Налогообложение частных предпринимателей

------------------------------------------------------------------

    Определение совокупного чистого дохода частного предпринимате-
    ля

    Порядок исчисления и уплаты подоходного  налога является глав-
ной отличительной  чертой  общей системы  налогообложения  частных
предпринимателей.
    Взимание подоходного налога с  граждан  регулируется  Декретом
Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 ( 13-92 ) "О по-
доходном налоге с граждан"  с изменениями  и дополнениями (далее -
Декрет № 13-92) и  Инструкцией о подоходном налоге с  граждан, ут-
вержденной приказом ГГНИ Украины  от 21.04.93 г. № 12 ( z0064-93 )
и зарегистрированной Минюстом Украины  09.06.93 г. под  № 64 с из-
менениями и дополнениями (далее - Инструкция).
    В соответствии с Декретом  № 13-92 и Инструкцией частные пред-
приниматели уплачивают подоходный налог в течение года путем пере-
числения в бюджет  авансовых взносов  в размере  25% годовой суммы
подоходного налога. Годовая  сумма подоходного налога определяется
налоговыми органами на основании  представленной частными предпри-
нимателями декларации, форма  которой  приведена  в приложении 1 к
Инструкции. Если частный предприниматель только начинает осуществ-
лять свою деятельность, он подает декларацию об ожидаемом (оценоч-
ном) в текущем  году доходе, а в дальнейшем - декларацию о  факти-
чески полученном в течение года доходе (п. 14.2 Инструкции).
    Пример исчисления годовой суммы подоходного налога
    Ожидаемый (оценочный) в следующем году доход частного предпри-
нимателя, указанный им в декларации, составлял 12160 грн. Начисле-
ние подоходного налога производится в такой последовательности:
    а) определяется  среднемесячный  чистый  доход: 12160 грн.: 12
месяцев = 1013,33 грн.
    Для определения суммы подоходного налога среднемесячный чистый
доход округляется к целому, то есть составляет 1013 грн.;
    б) определяется сумма подоходного  налога  из  среднемесячного
дохода по  ставкам,  определенным  Указом  Президента  Украины  от
13.09.94 г.  № 519/94 ( 519/94 ) "Об увеличении не облагаемого на-
логами  минимума и ставки  прогрессивного  налогообложения доходов  
граждан" (с изменениями и дополнениями).
    Сумма  подоходного  налога из среднемесячного  дохода предпри-
нимателя будет  составлять: 49,55 + (1013-170) х 20 : 100 = 178,51
грн.;
    в) определяется годовая сумма подоходного налога: 178,51  грн.
х 12 месяцев = 2142,12 грн.
    Таким образом, частному предпринимателю в  течение  следующего
отчетного  года  необходимо  ежеквартально  уплачивать  в   бюджет
авансовые взносы в размере 535,50 грн.
    Для уплаты авансовых платежей установлены такие сроки:  до  15
марта, до 15 мая, до 15 августа, до 15 ноября. В случае увеличения
или уменьшения в течение года дохода  частного  предпринимателя  в
пределах  50  процентов  и  более  против  ожидаемого   налоговыми
органами,  производится  перерасчет  сумм  подоходного  налога  по
срокам уплаты, которые не наступили.
    Кроме уплаты авансовых взносов частные предприниматели обязаны
представлять  в  налоговый орган  ежеквартально  декларации (в 15-
дневный  срок по окончании  квартала), а по  окончании года - до 1
февраля следующего года.  В декларации указываются общие суммы по-
лученного  дохода, расходов и уплаченного налога за отчетный квар-
тал (год). Суммы уплаты  за патент  и суммы  налога, уплаченные  в
течение года по месту выплаты дохода и в виде авансовых  платежей,
предъявленных налоговыми органами, учитываются  при  окончательном
расчете суммы  подоходного  налога  на  основании  документального
подтверждения факта уплаты налога. В соответствии со ст. 6 Декрета
№ 13-92 льготы по подоходному налогу учитываются при окончательном
расчете суммы подоходного налога из доходов,  полученных  частными
предпринимателями от предпринимательской  деятельности  по  итогам
года.
    Дополнительно  начисленные  по  окончательным  расчетам  суммы
налога подлежат уплате не позднее одного месяца со  дня  получения
сообщения  налогового  органа.  Излишне  уплаченные  суммы  налога
подлежат возвращению частному предпринимателю  не  позднее  одного
месяца после проведения окончательного расчета  или  по  заявлению
плательщика зачисляются в счет будущих платежей.
    Действующим  законодательством предусмотрены два способа опре-
деления совокупного чистого дохода частного предпринимателя, с ко-
торого уплачивается подоходный налог:
    1) совокупный чистый доход  определяется  как  разность  между
валовым  доходом (выручка в денежной и  натуральной форме) и доку-
ментально подтвержденными расходами, непосредственно  связанными с
получением дохода;
    2) совокупный чистый доход  определяется  как  разность  между
валовым  доходом (выручка в денежной и натуральной форме) и расхо-
дами, определенными  по нормам, приведенным в приложении 6 к Инст-
рукции.
    Нельзя объединять оба способа определения чистого дохода част-
ного предпринимателя, например, используя  первый для подтвержден-
ных документально  расходов, а второй - для неподтвержденных доку-
ментально  расходов. Частный предприниматель самостоятельно прини-
мает решение, какому из этих двух способов отдать преимущество.
    Принципиальным отличием указанных способов определения чистого
дохода частного  предпринимателя является порядок определения рас-
ходов. Рассмотрим порядок определения расходов частного предприни-
мателя по первому и второму способу.

    Определение состава документально подтвержденных расходов

    В соответствии  с  Законом  Украины  от 23.03.99 г.  № 539-ХIV
( 539-14 ) "О внесении изменений в некоторые  законодательные акты
Украины" приложение 7 к Инструкции, которая определяет состав рас-
ходов частных предпринимателей, утратило силу с 02.06.99 г.
    Согласно ст. 13 Декрета № 13-92 в состав расходов, непосредст-
венно связанных с получением доходов, принадлежат расходы, которые
включаются  в состав  валовых расходов  производства (оборота) или
подлежат  амортизации согласно  Закону Украины  "О налогообложении
прибыли предприятий" (в  редакции  Закона  Украины  от 22.05.97 г.
№ 283/97-ВР с изменениями и дополнениями) (далее - Закон № 283).
    С одной стороны, это изменение существенным образом  расширило
перечень  расходов, которые могут быть отнесены частным предприни-
мателем к составу его расходов (например, арендная плата, плата по
процентам долгосрочных кредитов банков и т.п.).  С другой стороны,
применять некоторые нормы Закона № 283 на практике тяжело, так как
не учтена специфика учета деятельности  физических лиц - субъектов
предпринимательской деятельности.
    Рассмотрим, как частные предприниматели должны учитывать доку-
ментально подтвержденные расходы.
    Прежде всего хотелось бы отметить, что нормами  Закона  №  283
необходимо руководствоваться исключительно для определения состава
расходов частного предпринимателя.  Относительно порядка отнесения
расходов к расходам  частного предпринимателя, он определен в Дек-
рете  № 13-92. Так, в состав расходов  включаются фактически поне-
сенные расходы, непосредственно связанные с получением доходов.
    Рассмотрев порядок отнесения расходов к составу расходов част-
ного предпринимателя, рассмотрим состав расходов.
    В соответствии со ст. 8 Закона № 283 в состав расходов, подле-
жащих  амортизации, включаются расходы  на: приобретение  и откорм
племенного скота; выращивание  многолетних плодоносных насаждений;
приобретение основных фондов или нематериальных активов с целью их
дальнейшей реализации  другим плательщикам налога или их использо-
вание  в  производстве (строительстве, сооружении) других основных
фондов, предназначенных для  дальнейшей реализации другим платель-
щикам  налога; содержание  основных  фондов, которые  находятся на
консервации.
    В соответствии с п. 8.6 ст. 8 Закона № 283  нормы  амортизации
по основным фондам в расчете на квартал такие:
    для группы 1 основных фондов - 1,25%;
    для группы 2 основных фондов - 6,25%;
    для группы 3 основных фондов - 3,75%.
    К группе 1 основных фондов относятся  здания,  сооружения,  их
структурные компоненты и передающие устройства, в том числе  жилые
дома и их части (квартиры и места общего пользования).
    К группе 2 основных фондов относятся автомобильный транспорт и
узлы (запасные  части) к нему; мебель; бытовые  электронные, опти-
ческие, электромеханические  приборы и инструменты, включая элект-
ронно-вычислительные  машины,  другие  машины  для  автоматической
обработки информации, информационные системы, телефоны,  микрофоны
и рации, другое конторское (офисное)  оборудование,  устройства  и
приспособления к ним.
    К  группе 3 основных  фондов относятся  любые другие  основные
фонды, не включенные в группы 1 и 2.
    Учет основных фондов,  которые используются частным предприни-
мателем в  его  хозяйственной  деятельности, необходимо  вести  по
группам. При этом  балансовая стоимость  отдельной группы основных
фондов, которая является  базой для  начисления суммы амортизации,
будет определяться по такой формуле:

             Б(а) = Б(а-1) + П(а-1) - В(а-1) - А(а-1),

    где Б(а) - балансовая стоимость группы на начало отчетного пе-
риода;
    Б(а-1) - балансовая стоимость группы на начало  периода, кото-
рый предшествовал отчетному;
    П(а-1) - сумма расходов, понесенных на  приобретение  основных
фондов, осуществление  капитального ремонта, реконструкций, модер-
низаций и других  улучшений основных фондов в течение периода, ко-
торый предшествовал отчетному;
    В(а-1) - сумма  выведенных из эксплуатации  основных  фондов в
течение периода, который предшествовал отчетному;
    А(а-1) - сумма  амортизационных  отчислений, начисленных в пе-
риоде, который предшествовал отчетному.
    Пример определения суммы амортизации
    Частный предприниматель (плательщик НДС) приобрел в I квартале
компьютер стоимостью 4800 грн. (в том числе НДС - 800 грн.), кото-
рый используется в его предпринимательской  деятельности. Начисле-
ние амортизации  начинается со II квартала. Сумма амортизации сос-
тавит:
    II квартал:
    4000 x 6,25 : 100 = 250 грн.;
    III квартал:
    3750 x 6,25 : 100 = 234,38 грн.;
    3750 = 4000 - 250.
    IV квартал:
    3515,62 x 6,25 : 100 = 219,73 грн.;
    3515,62 = 3750 - 234,38 и т.д.

    Порядок определения  расходов частного предпринимателя по нор-
    мам

    Нормы расходов,  учитываемые при налогообложении доходов граж-
дан, занимающихся предпринимательской  деятельностью без  создания
юридического лица, предусмотрены Инструкцией (приложение 6).
    Выбирая  способ определения  чистого дохода по нормам, преиму-
щество которого состоит в освобождении частного предпринимателя от
необходимости документального  подтверждения  понесенных расходов,
следует учитывать, что данный способ имеет и важный  недостаток  -
низкий уровень норм расходов, которые применяются к валовому дохо-
ду, по отдельным  видам деятельности. Так, если частный предприни-
матель занимается торговой деятельностью, к расходам отчетного пе-
риода он может  отнести только  25% полученного дохода за этот пе-
риод. На сегодняшний день расходы частного предпринимателя,  кото-
рый занимается торговой деятельностью, значительно больше.


------------------------------------------------------------------
"Вестник налоговой службы Украины"
№11/01, стр. 31
[01.03.2001]
Ирина Петрусенко
Экономист-аналитик "Вестника"
------------------------------------------------------------------