He на все старые долги - новые штрафы
                 А НДС и акциз - без двукратного

------------------------------------------------------------------

    Продолжим штудирование норм Закона "О порядке погашения обяза-
тельств плательщиков налогов перед  бюджетами  и  государственными
целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее -
Закон) {1}. Речь снова пойдет о штрафах по ст. 17 Закона. Разберем
еще пару нюансов по теме.

    Несвоевременность и старые долги (п/п. 17.1.7 и 19.3.4)

    Говоря в "Бухгалтере" № 12'2001 на с. 18-19 о штрафах за  нес-
воевременность (по п/п. 17.1.7 Закона), мы  не  стали  затрагивать
проблему  применения  таких  штрафов  к  старым  налоговым  обяза-
тельствам,  возникшим до вступления в силу Закона. Имеются в виду,
в  частности, налоговые  обязательства, которые  до  01.04.2001 г.
числились в банковской картотеке и не были ни списаны, ни  рассро-
чены по п/п. 18.1.1 - 18.1.3.
    Итак, могут ли контролирующие органы применять к подобным  на-
логовым  обязательствам "несвоевременные" штрафы? Есть мнение, что
законодательную  возможность для этого им дает п/п. 19.3.4 Закона.
{2}:

    "Не оплаченные  вследствие  недостаточности  денежных  средств
    платежные документы, в том числе органов  взыскания,  находив-
    шиеся в учете банков на момент вступления  в  силу  настоящего
    Закона, возвращаются их выписывателям без исполнения в течение
    пяти рабочих (банковских) дней со дня вступления в  силу  нас-
    тоящего Закона.
    Контролирующий орган, получивший такой неоплаченный  платежный
    документ, обязан направить плательщику налогов налоговое  уве-
    домление о сумме непогашенного налогового обязательства,  ука-
    занного в данном платежном документе, подлежащей уплате в  те-
    чение сроков, определенных статьей 5 настоящего Закона.
    В случае если согласно пункту 18.1 статьи 18 настоящего Закона
    такое налоговое обязательство подлежит списанию полностью  или
    частично, налоговое уведомление не  направляется  или  направ-
    ляется в частичной сумме.
    В случае если согласно пункту 18. (статьи 18 настоящего Закона
    такое налоговое обязательство может быть по желанию плательщи-
    ка налогов рассрочено, контролирующий орган направляет налого-
    вое уведомление по истечении 60-го  календарного  дня  со  дня
    вступления в силу настоящего Закона, если  плательщик  налогов
    не воспользовался правом такой рассрочки.
    Со дня вступления в силу настоящего Закона до дня,  следующего
    за предельным днем уплаты налогового обязательства, указанного
    в налоговом уведомлении, предоставленном контролирующим  орга-
    ном согласно настоящему пункту, пеня  и  штрафные  санкции  на
    сумму такого налогового обязательства не начисляются".

    Из последнего абзаца процитированного подпункта делается вывод
о том, что после получения плательщиком налогового уведомления пе-
ня и штрафные санкции таки  могут  применяться.  Попробуем  разоб-
раться, всегда ли работает данная норма.
    Отметим, что неоплаченные платежные документы, возвращаемые из
картотеки по состоянию на 01.04.2001 г. (о чем идет речь в  первом
абзаце п/п. 19.3.4), могли быть направлены в банк или  самим  пла-
тельщиком (это поручения), или контролирующим органом (это  требо-
вания). Такие платежные документы  соответственно возвращаются  по
принадлежности.
    Поэтому налоговые уведомления, о которых  говорится  в  абзаце
втором, контролирующие органы выпишут только на те старые  налого-
вые долги, по которым они до Закона направляли платежные  требова-
ния на бесспорное списание в банк плательщика.  А в отношении  тех
долгов, на которые плательщики самостоятельно выставляли  (или  не
выставляли) до 01.01.2001 г. платежные поручения в картотеку,  на-
логовые уведомления выписываться и направляться им  "контролерами"
не должны.
    Следовательно, и нормы последнего абзаца п/п. 19.3.4  касаются
только тех старых налоговых долгов, которые контролирующие  органы
сами пытались взыскать с плательщиков до 01.04.2001 г.
    Из всего этого напрашивается вывод, что к "добровольным"  ста-
рым долгам новые финсанкции  за  несвоевременность вообще применя-
ться не должны, так как это не предусмотрено в "Переходных положе-
ниях" Закона  и будет нелогично  в сочетании  с нормами последнего
абзаца п/п. 19.3.4. Ведь не мог же законодатель  замыслить  штрафы
за старые "добровольные" долги  круче,  чем  за  старые  "принуди-
тельные"? Впрочем, отстоять неприменение упомянутых штрафов в дан-
ной ситуации будет достаточно непросто.
    Что же касается применения штрафов (и пени) к тем старым  дол-
гам, которые до 01.04.2001 г. пытались  принудительно  взыскать  с
плательщиков, то здесь следует отметить, что  согласно  последнему
абзацу п/п. 19.3.4 отсчет дней просрочки (10, 20, 90) для  опреде-
ления размера штрафа должен вестись, по нашему  мнению,  от  "пре-
дельного дня уплаты, указанного в налоговом уведомлении".
    Кстати, сам по себе этот абзац читается весьма забавно в связи
с тем, что ст. 6 Закона (о налоговых уведомлениях  и  требованиях)
начнет действовать только с 01.10.2001 г.  Посмотрим, как "контро-
леры" будут выкручиваться из этой ситуации...
    Еще хотим напомнить, что эти же штрафы (из п/п. 17.1.7 Закона)
к задолженностям по старым несписанным штрафам, примененным  нало-
говиками в период с 01.01.2001 г. по 01.04.2001 г., равно как и  к
новым штрафам, применяться не должны, поскольку  за  несвоевремен-
ность в принципе "штрафуются" только суммы налогового обязательст-
ва (причем согласованного!),  а в его состав  штрафные  санкции (и
пеня), по нашему  мнению, не входят (см. "Бухгалтер" № 10'2001, с.
43). {3}

    Двукратные штрафы (п/п. 17.1.9)

    Мы уже писали в "Бухгалтере" № 12'2001  на  с.  19,  что  этот
штраф, самый больной для плательщиков (потому что двукратный), мо-
гут применить к подоходному налогу, сборам в ПФУ, всяким разновид-
ностям налога на прибыль, "удерживаемым" плательщиками, и др.  Так
вот, наиболее пессимистично настроенные специалисты опасаются, что
в это "др." могут угодить и НДС, и акцизный сбор, причем все  раз-
новидности акциза, а не только  те,  что  удерживаются  налоговыми
агентами (как мы писали в своем примечании к Инструкции о  порядке
применения и взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций органами
государственной налоговой службы на с. 24 "Бухгалтера" № 10'2001).
    Такой фискалыный вывод делается из норм п/п. 17.1.9 Закона.  В
нем говорится о штрафовании продажи

    "товаров (продукции) "... " без предварительного начисления  и
    уплаты налога, сбора (обязательного  платежа),  если  в  соот-
    ветствии с законодательством такое начисление и уплата являет-
    ся обязательным условием такой продажи (отчуждения)"

    Но, во-первых, из  приведенной  нормы  непонятно,  что  именно
должно быть "предварительным": и начисление, и уплата налога-сбора
или же только начисление (уплата, стало быть, может  состояться  и
после продажи).
    Во-вторых, не совсем понятно, что имеется в виду под "начисле-
нием" применительно к ситуации продажи товаров:  то  ли  включение
налога в цену, то ли начисление обязательства по его уплате в  на-
логовом (путем отражения в декларации, в отчете) и/или  в  бухгал-
терском учете.
    На основании слова "предварительного" (особенно если распрост-
ранять его  и на начисление, и  на уплату) можно отбиться от двук-
ратных  штрафов по  НДС и акцизу в том  случае, если  вы их вообще
не начислили  и не уплатили. Ведь ни НДСные, ни акцизные законода-
тельные нормативы не предусматривают обязательным условием продажи
(отчуждения) предварительные начисление и уплату этих налогов {4}.
А тот факт, что эти  налоги начисляются  по первому  событию и что
также нередки ситуации, когда (при предоплате, бартере) начисление
и  уплата  НДС и акциза  могут  предварять  отчуждение, - вовсе не
означает, что сюда  можно притянуть  17.1.9. Раз возможна ситуация
продажи (отчуждения), когда эти налоги начисляются и  уплачиваются
уже после отчуждения (например, при первом событии - отгрузке), то
применительно к этим налогам уже некорректно будет утверждать, что
предварительные их начисление и уплата являются "обязательным  ус-
ловием такой продажи".  Кроме того, даже в "предоплатных"  случаях
и начисление, и  уплата могут произойти уже после  отчуждения, так
как налог  уплачивается позже - после представления декларации, то
есть как минимум через 30 дней после получения предоплаты (за  это
время можно запросто и "отчудить").  Кстати, здесь при возникнове-
нии проблем с налоговиками есть смысл  опереться  также  на  нормы
п/п. 4.4.1 Закона (см. с. 4 настоящего выпуска).
    Сами же налоговики в вышеупомянутой "штрафной"  Инструкции  не
соизволили растолковать объекты и  условия  применения  штрафа  по
п/п. 17.1.9.
    Зато  приятной  неожиданностью   стало  направленное  вдогонку
"штрафной"  Инструкции письмо  ГНАУ от 25.04.2001 г.  № 5420/7/23-
3317 ( v5420225-01 ) (см. с. 22-23 настоящего выпуска), в  котором
налоговики либерально истолковали данную проблему, заявив, что та-
кие штрафы

    "применяются  только по тем видам  налогов (сборов, платежей),
    относительно взимания  которых  действующим  законодательством
    предусмотрены две  обязательные предпосылки осуществления  хо-
    зяйственных  и  других операций: предварительное начисление  и
    уплата налога (сбора, обязательного платежа)".

    Итак, мы считаем, что в свете приведенной трактовки двукратный
штраф не может применяться ни к НДС, ни к акцизу (в том числе и  к
акцизу, удерживаемому налоговыми агентами).  Под вопросом и другие
упомянутые налоги и сборы, по которым оплата должна быть  "до  или
одновременно" с выплатами (или продажей), так как при "одновремен-
ности" штрафные условия из п/п. 17.1.9 уже не соблюдаются.

{1} См. "Бухгалтер" № 7'2001, с. 12-46.
{2} Проблема применения норм п/п. 19.3.4 в отношении пени  отчасти
    была рассмотрена в "Бухгалтере" № 13'2001 на с. 28-31.
{3} Хотя налоговики, похоже, придерживаются иного  мнения  и  пока
    только предлагают "крутить" штрафы из п/п. 17.1.7 на штрафы  и
    даже на пеню (!), считая, что  все это входит в состав НО (см.
    с. 20 настоящего выпуска).
{4} По акцизу, пожалуй, единственным  исключением могут  быть  да-
    вальцы - заказчики алкогольных напитков, которые обязаны  сог-
    ласно законодательству уплатить акциз "не позднее дня  получе-
    ния готовой продукции" от переработчика. Однако к ним штраф по
    п/п. 17.1.9 тоже не очень привяжешь, так как начисление и  уп-
    лата акциза являются  для них обязательным условием не "прода-
    жи", а, наоборот, получения продукции.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№14/01, стр. 32
[01.05.2001]
Алексей Павленко
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------