НДС и единый налог: практика и проблемы ------------------------------------------------------------------ В практическом применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, пожалуй, наибольшие затруднения вызывает проблема взаимодействия НДС и еди- ного налога. Связано это в первую очередь с нестыковкой двух ос- новных законодательных актов, регулирующих взимание этих налогов, - Закона об НДС ( 168/97-ВР ) (см. "Бухгалтер" № 5'2001, с. 45-64) и Указа Президента от 28.06.99 г. № 746/99 ( 746/99 ) (далее - Указ; см. "Бухгалтер" № 7'2000, с. 36-38). В Законе об НДС упро- щенная система вообще не упоминается, поэтому все разъяснения по вопросам уплаты НДС плательщиками единого налога базируются исклю- чительно на нормах Указа и некоторых подзаконных актах, которые, к сожалению, регламентируют далеко не все спорные вопросы. Виды плательщиков и их особенности По отношению к НДС всех плательщиков единого налога можно раз- делить на три группы. Рассмотрим отдельно каждую из них. Юридические лица, уплачивающие единый налог по ставке 6% Такие лица в соответствии со ст. 6 Указа являются плательщика- ми НДС. Для них Закон об НДС действует практически в полном объе- ме. При переходе на 6%-ный налог действующие предприятия не сни- маются с регистрации в качестве плательщиков НДС, а вновь создан- ные - если они соответствуют критериям плательщиков из ст. 2 Зако- на об НДС (например, торгуют за наличные) - обязаны зарегистриро- ваться. Теперь - о нюансах. 1. При 6%-ном едином налоге имеет место двойное налогообложе- ние. Согласно ст. 3 Указа объектом обложения 6%-ным налогом являе- тся "сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора", то есть НДС из базы обложения не вычитается. Иными словами, в отличие от налога на прибыль, объект обложе- ния которым не включает НДС, единым налогом облагается в том числе и сумма НДС. В результате субъект малого предпринимательства "пе- реплачивает" 1,2% от суммы выручки (6% от 20% - суммы налоговых обязательств по НДС), что эквивалентно появлению своеобразного до- полнительного налога с оборота, ставка которого весьма существен- на. 2. Существует определенное противоречие между нормами Указа и п/п. 7.4.1 Закона об НДС. Данный подпункт так определяет условия возникновения права на налоговый кредит: "Налоговый кредит отчетного периода складывается из сумм нало- гов, уплаченных (начисленных) плательщиком налога в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стои- мость которых относится в состав валовых затрат производства (обращения) и основных фондов или нематериальных активов, под- лежащих амортизации". Поскольку плательщики единого налога не являются плательщиками налога на прибыль, в их обязанности не входит ни ведение налогово- го учета валовых доходов и валовых затрат, ни начисление налоговой амортизации. Заметим, что сам объект обложения единым налогом от понесенных плательщиком расходов никак не зависит. {1} Тем не менее юрлица - "единоналожники" обязаны вести книгу учета доходов и расходов, форма и Порядок ведения которой (далее - Порядок) для юрлиц опре- делены приказом ГНАУ от 12.10.99 г. № 554 ( z0713-99 ) (см. "Бух- галтер" № 77000, с. 48-50). В соответствии с п. 7 Порядка "в графе 7 "Общая сумма расходов, осуществленных в связи с ве- дением хозяйственной деятельности" отражается фактическая сум- ма расходов, проведенных с расчетного (текущего) счета и из кассы предприятия в связи с продажей продукции (товаров, ра- бот, услуг), осуществлением финансовых операций, а также от другой деятельности". Как видим, в книге учета доходов и расходов фиксируются данные о расходах, которые в общем случае не должны совпадать с валовыми затратами. При этом отсутствует какая-либо нормативная привязка таких расходов к ст. 5 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ). Например, в гр. 7 книги отражается сумма уплаченного единого налога, перечис- ленная "в связи с продажей продукции", но отнести ее на валовые затраты, разумеется, нельзя. Аналогичная ситуация - со сверхнорма- тивными командировочными расходами и любыми другими расходами двойного назначения, по которым не соблюдены установленные п. 5.4 Закона о Прибыли условия. Однако налоговики настаивают на том, что норма п/п. 7.4.1 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) применяется для "шестипроцентников" в полном объеме, то есть для подтверждения права на налоговый кредит такому плательщику необходимо вести учет валовых затрат (хотя и не для целей налогообложения прибыли, а исключительно для целей НДС). Например, ГНИ в Ватутинском районе г. Киева разъяснила, что "шестипроцентник" не имеет права включать в налоговый кредит суммы НДС, уплаченные при приобретении горюче-смазочных материалов для легкового автомобиля, поскольку такие материалы не относятся на валовые затраты (см. "Налоговый, банковский, таможенный консуль- тант" № 45/2000). Поскольку серьезных аргументов против подобного подхода нет, практика пошла по пути соблюдения указанных требова- ний. 3. Определенную сложность для юрлиц - плательщиков единого на- лога (как "шести-", так и "десятипроцентников") представляет на- числение амортизации, от которой непосредственно зависит объект обложения единым налогом в случае продажи ОФ (разница между сум- мой, полученной от их реализации, и остаточной стоимостью) {2}. Ведь с 01.07.2000 г. наряду с "налоговой" амортизацией применяется и "бухгалтерская", причем в зависимости от принятого метода ее на- числения остаточная (балансовая) стоимость ОФ может существенно различаться. В отношении НДС механизм начисления амортизации важен для пла- тельщиков 6%-ного налога еще и потому, что согласно п. 4.9 Закона об НДС ликвидация ОФ, их бесплатная передача неплательщику НДС или перевод в состав непроизводственных фондов рассматриваются для це- лей налогообложения как продажа таких ОФ по обычным ценам, а для ОФ первой группы - по обычным ценам, но не ниже их балансовой стоимости. Хотя привязка к балансовой стоимости прямо зафиксирова- на только для первой группы ОФ, на практике она достаточно часто применяется и при определении обычных цен на ОФ второй и третьей групп. Таким образом, вопрос о методике исчисления балансовой стоимости имеет первостепенное значение. К сожалению, этот момент не урегулирован ни в Указе, ни в других нормативных актах, ни даже в письмах ГНАУ. С одной стороны, субъект малого предпринимательства, пере- шедший на упрощенную систему, плательщиком налога на прибыль не является. Госкомпредпринимательства в письме от 18.09.2000 г. № 5-513/3395 ( v3395563-00 ) (см. "Бухгалтер" № 22'2000, с. 9) трактует эту норму так, что Закон о Прибыли "не распространяется на субъектов малого предпринимательства - плательщиков единого налога". При таком подходе пользоваться ст. 8 этого Закона, устанавли- вающей порядок амортизации основных фондов, - разумеется, некор- ректно. С другой стороны, сама идеология Закона об НДС (который на "шестипроцентников" распространяется) неразрывно связана с Законом о Прибыли, причем согласно п. 1.11 Закона об НДС "основные фонды и нематериальные активы, подлежащие амортиза- ции, понимаются в значении, определенном Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий"". Кроме того, общим принципом является использование в налогооб- ложении терминологии именно налогового законодательства. Поэтому мы склоняемся ко второму подходу (хотя ни "остаточная", ни "балан- совая" стоимость ОФ в п. 1.11 Закона об НДС прямо не упоминаются). Отметим, что аналогичные выводы содержатся и в разъяснении главно- го государственного налогового инспектора ГНА в г. Киеве Л. Па- шигоровой (см. "Налоговый, банковский, таможенный консультант" № 9/2000). 4. Специфической особенностью уплаты НДС при 6%-ном налоге является квартальный налоговый период, который в данном случае применяется независимо от объема налогооблагаемых операций. ГНАУ вывела это из абзаца 9 ст. 4 Указа: "По результатам хозяйственной деятельности за отчетный (нало- говый) период (квартал) субъекты малого предпринимательства - юридические лица представляют в орган государственной налого- вой службы до 20 числа месяца, следующего за отчетным (налого- вым) периодом, расчеты об уплате единого налога, акцизного сбора и, в случае избрания ими единого налога по ставке 6 про- центов, расчет уплаты налога на добавленную стоимость, а также платежные поручения на уплату единого налога за отчетный пе- риод с отметкой банка о зачислении денежных средств". Заметим, что данный абзац можно прочитать по-разному, но ГНАУ избрала самый выгодный для нее способ (с точки зрения права на возмещение НДС). Норма о том, что квартальный период распростра- няется не только на единый налог, но и на НДС, появилась в п. 9 Порядка и в последующих письмах ГНАУ (см., например, письмо от 21.10.99 г. № 15795/7/16-1121 ( v5795225-99 ) в "Бухгалтере" № 7'2000 на с. 60-62). В Методических рекомендациях относительно применения норм Указа ГНА в г. Киеве разъяснила, что "шестипроцентникам" подавать заявление о переходе на квартальную уплату НДС не обязательно (см. "Налоговый, банковский, таможенный консультант" № 15/2000). По мнению киевских налоговиков, такой переход происходит "автомати- чески" - независимо не только от объемов деятельности, но и от же- лания плательщика. На наш взгляд, автоматическое использование квартального налогового периода по НДС при переходе на упрощенную систему из Указа не вытекает. Руководствоваться в этом вопросе следует п. 7.9 Закона об НДС, в соответствии с которым единственным фактором, определяющим продолжительность налогового периода, является объем налогооблагаемых операций за предыдущий календарный год: при объеме таких операций свыше 7200 необлагаемых минимумов (на сегод- няшний день - 122 400 грн.) обязательным является использование месячного налогового периода, при меньшем же объеме плательщик мо- жет избирать как квартальный, так и месячный налоговый (отчетный) период. 5. База обложения НДС для "шестипроцентников" определяется по общим принципам Закона об НДС, но в некоторых случаях отличается от базы налогообложения для других плательщиков. Связано это с тем, что плательщики единого налога не являются плательщиками некоторых общегосударственных налогов и сборов, в общем случае включаемых в цену товаров согласно законам Украины по вопросам налогообложения (ст. 4 Закона об НДС). В частности, "единоналожники" не являются плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, в том чис- ле с отдельных хозяйственных операций. Правда, Пенсионный фонд оспаривает применение этой нормы ст. 6 Указа (см. его письмо от 11.10.2000 г. № 06/5419 в "Бухгалтерской газете" № 42'2000 на с. 14), мотивируя свою позицию тем, что субъекты малого предпринимательства не названы среди неплательщи- ков дополнительных пенсионных сборов в Законах от 22.10.98 г. № 208-ХIV ( 208-14 ) и от 15.07.99 г. № 967-XIV ( 967-14 ), а эти Законы приняты уже после вступления в силу Указа (в его первона- чальной редакции). Такая аргументация представляется нам весьма сомнительной. Во-первых, подобных норм нет ни по одному из тех налогов, плательщиками которых не являются субъекты - "единоналожники", причем ГНАУ по этому поводу однозначно признает приоритет норм Указа. Во-вторых, действующая редакция Указа вступила в силу позже упомянутых выше Законов (последний из них введен в действие с 19.08.99 г., то есть за месяц до Указа). Кстати, Киевское городское управление ПФУ вполне обоснованно считает, что плательщики единого налога не уплачивают сборы в Пенсионный фонд с отдельных хозяйственных операций (в разъяснении речь идет о сборе с операций по приобретению легкового автомобиля - см. "Бухгалтерскую газету" № 49'2000, с. 9). Юридические лица, уплачивающие единый налог поставке 10% Эти субъекты не являются плательщиками НДС в соответствии с ч. 1 ст. 6 Указа. В момент перехода на единый налог они снимаются с регистрации (если до этого являлись плательщиками НДС), причем в утвержденной ГНАУ форме заявления о переходе на упрощенную систему просьба об отмене регистрации в качестве плательщика НДС - прямо сформулирована. Если же вновь созданные субъекты малого предпринимательства - юридические лица сразу избирают упрощенную систему с 10%-ной ставкой, то регистрации в качестве плательщиков НДС они не подле- жат (см., например, письмо ГНАУ от 16.11.2000 г. № 15222/7/16-1201 ( v5222225-00 ) в "Бухгалтере" № 5'2001 на с. 73-74). На эту группу субъектов малого предпринимательства действие Закона об НДС не распространяется. С одной стороны, это позволяет им не начислять налоговые обязательства, а следовательно, и не уплачивать НДС в бюджет, не вести налоговый учет и не представлять отчетность по НДС, что значительно облегчает работу бухгалтеров и исключает возможность применения к ним финансовых санкций по данному налогу. С другой стороны, такие плательщики не имеют права на налоговый кредит, лишены возможности в соответствующих случаях получать бюджетное (в том числе экспортное) возмещение и не могут выписывать налоговые накладные на проданные товары (работы, услу- ги). Физические лица - субъекты малого предпринимательства, упла- чивающие единый налог Такие лица могут зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС по собственному желанию. Заметим, что подобная норма в Указе отсутствует, причем вплоть до марта 2000 года ГНАУ однозначно настаивала на ее невозможности, что в общем-то было вполне естест- венно. Однако 16.03.2000 КМУ в Постановлении № 507 ( 507-2000-п ) неожиданно разъяснил, что "кроме субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, определенных абзацем вторым части первой статьи 6 {3}, пла- тельщиками налога на добавленную стоимость имеют право быть также субъекты малого предпринимательства - физические лица". Это разъяснение, хотя и не соответствует тексту Указа, было принято КМУ в пределах своей компетенции (именно Кабмину статьей 3 Указа предоставлены исключительные полномочия по его разъяснению), поэтому ГНАУ новое толкование приняла. Итак, поскольку "автоматичность" статуса неплательщиков Кабми- ном для физлиц - "единоналожников" не признана, то в соответствии с п. 4 Постановления КМУ № 507 субъекты малого предпринимательства - физические лица, которые до перехода на упрощенную систему были плательщиками НДС, а при переходе решили отказаться от этого ста- туса, подают в ГНИ заявление об отмене регистрации их в качестве плательщиков НДС и сдают соответствующее свидетельство. Лишь в та- ком случае на них распространяется все сказанное выше о юрлицах - "десятипроцентниках". На физлиц, принявших решение оставаться плательщиками НДС (или впервые зарегистрироваться в этом качестве), распространяется действие Закона об НДС, в том числе необходимость определения налоговых обязательств и уплаты налога, право на налоговый кредит, правила налогового учета, ответственность плательщиков и др. Такая регистрация не в полной мере соответствует п. 9.3 Закона об НДС, однако, по нашему мнению, может расцениваться как добровольная со всеми вытекающими отсюда последствиями относительно формы деклара- ции и права на возмещение налога. Единственное исключение из этого правила - если гражданин- предприниматель, принявший решение при переходе на упрощенную сис- тему оставаться плательщиком НДС, имеет объем налогооблагаемых операций более 3600 необлагаемых минимумов. Хотя он и остался пла- тельщиком НДС по собственному желанию, такая регистрация в кон- тексте требований п. 9.3 Закона об НДС, на наш взгляд, доброволь- ной считаться не может. Льготы по НДС и плательщики единого налога Выбор субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами ставки единого налога в значительной мере определяется тем режимом налогообложения НДС, который существует для каждого кон- кретного плательщика. Прежде всего необходимо отметить, что Указом не предусмотрено никаких ограничений в выборе 6%-ной или 10%-ной ставки единого налога. То есть субъект малого предпринимательства вправе перейти на единый 6%-ный налог и в случае осуществления им операций, освобожденных от НДС или не являющихся объектом налогообложения, а также независимо от метода налогового учета по НДС (кассового или по первому событию). Не влияет на решение плательщика о выборе ставки единого нало- га и сам факт его регистрации в качестве плательщика НДС. Послед- нее подтвердила и ГНАУ в письме от 20.12.2000 № 5695/4/16-1220-12 ( v5695225-00 ) (см. "Бухгалтерскую газету" № 4'2001, с. 10): "Если одновременно деятельность субъекта предпринимательской деятельности подпадает под требования упрощенной системы нало- гообложения и такое лицо не состоит в категории плательщиков налога на добавленную стоимость из-за отсутствия оборотов в размере 3600 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (61 200 грн.), то и в таком случае право выбора ставки единого налога остается за таким субъектом". Если плательщик НДС - физлицо - "единоналожник" или юрлицо - "шестипроцентник", то для него остаются в силе все льготы по НДС. В частности, сохраняются соответствующий метод налогового учета (кассовый или по первому событию) и право на применение нулевой ставки налога, не начисляется НДС на операции, не являющиеся объектом налогообложения (ст. 3 Закона об НДС) или освобожденные от НДС (ст. 5 и 11). Этот вывод неоднократно подтверждался самой ГНАУ. Например, в "Віснику податкової служби України" № 11/2000 ГНАУ разъяснила, что при переходе на упрощенную систему по ставке 6% на плательщика распространяются все нормы Закона об НДС, в том числе и льготы, предусмотренные ст. 5 этого Закона. Позднее (в "Віснику податкової служби України" № 25/2000) ГНАУ дополнительно разъяснила, что п. 11.20 Закона об НДС (касающийся особенностей исчисления базы налогообложения при продаже сельхозпродукции, ра- нее приобретенной у физических лиц - неплательщиков НДС) распрост- раняется на любых плательщиков НДС, в том числе и на "шестипро- центников". Поэтому в тех случаях, когда деятельность субъекта малого предпринимательства в основном связана с осуществлением льготируе- мых операций, выбор 6%-ной ставки (по сравнению с 10%-ной) позво- лит как бы "бесплатно" сократить налоговые платежи по единому на- логу. Например, при 100% освобожденных от НДС операций 6%-ная ставка, хотя и не даст "единоналожнику" возможности воспользова- ться налоговым кредитом (в этой ситуации при любой ставке единого налога "входной" НДС включается в состав валовых затрат, что для "единоналожника" безразлично), все же сэкономит плательщику 4% от объема реализации, а это достаточно серьезно. Переход на единый налог Переход субъектов малого предпринимательства с обычной системы налогообложения на упрощенную и обратно принципиально меняет весь налоговый учет хозяйственных операций. Однако никаких переходных положений (вроде единоразового перерасчета по НДС образца 1997 года) ни в Законе об НДС, ни в Указе нет. Правда, Комитет ВР по вопросам финансов и банковской деятельности в письме от 25.04.2000 г. № 06-10/279 ( v_279450-00 ) обещал устранить эту проблему при подготовке ко второму чтению законопроекта "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринима- тельства", но пока что вопрос не урегулирован. Итак, начнем с перехода на единый налог. При таком переходе у юрлиц - "шестипроцентников", а также у граждан-предпринимателей, принявших решение оставаться плательщиками НДС, существенных проб- лем не возникает, поскольку их статус как плательщиков НДС не ме- няется. Если же гражданин-предприниматель, который до перехода не был плательщиком НДС, решает стать им после перехода, соответст- вующие права и обязанности распространяются на него с даты получе- ния свидетельства плательщика НДС. Несколько сложнее ситуация в том случае, когда при переходе на единый налог субъект перестает быть плательщиком НДС. Поэтому ниже мы будем рассматривать именно такой вариант. Проблема даты Вызывает затруднения вопрос о том, с какого момента субъект перестает быть плательщиком НДС, - ведь дата получения свиде- тельства о праве уплаты единого налога не совпадает с датой сдачи свидетельства плательщика НДС. На наш взгляд, ключевой здесь должна быть дата перехода на единый налог, указанная в полученном свидетельстве "единоналожни- ка", удостоверяющем право плательщика на применение упрощенной системы, в том числе и право не платить НДС. Однако сдача в налоговую инспекцию НДС-ного свидетельства и всех его копий является обязательным условием для перехода на единый налог и прямо предусмотрена самой формой заявления на выда- чу свидетельства о праве уплаты единого налога, которое должно по- давать юрлицо, избравшее ставку 10%, или физлицо - "единоналож- ник", отказавшееся от статуса плательщика НДС. То есть свиде- тельство плательщика НДС должно быть сдано до 15 числа месяца, предшествующего переходу на единый налог. При этом, по мнению ГНАУ, в последнюю декларацию по НДС необходимо включить все опе- рации с начала отчетного периода до дня сдачи свидетельства пла- тельщика НДС (см. ее письмо от 21.10.99 г. № 15795/7/16-1121 ( v5795225-99 ) в "Бухгалтере" № 7'2000 на с. 60-62). Но тогда из- под НДС выпадают как минимум 15 дней - со дня подачи заявления (сдачи свидетельства плательщика НДС) до даты перехода на единый налог. Хотя если исходить из того, что плательщиком НДС субъект предпринимательской деятельности перестает быть с той даты, когда становится плательщиком единого налога, то декларация должна была бы учесть все операции за полный месяц, предшествующий переходу на единый налог. Так что подарок, который ГНАУ сделала "переходникам" в упомянутом письме от 21.10.99 г., выглядит очень странно. Проблема "переходящих" операций Налогообложение операций, начатых до перехода на единый налог и завершаемых после, законодательно не урегулировано. Здесь сле- дует исходить из того, были ли такие операции до перехода обложены налогами, которые заменяет собой 10%-ный налог. Речь идет в первую очередь о налоге на прибыль и об НДС {4}. Если учет НДС велся по первому событию, то операции, в которых товар отгружен до перехода, а оплата получена после, на момент перехода уже обложены НДС: в этом случае были определены налоговые обязательства и выписаны налоговые накладные по дате отгрузки. Значит, обложение единым налогом поступившей за товар оплаты (как того требует Указ) привело бы к повторному обложению тех же сумм. В соответствии с разъяснениями Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности (письмо от 25.04.2000 г. № 06-10/279 ( v_279450-00 )) деньги, поступающие на расчетный счет или в кассу предприятия по такой операции, во избежание двойного налогообложе- ния не должны включаться в выручку от реализации для начисления единого налога, поскольку по ним свои обязательства перед бюджетом плательщик уже исполнил. Аналогичное указание содержится и в п. 4 разъяснений, доведен- ных письмом ГНАУ от 12.05.2000 г. № 6502/7/15-1317 ( v6502225-00 ) (см. "Бухгалтер" № 10'2000, с. 12-13), но там говорится, что для невключения поступившей оплаты в объект обложения единым налогом должен быть начислен и уплачен не только НДС, но и все налоги и сборы (обязательные платежи), причем с письменным подтверждением ГНИ по месту регистрации субъекта малого предпринимательства. Наиболее сложной (и не разъясненной до сих пор в письмах ГНАУ) является ситуация, когда по отгруженному до перехода товару приме- нялся кассовый метод учета НДС. {5} До перехода НДС не уплачивал- ся. Основания для его включения в "переходную" декларацию - тоже отсутствуют. После перехода, то есть при работе на 10%-ном налоге, такой субъект плательщиком НДС уже не является и при поступлении денег отдельно уплачивать НДС не должен, с чем, собственно, не спорят и налоговики. Если исходить из логики упомянутых выше разъяснений Комитета ВР и ГНАУ, то поступающую сумму оплаты за товар (работы, услуги) следовало бы включить в объект обложения единым налогом, что в полной мере соответствовало бы букве Указа. Но ведь единый налог заменяет собой и налог на прибыль. Поэтому может возникнуть двойное налогообложение уже по налогу на прибыль, поскольку стоимость отгруженного товара, как правило, подлежит включению в валовой доход еще до перехода. Заметим, что во всех разъяснениях по учету "переходящих" операций налоговики говорят о необходимости устранения двойного налогообложения. Применяя этот принцип к нашей ситуации, получаем, что устранить двойное налогообложение сразу и по НДС, и по налогу на прибыль можно лишь в том случае, если полученную после перехода оплату по такой операции не включать в объект обложения единым налогом. Этот вариант представляется наиболее логичным, хотя и наиболее уязвимым в силу своей либеральности. Особенности уплаты НДС, налога на прибыль и единого 10%-ного налога по "переходящим" операциям в зависимости от формы оплаты и метода налогового учета по НДС представлены ниже в таблице. Обратите внимание на неприятности, связанные с завершением бартерных операций, начатых до перехода. Несмотря на отсутствие объекта обложения единым налогом при осуществлении заключительной (балансирующей) операции, что соответствует и здравому смыслу, и Указу, субъект малого предпринимательства, во-первых, теряет право на налоговый кредит (20% от полной суммы бартерной сделки), а во-вторых, не может уменьшить платежи по налогу на прибыль пу- тем отнесения суммы сделки на валовые затраты. Правомерность такого подхода подтверждалась и ГНАУ (см., в частности, письмо от 30.12.99 г. № 19786/7/15-1317 ( v9786225-99 ) в "Бухгалтере" № 7'2000 на с. 55). ===============+==============+==========+===========+============ Вид операции | Особенности | НДС | Налог на | Единый | оплаты | | прибыль | налог (10%) ===============+==============+==========+===========+============ | Оплата денеж-| Налоговые| Валовой | | ными средст- | обязате- | доход | | вами (метод | льства | возникает | | налогового | возникают| до пере- | | учета НДС по | до пере- | хода - по | | первому собы-| хода - по| дате отг- | | тию) | дате отг-| рузки то- | | | рузки то-| варов или | | | вара или | фактичес- | | | оформле- | кого вы- | | | ния доку-| полнения | | | мента, | работ | | | удостове-| (предос- | | | ряющего | тавления | | | факт вы- | услуг) | | | полнения | | Отгрузка товара| | работ | | (выполнение ра-| | (предос- | | бот, предостав-| | тавления | | Сумма опла- ление услуг) | | услуг) | | ты в объект произошла до |--------------+----------+-----------| налогообло- перехода на | Оплата денеж-| На момент| Валовой | жения не единый налог, | ными средст- | перехода | доход | включается а оплата - | вами (кассо- | налоговые| возникает | после перехода | вый метод | обязате- | до пере- | | налогового | льства по| хода - по | | учета НДС) | НДС не | дате отг- | | | возникают| рузки то- | | | | варов или | | | | фактичес- | | | | кого вы- | | | | полнения | | | | работ | | | | (предос- | | | | тавления | | | | услуг) | |--------------+----------+-----------+------------ | Оплата за | До перехода ни НДС, | Сумма опла- | счет бюджет- | ни налог на прибыль | ты включае- | ных средств | не уплачиваются, пос-| тся в | | кольку до перехода | объект на- | | оплаты не было | логообложе- | | | ния ---------------+--------------+----------+-----------+------------ Оплата получена| Оплата денеж-| Налоговые обязате- | до перехода, а | ными средст- | льства и валовой до- | отгрузка товара| вами | ход возникают по дате| (выполнение ра-|--------------| оплаты, то есть НДС и| бот, предостав-| Оплата за | налог на прибыль | ление услуг) | счет бюджет- | уплачиваются | происходит | ных средств | | после |-------------------------------------| | Получена пре-| Налоговые| Валовой | | доплата за | обязате- | доход | | экспорт | льства | увеличи- | Объект на- | | на момент| вается по | логового | | оплаты не| дате пос- | обложения | | возникают| тупления | отсутст- | | | денежных | вует | | | средств на| | | | расчетный | | | | счет или в| | | | кассу | | | | предприя- | | | | тия, то | | | | есть до | | | | перехода | ---------------+--------------+----------+-----------| Бартер (первая | Независимо от| Налоговые обязате- | операция - до | метода нало- | льства и валовой до- | перехода, зак- | гового учета | ход возникают по пер-| лючительная - | НДС | вой в рамках бартера | после) | | операции, то есть до | | | перехода | ------------------------------------------------------------------ Проблема корректировки налогового кредита по приобретенным до перехода ОФ, НМА и ТМЦ Если "десятипроцентник" до момента перехода не был плательщи- ком НДС или выполнял только операции, освобожденные от НДС либо не являющиеся объектом налогообложения, налогового кредита по НДС у него вообще не было и никаких проблем с его корректировкой, естественно, не возникает. Появляются же проблемы в том случае, когда субъект до перехода на 10%-ный налог был плательщиком НДС и выполнял налогооблагаемые операции, как это делает абсолютное большинство. В такой ситуации НДС, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг), стоимость которых относится на валовые затраты, а также ОФ или НМА, подлежа- щих амортизации, включался в налоговый кредит согласно п/п. 7.4.1 Закона об НДС. После перехода на 10%-ный налог субъект перестает быть плательщиком НДС и встает вопрос о корректировке ранее начис- ленного налогового кредита. Все разъяснения ГНАУ по этому поводу однозначны: налоговый кредит нужно корректировать, то есть убирать. Однако аргументы налоговиков - неубедительны, а сам принципиальный вывод - весьма спорен. Так, в п. 7 разъяснений, доведенных письмом от 16.11.2000 г. № 15251/7/16-1201 ( v5222225-00 ) (см. "Бухгалтер" № 23'2000, с. 12), ГНАУ аргументирует вывод о необходимости корректировки нало- гового кредита по приобретенным активам (если такие ТМЦ, а также недоамортизированные ОФ и НМА не реализованы на дату перехода) ссылкой на п/п. 7.4.1, 7.4.3 и 7.4.4 Закона об НДС. Напомним два последних подпункта: "7.4.3. В случае если товары (работы, услуги) изготовленные и/или приобретенные частично используются в налогооблагаемых операциях, а частично нет, в сумму налогового кредита включае- тся та доля уплаченного (начисленного) налога при их изготов- лении или приобретении, которая соответствует доле использова- ния таких товаров (работ, услуг) в налогооблагаемых операциях отчетного периода. 7.4.4. В случае если плательщик приобретает товары (работы, услуги), стоимость которых не относится в состав валовых затрат производства (обращения) и не подлежит амортизации, налоги, уплаченные в связи с таким приобретением, возмещаются за счет соответствующих источников и в состав налогового кре- дита не включаются". В "Віснику податкової служби України" № 33/2000 (см. "Бухгал- терскую газету" № 37-38'2000, с. 14-15) ГНАУ высказывается по по- воду необходимости корректировки НДС в остатках нереализованной продукции следующим образом: "Поскольку лица, перешедшие на упрощенную систему (по ставке 10%), начиная с даты, указанной в свидетельстве о праве уплаты единого налога, осуществляют продажу товаров (работ, услуг) без начисления НДС к базе налогообложения, то есть осуществ- ляют необлагаемые операции по продаже, то в соответствии с вы- шеуказанным подпунктом [7.4.3] НДС, уплаченный (начисленный) в связи с приобретением товаров (работ, услуг), независимо от срока их приобретения (до даты перехода на единый налог или после) относится в состав валовых затрат производства. По то- варам, которые на дату, указанную в свидетельстве о праве уп- латы единого налога, числились в остатках нереализованной про- дукции, НДС, уплаченный (начисленный) при приобретении таких товаров, включается в состав валовых затрат того отчетного пе- риода, в котором происходит отчуждение таких товаров". На наш взгляд, эти аргументы не выдерживают критики. Во-первых, в свое время, расходы на приобретение товара попали в валовые затраты и, следовательно, соответствующий НДС совершенно правомерно был отнесен в налоговый кредит. Во-вторых, п/п. 7.4.3 Закона об НДС непосредственно связан и органически вытекает из п/п. 7.4.2, в котором рассматривается на- логовый учет НДС в связи с осуществлением операций, освобожденных от НДС (исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 5), и опера- ций, не являющихся объектом налогообложения (столь же исчерпывающе перечисленных в п. 3.2). Следовательно, говоря об использовании активов в необлагаемых операциях, законодатель имел в виду операции, не являющиеся объек- том налогообложения и освобожденные от НДС (кстати, аналогичный вывод сделала и ГНАУ в п. 1 письма от 16.11.2000 г. № 15251/7/16- 1201). Никакого упоминания о лицах, не являющихся плательщиками НДС, ни в п/п. 7.4.3, ни в п/п. 7.4.2 нет. То есть нельзя сказать, что товары использованы в необлагаемых операциях или операциях, освобожденных от налогообложения. Операции-то облагаемые, просто предприятие-продавец теперь не является плательщиком НДС. А отож- дествлять операции неплательщиков НДС с необлагаемыми операциями, как это делает ГНАУ, с методологической точки зрения некорректно. Да и как можно осуществить корректировку, если декларации по НДС плательщиком 10%-ного налога не представляются? {6} К тому же отсутствие обязательного налогового учета валовых затрат еще не означает, что конкретные расходы субъекта не подлежат включению в валовые затраты (дающие право на налоговый кредит). Что касается расходов, подлежащих амортизации, то юрлица - "единоналожники", как уже отмечалось, независимо от избранной ставки должны вести учет таких расходов и начислять амортизацию в целях налогообложения операций по продаже ОФ. Дополнительный аргумент против позиции налоговой состоит в том, что 10%-ный единый налог, в отличие от 6%-ного, компенсирует неуплату "десятипроцентником" НДС дополнительными 4%. То есть НДС как бы платится (в макроэкономическом плане), но в иной форме, что мы уже отмечали выше. Таким образом, несмотря на категоричные разъяснения ГНАУ, мы считаем, что основания для корректировки сумм НДС по остаткам ТМЦ и недоамортизированным ОФ и НМА при переходе на 10%-ный налог от- сутствуют. Ситуацию обратного перехода - с упрощенной системы на обычную, а также вопросы, связанные с бюджетным (в том числе экспортным) возмещением НДС, мы рассмотрим в одном из ближайших номеров "Бух- галтера". {1} Единственное исключение составляют операции по продаже ОФ, объектом для исчисления единого налога по которым является финансовый результат, учитывающий остаточную стоимость таких фондов, то есть недоамортизированные расходы на их приобрете- ние. {2} Подробнее этот вопрос рассмотрен в статье А. Погребняк в "Бухгалтере" № 10'2000 на с. 36-38. {3} В этом абзаце речь идет только о субъектах малого предпринима- тельства, избравших ставку единого налога 6%. - Ю. И. {4} В отношении НДС ст. 3 Указа использует формулировку "включение налога на добавленную стоимость в состав единого [10%-ного] налога". Кстати, такая формулировка давала бы в нормальной стране право выдавать налоговые накладные. Но это - так, к слову. {5} Специфической чертой этого метода, напомним, является несовпа- дение моментов возникновения налоговых обязательств по НДС и валового дохода. {5} Хотя от плательщиков могут необоснованно потребовать корректи- ровки при представлении последней декларации. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №9/01, стр. 46 [01.03.2001] Юрий Иванов Доктор экономических наук, профессор ХГЭУ ------------------------------------------------------------------