ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ Л И С Т N 4138/7/19-1317 від 29.03.2001 Относительно предоставления разъяснений к порядку начисления и погашения пени Государственная налоговая администрация во исполнение подпункта 4.4.2 пункта 4.2 статьи 4 Закона Украины от 21.12.2000 г. N 2181-III ( 2181-14 ) "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" доводит для сведения и учета в работе комментарий (разъяснение) к порядку начисления и погашения пени, взыскиваемой с плательщиков налогов в связи с несвоевременным погашением согласованного налогового обязательства, установленному Инструкцией о порядке начисления и погашения пени, утвержденной приказом ГНА Украины от 01.03.2001 г. N 77 ( z0240-01 ) и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 16.03.2001 г. под N 240/5431. Обязуем довести указанное до подчиненных налоговых органов и плательщиков налогов. Заместитель Председателя В.Онищенко Комментарий (разъяснение) к Инструкции о порядке начисления и погашения пени С 1 апреля 2001 года вступает в силу порядок начисления и погашения пени, взыскиваемой с плательщиков налогов в связи с несвоевременным погашением согласованного налогового обязательства, установленный Инструкцией о порядке начисления и погашения пени, утвержденной приказом ГНА Украины от 01.03.2001 г. N 77 ( z0240-01 ) и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 16.03.2001 г. под N 240/5431. Указанная Инструкция разработана в соответствии с Законом Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" ( 2181-14 ), Законом Украины "О системе налогообложения в Украине" ( 1251-12 ), Законом Украины "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ) и другими нормативно-правовыми актами. С учетом того что новый порядок начисления и погашения пени существенно отличается от действовавшего до 01.04.2001 г., хотелось бы обратить внимание на наиболее принципиальные отличия. Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты. Предельным сроком уплаты налогового обязательства являются: - при самостоятельном начислении суммы налогового обязательства плательщиком налогов - 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного для представления налоговой декларации (то есть, например, при представлении декларации 20-го числа срок погашения налогового обязательства - с 21-го по 30-е число); - при начислении суммы налогового обязательства контролирующими органами - 10 календарных дней со дня получения плательщиком налогового уведомления (решения) о таком начислении (то есть, например, при доначислении суммы по акту проверки налогового органа, если налоговое уведомление (решение) вручено плательщику 10- го числа, срок погашения налогового обязательства - с 11-го по 20-е число). В случае если плательщик налогов считает, что контролирующий орган неверно определил сумму налогового обязательства, он имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре принятого решения. Жалоба должна быть подана в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения плательщиком налогового уведомления или другого решения налогового органа, в письменной форме и может сопровождаться любыми документами, которые плательщик считает нужным представить. Контролирующий орган обязан направить свое решение по поводу рассмотрения жалобы в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы. В случае если контролирующий орган не удовлетворяет или не полностью удовлетворяет жалобу плательщика, последний в течение 10 календарных дней, следующих за днем ответа, имеет право обратиться с повторной жалобой в контролирующий орган более высокого уровня, а в случае повторного полного или частичного неудовлетворения жалобы - в контролирующий орган более высокого уровня с соблюдением вышеуказанных сроков. Окончательное решение высшего (центрального) контролирующего органа может быть обжаловано в судебном порядке. Обжалование сумм начисленных плательщику штрафных санкций, предусмотренных Законом, приравнивается к обжалованию сумм налога. Руководитель контролирующего органа может принять решение о продлении сроков рассмотрения жалобы плательщика сверх вышеуказанных, но не более 60 календарных дней и письменно уведомить об этом плательщика. В случае если в соответствии с законом контролирующий орган самостоятельно определяет налоговое обязательство плательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, плательщик имеет право на административное обжалование решений в течение 30 дней вместо 10. При проведении процедуры административного обжалования налогового обязательства, описанной выше, предельным сроком уплаты налогового обязательства являются: - 10 календарных дней со дня получения плательщиком решения о частичном удовлетворении жалобы при условии его согласования с плательщиком (налоговый компромисс); - 10 календарных дней со дня получения плательщиком решения контролирующего органа, не подлежащего дальнейшему административному обжалованию; - 10 календарных дней со дня возбуждения судом (арбитражным судом) производства по делу по иску плательщика налогов о признании недействительным решения контролирующего органа. Новый порядок предусматривает единый размер пени по всем налогам и сборам (обязательным платежам), за исключением пени относительно нарушения сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности, при этом: 1) пеня начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии); 2) для исчисления пени за каждый календарный день просрочки в уплате налогового долга используется единый расчетный размер пени - 120 процентов от ставки НБУ; 3) для расчета пени берется большая из двух учетных ставок НБУ - на день возникновения налогового долга или на день его погашения. С учетом вышеуказанных требований пеня по новому порядку рассчитывается исключительно в момент уплаты налогового долга (части налогового долга). Плательщик налогов при частичном погашении налогового долга обязан определять сумму такой части с учетом самостоятельно начисленной пени (пример расчета пени приведен в Инструкции). Полным же погашением налогового долга является погашение налогового долга с учетом как пени, так и штрафных санкций. Однако считаем уместным напомнить, что при своевременной и полной уплате платежей в бюджет у плательщиков не возникнет недоразумений с контролирующими органами и не будет проблем, связанных с начислением пени. Поэтому надеемся на своевременную и полную уплату всех видов платежей в бюджет. Начальник Главного управления учета и отчетности ГНАУ А.Парпалыга "Бухгалтерская газета", N 14, 11 апреля 2001 г.