Касса и кассовые операции

------------------------------------------------------------------

    15  марта  2001  года  в  Министерстве  юстиции   Украины  под
№ 237/5428 зарегистрировано Положение № 72 ( z0237-01 ), которым в
ближайшее будущее будет регулироваться ведение кассовых операций в
национальной валюте.  Данное Положение вступит в силу через десять
дней после опубликования в "Официальном вестнике Украины". На дату
подготовки этой консультации указанное Положение не опубликовано.
    Требования  данного  Положения  распространяются  и   являются
обязательными для выполнения:
    юридическими лицами независимо от  их  организационно-правовых
форм и форм собственности, а также их обособленными подразделения-
ми;
    представительствами иностранных  организаций и фирм, осуществ-
ляющих предпринимательскую деятельность;
    физическими лицами  -  субъектами предпринимательской деятель-
ности  без  создания  юридического  лица (предпринимателями), осу-
ществляющими операции с наличностью.
    Нормы данного Положения не распространяются на:
    - учреждения банков;
    - предприятия почтовой связи;
    расположенные на территории Украины:
    - иностранные дипломатические, консульские, другие официальные
представительства;
    - международные организации и их филиалы, пользующиеся иммуни-
тетом и дипломатическими привилегиями;
    - представительства других иностранных организаций и филиалов,
не осуществляющих предпринимательской деятельности.

    Организация наличных расчетов

    В соответствии с  п. 2.1 Положения № 72 ( z0237-01 ) предприя-
тия могут  осуществлять расчеты по своим обязательствам как в без-
наличной, так и в наличной форме.

==================================================================
       Наличные расчеты производятся (п. 2.2 Положения № 72):
==================================================================
             за счет            |              через
--------------------------------+---------------------------------
средств, полученных с их текущих| - кассу предприятия с ведением
счетов, открытых в учреждениях  |   кассовой книги установленной
банков                          |   формы;
--------------------------------| - учреждения банков согласно
наличной выручки - суммы полу-  |   требованиям Инструкции № 1
ченных наличных средств от      |
реализации продукции (товаров,  |
работ, услуг) и внереализацион- |
ных поступлений                 |
------------------------------------------------------------------

    Установлена предельная норма наличного расчета между предприя-
тиями (предпринимателями), в соответствии с которой  сумма расчета
не должна  превышать, три тысячи  гривен  в  течение одного дня по
одному  или  нескольким  платежным  документам (п.  2.3  Положения
№ 72). При этом количество предприятий (предпринимателей), с кото-
рыми производятся расчеты, в течение дня не ограничивается.
    Платежи свыше установленной нормы производятся исключительно в
безналичном порядке.
    Положением № 72 определен круг юридических  лиц  (предприятий,
учреждений, и т.п.) и физических  лиц (предпринимателей),  а также
вид расчетов, на которых  распространяются  (не  распространяются)
нормы  п. 2.3 данного Положения, что не было ранее установлено По-
рядком № 21.

==================================================================
                    Нормы п. 2.3 Положения № 72:
==================================================================
   распространяются на расчеты |  не распространяются на расчеты
-------------------------------+----------------------------------
- наличностью одного предприя- | - с физическими лицами;
тия (предпринимателя) с другим | - с бюджетами и государственными
предприятием (предпринимате-   |   целевыми фондами;
лем);                          | - за потребленную электроэнергию;
- наличностью предприятий в    | - в случае использования средств,
оплату за товары, приобретенные|   выданных на командировку;
на производственные (хозяйст-  |   связанные с:
венные) нужды за счет средств, | - добровольными пожертвованиями;
полученных по корпоративным    | - благотворительной помощью;
(платежным) карточкам          | - наличностью, изъятой органами
                               |   государственной налоговой
                               |   службы;
                               |   а также при использовании малы-
                               |   ми и средними предприятиями на-
                               |   личных средств, полученных ими
                               |   за счет кредитной линии Евро-
                               |   пейского банка реконструкции и
                               |   развития для развития малых и
                               |   средних предприятий
------------------------------------------------------------------

    В случае нарушения  предприятием (предпринимателем) - платель-
щиком установленных норм, т.е. если такое предприятие рассчиталось
с предприятием (предпринимателем) наличностью в сумме свыше  3 000
грн., средства, превышающие указанную сумму, прибавляются к факти-
ческим остаткам наличности в их  кассе на конец  дня осуществления
этой операции. И далее  полученная  расчетная сумма сравнивается с
утвержденным лимитом кассы. Пунктом 1  Указа № 436 ( 436/95 ) пре-
дусмотрены штрафные  санкции за превышение  установленных  лимитов
остатка наличности в кассах предприятий в размере двукратной суммы
сверхлимитной наличности за каждый день.

    Пример

    Предприятие "КоТ" 30.03.2001 г.  внесло  в  кассу  предприятия
"МиШ" денежные средства:
    за полученные материальные ценности - 2500 грн.;
    за транспортные услуги - 1500 грн.
    Лимит кассы предприятия "КоТ" установлен в размере 500 грн.
    Остаток  наличности в кассе  на конец  30.03.2001 г. составлял
350 грн.
    Проанализируем нарушение следующим образом:
    общая сумма платежа 30.03.2001 г. составила:
    2500 + 1500 = 4000 грн.;
    превышение установленной п. 2.3 Положения № 72 нормы:
    4000 - 3 000 = 1000 грн.;
    расчетная сумма наличности в кассы на конец 30.03.2001 г.:
    1000 + 350 = 1350 грн.;
    сумма  превышения   установленного  лимита  кассы  предприятия
"КоТ" равна:
    1350 - 500 = 850 грн.
    Следует отметить, что пунктом 2.5 Положения № 72 устанавливае-
тся норма для предприятий, осуществляющих  операции с металлоломом
(специализированных предприятий или специализированных металлурги-
ческих перерабатывающих предприятий, а также их  приемных пунктов,
осуществляющих операции с металлоломом в соответствии  с Законом о
металлоломе ( 619-14 )). Такие предприятия должны рассчитываться с
предприятиями-поставщиками, предпринимателями, физическими  лицами
за принятый металлолом только в  безналичной форме. Средства пере-
числяются  с текущих счетов  предприятий-плательщиков  на  текущие
(вкладные) счета  физических лиц и переводами через отделения свя-
зи.
    Предприятия сферы  торговли,  общественного  питания  и  услуг
расчеты за наличные осуществляют с применением РРО в  соответствии
с Законом о РРО ( 265/95-ВР). Отдельные формы и условия проведения
деятельности  в сфере торговли, общественного питания и услуг, ко-
торым разрешено проводить  расчетные операции без  применения РРО,
но с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных опера-
ций указаны в Перечне № 1336 ( 1336-2000-п).
    Следует отметить, что нормами  Положения  №  72  предусмотрена
возможность  проведения  расчетов физических лиц  -  покупателей с
юридическими  лицами  -  продавцами  через  учреждения  банков.  А
именно: покупатель  вносит  наличность  на  внутренние  банковские
счета продавцов, после чего банк зачисляет средства на их  текущие
счета.  Такие расчеты для плательщиков  -  физических лиц являются
наличными, а для получателей  -  юридических лиц  -  безналичными.
Характеристику этих расчетов ранее определяли письма ГНАУ  и  НБУ.
Порядок таких расчетов в настоящее время регулируется  Инструкцией
№ 1.

    Лимит кассы

    Предприятиям, имеющим  счета в учреждениях  банков и осуществ-
ляющим операции с  наличностью, учреждением  банка устанавливается
лимит кассы - предельный размер наличности в кассе  предприятия на
конец рабочего дня. Лимит кассы устанавливается на основании пред-
ставленной предприятиями (предпринимателями) заявки-расчета с уче-
том режима и специфики его работы, отдаленности от учреждения бан-
ка, размера кассового оборота.
    Следует отметить, что  непредставление заявок-расчетов в опре-
деленные сроки влечет за собой несвоевременное установление учреж-
дениями банков лимита кассы, что нарушает условия договора на рас-
четно-кассовое обслуживание. Ответственность за неустановление (за
несвоевременное установление) лимитов  кассы возлагается  на пред-
приятия.
    В том случае, если лимит кассы не  установлен  (независимо  от
причин), предприятия имеют право оставлять на конец дня наличность
в размере одного необлагаемого налогом  минимума  доходов  граждан
(17 грн.).  Остальная наличность, принятая предприятием в  течение
дня, подлежит сдаче в банк для  зачисления  ее  на  текущие  счета
предприятий.
    Сдача наличности может осуществляться предприятиями:
    - в дневные и вечерние кассы учреждений банков;
    - инкассаторам Национального банка или учреждений коммерческих
банков;
    - предприятиям почтовой связи  для  перечисления  на  счета  в
банк.

    Порядок оприходования наличности

    Своевременное и в полной  сумме  оприходование  поступающей  в
кассы учреждений наличности - требование п. 2.10 Положения № 72.
    Под понятием оприходования наличности подразумевается учет на-
личных денежных средств в полной сумме их фактических поступлений.
Оформление  осуществляется  в день получения  наличности.  Порядок
оформления наличности представим схематично:

    Схема 1

+ -- -- -- -- +      + -- -- -- -- -- -- -- +      + -- -- -- -- +
|  Наличность |----> |  Приходный кассовый  |----> |  Кассовая   |
+ -- -- -- -- +      |         ордер        |      |   книга     |
                     + -- -- -- -- -- -- -- +      + -- -- -- -- +

    Работа с наличностью предприятиями сферы  торговли, обществен-
ного питания и услуг  не была  четко определена  Порядком  № 21, а
именно п. 19 указанного Порядка ссылался  на порядок оприходования
наличности такими  предприятиями согласно приказу Министерства фи-
нансов Украины  и Министерства статистики  Украины  от 25.02.97 г.
№ 48/53 с изменениями  и  дополнениями (в настоящее время  утратил
силу согласно приказу Министерства финансов Украины, Государствен-
ного комитета статистики Украины от 30.11.2000 г. № 303/390).
    Оприходование наличности предприятиями сферы торговли, общест-
венного питания и услуг, а также их обособленными  подразделениями
в соответствии с нормами Положения № 72 следует проводить по пред-
ложенной схеме.

    Схема 2

+ -- -- -- -- +    + -- -- -- -- +    + -- -- -- -- +    + -- -- -- -- +
| Наличность в|    | РРО или РК  |    | В конце дня |    | Книга учета |
| течение дня |--> | (расчетная  |--> | - ежедневный|--> | расчетных   |
+ -- -- -- -- +    | книга)      |    | отчет в сум-|    | операций    |
                   + -- -- -- -- +    | ме за день  |    + -- -- -- -- +
                                      + -- -- -- -- +
                                             |
                                             /
                                      + -- -- -- -- +    + -- -- -- -- +
                                      | Приходный   |    |  Кассовая   |
                                      | кассовый    |--> |    книга    |
                                      | ордер в сум-|    + -- -- -- -- +
                                      | ме за день  |
                                      + -- -- -- -- +

    В случае работы таких  предприятий в вечерние часы и празднич-
ные дни (при  условии, что бухгалтерия не  работает  в эти  часы и
дни) наличность, полученная  предприятием за это  время, считается
оприходованной в его кассе, если она:
    1) проведена через  РРО и РК в  день ее фактического поступле-
ния;
    2) не позднее следующего рабочего дня предприятия сдана в  его
кассу с оформлением в  установленном  порядке  приходным  кассовым
ордером и соответствующей записью в кассовой книге.
    Указанная  последовательность  оприходования также распростра-
няется на  обособленные  подразделения  предприятий, работающих  в
сфере торговли, общественного  питания и услуг  с применением  РРО
или использованием РК, которые  не осуществляют расходные операции
(выплаты, связанные  с оплатой труда, расходы на командировки и т.
п.) и не ведут кассовую книгу.
    Наличие разменной  монеты различных  номиналов в  кассах пред-
приятий указанных сфер  -  необходимое условие проведения кассовых
операций  с наличностью, обеспечивающее  выдачу сдачи  покупателям
(невыдача сдачи из-за отсутствия  или недостатка разменной  монеты
считается нарушением кассовой дисциплины предприятия).

    Использование наличности и срок ее хранения  в кассе предприя-
    тия

    В соответствии с п. 2.12 Положения № 72 наличная выручка может
использоваться предприятиями для:
    - расчетов с работниками, обеспечения  потребностей, возникаю-
щих в процессе их функционирования;
    - проведения расчетов с бюджетами и государственными  целевыми
фондами по налогам и сборам (обязательным платежам).
    Следует отметить, что  предприятия,  имеющие  налоговый  долг,
осуществляют выплаты, связанные с оплатой труда  (кроме  выплат  в
силу экстренных (неотложных) обстоятельств), исключительно за счет
средств, полученных из учреждений банков. Наличность, полученная в
учреждении банка, хранится свыше  установленного  лимита  кассы  в
течение трех рабочих дней, включая  день  получения  наличности  в
учреждении банка, и предназначается для выплат:
    - на оплату труда;
    - пенсий;
    - стипендий;
    - дивидендов (дохода).
    Однако для осуществления вышеперечисленных  выплат  работникам
отдаленных подразделений разрешается хранение наличности в  кассах
предприятий железнодорожного транспорта  и  морских  портов  сверх
установленного лимита кассы в течение пяти рабочих  дней,  включая
день получения наличности в учреждении банка.
    В случае  наступления  сроков  выплаты  заработной платы, осу-
ществляемой за счет  выручки, предприятие имеет  право  хранить  в
кассе наличность свыше установленного ему лимита кассы. При этом:
    - средства хранятся в течение трех рабочих  дней,  начиная  со
дня наступления сроков этих выплат;
    - сумма наличности должна соответствовать сумме,  указанной  в
переданных в кассу платежных (расчетно-платежных) ведомостях.
    Кроме того,  полученная наличность в учреждении банка для дру-
гих целей, должна выдаваться  предприятием своим  работникам в тот
же день.
    Наличность, не использованная по назначению в течение установ-
ленных выше сроков, возвращается  предприятием  в учреждение банка
не позднее  следующего рабочего дня учреждения банка и предприятия
или может оставаться в его  кассе (в пределах установленного лими-
та) и выдаваться на те же цели.

    Расчеты с подотчетными лицами

    Согласно  п. 2.15 Положения № 72 предприятия имеют право выда-
вать из своих касс средства  под отчет при условии  полного отчета
конкретного подотчетного лица по ранее выданным под отчет суммам.
    В обязанности подотчетных лиц входит представление в бухгалте-
рию предприятия  вместе  с  неиспользованным  остатком  наличности
авансового отчета о расходовании  полученных в кассе сумм в сроки,
указанные в таблице:

=========================+========================================
  Цель выдачи наличности |  Сроки представления авансового отчета
=========================+========================================
командировочные расходы  | три рабочих дня по возвращению
-------------------------+----------------------------------------
закупка сельскохозяйст-  | десять рабочих дней со дня выдачи
венной продукции, продук-| наличности
тов ее переработки;      |
заготовка вторичного     |
сырья  (кроме металлоло- |
ма)                      |
-------------------------+----------------------------------------
прочие производственные  | следующий рабочий день после выдачи
(хозяйственные) нужды    | наличности под отчет
------------------------------------------------------------------

    Следует отметить, что в случае одновременной выдачи наличности
на командировочные расходы  и  для  решения  в  этой  командировке
производственных (хозяйственных) вопросов (в том  числе и  для за-
купки у  населения сельхозпродукции  и  заготовки  вторсырья) под-
отчетное  лицо в течение  трех рабочих дней по  возвращении должно
представить в бухгалтерию предприятия полный отчет о выданных  ему
суммах. При этом срок  представления авансового отчета в бухгалте-
рию не зависит от длительности командировки.
    Указанный порядок  распространяется и на тех работников, кото-
рые использовали собственные наличные  средства на нужды предприя-
тия или на командировочные расходы.
    В соответствии с п. 2.16  Положения № 72 без оприходования на-
личности в кассе  предприятия осуществляется  получение наличности
физическими лицами - доверенными лицами клиентов (юридических лиц)
с карточного счета с применением корпоративной карточки:
    - для решения производственных (хозяйственных) вопросов;
    - на командировку.
    Указанные доверенные лица представляют в бухгалтерию предприя-
тия:
    - авансовый отчет вместе с подтверждающими документами;
    - документы, подтверждающие получение наличности с  карточного
счета (чек банкомата, копия расходного ордера, справки и т.п.);
    - неизрасходованный остаток наличности (если таковой имеется).
    Порядок представления отчета  аналогичен  порядку,  описанному
выше.

    Штрафные санкции

    К предприятиям (предпринимателям) согласно  действующему зако-
нодательству Украины применяются  штрафные санкции за (п. 2.17 По-
ложения № 72):
    - превышение установленных лимитов кассы;
    - неоприходование (неполное  оприходование) в кассах наличнос-
ти;
    - превышение установленных сроков использования  выданной  под
отчет наличности, а также за выдачу средств под отчет  без  полной
отчетности за ранее выданные средства;
    - расходование наличности из выручки на выплаты,  связанные  с
оплатой труда, при наличии налогового долга;
    - использование полученных в учреждении банка наличных средств
не по целевому назначению;
    - проведение наличных расчетов без предоставления  получателем
средств (продавцом) платежного документа,  подтверждающего  уплату
покупателем наличными средствами.

    Порядок оформления кассовых операций

    Пункт 3.1 Положения № 72 устанавливает обязательное оформление
кассовых операций первичными документами, формы и порядок заполне-
ния которых определены Приказом № 51 ( v0051202-96 ) и Инструкцией
№ 263 ( z0508-98 ). Действие данных  нормативных актов распростра-
няется на предприятия всех форм собственности. Принципиально новых
"правил" по  ведению таких операций  Положение № 72 не определяет,
однако их не следует забывать, т.к. контролирующие  и  проверяющие
органы в случае  документальной или иной проверки Вашего предприя-
тия о них  "вспомнят", и это может привести к  "некоторым неприят-
ностям" в виде штрафных санкций и административных взысканий.
    Оформление первичными  документами операций по получению и вы-
даче наличности на предприятиях представлено в таблице:

---------------------+-----------+--------------------------------
 Содержание операции | Документы |       Порядок оформления
---------------------+-----------+--------------------------------
Оприходование в кассу| Приходный | Ордер выписывается в одном
наличности, получен- | кассовый  | экземпляре и регистрируется
ной с текущего бан-  | ордер ф.  | бухгалтером в журнале регистра-
ковского счета       | № КО-1    | ции приходных и расходных
                     |           | кассовых ордеров ф. № КО-З или
                     |           | ф. № КО-За {1}. В ордере ука-
                     |           | зывается название банка, номер
                     |           | чека и цель, на которую получе-
                     |           | ны деньги.
                     |           | Квитанция отрезается и подши-
                     |           | вается к банковской выписке за
                     |           | соответствующее число. Ордер
                     |           | подписывается главным бухгалте-
                     |           | ром и кассиром, проставляется
                     |           | печать или штамп предприятия.
                     |           | Операция записывается в Кассо-
                     |           | вой книге
---------------------+-----------+--------------------------------
Оприходование налич- | Приходный | Заполняется в порядке, описан-
ности в кассу        | ордер ф.  | ном выше. Кроме того, указываю-
                     | № КО-1    | тся:
                     |           | - фамилия, имя, отчество пла-
                     |           |   тельщика;
                     |           | - основание внесения денег.
                     |           | Квитанция оформляется подписями
                     |           | главного бухгалтера, кассира.
---------------------+-----------+--------------------------------
Выдача наличности    | Расходный | Выписывается и регистрируется
под отчет            | кассовый  | бухгалтером в журнале регистра-
                     | ордер ф.  | ции приходных и расходных кас-
                     | № КО-2    | совых ордеров. Указывается фа-
                     |           | милия, имя, отчество получателя
                     |           | и цель, на которую выдаются де-
                     |           | ньги. Выдача производится на
                     |           | основании предъявленного пас-
                     |           | порта или документа, его заме-
                     |           | няющего. Данные документа за-
                     |           | носятся в ордер. Подписывается
                     |           | руководителем, главным бухгал-
                     |           | тером, кассиром и лицом, полу-
                     |           | чившим деньги.
---------------------+-----------+--------------------------------
Выдача заработной    | Платежная | На титульной странице платежной
платы                | ведомость | (расчетно-платежной) ведомости
                     | ф. № П-53,| производится разрешительная
                     | расчетно- | надпись о выдаче наличности с
                     | платежная | подписями руководителя и глав-
                     | ведомость | ного бухгалтера или уполномо-
                     | ф. № П-49 | ченных лиц, с указанием сроков
                     | (Приказ   | выдачи наличности и суммы
                     | № 144),   | (гривен - словами, копеек -
                     | расходный | цифрами). Аналогично может
                     | кассовый  | оформляться и одноразовая выда-
                     | ордер ф.  | ча наличности на оплату труда
                     | № КО-2    | нескольким лицам (в случае
                     |           | отпуска, болезни и т.п.), а
                     |           | также выдача депонированных
                     |           | сумм и наличности под отчет на
                     |           | расходы, связанные со служебны-
                     |           | ми командировками. В централи-
                     |           | зованных бухгалтериях, обслужи-
                     |           | вающих бюджетные учреждения, на
                     |           | общую сумму выданной заработной
                     |           | платы оформляется один расход-
                     |           | ный кассовый ордер, дата и но-
                     |           | мер которого проставляются на
                     |           | каждой платежной (расчетно-пла-
                     |           | тежной) ведомости.  Одноразовые
                     |           | выдачи наличности на оплату
                     |           | труда отдельным лицам могут
                     |           | проводится по расходным кассо-
                     |           | вым ордерам.  После окончания
                     |           | установленных сроков выплат в
                     |           | платежной ведомости напротив
                     |           | фамилии лиц, не получивших
                     |           | деньги:
                     |           | - ставится штамп или производи-
                     |           |   тся надпись: "Депонировано";
                     |           | - составляется реестр депони-
                     |           |   руемых сумм;
                     |           | - в конце ведомости отмечается
                     |           |   фактически выплаченная сумма
                     |           |   и неполученная сумма выплат,
                     |           |   подлежащих депонированию;
                     |           | - эти суммы сверяются с общим
                     |           |   итогом по платежной ведомос-
                     |           |   ти;
                     |           | - надпись заверяется подписью
                     |           |   кассира или лицом, его заме-
                     |           |   няющим, с дополнительной над-
                     |           |   писью: "Наличность по ведо-
                     |           |   мости выдал (подпись)";
                     |           | - выписывается расходный кассо-
                     |           |   вый ордер на фактически вы-
                     |           |   данную сумму по ведомости;
                     |           | - ордер регистрируется;
                     |           | - производится соответствующая
                     |           |   запись в кассовой книге.
                     |           | Бухгалтерия проверяет отметки,
                     |           | выполненные кассирами в платеж-
                     |           | ных ведомостях, и подсчитывает
                     |           | выданные и депонированные по
                     |           | ним суммы. При наличии разреши-
                     |           | тельной подписи руководителя на
                     |           | прилагаемых к расходным кассо-
                     |           | вым ордерам документах (заявле-
                     |           | ниях, счетах и т.п.), подпись
                     |           | руководителя на расходных кас-
                     |           | совых ордерах не обязательна.
---------------------+-----------+--------------------------------
Выдача наличности на | Расходный | Оформляется в порядке, указан-
закупку вторсырья и  | кассовый  | ном выше, кроме того, оказываю-
сельхозпродукции     | ордер ф.  | тся:
                     | № КО-2 или| - фамилии получателей;
                     | платежная | - их адреса;
                     | ведомость | - объемы сданной продукции;
                     | ф. № П-53 | - выплаченные суммы.
---------------------+-----------+--------------------------------
Сдача в банк остатков| Расходный | Заполняется в общем порядке.
наличности           | ордер ф.  | Документом, подтверждающим сда-
                     | № КО-2    | чу выручки в учреждение банка,
                     |           | является квитанция к объявлению
                     |           | о взносе наличности, подписан-
                     |           | ная бухгалтером и кассиром
                     |           | учреждения банка и заверенная
                     |           | печатью (штампом) учреждения
                     |           | банка.
                     |           | Документ, подтверждающий сдачу
                     |           | наличности инкассаторам банка -
                     |           | копия сопроводительной ведомос-
                     |           | ти, подписанная инкассаторами,
                     |           | заверенная печатью (штампом)
                     |           | учреждения банка.
------------------------------------------------------------------

    Выдача наличности кассиром производится только лицу, указанно-
му в расходном документе.
    В следствие уважительных причин, если  указанное  в  документе
лицо не может поставить подпись собственноручно (болезнь  и  др.),
бухгалтерия  в соответствующей графе  указывает  фамилию, имя, от-
чество  лица, получающего деньги. Такая операция проводится по до-
веренности, оформленной в установленном законодательством порядке.
    Если выдача наличности производится  по  ведомости,  то  перед
подписью в получении  денег кассир делает отметку: "По довереннос-
ти". Доверенность остается  у кассира  и прилагается  к расходному
кассовому ордеру или ведомости.
    В соответствии с п. 3.9 Положения № 72 приходные  и  расходные
документы с прилагаемыми к ним  квитанциями должны заполняться ша-
риковой  или  чернильной  ручкой,  при  помощи  печатных  машинок,
компьютерных средств  или другими способами, обеспечивающими долж-
ное хранение записей в течение установленного срока (36 месяцев).
    Следует отметить, что:
    - выдача приходных ордеров  и  расходных  кассовых  документов
лицам, получающим наличность или вносящим ее в кассу  предприятий,
запрещается;
    - вынос кассовых документов  из охраняемых помещений разрешае-
тся только в отдельных случаях и только по  письменному разрешению
руководителя или главного бухгалтера. До конца рабочего дня кассо-
вые документы подлежат обязательному возврату;
    - изъятие документов допускается  в  случаях,  предусмотренных
действующим законодательством Украины;
    - никакие подчистки или исправления в кассовых  документах  не
допускаются.

    Порядок ведения Кассовой книги

    В соответствии с п. 4.1 Положения  № 72 для обеспечения расче-
тов наличностью  предприятие должно иметь кассу, а его руководите-
ли - оборудовать ее и обеспечить надежное  хранение в ней наличных
средств. Руководители предприятий несут ответственность за необес-
печение условий сохранности средств как во время  их хранения, так
и транспортировки.
    Учет кассовых документов ведется в Кассовой книге (ф. № КО-4).
Каждое предприятие, являющееся юридическим лицом и имеющее  кассу,
ведет одну  кассовую книгу для учета  операций с наличностью в на-
циональной валюте (без учета касс обособленных подразделений).
    Листы Кассовой книги заранее  нумеруются,  прошнуровываются  и
скрепляются печатью. Записи в книге ведутся в двух экземплярах че-
рез копировальную  бумагу. Второй листок книги служит отчетом кас-
сира, который в конце дня с  приложенными документами сдается бух-
галтеру (с  подписью в Кассовой книге) для  проверки  правильности
записей  и выведенных  остатков  денежных  средств  на  конец дня.
Исправления в Кассовую книгу вносятся способом корректировки и за-
веряются подписями кассира и главного бухгалтера.
    Контроль за правильным ведением Кассовой книги возлагается  на
главного бухгалтера или уполномоченное руководителем лицо.
    Пример заполнения Кассовой книги:

                          Кассовая книга

                                              Типовая форма № КО-4
Касса за 2 апреля 2001 г.

---------+------------------+--------------------+--------+-------
    №    | От кого получено | Номер корреспонди- | Приход | Расход
документа| или кому выдано  |   рующего счета    |        |
         |                  |--------------------|        |
         |                  | бюджетный| хозрас- |        |
         |                  |          | четный  |        |
---------+------------------+--------------------+--------+-------
         | Остаток на начало|     -    |    -    |    -   |   -
         | дня              |          |         |        |
---------+------------------+--------------------+--------+-------
   103   | Банк (название   |    311   |   311   | 350,00 |   -
         | учреждения банка)|          |         |        |
         | по чеку № (номер |          |         |        |
         | чека денежной че-|          |         |        |
         | ковой книжки)    |          |         |        |
---------+------------------+--------------------+--------+-------
   156   | Иванов П. Г. (вы-|    362   |   372   |    -   | 200,00
         | дано под отчет)  |          |         |        |
---------+------------------+--------------------+--------+-------
   157   | Леонов Л.Т. (вы- |    661   |   661   |    -   | 150,00
         | дана заработная  |          |         |        |
         | плата)           |          |         |        |
---------+------------------+--------------------+--------+-------
   104   | Хазанов Г.Т. (по-|    364   |   377   |  30,00 |   -
         | лучено за реали- |          |         |        |
         | зацию материалов)|          |         |        |
---------+------------------+--------------------+--------+-------
   158   | № квитанции (сда-|    311   |   311   |    -   |  30,00
         | но в банк)       |          |         |        |
---------+------------------+--------------------+--------+-------
         | Итого за день    |     -    |         | 380,00 | 380,00
---------+------------------+--------------------+--------+-------
         | Остаток на конец дня                  |    -   |   -
------------------------------------------------------------------

Кассир ___________________________________________________________

Записи в  Кассовой книге  проверил, и документы  в количестве двух
приходных и трех расходных принял

Бухгалтер ________________________________________________________

    Порядок хранения кассовых документов аналогичен порядку хране-
ния остальных бухгалтерских документов.

    Обязанности кассира

    Согласно п. 4.7 Положения № 72 руководитель предприятия однов-
ременно с принятием  на работу кассира  заключает с  ним договор о
полной  материальной  ответственности и  знакомит его с Положением
№ 72. Подпись кассира свидетельствует о проведении с ним ознакоми-
тельной работы.
    В случае если  на  предприятии  работает  несколько  кассиров,
старший кассир перед началом  рабочего дня выдает остальным работ-
никам кассы  авансом нужную для  расходных операций сумму под рос-
пись в книге учета принятых и выданных кассиром денег (ф. № КО-5).
В конце рабочего дня кассиры обязаны:
    - отчитаться в получении аванса и наличности;
    - сдать остаток наличности и кассовые документы по проведенным
операциям старшему кассиру под роспись в книге ф. № КО-5.
    Кассиру запрещается  передоверять  выполнение  порученной  ему
работы другим лицам.  В случае отсутствия кассира его  обязанности
возлагаются  на другого работника, что оформляется письменным при-
казом руководителя. С этим работником заключается договор о полной
материальной  ответственности на время  выполнения им обязанностей
кассира. При передаче подотчетные  ценности пересчитываются лицом,
принимающим "кассу" в присутствии руководителя  и главного бухгал-
тера или в присутствии комиссии, назначенной  руководителем  пред-
приятия. О результатах  передачи составляется акт с подписями ука-
занных лиц.
    В случае отсутствия в  штатном  расписании  должности  кассира
выполнение его обязанностей может возлагаться  на  бухгалтера  или
другого  работника, с которым  заключается  договор о полной мате-
риальной  ответственности. Такое  решение  оформляется  письменным
распоряжением руководителя предприятия.

    Инвентаризация касс

    В соответствии с  п. 4.10 Положения  № 72 для контроля за сох-
ранностью  наличных средств на предприятиях проводяться инвентари-
зации касс.
    Инвентаризация кассы проводится на основании приказа руководи-
теля предприятия, которым назначается инвентаризационная комиссия.
После окончания  инвентаризации  кассы комиссия  составляет акт по
форме, установленной  Приложением № 1 к Положению № 72. Инвентари-
зация касс должна проводится в сроки, установленные  руководителем
с покупюрным пересчетом наличных средств, с обязательной проверкой
других ценностей, хранящихся в кассе.
    Остаток наличности в кассе сверяется с данными учета (остатком
по кассовой  книге). Наличность, хранящаяся  в  кассе, но не  под-
твержденная приходными кассовыми ордерами, считается излишками на-
личности в кассе и зачисляется в доход предприятия.
    В случае обнаружения недостачи наличности, она взыскивается  с
виновного лица.
    Контроль за соблюдением порядка ведения операций с наличностью
возлагается на контролирующие органы согласно  нормативно-правовым
актам Национального банка, Положению  № 72 и Инструкции об органи-
зации работы  по наличному обращению  учреждениями банков Украины.
Следует отметить, что проверки  учреждений и организаций, содержа-
щихся за счет государственного и местного бюджетов, проводятся фи-
нансовыми органами и КРУ.
    Надеемся, что эта консультация поможет в Вашей работе.  Желаем
успехов.

    Перечень сокращений нормативных документов,  использованных  в
    данной консультации:

1. Указ № 436  -  Указ Президента Украины  "О применении  штрафных
   санкций за нарушение  норм по регулированию обращения наличнос-
   ти" от 12.06.95 г. № 436/95, с изменениями и дополнениями.
2. Закон о металлоломе - Закон Украины "О металлоломе" от 05.05.99
   г. № 619-ХIV, с изменениями и дополнениями.
3. Закон о РРО - Закон Украины "О применении регистраторов расчет-
   ных операций в сфере  торговли, общественного  питания и услуг"
   от 06.07.95 г. № 265/95-ВР, в редакции Закона Украины от 01.06.
   2000 г. № 1776-III с изменениями и дополнениями.
4. Положение № 72 - Положение о ведении кассовых операций в нацио-
   нальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления
   Национального банка Украины 19.02.01 г. № 72.
5. Приказ №  51  -  Приказ  Министерства  статистики  Украины  "Об
   утверждении типовых форм первичного учета кассовых операций" от
   15.02.96 г. № 51 с изменениями  и  дополнениями  (утратил  силу
   согласно приказу Государственного комитета  статистики  Украины
   от 27.07. 98 г. № 263)
6. Приказ № 144  -  Приказ  Министерства  статистики  Украины  "Об
   утверждении типовых форм первичного учета по расчетам с рабочи-
   ми и служащими по заработной плате" от 22.05.96 г. № 144.
7. Инструкция № 263 - Инструкция о порядке изготовления,  хранения
   и применения типовых форм первичного учета №  КО-1  и  №  М-20,
   утвержденная приказом  Государственного комитета статистики Ук-
   раины от 27.07.98 г. № 263, с изменениями и дополнениями.
8. Инструкция № 1 - Инструкция № 1 по  организации эмиссионно-кас-
   совой работы в учреждениях банков Украины, утвержденная  поста-
   новлением  Правления  Национального  банка  Украины 07.07.94 г.
   № 129, с изменениями и дополнениями.
9. Перечень № 1336 - Перечень отдельных форм и условий осуществле-
   ния деятельности в сфере  торговли, общественного питания и ус-
   луг, которым  разрешено проводить расчетные операции без приме-
   нения регистраторов расчетных операций с использованием расчет-
   ных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный поста-
   новлением  Кабинета Министров Украины  23.08. 2000 г. № 1336, с
   изменениями и дополнениями.
10. Порядок № 21 - Порядок ведения  кассовых операций в националь-
   ной валюте в Украине, утвержденный постановлением Правления На-
   ционального банка Украины  от 02.02.97 г. № 21, в редакции пос-
   тановления Правления Национального банка Украины от 13.10.97 г.
   № 334, с изменениями и дополнениями.

{1} Журнал регистрации приходных и расходных  кассовых  документов
    (формы № КО-З и № КО-За) применяются для регистрации приходных
    и расходных кассовых документов.  Журнал открывается  отдельно
    на приходные и на расходные кассовые документы.  Форма № КО-За
    ведется по усмотрению министерства (ведомства) вместо  журнала
    по форме № КО-З.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№14/01, стр. 58
[9.04.2001]
Татьяна Евсеева
Бухгалтер-аналитик
------------------------------------------------------------------