Компенсация доходов - 2: необоротные уточнения ------------------------------------------------------------------ Документ, о котором пойдет речь - Порядок проведения компенса- ции гражданам потери части денежных доходов в связи с нарушением сроков их выплаты, утвержденный постановлением Кабинета Министров от 21 февраля 2001 года № 159 (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 19) (далее - Порядок № 159). Напомним, что до 1 января 2001 года эта форма возмещения не выплаченных в срок доходов регу- лировалась Положением о порядке компенсации работникам потери час- ти заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты, ут- вержденным постановлением Кабинета Министров от 20.12.97 г. № 1427 ( 1427-97-п ) (далее - Положение № 1427), предусматривая при этом право граждан на компенсацию только в отношении просроченной зара- ботной платы. В то же время со вступлением в силу с начала текуще- го года Закона Украины "О компенсации гражданам потери части дохо- дов в связи с нарушением сроков их выплаты" от 19 октября 2000 года № 2050-III ( 2050-14 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 79) (далее - Закон о компенсации) объект компенсации был пополнен целым рядом других доходов граждан. Анализ требований со- ответствующих документов позволил нам сделать выводы, что в нас- тоящее время старый и новый порядки должны применяться параллель- но, а выбор одного из них применительно к конкретным суммам зави- сит от даты начисления доходов, сроки выплаты которых нарушены, - суммы заработной платы, начисленной работнику за период работы с 1 января 1998 года по 31 декабря 2000 года, подлежат компенсации в соответствии с Положением № 1427 ( 1427-97-п ), в то время как под действие Закона о компенсации ( 2050-14 ) подпадают просроченные доходы, начисление которых произошло начиная с 2001 года (подроб- нее см. об этом в вышеуказанной публикации статье). И хотя выводы применительно к новому порядку компенсации, сделанные в упомянутой статье на основании требований Закона о компенсации, в целом соответствуют принятому Порядку № 159, неко- торые уточнения Кабмина все-таки требуют необходимых комментариев. Два периода - два порядка Именно так можно охарактеризовать решение Кабмина, подтвердив- шего, с одной стороны, легитимность Положения № 1427 (но только по отношению к задержанным выплатам заработной платы, которые начис- лены с 1 января 1998 года по 31 декабря 2000 года), с другой - ог- раниченность действия Закона о компенсации рамками тех доходов граждан, которые были начислены после указанного периода. Таким образом, наши предположения, изложенные в предыдущей публикации, полностью оправдались. Что же касается перспектив такого сосуществования, то они напрямую зависят от продолжительности сроков погашения заработной платы за 1998, 1999, 2000 годы - как только задолженности не станет, необходимость в Положении № 1427 отпадет сама собой. В Порядке № 159 подтверждается, с одной стороны, легитимность Положения № 1427 (но только по отношению к задержанным выпла- там заработной платы, которые начислены с 1 января 1998 года по 31 декабря 2000 года), с другой - ограниченность действия Закона о компенсации рамками тех доходов граждан, которые были начислены после указанного периода. Объект компенсации Прежде всего отметим, что полномочий по утверждению специаль- ного порядка Закон о компенсации не предоставлял ни Кабинету Ми- нистров, ни какому-либо другому органу. В то же время некоторые "ляпы", прокравшиеся в этот Закон, требовали неотложных разъясне- ний, поэтому инициативу Кабмина, уточнившего в Порядке № 159 "что и как", можно рассматривать как факт положительный. Однако обо всем по порядку, и начнем мы анализ положений По- рядка № 159 непосредственно с объекта компенсации, т.е. с тех сумм, не выплаченных гражданам в срок, которые, собственно говоря, и подлежат компенсации согласно новым правилам. Напомним, что Закон о компенсации рассматривает в качестве такого объекта денежные доходы, не имеющие единоразового характе- ра. Такая формулировка привела к некоторой неопределенности, ведь единоразовость тех или иных платежей может быть весьма относитель- ным понятием. Можно говорить о том, что в Порядке № 159, в котором приводится расшифровка таких категорий доходов, как "пенсии" и "социальные выплаты", удалось снизить эту неопределенность (см. п. 3 этого документа). По крайней мере, уже очевидно, что компенсиро- вать пособие по безработице, пособие по временной нетрудоспособ- ности, пособие по беременности и родам и другие доходы, указанные в Порядке № 159, необходимо. Методика расчета Безусловно, одним из важных уточнений, содержащихся в Порядке № 159, является корректировка требований статьи 3 Закона о компен- сации, связанных непосредственно с исчислением сумм компенсации. Как известно, такие требования предусматривают определение размера компенсации путем умножения суммы невыплаченного дохода "на индекс инфляции в период невыплаты дохода". Буквальное следование положе- ниям данного Закона могло привести к парадоксальной ситуации, ког- да сумма компенсации включала бы в себя не только инфляционную составляющую, но и сумму не выплаченных в срок доходов (подробнее об этом смотри в указанной статье). Необходимо отдать должное Кабмину в связи с внесением необхо- димых корректив: как мы и предположили, вместо индекса инфляции в расчетах должен применяться прирост индекса инфляции. Этот показа- тель по своей экономической сущности аналогичен коэффициенту при- роста потребительских цен, который используется для расчета ком- пенсации заработной платы в соответствии со "старым" Положением № 1427 и показывает уровень изменения цен за период просрочки. Необходимо отдать должное Кабмину в связи с внесением необхо- димых корректив: как мы и предположили, вместо индекса инфля- ции в расчетах должен применяться прирост индекса инфляции. Не менее важное уточнение, которое содержится в Порядке № 159, вызвано противоречиями в положениях статьи 2 и статьи 3 Закона о компенсации. С одной стороны, этот Закон предусматривает компенса- цию доходов в случае задержки их выплаты по крайней мере на один месяц, с другой - требует не учитывать при расчете индекса инфля- ции за период просрочки (нарастающим итогом) инфляцию месяца перед выплатой суммы задолженности. В результате получаем явную несты- ковку, так как выполнение второго требования означает, что один месяц периода существования задолженности в любом случае выпадает (мини-пример: заработная плата за январь выплачивается в установ- ленные на предприятии сроки, но не в феврале, а в марте; несмотря на то что мы имеем месяц задолженности, инфляция за февраль не учитывается, а значит, доходы не компенсируются). Необходимо отметить, что Кабмин перенес в Порядок № 159 указанное противоречие (см. п. 2 и п. 4 Порядка № 159), однако из приложения к этому документу, в котором приводится условный пример расчета, становится понятным, что ограничение все-таки действует и месяц, предшествующий выплате заработной платы, действительно не берется во внимание. Кстати, методика расчета, которая предусмотрена Положением № 1427, "выпадания" одного месяца не предусматривала, зато уста- навливала порог изменения цен, позволяющего проводить компенсацию, в размере 1%. Можно сказать, что Порядок № 159 вместо порога инфляции устанавливает "порог времени" продолжительностью один ме- сяц, что при нынешней динамике цен может иметь для граждан менее благоприятные последствия. Из приложения к Порядку № 159, в котором приводится условный пример расчета, становится понятным, что ограничение все-таки действует, и месяц, предшествующий выплате заработной платы, действительно не берется во внимание. Что же касается непосредственно механизма расчета, то по смыс- лу он аналогичен порядку, изложенному в Положении № 1427, но в от- личие от последнего оперирует с процентами. В соответствии с п. 4 Порядка № 159 сумма компенсации исчис- ляется как произведение начисленного, но не выплаченного денежного дохода за соответствующий месяц ("очищенного" от налогов и сборов, которые удерживаются из суммы дохода) и прироста индекса потреби- тельских цен (индекса инфляции) в процентах, деленного на 100. При этом индекс потребительских цен для определения приростного индек- са определяется путем умножения месячных индексов потребительских цен за период невыплаты денежного дохода (индекс потребительских цен в месяце, за который выплачивается доход, и индекс в месяце, предшествующем выплате задолженности, в расчеты не включаются). Таким образом, в общем виде расчет сумм компенсации можно представить в виде следующей схемы: + -- -- -- -- -- -- -- -- -- + + -- -- -- -- -- -- -- -- + | Сумма дохода, для которого | | Прирост индекса потреби-| | рассчитывается компенсация | х | тельских цен за период | : 100 | ("очищенная" от налогов и | | невыплаты дохода, % | | сборов) | + -- -- -- -- -- -- -- -- + + -- -- -- -- -- -- -- -- -- + | | / + -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- + | Инj х Инj+1 х Инj+2 х... х Ип х 100 - 100,| | | | где Инj - индекс инфляции месяца, следую- | | щего за месяцем начисления дохода (делен- | | ный на 100); | | Ип - индекс инфляции месяца, предшествую- | | щего месяцу, за которым следует месяц вып-| | латы дохода (деленный на 100) | + -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- + Если сравнить расчет коэффициента прироста потребительских цен, приведенный в Положении № 1427, и прироста индекса цен, кото- рый содержится в Порядке № 159, то нетрудно заметить, что, несмот- ря на единую экономическую сущность обоих показателей, методика их расчета несколько отличается. Новые правила предусматривают опре- деление приростного индекса непосредственно на основании простых индексов, ежемесячно публикуемых Госкомстатом, которые, кстати, вы можете найти во вкладыше в нашу газету "Референт руководителя". Примеры расчетов В заключение предлагаем вашему вниманию несколько условных примеров по определению сумм компенсации не выплаченных в срок доходов, которые начислены за период начиная с 01.01.2000 г. и подлежат компенсации в соответствии с Законом о компенсации и По- рядком № 159. Все расчеты производятся исходя из условных {1} ин- дексов потребительских цен, которые представлены в нижеследующей таблице. Индексы потребительских цен ----------------------+------------------------------------------- Период | Величина индекса, % |------------------------------------------- | 2001 год | 2002 год ----------------------+------------------------------------------- Январь | 101,5 | 101,0 ----------------------+------------------------------------------- Февраль | 101,3 | 102,0 ----------------------+------------------------------------------- Март | 100,5 | 101,2 ----------------------+------------------------------------------- Апрель | 101,4 | 100,4 ----------------------+------------------------------------------- Май | 102,0 | 100,1 ----------------------+------------------------------------------- Июнь | 101,0 | 101,9 ----------------------+------------------------------------------- Июль | 99,0 | 98,0 ----------------------+------------------------------------------- Август | 100,0 | 100,0 ----------------------+------------------------------------------- Сентябрь | 100,0 | 100,2 ----------------------+------------------------------------------- Октябрь | 101,3 | 101,9 ----------------------+------------------------------------------- Ноябрь | 102,5 | 101,2 ----------------------+------------------------------------------- Декабрь | 101,4 | 102,1 ------------------------------------------------------------------ Пример 1 Заработная плата за февраль 2001 года выплачивается в апреле 2001 года. Расчет Компенсация не выплачивается, так как индекс инфляции за март не принимается во внимание (этот месяц предшествует месяцу выплаты заработной платы, т.е. апрелю, и, следовательно, не учитывается для целей расчета в соответствии с п. 4 Порядка № 159). Пример 2 Заработная плата за январь (200 грн.) и февраль (250 грн.) 2001 года выплачивается в июне 2001 года. Расчет 1. Определение прироста индекса потребительских цен за период невыплаты заработной платы (%) Для января (определяется с учетом индексов цен за февраль (101,3%), март (100,5%), апрель (101,4%)): 1,013 х 1,005 х 1,014 х 100 - 100 = 3,2%. Для февраля (определяется с учетом индексов цен за март (100,5%) и апрель (101,4%)): 1,005 х 1,014 х 100 - 100 = 1,9%. 2. Расчет суммы компенсации (грн.) За январь (определяется с учетом рассчитанного прироста индек- са цен для января (3,2%) и суммы просроченной заработной платы за январь (200 грн.): 200 x 3,2 : 100 = 6,40 (грн.). За февраль (определяется с учетом рассчитанного прироста ин- декса цен для февраля (1,9%) и суммы просроченной заработной платы за февраль (250 грн.): 250 x 1,9 : 100 = 4,75 (грн.). Общая сумма компенсации к выплате (определяется с учетом суммы компенсации за январь (6,40 грн.) и февраль (4,75 грн.)): 6,40 + 4,75 = 11,15 (грн.). Пример З Заработная плата за июнь (220 грн.) и июль (220 грн.) 2001 го- да выплачивается в ноябре 2001 года. Расчет 1. Определение прироста индекса потребительских цен за период невыплаты заработной платы (%) Для июня (определяется сучетом индексов цен за июль (99,0%), август (100,0%), сентябрь (100,0%)): 0,99 х 1,0 х 1,0 х 100 - 100 = - 1,0%. Для июля (определяется с учетом индексов цен за август (100,0%) и сентябрь (100,0%)): 1,0 х 1,0 х 100 - 100 = 0,0%. 2. Расчет суммы компенсации (грн.) Сумма компенсации за июнь и июль не выплачивается, так как прироста цен за период невыплаты заработной платы не произошло. Пример 4 Заработная плата за октябрь (250 грн.), ноябрь (300 грн.) и декабрь (300 грн.) 2001 года выплачивается в феврале 2002 года. Расчет 1. Определение прироста индекса потребительских цен за период невыплаты заработной платы (%) Для октября (определяется с учетом индексов цен за ноябрь (102,5%) и декабрь (101,4%) 2001 года): 1,025 x 1,014 x 100 - 100 = 3,9%. Для ноября (определяется с учетом индекса цен за декабрь (101,4%) 2001 года): 1,014 х 100 - 100 = 1,4%. Для декабря: не исчисляется (компенсация за декабрь 2001 года не выплачивается, так как индекс инфляции за январь 2002 года не принимается во внимание в соответствии с Порядком № 159 как месяц, предшествующий месяцу выплаты заработной платы, т.е. февралю 2002 года). 2. Расчет суммы компенсации (грн.) За октябрь (определяется с учетом рассчитанного прироста ин- декса цен для октября (3,9%) и суммы просроченной заработной платы за октябрь (250 грн.): 250 x 3,9 : 100 = 9,75 (грн.). За ноябрь (определяется с учетом рассчитанного прироста индек- са цен для ноября (1,4%) и суммы просроченной заработной платы за ноябрь (300 грн.): 300 x 1,4 : 100 = 4,20 (грн.). Общая сумма компенсации к выплате (определяется с учетом суммы компенсации за октябрь (9,75 грн.) и ноябрь (4,20 грн.)): 9,75 + 4,20 = 13,95 (грн.). {1} Условность индексов объясняется тем, что расчеты охватывают будущий период. При проведении компенсации на практике вам необходимо будет пользоваться реальными индексами цен, которые ежемесячно публикует Госкомстат. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №23/01, стр. 34 [19.03.2001] А. Лобанов Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------