Административный порядок обжалования решений органов государственной налоговой службы ------------------------------------------------------------------ Законом Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III "О порядке погаше- ния обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государст- венными целевыми фондами" ( 2181-14 ) на законодательном уровне урегулированы обжалования в административном порядке решений орга- нов государственной налоговой службы. Механизм реализации норм указанного Закона по обжалованию решений налоговых органов предус- мотрен Положением о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогопла- тельщиков органами государственной налоговой службы, утвержденным приказом ГНА Украины от 02.03.2001 г. № 82 (зарегистрирован Минюс- том Украины 15.03.2001 г. под № 238/5429 ( z0238-01 ) и внесен в Единый государственный реестр нормативных актов с присвоением ему регистрационного кода 18145/2001 {1}). Нормы статьи 5 вышеуказанного Закона Украины и Положения о по- рядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами го- сударственной налоговой службы распространяются на рассмотрение жалоб налогоплательщиков по определению налоговых обязательств и решений, принятых органами государственной налоговой службы, начи- ная с 1 апреля 2001 года, и регламентируют сроки и процедуры пода- чи жалоб налогоплательщиками и рассмотрения жалоб органами госу- дарственной налоговой службы. Предусмотрено, что первичная жалоба будет рассматриваться органом государственной налоговой службы, который, по мнению налогоплательщика, неправильно определил сумму налогового обязательства или принял какое-либо другое решение, противоречащее законодательству по вопросам налогообложения или выходит за пределы его компетенции, установленной законом. Нало- гоплательщик имеет право обратиться в орган государственной нало- говой службы, налоговое уведомление или решение которого обжалует- ся, с жалобой о пересмотре этого решения, которая подается в пись- менной форме и может сопровождаться документами, расчетами и дока- зательствами, которые налогоплательщик считает необходимым пред- ставить. Жалоба в письменной форме подается в орган государственной на- логовой службы в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления или дру- гого решения органа государственной налоговой службы. Если в соответствии с Законом орган государственной налоговой службы самостоятельно определяет налоговое обязательство налогоп- лательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового зако- нодательства, такой налогоплательщик имеет право на административ- ное обжалование решений органа государственной налоговой службы в течение 30 календарных дней со дня получения налогового уведомле- ния или ответа органа государственной налоговой службы на жалобу вместо 10-дневного срока. Положением предусмотрены требования по оформлению жалобы (заявления), а именно в жалобе (заявлении) предстоит указать: фамилию, имя, отчество, местожительство физического лица, а для юридического лица - его наименование, местонахождение; наименование органа государственной налоговой службы, которым выдано налоговое уведомление или обжалуемое решение, дата и номер; суть затронутого вопроса, просьба или требование; о представлении или непредставлении искового заявления в суд (арбитражный суд) о признании недействительным налогового уведом- ления или решения органа государственной налоговой службы. Жалоба (заявление) должна быть изложена в письменной форме, подписана физическим лицом или уполномоченным на это лицом, а для юридического лица - руководителем или представителем юридического лица, скреплена печатью юридического лица и прислана в орган госу- дарственной налоговой службы по почте или передана физическим или юридическим лицом через представителя. Если жалоба (заявление) в интересах физического или юридического лица подается ее представи- телем, то к жалобе (заявлению) прилагается копия доверенности (по- ручения), оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства. Жалоба (заявление), оформленная без соблюдения этих требова- ний, что не позволяет рассмотреть жалобу (заявление) по сути, возвращается лицу, подавшему ее, с соответствующими разъяснениями не позднее пяти дней со дня получения такой жалобы (заявления). Если вопросы, затронутые в жалобе (заявлении), полученной ор- ганом государственной налоговой службы, не входят в его полномо- чия, то такая жалоба (заявление) в срок не более пяти дней пересы- лается по принадлежности в соответствующий орган или должностному лицу, о чем сообщается лицу, подавшему жалобу (заявление). Также не подлежат рассмотрению органами государственной нало- говой службы жалобы, поданные с нарушением предусмотренных Законом сроков. Предельные сроки подачи заявления о пересмотре решения на- логового органа продлеваются руководителем налогового органа (или его заместителем) при наличии оснований, предусмотренных п. 15.4 ст. 15 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогопла- тельщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", в соответствии с Порядком применения норм п. 15.4 статьи 15 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", утвержденным при- казом ГНА Украины от 19.03.2001 г. № 113 (зарегистрирован Минюстом Украины 28.03.2001 г. под № 284/5475 ( z0284-01 ) {2}). В случае если орган государственной налоговой службы присылает налогоплательщику решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой налогоплательщик имеет право обратиться в тече- ние 10 календарных дней, следующих за днем получения ответа, с повторной жалобой в орган государственной налоговой службы высшего уровня, а при повторном полном или частичном неудовлетворении жа- лобы - в орган государственной налоговой службы высшего уровня с соблюдением указанного 10-дневного срока для каждого случая обжа- лования и указанного 20-дневного срока для ответа на него. Руководитель органа государственной налоговой службы (или его заместитель) может принять решение о продлении сроков рассмотрения налоговым органом жалобы налогоплательщика, но не более 60 дней. О продлении сроков рассмотрения жалобы орган государственной нало- говой службы обязан уведомить налогоплательщика до окончания 20- дневного срока. Если мотивированное решение по жалобе (заявлению) налогопла- тельщика не присылается налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя ор- гана государственной налоговой службы (или его заместителя), такая жалоба (заявление) считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков. Жалоба (заявление) считается также полностью удовлетворен- ной в пользу налогоплательщика, если решение руководителя органа государственной налоговой службы (или его заместителя) о продлении сроков ее рассмотрения не было прислано налогоплательщику до окон- чания 20-дневного срока. Жалоба в письменной форме может подаваться на имя руководителя органа государственной налоговой службы высшего уровня в орган го- сударственной налоговой службы, решение которого обжалуется, или непосредственно в орган государственной налоговой службы высшего уровня. О подаче повторной жалобы непосредственно в орган госу- дарственной налоговой службы высшего уровня налогоплательщик обя- зан одновременно уведомить орган государственной налоговой службы, рассматривавший первичную жалобу (по месту постановки на учет на- логоплательщика). Следует отметить, что подача повторной жалобы через госу- дарственную налоговую инспекцию, рассматривавшую первичную жалобу, предоставит возможность сэкономить денежные средства налогопла- тельщику и реализовать нормы Закона по приостановке выполнения ре- шения налогового органа. При этом государственная налоговая инспекция (администрация), налоговое уведомление о суммах налоговых обязательств или решение которой обжалуется, обязана вместе с повторной жалобой налогопла- тельщика непосредственно прислать в орган государственной налого- вой службы высшего уровня документы, указанные в пп. 5.3 п. 5 Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы. С целью улучшения организации работы и обеспечения своевремен- ного и качественного рассмотрения жалоб налогоплательщиков Госу- дарственная налоговая администрация Украины, исходя из норм Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" и других норматив- но-правовых актов, подготовила и письмом от 30.03.2001 г. № 4173/ 7/25-0017 отправила в налоговые органы для использования в практи- ческой работе Методические рекомендации о порядке подачи и рас- смотрения жалоб (апелляций) налогоплательщиков органами государст- венной налоговой службы, которыми предусмотрены обязанности долж- ностных лиц органов государственной налоговой службы по рассмотре- нию жалоб налогоплательщиков. Требования вышеуказанных Закона, Положения и Методических ре- комендаций подробно рассмотрены на семинарах, проведенных ГНА Украины с руководителями региональных налоговых органов и струк- турных подразделений, в частности апелляций, налогового аудита, принудительного взыскания налоговой задолженности, правового обес- печения. Органы государственной налоговой службы при рассмотрении жало- бы (заявления) физического или юридического лица обязаны: по требованию лица, направившего жалобу (заявление), разъяс- нять лицу его права и обязанности; объективно, всесторонне и своевременно проверять суть затрону- того в жалобе (заявлении) вопроса; неотложно принимать меры по прекращению неправомерных дейст- вий; выявлять и устранять причины и условия, способствовавшие со- действию нарушениям; письменно сообщать лицу о результатах рассмотрения его жало- бы (заявления) и предоставлять в соответствующих случаях экземпляр решения, принятого по рассмотрению жалобы (заявления); по требованию лица, направившего жалобу (заявление), разъяс- нять ему в письменной форме решение, принятое по рассмотрению жа- лобы (заявления); прислать решение, принятое по рассмотрению жалобы (заявле- ния), в орган государственной налоговой службы, решение или поста- новление которого было обжаловано, для выполнения; не допускать безосновательной передачи жалоб (заявлений) на рассмотрение другим органам; в случае признания жалобы (заявления) необоснованной или не подлежащей рассмотрению органом государственной налоговой службы разъяснить лицу, подавшему жалобу (заявление), порядок администра- тивного и судебного обжалования принятых решений; проводить массово-разъяснительную работу среди налогоплатель- щиков об установленном законодательством порядке обжалования реше- ний органов государственной налоговой службы; организовывать и проверять в подчиненных органах государствен- ной налоговой службы состояние работы по рассмотрению жалоб (заяв- лений) налогоплательщиков на решения органов государственной нало- говой службы, принимать меры по устранению недостатков и наруше- ний, систематически анализировать и информировать общественность о поступлении и результатах рассмотрения жалоб (заявлений). В соответствии с требованиями Закона Украины "О порядке пога- шения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государст- венными целевыми фондами" ( z0284-01 ) ГНА Украины с целью реали- зации отдельных его статей разработала и зарегистрировала в Минюс- те Украины ряд нормативно-правовых актов, направленных на правовое урегулирование налоговых отношений, соблюдение положений которых будет способствовать повышению уровней налоговой культуры и добро- вольной уплаты надлежащих бюджетам и государственным целевым фон- дам платежей для решения экономических и социальных задач. {1} Текст Положения см. в "Вестнике" № 11/2001, с. 58 {2} Текст Положения см. в "Вестнике" № 13/2001, с. 15 ------------------------------------------------------------------ "Вестник налоговой службы Украины" №16/01, стр. 17 [01.04.2001] Иван Лонюк Начальник Главного управления апелляций ГНА Украины ------------------------------------------------------------------