Уставный фонд предприятия (некоторые юридические и налоговые аспекты) ------------------------------------------------------------------ Как свидетельствует арбитражная практика и практика налоговых проверок, хозяйственные операции, связанные с уставным фондом и корпоративными правами, вызывают определенные трудности у пред- приятий. Допущенные ошибки ведут к нарушениям налогового законода- тельства и применению штрафных санкций. Что такое уставный фонд (юридический и бухгалтерский аспекты) Общее понятие "уставный фонд" еще недостаточно разработано юридической наукой и законодательством. Единственное и наиболее полное законодательное определение понятия "уставный фонд" содер- жится в п. 65 Положения об организации бухгалтерского учета и от- четности в Украине, утвержденного постановлением Кабинета Минист- ров Украины от 03.04.93 г. № 250 ( 250-93-п ) (этот нормативно- правовой документ утратил силу 28.02.2000 г.). В нем указано, что уставный фонд - это совокупность взносов (в денежном выражении) участников (собственников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учреди- тельными документами. Отметим, что такое определение уставного фонда совпадает с разработанным и юридической наукой. В современном бухгалтерском учете вообще отказываются от понятия "уставный фонд", предпочитая понятие "уставный капитал" (п. 37 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 2 "Баланс" ( z0396-99 ), утвержденного приказом Минфина Украины от 31.03.99 г. № 87). Здесь уставный капитал рассматривается как зафиксирован- ная в учредительных документах общая стоимость активов, являющихся взносом собственников (участников) в капитал предприятия. Пред- приятия, для которых не предусмотрена фиксированная сумма уставно- го капитала, отражают по данной статье сумму фактического взноса собственников в уставный капитал предприятия. Кроме того, упоми- нается уставный капитал (фонд) и в Положении (стандарте) бухгал- терского учета 5 "Отчет о собственном капитале" ( z0399-99 ), ут- вержденном приказом Минфина Украины от 31.03.99 г. № 87. В п. 1.8 ст. 1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР с изменениями и дополнениями, далее - Закон № 283/97-ВР) фактически отождествлены понятия "уставный капитал" и "уставный фонд". Обобщив действующее налоговое законодательство, сделаем вывод, что понятие "уставный фонд" непосредственно связывается с понятием "корпоративные пра- ва". Согласно п. 1.8 ст. 1 Закона Украины "О налогообложении при- были предприятий" (в редакции от 02.03.2000 г.) корпоративные пра- ва - это право собственности на долю (пай) в уставном фонде (капи- тале) юридического лица, включая право на управление, получение соответствующей части прибыли такого юридического лица, а также получение активов в случае его ликвидации, независимо от формы создания такого юридического лица. По мнению большинства специалистов уставному фонду присущи такие основные функции, как гарантийная и стабилизационная, и та- кие признаки, как относительное постоянство и определенность {1}. Так, внесенное в оплату акций имущество (денежные средства) сос- тавляет материальную базу для начала деятельности акционерного общества при его возникновении. Гарантийная функция уставного фонда определяется его минимальными размерами, установленными действующим законодательством {2}. Нужен ли предприятию уставный фонд? Формирование уставного фонда является важным, а в некоторых случаях и необходимым этапом создания предприятия. Все ли виды предприятий должны иметь уставный фонд? Этот вопрос можно сформу- лировать иначе: обязательно ли при создании предприятия, во всяком случае на момент государственной регистрации, обеспечивать его ка- ким-либо имуществом? Эта проблема имеет сугубо практический налоговый аспект. Так, согласно пп. 3.2.8. п. 3.2. ст. 3 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон № 168/97-ВР) не являются объектом обложения НДС передача основных фондов в качестве взноса в уставный фонд юридического лица для формирования его целостного имущественного комплекса в обмен на корпоративные права, а также возврат предварительно внесенных в уставный фонд основных фондов. Речь идет о взносе именно в устав- ный фонд как необходимом условии применения указанной нормы Закона № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ). Если же обратиться к пп. 1.28.2 п. 1.28 ст. 1 и пп. 4.2.5 п. 4.2 ст. 4 Закона № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ), то в них предусмотре- но, что передача в уставный фонд предприятия товарно-материальных ценностей является прямой инвестицией и не включается в валовой доход предприятия, получившего такую инвестицию. Более подробно это разъяснение дано в письме ГНА Украины от 10.11.2000 г. № 6235/ 6/15-1116 ( v6235225-00 ). Таким образом, и здесь наличие уставного фонда имеет сущест- венное значение для расчета налога на прибыль. Для некоторых организационно-правовых форм обязательность ус- тавного фонда прямо предусмотрена действующим законодательством. Это, прежде всего, Закон Украины от 19.09.91 г. № 1576-ХII "О хо- зяйственных обществах" (далее - Закон № 1576-ХII ( 1576-12 )): ст. 24 (акционерные общества), ст. 50 (общества с ограниченной от- ветственностью), ст. 65 (общества с дополнительной ответственнос- тью). Для других видов предприятий таких прямых указаний об обяза- тельности уставного фонда в действующем законодательстве нет. Так, в коллективных сельскохозяйственных предприятиях предусмотрено создание паевого фонда, который, однако, не является аналогом ус- тавного фонда (ст. 9 Закона Украины от 14.02.92 г. № 2114-ХII "О коллективном сельскохозяйственном предприятии" ( 2114-12 ) ). Вышеизложенное, впрочем, не означает, что учредитель при соз- дании любого другого предприятия (частное, государственное, ком- мунальное и т.п.) не может принять решения о формировании его ус- тавного фонда, т.е. об обеспечении нового предприятия определенным стартовым капиталом. Это не запрещено действующим законодательст- вом. Возможность создания уставного фонда на предприятиях всех организационно-правовых форм (а не только тех, где это прямо предусмотрено законом) установлена и в п. 1.8 ст. 1 Закона № 283/97-ВР. Вместе с тем, некоторые авторы научных публикаций считают, что создание предприятия без уставного фонда вообще не- возможно. Если же взять бухгалтерский аспект этой проблемы, то фактичес- ки любое предприятие в момент создания всегда имеет определенное имущественное право - право на размещение (аренду) в определенном помещении, без чего невозможна государственная регистрация. Это имущественное право (нематериальный актив, оцененный в деньгах, - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 "Нематериальные ак- тивы" ( z0750-99 ), утвержденное приказом Минфина Украины от 18.10.99 г. № 242) может рассматриваться как первоначальный вклад учредителя в уставный фонд своего предприятия при любом подходе к проблеме формирования уставного фонда в момент государственной регистрации. Это должны учитывать те чиновники, которые отказывают в регистрации предприятий с "нулевым" уставным фондом, например частным. Следует учесть и такой важный юридический аспект этой проблемы. Если учредитель принимает решение наделить свое пред- приятие уставным фондом в момент его создания, то это следует отразить в учредительных документах (уставе, учредительном догово- ре, положении о предприятии и т.д.), т.е. здесь фиксируется сам факт наличия уставного фонда и его размер. В противном случае воз- никнет проблема с корпоративными правами, их передачей и после- дующим налогообложением (по содержанию п. 1.8 ст. 1 Закона Украины № 283/97-ВР корпоративные права существуют только там, где есть уставный фонд). При отсутствии на предприятии уставного фонда и, соответственно, корпоративных прав передача имущества такому пред- приятию будет облагаться налогом на общих основаниях. Определение понятия дивидендов и их налогообложение также связано с корпора- тивными правами (письмо ГНА Украины от 19.04.2000 г. № 5534/7/15- 0117 ( v5534225-00 )). Как сформировать уставный фонд Конкретные требования к формированию уставного фонда и его размерам установлены только в Законе № 1576-ХII ( 1576-12 ) и при- менимы к акционерным обществам, обществам с ограниченной ответст- венностью и обществам с дополнительной ответственностью. Так, в ст. 13 этого Закона предусмотрено, что вкладами могут быть здания, сооружения, оборудование, другие товарно-материальные ценности, ценные бумаги, право пользования землей, зданиями, другие имущест- венные права, денежные средства. При формировании уставного фонда предприятий других организационно-правовых форм (частные, коллек- тивные и т.д.) может быть применена аналогия закона, т.к. данные отношения законодательством прямо не урегулированы. Речь идет о применении вышеуказанной ст. 13, например, к частным (собствен- ность одного лица) или государственным предприятиям. Определенные проблемы возникают при взносе в уставный фонд различных имущественных прав. Общее опосредствованное определение понятия имущественных прав дано в ст. 49 Закона Украины от 02.10.92 г. № 2654 "О залоге" ( 2654-12 ) (с изменениями и допол- нениями), где они рассматриваются как право требования залогодате- ля по обязательствам, по которым он является кредитором. В свою очередь общее определение понятия обязательства дает ст. 151 Граж- данского кодекса Украины ( 1540-06 ) - в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, а именно: передать имущество, выполнить ра- боту, уплатить деньги и прочее или же воздержаться от совершения определенных действий. Кредитор, соответственно, имеет право тре- бовать от должника исполнения его обязательства. Обязательства - это правоотношения, количество участников которых всегда точно определено. Тут праву требования кредитора всегда соответствует обязательство определенного должника. Бухгалтерским аналогом имущественных прав можно считать нема- териальные активы - немонетарный актив, не имеющий материальной формы, может быть идентифицирован (обособлен от предприятия) и со- держаться предприятием с целью использования в течение периода более одного года для производства, торговли, в административных целях или для передачи в аренду другим лицам (п. 4 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 8 "Нематериальные активы"). В п. 5 этого Положения дан приблизительный перечень таких немате- риальных активов: право пользования природными ресурсами, право пользования имуществом (включая аренду), право на знаки для това- ров и услуг, право на объекты промышленной собственности (права на изобретение, на полезные модели и т.п.), авторские и смежные с ни- ми права, право на ведение определенной деятельности и т. п. Фак- тически это является перечнем разных видов имущественных прав. А согласно п. 1.2 ст. 1 Закона № 283/97-ВР нематериальный актив - объекты интеллектуальной, в том числе промышленной, собственности, а также другие аналогичные права, признанные в установленном соот- ветствующим законодательством порядке объектом права собственности налогоплательщика. От имущественных прав следует отличать неимущественные права, которые также могут принадлежать юридическому лицу. Так, на осно- вании пунктов 2 - 5 разъяснений Президиума Высшего арбитражного суда Украины от 29.02.96 г. № 02-5/95 ( v5_95800-96 ) "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с возмещением мате- риального ущерба" (с изменениями и дополнениями) можно сделать вы- вод, что к неимущественным правам юридического лица относится, например, его право на деловую репутацию. По мнению отдельных авторов к неимущественным правам юридического лица можно также отнести право на определенное фирменное наименование. Неимущест- венные права наделены такими общими признаками: не имеют экономи- ческого содержания, неотделимы от их носителей (неотчуждаемые пра- ва), являются признанными и охраняются действующим законодательст- вом {3}. Понятно, что неотчуждаемые требования (неимущественные права) уже по своей сути не могут передаваться другим лицам, в том числе и в уставный фонд. К таким требованиям юридическая наука относит, например, требования о возмещении ущерба, причиненного деловой репутации юридического лица, то есть фактически речь идет опять о неимущественных правах. Относительно налогообложения передачи права пользования нема- териальными активами в уставный фонд в обмен на корпоративные права, то здесь следует руководствоваться письмом ГНА Украины от 15.06.2000 г. № 8367/7/15-1117 ( v8367225-00 ). Так, получение предприятием права пользования программным продуктом рассматривае- тся как прямая инвестиция и, соответственно, не включается в ва- ловой доход данного предприятия. Не включаются в доход учредителя и полученные взамен корпоративные права. Важной является проблема оценки вкладов (взносов) в уставный фонд предприятия. Если речь идет о хозяйственных обществах (акцио- нерное, общество с ограниченной ответственностью), то согласно ст. 13 Закона № 1576-ХII ( 1576-12 ) порядок оценки вкладов устанавли- вается в учредительных документах этих хозяйственных обществ. Иное может быть предусмотрено законодательством Украины. Таким образом, в данном случае фактически сами учредители хозяйственных обществ могут определять критерии, по которым будет производиться оценка их вкладов (договорная оценка). Важно, чтобы это было оформлено соответствующим актом оценки и приема-передачи в устав- ный фонд (возможно, другим документом, главное - документальное оформление хозяйственной операции). Понятно, что оценка взносов может отличаться от балансовой или рыночной. Кстати, согласно но- вой редакции ст. 52 Закона № 1576-ХII банковское подтверждение взносов в уставный фонд требуется только по денежным средствам (Закон Украины от 21.09.2000 г. № 1987-ХII ( 1987-12 )). Относительно порядка оценки взносов в уставный фонд предприя- тий других организационно-правовых форм, то данный вопрос не уре- гулирован действующим законодательством. Уставный фонд и передача права собственности Несмотря на кажущуюся ясность этого вопроса, на практике возникают определенные трудности. Так, в ст. 12 Закона № 1576-ХII определено, что хозяйственное общество является собственником иму- щества, которое передано в собственность этого общества. Соот- ветственно возникает проблема с оформлением такой передачи, осо- бенно если это связано с регистрацией права собственности, напри- мер на недвижимость или на автотранспорт. Встречаются ситуации, когда стороны оформляют акт приема-передачи определенного имущест- ва в уставный фонд создаваемого юридического лица, однако имущест- во остается на балансе учредителя, более того, он продолжает упла- чивать за него соответствующие налоги. Возникает вопрос: передано ли данное имущество в собственность хозяйственного общества, то есть выполнил ли учредитель свою обязанность по формированию уставного фонда? Если эта обязанность не выполнена в течение года после регистрации общества с ограниченной ответственностью, то с учредителя (участника) могут взыскать за время просрочки 10% годо- вых с недовнесенных сумм (стоимости имущества). По общему правилу ст. 128 Гражданского кодекса Украины право собственности у покупателя возникает с момента передачи имущества, если другое не предусмотрено законом или договором. Если уставом или учредительным договором предусмотрена передача имущества в уставный фонд с передачей права собственности, то акта приема-пе- редачи в данном случае достаточно. В случае если уставом или учре- дительным договором этот вопрос не решен, учредители должны пре- дусмотреть переход права собственности в другом документе. В про- тивном случае возможна ситуация, когда один соучредитель считает, что передал свое имущество только в пользование предприятию, а остальные соучредители считают, что имущество передано им в кол- лективную собственность. Сразу обусловим, что сама по себе переда- ча с баланса на баланс как бухгалтерская операция этой проблемы не решает. При отсутствии оформления передачи права собственности мо- гут возникнуть проблемы с налогообложением, например при определе- нии, кто будет начислять амортизационные отчисления. Если же речь идет об имуществе, которое подлежит регистрации, то здесь надо учесть следующее. При передаче в уставный фонд недвижимого имущества следует руководствоваться п. 4 Инструкции о порядке государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, которое находится в собственности юридичес- ких и физических лиц, утвержденной приказом Государственного коми- тета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 09.06.98 г. № 121. В указанном пункте предусмотрено, что соучреди- тели (граждане, юридические лица), которые внесли в уставный фонд предприятия объект недвижимости, должны получить у местных органов власти соответствующее свидетельство на право собственности. Толь- ко в этом случае оформление передачи права собственности можно считать завершенным. {1} Вісник Вищого арбітражного суду України. - 2000. - № 1, - С. 145. {2} См.: Право собственности в Украине. - Киев, 1996. - С. 104. {3} См. Саніахметова Н. 0. Правовий захист підприємництва в Украї- ні. - К. 1999. - С. 74. ------------------------------------------------------------------ "Вестник налоговой службы Украины" №13/01, стр. 59 [01.04.2001] Сергей Теньков Главный редактор "Юридичного вісника України" ------------------------------------------------------------------