Напомните в платежке забытое в договоре.
       Кто отвечает за неуплату в бюджет налога на рекламу

------------------------------------------------------------------

    Мы заказываем услуги на  изготовление  и  размещение  рекламы.
Наши подрядчики из рекламной компании  почему-то  рекламными  свои
услуги не считают, а потому в договорах и счетах суммы  налога  на
рекламу не  показывают.  Насколько мы понимаем, платить  в  бюджет
этот налог они не собираются.  Каков риск,  что  именно  с  нашего
предприятия как с плательщика налога взыщут суммы недоимки, пени и
финансовых санкций?
    Не зная мотивов, которыми руководствовались ваши  контрагенты,
о правомерности их действий мы судить не можем. Предположим, одна-
ко, что они действительно ошиблись и на  самом  деле  должны  были
удерживать и перечислять налог на рекламу.
    Исходя из этого рассмотрим вопрос о распределении  ответствен-
ности между плательщиками налога и удержателями (последних  иногда
еще называют "удерживателями" или - в некоторых случаях - "налого-
выми агентами").  Проблема эта - достаточно давняя.  Поскольку  до
01.04.2001 г. удержатели не считались плательщиками налога, к  ним
не могли применяться адресованные плательщикам санкции  (например,
из прежней редакции п. 7 ст. 11 Закона "О государственной  налого-
вой службе в Украине").  Высший арбитражный  суд в разъяснении  от
12.05.95 г. № 02-5/451 ( v_451800-95 ) по этому поводу отмечал:
    "Если предприятие, учреждение, организация  выступает  не  как
плательщик налога, а как лицо, которое в установленном законом по-
рядке обязано удерживать и перечислять в бюджет налог  с  доходов,
выплачиваемых  им другим  лицам,  то за нарушение  такого  порядка
устанавливается специальная ответственность в частности, за  нару-
шение порядка перечисления в бюджеты  предприятиями,  учреждениями
и организациями сумм подоходного налога с доходов физических лицо.
    Большинство  нормативных актов (втом числе и Декрет "О местных
налогах и сборах",  которым  установлен  налог  на  рекламу) такой
специальной ответственности в виде финансовых санкций  не  предус-
матривают.  Но ведь кроме  финсанкций  существуют  еще  недоимка и
пеня.  Чтобы  определить,  с кого следует  взыскивать  эти  суммы,
попытаемся разобраться в структуре правоотношения "плательщик -  у
держатель - бюджет".
    Да, плательщиками налога формально являются рекламодатели.  Но
каким образом осуществляется его уплата?
    Если говорить об обязанностях рекламодателя, то  они  исчерпы-
ваются  перечислением соответствующих сумм удержателю -  рекламной
компании.  Каких-либо денежных обязательств непосредственно  перед
бюджетом у рекламодателя не возникает (в данном случае  под  таким
обязательством  мы понимаем  обязанность  лица  уплатить  в бюджет
определенную сумму в определенный срок и в определенном  порядке).
По этой причине бюджет от рекламодателя никаких денег и не ждет.
    Другое дело - удержатель. Он-то как раз и обязан перечислить в
бюджет  собранные  суммы налога,  и для этого  имеются и  сроки, и
порядок, и формы отчетности.  Логично предположить, что коль скоро
у лица есть обязанность уплатить определенные суммы, то по истече-
нии  сроков  уплаты эта обязанность перерастает  в  задолженность,
которую с должника же и следует взыскать  -  независимо  от  того,
плательщик он или нет.
    Данные выводы опираются на базовые для любой правовой  системы
представления об обязательствах и ответственности за их неисполне-
ние. Посмотрим, насколько наши рассуждения соответствуют норматив-
ным актам.
    Начнем с конца, то есть с Закона "О порядке  погашения  обяза-
тельств  плательщиков налогов перед бюджетами  и  государственными
целевыми  фондами" (далее - Закон) {1},  поскольку в  нем  вопросы
ответственности удержателя выписаны внятнее, чем в  прежних  актах
законодательства.
    Согласно п. 1.1 Закона плательщиками налогов являются лица, на
которых возложена обязанность удерживать и/или уплачивать налоги и
сборы.  Так что с 1 апреля рекламные агентства являются плательщи-
ками  наравне с рекламодателями.  Но это -  так,  кстати.  Гораздо
важнее п. 1.2 Закона:
    "Налоговое обязательство - обязательство  плательщика  налогов
уплатить  в  бюджеты  или  государственные  целевые  фонды   соот-
ветствующую сумму денежных средств в порядке и  в  сроки,  которые
определены настоящим Законом или другими законами Украины".
    Сквозь призму этого определения идеально видно, что  налоговое
обязательство возникает не у рекламодателя (то есть не у вас), а у
рекламной  компании -  ваших  подрядчиков,  поскольку  обязанность
уплатить налог в бюджет в определенные сроки и в определенном  по-
рядке лежит на "настоящих" рекламистах.  А значит, именно для  них
актуальны такие вещи, как налоговый долг, налоговый  залог,  пеня,
штрафные санкции и прочее (включая - при случае - налоговую амнис-
тию {2}).
    Что касается прежнего законодательства, то и в нем можно найти
подкрепление нашим мыслям.  Обратимся к п. 1 ст. 4  ныне  усопшего
Декрета "О взыскании не внесенных в  срок  налогов  и  неналоговых
платежей":
    "По истечении установленных сроков уплаты соответствующих пла-
тежей невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается  с  на-
числением пени".
    Фраза, конечно, мутноватая.  Но раз уж для  рекламодателей  ни
обязанность, ни сроки, ни порядок уплаты  налога в бюджет не уста-
новлены, то и недоимки, которая служит базой для взыскания пени  и
финсанкций, у них не возникает.  Что, кстати, подтверждается прак-
тикой: скажем, случаи, когда за неуплату налога на рекламу спраши-
вали с рекламодателя, нам не известны.
    (Что касается рекламной компании, то все  не  перечисленные  в
бюджет суммы будут взыскивать с нее.  Пожалуй, лишь с пеней рекла-
мисты могут побороться, если будут акцентировать внимание судьи на
общих и специальных санкциях: поскольку общие санкции  установлены
для плательщиков налогов - значит, чтобы наказать удержателя, тре-
буются санкции специальные. А где в Декрете или в другом норматив-
ном акте написано о специальной пене с удержателей?)
    Вот  теперь мы  можем  вернуться  к заданному  вопросу. Что же
угрожает вашему предприятию в случае неуплаты налога  подрядчиком-
рекламистом? На наш взгляд, если какая-то опасность и  существует,
то ожидать ее нужно как раз  от  незадачливого рекламиста, который
может попытаться взыскать суммы налога,  подлежащие перечислению в
бюджет, сверх того, что уплачено вами в виде компенсации стоимости
его услуг.
    Отбиваясь от этого дополнительного платежа,  вам  следует  ис-
пользовать такой аргумент: мол, нигде четко не написано, что налог
на рекламу должен непременно отражаться в договоре сверх стоимости
услуг.
    Декрет "О местных налогах и сборах" и известные нам региональ-
ные  положения  о порядке  исчисления  и уплаты налога  на рекламу
говорят лишь о том, что налог уплачивается во  время оплаты услуг.
Поэтому вы можете уплачивать его в составе их  стоимости  (отражая
соответствующие суммы в платежках именно с учетом этого).  И пусть
потом они попробуют доказать обратное - "по умолчанию" в договорах
и счетах.
    В общем, для вас как потребителей рекламных услуг данная проб-
лема может обернуться лишь тяжбой о гражданском  праве  с  неодно-
значным исходом. На будущее можно посоветовать включать в подобные
договоры сакраментальные фразы типа:  "За  предоставленные  услуги
рекламодатель  уплачивает   грн. Данная сумма включает в себя  все
косвенные  налоги,  подлежащие  перечислению  рекламисту  в  соот-
ветствии с требованиями действующего законодательства".  Или  что-
нибудь в этом духе.


    {1} См. "Бухгалтер" № 7'2001, с. 12-46.
    {2} См. на этот счет также с. 13 настоящего выпуска.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 10/01, стр. 76
[01.04.2001]
Дмитрий Михайленко

------------------------------------------------------------------