" - Что такое - без четверти два все время? - Это манометр..." Амнистия списывает налоговые долги даже тогда, когда в ГНИ с этим не согласны ------------------------------------------------------------------ После того как 21 апреля 2001 года исполнилось два месяца со дня вступления в силу ст. 18 Закона "О порядке погашения обяза- тельств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (а именно в эти сроки должны были списываться и рассрочиваться налоговые долги), некоторые бухгалтера за свои дол- ги стали переживать. Например, кто-то не представил уточненную декларацию за соответствующий период, как того потребовала ГНАУ в своем письме от 23.04.2001 г. № 5289/7/24-2117 ( v5289225-01 ) (см. "Бухгалтер" № 13'2001, с. 11 - 13), кто-то не успел своевре- менно представить документы в ГНИ. Ну а кое-кого попросту заверну- ли в налоговой, поскольку они отказались писать заявления на зачет части своих налоговых долгов с излишне уплаченными налогами (см. п. 3.4 Положения о списании и рассрочке налогового долга платель- щиков налогов в связи с отменой картотеки - в "Бухгалтере" № 10'2001 на с. 7). Мы можем посоветовать бухгалтерам не тратить зря свои нервные клетки. Во-первых, по поводу налоговых долгов пусть переживает госу- дарство со своими налоговыми органами: должны ведь вы, а не вам. А за плохие показатели по вашим налоговым долгам руководителей нало- говых инспекций не только депремируют, но и, случается, увольняют. Во-вторых, можем сообщить по секрету: скорее всего, вы уже и так ничего не должны государству. Те, кто внимательно читал ст. 18 Закона, отметили, что данная норма не требует от налогоплателыдика совершения каких-либо дейст- вий для списания налогового долга по состоянию на 31.01.99 г. Это отчетливо видно, если сравнить п/п. 18.1.1 и 18.1.2. В п/п. 18.1.1 констатируется, что налоговый долг подлежит списанию, в то время как п/п. 18.1.2 говорит лишь о желании налогоплательщика рассро- чить свой налоговый долг. Поэтому очень логичным выглядит дальней- шее упоминание в п. 18.1 письменного обращения плательщика только по поводу заключения договора на рассрочку налогового долга. Закон не говорит ни о каком письменном обращении для списания, поскольку налоговый долг, как уже было отмечено, списывается автоматически и желанием плательщика в данном случае никто не интересуется. Это и понятно. Если о рассрочке ему стоит еще подумать: все-таки будет пеня, то насчет списания - думать нечего: ну как тут вообще можно быть против? Итак, если у вас по состоянию на 31.12.99 г. был задеклариро- ван налоговый долг, считайте, что у вас его уже нет. Если спросят, почему - ссылайтесь на п. 18.1 Закона. Если же налоговый долг в вашем лицевом счете по состоянию на 31.12.99 г. не числился, то ситуация несколько иная. В этом случае согласно п/п. 18.1.5 Закона плательщик обязан осуществить декларирование налоговых обязательств, возникших в предшествующих налоговых пе- риодах. Допустим, вы воспользовались советом Д. Михайленко в "Бухгал- тере" № 10'2001 (с. 14-15) и до 21.04.2001 г. представили документ в произвольной форме с названием "декларация" (или приложение к обычным декларациям). А теперь в ГНИ вам говорят, что согласно письму ГНАУ от 23.04.2001 г. надо было представлять новые (уточ- ненные) декларации за те же периоды вместе с заявлением на списа- ние, чего вы, разумеется, не сделали. Поэтому вы, дескать, "проле- таете". Опять-таки - не впадайте в панику. В своих письмах (и особенно - писанных "постфактум", то есть дающих указание через два дня после того, как оно должно было уже выполниться) - ГНАУ может пи- сать все что угодно. А вот выполнять из этих писем нужно лишь то, что соответствует Закону. Требования о представлении именно уточненных деклараций Закон не содержит. Выражение "осуществлять декларирование", использован- ное в п/п. 18.1.5, - шире, чем "представлять декларацию". Ведь "декларировать" - это "официально заявлять, провозглашать". И если вы представили в ГНИ заявление, в котором указали, что декларируе- те налоговые обязательства, то тем самым вы официально заявили о своих налоговых обязательствах, а значит, выполнили требования п/п. 18.1.5 Закона и имеете все основания претендовать на списание долга. Кстати, воля законодателя не привязываться строго к уточ- ненным декларациям подтверждается и сопоставлением п/п. 18.1.5 с другими пунктами Закона. В других случаях законодатель четко ука- зывает, что плательщик представляет налоговую декларацию (см. п/п. 4.1.5, 4.2.2, п. 5.1 и т. д.). Если бы Верховной Раде очень хоте- лось заставить налогоплательщиков представить именно уточненную декларацию, она выразилась бы однозначнее и единообразнее. Из этого и следует вывод о свободной форме декларирования утаенных налоговых обязательств (дополнительные аргументы - см. в "Бухгалтере" № 10'2001 нас. 14-16). Еще одна возможная ситуация - если ваше заявление на списание не приняли, поскольку вы отказывались производить взаимозачет ва- ших долгов с долгами государства. Закон на вашей стороне и здесь: норма п. 3.4 Положения о списании - просто возмутительна. Трудно еще откровеннее нарушить Закон. Можно читать ст. 18 вдоль и попе- рек, днем и ночью, однако психически здоровому человеку не удастся обнаружить в ней хоть какие-нибудь следы взаимозачета. Как мы уже подчеркивали, п/п. 18.1.1 очень прост. В нем совер- шенно четко говорится: налоговый долг, возникший по состоянию на 31.12.99 г. и неуплаченный на 21.02.2001 г., подлежит списанию с плательщиков налогов. Никаких препятствий для списания и никаких дополнительных ус- ловий в Законе нет (кроме особенностей списания при наличии воз- бужденных уголовных дел - см. п/п. 18.1.6). Поэтому попытки ГНАУ вставить в норму п/п. 18.1.1 слова "в части, превышающей излишне уплаченные суммы налогов" - незаконны и подавать заявление на взаимозачет, разумеется, не следовало. Теперь о последствиях. Если налоговый долг числился за вами на 31.12.99 г., ничего страшного нет. Как мы уже объясняли, такой долг списался автоматически. {1} Но допустим, что вы под нажимом все-таки подали заявление на взаимозачет. Даже в этом случае, по нашему мнению, для вас далеко не все потеряно. По излишне уплаченным налогам нужно подать заявление на их возврат на основании п. 15.3 Закона. В ГНИ вам в этом, конечно, откажут, ссылаясь на ранее произведенный взаимозачет. После отказа вы можете подать иск в арбитражный суд. Мотиви- ровка должна быть такой. Согласно п. 18.1 Закона по состоянию на 21.02.2001 г. подлежат списанию ваши налоговые долги. Причем под- лежат автоматически - в силу прямого указания в Законе (см. выше). Значит, на момент подачи заявления на взаимозачет долг отсутство- вал и зачитывать излишне уплаченные налоги было не с чем. Добро- вольно же отказаться от истребования переплаты можно лишь одним способом: не обращаться в ГНИ с заявлением о возврате в течение 1095 дней (см. п. 15.3 Закона). Поэтому заявление о добровольном отказе от возврата, поданное дo истечения 1095-дневного срока, считается недействительным (вернее, не имеет никакого юридического значения). Если вам попадется прогрессивно мыслящий судья, то шансы вер- нуть излишне уплаченное будут достаточно высоки. В описанных нами первых двух случаях, когда ГНИ отказывается списать налоговый долг, можно: а) ничего не делать (долг и так отсутствует); б) подать исковое заявление в арбитражный суд о понуждении ГНИ списать ваш налоговый долг. Аргументация, которую нужно использо- вать в исковом заявлении, приводилась нами выше. При прогрессивно мыслящем судье и этот иск должен быть удовлетворен. И в завершение несколько слов о самом Положении о списании. Если вы будете судиться, то от ответчика (ГНИ) гарантированно ус- лышите цитаты из этого документа, якобы подтверждающие правомер- ность его, ответчика, действий. В этой ситуации следует держаться уверенно. Во-первых, при противоречии норм Положения и норм Закона оче- видное преимущество имеет Закон как акт, обладающий большей юриди- ческой силой. Так что предлагайте ответчику сосредоточить усилия на исследовании норм Закона, а не Положения. Во-вторых, само появление этого Положения - чистой воды само- деятельность ГНАУ. Изучение п. 18.1 Закона приводит в выводу об отсутствии у ГНАУ полномочий издавать подобный документ, в котором бы уточнялись, изменялись или конкретизировались нормы Закона. Так что ГНАУ попросту превысила свою компетенцию. Понимаем, что нам могут возразить: Порядок списания, который должен быть разработан ГНАУ по согласованию с Минфином, упоминает- ся в п/п. 18.2.3 Закона. Мы эти возражения не принимаем. Ведь упомянутый в п/п. 18.2.3 Порядок в силу прямого указания должен регулировать процедуру ежеквартального списания безнадежного налогового долга, а вовсе не процедуру единоразового списания налогового долга, "приуроченного" (см. название п. 18.1) к отмене картотеки. То есть ст. 18 состоит из двух самостоятельных пунктов, первый из которых (18.1) регули- рует списание долга "в связи с отменой картотеки", а второй (18.2) - списание безнадежного налогового долга. Это разные долги. Поэтому Порядок, упоминаемый в 18.2.3, к списанию долга, рассматриваемого здесь, - никакого отношения не имеет. И смотреть, чтобы получить интересующую информацию, нужно не куда попало (см. заголовок), а куда надо. Иначе ерунда получится. {1} Если же вы хотели задекларировать вновь свежевыявленные старые долги (согласно 18.1.5), а у вас в ГНИ не приняли декларацию, то ваше положение почти трагично. Вряд ли вы сможете доказать, что представляли декларацию, а у вас ее не приняли. Свиде- тельница, стоявшая за вами в очереди, здесь не поможет. Следо- вательно, будет считаться, что требования п/п. 18.1.5 вы не выполнили. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №14/01, стр. 30 [01.05.2001] Станислав Погребняк Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------