Возвращение цессии Агония № 167/98 в датах ------------------------------------------------------------------ Комментируя в "Бухгалтере" № 7'2001 на с. 11 Закон "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ), мы указывали, что из текста Закона (см. там же, с. 12 -46) не совсем понятно, с какого момента вновь можно осуществлять операции уступки требования и перевода долга {1}. Попытаемся ответить на этот вопрос сейчас, рассмотрев заодно ряд других проблем, возникающих в связи с вытеснением из правового поля Указа Президента от 04.03.98 г. № 167/98 ( 167/98 ) "О мерах по повышению ответственности за расчеты с бюджетами и государст- венными целевыми фондами" (см. "Бухгалтер" № 5'2000, с. 57-59). Итак, согласно п. 19.2 Закона в связи со вступлением его в силу действие Указа Президента № 167/98 прекращается со дня вступ- ления в силу соответствующих статей Закона. Из этого пункта можно сделать следующие выводы: 1) Закон от 21.12.2000 г. считается принятым по тому же вопро- су, что и Указ Президента № 167/98 (согласно Конституции это обя- зательное условие прекращения действия указов Президента, принятых по экономическим вопросам в пределах полномочий, предоставленных ему п. 4 раздела XV "Переходные положения" Конституции); 2) речь идет об отмене всего Указа, то есть Верховная Рада считает, что комплекс мер, установленных в Законе, полностью пе- рекрывает соответствующий блок инициатив по насыщению бюджета, введенных в свое время Указом. Это очень важно (почему - поясним ниже); 3) прекращение действия Указа будет происходить постепенно: по мере вступления в силу статей нового Закона (то есть с 01.04.2001 г., с 01.10.2001 г. и с 01.01.2002 г.). Самая сложная задача - правильно установить, как будут утрачивать силу конкретные нормы Указа. В свое время, анализируя Указ № 167/98 в "Бухгалтере" № 9'98 на с. 7-9, мы отмечали, что вводимые им ограничения можно условно разделить на две группы: общие (распространяющиеся на всех налогоплательщиков) и частные (возникающие в связи с наличием недоимки). Кроме того, в отношении недоимщиков были установлены дополнительные источники погашения недоимки. Общими ограничениями мы считаем запрет уступки права требова- ния и перевода долга (ч. 1 ст. 14 Указа) и запрет бартерных опера- ций в сфере ВЭД с рядом товаров по кабминовскому Перечню (ч. 2 ст. 14). К частным ограничениям, вводимым только для недоимщиков, отно- сятся: запрет на смену основного счета без согласия ГНИ (ст. 9), прекращение всех операций по дополнительным счетам на шестой рабо- чий день с момента возникновения недоимки (ст. 8), запрет продажи товаров по ценам ниже обычных без согласия ГНИ (ст. 5), запрет от- чуждения другого имущества и имущественных прав без согласия ГНИ (тоже ст. 5). Дополнительными источниками погашения недоимки считались: изъятие наличной выручки (ст. 10), обращение взыскания на движимое имущество недоимщика в бесспорном порядке (ст. 12). Некоторые меры - обращение взыскания на дебиторскую задолжен- ность (ст. 11) и обращение взыскания на недвижимое имущество и имущественные права (ст. 12) - фактически дублировали источники погашения недоимки, установленные Декретом КМУ № 8-93 ( 8-93 ) "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" (см. "Бухгалтер" № 5'2000, с. 48-50). Указанные меры и ограничения для недоимщиков в своей совокуп- ности, а также положения относительно понятия налогового залога, его объема, момента возникновения и прекращения, процедуры регист- рации и уведомления образуют правовой режим налогового залога. Итак, что же вводит новый Закон вместо перечисленных ограничений и мер? Он тоже предусматривает механизм налогового залога (ст. 8): определение (п. 8.1 и 8.4), момент возникновения (п. 8.2), прекра- щение (п. 8.7), процедурные моменты (п. 8.3 и 8.9), а также огра- ничения: согласование с ГНИ операций с заложенными активами (п. 8.6), предупреждение о налоговом залоге будущих кредиторов (п. 8.5). Сравнение правовых режимов налогового залога по Закону и по Указу вполне очевидно показывает, что они не совпадают. Каковы при этом принципиальные отличия? Если раньше в правовой режим налогового залога входили источники погашения недоимки, то теперь - согласно Закону - таковые в него не включаются. Они выде- лены в самостоятельную ст. 7 "Источники уплаты налоговых обязате- льств или погашения налогового долга плательщика налогов". Указанная самостоятельность подтверждается не только тем, что налоговому залогу и источникам погашения налогового долга посвяще- ны отдельные статьи Закона, но еще и разными датами их вступления в силу (ст. 7 вступает в силу с 01.04.2001 г., а не с 01.10.2001 г., как ст. 8). Если бы источники по-прежнему входили в состав ме- ханизма налогового залога, разрыв был бы не очень логичен и неиз- бежно приводил бы к противоречию новых источников из ст. 7 Закона и старых из Указа. Так что, по нашему мнению, президентский Указ в части налогового залога фактически перекрывается не только 8-й статьей нового Закона, а двумя его статьями - 7-й и 8-й. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что в период с 01.04.2001 г. до 01.10.2001 г. (то есть когда 8-я статья еще оста- нется "не включенной", но 7-я уже заработает) Указ будет действо- вать только в части, не перекрытой нормами ст. 8 нового Закона. По нашему мнению, это вопросы об определении налогового залога (ст. 1 Указа), дате его возникновения (ст. 2), прекращении (ст. 1), ограничениях (ст. 5, 6, 8 и 9) и процедурах (ст. 3, 4). А вот статьи Указа, связанные с источниками погашения недоимки для попавших в режим налогового залога (ст. 10 - 12), уже с 01.04.2001 г. перекрываются положениями ст. 7 Закона и, следова- тельно, утрачивают силу с указанной даты. К этой мысли мы склоняемся еще и потому, что в п. 19.2 Закона говорится о постепенной отмене положений Указа. Если вопросы об источниках тоже утрачивают силу с 01.10.2001 г., то позвольте спросить: что же утрачивает силу с 01.04.2001 г.? (Тут, правда, возможен ответ, что имеется в виду ст. 14 Указа, - об этом см. ни- же. Так что последнее замечание будем расценивать только как кос- венный аргумент.) Теперь поговорим об общих ограничениях, установленных Указом № 167/98. Мы считаем, что они утрачивают силу с 01.04.2001 г. {2} Объясним, почему. Как мы подчеркивали выше, исходя из п. 19.2 Закона Указ дол- жен полностью прекратить свое действие. Это значит, что должна уйти в небытие и ст. 14 Указа с ее запретом уступки требования и перевода долга. Думаем, никто не будет спорить, что есть только два действительно возможных варианта: либо данный запрет умрет 01.04.2001 г., либо - 01.10.2001 г. Первооктябрьский вариант был бы правильным, если бы запрет уступки требования и перевода долга был частью механизма налогово- го залога. Однако, по нашему глубокому убеждению, он таковым не является. Этот запрет нужно рассматривать в качестве одного из са- мостоятельных направлений повышения ответственности налогоплатель- щиков за расчеты с бюджетами (другое самостоятельное направление - это и есть институт налогового залога). Причем запрет уступок-пе- реводов, в отличие от налогового залога, является прежде всего превентивной мерой (то есть предупреждающей возникновение задол- женности) и распространяется абсолютно на всех налогоплательщиков. Исходя из этого привязывать отмену запрета уступки права требования и перевода долга к дате вступления в силу ст. 8 Закона, посвященной налоговому залогу, было бы принципиально неверно. Замена механизма налогового залога в президентском исполнении на аналогичный парламентский механизм просто не имеет никакого отношения ко всеобщему запрету уступки требования и перевода долга. Поэтому изменения в механизме налогового залога, намеченные на 01.10.2001 г., никак не сказываются на данном запрете, а зна- чит, вариант с первым октября - отпадает. Итак, мы видим ситуацию следующим образом. Законодатель приз- нал целесообразным с 01.04.2001 г. полностью отменить общие огра- ничения из старого арсенала Указа, решив удовлетвориться сохране- нием лишь президентской идеи о налоговом залоге (правда, подверг- нув ее основательной модернизации). Кроме того, законодатель новы- ми способами дополнительно повысил ответственность налогоплатель- щиков за расчеты с бюджетами: например, с помощью админареста активов, изменения политики в области штрафов и т.п. Впрочем, с 01.10.2001 г. в отношении уступки требования снова появятся некоторые ограничения: с этой даты подобные операции бу- дут разрешены недоимщикам только с письменного согласия ГНИ. Сле- довательно, с 01.10.2001 г. указанное ограничение будет включено в механизм налогового залога и перейдет из класса общих в класс частных. А вот плательщики, не обремененные налоговыми долгами, которые - еще раз напомним - могут вернуться к основательно забы- тым договорам уступки-перевода с 01.04.2001 г., и с 01.10.2001 г. сохранят свое "первоапрельское" право в полном объеме, то есть без необходимости согласования. В завершение отметим, что хотя наш вариант прочтения норм За- кона и Указа является лишь одним из возможных, именно ему нужно отдать предпочтение согласно правилу о конфликте интересов, зак- репленному в п/п. 4.4.1 Закона. Ведь именно данный вариант пост- роен на благоприятной для налогоплательщика трактовке положений нового Закона, допускающих неоднозначное (множественное) толкова- ние. {1} Вопрос о законности запрета Президентом названных операций в настоящей статье не рассматривается. Он был предметом са- мостоятельного исследования в "Бухгалтере" № 14'2000 на с. 78- 79. {2} Правда, из этих ограничений на сегодняшний день сохранился только запрет уступки требования и перевода долга. Ведь огра- ничение бартера в сфере ВЭД уже давно перекочевало из Указа в Закон "О регулировании бартерных (товарообменных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности". ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №9/01, стр. 52 [01.03.2001] Станислав Погребняк Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------