Командировочные маневры

------------------------------------------------------------------

    Руководители предприятий и бухгалтера часто интересуются,  как
можно продлить командировки в пределах  Украины  на  срок,  превы-
шающий месяц, или загранкомандировки - на срок больше  двух  меся-
цев.
    К сожалению, в соответствии  с  действующим  законодательством
продлить такие командировки практически нельзя.  Пункт 5 Постанов-
ления КМУ  от 23.04.99 г.  № 663 ( 663-99-п ) "О нормах возмещения
расходов на командировки в пределах Украины и за границу" устанав-
ливает четко:

    "Срок командировки  определяется  руководителем, но  не  может
    превышать в пределах Украины 30 календарных дней, за границу -
    60 календарных дней".

    Эта норма продублирована в  п. 1 разд. I и п. 1 разд. II Инст-
рукции о служебных  командировках в пределах Украины и за границу,
утвержденной  приказом Минфина  от 13.03.98 г. № 59 (далее - Инст-
рукция).
    Чуть ли не единственным  исключением  из  этого  правила может
быть задержка в случае болезни во время командировки (а также форс
-мажор - для загранкомандировок). Напомним  соответствующие пункты
Инструкции. Для командировок  в пределах  Украины (п. 1.9  разд. I
Инструкции) сказано:

    "В случае временной нетрудоспособности командированного работ-
    ника ему на общих основаниях возмещаються расходы на наем  жи-
    лого помещения (кроме случаев, когда командированный  работник
    находится на стационарном лечении) и выплачиваются суточные  в
    течение всего времени, пока он не может по состоянию  здоровья
    приступить к исполнению возложенного на него служебного  пору-
    чения или вернуться к месту своего постоянного жительства,  но
    на срок не более двух месяцев.
    Временная  нетрудоспособность  командированного  работника,  а
    также невозможность по состоянию здоровья  вернуться  к  месту
    постоянного жительства должны быть засвидетельствованы в уста-
    новленном порядке.
    За период временной нетрудоспособности командированному работ-
    нику на общих основаниях выплачивается  пособие  по  временной
    нетрудоспособности".

    В то же время это  скорее не продление  командировки, а просто
социальная гарантия, так как далее говорится:

    "Дни временной нетрудоспособности не включаются в срок  коман-
    дировки".

    Для зарубежных же командировок в самом деле речь идет о  прод-
лении (п. 1.10 разд. II Инструкции):

    "С разрешения руководителя может приниматься во  внимание  за-
    держка в командировке (в случае заболевания или по другим при-
    чинам, не зависящим от работника) продолжительностью более су-
    ток, но не более  60 календарных дней. Необходимость  задержки
    должна быть подтверждена справкой  дипломатического  или  кон-
    сульского учреждения Украины за границей".

    Но при этом установлено:

    "За время задержки в пути без уважительных причин работнику не
    выплачивается заработная плата, не возмещаются суточные расхо-
    ды, расходы на наем жилого помещения и другие расходы".

    Правда, по Украине более длительными могут быть еще и команди-
ровки для выполнения монтажных, наладочных, ремонтных и строитель-
ных работ (их продолжительность  ограничена  сроком  строительства
объектов), но для загранкомандировок 60-дневный срок больше ни при
каких обстоятельствах  не может превышаться. Такой вывод подтверж-
дается, в частности, п. 1.9 разд. II Инструкции, в котором говори-
тся:

    "Работнику предприятия, направленному на работу  в  зарубежные
    страны на срок, превышающий 60 календарных дней, и получающему
    в период пребывания за границей заработную плату в иностранной
    валюте, в случае командировки в пределах страны пребывания и в
    другие страны суточные расходы возмещаются в рамках предельных
    норм.
    В случае выезда в командировку из зарубежной страны в  Украину
    возмещение расходов на командировку осуществляется в  порядке,
    предусмотренном для служебных  командировок в  пределах Украи-
    ны".

    (Причем:

    "Выезд в командировку из зарубежной страны в Украину и возвра-
    щение в тот же день в эти страны считается одним днем команди-
    ровки".)

    Таким образом, пребывание работника за границей свыше 60  дней
может считаться легитимным только в том случае, если он  направлен
в зарубежье  не в  командировку, а на работу  (и, кстати, получает
там зарплату в  инвалюте). Оформить подобный  статус,  безусловно,
далеко не так просто, как обычную командировку (см. ниже).
    Отметим также, что за время командировки сотрудник помимо  су-
точных  и прочего  получает  еще  и средний  заработок (см. раздел
"Общие положения" Инструкции). Если же  предельные сроки  команди-
ровки превышены, то в части  превышения пребывание  работника  вне
предприятия уже не является командировкой.  Отсюда  вытекает,  что
предприятие не имеет права  компенсировать  понесенные  работником
расходы именно в виде безналоговых  командировочных (суточных и т.
п.).
    Под сомнением оказывается и  правомерность  выплаты  работнику
среднего заработка за  сверхнормативные дни - ведь такая компенса-
ция предусмотрена только при командировках.  А раз уж поездка  ра-
ботника на 31-й (или 61-й) день перестала считаться командировкой,
то, на первый взгляд, и норма о выплате  ему  среднего  заработка,
предусмотренная в Инструкции, перестает действовать. Однако работ-
ник все это время не гулял, а трудился "на благо и  по  поручению"
родного предприятия, причем это подтверждено документально. Следо-
вательно, предприятие обязано оплатить эту работу. То есть зарпла-
та ему за эти дни должна все же начисляться, хотя он трудился  вне
предприятия. Кстати, по  этому поводу  желательно  оформить  соот-
ветствующий приказ (или распоряжение) по предприятию.  Здесь можно
провести аналогию с работами, имеющими разъездной характер.
    Теперь о суточных  и т.п. Как мы  отметили, суммы, выплаченные
предприятием работнику за сверхнормативные дни пребывания  в  виде
компенсации  за еду, жилье, проезд и т.п., не могут считаться  ко-
мандировочными. Лучше  всего, как нам кажется, эти суммы  подходят
под определение п. 2.42 Инструкции по статистике заработной  платы
№ 323 (см. "Бухгалтер" № 17'2000, с. 48 - 53) - как дополнительные
льготы, предоставляемые предприятием  работнику. Разумеется, день-
ги, израсходованные работником от имени предприятия на хознужды (и
подтвержденные необходимыми документами), к пункту  2.42 отношения
не имеют (кроме расходов на проезд и т.п., подпадающих под опреде-
ление командировочных расходов).
    Несколько слов об отнесении таких сумм на валовые затраты. Что
касается среднего заработка, то отстоять его, на наш взгляд,  дос-
таточно просто, если делать акцент на том, что  по  приказу  руко-
водства работник в эти сверхкомандировочные дни исполнял свои обя-
занности, хоть и не на основном рабочем месте. В отношении же про-
чих компенсационных выплат  следует указывать, что понесены данные
расходы на решение  вопросов, связанных с  хозяйственной  деятель-
ностью предприятия. Кроме  того, эти  выплаты  хоть и  не являются
зарплатой, все равно входят в фонд  оплаты труда согласно упомяну-
той Инструкции № 323.
    Правда, эти сверхнормативные компенсационные выплаты, не  счи-
таясь уже расходами на командировку, однозначно попадают  в  доход
работника и облагаются как  подоходным  налогом,  так  и  пенсион-
но-соцстраховскими сборами-взносами.
    Как же выходить из подобных  ситуаций?  (На  варианте  с  "бо-
лезнью" останавливаться не будем - тут все ясно, если есть возмож-
ность оформить необходимые документы.)
    Можно  попробовать  воспользоваться  ст. 120 КЗоТ ( 322-08 ) и
Постановлением КМУ  от 02.03.98 г. № 255 ( 255-98-п ) "О гарантиях
и компенсациях при переезде на работу в другую местность" и вместо
командировки оформить  перевод работника на  работу в другую мест-
ность. Тогда можно  производить ему выплаты, предусмотренные 255-м
Постановлением, что, правда, меньше командировочных и среднего за-
работка, но все-таки...
    Впрочем, для оформления такого "перевода" необходимо наличие в
"том" месте хоть какого-то подразделения предприятия.
    В определенных случаях (например, когда работник  направляется
предприятием для выполнения монтажных, наладочных,  ремонтных  или
строительных работ либо когда работа проводится в пути  или  имеет
разъездной характер) лучше оформлять не командировку, а доплату  в
пределах суточных (для "загран" - 80% суточных) в  соответствии  с
Постановлением  Кабмина  от 31.03.99 г. № 490 ( 490-99-п ) "О над-
бавках (полевом  обеспечении) к  тарифным  ставкам  и  должностным
окладам работников, направленных для  выполнения  монтажных, нала-
дочных, ремонтных и строительных работ, и работников, работа кото-
рых выполняется вахтовым методом, постоянно проводится в пути  или
имеет разъездной (передвижной) характер". Кстати, данное Постанов-
ление позволяет компенсировать также и расходы на  проезд  и  наем
жилья в порядке, установленном для командировок в пределах Украины
и за границу. {1}
    Однако в большинстве случаев такой номер не  пройдет.  Поэтому
когда командированный работник явно не укладывается в  установлен-
ные сроки, часто пытаются разбить затянувшуюся командировку на две
(хотя бы по документам). То есть оформляют "возвращение" работника
на предприятие в предельные сроки (до 30-го или 60-го дня) и выезд
в новую командировку в то же (или почти то же) место.
    Вряд ли при этом возникают сложности с оформлением второго ко-
мандировочного удостоверения: в Украине достать чистые бланки  ко-
мандировочных удостоверений - не проблема, а за кордоном наши  уже
умеют грамотно пользоваться ксероксом.  Уговорить  же  принимающую
сторону  поставить отметки "прибыл-убыл" еще на одном бланке - то-
же, как правило, особого труда им не составляет.
    Что касается "промежуточных" билетов (обратно по первой коман-
дировке  и туда - по второй), то они  обычно "теряются". Предприя-
тие, конечно, расходы  на такой  "приезд-отъезд" работнику не ком-
пенсирует, но ведь он фактически их и не понес.
    Более серьезные  проблемы при таком  оформлении  второй (а при
необходимости - третьей, четвертой, пятой...) командировки  возни-
кают при поездках в те страны, с которыми установлен полный погра-
ничный контроль и в которых заграничные суточные "пляшут" от отме-
ток в загранпаспорте (правда, в Инструкции нигде не написано,  что
бухгалтер должен оставлять при  авансовых  отчетах  ксерокопии  из
загранпаспортов командированных).
    Другая проблема при таком оформлении касается уже любых коман-
дированных: если работник при выезде получил аванс, то он должен в
течение трех дней, следующих за днем возвращения из  командировки,
представить в бухгалтерию авансовый отчет  об  израсходованных  во
время первой командировки суммах {2}, чего он в  нашем случае, как
правило, физически сделать не сможет. Здесь уже оформляют принятие
первого отчета задним числом по приезду работника, либо отчет  ко-
мандированного составляет  вовремя сам бухгалтер (что, правда, без
документов может быть проблематично), либо  сознательно  идут  под
25%-ный штраф, если его размеры будут "приемлемыми".
    Кстати, для  передачи авансового  отчета ("оттуда")  или ново-
го командировочного  удостоверения  ("туда")  пользуются  службами
курьерской доставки.  А то и просто передают необходимые документы
с оказией.
    И еще одна "их" хитрость.  В ситуации, когда о  сверхпродолжи-
тельности командировки  известно  заранее,  некоторые  предприятия
вообще не выдают работнику "белый" аванс или выдают ему  "нал"  из
кассы под видом ссуды (подробнее об этом - см. с. 10-11 этого  вы-
пуска, а также "Бухгалтер" № 8'2000, с. 43-44).
    В общем, к каким только уловкам не приходится прибегать  нашим
несчастным бухгалтерам!
    Ну а наиболее смелые предприятия могут проигнорировать все не-
лепые ограничения и считать сверхнормативное пребывание  работника
нормальной командировкой, выплачивая  ему  за  эти  дни  суточные,
средний заработок и всё, что положено.  Но тогда доказывать  неза-
конность установленных  Кабмином ограничений по срокам им придется
в суде, где шансы на успех в этом деле мы оцениваем не слишком вы-
соко.

{1} Воспользоваться этим документом не грех и  предприятиям, имею-
    щим работников (торговых агентов и т.п.) в тех местностях, где
    нет филиалов  или других  обособленных  подразделений и потому
    командировочное удостоверение оформить сложно, -  ведь выплаты
    по Постановлению  № 490 можно производить  просто на основании
    авансовых отчетов таких лиц.
{2} Отдельные нюансы, касающиеся применения этой нормы, рассматри-
    вались нами в "Бухгалтере" № 8-9'2001 на с. 45.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№11/01, стр. 76
[01.04.2001]
Алексей Павленко
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------