ного страхования от несчастных случаев также имеют право проводить 
плановые  и внеплановые выездные проверки  финансово-хозяйственной 
деятельности  субъектов  предпринимательской  деятельности относи-
тельно уплаты и целевого использования сбора.
    Внимание! Еще один вид отчетности.  Правда, (согласно  Закону)
пока ежегодный,  но  "стоит  надеяться",  что  он  будет  ежеквар-
тальным.
    В соответствии с п. 4 ст. 45 Закона № 1105 работодатель обязан
ежегодно представлять рабочему органу исполнительной дирекции Фон-
да социального страхования от несчастных случаев сведения о:
    - численности работников;
    - годовой сумме заработной платы;
    - годовом фактическом объеме реализованной  продукции  (работ,
услуг);
    - количестве несчастных случаев и профессиональных заболеваний
на предприятии за прошлый календарный год.

    Ответственность субъектов страхования от несчастного случая

    За просрочку уплаты страхового взноса в Фонд социального стра-
хования от несчастных случаев со  страхователя взыскивается пеня в
соответствии с законодательством,  т.е. в  размере  120 %  учетной
ставки Нацбанка, установленной на день платежа.
    В случае несвоевременного зачисления или перечисления на счета
Фонда страховых сборов, пени, штрафов и других финансовых  санкций
по вине учреждений банков ими выплачивается пеня  за  каждый  день
просрочки платежа в размере двойной годовой учетной ставки  Нацио-
нального банка Украины.
    Кроме того, страхователь несет ответственность  в соответствии
с законодательством  за несвоевременное  представление  Фонду  со-
циального страхования от несчастных случаев  сведений,  предусмот-
ренных Законом № 1105 (отчетности), информации об изменениях  тех-
нологии работ, вида деятельности предприятия или его ликвидации.
    Согласно ст. 50 Закона № 1105 Фонд социального страхования  от
несчастных случаев несет ответственность в соответствии с  законо-
дательством за ущерб, причиненный застрахованным лицам  вследствие
невыполнения, несвоевременного или ненадлежащего  выполнения усло-
вий страхования, установленных  законодательством. В свою  очередь
страхователь несет ответственность за ущерб, причиненный застрахо-
ванному или Фонду социального страхования  от  несчастных  случаев
вследствие невыполнения своих обязанностей по страхованию от  нес-
частного случая.
    Страхователю запрещается совершать любые действия, которые мо-
гут повлечь за собой принятие им  вместе  с  застрахованным  лицом
совместного решения, которое может причинить ущерб этому лицу.
    Застрахованное  лицо  несет  ответственность  за  невыполнение
своих обязанностей по страхованию от несчастного  случая  в  соот-
ветствии с законодательством.

    Перечень сокращенных обозначений  нормативных  документов, ис-
    пользованных в данной консультации:

    1. Закон об охране труда - Закон Украины "Об охране труда"  от
14.10.92 г. № 2694-ХII с изменениями и дополнениями ( 2694-12 ).
    2. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении  прибыли
предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона Украины
от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ), с изменениями и дополне-
ниями.
    3. Закон № 1105 - Закон Украины "Об общеобязательном государс-
твенном социальном страховании от несчастного случая на производс-
тве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособ-
ности" от 23.09.99 г.  № 1105-XIV ( 1105-14 ) с изменениями  и до-
полнениями.
    4. Закон  № 2272  -  Закон  Украины  "О страховых  тарифах  на
общеобязательное государственное социальное  страхование  от  нес-
частного случая на производстве и  профессионального  заболевания,
повлекших  утрату  трудоспособности"  от 22.02.2001 г.  № 2272-III
( 2272-14 ).
    5. Порядок № 1423 - Порядок определения страховых тарифов  для
предприятий, учреждений и организаций на общеобязательное государ-
ственное социальное страхование от несчастного случая на производ-
стве и профессионального заболевания, утвержденный  постановлением
Кабинета Министров Украины от 13.09.2000 № 1423 ( 1423-2000-п ).



    {1} Опубликован в еженедельнике "Главбух" № 40/2000, стр. 5.
    {2} Следует заметить, что в предыдущей редакции данного абзаца
(до изменений, внесенных Законом № 2272) выплата указанной  задол-
женности пострадавшим на производстве и членам их семей  вменялась
в обязанность Фонда.  Причем  были  установлены  конкретные  сроки
погашения: с седьмого месяца после вступления в силу Закона № 1105
и до 01.01.2003 г.  согласно  графику , утвержденному  Кабмином  и
согласованному с  профсоюзными  объединениями. Но,  как  видно, не
судьба... Придется пострадавшим ждать  положенных  выплат от "род-
ных" предприятий до тех пор, пока они не ликвидируются, не оставив
после себя правопреемника.
    {3} Обращает  на  себя  внимание  то,  что Фонд имеет название
Фонда социального страхования от несчастных случаев на производст-
ве, хотя зарегистрироваться в качестве страхователей  и уплачивать
страховые  взносы  обязаны все  субъекты  предпринимательской дея-
тельности, использующие наемный труд, независимо от отрасли народ-
ного хозяйства, в которой они осуществляют свою деятельность.
    {4} Опубликован в еженедельнике "Главбух" № 14/2001, стр. 7.
    {5} Опубликован в еженедельнике "Главбух" № 40/2000, стр. 28.
    {6} Опубликовано в еженедельнике "Главбух" № 12/2001, стр. 9.
    {7} В части 11 ст. 47 Закона № 1105 указано, что пои  отсутст-
вии  прибыли  страхователь суммы надбавок  к страховым  тарифам  и
штрафы относит на валовые расходы производства. Очевидно, по этому
поводу следует ждать разъяснений. Возможно, они будут в  ожидаемой
Инструкции.


------------------------------------------------------------------
"Главбух"
№ 17/01, стр. 66
[30.04.2001]
Ирина Резникова
зам. главного редактора
------------------------------------------------------------------