Обжалование решений налоговых органов и действий их должностных лиц ------------------------------------------------------------------ Обжалование решений налоговых органов и действий их должност- ных лиц регламентируется значительным количеством нормативных ак- тов. Статьей 11 Закона о налоговой службе ( 509-12 ) органам госу- дарственной налоговой службы предоставлены права, из которых наи- более существенно могут затрагивать интересы субъектов предприни- мательской деятельности: - применение к предприятиям и гражданам финансовых санкций в виде взысканий (п. 7 ст. 11 Закона о налоговой службе); - взыскание в бюджеты и государственные целевые фонды сумм налогов, других платежей, недоимки по налогам, а также сумм штрафов и других санкций, доначисленных по результатам проверок, если эти платежи не уплачены добровольно в десятидневный срок со дня принятия органом государственной налоговой службы соответст- вующего решения, с предприятий, учреждений, организаций, независи- мо от форм собственности и результатов финансово-хозяйственной деятельности, в бесспорном порядке, а с граждан - по решению суда или по исполнительным надписям нотариусов (п. 8 ст. 11 Закона о налоговой службе); - наложение административных штрафов на руководителей и других должностных лиц предприятий (п. 8 ст. 11 Закона о налоговой служ- бе). В случае если в результате действий по реализации указанных прав органами налоговой службы нарушаются права налогоплательщи- ков, то последние имеют право их обжаловать. Существуют два пути обжалования: 1. Обжалование "по вертикали", т.е. в вышестоящие налоговые органы. 2. Судебный - в суд общей юрисдикции и арбитражный суд. Рассмотрим особенности обжалования в том и другом случае. Обжалование в вышестоящих налоговых органах Право на обжалование в вышестоящих налоговых органах предус- мотрено Законом о налоговой службе и конкретизируется утвержденным Порядком рассмотрения жалоб. Согласно п. 3 указанного Порядка жалоба направляется в письменной форме на имя руководителя вышестоящей государственной налоговой администрации (инспекции) в государственную налоговую администрацию (инспекцию), принявшую обжалуемое решение, или непосредственно в вышестоящую государственную налоговую админист- рацию (инспекцию). Жалобы, направляемые в вышестоящую государственную налоговую администрацию (инспекцию), рассматриваются на основании приложен- ных к ним документов: 1. Акта проверки, по итогам которой принято решение. 2. Решения о применении финансовых санкций. 3. Распоряжения о блокировании расчетного и других счетов, открытых налогоплательщиком в банке или другом кредитном учрежде- нии. 4. Инкассового поручения (распоряжения) о бесспорном взыскании средств со счетов налогоплательщика или его дебиторов. 5. Протокола об административном правонарушении - нарушении налогового законодательства. 6. Постановления по делу об административном правонарушении - нарушении налогового законодательства. 7. Замечаний и объяснений, поданных предприятием во время проверки или рассмотрения материалов проверки, принятия решения или постановления, а также заключения государственной налоговой администрации (инспекции) по поводу этих замечаний и объяснений. 8. Других документов, поясняющих суть дела. Вышеперечисленные документы направляются в копиях, за исключе- нием решений. В соответствии с п. 4 Порядка рассмотрения жалоб рассмотрение жалобы (за исключением жалоб на постановления о наложении адми- нистративных взысканий) и принятие решений осуществляются в ме- сячный срок со дня поступления жалоб. Принятое решение по резуль- татам рассмотрения жалобы высылается предприятию (лицу, ее подав- шему) и государственной налоговой администрации (инспекции). Если решить за месяц указанные в жалобе вопросы невозможно, руководитель (заместитель руководителя) государственной налоговой администрации (инспекции) устанавливает необходимый срок для рассмотрения жалобы, о чем сообщает лицу, подавшему жалобу. При этом общий срок разрешения вопросов, указанных в жалобе, не может превышать 45-ти дней. Жалобы на постановление по делу о наложении административного взыскания рассматриваются в десятидневный срок со дня их поступле- ния. Государственная налоговая администрация (инспекция) при рас- смотрении жалобы налогоплательщика, в т.ч. жалобы на постановление по делу о наложении административного взыскания, проверяет закон- ность и обоснованность обжалуемого решения и принимает одно из ре- шений: 1. Оставляет обжалуемое решение без изменений, а жалобу без удовлетворения. 2. Приостанавливает выполнение обжалуемого решения и назначает проведение повторной проверки. 3. Отменяет обжалуемое решение в случае его несоответствия актам законодательства. 4. Уменьшает размер финансовых санкций или штрафов в пределах, предусмотренных законом об ответственности за налоговое или другое нарушение. В случае несогласия лица с решением государственной налоговой администрации (инспекции) по поводу жалобы, указанное решение может быть обжаловано в вышестоящей государственной налоговой администрации (инспекции) в течение одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца с момента ознакомления с принятым решением руководителя предприятия, учреждения, организа- ции, гражданина. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматри- ваются государственными налоговыми администрациями (инспекциями). Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен на основании заявления руководителем вышестоящей го- сударственной налоговой администрации (инспекции), правомочным рассматривать жалобу. Уплата доначисленных проверкой сумм налога на прибыль, НДС и финансовых санкций приостанавливается до принятия решения по результатам такого обжалования, если налогоплательщик отказывается признать выводы проверки налогового органа, имеет замечания и подал обоснованные возражения к акту проверки в государственную налоговую администрацию (инспекцию) не позднее 10-ти дней со дня составления акта проверки. В случае несогласия налогоплательщика с решением о бесспорном взыскании средств, такое взыскание может быть приостановлено вышестоящей государственной налоговой администрацией (инспекцией) при условии: - подачи жалобы не позднее 10-ти дней со дня принятия такого решения в государственную налоговую администрацию (инспекцию), принявшую обжалуемое решение; - наличия достаточных оснований считать, что обжалуемое реше- ние не соответствует законодательству Украины. В случае, когда налогоплательщик ранее уклонялся от уплаты налогов или существует реальная угроза неуплаты доначисленных проверкой сумм налогов или примененных финансовых санкций, приос- тановка взыскания не производится. Выполнение решения может быть приостановлено полностью или частично с указанием конкретных сумм налогов, платежей, финансовых санкций. Решение о приостановке взыскания доначисленных проверкой сумм налогов или приостановке выполнения решения о применении финансо- вых санкций принимает руководитель (заместитель руководителя) вышестоящей государственной налоговой администрации (инспекции) до окончания рассмотрения жалобы, но на срок не более 30-ти дней. Подача жалобы на постановление государственной налоговой администрации (инспекции) о наложении административного взыскания в течение 10-ти дней со дня вынесения такого постановления приос- танавливает его выполнение до рассмотрения жалобы. В соответствии с п. 7 Порядка рассмотрения жалоб лицо, подав- шее жалобу на решение государственной налоговой администрации (инспекции), имеет право: - лично изложить аргументы проверяющему жалобу и участвовать в проверке поданной жалобы; - знакомиться с материалами проверки; - предоставлять дополнительные материалы или настаивать на их запросе государственной налоговой администрацией (инспекцией), рассматривающей жалобу; - присутствовать при рассмотрении жалобы; - пользоваться услугами адвоката или уполномоченного предста- вителя, оформив это полномочие в установленном законом порядке; - получить письменный ответ о результатах рассмотрения жалобы; - высказывать устно или письменно требование о соблюдении тай- ны рассмотрения жалобы; - требовать возмещения убытков, возникших в результате непра- вомерных решений; - отозвать или аннулировать поданную жалобу в любое время до принятия решения. Отзыв или аннулирование жалобы проводится по письменному заявлению лица, подавшего жалобу. Пунктом 8 Порядка рассмотрения жалоб установлено, что в случае несогласия предприятия, учреждения, организации, гражданина с решением государственной налоговой администрации (инспекции), рассматривавшей жалобу, это решение может быть обжаловано в судеб- ном порядке в срок, предусмотренный законодательством Украины. Судебный порядок обжалования Предприятия, учреждения, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения государственной налоговой инспекции или объединить это требование с иском о возврате взысканной суммы. Также предприятие может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжения государственной налоговой инспекции о бесспорном взыскании денежных сумм не подлежащим исполнению. Следует заметить, что лицо, считающее, что его права нарушены налоговым органом, вправе обратиться непосредственно в суд и для такого действия не требуется предварительного обращения в вышестоящие налоговые органы, как это рассмотрено выше. В соответствии со ст. 54 Арбитражного процессуального кодекса Украины (далее - АПК) исковое заявление направляется в арбитражный суд (по почте или непосредственно в суд) в письменной форме, подписанное руководителем предприятия, организации, государствен- ного или другого органа, другим лицом, полномочия которого опреде- лены законодательством или учредительными документами, гражданином - субъектом предпринимательской деятельности или его представите- лем. Исковое заявление в рассматриваемом случае должно содержать: 1. Наименование арбитражного суда, в который подается заявле- ние. 2. Наименование сторон (в данном случае истец - предприятие, оспаривающее решение налогового органа, ответчик - налоговый ор- ган, вынесший решение), их почтовые адреса. 3. Указание цены иска, если иск подлежит денежной оценке. 4. Содержание исковых требований. 5. Изложение обстоятельств, на которых основываются исковые требования; указание доказательств, подтверждающих иск; обоснован- ный расчет оспариваемой суммы; законодательство, на основании ко- торого подается иск. 6. Сведения о принятии мер доарбитражного урегулирования спо- ра.{1} 7. Перечень документов и других доказательств, прилагаемых к заявлению. В исковом заявлении могут быть указаны и другие сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора. Действующее законодательство не предусматривает исключений по исковой давности на требования о признании недействительными актов налоговых органов. Поэтому к искам о признании недействительными решений этих органов следует применять общий срок исковой давнос- ти, т.е. 3 года. Однако здесь необходимо иметь в виду следующее. При обращении в суд с требованием об обратном взыскании списанных в бесспорном порядке сумм государственными налоговыми инспекциями следует учитывать, что в соответствии со ст. 10 Декрета Кабинета Министров Украины "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" от 21.01.93 г. № 8-93 ( 8-93 ) возврат из бюджета непра- вильно уплаченных предприятиями и организациями налогов осуществ- ляется не более чем за один год до выявления неправильной уплаты. {2} При подаче искового заявления в арбитражный суд истец уплачи- вает государственную пошлину в размере, установленном Декретом Ка- бинета Министров Украины "О государственной пошлине" от 21.01.93г. № 7-93 ( 7-93 ): - с заявлений о признании недействительными полностью или частично актов ненормативного характера, т.е. решений налоговых органов, в размере 5-ти необлагаемых минимумов доходов граждан (85 грн.); - с исковых заявлений имущественного характера (например, о возврате излишне взысканных сумм налогов) - 1 % цены иска, но не менее 3-х необлагаемых минимумов доходов граждан (51 грн.) и не более 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (1700 грн). Следует заметить, что в случае удовлетворения иска, суммы государственной пошлины взыскиваются с ответчика в пользу истца, т.е. с соответствующей налоговой инспекции. {1} В соответствии со ст. 5 АПК Украины требование доарбитражного урегулирования хозяйственных споров не распространяется на споры о признании актов ненормативного характера недействи- тельными, к которым относятся и решения налоговых инспекций. Но для подачи иска в суд с требованием о возврате сумм, спи- санных в бесспорном порядке государственными налоговыми инс- пекциями, доарбитражное урегулирование следует считать обяза- тельным. {2} По мнению редакции, к искам о признании недействительным решения о бесспорном взыскании применяется общий срок исковой давности. (Ред.) ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №43/00, стр. 75 [27.10.2000] Константин Докийчук Адвокат ------------------------------------------------------------------