Подоходный комментарий к подоходным новациям ------------------------------------------------------------------ Внося в Инструкцию очередные изменения, ГНАУ, как сказано в приказе № 53, преследовала цель адаптировать ее к нововведениям в законодательстве о благотворительной деятельности и о металлоломе. Заодно, разумеется, решили слегка ее "почистить", хотя и не всюду. Так, авторы изменений не учли требований Закона "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" в части сроков представления отчетности. Поэтому на упоминания о 1 февраля и 1 марта в тексте Инструкции не обращайте внимания. Некоторые редакционные комментарии по поводу изменений приве- дены в сносках к Инструкции. Поэтому на таких моментах задержива- ться не будем. 1. Предприниматели В новой редакции приложения № 7 ГНАУ попыталась урегулировать состав расходов предпринимателей, скрестив налоговоприбыльного коня и трепетную подоходную лань. Что-то в результате родилось, но принципиально нового (кроме увеличения расходов предпринимателя на сумму уплаченного НДС) Инструкция не получила. С основными идеями обновленного приложения все давно уже знакомы по многочисленным консультациям сотрудников налоговой службы, в которых эти идеи прошли, так сказать, апробацию. Итак, расходы предпринимателя отражаются в момент отражения доходов, с которыми они связаны. В состав расходов входят лишь подтвержденные первичными документами израсходованные суммы, из чего следует, что расходы отражаются предпринимателем по оплате. Таким образом, если частный предприниматель приобрел товар с отсрочкой платежа и в периоде перепродажи еще не успел его опла- тить, то данные расходы налоговики могут не признать. {1} В приложении № 7 ничего не сказано о п. 5.9 Закона О Прибыли. Но и так достаточно очевидно, что применяться он не может, поскольку Инструкция предлагает собственную методологию начис- ления расходов - в чем-то сходную с п. 5.9 (принцип "расходы под доходы"), а в чем-то отличную от него. {2} Авторы приложения настаивают на том, что включение в состав расходов сумм амортизации возможно только в случае ведения бухгал- терского учета балансовой стоимости групп основных фондов. И хотя законодательство о бухучете на граждан не распространяется, этот факт ГНАУ не смущает (как и то, что сейчас бухучет основных фондов с налоговым практически не стыкуется). Впрочем, в тексте приложения мысль о возможности уменьшения доходов на суммы амортизации проводится достаточно последова- тельно, так что желающие платить меньше могут вести бухучет основ- ных фондов в добровольном порядке. 2. Благотворительность В целом налоговики прилежно пересказали нормы Декрета. Чувст- вуется, что некоторые пассажи законодателя поставили в тупик даже их. Ниже мы будем останавливаться лишь на тех фрагментах Инструк- ции, в которых ГНАУ удалось вставить свои пять копеек в дело ликбеза по благотворительности. 2.1. Мутноватая фраза из п/п. "i" п. 1 ст. 5 Декрета, касающа- яся включения в состав целевой благотворительной помощи "возмеще- ния прочих расходов получателя благотворительной помощи, если его доходы, полученные от других лиц для осуществления такого возмеще- ния, освобождаются от налогообложения согласно нормам статьи 5 настоящего Декрета", интерпретирована в последнем абзаце п/п. 5.11.2 Инструкции в таком ключе: "Получателю благотворительной помощи одновременно не включают- ся в совокупный доход любые другие выплаты, полученные таким полу- чателем согласно пункту 5 Инструкции)". То есть, к примеру, стоимость путевок на лечение, отдых и в детские оздоровительные лагеря (п/п. "н" п. 1 статьи 5 Декрета), оплаченная благотворительной организацией в пользу гражданина, считается целевой благотворительной помощью и не облагается на основании п/п. "i" п. 1 статьи 5 Декрета. 2.2. Пример 3 в п/п. 5.11.3 объясняет, что понимать под "зарплатой или приравненными к ней выплатами", которые не включа- ются в суммы целевой благотворительной помощи. В примере граждани- ну, занимающемуся наукой, помимо компенсации расходов на разработ- ку технической документации (20 тыс. грн.) выплачивается воз- награждение в размере 5 тыс. грн. Оно-то и подлежит налогообложе- нию. У нас по этому поводу лишь одно маленькое замечание. Благотво- рительная помощь на научные исследования исключает возможность возникновения каких-либо договорных обязательств, кроме обяза- тельств по ее целевому использованию (в принципе, такой подход присущ любой благотворительности). Так что вознаграждение ни в коем случае не должно выдаваться под какое-либо условие. Если дают - так исключительно "за красивые глаза". Предоставлять в распоря- жение "благотворителей" плоды трудов, например, нельзя. А не то заставят обложить и 20 тысяч. 2.3. В подпункте 5.11.4 ГНАУ отступила от указаний Декрета. Инструкция предписывает неиспользованную сумму целевой благотво- рительной помощи облагать подоходным налогом, причем благотвори- тельная организация взыскивает означенный налог с гражданина и перечисляет его в бюджет. Декрет, напомним, более кровожаден: он требует отправлять в бюджет всю сумму неиспользованной благотвори- тельной помощи. 2.4. Тот же п/п. 5.11.4 описывает процедуру продления сроков использования целевой благотворительной помощи. В частности, там сказано, что максимальный срок продления не может превышать шесть месяцев. Интересно, почему? 2.5. Кое-что в Инструкции говорится и о нецелевой благотвори- тельной помощи. Благотворителям, видимо, интересно будет узнать, что направляемая в ГНИ справка о сумме предоставленной благотвори- тельной помощи представляется по форме справки № 2. 2.6. Закон от 07.12.2000 г. № 2136-III ( 2136-14 ), а также п/п. 5.11.6 Инструкции предписывают благотворителям до 1 апреля привести свой организационно-правовой статус в соответствие с требованиями Декрета. В связи с этим интересно, можно ли принуди- тельно ликвидировать благотворительную или религиозную организа- цию, если она не приведет себя "в соответствие" или впоследствии допустит другие нарушения? Такие последствия не прописаны ни в Законе "О благотворительности и благотворительных организациях", ни в Законе "О свободе совести и религиозных организациях". Прави- ла Закона "О предприятиях в Украине", естественно, не распростра- няются на благотворительные или религиозные организации, о чем можно мягко напомнить проверяющим, если они захотят подобную орга- низацию закрыть. Что они ответят? С профсоюзами - хуже: если их деятельность нарушает Конститу- цию и законы, она может быть запрещена по решению суда на основа- нии ст. 18 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гаран- тиях деятельности". Кроме того, благотворителям грозят налоговые неприятности в виде лишения льгот. Так что если вы хотите заниматься благотвори- тельностью и впредь, то лучше "соответствуйте". 2.7. Для граждан, имеющих право на 4%-ную льготу по благотво- рительности (п/п. "к" п. 1 ст. 5 Декрета), важно знать: получат они право на уменьшение налогооблагаемого дохода сразу же или только по итогам года? Декрет написан так, что сразу данное право получить непросто ввиду отсутствия сведений о доходе за отчетный год. Эту мысль поддерживает и п. 5.14 Инструкции - в отношении до- ходов, полученных не по месту основной работы. Что же касается ос- новной, то п. 9.5 Инструкции сохранил возможность уменьшения дохо- дов на суммы благотворительной помощи, отчисленные по заявлению работника из зарплаты. Правда, в этом же пункте появилась ссылка на годовой доход. Так что не исключено, что уменьшение будет производиться лишь по итогам года. Еще одна важная деталь: Инструкция в п. 5.14 запретила одному и тому же лицу пользоваться сразу двумя 4%-ными льготами: для предпринимателей (посредством п/п. 5.2.2 Закона О Прибыли) и для простых граждан на основании п/п. "к" п. 1 ст. 5 Декрета. Хотя сам Декрет формально подобных ограничений не предусматривает. 2.8. В разделе 12 Инструкции появился пример расчета налога с подарков в натуральной форме (при отсутствии льготы). Как и ожида- лось, платить следует 25% от стоимости такого дохода. {3} Какая берется стоимость - не говорится. По аналогии можно предложить применять п. 8.2 Инструкции, то есть отталкиваться от цены приоб- ретения либо от балансовой стоимости (см. ниже). 3. Разное 3.1. Изменения во втором абзаце п. 2.1 Инструкции вызывают у нас смешанные чувства. Установленные в нем сроки для перечисления удержанных сумм подоходного налога - не позднее десятого календар- ного дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена (начислена) выплата такого дохода,- на первый взгляд, не совсем согласуются со ст. 10 и 12 самого Декрета. Спасает лишь то, что в п. 2.1 оговорена возможность установления иных сроков для некото- рых форм выплат. "Иные сроки" действительно предусмотрены, причем "некоторыми" на самом деле оказались основные формы выплат - де- нежные. Что касается сферы применения п. 2.1, то она ограничивает- ся неденежными расчетами. Это следует из раздела 10 Инструкции. И все-таки авторы Инструкции зря упомянули о начисленных дохо- дах как основании для перечисления сумм налога. На наш взгляд, такой подход противоречит действующему законодательству. 3.2. Небольшие изменения внесены в п. 5.10 Инструкции относи- тельно льгот, связанных со страхованием. Раньше в доход не включа- лись абстрактные "суммы, полученные гражданами по обязательному и добровольному страхованию" (это, собственно, цитата из п/п. "и" п. 1 ст. 5 Декрета). Теперь п. 5.10 стал более конкретным: льготи- руются страховые суммы (страховое возмещение). Предвидя вопросы читателей, поговорим о налогообложении стра- ховых взносов предприятий, направленных на страхование работни- ков. Сомнения бухгалтеров связаны с п. 8.2 Инструкции, согласно которому денежные средства на страхование работников (выданные им на руки или перечисленные соответствующим учреждениям) включаются в их совокупный налогооблагаемый доход. На наш взгляд, данные риски не следует переоценивать. За дол- гие годы сложилась достаточно либеральная практика применения п/п. "и" п. 1 ст. 5 Декрета, причем инициирована она самой ГГНИУ/ ГНАУ. В многочисленных письмах налоговиков {4}, разосланных в ни- жестоящие налоговые органы, подчеркивается, что в доход работника ни суммы страховых взносов организаций, ни суммы страхового возмещения не включаются. Сказанное выше касается "нормального" страхования, когда стра- ховщик платит лишь при наступлении страхового случая, оговоренного в договоре. Другое дело, когда стороны заключают договор накопи- тельного страхования, по окончании которого суммы страховых взно- сов должны быть возвращены работнику (бенефициару). На такие ситуации "поддекретная" льгота не распространяется, и предприятие обязано удержать налог в момент выплаты страховых взносов за своего работника. В этом свете становится понятно, зачем нужен п. 8.2 Инструк- ции. Он распространяется лишь на случаи накопительного страхова- ния, когда взносы предприятия увеличивают совокупный налогообла- гаемый доход работника. В остальных случаях налогооблагаемый доход не возникает как таковой. Данный подход, кстати, нашел подтверждение в тексте Инструкции по статистике заработной платы от 11.12.95 г. № 323 ( z0465-95 ). Пункт 2.42 Инструкции включает в фонд оплаты труда, в частности, "расходы в размере страховых взносов предприятий "...", связанных с добровольным страхованием работников (от несчастных случаев, безработицы и т. п.), если договор страхования предусматривает выплату оговоренной суммы застрахованному физическому лицу незави- симо от возникновения страхового случая по истечении срока страхо- вого договора. При этом указанные суммы включаются в фонд оплаты труда в том месяце, в котором производятся перечисления страховой компании". 3.3. В пункте 8.2 Инструкции уточняется, что при продаже ра- ботнику какого-либо имущества на льготных условиях по сниженным ценам базой налогообложения считается разница между ценой приобре- тения или балансовой стоимостью и ценой продажи. Видимо, под балансовой стоимостью следует понимать оценку активов на дату баланса. Если речь идет о запасах, то следует учесть, что они на дату баланса отражаются по наименьшей между первоночальной стои- мостью и чистой стоимостью реализации, то есть можно ожидать уменьшения базы налогообложения указанных доходов. Справедливости ради отметим, что такое нововведение вполне может обернуться и против налогоплательщиков. Во-первых, преиму- щества по части подоходного налога, полученные за счет уценки, нивелируется потерями по налогу на прибыль. Во-вторых, необоротные активы не только уцениваются, но иногда и дооцениваются. Кроме того, первоначальная стоимость - как правило, больше цены приобре- тения, так что при прочих равных условиях база для налогообложения может вырасти. В-третьих, поскольку авторы Инструкции сохранили некую альтернативность (цена приобретения или балансовая стои- мость), налоговики во время проверки будут тянуть одеяло на себя, выбирая для целей налогообложения большую из этих двух величин. Полагаем всё же, что балансовая стоимость появилась в п. 8.2 не для произвольного выбора одной из двух разных величин, а в свя- зи с тем, что теперь обложение разницы касается не просто товаров, а вообще имущества, то есть стало включать и основные фонды. Вот для них (причем только для них, а не для запасов) и должна по идее учитываться - при расчете разницы - балансовая стоимость, отличающаяся от цены приобретения, с одной стороны, на износ, а с другой - на величины возможных индексаций. 3.4. Не вполне понятно, что имели в виду налоговики, когда включали в п. 8.2 такой вид доходов, как суммы, выданные при увольнении. С одной стороны, выходное пособие вообще не включается в совокупный налогооблагаемый доход (см. п/п. 5.4.1 Инструкции). С другой стороны, льготы и компенсации увольняемым работником (в том числе выплату зарплаты за определенное количество месяцев) упразднили вместе со ст. 49 КоАП. Так что же будем облагать? Наверное, имеются в виду некие добровольные выплаты увольняемым. 3.5. В разделе 9 предусматривается специальная форма отчетнос- ти, представляемая в обязательном порядке в ГНИ по местонахождению предприятия с целью годового перерасчета налога (приложение 11 к Инструкции). Что касается формы № 3, то она представляется В ГНИ по место- нахождению Плательщика (гражданина) лишь по требованию ГНИ или самого налогоплательщика. Заметим, что в отношении формы № З ГНАУ лишь "узаконила" уже сложившийся порядок, закрепленный ею ранее в письмах (см., например, письмо от 03.01.97г. № 17-0114/10-46 в "Бухгалтере" № 5'2001 на с. 44 ( v0-46225-97 )). {1} Причем не факт, что эти расходы признают потом, когда предприниматель все-таки рассчитается со своим кредитором. Хотя вот тогда такое непризнание будет уже налоговым бандитизмом. {2} Об этом мы писали еще в "Бухгалтере" № 23'99 на с. 30-31. {3} Это понятно: у "одаренного" должно оставаться 100% - 20% = = 80%, а 20% : 80% (то есть сотношение налога и подарка) и есть 25%. {4} См., например, совместное письмо ГГНИУ и Госкомстраха от 15.04.94 г. № 14-102/10-2367, а также письмо ГГНИУ от 09.02.96 г. № 17-111/10-825. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 10/01, стр. 65 [01.04.2001] Дмитрий Михайленко ------------------------------------------------------------------