Напомните в платежке забытое в договоре. Кто отвечает за неуплату в бюджет налога на рекламу ------------------------------------------------------------------ Мы заказываем услуги на изготовление и размещение рекламы. Наши подрядчики из рекламной компании почему-то рекламными свои услуги не считают, а потому в договорах и счетах суммы налога на рекламу не показывают. Насколько мы понимаем, платить в бюджет этот налог они не собираются. Каков риск, что именно с нашего предприятия как с плательщика налога взыщут суммы недоимки, пени и финансовых санкций? Не зная мотивов, которыми руководствовались ваши контрагенты, о правомерности их действий мы судить не можем. Предположим, одна- ко, что они действительно ошиблись и на самом деле должны были удерживать и перечислять налог на рекламу. Исходя из этого рассмотрим вопрос о распределении ответствен- ности между плательщиками налога и удержателями (последних иногда еще называют "удерживателями" или - в некоторых случаях - "налого- выми агентами"). Проблема эта - достаточно давняя. Поскольку до 01.04.2001 г. удержатели не считались плательщиками налога, к ним не могли применяться адресованные плательщикам санкции (например, из прежней редакции п. 7 ст. 11 Закона "О государственной налого- вой службе в Украине"). Высший арбитражный суд в разъяснении от 12.05.95 г. № 02-5/451 ( v_451800-95 ) по этому поводу отмечал: "Если предприятие, учреждение, организация выступает не как плательщик налога, а как лицо, которое в установленном законом по- рядке обязано удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов, выплачиваемых им другим лицам, то за нарушение такого порядка устанавливается специальная ответственность в частности, за нару- шение порядка перечисления в бюджеты предприятиями, учреждениями и организациями сумм подоходного налога с доходов физических лицо. Большинство нормативных актов (втом числе и Декрет "О местных налогах и сборах", которым установлен налог на рекламу) такой специальной ответственности в виде финансовых санкций не предус- матривают. Но ведь кроме финсанкций существуют еще недоимка и пеня. Чтобы определить, с кого следует взыскивать эти суммы, попытаемся разобраться в структуре правоотношения "плательщик - у держатель - бюджет". Да, плательщиками налога формально являются рекламодатели. Но каким образом осуществляется его уплата? Если говорить об обязанностях рекламодателя, то они исчерпы- ваются перечислением соответствующих сумм удержателю - рекламной компании. Каких-либо денежных обязательств непосредственно перед бюджетом у рекламодателя не возникает (в данном случае под таким обязательством мы понимаем обязанность лица уплатить в бюджет определенную сумму в определенный срок и в определенном порядке). По этой причине бюджет от рекламодателя никаких денег и не ждет. Другое дело - удержатель. Он-то как раз и обязан перечислить в бюджет собранные суммы налога, и для этого имеются и сроки, и порядок, и формы отчетности. Логично предположить, что коль скоро у лица есть обязанность уплатить определенные суммы, то по истече- нии сроков уплаты эта обязанность перерастает в задолженность, которую с должника же и следует взыскать - независимо от того, плательщик он или нет. Данные выводы опираются на базовые для любой правовой системы представления об обязательствах и ответственности за их неисполне- ние. Посмотрим, насколько наши рассуждения соответствуют норматив- ным актам. Начнем с конца, то есть с Закона "О порядке погашения обяза- тельств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Закон) {1}, поскольку в нем вопросы ответственности удержателя выписаны внятнее, чем в прежних актах законодательства. Согласно п. 1.1 Закона плательщиками налогов являются лица, на которых возложена обязанность удерживать и/или уплачивать налоги и сборы. Так что с 1 апреля рекламные агентства являются плательщи- ками наравне с рекламодателями. Но это - так, кстати. Гораздо важнее п. 1.2 Закона: "Налоговое обязательство - обязательство плательщика налогов уплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соот- ветствующую сумму денежных средств в порядке и в сроки, которые определены настоящим Законом или другими законами Украины". Сквозь призму этого определения идеально видно, что налоговое обязательство возникает не у рекламодателя (то есть не у вас), а у рекламной компании - ваших подрядчиков, поскольку обязанность уплатить налог в бюджет в определенные сроки и в определенном по- рядке лежит на "настоящих" рекламистах. А значит, именно для них актуальны такие вещи, как налоговый долг, налоговый залог, пеня, штрафные санкции и прочее (включая - при случае - налоговую амнис- тию {2}). Что касается прежнего законодательства, то и в нем можно найти подкрепление нашим мыслям. Обратимся к п. 1 ст. 4 ныне усопшего Декрета "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей": "По истечении установленных сроков уплаты соответствующих пла- тежей невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с на- числением пени". Фраза, конечно, мутноватая. Но раз уж для рекламодателей ни обязанность, ни сроки, ни порядок уплаты налога в бюджет не уста- новлены, то и недоимки, которая служит базой для взыскания пени и финсанкций, у них не возникает. Что, кстати, подтверждается прак- тикой: скажем, случаи, когда за неуплату налога на рекламу спраши- вали с рекламодателя, нам не известны. (Что касается рекламной компании, то все не перечисленные в бюджет суммы будут взыскивать с нее. Пожалуй, лишь с пеней рекла- мисты могут побороться, если будут акцентировать внимание судьи на общих и специальных санкциях: поскольку общие санкции установлены для плательщиков налогов - значит, чтобы наказать удержателя, тре- буются санкции специальные. А где в Декрете или в другом норматив- ном акте написано о специальной пене с удержателей?) Вот теперь мы можем вернуться к заданному вопросу. Что же угрожает вашему предприятию в случае неуплаты налога подрядчиком- рекламистом? На наш взгляд, если какая-то опасность и существует, то ожидать ее нужно как раз от незадачливого рекламиста, который может попытаться взыскать суммы налога, подлежащие перечислению в бюджет, сверх того, что уплачено вами в виде компенсации стоимости его услуг. Отбиваясь от этого дополнительного платежа, вам следует ис- пользовать такой аргумент: мол, нигде четко не написано, что налог на рекламу должен непременно отражаться в договоре сверх стоимости услуг. Декрет "О местных налогах и сборах" и известные нам региональ- ные положения о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу говорят лишь о том, что налог уплачивается во время оплаты услуг. Поэтому вы можете уплачивать его в составе их стоимости (отражая соответствующие суммы в платежках именно с учетом этого). И пусть потом они попробуют доказать обратное - "по умолчанию" в договорах и счетах. В общем, для вас как потребителей рекламных услуг данная проб- лема может обернуться лишь тяжбой о гражданском праве с неодно- значным исходом. На будущее можно посоветовать включать в подобные договоры сакраментальные фразы типа: "За предоставленные услуги рекламодатель уплачивает грн. Данная сумма включает в себя все косвенные налоги, подлежащие перечислению рекламисту в соот- ветствии с требованиями действующего законодательства". Или что- нибудь в этом духе. {1} См. "Бухгалтер" № 7'2001, с. 12-46. {2} См. на этот счет также с. 13 настоящего выпуска. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 10/01, стр. 76 [01.04.2001] Дмитрий Михайленко ------------------------------------------------------------------