Где услуга, там и акт? Зря они так думают

------------------------------------------------------------------

    В последние  годы  у нас  сложилась  традиция  при  оформлении
приемки-передачи  работ (услуг) по требованию заказчика составлять
акт.  Заинтересованность заказчика в акте  о  выполненных  работах
(услугах) объясняется в первую очередь проблемами  налогообложения
прибыли.  Как  известно,  п/п. 5.3.9  Закона  О Прибыли  запрещает
относить в  состав  валовых  затрат  расходы,  "не  подтвержденные
соответствующими  расчетными, платежными  и  другими  документами,
обязательность ведения и хранения которых предусмотрена  правилами
ведения налогового учета".
    Заметим, что из этого контекста  совершенно  непонятно,  какие
документы имеются в виду. Статья 11 Закона О Прибыли,  которая так
и называется "Правила ведения налогового учета" ( 283/97-ВР), пол-
ностью проигнорировала этот вопрос, не определив ни перечня  таких
документов, ни порядка их ведения и хранения. На практике таковыми
априори стали считаться бухгалтерские документы  (в частности, для
работ и услуг - акты).

    Небольшое НДСное отступление

    Проблема оправдательных документов актуальна и  в  свете  норм
Закона об НДС, связывающего, в частности, в п/п. 7.3.1  дату  воз-
никновения налоговых обязательств с  датой  оформления  документа,
удостоверяющего факт выполнения работ (услуг) плательщиком налога.
Особое значение этот вопрос имеет в случае работ-услуг, выполнение
которых растягивается на несколько налоговых периодов.
    Типичный пример подобных "долгосрочных" услуг - договоры арен-
ды.  Для них окончание месяца само по себе означает  лишь  валовые
доходы у арендодателя и валовые затраты  у  арендатора  (когда  не
было  предоплаты).  Налоговые же обязательства и налоговый  кредит
по НДС, если буквально следовать Закону об НДС,  возникнут  у  них
или в день оплаты, или в день подписания  акта  (причем  налоговый
кредит - при условии получения налоговой накладной). {1}
    Первоначально налоговики так Закон и понимали (см. "Бухгалтер"
№ 7'99, с. 6).
    Но спустя год с  небольшим ГНАУ  в  письме от  12.05.2000 г. №
6514/7/16-1201 ( v6514225-00 ) высказала мысль, что при отсутствии
предоплаты за аренду первым  событием  является  фактическое  пре-
доставление (использование) в отчетном  периоде объекта аренды,  и
пришла к выводу, что датой возникновения налоговых обязательств по
аренде будет последний день  отчетного периода (см. "Бухгалтер"  №
11-12'2000, с. 19-20).
    Данная мысль прозвучала и в  письме  ГНАУ  от  20.06.2000 г. №
196/2/16-1210 ( v0196225-00 ), направленном  Комитету ВР по вопро-
сам финансов и банковской деятельности (см. "Бухгалтер" № 23'2000,  
с. 56). Там за подписью Н. Азарова было заявлено,  что такое поло-
жение соответствует-де п. 7.3 Закона об НДС.
    Честно говоря, согласиться с этим  утверждением  было  трудно.
Однако указанный подход упрощал жизнь арендаторов,  ведь  в  таком
случае возникновение права на налоговый кредит у них  тоже  прихо-
дится на последний день отчетного периода и как бы не  зависит  от
даты  оформления документа, удостоверяющего предоставление  услуги
по аренде.  Потому никто против подобного истолкования Закона осо-
бенно не возражал.
    В мовам столетии (тысячелетии) ГНАУ вновь вернулась к  идее  о
том, что датой возникновения налоговых обязательств считается дата
оформления документа, а не последний день месяца, о чем и сообщила
в письме от 26.01.2001 г. № 1054/7/16-1217-26 ( v1054225-01 ) (см.
"Бухгалтерскую газету" № 11'2001, с. 5).
    В связи с этим в 2001 году вопрос о документах, удостоверяющих
факт  выполнения  работ (услуг),  для аренды  и т. п. вновь  обрел
актуальность.
    Строго говоря, правилами ведения налогового  учета  (хоть  для
обложения прибыли, хоть для НДС) обязательное оформление результа-
тов работ (услуг) именно актами выполненных работ (предоставленных
услуг) не предусмотрено.
    Немногословен в этом вопросе и Гражданский кодекс.  Статья 342
ГК, обязующая заказчика принять работу,  выполненную  подрядчиком,
разрешает ему в случае выявления недостатков заявить о них  заказ-
чику без промедления, то есть,  видимо, составить  соответствующий
акт. В других случаях составление двустороннего акта прямо не пре-
дусмотрено.  Специалисты в области хозяйственного права  отмечают,
что "Гражданский кодекс Украины не устанавливает какого-либо  еди-
ного порядка приемки выполненной работы и оформления ее  результа-
тов".{2}
    В то же время при  выполнении  сложных  строительно-монтажных,
радиотехнических и других работ отдельные нормативные  акты  могут
предусматривать обязанность сторон  оформлять  приемку  заказчиком
выполненной работы.
    Так, приказом Минстата и Госстроя  Украины  от 27.01.97  г.  №
26/5  "Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по
учету капитального строительства" ( v26_5202-97 ) введена в дейст-
вие форма № КБ-2в "Акт приемки выполненных  подрядных работ". Обя-
зательность  составления  такого  акта вытекает,  в  частности, из 
п. 4 письма Госкомстата и Госстроя от 03.03.98 г. № 7/98, согласно
которому акт составляет каждая организация, выполняющая строитель-
но-монтажные, ремонтные  и другие подрядные работы, независимо  от
форм собственности, источников финансирования и способов  выполне-
ния работ ( v0007202-98 ).
    С января 2001 года ф. № КБ-2в стала обязательной  для учета на
строительных предприятиях (подразделениях), выполняющих строитель-
ные и ремонтные работы и другие подрядные  работы  с  привлечением
бюджетных  средств или средств предприятий  государственной  формы
собственности.  Для остальных предприятий обязательной стала форма
№ КБ-3 "Справка о стоимости выполненных подрядных работ  и  затра-
тах". {3}
    Когда же нормативы обязательной формы не устанавливают, сторо-
ны могут самостоятельно  разрабатывать  свои  варианты  оформления
приемки-передачи и фиксировать  их  в  соответствующих  договорах.
Если  составление двустороннего  акта не предусмотрено в договоре,
то  требование  заказчика  составить  его является необоснованным.
На  это  обстоятельство  обращает  внимание  известный  специалист
С. Теньков. {4}
    В качестве примера он приводит спор  предприятия  с  рекламным
агентством по договору на изготовление и  размещение  рекламы,  по
которому не было составлено никакого специального документа о  вы-
полнении работ.  Арбитражный суд г. Киева счел, что для  включения
расходов рекламодателя в валовые  затраты  достаточным  основанием
является наличие печатного издания с размещенной в нем рекламой  и
счета-фактуры как платежного документа.
    Ну, с работами еще  как-то  более-менее  ясно,  поскольку  они
имеют материализованный результат. А вот как быть с услугами?
    В принципе, к договорам  предоставления  услуг  должны  приме-
няться нормы общих положений гражданского законодательства о  под-
ряде и других нормативных актов.  В частности, услуги связи регла-
ментируются  Законом  "О  связи" ( 160/95-ВР ),  информационные  -
Законом "О Национальной программе информатизации", биржевые -  По-
ложением  о регистрации  фондовых  бирж  и  торгово-информационных
систем и регулировании их деятельности, аудиторские - Законом  "Об
аудиторской деятельности" и т. д.
    Например, договор на проведение аудита {5}  является  основным
документом,  который свидетельствует о  достижении  договоренности
между заказчиком и исполнителем о проведении аудиторской  проверки
(предоставлении аудиторских услуг) и в котором, в частности, опре-
деляется, что исполнитель должен подготовить аудиторское  заключе-
ние и письменную информацию (отчет) аудитора по результатам прове-
дения аудита.
    Причем договор на проведение аудита не должен  исключать  воз-
можности отрицательного аудиторского заключения, а оплата заказчи-
ком проведенной проверки осуществляется независимо от  результатов
аудита.
    Поэтому о предоставлении аудиторской услуги свидетельствует не
акт  выполненных  услуг,  а  аудиторское  заключение  (к  которому
предъявляются достаточно жесткие требования), а также отчет  ауди-
тора, если он был предусмотрен договором.
    Но это всё частные случаи. Что касается общих норм, то здесь в
нашем законодательстве имеются существенные пробелы.
    Некоторая часть сферы услуг,  правда,  регулируется  правилами
договоров подряда, например бытовые услуги (ст. 348 ГК),  но  они,
как отмечалось в  "Бухгалтере" № 8-9'2001  на  с.  55,  фактически
представляют собой не услуги, а работы.
    Ввиду отсутствия в действующем ГК Украины регулирования  услуг
как  особого (отдельного) вида договорных  обязательств {6}, имеет
смысл обратиться  сходному  с  нашим  законодательству  Российской
Федерации.  В новом российском ГК значительно больше внимания, чем
у нас, уделяется услугам как самостоятельному объекту гражданского
права.
    Там, в частности, зафиксировано, что по договору  предоставле-
ния услуг исполнитель обязуется  совершить  определенные  действия
или осуществить определенную деятельность.  Некоторые услуги мате-
риального  результата не оставляют (например,  услуги  организаций
связи, спортивно-оздоровительные),  другие  -  могут  иметь  мате-
риальный результат (услуги по оказанию стоматологической помощи  и
т. п.).
    Однако всем услугам присущ общий признак: их  результату пред-
шествует совершение действий, не имеющих материального  воплощения
и  составляющих вместе с этим результатом  единое  целое.  Поэтому
при предоставлении услуги "продается" не сам результат,  а  дейст-
вия, к нему приведшие.
    Особенности услуги делают ненужным подписание после ее предос-
тавления двустороннего акта.  Здесь целесообразен отчет со стороны
лица,  предоставившего  услугу. А отчет,  как  известно,- действие
одностороннее.
    В общем, либо двусторонний акт, либо отчет,  либо  ни  то,  ни
другое - все решается (желательно, в договоре) по согласию  сторон
в зависимости от конкретных обстоятельств.  И  на  налоговый  учет
такие решения не должны оказывать никакого влияния!
    Если  вы выбрали  форму  отчета,  то  предпочтительнее,  чтобы
заказчик поставил на отчете что-то вроде  визы  "Принял".  В  этом
случае  подобный завизированный отчет вполне может быть отнесен  к
документам, удостоверяющим факт предоставления услуг.
    Кстати, в "Бухгалтере" № 19'99 на с. 16 мы  давали  рекоменда-
ции, как из счета сделать акт, если договором акт не предусмотрен.
Для этого в форме счета  следует  предусмотреть,  например,  слова
"услуга выполнена", и  тогда  подпись  и  печать  заказчика услуги
превращают счет в некий суррогат акта, означающий  завершение  вы-
полнения услуги.  В общем, приветствуется творческое,  а  не  фор-
мальное решение данной проблемы.
    Но даже если в договоре подписание  акта прямо  предусмотрено,
его отсутствие все равно еще не свидетельствует о том, что  услуга
не предоставлена.  К примеру, иногда заказчики отказываются подпи-
сать акт и подрядчики  взыскивают с них вознаграждение в  судебном
порядке.  В данном случае судебное  решение  и  будет  документом,
подтверждающим факт предоставления услуг.
    Между прочим, однажды ГНИ в Ватутинском районе г. Киева подала
в арбитражный суд г.  Киева  исковое  заявление  о  признании  не-
действительными договоров подряда на ремонтно-строительные работы,
проводимые заказчиком (ООО), ввиду отсутствия смет,  предусмотрен-
ных в ст. 334 ГК.  Так вот, ВАС определил, что смета является лишь
финансовым документом - приложением к договору подряда,  целесооб-
разность составления которого  определяется  самими  сторонами  по
собственному усмотрению в зависимости от конкретных обстоятельств.
В рассматриваемом случае во взаимоотношениях исполнителя и  заказ-
чика роль смет выполняли акты приемки выполненных работ, что  сви-
детельствовало о реальности заключенных договоров. {7}
    То есть даже в тех случаях, когда ГК упоминает в связи  с  ис-
полнением договора некие  документы,  стороны  договора  могут  по
обоюдному согласию заменить их  другими  формами.  Это  допустимо,
поскольку в праве  достаточно редки ситуации,  когда  определенные
обстоятельства должны  доказываться  только  строго  определенными
доказательствами (как, например,  налоговый кредит, который должен
подтверждаться налоговыми накладными).{8}
    И уж тем более стороны свободны в выборе формы  подтверждающих
документов, если законода-тельство прямо не называет их,  как  это
имеет место в ситуации с актами выполненных работ (предоставленных
услуг) для  налогового законодательства.  Так что выполнение работ
(предоставление услуг) может  удостоверяться  любыми  документами,
избранными сторонами, и ставить под  сомнение  валовые  затраты  и
налоговый кредит только из-за отсутствия акта - неправильно.


    {1} См. по этому поводу "Бухгалтер" № 8'99, с. 20.
    {2} См.  Зобов'язальне право/За ред. А. Дзери.-  К.:  Юрiнком,
1998.- С. 453.
    {3} См. приказ Госкомстата и Госстроя от 29.12.2000 г.  № 416/
299 ( v0416202-00 ).
    {4} См. "Юридичний вiсник України" № 5/2000, а  также  "Дирек-
тор" № 5'2000, с. 22.
    {5} Порядок подготовки, условия и содержание договора на  про-
ведение аудита  в  Украине  регулируются  Национальным  нормативом
аудита № 4 "Договор на проведение аудита".
    {6} Сюда не включаются комиссия, поручение, хранение  и  т.п.,
которым в ГК посвящены отдельные главы.
    {7} См. "Юридичний вiсник України" № 41/2000.
    {8} В этом случае замена документов недопустима.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 10/01, стр. 74
[01.04.2001]
Алла Погребняк

------------------------------------------------------------------