Возвращение цессии
                    Агония № 167/98 в датах

------------------------------------------------------------------

    Комментируя в "Бухгалтере" № 7'2001 на с. 11 Закон "О  порядке
погашения  обязательств  плательщиков  налогов  перед  бюджетами и
государственными  целевыми  фондами"  от 21.12.2000 г.  № 2181-III
( 2181-14 ), мы указывали, что из текста Закона (см. там же, с. 12
-46) не совсем понятно, с какого момента  вновь можно осуществлять
операции уступки требования и перевода долга {1}.
    Попытаемся ответить на этот вопрос сейчас,  рассмотрев  заодно
ряд других проблем, возникающих в связи с вытеснением из правового
поля Указа Президента от 04.03.98 г. № 167/98  ( 167/98 ) "О мерах
по повышению  ответственности за расчеты  с бюджетами и государст-
венными целевыми фондами" (см. "Бухгалтер" № 5'2000, с. 57-59).
    Итак, согласно п. 19.2 Закона в связи  со  вступлением  его  в
силу действие Указа Президента № 167/98 прекращается со дня вступ-
ления в силу соответствующих статей Закона.
    Из этого пункта можно сделать следующие выводы:
    1) Закон от 21.12.2000 г. считается принятым по тому же вопро-
су, что и Указ Президента  № 167/98 (согласно Конституции это обя-
зательное условие прекращения действия указов Президента, принятых
по экономическим вопросам  в пределах полномочий,  предоставленных
ему п. 4 раздела XV "Переходные положения" Конституции);
    2) речь идет об отмене  всего Указа, то  есть  Верховная  Рада
считает, что  комплекс мер, установленных  в Законе, полностью пе-
рекрывает  соответствующий блок  инициатив по  насыщению  бюджета,
введенных в свое  время  Указом. Это очень важно (почему - поясним
ниже);
    3) прекращение действия Указа будет происходить постепенно: по
мере вступления в силу  статей нового Закона (то есть с 01.04.2001
г., с 01.10.2001 г. и с 01.01.2002 г.).
    Самая  сложная  задача  -  правильно  установить,  как   будут
утрачивать силу конкретные нормы Указа.  В свое время,  анализируя
Указ № 167/98 в "Бухгалтере" № 9'98 на с. 7-9,  мы  отмечали,  что
вводимые им ограничения можно условно  разделить  на  две  группы:
общие (распространяющиеся на всех  налогоплательщиков)  и  частные
(возникающие в связи с наличием недоимки). Кроме того, в отношении
недоимщиков были установлены  дополнительные  источники  погашения
недоимки.
    Общими ограничениями мы считаем  запрет уступки права требова-
ния и перевода долга (ч. 1 ст. 14 Указа) и запрет бартерных опера-
ций в сфере  ВЭД с  рядом товаров  по кабминовскому  Перечню (ч. 2
ст. 14).
    К частным ограничениям, вводимым только для недоимщиков, отно-
сятся: запрет на смену основного  счета без согласия  ГНИ (ст. 9),
прекращение всех операций по дополнительным счетам на шестой рабо-
чий день с момента возникновения недоимки (ст. 8), запрет  продажи
товаров по ценам ниже обычных без согласия ГНИ (ст. 5), запрет от-
чуждения другого  имущества и имущественных прав без  согласия ГНИ
(тоже ст. 5).
    Дополнительными  источниками  погашения  недоимки   считались:
изъятие наличной выручки (ст. 10), обращение взыскания на движимое
имущество недоимщика в бесспорном порядке (ст. 12).
    Некоторые меры - обращение взыскания на  дебиторскую задолжен-
ность (ст. 11) и обращение  взыскания  на недвижимое  имущество  и
имущественные  права (ст. 12) - фактически  дублировали  источники
погашения недоимки, установленные Декретом КМУ № 8-93  ( 8-93 ) "О
взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" (см.
"Бухгалтер" № 5'2000, с. 48-50).
    Указанные меры  и ограничения для недоимщиков в своей совокуп-
ности, а также положения  относительно  понятия налогового залога,
его объема, момента возникновения и прекращения, процедуры регист-
рации и уведомления  образуют  правовой  режим налогового  залога.
Итак, что же вводит новый Закон вместо перечисленных ограничений и
мер?
    Он тоже предусматривает механизм налогового  залога  (ст.  8):
определение (п. 8.1 и 8.4), момент возникновения (п. 8.2), прекра-
щение (п. 8.7),  процедурные моменты (п. 8.3 и 8.9), а также огра-
ничения:  согласование с  ГНИ операций  с заложенными активами (п.
8.6), предупреждение  о налоговом  залоге  будущих  кредиторов (п.
8.5).
    Сравнение правовых режимов налогового залога по  Закону  и  по
Указу вполне очевидно показывает, что они не совпадают.
    Каковы при этом принципиальные отличия? Если раньше в правовой
режим налогового залога входили источники погашения  недоимки,  то
теперь - согласно Закону - таковые в него не включаются. Они выде-
лены в самостоятельную  ст. 7 "Источники уплаты налоговых обязате-
льств или погашения налогового долга плательщика налогов".
    Указанная самостоятельность подтверждается не только тем,  что
налоговому залогу и источникам погашения налогового долга посвяще-
ны отдельные статьи Закона, но еще и разными датами  их вступления
в силу (ст. 7 вступает  в силу с 01.04.2001 г.,  а не с 01.10.2001
г., как ст. 8). Если бы источники по-прежнему входили в состав ме-
ханизма налогового  залога, разрыв был бы не очень логичен и неиз-
бежно приводил бы к противоречию новых источников из  ст. 7 Закона
и старых из Указа. Так что, по нашему мнению, президентский Указ в
части  налогового залога фактически  перекрывается  не  только 8-й
статьей нового Закона, а двумя его статьями - 7-й и 8-й.
    Все вышесказанное позволяет сделать  вывод,  что  в  период  с
01.04.2001 г. до 01.10.2001 г. (то есть когда 8-я статья еще оста-
нется "не включенной",  но 7-я уже заработает) Указ будет действо-
вать только в части, не перекрытой нормами ст. 8 нового Закона. По
нашему мнению, это вопросы об  определении  налогового залога (ст.
1 Указа),  дате  его  возникновения (ст. 2),  прекращении (ст. 1),
ограничениях (ст. 5, 6, 8 и 9) и процедурах (ст. 3, 4).
    А вот статьи Указа, связанные с источниками погашения недоимки
для  попавших  в  режим  налогового  залога  (ст. 10 - 12), уже  с
01.04.2001 г. перекрываются  положениями  ст. 7 Закона и, следова-
тельно, утрачивают силу с указанной даты.
    К этой мысли мы склоняемся еще и потому, что в п. 19.2  Закона
говорится о постепенной отмене положений Указа.  Если  вопросы  об
источниках  тоже  утрачивают  силу  с  01.10.2001 г., то позвольте
спросить: что  же утрачивает силу  с 01.04.2001 г.? (Тут,  правда,
возможен ответ, что имеется в виду ст. 14 Указа, - об этом см. ни-
же. Так что последнее  замечание будем расценивать только как кос-
венный аргумент.)
    Теперь поговорим об  общих ограничениях, установленных  Указом
№ 167/98. Мы считаем, что  они  утрачивают  силу  с  01.04.2001 г.
{2} Объясним, почему.
    Как мы  подчеркивали выше, исходя  из п. 19.2 Закона Указ дол-
жен полностью  прекратить свое  действие.  Это значит, что  должна
уйти в небытие и ст. 14 Указа с ее  запретом уступки  требования и
перевода долга. Думаем, никто  не будет  спорить, что есть  только
два  действительно  возможных варианта: либо данный  запрет  умрет
01.04.2001 г., либо - 01.10.2001 г.
    Первооктябрьский вариант был бы  правильным,  если  бы  запрет
уступки требования и перевода долга был частью механизма налогово-
го залога. Однако, по нашему глубокому  убеждению, он  таковым  не
является. Этот запрет нужно рассматривать в качестве одного из са-
мостоятельных направлений повышения ответственности налогоплатель-
щиков за расчеты с бюджетами (другое самостоятельное направление -
это и есть институт налогового залога).  Причем запрет уступок-пе-
реводов, в отличие  от налогового  залога, является  прежде  всего
превентивной  мерой (то есть предупреждающей  возникновение задол-
женности) и распространяется абсолютно на всех налогоплательщиков.
    Исходя из  этого  привязывать  отмену  запрета  уступки  права
требования и перевода долга к дате вступления в силу ст. 8 Закона,
посвященной налоговому  залогу,  было  бы  принципиально  неверно.
Замена механизма налогового залога в президентском  исполнении  на
аналогичный  парламентский  механизм  просто  не  имеет   никакого
отношения ко  всеобщему  запрету  уступки  требования  и  перевода
долга. Поэтому изменения в механизме налогового залога, намеченные
на 01.10.2001 г., никак не сказываются  на данном  запрете, а зна-
чит, вариант с первым октября - отпадает.
    Итак, мы видим ситуацию следующим образом.  Законодатель приз-
нал целесообразным  с 01.04.2001 г. полностью отменить общие огра-
ничения из старого арсенала Указа,  решив удовлетвориться сохране-
нием лишь президентской идеи о налоговом  залоге (правда, подверг-
нув ее основательной модернизации). Кроме того, законодатель новы-
ми способами дополнительно повысил ответственность  налогоплатель-
щиков за  расчеты  с бюджетами:  например, с  помощью  админареста
активов, изменения политики в области штрафов и т.п.
    Впрочем, с 01.10.2001 г. в отношении уступки  требования снова
появятся некоторые ограничения:  с этой даты подобные операции бу-
дут разрешены недоимщикам только с письменного согласия ГНИ.  Сле-
довательно, с 01.10.2001 г. указанное ограничение будет включено в
механизм  налогового  залога и перейдет  из класса  общих  в класс
частных. А вот  плательщики, не обремененные  налоговыми  долгами,
которые - еще раз напомним - могут вернуться к основательно  забы-
тым договорам  уступки-перевода с 01.04.2001 г., и с 01.10.2001 г.
сохранят свое "первоапрельское" право в полном объеме, то есть без
необходимости согласования.
    В завершение отметим,  что хотя наш вариант прочтения норм За-
кона и Указа  является лишь одним из возможных,  именно  ему нужно
отдать  предпочтение согласно  правилу о конфликте интересов, зак-
репленному в  п/п. 4.4.1 Закона. Ведь именно  данный вариант пост-
роен на благоприятной  для  налогоплательщика трактовке  положений
нового  Закона, допускающих неоднозначное (множественное) толкова-
ние.

{1} Вопрос о законности запрета  Президентом названных  операций в
    настоящей  статье  не  рассматривается. Он  был  предметом са-
    мостоятельного исследования в "Бухгалтере" № 14'2000 на с. 78-
    79.
{2} Правда, из этих ограничений  на  сегодняшний  день  сохранился
    только запрет уступки  требования и перевода долга. Ведь огра-
    ничение бартера в сфере ВЭД уже давно  перекочевало из Указа в
    Закон "О  регулировании  бартерных (товарообменных) операций в
    сфере внешнеэкономической деятельности".


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№9/01, стр. 52
[01.03.2001]
Станислав Погребняк
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------