Старая добрая картотека... О новых наказаниях за несвоевременную уплату налогов ------------------------------------------------------------------ И снова обратимся к Закону "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон). Поговорим об отмене картотеки. Сие эпохальное событие, как известно, прошло в сопровождении не менее эпохальных перемен по части штрафов и пени. Как это все отразится на деятельности предприятий? Начнем со штрафов. В Законе штрафным санкциям (они же штрафы) посвящена ст. 17 (определение штрафов - см. в п. 1.5). Причем из п. 1.3 Закона вы- текает, что штрафы - наряду с пеней и самим налоговым обяза- тельством - входят в состав "налогового долга (недоимки)". Раньше, до 1 апреля, какая-нибудь заводская главбушка Марфа Наумовна, когда наступал срок уплаты налогов-сборов, не позднее установленных дней исправно относила в свой банк платежки и стави- ла их в картотеку, где они и "висели", пока на счете не появлялись деньги, которыми эти долги гасились. Подходили новые сроки - все повторялось снова. Максимум, что грозило тогда предприятию,- так это 10%-ная санкция, да и то лишь в том несчастном случае, когда Марфа Наумовна забывала вовремя выставить в банк платежку или выс- тавляла, но в меньшей сумме (тогда 10% "накручивались" на недовыс- тавленную сумму). Ну и, конечно, пеня (это уж "дело святое"). Теперь же, если у заводика на дату уплаты налогов-сборов деньжата на счете не водятся (или даже водятся, но отправлять их в бюджет Марфа Наумовна по какой-то причине не спешит), каждая просроченная гривня в соответствии с п/п. 17.1.7 Закона постепенно будет набирать вес и к исходу третьего месяца (на 91-й день) прев- ратится в 1 грн. 50 коп. Существенная разница - по сравнению с прежними ("допервоапрельскими") 1 грн. 10 коп. (в самом худшем случае)! Такие вот "радости" принесла нам отмена картотеки. Конечно, теперь предприятие вроде бы может распоряжаться деньгами по своему усмотрению, а не отдавать все подчистую держа- ве. Однако послабление это представляется нам откровенной фикцией, причем не только в связи со штрафами. Государство ведь имеет и другие, более серьезные рычаги для "извлечения" налогов из нало- гоплательщиков: налоговый залог, админарест активов и т.д. Кстати, не исключено, что подобные задержки налогов соответствующие органы попытаются квалифицировать, как злоупотребление должностным поло- жением в виде умышленной несвоевременной уплаты налогов. А это уже - уголовная ответственность по ст. 165 УК (см. п. 4 Постанов- ления Пленума Верховного Суда Украины от 26.03.99 г. № 5 "О неко- торых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей" в "Бухгалтере" № 12'99 на с. 17). Но этих и других "рычагов" мы в данной статье касаться не будем. Нормы п/п. 17.1.7 Закона продублированы в п/п. 6.7.7 Инструк- ции о порядке применения и взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом ГНАУ от 17.03.2001 г. № 110 и зарегистрированной в Минюс- те 23.03.2001 г. за № 268/5459 ( z0268-01 ) (далее - Штрафная инструкция). Указанный подпункт предусматривает при задержке упла- ты согласованного налогового обязательства (СНО) на срок до 30 календарных дней применение 10%-ного штрафа от суммы СНО, при задержке от 11 до 90 календарных дней - 20%-ного, а начиная с 91- го дня - 50%-ного. И кое-где на местах налоговики уже начали требовать от долж- ников сразу при просрочке уплаты СНО самостоятельно начислять и уплачивать эти штрафы в бюджет. По этому поводу отметим, что выписывает штрафы, то есть принимает решение об их применении, налоговый или другой контролирующий орган. Это прямо вытекает из второго абзаца п. 17.1 Закона: "Штрафные санкции налагаются контролирующими органами, а в случае, предусмотренном пунктом 17.2 настоящей статьи {1}, само- стоятельно начисляются и уплачиваются плательщиком налогов". Поэтому налоговики в данном вопросе должны руководствоваться нормами упомянутой Штрафной инструкции. То есть в общем случае плательщик сам себе штрафы не начисляет и самостоятельно их не уплачивает. Начисленный штраф становится налоговым долгом только при неуплате его через 10 дней после вынесения налоговиками реше- ния о его применении (для штрафов за несвоевременность оно состав- ляется по форме приложения 2 к Штрафной инструкции). Так что до получения решения ГНИ самостоятельно штрафы не платите, в налого- вый долг их не включайте и пеню на них раньше времени не начисляй- те. Пусть все будет по Закону. Да и вообще, не отбирайте у налого- виков их работу! Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание. В п/п. 17.1.7 говорится, что плательщик уплачивает "один из указан- ных в настоящем подпункте штрафов в соответствии с общим сроком задержки независимо от того, были применены штрафы, определенные в подпунктах 17.1.1 - 17.1.6 настоящего пункта, или нет". Как мы понимаем эту норму? Во-первых, если к вам уже применили 10%-ный или 20%-ный штраф, а вы по истечении 90 дней все-таки не уплатили СНО, то очередной штраф налоговики выпишут вам не на 50%, а только на "оставшиеся" 40% или 30% соответственно. В случае перехода с 10%-ного штрафа на 20%-ный должен соблюдаться аналогичный подход, то есть уже "оштра- фованная" сумма СНО, которая осталась неуплаченной, должна "штра- фоваться" на разницу в ставках (20% - 10% = 10%). Обращаем также внимание на тот факт, что под упомянутые 10-20- 50%-ные штрафы попадает именно сумма согласованного налогового обязательства - СНО, а не сумма налогового долга (который, как уже говорилось, включает в себя и штрафы, и пеню). А то, чего доброго, налоговики начнут "крутить" последующие штрафы не только на СНО, но и на предыдущие начисленные плательщику штрафы. Во-вторых, как видно из приведенной цитаты, эти штрафы за несвоевременность применяются, даже если налоговики за то же самое налоговое обязательство уже "одарили" вас другими штрафами, пре- дусмотренными в п/п. 17.1.1 - 17.1.6. К примеру, вы согласно п/п. 17.1.3 Закона уже схлопотали по акту штраф в размере 25% от суммы доначисленного налогового обя- зательства. Затем, если вы не уплатили это обязательство в течение 10 дней с даты получения решения по акту {2} - то есть с того момента, когда доначисленное по акту налоговое обязательство стало согласованным, - у вас появился налоговый долг и налоговики смогут применить упомянутые санкции за несвоевременность из п/п. 17.1.7. Но опять же эти санкции должны "крутиться" только на сумму СНО, а не на всю сумму налогового долга, возникшую по итогам акта и включающую в себя в нашем примере кроме СНО еще и 25%-ный штраф (по п/п. 17.1.3) с пеней. Самый серьезный - двукратный - штраф предусмотрен в п/п. 17.1.9 Закона: "В случае если плательщик налогов осуществляет продажу (отчуж- дение) товаров (продукции) или осуществляет денежные выплаты без предварительного начисления и уплаты налога, сбора (обязательного платежа), если в соответствии с законодательством такие начисление и уплата являются обязательным условием такой продажи (отчуждения) или выплаты, такой плательщик налогов уплачивает штрафе двойном размере от суммы обязательства по такому налогу, сбору (обяза- тельному платежу)". Обратите особое внимание на слова "без предварительного начис- ления и уплаты"! То есть необходимо выполнить и то, и другое, иначе - штраф. По нашему мнению, под двукратный штраф из этого подпункта могут угодить всяческие разновидности налога на прибыль: налог на дивиденды (п. 7.8 Закона О Прибыли), налог с распределяемых доходов совместной деятельности (п. 7.7), (ст. 13), с выигрышей (п. 10.2). Кроме того, двукратный штраф грозит подоходному налогу, сборам в ПФУ, связанным с выплатами гражданам зарплаты и прочих доходов (причем как в денежной, так и в натуральной форме), а так- же другим налогам и сборам, если на предприятие законом возложена ответственность за их начисление-удержание. Таким образом, отдель- ные "околоприбыльные" штрафы, а также штрафы по подоходному и пенсионному (которых раньше и вовсе не было) - теперь самые доро- гие. В связи с этим напомним, что в терминах Закона (см. п. 1.1) в разряд "плательщиков" попали не только плательщики как таковые, но и лица, на которых соответствующими законами возложена обязан- ность удерживать налоги и сборы. Поэтому не исключено, что налого- вики попытаются в части упомянутых налогов-сборов параллельно применять штрафы из п/п. 17.1.9 и, например, из 17.1.3. Так что будьте предельно осторожны! Кстати, штрафы (и пени) по новым соцстраховским взносам регу- лируются соответствующими соцстраховскими Законами, а не Законом № 2181-III (см. "Бухгалтер" № 11'2001, с. 44-45, а также с. 12 настоящего выпуска). На пока - всё. В ближайших номерах "Бухгалтера" мы поговорим о том, как теперь в свете этого Закона обстоят дела с пеней и как Марфа Наумовна будет маяться с ее расчетами и платежами. {1} В п. 17.2 речь идет о случае самостоятельного выявления плательщиком занижения налогового обязательства.- А. П. {2} После 01.10.2001 г.- с даты получения налогового уведомле- ния. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 12/01, стр. 18 [01.04.2001] Алексей Павленко ------------------------------------------------------------------