Где услуга, там и акт? Зря они так думают ------------------------------------------------------------------ В последние годы у нас сложилась традиция при оформлении приемки-передачи работ (услуг) по требованию заказчика составлять акт. Заинтересованность заказчика в акте о выполненных работах (услугах) объясняется в первую очередь проблемами налогообложения прибыли. Как известно, п/п. 5.3.9 Закона О Прибыли запрещает относить в состав валовых затрат расходы, "не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета". Заметим, что из этого контекста совершенно непонятно, какие документы имеются в виду. Статья 11 Закона О Прибыли, которая так и называется "Правила ведения налогового учета" ( 283/97-ВР), пол- ностью проигнорировала этот вопрос, не определив ни перечня таких документов, ни порядка их ведения и хранения. На практике таковыми априори стали считаться бухгалтерские документы (в частности, для работ и услуг - акты). Небольшое НДСное отступление Проблема оправдательных документов актуальна и в свете норм Закона об НДС, связывающего, в частности, в п/п. 7.3.1 дату воз- никновения налоговых обязательств с датой оформления документа, удостоверяющего факт выполнения работ (услуг) плательщиком налога. Особое значение этот вопрос имеет в случае работ-услуг, выполнение которых растягивается на несколько налоговых периодов. Типичный пример подобных "долгосрочных" услуг - договоры арен- ды. Для них окончание месяца само по себе означает лишь валовые доходы у арендодателя и валовые затраты у арендатора (когда не было предоплаты). Налоговые же обязательства и налоговый кредит по НДС, если буквально следовать Закону об НДС, возникнут у них или в день оплаты, или в день подписания акта (причем налоговый кредит - при условии получения налоговой накладной). {1} Первоначально налоговики так Закон и понимали (см. "Бухгалтер" № 7'99, с. 6). Но спустя год с небольшим ГНАУ в письме от 12.05.2000 г. № 6514/7/16-1201 ( v6514225-00 ) высказала мысль, что при отсутствии предоплаты за аренду первым событием является фактическое пре- доставление (использование) в отчетном периоде объекта аренды, и пришла к выводу, что датой возникновения налоговых обязательств по аренде будет последний день отчетного периода (см. "Бухгалтер" № 11-12'2000, с. 19-20). Данная мысль прозвучала и в письме ГНАУ от 20.06.2000 г. № 196/2/16-1210 ( v0196225-00 ), направленном Комитету ВР по вопро- сам финансов и банковской деятельности (см. "Бухгалтер" № 23'2000, с. 56). Там за подписью Н. Азарова было заявлено, что такое поло- жение соответствует-де п. 7.3 Закона об НДС. Честно говоря, согласиться с этим утверждением было трудно. Однако указанный подход упрощал жизнь арендаторов, ведь в таком случае возникновение права на налоговый кредит у них тоже прихо- дится на последний день отчетного периода и как бы не зависит от даты оформления документа, удостоверяющего предоставление услуги по аренде. Потому никто против подобного истолкования Закона осо- бенно не возражал. В мовам столетии (тысячелетии) ГНАУ вновь вернулась к идее о том, что датой возникновения налоговых обязательств считается дата оформления документа, а не последний день месяца, о чем и сообщила в письме от 26.01.2001 г. № 1054/7/16-1217-26 ( v1054225-01 ) (см. "Бухгалтерскую газету" № 11'2001, с. 5). В связи с этим в 2001 году вопрос о документах, удостоверяющих факт выполнения работ (услуг), для аренды и т. п. вновь обрел актуальность. Строго говоря, правилами ведения налогового учета (хоть для обложения прибыли, хоть для НДС) обязательное оформление результа- тов работ (услуг) именно актами выполненных работ (предоставленных услуг) не предусмотрено. Немногословен в этом вопросе и Гражданский кодекс. Статья 342 ГК, обязующая заказчика принять работу, выполненную подрядчиком, разрешает ему в случае выявления недостатков заявить о них заказ- чику без промедления, то есть, видимо, составить соответствующий акт. В других случаях составление двустороннего акта прямо не пре- дусмотрено. Специалисты в области хозяйственного права отмечают, что "Гражданский кодекс Украины не устанавливает какого-либо еди- ного порядка приемки выполненной работы и оформления ее результа- тов".{2} В то же время при выполнении сложных строительно-монтажных, радиотехнических и других работ отдельные нормативные акты могут предусматривать обязанность сторон оформлять приемку заказчиком выполненной работы. Так, приказом Минстата и Госстроя Украины от 27.01.97 г. № 26/5 "Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету капитального строительства" ( v26_5202-97 ) введена в дейст- вие форма № КБ-2в "Акт приемки выполненных подрядных работ". Обя- зательность составления такого акта вытекает, в частности, из п. 4 письма Госкомстата и Госстроя от 03.03.98 г. № 7/98, согласно которому акт составляет каждая организация, выполняющая строитель- но-монтажные, ремонтные и другие подрядные работы, независимо от форм собственности, источников финансирования и способов выполне- ния работ ( v0007202-98 ). С января 2001 года ф. № КБ-2в стала обязательной для учета на строительных предприятиях (подразделениях), выполняющих строитель- ные и ремонтные работы и другие подрядные работы с привлечением бюджетных средств или средств предприятий государственной формы собственности. Для остальных предприятий обязательной стала форма № КБ-3 "Справка о стоимости выполненных подрядных работ и затра- тах". {3} Когда же нормативы обязательной формы не устанавливают, сторо- ны могут самостоятельно разрабатывать свои варианты оформления приемки-передачи и фиксировать их в соответствующих договорах. Если составление двустороннего акта не предусмотрено в договоре, то требование заказчика составить его является необоснованным. На это обстоятельство обращает внимание известный специалист С. Теньков. {4} В качестве примера он приводит спор предприятия с рекламным агентством по договору на изготовление и размещение рекламы, по которому не было составлено никакого специального документа о вы- полнении работ. Арбитражный суд г. Киева счел, что для включения расходов рекламодателя в валовые затраты достаточным основанием является наличие печатного издания с размещенной в нем рекламой и счета-фактуры как платежного документа. Ну, с работами еще как-то более-менее ясно, поскольку они имеют материализованный результат. А вот как быть с услугами? В принципе, к договорам предоставления услуг должны приме- няться нормы общих положений гражданского законодательства о под- ряде и других нормативных актов. В частности, услуги связи регла- ментируются Законом "О связи" ( 160/95-ВР ), информационные - Законом "О Национальной программе информатизации", биржевые - По- ложением о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем и регулировании их деятельности, аудиторские - Законом "Об аудиторской деятельности" и т. д. Например, договор на проведение аудита {5} является основным документом, который свидетельствует о достижении договоренности между заказчиком и исполнителем о проведении аудиторской проверки (предоставлении аудиторских услуг) и в котором, в частности, опре- деляется, что исполнитель должен подготовить аудиторское заключе- ние и письменную информацию (отчет) аудитора по результатам прове- дения аудита. Причем договор на проведение аудита не должен исключать воз- можности отрицательного аудиторского заключения, а оплата заказчи- ком проведенной проверки осуществляется независимо от результатов аудита. Поэтому о предоставлении аудиторской услуги свидетельствует не акт выполненных услуг, а аудиторское заключение (к которому предъявляются достаточно жесткие требования), а также отчет ауди- тора, если он был предусмотрен договором. Но это всё частные случаи. Что касается общих норм, то здесь в нашем законодательстве имеются существенные пробелы. Некоторая часть сферы услуг, правда, регулируется правилами договоров подряда, например бытовые услуги (ст. 348 ГК), но они, как отмечалось в "Бухгалтере" № 8-9'2001 на с. 55, фактически представляют собой не услуги, а работы. Ввиду отсутствия в действующем ГК Украины регулирования услуг как особого (отдельного) вида договорных обязательств {6}, имеет смысл обратиться сходному с нашим законодательству Российской Федерации. В новом российском ГК значительно больше внимания, чем у нас, уделяется услугам как самостоятельному объекту гражданского права. Там, в частности, зафиксировано, что по договору предоставле- ния услуг исполнитель обязуется совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность. Некоторые услуги мате- риального результата не оставляют (например, услуги организаций связи, спортивно-оздоровительные), другие - могут иметь мате- риальный результат (услуги по оказанию стоматологической помощи и т. п.). Однако всем услугам присущ общий признак: их результату пред- шествует совершение действий, не имеющих материального воплощения и составляющих вместе с этим результатом единое целое. Поэтому при предоставлении услуги "продается" не сам результат, а дейст- вия, к нему приведшие. Особенности услуги делают ненужным подписание после ее предос- тавления двустороннего акта. Здесь целесообразен отчет со стороны лица, предоставившего услугу. А отчет, как известно,- действие одностороннее. В общем, либо двусторонний акт, либо отчет, либо ни то, ни другое - все решается (желательно, в договоре) по согласию сторон в зависимости от конкретных обстоятельств. И на налоговый учет такие решения не должны оказывать никакого влияния! Если вы выбрали форму отчета, то предпочтительнее, чтобы заказчик поставил на отчете что-то вроде визы "Принял". В этом случае подобный завизированный отчет вполне может быть отнесен к документам, удостоверяющим факт предоставления услуг. Кстати, в "Бухгалтере" № 19'99 на с. 16 мы давали рекоменда- ции, как из счета сделать акт, если договором акт не предусмотрен. Для этого в форме счета следует предусмотреть, например, слова "услуга выполнена", и тогда подпись и печать заказчика услуги превращают счет в некий суррогат акта, означающий завершение вы- полнения услуги. В общем, приветствуется творческое, а не фор- мальное решение данной проблемы. Но даже если в договоре подписание акта прямо предусмотрено, его отсутствие все равно еще не свидетельствует о том, что услуга не предоставлена. К примеру, иногда заказчики отказываются подпи- сать акт и подрядчики взыскивают с них вознаграждение в судебном порядке. В данном случае судебное решение и будет документом, подтверждающим факт предоставления услуг. Между прочим, однажды ГНИ в Ватутинском районе г. Киева подала в арбитражный суд г. Киева исковое заявление о признании не- действительными договоров подряда на ремонтно-строительные работы, проводимые заказчиком (ООО), ввиду отсутствия смет, предусмотрен- ных в ст. 334 ГК. Так вот, ВАС определил, что смета является лишь финансовым документом - приложением к договору подряда, целесооб- разность составления которого определяется самими сторонами по собственному усмотрению в зависимости от конкретных обстоятельств. В рассматриваемом случае во взаимоотношениях исполнителя и заказ- чика роль смет выполняли акты приемки выполненных работ, что сви- детельствовало о реальности заключенных договоров. {7} То есть даже в тех случаях, когда ГК упоминает в связи с ис- полнением договора некие документы, стороны договора могут по обоюдному согласию заменить их другими формами. Это допустимо, поскольку в праве достаточно редки ситуации, когда определенные обстоятельства должны доказываться только строго определенными доказательствами (как, например, налоговый кредит, который должен подтверждаться налоговыми накладными).{8} И уж тем более стороны свободны в выборе формы подтверждающих документов, если законода-тельство прямо не называет их, как это имеет место в ситуации с актами выполненных работ (предоставленных услуг) для налогового законодательства. Так что выполнение работ (предоставление услуг) может удостоверяться любыми документами, избранными сторонами, и ставить под сомнение валовые затраты и налоговый кредит только из-за отсутствия акта - неправильно. {1} См. по этому поводу "Бухгалтер" № 8'99, с. 20. {2} См. Зобов'язальне право/За ред. А. Дзери.- К.: Юрiнком, 1998.- С. 453. {3} См. приказ Госкомстата и Госстроя от 29.12.2000 г. № 416/ 299 ( v0416202-00 ). {4} См. "Юридичний вiсник України" № 5/2000, а также "Дирек- тор" № 5'2000, с. 22. {5} Порядок подготовки, условия и содержание договора на про- ведение аудита в Украине регулируются Национальным нормативом аудита № 4 "Договор на проведение аудита". {6} Сюда не включаются комиссия, поручение, хранение и т.п., которым в ГК посвящены отдельные главы. {7} См. "Юридичний вiсник України" № 41/2000. {8} В этом случае замена документов недопустима. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 10/01, стр. 74 [01.04.2001] Алла Погребняк ------------------------------------------------------------------