Включаются ли в валовые затраты и как документально оформляют-
    ся представительские расходы?

    * * *

    Закон  Украины  "О  налогообложении  прибыли  предприятий"  от
22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ),  регламентирующий включение
расходов на представительские цели в состав валовых  расходов,  не
содержит понятия "представительские расходы". Однако, в соответст-
вии с п.п. 5.4.4. п. 5.4. ст. 5 Закона  Украины "О налогообложении
прибыли предприятий", расходы двойного назначения, в виде расходов
на организацию праздников, приемов,  презентаций,  приобретение  и
распространение  подарков,  включая  бесплатную  раздачу  образцов
товаров,  оказание  услуг  и  выполнение  работ в рекламных целях,
включаются в состав валовых  расходов в  размере  не  более 2 % от
налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный (налоговый)  квар-
тал. Отнесение представительских расходов к составу валовых затрат
осуществляется в том налоговом периоде, в котором они действитель-
но понесены. В случае превышения фактических  расходов  над норма-
тивными, сумма превышения в состав валовых расходов не включается.
    Суммы НДС, уплаченные (начисленные) в отчетном периоде в связи
с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относит-
ся  к  составу  валовых  расходов,  увеличивают  налоговый  кредит
предприятия при наличии правильно заполненной налоговой накладной.
Соответственно, относить НДС к составу  налогового  кредита  можно
лишь по суммам представительских расходов,  отнесенным  к  составу
валовых расходов.
    Документом, регламентирующим расходы на представительские  це-
ли, является совместный приказ Министерства финансов и Министерст-
ва экономики Украины от 12.11.93 № 88 "Об утверждении норм средств
на  представительские  цели,  рекламу  и  выплату  компенсации  за
использование личных легковых автомобилей для служебных  поездок и
порядок их использования"  ( z0182-93 ),  который  сохраняет  свое
действие  в  части,  не  противоречаще  Закону  "О налогообложении
прибыли предприятий". И хотя этот Приказ и утратил  силу  для хоз-
расчетных организаций, изложенные в нем определения представитель-
ских расходов и особенности их  оформления - на  сегодняшний  день
являются единственным ориентиром.
    Согласно  этому  документу  под  представительскими  расходами
понимаются "расходы министерств, ведомств, предприятий, учреждении
на прием и обслуживание иностранных представителей и  делегаций, а
также представителей других предприятий, прибывших по  приглашению
для  проведения  переговоров  с целью  осуществления международных
связей, установления и поддержания взаимовыгодного  сотрудничества
и решения вопросов, связанных с коммерческой деятельностью". Исхо-
дя изданного определения расходы на представительские  цели  могут
быть связаны не только с приемом иностранных делегаций (представи-
телей), но и с ведением переговоров с  представителями  украинских
предприятий , в  том  числе  и  расположенных  в том же населенном
пункте.
    - Представители и делегации, вне зависимости от того, украинс-
кие они или зарубежные, должны быть официально приглашены на  пре-
приятие. Один из важных документов, подтверждающих  обоснованность
представительских  расходов  для  прибывающих  из-за  рубежа  и из
других городов, - журнал учета прибывающих в командировку, необхо-
димость ведения которого предусмотрена Приказом Минфина Украины от
23.05.95 г. № 80 ( z0153-95 ).
    - К представительским расходам относятся расходы, связанные  с
проведением официального приема (завтрака, обеда, ужина)  предста-
вителей,  их  транспортным  обеспечением,  мероприятий  культурной
программы, буфетным  обслуживанием во время  переговоров,  оплатой
услуг переводчика, который не состоит в штате предприятия,  учреж-
дения, оплатой номеров в гостиницах. Если номер в гостинице брони-
руется,  то  расходы  на  бронирование  можно  отнести  к  составу
представительских расходов в размере 50% стоимости номера в сутки.
    - По каждому мероприятию представительского характера разраба-
тывается  и  утверждается  программа  его  проведения,  в  которой
предусматриваются: место и дата его проведения, календарный план с
развернутой программой представительского мероприятия; список  лиц
от принимающей стороны и приглашенных, размер расходов.
    - Приказом  (распоряжением)  руководитель  предприятия  должен
определить круг лиц, имеющих отношение  к  приему,  представителей
других  предприятий по  вопросам  коммерческой  деятельности.  При
этом следует учитывать, что количество участников со стороны, про-
водящей официальный прием, не должно превышать количества участни-
ков, прибывших от приглашенной стороны.
    Вышеперечисленные требования к документальному оформлению  ус-
тановлены  Нормами № 88, но для включения представительских расхо-
дов в состав валовых затрат этого будет недостаточно.  При решении
вопроса  о  возможности  включения  представительских  расходов  в
состав валовых  расходов  предприятию  необходимо  учитывать  сле-
дующее:
    - Во-первых, к представительским могут быть  отнесены  расходы
только  принимающей стороны.  Если же дополнительные затраты поне-
сены работником предприятия при его служебной командировке в  дру-
гом городе или  стране,  они  не  считаются  представительскими  и
рассматриваются как  повышенные  (относительно  действующих  норм)
командировочные  расходы со всеми вытекающими  последствиями:  они
выплачиваются из чистой прибыли, облагаются подоходным налогом, со
всеми обязательными отчислениями на социальные нужды и т. п. (п.п.
5.4.8  п. 5.4  ст. 5  Закон  Украины  "О  налогообложении  прибыли
предприятий").
    - Во-вторых, не являются  представительскими  расходами  и  не
могут быть включены в валовые  расходы затраты приглашенной сторо-
ны, связанные с участием в представительских мероприятиях,  прово-
димыми приглашаемой стороной.
    - В-третьих, необходимо помнить, что согласно п.п. 5.3.9  рас-
ходы на проведение таких мероприятий включаются в  состав  валовых
расходов при условии, если они подтверждены первичными  документа-
ми,  фиксирующими  факт  осуществления  операции  (например  чеки,
накладные, счета, квитанции, приходно-расходные  кассовые  ордера,
билеты и т. д.).
    - В-четвертых, поскольку количество участников  с  принимающей
стороны не должно быть больше количества  приглашенных,  в  случае
невыполнения этого требования дополнительные расходы должны финан-
сироваться из чистой прибыли предприятии При этом  такие  расходы,
по сути дела, представляют  собой  персонифицированные  выплаты  и
являются объектом налогообложения не только по подоходному налогу,
но и по отчислениям на социальные цели).
    - В-пятых, согласно п.п. 5.2.1  п. 5.2  ст. 5 Закон Украины "О
налогообложении прибыли предприятий" в состав валовых затрат вклю-
чаются  расходы, связанные с подготовкой,  организацией,  ведением
производства, продажей продукции (работ, услуг) и  охраной  труда.
Следовательно, если организованная встреча (прием) связана с реше-
нием вопросов, которые нельзя увязать с деятельностью предприятия,
права на увеличение валовых затрат у принимающей стороны не будет,
так как не соблюдается требование п.п. 5.2.1. ст. 5 Закона о  при-
были.  Представительские затраты могут  быть  включены  в  валовые
расходы, если они связаны с товарами (работами, услугами),  прода-
ваемыми или предоставляемыми субъектами  предпринимательской  дея-
тельности,  а расходы  на прием  и обслуживание  представителей  и
делегации, не связанные с такими товарами, работами или  услугами,
в  состав валовых расходов  включены быть не могут. И главное, что
необходимо учитывать, - это соответствие  цели  мероприятия  видам
деятельности, определенным в учредительных документах предприятия.
    Чтобы подтвердить, что вопросы, обсуждаемые на встрече  (прие-
ме), переплетаются с хозяйственной деятельностью принимающей  сто-
роны,  необходимо дополнительно направить письменное  приглашение,
в котором указать, какой вопрос предполагается обсудить.  Нелишним
будет получение ответа на приглашение также в  письменном  виде  с
указанием лиц, которые прибудут для проведения переговоров.
    Если в ходе проведения переговоров стороны не пришли к  согла-
шению и не составили договора, рекомендуем документально  подтвер-
дить данное обстоятельство. Для подтверждения эффективности и пра-
вомерности расходования средств следует завершать такие  перегово-
ры подписанием, по меньшей мере, протокола о намерениях  заключить
договор  (совершить  сделку)  в  произвольной  форме,  подписанный
представителями обеих сторон.  Подтверждением тому, что  протокола
намерений может быть достаточно  для  отнесения  представительских
расходов к валовым расходам, является отсутствие в Законе о прибы-
ли нормы, согласно которой какие-либо расходы, связанные с  неосу-
ществленными намерениями установить гражданско-правовые  отношения
не являются расходами, связанными с  хозяйственной  деятельностью.
Для придания протоколу намерений юридической силы и доказательнос-
ти он должен  иметь  следующие  обязательные  реквизиты:  название
предприятия, учреждения, от имени которых составлен документ, наз-
вание документа, дата и место составления, содержание,  должности,
фамилии, подписи лиц, ответственных за составление документа.


------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
№ 14/01, стр. 34
[13.04.2001]
Н. Замятина
эксперт АФ "Синтез-Аудит-Финанс", г.Запорожье
------------------------------------------------------------------