He на все старые долги - новые штрафы А НДС и акциз - без двукратного ------------------------------------------------------------------ Продолжим штудирование норм Закона "О порядке погашения обяза- тельств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон) {1}. Речь снова пойдет о штрафах по ст. 17 Закона. Разберем еще пару нюансов по теме. Несвоевременность и старые долги (п/п. 17.1.7 и 19.3.4) Говоря в "Бухгалтере" № 12'2001 на с. 18-19 о штрафах за нес- воевременность (по п/п. 17.1.7 Закона), мы не стали затрагивать проблему применения таких штрафов к старым налоговым обяза- тельствам, возникшим до вступления в силу Закона. Имеются в виду, в частности, налоговые обязательства, которые до 01.04.2001 г. числились в банковской картотеке и не были ни списаны, ни рассро- чены по п/п. 18.1.1 - 18.1.3. Итак, могут ли контролирующие органы применять к подобным на- логовым обязательствам "несвоевременные" штрафы? Есть мнение, что законодательную возможность для этого им дает п/п. 19.3.4 Закона. {2}: "Не оплаченные вследствие недостаточности денежных средств платежные документы, в том числе органов взыскания, находив- шиеся в учете банков на момент вступления в силу настоящего Закона, возвращаются их выписывателям без исполнения в течение пяти рабочих (банковских) дней со дня вступления в силу нас- тоящего Закона. Контролирующий орган, получивший такой неоплаченный платежный документ, обязан направить плательщику налогов налоговое уве- домление о сумме непогашенного налогового обязательства, ука- занного в данном платежном документе, подлежащей уплате в те- чение сроков, определенных статьей 5 настоящего Закона. В случае если согласно пункту 18.1 статьи 18 настоящего Закона такое налоговое обязательство подлежит списанию полностью или частично, налоговое уведомление не направляется или направ- ляется в частичной сумме. В случае если согласно пункту 18. (статьи 18 настоящего Закона такое налоговое обязательство может быть по желанию плательщи- ка налогов рассрочено, контролирующий орган направляет налого- вое уведомление по истечении 60-го календарного дня со дня вступления в силу настоящего Закона, если плательщик налогов не воспользовался правом такой рассрочки. Со дня вступления в силу настоящего Закона до дня, следующего за предельным днем уплаты налогового обязательства, указанного в налоговом уведомлении, предоставленном контролирующим орга- ном согласно настоящему пункту, пеня и штрафные санкции на сумму такого налогового обязательства не начисляются". Из последнего абзаца процитированного подпункта делается вывод о том, что после получения плательщиком налогового уведомления пе- ня и штрафные санкции таки могут применяться. Попробуем разоб- раться, всегда ли работает данная норма. Отметим, что неоплаченные платежные документы, возвращаемые из картотеки по состоянию на 01.04.2001 г. (о чем идет речь в первом абзаце п/п. 19.3.4), могли быть направлены в банк или самим пла- тельщиком (это поручения), или контролирующим органом (это требо- вания). Такие платежные документы соответственно возвращаются по принадлежности. Поэтому налоговые уведомления, о которых говорится в абзаце втором, контролирующие органы выпишут только на те старые налого- вые долги, по которым они до Закона направляли платежные требова- ния на бесспорное списание в банк плательщика. А в отношении тех долгов, на которые плательщики самостоятельно выставляли (или не выставляли) до 01.01.2001 г. платежные поручения в картотеку, на- логовые уведомления выписываться и направляться им "контролерами" не должны. Следовательно, и нормы последнего абзаца п/п. 19.3.4 касаются только тех старых налоговых долгов, которые контролирующие органы сами пытались взыскать с плательщиков до 01.04.2001 г. Из всего этого напрашивается вывод, что к "добровольным" ста- рым долгам новые финсанкции за несвоевременность вообще применя- ться не должны, так как это не предусмотрено в "Переходных положе- ниях" Закона и будет нелогично в сочетании с нормами последнего абзаца п/п. 19.3.4. Ведь не мог же законодатель замыслить штрафы за старые "добровольные" долги круче, чем за старые "принуди- тельные"? Впрочем, отстоять неприменение упомянутых штрафов в дан- ной ситуации будет достаточно непросто. Что же касается применения штрафов (и пени) к тем старым дол- гам, которые до 01.04.2001 г. пытались принудительно взыскать с плательщиков, то здесь следует отметить, что согласно последнему абзацу п/п. 19.3.4 отсчет дней просрочки (10, 20, 90) для опреде- ления размера штрафа должен вестись, по нашему мнению, от "пре- дельного дня уплаты, указанного в налоговом уведомлении". Кстати, сам по себе этот абзац читается весьма забавно в связи с тем, что ст. 6 Закона (о налоговых уведомлениях и требованиях) начнет действовать только с 01.10.2001 г. Посмотрим, как "контро- леры" будут выкручиваться из этой ситуации... Еще хотим напомнить, что эти же штрафы (из п/п. 17.1.7 Закона) к задолженностям по старым несписанным штрафам, примененным нало- говиками в период с 01.01.2001 г. по 01.04.2001 г., равно как и к новым штрафам, применяться не должны, поскольку за несвоевремен- ность в принципе "штрафуются" только суммы налогового обязательст- ва (причем согласованного!), а в его состав штрафные санкции (и пеня), по нашему мнению, не входят (см. "Бухгалтер" № 10'2001, с. 43). {3} Двукратные штрафы (п/п. 17.1.9) Мы уже писали в "Бухгалтере" № 12'2001 на с. 19, что этот штраф, самый больной для плательщиков (потому что двукратный), мо- гут применить к подоходному налогу, сборам в ПФУ, всяким разновид- ностям налога на прибыль, "удерживаемым" плательщиками, и др. Так вот, наиболее пессимистично настроенные специалисты опасаются, что в это "др." могут угодить и НДС, и акцизный сбор, причем все раз- новидности акциза, а не только те, что удерживаются налоговыми агентами (как мы писали в своем примечании к Инструкции о порядке применения и взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы на с. 24 "Бухгалтера" № 10'2001). Такой фискалыный вывод делается из норм п/п. 17.1.9 Закона. В нем говорится о штрафовании продажи "товаров (продукции) "... " без предварительного начисления и уплаты налога, сбора (обязательного платежа), если в соот- ветствии с законодательством такое начисление и уплата являет- ся обязательным условием такой продажи (отчуждения)" Но, во-первых, из приведенной нормы непонятно, что именно должно быть "предварительным": и начисление, и уплата налога-сбора или же только начисление (уплата, стало быть, может состояться и после продажи). Во-вторых, не совсем понятно, что имеется в виду под "начисле- нием" применительно к ситуации продажи товаров: то ли включение налога в цену, то ли начисление обязательства по его уплате в на- логовом (путем отражения в декларации, в отчете) и/или в бухгал- терском учете. На основании слова "предварительного" (особенно если распрост- ранять его и на начисление, и на уплату) можно отбиться от двук- ратных штрафов по НДС и акцизу в том случае, если вы их вообще не начислили и не уплатили. Ведь ни НДСные, ни акцизные законода- тельные нормативы не предусматривают обязательным условием продажи (отчуждения) предварительные начисление и уплату этих налогов {4}. А тот факт, что эти налоги начисляются по первому событию и что также нередки ситуации, когда (при предоплате, бартере) начисление и уплата НДС и акциза могут предварять отчуждение, - вовсе не означает, что сюда можно притянуть 17.1.9. Раз возможна ситуация продажи (отчуждения), когда эти налоги начисляются и уплачиваются уже после отчуждения (например, при первом событии - отгрузке), то применительно к этим налогам уже некорректно будет утверждать, что предварительные их начисление и уплата являются "обязательным ус- ловием такой продажи". Кроме того, даже в "предоплатных" случаях и начисление, и уплата могут произойти уже после отчуждения, так как налог уплачивается позже - после представления декларации, то есть как минимум через 30 дней после получения предоплаты (за это время можно запросто и "отчудить"). Кстати, здесь при возникнове- нии проблем с налоговиками есть смысл опереться также на нормы п/п. 4.4.1 Закона (см. с. 4 настоящего выпуска). Сами же налоговики в вышеупомянутой "штрафной" Инструкции не соизволили растолковать объекты и условия применения штрафа по п/п. 17.1.9. Зато приятной неожиданностью стало направленное вдогонку "штрафной" Инструкции письмо ГНАУ от 25.04.2001 г. № 5420/7/23- 3317 ( v5420225-01 ) (см. с. 22-23 настоящего выпуска), в котором налоговики либерально истолковали данную проблему, заявив, что та- кие штрафы "применяются только по тем видам налогов (сборов, платежей), относительно взимания которых действующим законодательством предусмотрены две обязательные предпосылки осуществления хо- зяйственных и других операций: предварительное начисление и уплата налога (сбора, обязательного платежа)". Итак, мы считаем, что в свете приведенной трактовки двукратный штраф не может применяться ни к НДС, ни к акцизу (в том числе и к акцизу, удерживаемому налоговыми агентами). Под вопросом и другие упомянутые налоги и сборы, по которым оплата должна быть "до или одновременно" с выплатами (или продажей), так как при "одновремен- ности" штрафные условия из п/п. 17.1.9 уже не соблюдаются. {1} См. "Бухгалтер" № 7'2001, с. 12-46. {2} Проблема применения норм п/п. 19.3.4 в отношении пени отчасти была рассмотрена в "Бухгалтере" № 13'2001 на с. 28-31. {3} Хотя налоговики, похоже, придерживаются иного мнения и пока только предлагают "крутить" штрафы из п/п. 17.1.7 на штрафы и даже на пеню (!), считая, что все это входит в состав НО (см. с. 20 настоящего выпуска). {4} По акцизу, пожалуй, единственным исключением могут быть да- вальцы - заказчики алкогольных напитков, которые обязаны сог- ласно законодательству уплатить акциз "не позднее дня получе- ния готовой продукции" от переработчика. Однако к ним штраф по п/п. 17.1.9 тоже не очень привяжешь, так как начисление и уп- лата акциза являются для них обязательным условием не "прода- жи", а, наоборот, получения продукции. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №14/01, стр. 32 [01.05.2001] Алексей Павленко Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------