Наше госпредприятие имеет на балансе два жилых дома. Возмож- ность передачи такого рода объектов, являющихся государствен- ной собственностью, в коммунальную собственность установлена законодательно, а сама передача не сопровождается неприятными налоговыми последствиями ни для передающей, ни для принимающей стороны (п/п. 3.2.9 Закона об НДС и п/п. 4.2.15 Закона о При- были). В нашем же случае все квартиры в домах уже приватизированы жильцами и представители органов местного самоуправления, куда мы обращались с предложением о передаче указанного жилья с нашего баланса, утверждают, что передавать в коммунальную собственность уже, собственно, нечего. Если указанные дома не передаются в коммунальную собствен- ность, то можно ли их списать с баланса или они должны продол- жать числиться за госпредприятием? Не будет ли такое списание с баланса рассматриваться, например, как бесплатная передача или ликвидация и не возникнут ли по этой причине налоговые обязательства по НДС? * * * Подобных вопросов в последнее время поступает немало. Правовые основы приватизации жилья, находящегося в государственной собственности, определены Законом "О приватизации государственного жилого фонда" (далее - Закон). Согласно ст. 8 Закона приватизация государственного жилого фонда осуществляется уполномоченными на это органами, созданными местной госадминистрацией, органами мест- ного самоуправления, а также госпредприятиями, в полном хозяйст- венном ведении или оперативном управлении которых находится госу- дарственный жилой фонд. Как указано в вопросе, находящиеся на балансе госпредприятия жилые дома уже приватизированы жильцами (собственники квартир многоквартирных домов являются сособственниками вспомогательных помещений дома, технического оборудования, элементов внешнего благоустройства - см. п. 2 ст. 10 Закона). Согласно п/п. 5.1.19 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) операции по бесплатной приватизации жилого фонда освобождены от обложения налогом, так что в момент приватизации жилья (точнее - в процессе приватизации, ведь кварти- ры в жилых домах приватизировались не одновременно, а в течение какого-то времени) никаких налоговых обязательств по НДС у гос- предприятия не возникало. Приватизированные жилые дома, конечно же, больше не принадле- жат госпредприятию (его можно назвать лишь балансодержателем {1} такого жилья), так что в момент их списания с баланса (об этом мо- менте - чуть позже) нельзя говорить ни о продаже, ни о бесплатной передаче, а значит, не возникают в этот момент и налоговые обяза- тельства по НДС (на всякий случай заметим, что валовые доходы не возникают и подавно). Вопрос об отражении жилых домов на балансе госпредприятия и о моменте их списания с баланса в связи с приватизацией, по нашему мнению, является более запутанным, чем налогообложение такой опе- рации. Инструкция по бухучету балансовой стоимости групп основ- ных фондов, утвержденная приказом Минфина от 24.07.97 г. № 159 ( z0310-97 ), предписывала движение и наличие приватизированных квартир в многоквартирном доме, не переданных на баланс общества квартирособственников, отражать на специальном субсчете 01/3 "При- ватизированный жилой фонд" (п. 7 Инструкции). Аналогичное положе- ние содержалось и в п. 2.3 Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия, утвержденной приказом Минфина от 18.08.95 г. № 139 ( z0197-94 ); "При приватизации отдельных квартир в объектах жилого фонда их стоимость с баланса не списывается и до передачи на баланс обществу или объединению индивидуальных собственников квартир отражается на субсчете 3 "Приватизированный жилой фонд" счета 01 "Основные средства"". К настоящему времени оба этих документа утратили силу: Инст- рукция о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета - согласно приказу Минфина от 25.02.2000 г. № 39 ( z0161-00 ), а Инструкция по бухучету балансовой стоимости групп основных фондов - согласно приказу Минфина от 27.04.2000 г. № 92 (причем послед- няя, как следует из текста приказа, - с 01.07.2000 г.). Но по крайней мере до 01.07.2000 г., пока действовала Инструкция № 159, требование об отражении приватизированного жилья на балансе пред- приятия до передачи его на баланс общества собственников квартир оставалось в силе. С 01.07.2000 г. вступил в силу П(С)БУ 7 ( z0288-00 ) "Основные средства", который рассматриваемую проблему не затрагивает вообще, поскольку не содержит ни требования об отражении "непереданного" приватизированного жилья на балансе у бывшего собственника в лице (гос)предприятия, ни запрета подобного отражения. Конечно, если исходить из общей идеологии Закона "О бухгал- терском учете и финансовой отчетности в Украине" и действующих П(С)БУ, то никакого специального запрета и не требуется. Достаточ- но вспомнить, что п. 4 "Общих положений" П(С)БУ 7 дает следующее определение: "Основные средства - материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально- культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он более года)". Поскольку содержание приватизированных квартир (домов) осу- ществляется за счет средств их собственников (на что указывает п. 1 ст. 10 Закона, напоминая о необходимости соблюдения Правил пользования помещениями жилых домов и придомовыми территориями независимо от форм собственности на них), то и условие содержания приватизированного жилья как ОФ предприятия и социально-культурные функции предприятия в исследуемой нами ситуации не просматриваю- тся. Даже тот факт, что жилой дом (приватизированный!) снабжается, допустим, теплом от заводской котельной, а значит, госзавод полу- чает от этого доход (не поворачивается язык сказать "экономические выгоды"), не может служить серьезным аргументом в пользу рассмот- рения приватизированного дома как актива. Активом будет собственно котельная! Следовательно, законодательных оснований продолжать отражение приватизированного жилья на балансе предприятия - его бывшего собственника на сегодняшний день нет (фактически оно не является для предприятия активом). {2} Когда же такое жилье может быть списано с баланса? Конечно, вполне разумно было бы сделать это в момент уже упоминавшейся выше передачи объектов жилого фонда на баланс общества или объединения индивидуальных собственников квар- тир. Да вот беда - не торопятся, как правило, жильцы-собственники создавать общества и объединения. Так что передавать "с баланса на баланс" чаще всего некому, поэтому правильнее вести речь просто о списании с баланса предприятия - бывшего собственника жилья, кото- рое уместно произвести, например, по итогам инвентаризации перед составлением годового отчета. Кстати, пока в жилом доме, учитываемом как единый объект основных фондов, остаются неприватизированные квартиры, списать дом с баланса предприятия, пожалуй, нельзя: сохраняется государст- венная доля в таком жилом фонде, находящаяся у госпредприятия на праве полного хозяйственного ведения или в оперативном управлении (а для поддержания идеи рассмотрения такого дома в качестве актива можно, наверное, указать и на сохранение в какой-то степени за та- ким предприятием социально-культурной функции). Не стоит забывать и о том, что согласно п. 3 ст. 10 Закона в многоквартирном доме, квартиры которого не полностью приватизированы, общество (объеди- нение) индивидуальных собственников квартир и владельцы непривати- зированных квартир принимают долевое участие в расходах на его со- держание. Постепенное увеличение приватизированных квартир в жилом доме разумно отражать в карточках учета ОФ, чтобы можно было прос- ледить постепенное уменьшение долевого участия в расходах на со- держание дома. {3} Отметим еще один момент. В связи с необходимостью перехода в 2000 году всех предприятий на новый План счетов бухгалтерского учета Минфином были приняты Методические рекомендации по перенесе- нию сальдо счетов и субсчетов предыдущего Плана счетов на новый (доведены письмом Минфина от 04.02.2000 № 18-424 ( v-424201-00 )) {4}. Согласно этим Методрекомендациям субсчет 01/3 имеет своего преемника - субсчет 1031 всё с тем же привычным названием "Прива- тизированный жилой фонд". Наличие подобной "методрекомендации", по нашему мнению, можно объяснить датой принятия документа: в феврале 2000 года, напомним, еще действовала Инструкция о бухучете балан- совой стоимости групп основных фондов, предписывавшая отражать приватизированный жилой фонд на балансе (хотя переход на новый План счетов, которому должны были поспособствовать Методрекоменда- ции, мог быть осуществлен предприятием даже в декабре 2000 года). С другой стороны, для тех предприятий (а точнее - бухгалте- ров), которым проще оставить все как прежде, чем обременять себя какими-то списаниями и созданием для этих целей специальных комис- сий, ссылка на Методрекомендации может послужить хоть каким-то аргументом в пользу собственного бездействия. По крайней мере - пока о необходимости списания с баланса предприятий балласта в ви- де приватизированного жилфонда не будет сказано вразумительно в каком-нибудь минфиновском документе. Радикально настроенные бухгалтера отразят списание приватизи- рованных жилых домов одновременно с уменьшением уставного фонда своих госпредприятий: д-т 13, к-т 10 - на всю сумму ранее начисленного по объекту износа; д-т 40, к-т 10 - на остаточную стоимость жилья. В целом же при наличии каких-то сомнений, выходящих за рамки бухгалтерского учета и налогообложения, советуем при принятии ре- шений в отношении находящегося на балансе предприятия приватизиро- ванного жилья обращаться за поддержкой или советом, например, в управление жилищно-коммунального хозяйства конкретной областной государственной администрации {5}, которое непосредственно участ- вует в формировании и обеспечивает реализацию государственной по- литики в жилищно-коммунальной сфере, осуществляет в пределах своей компетенции контроль за эксплуатацией и содержанием жилого фонда всех форм собственности и т.д., и т.п. {1} Здесь следует принять во внимание следующую мысль, изложенную в п. в письма ВАС от 31.01.2001 г. № 01-8/98 "О некоторых предписаниях законодательства, регулирующего вопросы, связан- ные с осуществлением права собственности и его защитой": "Баланс предприятия (организации) является формой бухгалтерс- кого учета, определения состава и стоимости имущества и объема финансовых обязательств на конкретную дату. Баланс не опреде- ляет оснований нахождения имущества в собственности (владении) предприятия". {2} С учетом замечания, высказанного на предыдущей странице. {3} Согласно Инструкции о порядке государственной регистрации пра- ва собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности юридических и физических лиц (утверждена при- казом Госстроя от 09.06.98 г. № 121), в реестровой книге на жилые объекты недвижимого имущества, принадлежащие юридическим лицам, ведущейся в бюро технической инвентаризации, делаются записи о сособственниках (в том числе о физических лицах). {4} См. "Бухгалтер" № 4'2000, с. 30-36. {5} См. Типовое положение об управлении жилищно-коммунального хо- зяйства областной государственной администрации, утвержденное Постановлением КМУ от 31.12.99 г. № 2402. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №9/01, стр. 40 [01.03.2001] Александр Ключник Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------