В свете  выхода новых законов "Об общеобязательном  государст-
    венном социальном  страховании  на  случай безработицы" и  "Об
    общеобязательном государственном социальном страховании в свя-
    зи с временной утратой трудоспособности и расходами,  обуслов-
    ленными рождением и погребением" просим ответить на  следующие
    вопросы.
    Наше предприятие является плательщиком единого налога. Следует
    ли нам производить начисления на расходы на оплату труда:
    - взноса в фонд ОГСС по  временной  утрате  трудоспособности в
    размере 2,5%;
    - взноса в фонд ОГСС на случай безработицы в размере 2%.
    Если предприятие обязано начислять  такие  взносы, то с  какой
    конкретно даты?

    * * *

    В соответствии с Законом Украины "О размере взносов на некото-
рые виды  общеобязательного государственного  социального  страхо-
вания"  от  11.01.2001 г.  ( 2213-14 )  устанавливаются  следующие
размеры  взносов  на  общеобязательное  государственное социальное
страхование:
    - в связи с временной  утратой  трудоспособности  и расходами,
обусловленными рождением и  погребением, для  работодателей - 2,5%
суммы фактических расходов на  оплату  труда  наемных  работников,
включающих расходы на выплату основной и дополнительной заработной
платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе
в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-пра-
вовым актам, принятым в соответствии  с Законом Украины "Об оплате
труда", и подлежат обложению подоходным налогом с граждан;
    - на общеобязательное государственное  социальное  страхование
на случай безработицы, для работодателей с  1 января 2001  (факти-
чески с  22 февраля  2001 года) - 2,0 %,  а с 1 июля  2001 - 2,5 %
суммы  фактических  расходов  на оплату  труда наемных работников,
включающих расходы на выплату основной и дополнительной заработной
платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе
в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-пра-
вовым актам, принятым в соответствии с Законом Украины "Об  оплате
труда", и подлежат обложению подоходным налогом с граждан.
    Согласно Указу Президента Украины "Об упрощенной системе нало-
гообложения, учета и отчетности субъектов малого  предприниматель-
ства" от 03.07.98 г.  № 727  субъект  малого  предпринимательства, 
который уплачивает единый налог, не является плательщиком сбора на 
обязательное социальное страхование.
    Вопрос об уплате/не уплате сборов на общеобязательное социаль-
ное страхование плательщиком единого налога  возник  в  результате
изменения с 22 февраля 2001 года  термина  "сбор  на  обязательное
социальное страхование" на термин "взнос на общеобязательное госу-
дарственное социальное страхование".
    Следует отметить, что экономическая и правовая сущность  таких
платежей  не изменилась, - они  призваны,  как и  прежде, гаранти-
ровать  материальное  обеспечение  работников на  случай  безрабо-
тицы либо временной утраты трудоспособности, а также в иных случа-
ях, предусмотренных законодательством, и предоставление социальных
услуг за счет средств  соответствующего государственного  целевого
фонда.
    Следует  отметить, что  в письме от 25.01.2001 г.  № ГЦ-05-217 
Государственный  центр занятости  Министерства труда  и социальной 
политики Украины высказал мнение, что в силу  расхождения терминов 
"сбор на обязательное социальное страхование  на случай безработи-
цы" и "взнос на общеобязательное государственное  социальное стра-
хование на случай безработицы", cоответствующие нормы Указа Прези-
дента Украины № 727 в части освобождения субъектов малого предпри-
нимательства,  уплачивающих  единый  налог,  от  уплаты  сбора  на 
обязательное социальное страхование утратили силу с момента вступ-
ления  в силу Закона  Украины "О размере взносов на некоторые виды 
общеобязательного государственного социального страхования"  (с 22 
февраля 2001 года). С этого  момента субъекты  предпринимательской  
деятельности, использующие наемный труд, должны уплачивать страхо-
вые взносы на общеобязательное государственное социальное  страхо-
вание  на случай  безработицы  в  установленных  законодательством 
размерах  независимо от того, какую  систему  налогообложения  они 
избрали - упрощенную или общую.
    Мнение Государственного центра занятости не соответствует  за-
конодательству  Украины и не должно приниматься во  внимание,  так
как сущность вышеуказанных выплат не  изменилась;  изменение  лишь
внешней формы (слова), а не  внутреннего  содержания  (смысла)  не
должно повлечь какие-либо правовые последствия (в виде отмены  или
установления экономических и правовых льгот).
    Мнение Государственного центра занятости было бы неверно  даже
в том случае, если изменилась бы сама сущность таких выплат.  Пос-
кольку согласно статье 1 Закона Украины "О  системе  налогообложе-
ния"  от  25.06.91 г. ( 1251-12 )  с  изменениями  и  дополнениями
"налоги и сборы (обязательные платежи), взимание которых не преду-
смотрено  этим Законом ... уплате не  подлежат".  В данном  Законе
четко указана обязательность уплаты сбора на обязательное социаль-
ное страхование и не указывается на обязательность уплаты  страхо-
вых взносов на общеобязательное государственное социальное страхо-
вание на случай  безработицы.  Таким  образом,  в  соответствии  с
Законом  Украины  "О системе  налогообложения",  если  принять  во
внимание мнение Государственного центра занятости о несоответствии
экономической и правовой сущности понятия  "сбор  на  обязательное
социальное страхование" понятию "взнос на  общеобязательное  госу-
дарственное социальное страхование", то последний вообще не должен
уплачиваться налогоплательщиками.
    Также,  со вступлением  с 1 апреля  2001  года  в силу  Закона
Украины  "О  порядке,  погашения  обязательств  налогоплательщиков
перед  бюджетами и  государственными  целевыми  фондами", согласно
подпункту 4.4.1 которого  при апелляционном  согласовании (споре с
контролирующим органом по вопросу правильности взимания налога или
общеобязательного  платежа),  в случае если  нормы разных  законов
допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав  и  обязан-
ностей  налогоплательщиков или контролирующих органов,  вследствие
чего имеется возможность принять решение в пользу  как  налогопла-
тельщика, так и  контролирующего  органа,  решение  принимается  в
пользу налогоплательщика.
    Таким образом, субъекты  малого  предпринимательства,  которые
уплачивают  единый налог, по-прежнему  не  являются  плательщиками
взносов на общеобязательное государственное социальное страхование
в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обуслов-
ленными рождением и погребением, а  также  взносов  на  общеобяза-
тельное государственное социальное страхование на случай  безрабо-
тицы.


------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
№ 14/01, стр. 42
[13.04.2001]
И.М. Сокол 
директор АФ "Капитал", г.Запорожье
------------------------------------------------------------------