Учредительные документы и уставной фонд ------------------------------------------------------------------ Порядок формирования и размер уставного фонда предприятия оп- ределяются в его учредительных документах исходя из требований действующего законодательства, которые различаются в зависимости от организационно-правовой формы предприятия. Поэтому ситуации, касающиеся порядка формирования уставного фонда, мы рассмотрим на примере ООО и частного предприятия. Для обоснования нижеизложенного будут использованы положения следующих документов: - Закона Украины "О предприятиях в Украине" от 27.03.91 г. № 887-ХII ( 887-12 ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон о предприятиях); - Закона Украины "О хозяйственных обществах" от 19.09.91 г. № 1576-ХII ( 1576-12 ), с изменениями и дополнениями (далее - За- кон о хозяйственных обществах); - Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в ре- дакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями (далее - Закон о налоге на прибыль); - Положения о государственной регистрации субъектов предприни- мательской деятельности, утвержденного постановлением КМУ от 25.05.98 г. № 740 ( 740-98-п ), с изменениями и дополнениями (да- лее - Положение № 740). В отличие от частного предприятия обязательность наличия ус- тавного фонда у ООО четко регламентирована законодательством. Кро- ме того, в законодательстве существуют определенные требования к порядку формирования уставного фонда, которые необходимо соблю- дать. Перечислим основные из них: - размер уставного фонда должен составлять не менее 100 мини- мальных заработных плат (на сегодня - не менее 11800 грн.) (cм. 52 Закона о хозяйственных обществах); - до момента регистрации каждый из учредителей должен внести не менее 30% своего вклада в уставный фонд (в совокупности все уч- редители - не менее 3540 грн.) (cм. 52 Закона о хозяйственных об- ществах); - участники обязаны внести свой вклад не позднее года после регистрации общества (ст. 52 Закона о хозяйственных обществах); - вкладами участников могут быть здания, сооружения, оборудо- вание и прочие материальные ценности, ценные бумаги, права пользо- вания землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другие имущественные права (в том числе на интеллектуальную собственность), денежные средства, в том числе в иностранной валюте (ст. 13 Закона о хозяйственных об- ществах); - увеличение уставного фонда может быть осуществлено только после внесения полностью всеми участниками своих вкладов (cm. 16 Закона о хозяйственных обществах); - решение общества об изменениях размера уставного фонда всту- пает в силу со дня внесения этих изменений в государственный реестр (ст. 16 Закона о хозяйственных обществах). Рассмотрим три возможные ситуации, когда у предприятия - ООО возникла необходимость в изменении порядка формирования уставного фонда, после того как учредительные документы уже прошли регистра- цию в соответствующих органах исполнительной власти. Ситуация 1 Предположим, что первоначально в учредительных документах было оговорено, что взносы учредителей должны осуществляться в денежной форме. До момента регистрации каждым из учредителей был осу- ществлен взнос в размере 30% от своего вклада, что подтверждалось документом, выданным банковским учреждением. По истечении некото- рого времени ввиду отсутствия необходимой суммы один из учредите- лей предлагает погасить свою задолженность по взносу имуществом (оргтехникой). Решение о замене денежного взноса имущественным ут- верждается на собрании учредителей. Приняв такое решение, необходимо внести соответствующие изме- нения в учредительные документы предприятия, так как оно изменяет порядок формирования уставного фонда, оговоренный в уже заре- гистрированных учредительных документах. Так как данное решение влечет за собой изменение положений учредительных документов, то согласно ст. 7 Закона о хозяйственных обществах ( 1576-12 ) данное изменение подлежит государственной регистрации. Причем в ст. 7 этого Закона указано, что об изменениях в учредительных документах общество обязано уведомить орган, который произвел регистрацию, в пятидневный срок. В противном случае, если предприятием не будет зарегистрировано данное изменение, внесение имущества может быть расценено проверяющими как безвозмездная помощь, которая должна быть включена в валовые доходы. Рекомендации. Во-первых, чтобы изначально исключить возможные неудобства, связанные с необходимостью государственной регистрации изменений в учредительные документы по причине замены денежного вклада имущественным, следует в положениях учредительных докумен- тов предусмотреть возможность осуществления взноса имуществом на- ряду с осуществлением денежного взноса. Тогда регистрировать изме- нения не надо, так как имущественный взнос будет соответствовать тому порядку, который определен в уже зарегистрированных учреди- тельных документах. Формулировка относительно формирования устав- ного фонда может выглядеть следующим образом: "... Для обеспечения деятельности Общества за счет вкладов Участников образуется Уставный фонд в размере 118000 грн. (сто восемнадцать тысяч) гривень. Вклады участников в фонд составляют: гр. Иванов И. И. - 59000 грн. - 50% Уставного фонда; гр. Петров П. П. - 59000 грн. - 50% Уставного фонда. На момент регистрации участники вносят по 30% вышеуказанных сумм: гр. Иванов И. И. - 17700 грн.; гр. Петров П. П. - 17700 грн Вклады участников в Уставный фонд вносятся денежными средства- ми в течение одного года с момента регистрации, имуществом или иным способом. ... Стоимость имущества, вносимого в счет вклада в уставный фонд, определяется по согласованию между Сторонами в момент осу- ществления взноса..." Во-вторых, если все-таки в учредительных документах порядок осуществления взноса однозначно определен денежными средствами, а фактически учредитель может осуществить взнос имуществом и ос- тальные участники ООО с этим согласны, тогда, чтобы избежать воло- киты с регистрацией изменений в учредительные документы, можно оформить передачу имущества договором купли-продажи, где продавцом будет выступать учредитель, а покупателем предприятие. В результа- те такой продажи у ООО возникает кредиторская задолженность, а у учредителя - дебиторская, которые можно зачесть на основании статьи 217 Гражданского кодекса ( 1540-06 ). В бухгалтерском учете данная операция отразится следующим об- разом: ---+---------------------------+-------------------------+-------- № | Содержание операции | Корреспондирующие счета | Сумма п/п| |-------------------------| | | дебет | кредит | ---+---------------------------+-------------------------+-------- 1 | Отражен размер уставного | 46 | 40 | 118000 | капитала, заявленный в | | | | учредительных документах | | | ---+---------------------------+-------------------------+-------- 2 | Отражено поступление 30% | 31 | 46 | 35400 | от величины уставного | | | | фонда | | | ---+---------------------------+-------------------------+-------- 3 | Отражено поступление суммы| 30 | 46 | 41300 | взноса от Иванова И. И. | | | ---+---------------------------+-------------------------+-------- 4 | Оприходованы товары, кото-| 28 | 631 | 41300 | рые предприятие приобрело | | | | у Петрова П. П. | | | ---+---------------------------+-------------------------+-------- 5 | Произведен зачет задолжен-| 631 | 46 | 41300 | ности | | | ------------------------------------------------------------------ Здесь следует обратить внимание, что если товары приобретаются у физического лица, то предприятие обязано направить в налоговый орган по месту жительства такого лица справку по ф. № 2 о выпла- ченных ему доходах. В-третьих, если все-таки учредители решают изменить формули- ровку в учредительных документах, то регистрировать такие измене- ния в органе исполнительной власти необходимо. Для этого обществу нужно подать в орган государственной регистрации следующие доку- менты: - регистрационную карточку установленного образца; - нотариально заверенные изменения в учредительные документы (по два оригинала и одной копии). Внесение изменений (дополнений) оформляется в виде отдельных дополнений или путем изложения учре- дительных документов в новой редакции. На титульном листе оригина- ла устава или учредительного договора делается отметка о внесении изменений (дополнений), а на титульных листах дополнений к учреди- тельным документам - о том, что указанные документы являются не- отъемлемой частью соответствующих учредительных документов. В слу- чае представления учредительных документов в новой редакции на ти- тульном листе делается соответствующая отметка; - протокол общего собрания участников; - документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию изменений в учредительные документы. Ситуация 2 Предположим, что первоначально в учредительных документах было оговорено, какое именно имущество должно быть внесено в уставный фонд (например, оргтехника определенной марки), а спустя некоторое время учредителями принимается решение о внесении другого иму- щества (например, производственного оборудования). Данная ситуация аналогична предыдущей, то есть если в учреди- тельных документах четко зафиксировано имущество, которым будет осуществлен взнос, то при внесении другого имущества необходимо внести изменения в учредительные документы и их зарегистрировать. Если же в учредительных документах не указано, каким именно иму- ществом будет осуществляться взнос, то изменять учредительные до- кументы не надо. Ситуация 3 Допустим, что взнос учредителя превысил размер, заявленный в уставе (или взнос был осуществлен до регистрации изменений в учре- дительные документы). Еще раз обращаем ваше внимание, что порядок формирования ус- тавного фонда и его размер должны строго соответствовать тому, что оговорено в зарегистрированных учредительных документах. Иначе все полученное предприятием от учредителя (не соответствующее учреди- тельным документам или превышающее заявленный размер) может быть расценено как бесплатно полученное, с соответствующим порядком на- логообложения. Поэтому, если учредитель планирует внести больше положенного (а следовательно, увеличить размер уставного фонда), то необходимо внести соответствующие изменения в учредительные до- кументы, с последующей их обязательной регистрацией. Причем сле- дует иметь в виду, что согласно ст. 16 Закона о хозяйственных об- ществах ( 1576-12 ) решение общества об изменении размера уставно- го фонда вступает в силу со дня внесения этих изменений в госу- дарственный реестр. Поэтому пополнять уставный фонд средствами или имуществом следует только после государственной регистрации изме- нений в учредительные документы об увеличении уставного фонда. На практике часто возникают ситуации, когда необходимо попол- нить основные или оборотные средства предприятия в срочном поряд- ке. При этом единственная возможность пополнения - взносы учреди- телей, для осуществления которых требуется определенное время, связанное с регистрацией изменений в учредительные документы. Кро- ме того, если не все участники общества полностью внесли свои вклады, увеличение уставного фонда согласно ст. 16 Закона о хо- зяйственных обществах вообще не может быть осуществлено. Для того чтобы предприятие смогло воспользоваться средствами или имуществом, предоставленными ему учредителем до государствен- ной регистрации изменений в учредительные документы, ему необходи- мо получение этих средств или имущества оформить любым из наиболее приемлемых в данной ситуации договоров (купли-продажи, займа, аренды, безвозмездного пользования имуществом). А затем после осу- ществления государственной регистрации изменений произвести соот- ветствующие зачеты. Для тех, кто уже получил взнос от учредителей до регистрации соответствующих изменений в учредительные документы, мы бы пореко- мендовали переоформить документы, определяющие операцию по переда- че средств (имущества) как операцию по взносу в уставный фонд (акт приемки-передачи, ПКО и т. п.) на документы, определяющие эту опе- рацию как ту, которая выполняется согласно требованиям любого дру- гого заключенного с учредителем договора (купли-продажи, займа, аренды, безвозмездного пользования имуществом). Что же касается частного предприятия, то действующим законода- тельством обязательность наличия уставного фонда прямо не установ- лена, так же как и не регламентирован его размер. Поэтому ре- гистрация многих частных предприятий проходит без отражения в их уставе размера и порядка формирования уставного фонда. Если же после того как устав частного предприятия (без указания в нем по- рядка формирования и размера уставного фонда) прошел регистрацию в органе исполнительной власти, собственник пожелает передать своему предприятию средства или имущество и оформить их как взнос в ус- тавный фонд, то ему необходимо зафиксировать это в уставе путем внесения соответствующих изменений. О том, что информацию по фор- мированию имущества предприятия необходимо оговаривать в уставе, свидетельствуют положения ст. 9 Закона о предприятиях ( 887-12 ). Как уже было указано, ни порядок формирования, ни размер ус- тавного фонда для частного предприятия законодательно не регламен- тированы, что дает возможность собственнику такого предприятия оп- ределить и то и другое в уставе по своему усмотрению (например, размер уставного фонда может быть заявлен в сумме 10000 грн., а срок его формирования - 10 лет). До внесения таких изменений и их регистрации в органе исполнительной власти осуществлять взнос не рекомендуем, так как это может быть расценено как бесплатное полу- чение денежных средств или имущества, что влечет за собой увеличе- ние валового дохода на величину стоимости полученного. Ведь если у частного предприятия отсутствует уставный фонд, тогда с позиции Закона о налоге на прибыль нельзя говорить и о наличии корпоратив- ных прав (п. 1.8 Закона о налоге на прибыль) у собственника предприятия, а значит, нельзя воспользоваться нормой п.п. 4.2.5 ст. 4 Закона о налоге на прибыль, согласно которой не включаются в доход суммы средств или стоимость имущества, которые поступают на предприятие в виде инвестиций или реинвестиций в корпоративные права, эмитированные предприятием. Кроме того, выплачиваемые собственнику суммы из прибыли предприятия нельзя облагать налогом в порядке, предусмотренном п. 7.8 ст. 7 Закона о налоге прибыль для налогообложения дивидендов, так как данные суммы согласно п. 1.9 ст. 1 Закона о налоге на прибыль не будут соответствовать оп- ределению дивидендов опять же по причине отсутствия корпоративных прав. Итак, если собственник частного предприятия хочет пополнить оборотные средства своего предприятия без тяжких налоговых пос- ледствий, оформив это в виде взноса в уставный фонд, то ему необ- ходимо зафиксировать в уставе своего предприятия размер и порядок формирования уставного фонда путем регистрации соответствующих из- менений устава в соответствующем органе исполнительной власти. Если же возникла необходимость передать предприятию денежные средства или ТМЦ до государственной регистрации изменений в устав, то, чтобы избежать нежелательных налоговых последствий, при осу- ществлении такой операции можно воспользоваться теми рекоменда- циями, которые были нами изложены при рассмотрении формирования уставного фонда ООО. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №42/01, стр. 45 [24.05.2001] Н. Яновская Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------