В свете выхода новых законов "Об общеобязательном государст- венном социальном страховании на случай безработицы" и "Об общеобязательном государственном социальном страховании в свя- зи с временной утратой трудоспособности и расходами, обуслов- ленными рождением и погребением" просим ответить на следующие вопросы. Наше предприятие является плательщиком единого налога. Следует ли нам производить начисления на расходы на оплату труда: - взноса в фонд ОГСС по временной утрате трудоспособности в размере 2,5%; - взноса в фонд ОГСС на случай безработицы в размере 2%. Если предприятие обязано начислять такие взносы, то с какой конкретно даты? * * * В соответствии с Законом Украины "О размере взносов на некото- рые виды общеобязательного государственного социального страхо- вания" от 11.01.2001 г. ( 2213-14 ) устанавливаются следующие размеры взносов на общеобязательное государственное социальное страхование: - в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, для работодателей - 2,5% суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников, включающих расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-пра- вовым актам, принятым в соответствии с Законом Украины "Об оплате труда", и подлежат обложению подоходным налогом с граждан; - на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, для работодателей с 1 января 2001 (факти- чески с 22 февраля 2001 года) - 2,0 %, а с 1 июля 2001 - 2,5 % суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников, включающих расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-пра- вовым актам, принятым в соответствии с Законом Украины "Об оплате труда", и подлежат обложению подоходным налогом с граждан. Согласно Указу Президента Украины "Об упрощенной системе нало- гообложения, учета и отчетности субъектов малого предприниматель- ства" от 03.07.98 г. № 727 субъект малого предпринимательства, который уплачивает единый налог, не является плательщиком сбора на обязательное социальное страхование. Вопрос об уплате/не уплате сборов на общеобязательное социаль- ное страхование плательщиком единого налога возник в результате изменения с 22 февраля 2001 года термина "сбор на обязательное социальное страхование" на термин "взнос на общеобязательное госу- дарственное социальное страхование". Следует отметить, что экономическая и правовая сущность таких платежей не изменилась, - они призваны, как и прежде, гаранти- ровать материальное обеспечение работников на случай безрабо- тицы либо временной утраты трудоспособности, а также в иных случа- ях, предусмотренных законодательством, и предоставление социальных услуг за счет средств соответствующего государственного целевого фонда. Следует отметить, что в письме от 25.01.2001 г. № ГЦ-05-217 Государственный центр занятости Министерства труда и социальной политики Украины высказал мнение, что в силу расхождения терминов "сбор на обязательное социальное страхование на случай безработи- цы" и "взнос на общеобязательное государственное социальное стра- хование на случай безработицы", cоответствующие нормы Указа Прези- дента Украины № 727 в части освобождения субъектов малого предпри- нимательства, уплачивающих единый налог, от уплаты сбора на обязательное социальное страхование утратили силу с момента вступ- ления в силу Закона Украины "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" (с 22 февраля 2001 года). С этого момента субъекты предпринимательской деятельности, использующие наемный труд, должны уплачивать страхо- вые взносы на общеобязательное государственное социальное страхо- вание на случай безработицы в установленных законодательством размерах независимо от того, какую систему налогообложения они избрали - упрощенную или общую. Мнение Государственного центра занятости не соответствует за- конодательству Украины и не должно приниматься во внимание, так как сущность вышеуказанных выплат не изменилась; изменение лишь внешней формы (слова), а не внутреннего содержания (смысла) не должно повлечь какие-либо правовые последствия (в виде отмены или установления экономических и правовых льгот). Мнение Государственного центра занятости было бы неверно даже в том случае, если изменилась бы сама сущность таких выплат. Пос- кольку согласно статье 1 Закона Украины "О системе налогообложе- ния" от 25.06.91 г. ( 1251-12 ) с изменениями и дополнениями "налоги и сборы (обязательные платежи), взимание которых не преду- смотрено этим Законом ... уплате не подлежат". В данном Законе четко указана обязательность уплаты сбора на обязательное социаль- ное страхование и не указывается на обязательность уплаты страхо- вых взносов на общеобязательное государственное социальное страхо- вание на случай безработицы. Таким образом, в соответствии с Законом Украины "О системе налогообложения", если принять во внимание мнение Государственного центра занятости о несоответствии экономической и правовой сущности понятия "сбор на обязательное социальное страхование" понятию "взнос на общеобязательное госу- дарственное социальное страхование", то последний вообще не должен уплачиваться налогоплательщиками. Также, со вступлением с 1 апреля 2001 года в силу Закона Украины "О порядке, погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", согласно подпункту 4.4.1 которого при апелляционном согласовании (споре с контролирующим органом по вопросу правильности взимания налога или общеобязательного платежа), в случае если нормы разных законов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязан- ностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего имеется возможность принять решение в пользу как налогопла- тельщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика. Таким образом, субъекты малого предпринимательства, которые уплачивают единый налог, по-прежнему не являются плательщиками взносов на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обуслов- ленными рождением и погребением, а также взносов на общеобяза- тельное государственное социальное страхование на случай безрабо- тицы. ------------------------------------------------------------------ "Ориентир" № 14/01, стр. 42 [13.04.2001] И.М. Сокол директор АФ "Капитал", г.Запорожье ------------------------------------------------------------------