Учет бланков строгой отчетности

------------------------------------------------------------------

    Изготовление бланков ценных бумаг и документов строгого  учета
осуществляется  по Правилам, утвержденным  совместным приказом Ми-
нистерства финансов  Украины от  25.11.93 г. № 98, Службы безопас-
ности Украины  от 15.11.93 г. № 118 и Министерства  внутренних дел
Украины от 24.11.93 г. № 740.
    В соответствии с  п. 17 ст. 9  Закона Украины  "О лицензирова-
нии некоторых  видов хозяйственной  деятельности" от 01.06.2000 г.
№ 1775-III ( 1775-14 ) с изменениями и дополнениями {1} изготовле-
ние бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности  подлежит
лицензированию. Лицензионные  условия  осуществления указанной хо-
зяйственной деятельности  утверждены приказом Государственного ко-
митета  Украины по вопросам  регуляторной политики  и предпринима-
тельства, Министерства финансов Украины от 09.01.2001 г. № 1/3.
    Номенклатура бланков ценных бумаг и документов строгого учета,
изготовляемых на основании  лицензии, приведена в  п. 1.3 вышеука-
занных Правил.
    К бланкам ценных бумаг относятся:
    - акции;
    - облигации внутренних государственных и местных займов;
    - казначейские обязательства;
    - сберегательные сертификаты;
    - приватизационные бумаги;
    - прочие бланки, предусмотренные  действующим  законодательст-
вом.
    Бланки документов строгого учета  условно  представим  в  виде
следующих групп:
    Документы, удостоверяющие личность, событие, образование, тру-
довой стаж и т.п.:
    - паспорт;
    - свидетельства о рождении, браке и расторжении брака, измене-
нии фамилии, имени, отчества;
    - трудовая книжка и вкладыш к ней;
    - удостоверения служебные, военные;
    - удостоверения водителя, ветеранов, инвалидов;
    - дипломы об образовании, присвоении звания;
    - пенсионная книжка;
    - пенсионные листы, листы временной нетрудоспособности.
    Проездные документы:
    - билеты на  проезд  в железнодорожном, морском, речном и воз-
душном транспорте;
    - документы на перевозку грузов;
    - воинские перевозочные документы.
    Знаки почтовой оплаты:
    - почтовые марки;
    - конверты с марками;
    - открытки с марками.
    Документы, обслуживающие денежное обращение:
    - книжки сберегательные, чековые, депозитные;
    - чеки денежные, имущественные, расчетные;
    - бланки финансирования, страхования;
    - аккредитивы;
    - марки налоговые, таможенные;
    - доверенности на выдачу денежных средств, пенсий, имущества;
    - сертификаты качества, на право вывоза и ввоза;
    - полисы страхования;
    - лицензии.
    Бланки билетов тиражных и мгновенных лотерей.

    Трудовые книжки

    Ведение трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и орга-
низациях осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной
приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины,
Министерства  социальной защиты  населения Украины  от 29.07.93 г.
№ 58 (далее - Порядок ведения трудовых книжек).
    Для  учета бланков  трудовых  книжек  на  предприятии  исполь-
зуется следующая  документация {2},  утвержденная  приказом  № 277
( v0277202-95 ):
    - Книга учета бланков трудовых книжек и вкладышей к ним (форма
№ П-9);
    - Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним (фор-
ма № П-10).
    Книги учета трудовых книжек должны быть пронумерованы, прошну-
рованы, скреплены подписью руководителя и печатью предприятия.
    В соответствии с п. 7 Порядка ведения трудовых книжек в  Книге
учета бланков трудовых  книжек  и  вкладышей  к  ним  бухгалтерией
отражаются все операции, связанные с получением  и  использованием
бланков трудовых  книжек и вкладышей к ним с указанием серии и но-
мера каждого бланка.
    Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним ведется
отделом кадров или другим  подразделением предприятия, оформляющим
прием и увольнение работников.
    Бланки трудовых книжек  и  вкладышей  хранятся  в  бухгалтерии
предприятия как документы строгой отчетности и выдаются по  заявке
в подотчет лицу, ответственному  за ведение трудовых книжек. Пред-
приятие обязано постоянно  иметь в наличии необходимое  количество
бланков трудовых  книжек и вкладышей  к ним. По окончании  каждого
месяца лицо, ответственное  за  ведение  трудовых  книжек, сдает в
бухгалтерию отчет о наличии бланков трудовых  книжек и вкладышей к
ним и о суммах, полученных за заполненные  трудовые книжки и вкла-
дыши к ним.
    При выписке трудовой книжки, вкладыша к ней  или  дубликата  с
работника удерживается ее стоимость согласно  п. 6.1 Порядка веде-
ния трудовых книжек.
    В случае неправильного первичного заполнения  трудовой  книжки
или вкладыша к ней, а также порчи их бланков вследствие небрежного
хранения стоимость испорченных бланков  возмещается  предприятием.
На испорченные во время  заполнения  бланки  составляется  акт  по
форме № П-11, утвержденной приказом № 277 ( v0277202-95 ).
    Если трудовая книжка работника утеряна предприятием вследствие
стихийного бедствия или по другим причинам, то ему выдается дубли-
кат трудовой книжки без взимания ее стоимости.
    Инструкцией о применении Плана счетов не предусмотрен  субсчет
для отражения расходов на  приобретение  бланков  строгого  учета.
Поэтому логично отражать их в  составе  запасов  на  субсчете  209
"Прочие  материалы".  Списание  стоимости  бланков  осуществляется
по дебету  счета 94 "Прочие расходы  операционной деятельности", а
именно по субсчетам:
    943 "Себестоимость  реализованных производственных  запасов" -
трудовые книжки, выписанные работникам;
    949 "Прочие расходы  операционной деятельности" -  испорченные
бланки.
    Одновременно на забалансовом счете 08 "Бланки строгого  учета"
ведется учет наличия и движения бланков строгого учета и отчетнос-
ти.  Аналитический учет ведется по каждому бланку и местам их хра-
нения.
    Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет  трудовых  книжек  и
вкладышей к ним.

---+-----------------------+---------------+--------+-------------
№  |  Содержание операции  | Бухгалтерский | Сумма, |  Налоговый
п/п|                       |     учет      |   грн. |     учет
   |                       |---------------|        |-------------
   |                       |  Д-т  |  К-т  |        |  ВД  |  ВР
---+-----------------------+---------------+--------+-------------
                           Получение бланков
---+-----------------------+---------------+--------+-------------
1  | Перечислена предоплата|  631  |  311  |    150 |   -  |  125
   | за бланки трудовых    |       |       |        |      |
   | книжек                |       |       |        |      |
---+-----------------------+---------------+--------+-------------
2  | Отражен налоговый     |641/ндс|  644  |     25 |   -  |   -
   | кредит по НДС         |       |       |        |      |
---+-----------------------+---------------+--------+-------------
3  | Оприходованы бланки   |209/бсб|  631  |     25 |   -  |   -
   | трудовых книжек       |  {3}  |       |        |      |
---+-----------------------+---------------+--------+-------------
4  | Начислен НДС          |  644  |  631  |     25 |   -  |   -
---+-----------------------+---------------+--------+-------------
5  | Одновременно на заба- |   08  |   -   |    125 |   -  |   -
   | лансовом счете        |       |       |        |      |
---+-----------------------+---------------+--------+-------------
6  | Трудовые книжки выданы|209/бск|209/бсб|     75 |   -  |   -
   | инспектору отдела     |  {4}  |       |        |      |
   | кадров в подотчет     |       |       |        |      |
---+-----------------------+---------------+--------+-------------
                            Списание бланков
---+-----------------------+---------------+--------+-------------
7  | Оприходованы деньги,  |  301  |  712  |     60 |  50  |   -
   | уплаченные работниками|       |       |        |      |
---+-----------------------+---------------+--------+-------------
8  | Отражены налоговые    |  712  |641/ндс|     10 |   -  |   -
   | обязательства по НДС  |       |       |        |      |
---+-----------------------+---------------+--------+-------------
9  | Отражена себестоимость|  943  |209/бск|     50 |   -  |п. 5.9
   | бланков               |       |       |        |      |
---+-----------------------+---------------+--------+-------------
10 | Списан на основании   |  949  |209/бск|  12,50 |   -  |п. 5.9
   | акта испорченный бланк|       |       |        |      |
---+-----------------------+---------------+--------+-------------
11 | Откорректирован нало- |641/ндс|  644  |   2,50 |   -  |   -
   | говый кредит по НДС,  |--------------------------------------
   | соответствующий испор-|  949  |  644  |   2,50 |   -  |   -
   | ченному бланку        |       |       |        |      |
---+-----------------------+---------------+--------+-------------
12 | Списаны бланки трудо- |   -   |   08  |  62,50 |   -  |   -
   | вых книжек по отчету  |       |       |        |      |
---+-----------------------+---------------+--------+-------------
13 | Отражен финансовый    |  712  |  791  |     50 |   -  |   -
   | результат             |--------------------------------------
   |                       |  791  |  943  |     50 |   -  |   -
   |                       |--------------------------------------
   |                       |  791  |  949  |     15 |   -  |   -
------------------------------------------------------------------

    Документы об образовании

    Документы об  образовании и ученых  званиях выдаются выпускни-
кам, прошедшим полный курс обучения в государственных  учебных за-
ведениях и учебных заведениях негосударственной формы собственнос-
ти.
    Перечень документов об образовании и ученых званиях в  Украине
утвержден  Постановлением  № 1260 ( 1260-97-п ), в частности к ним
относятся:
    - свидетельство о базовом общем среднем образовании;
    - аттестат о полном общем среднем образовании;
    - диплом квалифицированного рабочего;
    - диплом младшего специалиста;
    - диплом бакалавра;
    - диплом специалиста;
    - диплом магистра;
    - академическая справка;
    - свидетельство о повышении квалификации;
    - свидетельство об окончании аспирантуры;
    - свидетельство об окончании докторантуры;
    - аттестат доцента;
    - аттестат профессора;
    - свидетельство о присвоении рабочей квалификации.
    Документы об образовании  изготавливаются с  применением фото-
компьютерных технологий за счет средств государственного и местных
бюджетов, а также собственных (специальных) средств  учебных заве-
дений.  При этом стоимость изготовления  документов об образовании
не должна  превышать 1,5  необлагаемого налогом  минимума  доходов
граждан, т.е. 25,50 грн.
    Бланки документов об образовании и ученых званиях в соответст-
вии с п. 2  Постановления № 1260 ( 1260-97-п ) являются документа-
ми строгой отчетности.
    Согласно Инструкции № 61 корреспонденция субсчетов бухгалтерс-
кого учета, отражающая  операции с бланками  строгой  отчетности в
бюджетных учреждениях, следующая:

---+--------------------------+-------------------------+---------
№  |     Содержание операции  |   Бухгалтерский учет    | Сумма,
п/п|                          |                         |   грн.
   |                          |-------------------------|
   |                          |     Д-т     |    К-т    |
---+--------------------------+-------------------------+---------
 1 | Перечислены денежные     |     364     |  316, 326 |   2 400
   | средства типографии на   |             |           |
   | изготовление бланков     |             |           |
   | строгой отчетности       |             |           |
---+--------------------------+-------------------------+---------
Оприходование  бланков  строгой отчетности, приобретенных  за счет
средств специального фонда
---+--------------------------+-------------------------+---------
 2 | Стоимость бланков (без   |     234     |    364    |   2 000
   | НДС)                     |             |           |
---+--------------------------+-------------------------+---------
 3 | Сумма НДС в учреждениях -|   641/ндс   |    364    |     400
   | плательщиках НДС или     |-----------------------------------
   | освобожденных от уплаты  |     812     |    364    |     400
   | НДС                      |             |           |
---+--------------------------+-------------------------+---------
 4 | Одновременно             |      08     |     -     |   2 000
---+--------------------------+-------------------------+---------
 5 | Передача бланков в под-  |     362     |    234    |   2 000
   | отчет материально        |             |           |
   | ответственному лицу для  |             |           |
   | выдачи                   |             |           |
---+--------------------------+-------------------------+---------
Оприходование  бланков строгой  отчетности, приобретенных  за счет
средств общего фонда
---+--------------------------+-------------------------+---------
 6 | Стоимость бланков (без   |     234     |    364    |   2 000
   | НДС)                     |             |           |
---+--------------------------+-------------------------+---------
 7 | Сумма НДС в учреждениях -|  801, 802,  |    364    |     400
   | плательщиках НДС и осво- |    803      |           |
   | божденных от уплаты  НДС |             |           |
---+--------------------------+-------------------------+---------
 8 | Одновременно             |      08     |     -     |   2 000
---+--------------------------+-------------------------+---------
 9 | Передача бланков в под-  |     362     |    234    |   2 000
   | отчет материально        |             |           |
   | ответственному лицу для  |             |           |
   | выдачи                   |             |           |
---+--------------------------+-------------------------+---------
              Списание бланков строгой отчетности
---+--------------------------+-------------------------+---------
10 | Списание израсходованных |  801 - 803, |    362    |   2 000
   | бланков на основании акта|     812     |           |
---+--------------------------+-------------------------+---------
11 | Одновременно             |      -      |     08    |   2 000
------------------------------------------------------------------

    В соответствии с Приказом № 265 ( v0265201-97 ) изготовление и
приобретение  бланков  дипломов,  свидетельств, медалей, нагрудных
значков, грамот, удостоверений, другой  документации  для  учебных
заведений, бюджетных учреждений и организаций учитывается  по коду
1131  "Предметы, материалы, оборудование  и  инвентарь", который в
свою очередь является составляющей кода 1130 "Приобретение предме-
тов снабжения и материалов, оплата услуг и прочие расходы".

                                         Приложение к консультации

                                                Типова форма № П-9
                                                       Затверджена
                                          наказом Мiнстату України
                                             вiд 27.10.95 р. № 277

iдентифiкацiйний код ЄДРПОУ ____________
                                              Код за УКУД ________

     Книга облiку бланкiв трудових книжок i вкладишiв до них

-----------------------------------------------------------------------------
      Дата      |Вiд кого |Пiдстава|  Надходження        |  Витрачення
----------------|отримано |(найме- |-----------------------------------------
число|миiяць|рiк|або кому |нування |  Кiлькiсть   | Сума |  Кiлькiсть   |Сума
     |      |   |вiдпущено|докумен-|--------------|      |--------------|
     |      |   |         |та, но- |трудо-|вклади-|      |трудо-|вклади-|
     |      |   |         |мер i   |вих   |шiв    |      |вих   |шiв    |
     |      |   |         |дата)   |книжок|(серiя |      |книжок|(серiя |
     |      |   |         |        |(серiя|i но-  |      |(серiя|i но-  |
     |      |   |         |        |i но- |мер)   |      |i но- |мер)   |
     |      |   |         |        |мер)  |       |      |мер)  |       |
-----------------------------------------------------------------------------
  1  |   2  | 3 |    4    |    5   |   6  |   7   |   8  |   9  |   10  | 11
-----------------------------------------------------------------------------

                                               Типова форма № П-10
                                                       Затверджена
                                          наказом Мiнстату України
                                             вiд 27.10.95 р. № 277
М.П.

iдентифiкацiйний код  ЄДРПОУ ___        Код за УКУД ___________

     Книга облiку руху трудових книжок i вкладишiв до них

------------------------------------------------------------------
№  | Дата прийому | Прiзвище,| Посада,  | Наймену- | Дата i номер
п/п| або заповнен-| iм'я та  | професiя | вання    | дукумента,
   | ня трудової  | по бать- | працiвни-| структур-| на пiдставi
   | книжки чи    | ковi     | ка, який | ного пiд-| якого прiй-
   | вкладиша до  | власника | здав або | роздилу  | нято пра-
   | неї          | трудової | на якого |          | цiвнiка
   |--------------| книжки   | заповнена|          |
   |чис-|мi- |рiк |          | трудова  |          |
   |ло  |сяць|    |          | книжка чи|          |
   |    |    |    |          | вкладиш  |          |
------------------------------------------------------------------
1  |  2 |  3 |  4 |     5    |     6    |     7    |      8
------------------------------------------------------------------

                                               Продовження таблицi

------------------------------------------------------------------
Розпизка вiд-  | Серiя i но-| Сума,    | Дата i    | Розписка
повiдальної    | мер трудо- | отримана | пiдстава  | працiвника в
особи, яка     | вої книжки | при вi-  | видачi    | отриманi тру-
приймала  або  | чи вклади- | писцi    | працiвнику| дової книжки
заповнювала    | ша до неї  | трудової | трудової  |
трудову книжку |            | книжки   | книжки прi|
чи вкладиш     |            | чи вкла- | звiльненнi|
               |            | диша до  |           |
               |            | неї      |           |
------------------------------------------------------------------
       9       |     10     |    11    |     12    |       13
------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------
                                               Типова форма № П-11
                                                       Затверджена
                                          наказом Мїнстату України
М.П.                                          вiд 27.10.95 р. № 27

iдентифiкацiйний код  ЄДРПОУ ___            Код за УКУД __________

                                                        Затверджую
                                             Керiвник пiдприємства
                                           (установи, органiзацiї
                                               "__" _____ 200 _ р.

                               Акт
     на списання бланкiв трудових книжок або вкладишiв до них

"__" _____ 200 _ р.                                Мiсто _________

Нами _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
       (зазначити посаду, прiзвище, iм'я та по батьковi)

складено  цей акт в тому, що  за перiод  з "___" ___ 200 ___ р. по
"__" ___ 200 ___ р.
__________________________________________________________________
  (повне найменування пiдприємства, установи або органiзацiї)

зiпсовано ________________________________________________________
__________________________________________________________________
              (зазначити докладно причину зiпсування)

"________" штук ___ бланкiв трудових книжок (або вкладишiв до них)
(лiтерами)
__________________________________________________________________
    (перелiчити серiю i номер кожного бланка трудової книжки
                     або вкладиша до неї)
__________________________________________________________________

на _________ мовi(ах), якi "__" ____ _ р. знищенi шляхом спалення.
 (назва мови)


Акт складений на списання зiпсованих бланкiв трудових книжок
(або вкладишiв до них) з пiдзвiту ________________________________
__________________________________________________________________
    (повне найменування пiдприємства, установи або органiзацiї)

Пiдписи:

------------------------------------------------------------------

    Перечень сокращенных  обозначений  нормативных документов, ис-
    пользованных в данной консультации:

1. Постановление № 1260 - Постановление Кабинета Министров Украины
   "О документах об  образовании  и ученых званиях" от 12.11.97 г. 
   № 1260 с изменениями и дополнениями.
2. Инструкция № 61 - Инструкция  о корреспонденции  субсчетов бух-
   галтерского учета для отражения основных хозяйственных операций 
   бюджетных учреждений, утвержденная Украины" приказом Государст-
   венного казначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61
3. Приказ № 277 - приказ Министерства  статистики Украины  "Об ут-
   верждении  типовых  форм первичного  учета личного  состава" от
   27.10.95 г. № 277.
4. Приказ № 265 - Приказ Министерства финансов Украины "О введении 
   новой бюджетной классификации от 03.12.97 г. № 265 с изменения-
   ми и дополнениями.

{1} См. "Главбух" № 33/2000, стр. 5.
{2} Образцы см. в конце консультации.
{3} 209/бсб - бланки строгого учета, хранящиеся в бухгалтерии.
{4} 209/бск - бланки строгой отчетности, выданные  в подотчет  ра-
    ботнику, оформляющему  принятие и  увольнение  работников (как
    правило, инспектору отдела кадров).


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№14/01, стр. 70
[09.04.2001]
Елена Бондаренко
Бухгалтер - аналитик
------------------------------------------------------------------