Включаются ли в валовые затраты и как документально оформляют- ся представительские расходы? * * * Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ), регламентирующий включение расходов на представительские цели в состав валовых расходов, не содержит понятия "представительские расходы". Однако, в соответст- вии с п.п. 5.4.4. п. 5.4. ст. 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", расходы двойного назначения, в виде расходов на организацию праздников, приемов, презентаций, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров, оказание услуг и выполнение работ в рекламных целях, включаются в состав валовых расходов в размере не более 2 % от налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный (налоговый) квар- тал. Отнесение представительских расходов к составу валовых затрат осуществляется в том налоговом периоде, в котором они действитель- но понесены. В случае превышения фактических расходов над норма- тивными, сумма превышения в состав валовых расходов не включается. Суммы НДС, уплаченные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относит- ся к составу валовых расходов, увеличивают налоговый кредит предприятия при наличии правильно заполненной налоговой накладной. Соответственно, относить НДС к составу налогового кредита можно лишь по суммам представительских расходов, отнесенным к составу валовых расходов. Документом, регламентирующим расходы на представительские це- ли, является совместный приказ Министерства финансов и Министерст- ва экономики Украины от 12.11.93 № 88 "Об утверждении норм средств на представительские цели, рекламу и выплату компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок и порядок их использования" ( z0182-93 ), который сохраняет свое действие в части, не противоречаще Закону "О налогообложении прибыли предприятий". И хотя этот Приказ и утратил силу для хоз- расчетных организаций, изложенные в нем определения представитель- ских расходов и особенности их оформления - на сегодняшний день являются единственным ориентиром. Согласно этому документу под представительскими расходами понимаются "расходы министерств, ведомств, предприятий, учреждении на прием и обслуживание иностранных представителей и делегаций, а также представителей других предприятий, прибывших по приглашению для проведения переговоров с целью осуществления международных связей, установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества и решения вопросов, связанных с коммерческой деятельностью". Исхо- дя изданного определения расходы на представительские цели могут быть связаны не только с приемом иностранных делегаций (представи- телей), но и с ведением переговоров с представителями украинских предприятий , в том числе и расположенных в том же населенном пункте. - Представители и делегации, вне зависимости от того, украинс- кие они или зарубежные, должны быть официально приглашены на пре- приятие. Один из важных документов, подтверждающих обоснованность представительских расходов для прибывающих из-за рубежа и из других городов, - журнал учета прибывающих в командировку, необхо- димость ведения которого предусмотрена Приказом Минфина Украины от 23.05.95 г. № 80 ( z0153-95 ). - К представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда, ужина) предста- вителей, их транспортным обеспечением, мероприятий культурной программы, буфетным обслуживанием во время переговоров, оплатой услуг переводчика, который не состоит в штате предприятия, учреж- дения, оплатой номеров в гостиницах. Если номер в гостинице брони- руется, то расходы на бронирование можно отнести к составу представительских расходов в размере 50% стоимости номера в сутки. - По каждому мероприятию представительского характера разраба- тывается и утверждается программа его проведения, в которой предусматриваются: место и дата его проведения, календарный план с развернутой программой представительского мероприятия; список лиц от принимающей стороны и приглашенных, размер расходов. - Приказом (распоряжением) руководитель предприятия должен определить круг лиц, имеющих отношение к приему, представителей других предприятий по вопросам коммерческой деятельности. При этом следует учитывать, что количество участников со стороны, про- водящей официальный прием, не должно превышать количества участни- ков, прибывших от приглашенной стороны. Вышеперечисленные требования к документальному оформлению ус- тановлены Нормами № 88, но для включения представительских расхо- дов в состав валовых затрат этого будет недостаточно. При решении вопроса о возможности включения представительских расходов в состав валовых расходов предприятию необходимо учитывать сле- дующее: - Во-первых, к представительским могут быть отнесены расходы только принимающей стороны. Если же дополнительные затраты поне- сены работником предприятия при его служебной командировке в дру- гом городе или стране, они не считаются представительскими и рассматриваются как повышенные (относительно действующих норм) командировочные расходы со всеми вытекающими последствиями: они выплачиваются из чистой прибыли, облагаются подоходным налогом, со всеми обязательными отчислениями на социальные нужды и т. п. (п.п. 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий"). - Во-вторых, не являются представительскими расходами и не могут быть включены в валовые расходы затраты приглашенной сторо- ны, связанные с участием в представительских мероприятиях, прово- димыми приглашаемой стороной. - В-третьих, необходимо помнить, что согласно п.п. 5.3.9 рас- ходы на проведение таких мероприятий включаются в состав валовых расходов при условии, если они подтверждены первичными документа- ми, фиксирующими факт осуществления операции (например чеки, накладные, счета, квитанции, приходно-расходные кассовые ордера, билеты и т. д.). - В-четвертых, поскольку количество участников с принимающей стороны не должно быть больше количества приглашенных, в случае невыполнения этого требования дополнительные расходы должны финан- сироваться из чистой прибыли предприятии При этом такие расходы, по сути дела, представляют собой персонифицированные выплаты и являются объектом налогообложения не только по подоходному налогу, но и по отчислениям на социальные цели). - В-пятых, согласно п.п. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в состав валовых затрат вклю- чаются расходы, связанные с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда. Следовательно, если организованная встреча (прием) связана с реше- нием вопросов, которые нельзя увязать с деятельностью предприятия, права на увеличение валовых затрат у принимающей стороны не будет, так как не соблюдается требование п.п. 5.2.1. ст. 5 Закона о при- были. Представительские затраты могут быть включены в валовые расходы, если они связаны с товарами (работами, услугами), прода- ваемыми или предоставляемыми субъектами предпринимательской дея- тельности, а расходы на прием и обслуживание представителей и делегации, не связанные с такими товарами, работами или услугами, в состав валовых расходов включены быть не могут. И главное, что необходимо учитывать, - это соответствие цели мероприятия видам деятельности, определенным в учредительных документах предприятия. Чтобы подтвердить, что вопросы, обсуждаемые на встрече (прие- ме), переплетаются с хозяйственной деятельностью принимающей сто- роны, необходимо дополнительно направить письменное приглашение, в котором указать, какой вопрос предполагается обсудить. Нелишним будет получение ответа на приглашение также в письменном виде с указанием лиц, которые прибудут для проведения переговоров. Если в ходе проведения переговоров стороны не пришли к согла- шению и не составили договора, рекомендуем документально подтвер- дить данное обстоятельство. Для подтверждения эффективности и пра- вомерности расходования средств следует завершать такие перегово- ры подписанием, по меньшей мере, протокола о намерениях заключить договор (совершить сделку) в произвольной форме, подписанный представителями обеих сторон. Подтверждением тому, что протокола намерений может быть достаточно для отнесения представительских расходов к валовым расходам, является отсутствие в Законе о прибы- ли нормы, согласно которой какие-либо расходы, связанные с неосу- ществленными намерениями установить гражданско-правовые отношения не являются расходами, связанными с хозяйственной деятельностью. Для придания протоколу намерений юридической силы и доказательнос- ти он должен иметь следующие обязательные реквизиты: название предприятия, учреждения, от имени которых составлен документ, наз- вание документа, дата и место составления, содержание, должности, фамилии, подписи лиц, ответственных за составление документа. ------------------------------------------------------------------ "Ориентир" № 14/01, стр. 34 [13.04.2001] Н. Замятина эксперт АФ "Синтез-Аудит-Финанс", г.Запорожье ------------------------------------------------------------------