Как отразить в бухгалтерском учете хлебоприемного предприятия операции списания задолженности по уплате налогов и сборов по состоянию на 1 мая 2000 года в связи с реформированием сельскохозяйственных предприятий за предоставленные в 1996- 1999 годах сельскохозяйственным товаропроизводителям займы, но не возвращенные ими? Как отразить суммы списанной задолженности по налогам и сборам в финансовой отчетности? * * * В соответствии со ст. 2 Закона № 1565 ( 1565-14 ) списанию подлежит задолженность заготовительных, перерабатывающих и обслу- живающих предприятий по налогам в Государственный бюджет Украины, а также по начисленным на них финансовым санкциям по состоянию на 1 мая 2000 года в связи с реформированием сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности в следующие субъекты хозяйст- вования: - частные (частно-арендные) предприятия; - крестьянские (фермерские) хозяйства; - хозяйственные общества; - сельскохозяйственные кооперативы; - другие субъекты хозяйствования. Задолженность списывается на сумму займов, предоставленных в 1996-1999 годах в соответствии с решениями Правительства Украины заготовительными, перерабатывающими и обслуживающими предприятиями сельскохозяйственным товаропроизводителям на материально-техничес- кие ресурсы и не возвращенных на момент реформирования. ГНАУ утвержден Порядок № 225 ( z0294-00 ), согласно которому органами государственной налоговой службы проводится списание задолженности по уплате налогов и сборов налогоплательщиков по состоянию на 1 мая 2000 года в связи с реформированием сельхоз- предприятий. В Приложениях к указанному Порядку приведен полный перечень постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины, согласно которым в 1996-1999 годах сельскохозяйственным товаропроизводите- лям предоставлялись займы (Приложение № 1). Перечень предприятий, на которые распространяется действие положений Закона № 1565, оформляется органом налоговой службы в установленной форме (Прило- жение № 2). В указанный перечень включаются сельскохозяйственные предприятия, в том числе и фермерские хозяйства, имеющие в соот- ветствии с Государственным классификатором видов экономической деятельности (КВЭД), утвержденным Приказом Государственного Коми- тета стандартизации, метрологии и сертификации от 22.10.96 г. № 441 ( v0441217-96 ), следующие коды основной деятельности: 01.1-01.4 (01.11; 01.12; 01.13; 01.21; 01.22; 01.23; 01.24; 01.25; 01.30; 01.41; 01.42); 05.01; 05.2; 15.2. Согласно пп. 3.2.2 Порядка № 225 для заготовительных, перера- батывающих и обслуживающих предприятий, в частности, подлежат спи- санию: - общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) в части, надлежащей к зачислению в Государственный бюджет Украины; - суммы всех видов пени, начисленные на них (кроме пени за несвоевременные расчеты при осуществлении операций в сфере ВЭД), надлежащие к зачислению в Государственный бюджет Украины; - суммы всех видов штрафных и финансовых санкций по общегосу- дарственным налогам и сборам, надлежащим к зачислению в Госу- дарственный бюджет Украины. Порядком № 225 определено, что для заготовительных, перераба- тывающих и обслуживающих предприятий подлежат списанию налоги и сборы только в сумме, эквивалентной потерям в связи с невозвраще- нием займа. Сумма указанных потерь равна сумме налоговой задолжен- ности, равной сумме невозвращенного сельхозпредприятиями займа, а также сумме начисленных на эту задолженность пени и финансовых санкций. Необходимо обратить внимание, что Законом № 1565 предусмотрено списание задолженности только по налогам в Государственный бюджет. Порядком № 225, утвержденным ГНАУ, предусмотрено списание задол- женности по общегосударственным налогам и сборам, подлежащим упла- те в Госбюджет. Если включение сумм сборов и других обязательных платежей (кроме налогов) в суммы списываемой задолженности и является нарушением, то такое нарушение, по крайней мере, не является нарушением со стороны налогоплательщика, т.к. решение о списании налоговой задолженности принимается председателем (на- чальником) органа налоговой службы. В регистрах бухгалтерского учета хлебозаготовительных пред- приятий операции предоставления натуральных семенных и фуражных займов сельскохозяйственным товаропроизводителям отражались на счете 41/6 "Товары, выданные в виде натуральных ссуд" (по старому Плану счетов). В случае, если сельхозтоваропроизводитель не поставил зерно в счет госзаказа или не возвратил заем, в регистрах бухгалтерского учета хлебозаготовительного предприятия до перехода на новый План счетов отражалось сальдо по дебету счета 41/6 на сумму предостав- ленного натурального семенного или фуражного займа. Согласно Методическим рекомендациям по перенесению сальдо сальдо по счету 41/6 Минфин рекомендует перенести на счет 27 "Про- дукция сельскохозяйственного производства". Для обособления инфор- мации о задолженности по натурально-семенным займам счет 27 целе- сообразно дополнить субсчетом 271 "Натуральные ссуды". Начисленные, но неуплаченные в Государственный бюджет налоги и сборы в регистрах бухгалтерского учета отражаются по кредиту субсчетов: 641 "Расчеты по налогам"; 642 "Расчеты по обязательным платежам"; 651 "По пенсионному обеспечению". Необходимо подчеркнуть, что согласно Закону № 1565 для загото- вительных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий подлежат списанию налоги, надлежащие к уплате в Государственный бюджет Украины. Согласно п. 1 ст. 5 Закона о Госбюджете-2000 в Государст- венный бюджет, в частности, зачисляются налоги и сборы (обязатель- ные платежи): - налог на добавленную стоимость; - акцизный сбор; - ввозная пошлина; - дивиденды, начисленные на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, находящиеся в государственной собственности; - плата за аренду государственного имущества; - сбор в Государственный инновационный фонд; - налог на прибыль предприятий (частично). В 2000 г. в Государственный бюджет Украины также зачислялись сборы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в слу- чае осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности: - покупки-продажи валют; - торговли ювелирными изделиями из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней; - продажи легковых автомобилей; - производства и импорта табачных изделий; - операций покупки-продажи недвижимости; - услуг сотовой мобильной связи. Если учесть, что Законом № 1565 предусматривается списание задолженности по налогам, уплачиваемым в Госбюджет, то к ним относятся налог на добавленную стоимость и налог на прибыль пред- приятий (частично). Следует обратить внимание, что Приказом № 244 ( z0566-97 ) установлен порядок отражения в бухгалтерском учете списания и реструктуризации задолженности по состоянию на 31.03.97 г. пред- приятиям и организациям, определенным Законом № 314 ( 314/97-ВР ). В соответствии с п. 2 Приказа № 244 суммы налоговой задолженности, списанные в результате проведенных взаимозачетов с соответствующи- ми бюджетами, в бухгалтерском учете отражались следующим образом: |---|-------------------------|------------------------| | № | | По старому Плану счетов| |п/п| Содержание операции |------------|-----------| | | | Д-т | К-т | |---|-------------------------|------------|-----------| | 1 |Списаны суммы налоговой | 68 | 96 | | |задолженности в связи с | 96 | 46 | | |невозвращением займа | 46 | 80 | |---|-------------------------|------------|-----------| Действие Закона № 314 распространялось на предприятия промыш- ленности, связи, транспорта, сельскохозяйственного и строительного комплексов, являющиеся плательщиками налогов и сборов (обяза- тельных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, с целью улучшения их финансового состояния и повышения платежеспо- собности. В отличие от 1997 года порядок списания задолженности по упла- те налогов и сборов по состоянию на 1 мая 2000 года в связи с реформированием сельскохозяйственных предприятий не установлен. При отражении в бухгалтерском учете указанных операций необхо- димо руководствоваться ПБУ и Инструкцией о применении Плана счетов, вступившими в силу с 1 января 2000 года. Рассмотрим отражение операций списания задолженности по нало- гам и сборам у заготовительных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий в счет погашения займов сельхозпроизводителям. |---|----------------------|----------------|--------|-----------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма, | Налоговый | |п/п| | учет | грн. | учет | | | |--------|-------| |-----|-----| | | | Д-т | К-т | | ВД | ВР | |---|----------------------|--------|-------|--------|-----|-----| | 1 |Списаны потери в связи| 944 | 271 | 750 | - | 750 | | |с невозвращением займа| | | | | | |---|----------------------|--------|-------|--------|-----|-----| | 2 |Зачтена задолженность |641, 642| 48 | 750 | - | - | | |по налогам и сборам в |--------|-------|--------|-----|-----| | |сумме, эквивалентной | 48 | 717 | 750 | 750 | - | | |потерям (убыткам) | | | | | | |---|----------------------|--------|-------|--------|-----|-----| | 4 |Отражен финансовый ре-| 791 | 944 | 750 | - | - | | |зультат | 717 | 791 | 750 | | | |---|----------------------|--------|-------|--------|-----|-----| Что касается включения сумм безнадежной задолженности в состав валовых расходов и доходов, то по мнению налоговых служб (Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 30.06.99 г. № 3806/6/15-1216 ( v3806225-99 )), в соответствии с пп. 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона о прибыли ( 283/97-ВР ) определено, что валовой доход включает доходы из других источников и от внереализационных опера- ций, в том числе в виде сумм безвозвратной финансовой помощи, полученной налогоплательщиком в отчетном периоде, стоимости това- ров (работ, услуг), бесплатно предоставленных налогоплательщику в отчетном периоде, кроме сумм безвозвратной финансовой помощи и бесплатных товаров (работ, услуг), предоставленным неприбыльным организациям. Следовательно, сумма безнадежной кредиторской нало- говой задолженности, погашенной за счет государственных средств, должна быть включена в состав валовых доходов как доход от внереализационных операций. Невозвращенная дебиторская задолженность сельхозтоваропроизво- дителя хлебозаготовительному предприятию регулируется пп. 5.2.8 п. 5.2 ст. 5 Закона о прибыли, которым установлено, что суммы без- надежной задолженности с истекшим сроком исковой давности относят- ся на валовые расходы. Однако, по мнению налогового органа (Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 12.04.2000 г. № 1900/6/15-1116 ( v1900225-00 )), суммы просроченной дебиторской задолженности, возникшей до 1 июля 1997 года, не включаются в состав валовых расходов и возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Хотя имеется достаточно оснований считать такое мнение спорным, и на страницах бухгалтерских изданий все еще ведется полемика по этому вопросу. Согласно пп. 12.4.1 п. 12.4 ст. 12 Закона о прибыли в случае, если дебитор в будущем полностью или частично погасит безнадежную задолженность, предварительно отнесенную кредитором в состав вало- вых расходов, то кредитор увеличивает валовой доход на сумму компенсации, полученной от дебитора, в соответствующем налоговом периоде. Т.е. в случае возврата сумм задолженности сельхозтоваропроиз- водителя по займам, включенным ранее в состав валовых расходов, хлебозаготовительные предприятия включают указанные суммы в состав валовых доходов. Сумы налоговой задолженности, погашенной путем взаимозачета бюджетных средств, в бухгалтерском учете рассматриваются как целе- вое финансирование, полученное в качестве компенсации расходов (или убытков), уже понесенных предприятием, которое в бухгал- терском учете в соответствии с п. 19 ПБУ 15 "Доходы" признается доходом предприятия. В бухгалтерской финансовой отчетности сумма списанной задол- женности по налогам и сборам отражается в Отчете о финансовых результатах (форма № 2): - в стр. 060 "Прочие операционные доходы" - сумма, отраженная по субсчету 717 "Доход от списания кредиторской задолженности"; - в стр. 090 "Прочие операционные расходы" - потери, отражен- ные на субсчете 944 "Сомнительные и безнадежные долги". В Балансе (форма № 1) сумма проведенного взаимозачета отражается следующим образом: - в стр. 140 "Товары" уменьшится показатель на сумму погашен- ной задолженности, т.к. уменьшится сальдо на субсчете 271; - в стр. 550 "Текущие обязательства по расчетам с бюджетом", в стр. 560 "Текущие обязательства по внебюджетным платежам" уменьшится показатель на сумму погашенной задолженности по налогам и сборам, т.к. уменьшится сальдо на субсчетах 641, 642; - в стр. 570 "Расчеты по страхованию" уменьшится показатель на сумму пенсионного сбора в случае осуществления отдельных видов хозяйственных операций в соответствии с п.п. 4-9 ст. 2 Закона о пенсионном сборе ( 400/97-ВР ). ------------------------------------------------------------------ "Главбух" № 16/01, стр. 57 [23.04.2001] Людмила Ильяш бухгалтер-аналитик ------------------------------------------------------------------