- тельности в состав расходов включается арендная плата по ставкам, утвержденным органами местной государственной исполнительной влас- ти. Необходимо подчеркнуть, что предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность, должны включать в расходы отчетного периода только те затраты, которые осуществлены ЧП на производство продукции, приобретение, хранение и т.п., реализованных в этом периоде товаров, работ и услуг. Подпункт 5.2.2. Добровольные пожертвования благотворительным учреждениям и организациям, но не более 4 % от суммы задеклариро- ванного совокупного налогооблагаемого дохода за отчетный год. Эта сумма исключается из налогооблагаемого дохода предпринимателя во время составления декларации о доходах (пп. "к" п. 1 ст. 5 Декрета о подоходном налоге). Подпункт 5.2.5. В расходы ЧП включаются все уплаченные налоги, за исключением акцизного сбора и НДС, уплаченного в стоимости при- обретения товаров, услуг, ТМЦ (для плательщиков НДС). Не относятся на расходы суммы подоходного налога, а также расходы на уплату торгового патента. Штрафы, пени, неустойки, уплаченные за наруше- ние договорных обязательств или налогового законодательства, также не относятся на валовые расходы предпринимателя. Суммы внесенных налогов и сборов, установленных ст. 14, 15 За- кона о системе налогообложения, включаемые в состав расходов ЧП: - пошлина; - государственная пошлина; - плата (налог) за землю - в случае, если предприниматель вла- деет участком земли или арендует его с использованием в хозяйст- венной деятельности; - плата за воду; - рентные платежи; - отчисление на геологоразведочные работы, выполненные за счет госбюджета; - налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов - при условии, что транспорт находится на учете у предпринимателя и используется в хозяйственной деятельности; - налог на промысел; - сбор за специальное использование природных ресурсов; - сбор за загрязнение окружающей природной среды; - сбор на обязательное социальное страхование; - сбор на обязательное государственное пенсионное страхование; - сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства; - налог с рекламы; - сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей - если предприниматель имеет соответствующее разрешение на проведение местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей; - сбор за право использования местной символики; - сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг. В состав расходов предпринимателя, основной деятельностью ко- торого является производство сельскохозяйственной продукции, вклю- чается плата за землю при условии, что доходы от продажи сельско- хозяйственной продукции за предыдущий год превышают 50 % общей суммы дохода (п. 16.4 ст. 16 Закона о прибыли). Подпункт 5.2.10. Предприниматель имеет право в течение отчет- ного года отнести к валовым расходам любые расходы, связанные с ремонтом, улучшением основных средств, в сумме, не превышающей 5 % балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного года, если они используются в хозяйственной деятельности. Предприниматель может осуществлять текущий и капитальный ре- монт, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и другие виды улучшения основных фондов, используемых в хозяйствен- ной деятельности. Более широко норма этого подпункта расписана в пп.8.7.1. ст. 8 Закона о прибыли, с учетом норм которого расходы, превышающие установленную норму в 5 %, относятся на увеличение балансовой стоимости основных средств и подлежат амортизации по нормам, пре- дусмотренным для соответствующих групп основных фондов. Если предприниматель арендует основные средства, используемые в процессе производства, и договором аренды предусмотрена возмож- ность арендатору осуществлять улучшение объекта аренды, то он может увеличить (создать) балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов на стоимость фактически осуществленных улучшений такого объекта. При этом арендатором не учитывается балансовая стоимость объекта оперативного лизинга (аренды), а только стоимость фактически осуществленных улучшений (пп. 8.8.1 ст. 8 Закона о прибыли). Подпункт 5.4.1. Расходы предпринимателя на спецодежду, спец- обувь, спецпитание наемных работников, условия работы которых пре- дусматривают соответствующее обеспечение, согласно порядку опреде- ления необходимости приобретения и хранения специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты. Положение № 170 устанавливает порядок обеспечения работников необходимой для трудового процесса специальной одеждой, специаль- ной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ), а также порядок их содержания и хранения. Определение необходимости в СИЗ осуществляется с учетом чис- ленности работников по профессиям и должностям, предусмотренным Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивиду- альной защиты или соответствующими отраслевыми нормами. При этом ЧП должен предусматривать одежду и обувь отдельно для мужчин и женщин, указывая наименование СИЗ, ГОСТы, ОСТы, ДСТУ, ГСТУ, технические условия, модели, назначение по защитным свойст- вам, размер и рост, а для касок и предохранительных поясов - типо- размеры. Подпункт 5.4.2. Предприниматель в своей деятельности может осуществлять расходы на изобретательство, рационализацию производ- ственных процессов. Проводить опытно-экспериментальные работы, заниматься изготов- лением моделей и образцов. Предпринимателю следует учесть, что не относятся к расходам отчетного периода затраты, подлежащие амортизации. Отнесение указанных расходов в состав затрат частного предпри- нимателя не зависит от того, привели такие затраты к увеличению доходов или нет. Предприниматель может отнести к расходам стоимость приобретен- ной технической литературы, а также литературы информационного и законодательного характера; стоимость подписки на периодические издания, необходимые для использования в хозяйственной деятельнос- ти предпринимателя; стоимость консультативных, информационных и аудиторских услуг. Законодательством не предусмотрено включение в расходы ЧП затрат, связанных с профессиональной подготовкой или переподготов- кой как самого предпринимателя, так и физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким предпринимателем. Это следует из постановления КМ Украины от 24.12.97 г. № 1461 ( 1461-97-п ), предусматривающего норму отнесения на валовые расходы (2 % от фон- да оплаты труда) только для плательщиков налога на прибыль. Подпункт 5.4.3. Расходы предпринимателя, связанные с проведе- нием гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийных замен товаров, по которым не истек срок гарантийного обслуживания, отно- сятся на затраты отчетного периода. Расходы не должны компенсиро- ваться за счет покупателей и превышать 10 % совокупной стоимости проданных с гарантией товаров. Обращаем внимание предпринимателей, что на расходы не относят- ся суммы превышения указанных расходов. При осуществлении гарантийного ремонта, обслуживания и гаран- тийной замены товаров предпринимателю следует руководствоваться Порядком гарантийного обслуживания или гарантийной замены тех- нически сложных бытовых товаров, утвержденным Постановлением КМ Украины от 22.02.99 г. № 251 ( 251-99-п ). Предпринимателю следует знать, что при осуществлении гарантий- ных замен в соответствии Порядком № 203 предприниматель обязан вести отдельный, учет бракованных товаров, возвращенных покупате- лями, а также учет покупателей, получивших такую замену или услугу по ремонту (обслуживанию). Этот порядок распространяется на субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю и предоставляющих услуги по ремонту и обслуживанию, а также на юридических и физических лиц, покупающих товары или получающих услуги по ремонту и обслуживанию. Подпункт 5.4.4. Расходы на изготовление рекламы относятся на затраты предпринимателя. Предпродажные и рекламные мероприятия относительно товаров (работ, услуг), которые продаются предприни- мателем, организация приемов, презентаций, а также бесплатная раз- дача образцов в рекламных целях относятся на расходы в сумме, не превышающей 2 % от совокупного чистого дохода. Чистым доходом ЧП является разница между доходами и расходами предыдущего квартала, отраженными в декларации о доходах при условии, что предпринима- тель работает по обычной схеме налогообложения. Подпункт 5.4.5. В расходы предпринимателя включаются затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств природо- охранного назначения, находящихся в его собственности; расходы по самостоятельному хранению, переработке, захоронению или оплате услуг по переработке, захоронению и ликвидации отходов производст- венной деятельности предпринимателя сторонними организациями, по очистке сточных вод, другие расходы на содержание экологических систем и т.д. В случае возникновения разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком по связи проведенных расходов на природоохран- ные мероприятия с деятельностью налогоплательщика налоговые органы обязаны обратиться в Министерство экологии и природных ресурсов Украины, чей экспертный вывод является основанием для принятия решения налоговым органом. Подпункт 5.4.6. К расходам предпринимателя относятся: - расходы по страхованию, транспортировке продукции предприни- мателя; - страхование гражданской ответственности при эксплуатации транспортных средств, находящихся в составе основных средств пред- принимателя; - страхование рисков гибели урожая; - кредитные и другие коммерческие риски, за исключением стра- хования жизни, здоровья и других рисков, связанных с деятельностью лиц, находящихся в трудовых отношениях с предпринимателем. Если условия страхования предусматривают выплату страхового возмещения в пользу предпринимателя-страхователя, то застрахован- ные убытки, понесенные таким предпринимателем, относятся к его ва- ловым расходам за налоговый период их уплаты, а суммы страхового возмещения таких убытков включаются в валовые доходы такого пред- принимателя в налоговом периоде их получения. Подпункт 5.4.7. Приобретение лицензий и других разрешений, связанных с ведением хозяйственной деятельности, относится к рас- ходам предпринимателя, а также плата за регистрацию в органах государственной регистрации, в частности в органах местного само- управления и их исполнительных органах. Виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензирова- нию, указаны в ст. 9 Закона о лицензировании. Затраты на приобретение торговых патентов не относятся на рас- ходы предпринимателя. Стоимость оплаченного торгового патента учи- тывается в уменьшение налогооблагаемого дохода предпринимателя. Подпункт 5.4.8. Расходы на командировки предпринимателя и физических лиц, работающих у предпринимателя по договору найма, относятся на расходы ЧП в пределах фактических расходов командиро- ванного лица с подтверждением стоимости таких затрат (билеты на проезд транспортом к месту командировки и обратно, багажные кви- танции, счета гостиниц (мотелей) за проживание, а также включенные в такие счета расходы на питание, страховые полисы и т.д.). Пере- мещение по месту командировки также относится к расходам предпри- нимателя при наличии проездных билетов. Нормы ст. 5 Закона о прибыли позволяют отнести к расходам предпринимателя: - предоставленные бытовые услуги (стирка, чистка, починка одежды, обуви, утюжка), включенные в гостиничные счета; - оплата телефонных счетов при условии, что переговоры осуще- ствлялись по причине, связанной с хозяйственной деятельностью; - оформление заграничных паспортов, разрешений на въезд (виз); - обязательного страхования; - расходы на устный и письменный переводы; - других документально подтвержденных расходов, связанных с правилами въезда и пребывания по месту командировки, включая любые сборы и налоги, которые подлежат уплате в связи с осуществлением таких расходов. В состав командировочных расходов предпринимателя включаются суточные в пределах норм, установленных КМ Украины. Так, п. 1 Постановления № 663 для работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности установлены сле- дующие предельные нормы суточных расходов: для командировок в пределах Украины - 18 грн., в случае если в счета на оплату стоимости проживания в гостиницах не включаются расходы на питание; для командировок за границу - 231 грн. Основанием для отнесения суммы суточных расходов в пределах установленных норм являются отметки командирующей и принимающей сторон в командировочном удостоверении. Необходимо отметить, что при осуществлении командировок предпринимателю также следует руко- водствоваться нормами Инструкции о служебных командировках в пре- делах Украины и за границу, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13.03.98 № 59, в редакции приказа от 10.06.99 г. № 146 ( z0418-99 ), с изменениями и дополнениями. Необходимо подчеркнуть, что задание по командировке должно иметь прямое отношение к деятельности предпринимателя. Подпункт 5.4.10. К расходам предпринимателя относятся затраты, понесенные им при осуществлении деятельности по оказанию платных услуг по туристическому обслуживанию граждан или сдаче помещений в аренду сторонним гражданам или организациям, а также расходы на содержание легковых автомобилей, катеров, яхт и т. п., принадлежа- щих предпринимателю, оказывающему транспортное и туристическое обслуживание сторонних граждан, организаций на платной основе. Если такие затраты предпринимателя носят иной характер, т.е. не относятся к его хозяйственной деятельности, то они не относятся на расходы предпринимателя. Если использование легкового автомобиля предпринимателем непо- средственно связано с получением дохода от занятия предпринима- тельской деятельностью, в составе расходов могут быть учтены рас- ходы на ГСМ в соответствии с нормами. Не относятся на расходы предпринимателя расходы на ГСМ для легковых автомобилей, а также расходы, связанные со стоянкой и парковкой, если автомобиль ис- пользуется в личных целях. Расходы на ГСМ и эксплуатацию грузовых автомобилей для оказания платных услуг относятся на затраты предпринимателя. Подпункт 5.5.1. Норма данного подпункта Закона о прибыли раз- решает включить в состав расходов ЧП проценты за пользование как краткосрочными, так и долгосрочными кредитами, полученными для ведения хозяйственной деятельности. Краткосрочный кредит банка предприниматель может получить для приобретения товаров, сырья, материалов и другого обеспечения текущей производственной деятельности. Подпункт 5.6.1. В состав расходов предпринимателя относятся суммы выплаченной заработной платы наемным работникам, состоящим в трудовых отношениях с таким предпринимателем. Состав фонда оплаты труда регулируется Инструкцией по статис- тике заработной платы, утвержденной приказом Минстата Украины от 11.12.95 г. № 323 ( z0465-95 ). Оплата труда предпринимателя в расходы не включается, так как облагается отдельно как сумма чистого дохода. Подпункт 5.6.2. Дополнительно к выплатам, предусмотренным под- пунктом 5.6.1, к составу расходов предпринимателя относятся: - обязательные выплаты: - индексация заработной платы наемных работников; - компенсация затрат части заработной платы в связи с наруше- нием срока выплаты и т.д. Осуществление компенсации гражданам потери части доходов в случае нарушения установленных сроков их выплаты производится на основании Закона Украины "О компенсации гражданам потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты" от 19.10.2000 г. № 2050-III и Закона Украины "Об индексации денежных доходов населения" от 03.07.91 г. № 1282-XII, в редакции Закона Украины от 25.04.97 г. № 234/97-ВР ( 234/97-ВР ). Расчеты с работниками осуществляются на основании Порядка проведения компенсации гражданам потери части денежных доходов в связи с нарушением сроков их выплаты, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21.02.2001 г. № 159 ( 159-2001-п ), и Порядка проведения индексации денежных доходов граждан, утверж- денного постановлением КМ Украины от 07.05.98 № 663 ( 663-98-п ) с изменениями и дополнениями. Подпункт 5.7.1. Расходами ЧП являются начисления на заработную плату наемных работников, предусмотренные законодательством Украи- ны. Плательщиками сборов в фонды являются предприниматели, исполь- зующие или не использующие наемный труд работников. Эти нормы пре- дусмотрены: - Законом Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" от 26.06.97 г. № 400/97-ВР ( 400/97-ВР ) с изменениями и дополнениями; - Законом Украины "Об общеобязательном государственном соци- альном страховании в связи с временной потерей работоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением" от 18.01.2001 г. № 2240-III ( 2240-14 ) с изменениями и дополнениями; - Законом Украины "Об общеобязательном государственном со- циальном страховании на случай безработицы" от 02.03.2000 г. № 1533-III ( 1533-14 ) с изменениями и дополнениями. Следует подчеркнуть, что платежи на общеобязательное государ- ственное социальное страховании в связи с временной потерей рабо- тоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, а также платежи на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, предпринимателем, не использу- ющим наемный труд физических лиц, являются необязательными, то есть эти платежи предприниматель осуществляет на добровольных началах. Предприниматели, не зарегистрированные как плательщики НДС, в состав расходов производства (обращения) включают суммы НДС, уплаченные в составе цены приобретения товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к расходам (пп. 5.3.3 Закона о при- были). В состав расходов предпринимателя также включается часть уплаченного налогового кредита по НДС, если он одновременно осуществляет налогооблагаемые и необлагаемые операции по продаже товаров (работ, услуг), т.е. часть уплаченного НДС, которая соот- ветствует части необлагаемых операции в доходах от его деятельно- сти. Если предприниматель в хозяйственной деятельности использует основные средства и нематериальные активы, которые числятся на учете, то такие основные средства (нематериальные активы) подлежат амортизации. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, включая ускоренную амортизацию их актив- ной части согласно нормам, установленным действующим законода- тельством, относятся на расходы предпринимателя. В соответствии со ст. 8 Закона о прибыли в состав расходов, подлежащих амортизации, включаются расходы на : - приобретение основных фондов и нематериальных активов для собственных производственных нужд (фактически уплаченная стоимость объекта основных фондов, расходы на его транспортировку, государ- ственную регистрацию, установку, пусконаладочные работы), включая расходы на приобретение племенного скота и приобретение, закладку и выращивание скота и приобретение, закладку и выращивание много- летних насаждений до начала плодоношения; - самостоятельное изготовление основных фондов для производст- венных нужд, включая расходы на выплату заработной платы работни- кам, занятым изготовлением таких основных фондов; - проведение всех видов ремонтов, модернизации и других видов улучшения основных фондов в сумме, превышающей 5 % балансовой стоимости; - улучшение качества земель, не связанных со строительством. Обратим внимание предпринимателей на пп. 8.1.3 Закона о прибы- ли, в соответствии с которым не амортизируются, а полностью отно- сятся в состав валовых расходов отчетного периода расходы налогоп- лательщика на: - приобретение и откорм производительного скота; - выращивание многолетних плодоносящих насаждений; - приобретение основных фондов или нематериальных активов с целью их дальнейшей продажи другим лицам и использование их как комплектующих (составных частей) других основных фондов, предна- значенных для дальнейшей продажи другим лицам; - содержание основных фондов, находящихся на консервации. Нормы амортизации установлены Законом о прибыли в расчете на квартал в таких размерах: - 1,25 % - группа 1 основных средств; - 6,25 % - группа 2 основных средств; - 3,75 % - группа 3 основных средств. Учет основных средств, используемых предпринимателем в хозяй- ственной деятельности, необходимо вести пообъектно. К нематериаль- ным активам можно отнести: - бухгалтерские программы для ведения учета; - программы для выполнения производственного процесса; - ноу-хау, промышленные образцы; - лицензии, права на использование торговой марки; - разрешение на проведение деятельности и т.п. Для амортизации нематериальных активов применяется линейный метод. Каждый объект амортизируется равными долями исходя из его первоначальной стоимости и срока полезного использования, который определяется предпринимателем самостоятельно, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации. Предприниматель может осуществлять импортные поставки для ве- дения своей хозяйственной деятельности, в связи с чем производить оплату таких поставок в иностранной валюте. При осуществлении расчетов предпринимателя с зарубежными партнерами стоимость расхо- дов в иностранной валюте пересчитывается в национальную денежную единицу Украины по курсу Национального банка Украины, действующему на дату выписки расчетно-денежных документов. В случае приобретения иностранной валюты на валютном рынке Украины за национальную валюту для оплаты поставок по импорту балансовая стоимость такой валюты перечитывается в национальную денежную единицу Украины по курсу ее приобретения. Не включаются в состав расходов предпринимателя затраты, не связанные с ведением хозяйственной деятельности. Предприниматели в составе своих расходов отражают фактически понесенные затраты, то есть отражают их только после оплаты и только в той части, которая соответствует полученным доходам. При отсутствии документов, подтверждающих расходы за отчетный период (их утраты, уничтожении или отсутствии), такие расходы не уменьшают совокупный налогооблагаемый доход предпринимателя. При восстановлении документов предприниматель также не может учесть эти затраты, так как расходы предпринимателя учитываются только в части, связанной с полученным доходом. Но следует напомнить, что п. 13 Инструкции о подоходном налоге предусмотрено, что если расходы предпринимателя не могут быть под- тверждены документально, то такие расходы учитываются налоговыми органами при проведении окончательных расчетов по нормам в процен- тах к сумме валового дохода. Сумма расходов определяется согласно Нормам расходов, приведенным в приложении № 6 к Инструкции о подо- ходном налоге. Учитывая данную норму Инструкции о подоходном налоге, предпри- ниматель может не вести учет своих расходов, связанных с хозяйст- венной деятельностью. На примере рассмотрим, всегда ли выгоден такой метод для предпринимателя. Для этого определим величину чистого дохода, под- лежащую обложению подоходным налогом. Пример Предприниматель, работающий по обычной системе налогообложе- ния, занимается торговой деятельностью и подтверждает свои расходы соответствующими документами. ЧП не является плательщиком НДС. Доход предпринимателя от реализации товаров в I квартале 2001 г. составил 4500 грн. Расходы предпринимателя, связанные с получением этого дохода: стоимость приобретенных товаров - 3000 грн.; стоимость арендной платы и коммунальных услуг согласно заклю- ченным договорам - 600 грн.; расходы на рекламу - 180 грн.; стоимость лицензии на торговлю алкоголем - 140 грн.; услуги банка, кассовое обслуживание - 60 грн.; расходы на подписку для ведения хозяйственной деятельности - 70 грн. Итого расходов - 4050 грн. Чистый доход от ведения торговой деятельности предпринимателя, подлежащий обложению подоходным налогом, составит: 4500 - 4050 = 450 грн. Подоходный налог, исчисленный по шкале (п. 7.1 Инструкции о подоходном налоге) от суммы 450 грн., составит: ежемесячный доход - 450 : 3 = 150 грн.; подоходный налог за месяц - 16,55 грн.; за квартал - 16,55 х 3 = 49,65 грн. Расходы предпринимателя, занимающегося торговлей при отсут- ствии подтверждающих документов, определяются расчетным путем согласно нормам, установленным в приложении № 6 к Инструкции о подоходном налоге. Для торговой деятельности предусмотрена норма в 25 % от суммы валового дохода. При отсутствии подтверждающих документов расходы составят: 4500 х 25 : 100 = 1125 грн. Чистый доход: 4500 - 1125 = 3375 грн.; ежемесячный доход - 3375 : 3 = 1125 грн.; подоходный налог за месяц - 221,05 грн.; за квартал: 221,05 х 3 = 663,15 грн. Как видно из примера, фактические расходы намного превышают расходы, установленные расчетным путем. Расходы предпринимателя, определенные расчетным путем, привели к "увеличению" чистого дохода предпринимателя и, соответственно, к увеличению суммы подоходного налога. Физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, работающие по обычной системе, должны вести учет доходов и расхо- дов в Книге учета доходов и расходов ф. № 10 с учетом требований Декрета о подоходном налоге и Инструкции о подоходном налоге. ЧП, перешедшие на уплату единого налога, также ведут учет доходов и расходов в Книге ф. № 10. Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.06.98 г. № 826 ( 826-98-п ) утвержден перечень территорий, на которых в порядке эксперимента применяется специальный торговый патент: г. Краматорск Донецкой обл.; Хустский р-н Закарпатской обл.; г. Мироновка Киевской обл.; г. Ильичевск Одесской обл.; г. Шпола Черкасской обл.; г. Новая Каховка Херсонской обл.; г. Большая Ялта; г. Алушта; г. Судак; г. Евпатория; г. Феодосия; г. Саки; г. Луганск. Частные предприниматели, которые приобрели специальные торго- вые патенты, освобождены от обязанности ведения учета доходов и расходов по предпринимательской деятельности согласно п. 5 ст. 7 Закона о патентовании. От обязательного учета доходов и расходов освобождены такие ЧП на основании ст. 14 Декрета о подоходном на- логе в случае уплаты фиксированного налога. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" № 11/01, стр.72 [19.03.2001] Тамара Вовченко бухгалтер-аналитик ------------------------------------------------------------------