Письменные и устные вызовы в правоохранительные органы ------------------------------------------------------------------ Никакая другая область общественных отношений не затрагивает права человека в такой мере, как это происходит при взаимоотноше- нии граждан с государством в лице правоохранительных органов. Граждане, получив вызов в тот или иной правоохранительный орган, не зная своих прав, впадают в состояние стресса и задаются вопросами: идти или не идти, по какому поводу вызов, каковы их права и обязанности, какая ответственность за неявку и какие пос- ледствия тех или иных действий в этих органах, как поступить, если нарушаются права граждан? Ответам на эти вопросы посвящена предла- гаемая консультация. Взаимоотношения граждан с правоохранительными органами могут возникать по разным причинам: по инициативе самих граждан, когда они самостоятельно обращаются в правоохранительные органы за защи- той своих нарушенных прав и законных интересов, или по инициативе правоохранительных органов, которые в силу своих обязанностей и функций, возложенных на них Конституцией и законами Украины, обязаны обращаться к гражданам и общаться с гражданами. Обращение граждан регулируется Законом Украины "Об обращениях граждан" от 02.10.96 г. № 393/96-ВР ( 393/96-ВР ). Этим законом определено, что под обращениями граждан следует понимать изложен- ные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявле- ния (ходатайства) и жалобы. Статьей 20 указанного Закона установлен срок рассмотрения обращений граждан: они рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а обращения, не нуждающиеся в дополнительном изучении, - безотлагательно, но не позднее пятнад- цати дней со дня их получения. Если же гражданин нуждается в безотлагательной помощи, то эта помощь должна быть оказана немед- ленно после обращения гражданина в соответствующие органы или обнаружения самими органами необходимости оказания помощи. Законодательство, регулирующее обращения граждан в различные органы, не настолько обширно, как законодательство, регулирующее порядок вызова граждан в правоохранительные органы. По сути, сколько правоохранительных органов, столько и порядков вызова в эти органы, и эти порядки законодательно достаточно не урегулиро- ваны. Такое положение неприемлемо, необходим специальный закон, регулирующий данный вопрос, поскольку существует "лазейка" для возможного субъективизма лиц, осуществляющих вызов граждан в соот- ветствующие органы. Согласно ст. 2 Закона Украины "О государственной защите работ- ников суда и правоохранительных органов" от 23.12.93 г. № 3781-XII ( 3781-12 ) правоохранительные органы - это органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, органы и учреждения исполнения наказаний государственной контрольно-ревизионной службы, рыбоохраны, государственной лесной охраны, другие органы, осуществляющие правоприменительные или правоохранительные функции. Рассмотрим порядок вызова в правоохранительные органы, в кото- рые гражданин наиболее часто может быть вызван. Вызов в прокуратуру Статьей 8 Закона о прокуратуре установлено, что должностные лица и граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, выясняемым прокурорской проверкой. В случае уклонения от прибытия должностное лицо или гражданин по постановлению прокурора могут быть принудительно доставлены орга- нами милиции. В соответствии со ст. 19 Закона о прокуратуре проверка выпол- нения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушениях законности, требующим прокурорского реагирования, а при наличии поводов - также по собственной инициативе прокурора. Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и конт- роля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству. Под понятием прокурор в рамках Закона о прокуратуре понимают- ся: - Генеральный прокурор Украины и его заместители; - подчиненные прокуроры и их заместители; - старшие помощники и помощники прокурора; - начальники управлений и отделов, их заместители; - старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, дейст- вующие в пределах своей компетенции. Как видим, лица, отнесенные законом к прокурорам, могут вызы- вать должностных лиц и граждан, которые обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения. Закон не определяет, какие это могут быть вызовы: письменные или устные, непосредственно самим прокурором или через третьих лиц, по телефону и т. п., что на практике не исключает возможность применения как тех, так и других. Согласно ст. 28 Закона о прокуратуре лицу, вызываемому в про- куратуру, выплачивается средний заработок за счет государственного бюджета за время, потраченное в связи с вызовом. Основанием для оплаты и отсутствия на работе является повестка с соответствующей отметкой прокуратуры. Однако закон не установил, когда должна быть вручена граждани- ну повестка: до вызова в прокуратуру или после того, как гражданин ее посетил и дал объяснения, что, опять-таки, дает основания конкретному прокурору самостоятельно определить такой порядок. О содержании повестки в законе не говорится ничего, кроме указания на "соответствующую отметку прокуратуры". Необходимо отметить следующее. В соответствии с п. 4 ст. 40 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТа) прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин является основанием для расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа. Поэтому гражданин или должностное лицо при наличии устного вызова в прокуратуру имеет право обратиться к соответствующему прокурору с просьбой о предоставлении предварительного письменного вызова для представления по месту работы. Такая просьба может исходить от любого работающего гражданина. В том числе и руководителя предприятия, так как руководитель несет ответственность за деятельность предприятия и перед учредителями, и перед трудовым коллективом, поскольку в соответствии с КЗоТом коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности. Законодательством установлена ответственность за уклонение от выполнения законных требований прокурора. Так, статьей 185-8 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАПа) уста- новлено, что уклонение от прибытия по вызову в прокуратуру влечет за собой наложение штрафа: - на граждан - от трех до восьми не облагаемых налогом миниму- мов доходов граждан; - на должностных лиц - от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Вызов в милицию Пунктом 3 ст. 11 Закона о милиции для исполнения возложенных на милицию обязанностей ей предоставляется право вызывать граждан и должностных лиц по делам о преступлениях и в связи с находящими- ся в ее производстве материалами. В случае уклонения без уважи- тельных причин от явки по вызову милиции она имеет право подвер- гать граждан приводу в установленном законом порядке. Как видим, закон разделяет вызов по делам о преступлениях и вызов в связи с находящимися в производстве милиции материалами. В случае если возбуждено уголовное дело, гражданин в зависи- мости от обстоятельств дела может быть вызван в милицию в качестве обвиняемого, свидетеля, потерпевшего. В соответствии со ст. 134 Уголовно-процессуального кодекса Украины (УПК) обвиняемый вызывается к следователю по телефону, телефонограммой, телеграммой или повесткой, которая вручается обвиняемому под расписку, с указанием времени вручения. В случае временного отсутствия обвиняемого повестка для передачи ему вру- чается под расписку кому-нибудь из взрослых членов семьи, которые вместе с ним проживают, жилищно-эксплуатационной организации или администрации по месту его работы. Свидетель и потерпевший для допроса в соответствии со ст. 166 УПК вызываются к следователю повесткой, которая вручается под расписку, а в случае их временного отсутствия - кому-нибудь из взрослых членов его семьи, жилищно-эксплуатационной организации, исполнительному комитету поселкового или сельского совета народных депутатов или администрации по месту его работы. Они могут быть вызваны также телеграммой или телефонограммой. В повестке должно быть указано, кто вызывается как свидетель, куда и к кому, день и время явки, а также последствия неявки. Несовершеннолетний свидетель вызывается через законных представи- телей. В соответствии со ст. 70 УПК лицо, вызванное органом дознания, следователем, прокурором или судом в качестве свидетеля, обязано явиться в указанные место и время. Если свидетель не явится без уважительных причин, орган дознания, следователь, прокурор или суд имеют право применить привод через органы внутренних дел в порядке, предусмотренном статьями 135 "Обязательность явки обви- няемого" и 136 "Привод обвиняемого" УПК. Следовательно, привод свидетеля, к сожалению, на уровне закона пока еще ничем не отли- чается от привода обвиняемого. В соответствии со ст. 135 УПК уважительными причинами неявки обвиняемого (соответственно и свидетеля) к следователю в назначен- ный срок признаются: - несвоевременное получение повестки; - болезнь и другие обстоятельства, которые фактически лишают его возможности своевременно явиться к следователю (к ним можно отнести стихийное бедствие, тяжелую болезнь члена семьи, если вызываемый осуществляет уход за ним и поручить такой уход другому лицу не представляется возможным, нарушения в работе транспорта, фактически препятствующие явке, и т. п.). Если имеются указанные обстоятельства, необходимо в обяза- тельном порядке получить подтверждающие документы. Даже если гражданин не работает и больничный лист ему не нужен, но в то же время он чувствует хотя бы легкое недомогание, и его вызывают в правоохранительные органы, то следует иметь в виду следующее. Нездоровый человек в большей или меньшей степени неадекватно воспринимает любую ситуацию, а тем более такую, как следственное действие. Если гражданина вызывают в правоохранительный орган, то для этого имеются какие-то основания. И от его участия в следственных действиях, которые были произведены в болезненном состоянии, зависит дальнейшая перспектива развития уголовного дела, то есть судьба как самого гражданина, так и других людей. Кроме того, могут быть введены в заблуждение правоохрани- тельные органы. Естественно, адвокат в суде может поставить под сомнение доказательства, полученные путем проведения следственных действий с участием больного человека. Но, в свою очередь, у адво- ката должны быть доказательства, подтверждающие болезненное сос- тояние лица. И такими доказательствами могут быть справка от леча- щего врача, лист временной нетрудоспособности, выписка из истории болезни и т.п. Поэтому при стечении таких обстоятельств, как приглашение в правоохранительный орган и болезненное состояние здоровья, необхо- димо прежде всего позаботиться о последнем, то есть обратиться к врачу, и такое обращение должно быть письменно зафиксировано. Привод обвиняемого (ст. 136 УПК) осуществляется органами внутрен- них дел по мотивированному постановлению следователя. Привод обвиняемого, кроме исключительных случаев (которые в законе не определены), осуществляется днем. Привод обвиняемого без предва- рительного вызова может быть применен только в тех случаях, когда обвиняемый уклоняется от следствия или не имеет постоянного места проживания. Постановление о приводе объявляется обвиняемому перед его выполнением. Статьей 71 УПК определено, что за злостное уклонение от явки в суд, в органы предварительного следствия или дознания свидетель несет ответственность по статье 185-4 КоАП, согласно которой такие действия влекут за собой наложение штрафа от трех до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Заметим, что в такой же степени несет ответственность потерпевший, эксперт, переводчик. Как отмечено выше, вызовы в милицию могут быть как по делам о преступлениях, так и в связи с находящимися в производстве милиции материалами. Если первые, хоть и несовершенно, регламентированы нашим устаревшим законодательством, то вторые нет. В Законе о милиции просто указано, что милиции предоставляется право вызывать граждан и должностных лиц. И все. Хотя данный вопрос не совсем урегулирован, необходимо отметить следующее. Пока уголовное дело не возбуждено, то нет и потерпевшего, пос- кольку для признания гражданина потерпевшим или об отказе в этом лицо, осуществляющее дознание, и следователь выносят постановле- ние. Нет и свидетелей, поскольку до возбуждения дела они являются очевидцами. И, естественно, нет обвиняемого, поскольку еще не исключено, что в процессе дознания и следствия некоторые из пред- полагаемых свидетелей, потерпевших и обвиняемых могут "поменяться местами". Отказаться от дачи показаний свидетель не может, поскольку за отказ от дачи показаний или дачи заведомо ложных показаний предус- мотрена уголовная ответственность согласно статьям 178, 179 Уго- ловного кодекса Украины (УК). Но если уголовного дела нет, то нет и свидетелей с их обязанностями и ответственностью. Граждане вправе самостоятельно принимать решение: делать ка- кие-либо сообщения или нет. Это прямо установлено Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.92 г. № 2135-ХII ( 2135-12 ), согласно ст. 8 которого оперативным подразделениям для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности при наличии предусмотренных Законом оснований предоставляется право опрашивать лиц с их согласия, использовать их добровольную помощь. Ответст- венность за отсутствие такого согласия не установлена. Все сказанное относительно вызова свидетелей, потерпевших, об- виняемых в равной степени относиться к вызовам в органы дознания и в органы предварительного следствия. Органами дознания являются (ст. 101 УПК): 1) милиция; 1-1) налоговая милиция - по делам об уклонении от уплаты нало- гов и сборов (обязательных платежей), а также по делам о сокрытии валютной выручки; 2) органы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений - по делам обо всех преступлениях, совершенных подчи- ненными им военнослужащими и военнообязанными во время прохождения сборов, а также по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил Украины в связи с выполнением служебных обязанностей или в расположении насти, соединения, учреждения; 4) таможенные органы - по делам о контрабанде; 5) начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев и воспитательно-трудо- вых профилакториев - по делам о преступлениях против установленно- го порядка несения службы, совершенные работниками этих учрежде- ний, а также по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; 6) органы государственного пожарного надзора по делам о пожа- рах и нарушениях противопожарных правил; 7) органы пограничной охраны - по делам о нарушении госу- дарственной границы; 8) капитаны морских судов, пребывающие в дальнем плавании. Органами предварительного следствия являются (ст. 102 УПК): - следователи прокуратуры, - следователи органов внутренних дел, - следователи налоговой милиции, - следователи органов безопасности. Вызов в Службу безопасности Украины В Законе Украины "О Службе безопасности Украины" от 25.03.92 г. № 2229-ХII не содержатся нормы, устанавливающие случаи и поря- док вызова в органы Службы, безопасности. Порядок вызова в органы безопасности как в органы дознания и предварительного следствия рассмотрен выше. Вызов в органы государственной налоговой службы Статьей 1 Закона о налоговой службе установлено, что к системе органов государственной налоговой службы относятся: - Государственная налоговая администрация Украины; - государственные налоговые администрации в Автономной Респуб- лике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе; - государственные налоговые инспекции в районах, городах (кро- ме городов Киева и Севастополя), районах в городах. Орган государственной налоговой службы может приглашать граж- дан, в том числе граждан - субъектов предпринимательской деятель- ности, для проверки правильности начисления и своевременности уплаты ими налогов, других платежей (п. 1 ст. 11 указанного Зако- на). Письменные уведомления о таких приглашениях направляются гражданам заказными письмами, в которых указываются основания вызова, дата и время, на которое вызывается гражданин. Ответст- венность за неявку в органы государственной налоговой службы законодательством не установлена. Вызов в налоговую милицию Статьей 22 Закона о налоговой службе определены права налого- вой милиции. Должностным лицам налоговой милиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляются права, предусмот- ренные п. 3 ст. 11 Закона о милиции, то есть рассмотренные выше права, касающиеся милиции: - вызывать граждан и должностных лиц по делам о преступлениях и в связи с находящимися в ее производстве материалами; - подвергать их приводу в установленном законом порядке в слу- чае уклонения от явки по вызову без уважительных причин. Обобщая сказанное относительно вызовов граждан по поводу про- курорской проверки, а также в милицию и налоговую милицию в связи с находящимися в их производстве материалами, нужно отметить следующее. Закон обязывает граждан являться в эти органы, и за неявку установлена ответственность. Но законом не установлена ответствен- ность граждан за отказ давать какие-либо пояснения, объяснения, писать объяснительные записки и т. п. при проведении прокурорской проверки и при работе милиции по находящимся в производстве мате- риалам. Все указанные действия гражданином выполняются сугубо добровольно. Однако не следует забывать о статье 187 УК "Недонесение о преступлении" с учетом ст. 63 Конституции Украины, согласно кото- рой "Лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственни- ков, круг которых определяется законом". Справедливости ради необходимо заметить, что вследствие несо- вершенства законодательства и прокуратура, и милиция не имеют достаточных, данных законом прав по работе с гражданами до возбуж- дения уголовного дела. Но поскольку работу правоохранительным органам все равно нужно выполнять, то все несовершенство закона в конечном итоге отражается на конкретном гражданине. Прежде всего это может проявляться в настойчивом предложении письменно изложить те или иные обстоятельства, поскольку письмен- ное изложение заведомо несет в себе элемент добровольности и будет в дальнейшем, при возбуждении уголовного дела, важным доказа- тельством. Второй важный момент - недостаточное урегулирование на уровне закона предоставления адвокатом правовой помощи до возбуж- дения уголовного дела. Среди работников правоохранительных органов распространено мнение, что адвокат допускается к защите только после возбуждения уголовного дела, а до этого с предполагаемым подозреваемым они могут беседовать сколько угодно и без адвоката. Связано такое мнение с тем, что в УПК относительно подробно выписаны права защитника после возбуждения уголовного дела, а до этого момента - правовой вакуум. Мнение такое абсолютно ошибочно, так как проблема эта урегули- рована Конституцией Украины, а также Законом Украины "Об адвокату- ре" от 19.12.92 г. № 2887-ХII. В соответствии со ст. 59 Конститу- ции Украины каждый гражданин имеет право на правовую помощь. Каж- дый гражданин свободен в выборе защитника своих прав. Адвокатура действует для обеспечения права на защиту от обвинения и предос- тавления правовой помощи при решении дел в судах и других госу- дарственных органах в Украине. Именно от настойчивости граждан зависит соблюдение их же прав. Гражданин имеет полное право отказаться от какого-либо письменного изложения, заявив о необходимости ведения протокола. Причем прото- кол должен иметь все обязательные реквизиты, то есть, прежде все- го, наименование "протокол", кем ведется, кого и в качестве кого (свидетеля, очевидца, подозреваемого) допрашивают, дату и время допроса. При отсутствии хотя бы одного из указанных реквизитов такую "бумагу" подписывать нельзя. Гражданин имеет право также потребовать на основании указанной статьи Конституции обязательное присутствие своего адвоката. Естественно, адвокат не подменяет своего доверителя или подзащитного, не дает за него показания, но само его присутствие дополнительно обязывает работника правоохра- нительного органа придерживаться требований закона, придает его действиям признаки официальности. Однако не стоит при реализации своих прав переходить некую черту, что может привести к обратному результату. Так, объяснения того или иного лица могут быть решающими имен- но для отказа по результатам прокурорской проверки в возбуждении уголовного дела, то есть это будет соответствовать интересам лица, давшего необходимые объяснения. Отказ же от объяснений при прове- дении прокурорской проверки может вынудить прокурора возбудить уголовное дело, что приведет уже к более длительному и плотному общению со следователями и прокурорами. Определять целесообраз- ность тех или иных действий должен сам гражданин совместно с адвокатом. Вызов в суд Что касается вызовов в суд, то здесь необходимо различать гражданское судопроизводство и уголовное судопроизводство. Порядок производства по гражданским делам в судах Украины оп- ределяется Гражданским процессуальным кодексом Украины (ГПК). Законодательство о гражданском судопроизводстве устанавливает по- рядок рассмотрения дел по спорам, которые возникают из гражданс- ких, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, дел, которые возникают из административно-правовых отношений, и дел отдельного производства. Дела, возникающие из административно-правовых отно- шений, и дела отдельного производства рассматриваются по общим правилам судопроизводства, кроме отдельных исключений, установлен- ных ГПК и другими законами Украины. Назначением Уголовно-процессуального кодекса Украины (УПК) является определение порядка производства в уголовных делах. В отличие от других органов, вызовы в суд по гражданскому делу детально урегулированы в законе. Вызов в суд по гражданскому делу регламентируется Главой 8 ГПК "Судебные вызовы и сообщения". Судебные вызовы и сообщения осуществляются повестками, которые направляются лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам, представителям общественных организаций и трудовых коллективов по адресу, указанному стороной, самими этими лицами или другими участниками дела. Повестки вместе с обратной распиской посылаются заказным письмом или через рассыльных. Как исключение, повестку можно выдать на руки стороне или ее представителю по их согласию для вручения соответствующим лицам. Повестка о вызове в суд должна быть заблаговременно вручена лицу, которое вызывается, но во вся- ком случае, не позднее чем за пять дней до судебного заседания. Повестка о вызове в суд должна содержать: - наименование и адрес суда с указанием места, дня и времени явки по вызову; - название дела, по которому производится вызов; - указание, в качестве кого вызывается данное лицо (истца, ответчика, третьего лица, свидетеля, эксперта, переводчика); - указание, вызывается ли данное лицо в судебное заседание или на прием к судье; - предупреждение о последствиях неявки или несообщения о при- чинах неявки в судебное заседание. В случаях, указанных в ст. 138 ГПК, суд вместе с повесткой о вызове направляет ответчику копию искового заявления и копии при- ложенных к нему документов. В повестке, которая высылается ответ- чику, должно быть указано, что при наличии у него возражений про- тив иска он должен представить доказательства в подтверждение своих возражений. Участвующим по делу лицам по поводу совершения процессуальных действий, в которых участие этих лиц не является обязатель- ным, высылаются судебные повестки-уведомления. Повестка-уведомле- ние должна содержать: - наименование и адрес суда; - название дела; - указание о том, какое процессуальное действие будет соверше- но; - место, день и время его совершения. Повестки о вызове, адресованные гражданам, вручаются им под расписку. Обратная расписка с их подписью подлежит возврату в суд с указанием времени получения. Повестка, адресованная государственному предприятию, учрежде- нию, организации, колхозу, другой кооперативной организации, их объединению, другой общественной организации, вручается соот- ветствующему служебному лицу, которое расписывается в ее получении на обратной расписке. Если вызываемое лицо не будет обнаружено в месте проживания, повестку вручают кому-либо из взрослых членов семьи, которые про- живают вместе с ним, а при отсутствии их - домоуправлению или администрации по месту работы, а в сельских местностях - исполни- тельному комитету сельского совета народных депутатов. Служебное лицо, получившее повестку, обязано под свою ответственность немед- ленно вручить ее вызываемому лицу. При отказе адресата получить повестку, лицо, которое ее дос- тавляет, производит соответствующую отметку на повестке и возвра- щает ее в суд. Отметка об отказе получить повестку утверждается подписью служебного лица домоуправления или исполкома сельского совета народных депутатов, или представителя администрации по месту работы, или подписями не менее двух граждан. С учетом изменений, внесенных Законом Украины от 17.02.2000 г. № 1464-III ( 1464-14 ) в статьи 172, 173, 229 ГПК, неявка истца в судебное заседание по гражданскому делу без уважительных причин или его повторная неявка независимо от причин дает основание суду оставить исковое заявление без рассмотрения. В этом случае упла- ченная государственная пошлина не подлежит возврату. Неявка ответчика влечет за собой рассмотрение судом дела на основании имеющихся в деле материалов, то есть ответчик, не являясь в суд или не сообщая суду (судье) причину своей неявки, практически сам устраняется от защиты своих интересов. Сообщить о причинах своей неявки в суд, а также в другие пра- воохранительные органы можно любым доступным способом: через адво- ката, письменно и даже по телефону. Вызовы в суд по уголовному делу также недостаточно урегулиро- ваны. После того, как обвиняемый отдан под суд, он называется подсу- димым. Копия обвинительного заключения и повестка о вызове в суд вручаются подсудимому под расписку не позднее, чем за трое суток до дня рассмотрения дела в суде. Все остальные лица уведомляются о дне рассмотрения дела в суде в те же сроки. Свидетели, эксперты, переводчики вызываются в суд повесткой. Если подсудимый несовершеннолетний, то копия обвинительного заключения вручается ему и его законному представителю. О содержании повестки и порядке ее вручения в законе не гово- рится ничего. Необходимо отметить, что если уголовное дело "дошло" до суда, то все участвующие в процессе лица, как правило, знают, по какому вопросу их вызывают в суд. Неявка лиц, которые обязательно должны быть вызваны (потерпев- шие, свидетели) в суд по уголовному делу, имеет иные последствия, чем при рассмотрении гражданского дела. Неявка в суд по уголовному делу вынуждает судью отложить слушание дела, вызывать этих лиц повторно, а если такие вызовы не возымеют действия, подвергать их приводу в порядке, рассмотренном выше. Неявка без уважительных причин указанных лиц не дает возможности судье вынести объективный приговор. Если же лицо не может прибыть в суд по объективным причинам (выезд на постоянное место жительства в другое государство, тяжелая болезнь и т.п.), то суд рассматривает показания данного лица, предоставленные им на предварительном следствии. Существует категория уголовных дел, возбуждаемых не иначе как по жалобе по- терпевшего. В этих делах дознание и предварительное следствие не проводятся. Перечень таких дел приведен в ст. 27 УПК - это дела о преступлениях относительно действий, которыми причинен ущерб пра- вам и интересам отдельных граждан, предусмотренных: - ст. 106 "Преднамеренное легкое телесное повреждение" УПК; - ч. 1 ст. 107 "Побои и истязания" УПК; - ч. 1 ст. 125 "Клевета" УПК; - ст. 126 "Оскорбление" УК; - ст. 198 "Самоуправство" УК. В соответствии со ст. 251 УПК судья, получив от потерпевшего заявление с просьбой о возбуждении дела, при наличии достаточных оснований, указывающих на совершение преступления, своим постанов- лением возбуждает дело и отдает обвиняемого под суд. Подсудимому по указанной категории дел не позднее чем за трое суток до дня слушания дела должна быть вручена повестка о вызове его в судебное заседание с указанием статьи закона, по которой он обвиняется. Необходимо отметить, что имеют свои особенности вызовы в суд лиц, имеющих право на обеспечение безопасности в соответствии с Законом Украины "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве" от 23.12.93 г. № 3782-ХII ( 3782-12 ). К таким лицам относятся: - лицо, заявившее в правоохранительный орган о преступлении либо в иной форме участвовавшее или способствовавшее обнаружению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; - потерпевший и его представитель по уголовному делу; - подозреваемый, обвиняемый, защитники и законные представите- ли; - гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по делу о возмещении ущерба, причиненного преступлением; - свидетель; - эксперт, специалист, переводчик и понятой; - члены семей и близкие родственники указанных лиц. Основанием для принятия мер обеспечения безопасности указанных лиц, являются данные, свидетельствующие о наличии реальной угрозы их жизни, здоровью, жилищу и имуществу. Особенность заключается в том, что в список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, не включаются действительные анкетные данные о лице, взятом под защиту, а вызов в суд этого лица произ- водится исключительно через орган, осуществляющий меры безопаснос- ти. Вызов в арбитражный суд Такие вызовы также просты, как и весь арбитражный процесс. Участники процесса узнают о времени и месте проведения заседания арбитражного суда из определения о возбуждении производства по делу, в котором стороны обязываются выполнить необходимые действия относительно подготовки дела к рассмотрению (например, представить необходимые документы, произвести сверку расчетов и т. п.). Согласно ст. 81 Арбитражно-процессуального кодекса Украины (АПК) Арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если истец без уважительных причин не подал истребованные арбитражным судом материалы, необходимые для разрешения спора, или представитель истца не явился на вызов в заседание арбитражного суда и его неяв- ка препятствует разрешению спора. После устранения обстоятельств, которые обусловили оставление иска без рассмотрения, истец имеет право повторно обратиться с ним в арбитражный суд в общем порядке. При неявке на заседание арбитражного суда представителей истца или ответчика или же обеих сторон дело может быть рассмотрено без их участия, если судья считает, что их неявка не препятствует разрешению спора (ст. 70 АПК). Вызов в органы (к должностным лицам), уполномоченные рассмат- ривать дела об административных правонарушениях В Украине административная юрисдикция осуществляется как суда- ми общей юрисдикции, так и различными административными органами. Согласно КоАП таких органов в Украине великое множество: - административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов народных депутатов; - исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов народ- ных депутатов; - районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних; - органы внутренних дел, органы государственных инспекций; - органы государственного пожарного надзора; - органы железнодорожного транспорта; - органы морского транспорта; - органы Министерства труда и социальной политики Украины; - таможенные органы; - органы государственной контрольно-ревизионной службы в Укра- ине; - органы государственной налоговой службы Украины; - военные комиссариаты; - органы, учреждения и заведения государственной санитарно- эпидемиологической службы; - органы земельных ресурсов; - органы охраны водных ресурсов; - органы лесного хозяйства; - органы Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины; - органы Пенсионного фонда Украины и Фонда социального страхо- вания Украины; - органы Государственного комитета Украины по делам защиты прав потребителей; - органы государственного контроля по ценам; - инспекции государственного архитектурно-строительного конт- роля и др. В соответствии со ст. 268 КоАП при рассмотрении ряда дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП и рассмат- риваемых судом или милицией, присутствие лица, которое привлекает- ся к административной ответственности, является обязательным. Во время отсутствия этого лица дело может быть рассмотрено только в случаях, когда есть данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и непоступлении от него хода- тайства об отложении рассмотрения дела. В случае уклонения его от явки на вызов органа внутренних дел или судьи это лицо может быть поддано приводу органом внутренних дел (милицией). Обжалование действий правоохранительных органов В соответствии со ст. 26, 27 Закона о милиции контроль за деятельностью милиции осуществляют Кабинет Министров Украины, Министр внутренних дел Украины и в пределах своей компетенции Советы народных депутатов. Надзор за соблюдением законности в деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры. Прокурор рассматривает заявления и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отне- сено к компетенции суда. Прокурор осуществляет надзор за соблюде- нием требований законодательства относительно порядка рассмотрения жалоб всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами. Принятое прокурором решение может быть обжаловано вышестоящему прокурору, а в предусмотренных законом случаях - в суде. После принятия решения по жалобе Генеральным прокурором Украины прекра- щается производство по такой жалобе. Решением Конституционного Суда Украины от 30.10.97 г. № 5-зп по делу об официальном толковании статей 3, 23, 31, 47, 48 Закона Украины "Об информации" от 02.10.92 г. № 2657-ХII и ст. 12 Закона о прокуратуре признано неконституционным положение ч. 4 ст. 12 Закона о прокуратуре относительно возможности обжалования принято- го прокурором решения через суд только в предусмотренных законом случаях, поскольку исключения из конституционных норм устанавли- ваются Конституцией Украины, а не другими нормативными актами. Принятие решения Генеральным прокурором Украины по жалобам прекращает производство по таким жалобам в органах прокуратуры, но не может стать препятствием для дальнейшего обращения в суд (ч. 5 ст. 12 Закона о прокуратуре). Обжалование действий органов милиции и налоговой милиции в связи с расследованием уголовного дела регламентируется главой 22 УПК. Статьей 234 УПК определен порядок обжалования действий следо- вателя, согласно которой действия следователя могут быть обжалова- ны прокурору как непосредственно, так и через следователя. Жалобы могут быть как письменные, так и устные. Устные жалобы прокурор или следователь заносит в протокол. Следователь обязан в течение суток направить прокурору поступившую к нему жалобу вместе со своими пояснениями. Подача жалобы не приостанавливает выполне- ния действия, которое обжалуется, если такое приостановление не признает необходимым следователь или прокурор. Прокурор в течение трех дней после получения жалобы обязан разрешить ее и сообщить о результатах заявителю. Отказ в удовлет- ворении жалобы должен быть мотивирован. Решение прокурора может быть обжаловано вышестоящему прокурору. Также ст. 236 УПК установлен порядок обжалования действий прокурора. Жалоба на действия прокурора при проведении им предва- рительного следствия или отдельных действий следователя по делу направляется вышестоящему прокурору. Статья 236-3 УПК определяет порядок обжалования в суд санкции прокурора на арест. Санкция прокурора на арест может быть обжало- вана арестованным, его защитником, законным представителем в районный (городской) суд по местонахождению прокурора, который дал санкцию на арест. Жалоба направляется в суд непосредственно или через администрацию мест предварительного заключения, которая обязана в течение суток послать жалобу в соответствующий суд. Жалоба на санкцию прокурора на арест рассматривается судьей единолично. Получив жалобу, судья истребует материалы, на основа- нии которых дана санкция на арест, и знакомится с ними. Жалоба назначается к рассмотрению в трехдневный срок с момента получения материалов, на основании которых дана санкция на арест. В случае необходимости в судебном заседании заслушиваются объяснения арес- тованного, его защитника, законного представителя. О времени рассмотрения жалобы судья сообщает прокурору, который вправе при- нять участие в рассмотрении жалобы и высказать свои доводы. Рассмотрев жалобу, судья принимает одно из решений: - оставляет жалобу без удовлетворения; - отменяет санкцию на арест. В случае отмены судьей решения об аресте арестованный подлежит немедленному освобождению из-под стражи. Постановление судьи высы- лается лицу, в отношении которого производится дело, прокурору, давшему санкцию на арест, и лицу, подавшему жалобу. Указанное постановление судьи обжалованию в кассационном порядке не подле- жит. В заключение следует сказать, что знание гражданами своих прав и обязанностей при вызове в правоохранительные органы позволит избежать ошибок как органами, так и гражданами, сделает взаимное общение более коротким и менее стрессовым. Перечень сокращенных обозначений нормативных документов, ис- пользованных в данной консультации: 1. Закон о налоговой службе - Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 04.12.90 г. № 509-ХII, в редакции Закона Украины от 24.12.93 г. № 3813-XII, с изменениями и дополне- ниями. 2. Закон о милиции - Закон Украины "О милиции" от 20.12.90 г. № 565-XII с изменениями и дополнениями. 3. Закон о прокуратуре - Закон Украины "О прокуратуре" от 05.11.91 г. № 1769-ХII с изменениями и дополнениями. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" № 12/01, cтр. 65 [26.03.2001] Константин Докийчук адвокат ------------------------------------------------------------------