Обжалование решений налоговых органов и действий их
                         должностных лиц

------------------------------------------------------------------

    Обжалование  решений налоговых органов и действий их должност-
ных лиц  регламентируется значительным количеством нормативных ак-
тов.
    Статьей 11 Закона о налоговой  службе ( 509-12 ) органам госу-
дарственной налоговой службы предоставлены права,  из которых наи-
более  существенно могут затрагивать интересы субъектов предприни-
мательской деятельности:
    - применение к предприятиям и гражданам финансовых  санкций  в
виде взысканий (п. 7 ст. 11 Закона о налоговой службе);
    - взыскание в бюджеты и  государственные  целевые  фонды  сумм
налогов, других  платежей,  недоимки  по  налогам,  а  также  сумм
штрафов и других санкций, доначисленных по  результатам  проверок,
если эти платежи не уплачены добровольно в десятидневный  срок  со
дня  принятия  органом государственной налоговой службы соответст-
вующего решения, с предприятий, учреждений, организаций, независи-
мо  от форм  собственности и  результатов  финансово-хозяйственной 
деятельности, в бесспорном  порядке, а с граждан - по решению суда 
или по  исполнительным  надписям нотариусов  (п. 8 ст. 11 Закона о 
налоговой службе);
    - наложение административных штрафов на руководителей и других
должностных лиц предприятий (п. 8 ст. 11 Закона о налоговой  служ-
бе).
    В случае если в результате действий  по  реализации  указанных
прав  органами налоговой  службы нарушаются права налогоплательщи-
ков, то последние имеют право их обжаловать.
    Существуют два пути обжалования:
    1. Обжалование "по  вертикали",  т.е. в вышестоящие  налоговые 
органы.
    2. Судебный - в суд общей юрисдикции и арбитражный суд.
    Рассмотрим особенности обжалования в том и другом случае.

    Обжалование в вышестоящих налоговых органах

    Право на обжалование в вышестоящих  налоговых  органах предус-
мотрено Законом о налоговой службе и конкретизируется утвержденным 
Порядком рассмотрения жалоб.
    Согласно  п.  3  указанного  Порядка  жалоба  направляется   в
письменной форме на имя руководителя  вышестоящей  государственной
налоговой администрации (инспекции)  в  государственную  налоговую
администрацию  (инспекцию),  принявшую  обжалуемое  решение,   или
непосредственно в вышестоящую государственную  налоговую админист-
рацию (инспекцию).
    Жалобы, направляемые в вышестоящую  государственную  налоговую
администрацию (инспекцию),  рассматриваются на основании приложен-
ных к ним документов:
    1. Акта проверки, по итогам которой принято решение.
    2. Решения о применении финансовых санкций.
    3. Распоряжения о блокировании  расчетного  и  других  счетов,
открытых  налогоплательщиком в банке или другом кредитном учрежде-
нии.
    4. Инкассового поручения (распоряжения) о бесспорном взыскании
средств со счетов налогоплательщика или его дебиторов.
    5. Протокола  об  административном  правонарушении - нарушении 
налогового законодательства.
    6. Постановления по делу об административном  правонарушении - 
нарушении налогового законодательства.
    7. Замечаний и  объяснений,  поданных  предприятием  во  время
проверки или рассмотрения материалов  проверки,  принятия  решения
или постановления, а также  заключения  государственной  налоговой
администрации (инспекции) по поводу этих замечаний и объяснений.
    8. Других документов, поясняющих суть дела.
    Вышеперечисленные документы направляются в копиях, за исключе-
нием решений.
    В соответствии с п. 4 Порядка рассмотрения жалоб  рассмотрение
жалобы  (за исключением  жалоб на постановления о наложении  адми-
нистративных  взысканий) и принятие  решений осуществляются в  ме-
сячный срок со дня поступления жалоб.  Принятое решение по резуль-
татам  рассмотрения жалобы высылается предприятию (лицу, ее подав-
шему) и государственной налоговой администрации (инспекции).
    Если решить за месяц указанные в  жалобе  вопросы  невозможно,
руководитель (заместитель руководителя) государственной  налоговой
администрации  (инспекции)  устанавливает  необходимый  срок   для
рассмотрения жалобы, о чем сообщает лицу,  подавшему  жалобу.  При
этом общий срок разрешения вопросов, указанных в жалобе, не  может
превышать 45-ти дней.
    Жалобы на постановление по делу о наложении  административного
взыскания рассматриваются в десятидневный срок со дня их поступле-
ния.
    Государственная  налоговая  администрация (инспекция) при рас-
смотрении жалобы налогоплательщика, в т.ч. жалобы на постановление 
по делу о наложении  административного взыскания, проверяет закон-
ность и обоснованность обжалуемого решения и принимает одно из ре-
шений:
    1. Оставляет обжалуемое решение без изменений,  а  жалобу  без
удовлетворения.
    2. Приостанавливает выполнение обжалуемого решения и назначает
проведение повторной проверки.
    3. Отменяет обжалуемое решение  в  случае  его  несоответствия
актам законодательства.
    4. Уменьшает размер финансовых санкций или штрафов в пределах,
предусмотренных законом об ответственности за налоговое или другое
нарушение.
    В случае несогласия лица с решением государственной  налоговой
администрации (инспекции)  по  поводу  жалобы,  указанное  решение
может быть  обжаловано  в  вышестоящей  государственной  налоговой
администрации (инспекции) в течение  одного  года  с  момента  его
принятия, но не позднее одного месяца  с  момента  ознакомления  с
принятым решением руководителя предприятия,  учреждения, организа-
ции, гражданина.
    Жалобы,  поданные с нарушением указанного срока, не рассматри-
ваются государственными налоговыми администрациями  (инспекциями).  
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может  быть   
восстановлен на основании заявления руководителем  вышестоящей го-
сударственной  налоговой  администрации  (инспекции),  правомочным 
рассматривать жалобу.
    Уплата доначисленных проверкой сумм налога на прибыль,  НДС  и
финансовых  санкций  приостанавливается  до  принятия  решения  по
результатам такого обжалования, если налогоплательщик отказывается
признать выводы проверки  налогового  органа,  имеет  замечания  и
подал обоснованные возражения к акту  проверки  в  государственную
налоговую администрацию (инспекцию) не позднее 10-ти дней  со  дня
составления акта проверки.
    В случае несогласия налогоплательщика с решением о  бесспорном
взыскании  средств,  такое  взыскание  может  быть  приостановлено
вышестоящей государственной налоговой администрацией  (инспекцией)
при условии:
    - подачи жалобы не позднее 10-ти дней со дня  принятия  такого
решения в  государственную  налоговую  администрацию  (инспекцию),
принявшую обжалуемое решение;
    - наличия достаточных оснований считать,  что обжалуемое реше-
ние не соответствует законодательству Украины.
    В случае, когда налогоплательщик  ранее  уклонялся  от  уплаты
налогов или  существует  реальная  угроза  неуплаты  доначисленных
проверкой сумм  налогов или примененных финансовых санкций, приос-
тановка взыскания не производится.
    Выполнение решения может  быть  приостановлено  полностью  или
частично с указанием конкретных сумм налогов, платежей, финансовых
санкций.
    Решение о приостановке взыскания доначисленных проверкой  сумм
налогов или приостановке выполнения  решения о применении финансо-
вых  санкций  принимает  руководитель  (заместитель  руководителя) 
вышестоящей государственной налоговой администрации (инспекции) до 
окончания рассмотрения жалобы, но на срок не более 30-ти дней.
    Подача  жалобы  на  постановление  государственной   налоговой
администрации (инспекции) о наложении административного  взыскания
в течение 10-ти дней со дня вынесения такого  постановления приос-
танавливает его выполнение до рассмотрения жалобы.
    В соответствии с п. 7 Порядка рассмотрения жалоб лицо,  подав-
шее  жалобу на  решение  государственной  налоговой  администрации
(инспекции), имеет право:
    - лично изложить аргументы проверяющему жалобу и участвовать в
проверке поданной жалобы;
    - знакомиться с материалами проверки;
    - предоставлять дополнительные материалы или настаивать на  их
запросе  государственной  налоговой  администрацией  (инспекцией),
рассматривающей жалобу;
    - присутствовать при рассмотрении жалобы;
    - пользоваться услугами адвоката или уполномоченного  предста-
вителя, оформив это полномочие в установленном законом порядке;
    - получить письменный ответ о результатах рассмотрения жалобы;
    - высказывать устно или письменно требование о соблюдении тай-
ны рассмотрения жалобы;
    - требовать возмещения убытков,  возникших в результате непра-
вомерных решений;
    - отозвать или аннулировать поданную жалобу в любое  время  до
принятия решения.  Отзыв или аннулирование  жалобы  проводится  по
письменному заявлению лица, подавшего жалобу.
    Пунктом 8 Порядка рассмотрения жалоб установлено, что в случае
несогласия  предприятия,  учреждения,  организации,  гражданина  с
решением  государственной  налоговой  администрации   (инспекции),
рассматривавшей жалобу, это решение может быть обжаловано в судеб-
ном порядке в срок, предусмотренный законодательством Украины.

    Судебный порядок обжалования

    Предприятия,  учреждения,  организации  вправе  обратиться   в
арбитражный суд с заявлением о признании недействительным  решения
государственной налоговой инспекции или объединить это  требование
с иском о  возврате  взысканной  суммы.  Также  предприятие  может
обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжения
государственной  налоговой  инспекции  о   бесспорном    взыскании
денежных сумм не  подлежащим  исполнению.  Следует  заметить,  что
лицо, считающее, что его права нарушены налоговым органом,  вправе
обратиться  непосредственно  в  суд  и  для  такого  действия   не
требуется  предварительного  обращения  в  вышестоящие   налоговые
органы, как это рассмотрено выше.
    В соответствии со ст. 54 Арбитражного процессуального  кодекса
Украины (далее - АПК) исковое заявление направляется в арбитражный
суд (по почте или  непосредственно  в  суд)  в  письменной  форме,
подписанное руководителем предприятия,  организации, государствен-
ного или другого органа, другим лицом, полномочия которого опреде-
лены законодательством или учредительными документами, гражданином   
- субъектом предпринимательской  деятельности или его представите-
лем.
    Исковое заявление в рассматриваемом случае должно содержать:
    1. Наименование арбитражного суда,  в который подается заявле-
ние.
    2. Наименование  сторон (в данном  случае истец - предприятие,
оспаривающее решение налогового органа,  ответчик - налоговый ор-
ган, вынесший решение), их почтовые адреса.
    3. Указание цены иска, если иск подлежит денежной оценке.
    4. Содержание исковых требований.
    5. Изложение обстоятельств, на  которых  основываются  исковые
требования; указание доказательств, подтверждающих иск; обоснован-
ный расчет оспариваемой суммы; законодательство,  на основании ко-
торого подается иск.
    6. Сведения о принятии мер  доарбитражного урегулирования спо-
ра.{1}
    7. Перечень документов и других доказательств,  прилагаемых  к
заявлению.
    В исковом заявлении могут быть указаны и другие сведения, если
они необходимы для правильного разрешения спора.
    Действующее законодательство не предусматривает исключений  по
исковой давности на требования о признании недействительными актов
налоговых органов.  Поэтому к искам о признании  недействительными
решений  этих органов следует применять общий срок исковой давнос-
ти, т.е. 3 года.
    Однако здесь необходимо иметь в виду следующее.  При обращении
в суд с требованием об обратном взыскании списанных  в  бесспорном
порядке  сумм  государственными  налоговыми  инспекциями   следует
учитывать, что в соответствии со ст. 10 Декрета Кабинета Министров
Украины "О взыскании не внесенных в  срок  налогов  и  неналоговых
платежей" от 21.01.93 г. № 8-93 ( 8-93 ) возврат из бюджета непра-
вильно  уплаченных предприятиями и организациями налогов осуществ-
ляется не более чем за один год до  выявления неправильной уплаты.
{2}
    При подаче искового  заявления в арбитражный суд истец уплачи-
вает государственную пошлину в размере, установленном Декретом Ка-
бинета Министров Украины "О государственной пошлине" от 21.01.93г. 
№ 7-93 ( 7-93 ):
    - с заявлений  о  признании  недействительными  полностью  или
частично актов ненормативного характера,  т.е.  решений  налоговых
органов, в размере 5-ти необлагаемых минимумов доходов граждан (85
грн.);
    - с исковых заявлений имущественного  характера  (например,  о
возврате излишне взысканных сумм налогов) - 1 % цены иска,  но  не
менее 3-х необлагаемых минимумов доходов граждан (51  грн.)  и  не
более 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (1700 грн).
    Следует заметить, что  в  случае  удовлетворения  иска,  суммы
государственной пошлины взыскиваются с ответчика в  пользу  истца,
т.е. с соответствующей налоговой инспекции.

{1} В соответствии со ст. 5 АПК Украины требование  доарбитражного
    урегулирования хозяйственных  споров  не  распространяется  на
    споры о признании  актов  ненормативного  характера недействи-
    тельными,  к которым относятся и решения налоговых  инспекций.  
    Но для  подачи  иска в суд с требованием о возврате сумм, спи-
    санных в  бесспорном  порядке государственными налоговыми инс-
    пекциями,  доарбитражное урегулирование следует считать обяза-
    тельным.
{2} По мнению  редакции,  к  искам  о  признании  недействительным
    решения о бесспорном взыскании применяется общий срок  исковой
    давности. (Ред.)


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№43/00, стр. 75
[27.10.2000]
Константин Докийчук
Адвокат
------------------------------------------------------------------