Согрешившим с ордерами.
                  "Неосновная" торговля и РРО

------------------------------------------------------------------

    В газете "Все о бухгалтерском учете" №  19/2001  на  с.  27-28
бухгалтер-эксперт А.  Золотухин высказал  мысль,  что  предприятия
могут не  использовать РРО при такой реализации за наличные, кото-
рая выходит за рамки их основной деятельности.
    Автор анализирует ст. 1  Закона  "О  применении  регистраторов
расчетных операций  в  сфере  торговли,  общественного  питания  и
услуг" ( 265/95-ВР ) (далее - Закон об РРО) {1}, в которой говори-
тся, что  РРО  применяются, в  частности, физлицами  -  субъектами
предпринимательской  деятельности  или  юрлицами,  осуществляющими
операции с расчетами в наличной форме при продаже товаров (предос-
тавлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг.
    Пытаясь определить, что же  понимается  под  сферой  торговли,
общественного  питания и  услуг в Законе, А. Золотухин  приходит к
выводу о том, что это - сфера основной деятельности предприятия.
    А, например, строительное  предприятие, реализуя  за  наличные
остатки ТМЦ, осуществляет операции по расчетам в наличной форме не
в основной сфере и получает в результате  продажи ТМЦ дополнитель-
ный внереализационный доход. Продажа промышленным  предприятием за
наличные основных средств тоже, по мнению  автора, относится  не к
сфере основного вида деятельности - производства, а к числу допол-
нительных (внереализационных) доходов.  Да и сдача  в аренду части
помещения предприятием  розничной  торговли с наличными  расчетами
(тоже как дополнительный доход) опять-таки  выходит за рамки сферы
торговли.
    Из этого вытекает, что во всех трех  случаях  предприятиям  не
нужно применять  РРО,  поскольку  все  эти  операции  представляли
дополнительный (внереализационный)  доход  и фактически  были осу-
ществлены вне сферы торговли, общественного питания и услуг.
    Отдавая должное  наблюдательности  автора и безусловной ориги-
нальности  мысли о том, что  подобные операции достаточно оформить
приходными и расходными ордерами, мы настроены менее оптимистично.
Увлечение таким  подходом  может закончиться  штрафными санкциями.
Попытаемся аргументировать свою позицию.
    На наш взгляд, строить политику в отношении РРО, опираясь поч-
ти исключительно  на термин  "сфера  торговли, общественного пита-
ния и услуг", - достаточно опасно. Прежде  всего  отметим, что это
словосочетание  в  неизменном  виде  перекочевало  в  Закон об РРО
( 265/95-ВР ) из старого Закона об ЭККА ( 1776-14 ).  Так что вряд
ли законодатель замышлял что-то концептуальное. Скорее всего, раз-
работчики Закона, не задумываясь, автоматически, воспроизвели при-
вычную конструкцию, ранее  придуманную каким-то депутатом непонят-
ного созыва.  И хотел ли тот депутат, чтобы строительное предприя-
тие продавало  остатки ТМЦ  без ЭККА, сегодня  помнит разве что он
сам. Да и то, наверное, уже забыл...
    Главным же  недостатком  аргумента  о  сфере  действия  Закона
является неопределенность термина "торговля",  прояснить  значение
которого наши  парламентарии  так  и  не  удосужились.  Украинское
законодательство, впрочем, давно приучило  нас к тому, что один  и
тот же термин может иметь разное значение в разных нормативно-пра-
вовых актах (причем далеко не всегда это оправдано). Возьмем, ска-
жем, Закон  "О патентовании  некоторых  видов  предпринимательской
деятельности" ( 98/96-ВР ) (кстати, наиболее близкий по духу к За-
кону об РРО) и Порядок занятия торговой  деятельностью  и  правила
торгового обслуживания населения. Если для порядка и правил торго-
вой деятельностью считается покупка и продажа товаров,  то Закон о
патентовании спокойно относит к указанной  деятельности и реализа-
цию продукции собственного производства.
    Какое же значение термину  "торговля"  хотел придать законода-
тель в  Законе об РРО?  Признаемся честно: не знаем. У нас  вообще
создалось  впечатление, что в этом Законе слово "торговля" исполь-
зуется не в одном, а как минимум в двух значениях: узком (торговля
как покупка товаров и их дальнейшая продажа) и широком, включающем
в себя, в частности, кроме торговли в первом значении еще и прода-
жу собственной продукции.
    Например, в  п. 1 ст. 9 Закона об РРО говорится, что не приме-
няются  РРО при  осуществлении  торговли  продукцией  собственного
производства, кроме предприятий торговли.
    Если понимать слово "торговля", употребленное здесь дважды,  в
обоих случаях в широком смысле, то позвольте спросить: а что, раз-
ве предприятие, осуществляющее торговлю (пусть и продукцией собст-
венного производства), не считается предприятием торговли?  Почему
оно тогда торгует? Вспоминается изобретенный Комитетом ВР отечест-
венный феномен:  неплатящие плательщики НДС.  Теперь вот добавился
еще один каламбур: торгующие неторговцы.
    Если же понимать "торговлю" из п. 1 ст. 9 оба  раза  узко,  то
тогда "торговля продукцией  собственного  производства"  -  вообще
бессмысленна.
    Остается лишь  предположить, что в первом  случае термин "тор-
говля" использован в широком значении, а во втором  -  в узком. Но
кто может с уверенностью сказать, в каком значении этот термин ис-
пользуется в остальных нормах Закона об РРО?
    И кто  может  дать  гарантию,  что  широкое  значение  термина
"торговля" ограничивается формулой "торговля в узком значении плюс
реализация продукции собственного производства" и что в нем нельзя
узреть какие-либо еще формы деятельности? Откуда убежденность, что
торговлей  нельзя считать продажу  основных фондов или неиспользо-
ванных материалов? Ведь термин  "товар" тоже  многозначен (сравни-
те, например, торговое законодательство, бухучет и Закон о Прибыли
( 334/94-ВР )). Поэтому торговлей  товарами  можно в принципе наз-
вать и продажу основных фондов или МБП.
    Как видим,  при  желании  можно  понимать  торговлю  настолько
широко, что и вышеупомянутое строительное предприятие, реализующее
излишки ТМЦ, и промышленное предприятие, реализующее основные фон-
ды, должны будут  применять РРО. Ведь ни остатки  ТМЦ, ни основные
фонды не являются их собственной продукцией, а значит, не попадают
в исключение, установленное в  п. 1 ст. 9 Закона об РРО. Предприя-
тие торговли, предоставляющее услуги по аренде, вообще выпадает из
п. 1

    "исключительной"  ст. 9 из-за оговорки "кроме предприятий тор-
    говли".

    Остановимся еще на одном "открытии"   А.Золотухина. Он обнару-
жил, что РРО согласно  ст. 1 Закона применяются только при продаже
товаров (предоставлении  услуг) и что никакого упоминания о выпол-
нении работ в  данной статье нет! На этом  основании автор  строит
гипотезу  о том, что  при продаже за  наличные  результатов  работ
РРО может  не применяться, и надеется  дождаться  соответствующего
разъясняющего письма ГНАУ.
    Нам кажется, что у работ шансов уйти от ЭККА-РРО  еще  меньше,
чем у неторговой торговли.
    О работах Закон об РРО действительно не упоминает, но  они,  в
принципе, подразумеваются в услугах, которые в Законе понимаются в
широком значении, то есть явно включают в себя работы.
    Об этом свидетельствует, например, Перечень отдельных  форм  и
условий проведения деятельности в  сфере  торговли,  общественного
питания и услуг, которым разрешено производить расчетные  операции
без применения регистраторов расчетных операций  с  использованием
расчетных книжек и  книг учета  расчетных  операций, {2}  в  п. 11
которого говорится, что  РРО  не  применяются  при  предоставлении
бытовых услуг на дому у заказчика по ремонту и  установке  бытовых
машин и приборов, радиоаппаратуры, ремонту мебели, мелкому ремонту
квартир, ремонту обуви, швейных и трикотажных  изделий,  химчистке
мебели, ковров и др.
    Но бытовые  услуги,  оформляемые  договором  бытового  заказа,
являются разновидностью общего договора подряда. Согласно  ст. 348
ГК ( 1540-06 ) организация {3}, обслуживающая  бытовые потребности
граждан, по этому договору обязуется выполнить для заказчика опре-
деленную работу (пошив, ремонт, химчистку и т.д.), а заказчик обя-
зуется принять и оплатить ее.
    Так, в соответствии с  п.  2.5  Инструкции  по  предоставлению
услуг по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, утвержденной
приказом Украинского союза объединений, предприятий и  организаций
обслуживания населения от 27.08.2000 г.  № 20, услуга  по  ремонту
радиоаппаратуры может предоставляться с использованием  не  только
своих материалов, но и  "составных частей, блоков, узлов, комплек-
тующих изделий" заказчика. То  есть подобная  услуга  представляет
собой не что иное, как выполнение работ из своих материалов или из
материалов заказчика.  Фактически это работа, выполняемая по дого-
вору подряда, хотя она и названа услугой.
    Мы не случайно уделили такое внимание рекомендациям А. Золоту-
хина. Дело не  только в том, что нам  хотелось предостеречь вас от
возможных  ошибок. На самом деле  разбираемая  статья  может  быть
практически очень полезна в том случае, если подобная операция уже
совершилась (естественно, без РРО) и  при  проверке  вам  пытаются
"пришить" штраф.
    Тогда уж все средства хороши, а тезисы упомянутой статьи могут
произвести впечатление на инспектора (а скорее - на судью).  После
01.04.2001 г., кстати, вашу позицию можно будет  усилить  ссылками
на  правило  о  конфликте  интересов  из  п/п.  4.4.1  Закона   от
21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (см. "Бухгалтер" № 7'2001, с.
6-8 и 14). Дескать, при неоднозначном толковании прав и обязаннос-
тей налогоплательщиков, как это имеет место в ситуации с терминами
"торговля" и "услуги", последние должны  толковаться в их наиболее
благоприятном для налогоплательщиков значении.
    (Здесь, правда, есть еще одна проблема - сфера действия прави-
ла о конфликте интересов:  распространяется ли оно вообще на отно-
шения в сфере использования РРО?  Строго говоря, в этом случае не-
однозначно толкуются  права не налогоплательщиков, а пользователей
РРО.)
    Продолжая тему (уже вне связи со статьей  А. Золотухина), рас-
скажем еще  об одной интересной  мысли, которая  недавно  получила
хождение среди бухгалтеров.  Некоторые сочли, что для целей Закона
об РРО услуги, предоставляемые предприятием (в частности, по арен-
де), являются продукцией собственного производства этого предприя-
тия.
    Здесь тоже приходится  констатировать как минимум  неоднознач-
ность. Причем шансы  фискального  решения представляются  нам даже
выше, чем в предыдущих спорных ситуациях.
    Ведь в  п. 1  ст. 9 этого  Закона (см. выше)  сделана оговорка
"кроме предприятий торговли, общественного питания и услуг"! Четче
уже не скажешь!
    Тем же услугодателям, кто уже все-таки "согрешил" с приходными
ордерами, можем посоветовать отбиваться  от  5-кратного  штрафа  с
помощью письма  Комитета ВР по вопросам финансов и банковской дея-
тельности от 10.01.2001 г. № 06-10/5 {4} (см. "Бухгалтерскую газе-
ту" № 5'2001, с. 5). В нем Комитет позволил себе такое замечание:

    "Согласно международной классификации видов деятельности Евро-
    пейского Союза, в соответствии с которой гармонизирована Клас-
    сификация  видов  экономической  деятельности  Украины (КВЭД),
    каждый  уровень  классификации  деятельности  описывается  как
    производство характерной  для него продукции. Продукция являе-
    тся результатом экономической  деятельности. Это общий термин,
    используемый для определения как товаров, так и услуг".

    Естественно, бухгалтера  предприятий сферы  услуг, оформлявшие
оплату этих услуг приходными ордерами, прижатые к стенке проверяю-
щими, могут ухватиться за эти слова. Дескать,  почему  в Законе об
РРО у термина  "продукция  собственного производства"  должно быть
какое-то иное значение, нежели в Классификации?
    Указанная мысль может помочь, если цитирование письма опять же
сопровождать  ссылками на правило о  конфликте  интересов, а также
рассуждениями  о  стратегическом  курсе  Украины  на  гармонизацию
отечественного законодательства с  законодательством  Европейского
Союза. (Классификация гармонизирована с  законодательством  ЕС,  о
чем пишет Комитет.  Будем полагать, пока  не  доказано  иное,  что
Закон об РРО тоже гармонизирован с Европой.)
    Успех, конечно, не  гарантируем, но, в  принципе, и  не исклю-
чаем.

{1} См. "Бухгалтер" № 3'2001, с. 5-11.
{2} См. "Бухгалтер" № 5'2001, с. 6-7.
{3} Авторы учебника  "Зобов'язальне право" (под  ред. А.Дзери, К.:
    Юр?нком, 1998, с. 45) подчеркивают, что в современных условиях
    ст. 348 следует трактовать в контексте нового  рыночного зако-
    нодательства, по которому бытовые  услуги населению могут пре-
    доставляться и предпринимателем.
{4} Хотя это письмо не имеет прямого отношения к РРО  и  посвящено
    льготе по НДС, предоставленной услугам по  сбору  и  заготовке
    отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№9/01, стр. 54
[01.03.2001]
Алла Погребняк, Константин Шелест

------------------------------------------------------------------