Они хотят, чтоб арендодательские доходы были раньше арендаторских затрат (а мы, честно говоря, - наоборот). Коммунальные услуги в налоговом и бухгалтерском учете арендодателя и арендатора ------------------------------------------------------------------ В прошлом выпуске на с. 38-41 мы рассматривали вопросы, свя- занные с отражением в бухгалтерском учете арендной платы при арен- де недвижимости у госпредприятий. Но арендной платой взаимоотноше- ния арендодателя и арендатора обычно не исчерпываются. Так, арен- додатель зачастую рассчитывается с коммунальными службами и за арендатора, а последний компенсирует ему понесенные расходы. И раз уж эти транзитные платежи существуют, то арендодателю приходится каким-то образом их учитывать. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Кстати, хотя речь пойдет об арендодателях - "госах, большая часть сказанного вполне применима и в других случаях. Согласно п. 3 Методики расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества, утвержденных Постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 ( 786-95-п ) (далее - Методика) {1} рас- ходы на содержание арендованного имущества и плата за услуги, пре- доставленные арендатору, в арендную плату не включаются. На пре- доставление таких услуг составляется отдельный договор, при- мерная форма которого утверждена приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774 (далее - Примерный договор). В числе услуг, которые арендодатель предоставляет арендатору, Примерный договор называет и коммунальные. Если у арендатора стоят счетчики, то он оплачивает такие услу- ги исходя из показаний счетчиков. Если же счетчиков нет, то услуги распределяются по договоренности сторон: пропорционально площади, количеству работников, мощности электрооборудования и т.д. Валовые затраты и валовые доходы По поводу налогового учета таких коммунальных услуг ГНАУ и Комитет ВР по вопросам финансов и банковской деятельности сошлись во мнении, что проходящие транзитом через арендодателя суммы ком- пенсации коммунальных платежей включаются в его валовые доходы и валовые затраты (см. письма ГНАУ от 05.01.2000 г. № 34/6/15-1116 ( v0034225-00 ) и Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности от 23.05.2000 г. № 06-10/328 ( v_328450-00 ) в "Бух- галтере" № 20'2000 на с. 62-63). Небольшое отступление. С юридической точки зрения арендодатель арендатору коммунальные услуги не предоставляет. Просто арендатор участвует в расходах арендодателя, возмещая ему часть стоимости этих услуг. Здесь можно провести аналогию с совместной деятельностью (СД), когда участник, на которого возложено ведение общих дел СД, от своего имени заключает договоры, связанные с обеспечением СД, приобретает гражданские права и несет обязанности по этим догово- рам. Однако он имеет право требовать, в том числе путем предъявле- ния иска, покрытия своих расходов всеми участниками СД. Правда, при таком подходе у арендодателя уже не будет ни вало- вых доходов и затрат, ни налоговых обязательств и кредита по НДС в части услуг, транзитом прошедших к арендатору. У арендатора же возникнут проблемы с отнесением коммунальных услуг на валовые зат- раты и в налоговый кредит. Так что "себе дешевле" не делать рево- люций и просто согласиться с точкой зрения упомянутых ведомств. А вот с чем согласиться трудно, так это с их подходом к дате возникновения валовых затрат у арендодателя. И налоговики, и коми- тетчики почему-то решили, что коммунальные платежи в состав затрат арендодателя включаются только в момент их перечисления комму- нальным службам. К счастью, правило первого события для воз- никновения валовых затрат установлено в п. 11.2 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) - и отменить его никакие письма не в состоянии. Поэ- тому отважные арендодатели могут побороться за законное право включения в валовые затраты коммунальных услуг даже при отсутствии их оплаты. В отношении определения первого события можно отметить еще один интересный момент. В случае отсутствия предоплат валовые зат- раты по коммунальным услугам возникают в месяце их предоставления, причем независимо от даты выписки счета (акта) на предоставление услуг. Такой порядок описан в п/п. 11.2.1 Закона о Прибыли, где одним из перечисленных событий для увеличения валовых затрат является "для работ (услуг) - дата фактического получения плательщиком налога результатов работ (услуг)". Если счета выписаны коммунальниками в месяце предоставления услуг - вопросов не возникает, но бывает, что счет датируется, скажем, 15 числом следующего месяца (естественно, в нем написано, что он выставлен за услуги предыдущего месяца). По нашему мнению, несмотря на более позднюю дату счета, сумма указанных в нем комму- нальных платежей в этом случае может быть включена в валовые зат- раты предыдущего месяца. Разумеется, это возможно лишь при усло- вии, что сумма выставленного счета становится известной еще до представления декларации о прибыли (или расчета авансовых взно- сов). Конечно, не исключена вероятность того, что налоговики не за- хотят признать услуги в валовых затратах в месяце их получения, если подтверждающий счет (акт) будет датирован следующим месяцем. И в подтверждение своей позиции приведут, например, такие доводы: в месяце предоставления услуг отсутствовал документ, подтверждаю- щий предоставление услуг, на что указывает более поздняя дата его выписки, - следовательно, в соответствии с п/п. 5.3.9 Закона о Прибыли предприятие не имело права включать к валовые затраты ус- луги, не подтвержденные документально. Мы с подобными выводами не согласны. По нашему мнению, в п/п. 5.3.9 Закона речь идет о наличии документов, подтверждающих вало- вые затраты в принципе, то есть вообще, а не "конкретно в момент возникновения валовых затрат". Дата же возникновения затрат опре- деляется п/п. 11.2.1 Закона о Прибыли, и позже выписанный счет ни- как на нее не влияет. Главное, чтобы счет был в наличии на момент проверки. В аналогичном порядке определяется и дата возникновения вало- вых доходов у арендодателя по полученным от арендатора комму- нальным платежам. Ею будет либо дата получения предоплаты от арен- датора, либо последнее число месяца, в котором предоставлялись коммунальные услуги. Причем уж тут-то налоговики наверняка потребуют включить в ва- ловые доходы арендодателя сумму коммунальных услуг, предоставлен- ных через него арендатору, даже при отсутствии счета от комму- нальных служб. Ведь поскольку речь идет о доходах, а не затратах, они не станут говорить, что доходы-де без счета не подтверждены, и не будут упирать на то, что до выставления счета стоимость предос- тавленных услуг неизвестна. К сожалению, противопоставить фискальной несимметричности по- зиций налоговиков можно лишь здравый смысл. НДС А вот с НДС дело обстоит несколько иначе. В соответствии с п/п. 7.3.1 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) при отсутствии предоплат датой возникновения налоговых обязательств для работ (услуг) яв- ляется дата оформления документа, удостоверяющего факт выполнения работ (услуг) плательщиком налога. Казалось бы, написано достаточно четко. Так нет же, ГНАУ и тут умудрилась все перевернуть с ног на голову. На протяжении ощутимо- го промежутка времени при определении даты возникновения налоговых обязательств по услугам налоговая использовала в своих письмах нормы Закона о Прибыли (где речь идет, напомним, о фактическом по- лучении, а не о документе), ссылаясь при этом... на Закон об НДС! {2} Правда, затем в ГНАУ, похоже, спохватились и все-таки удосужились прочитать п/п. 7.3.1 Закона об НДС. Во всяком случае, в более свежих письмах налоговиками приводится уже дата согласно этому Закону. {3} Впрочем, учитывая переменчивость настроений данного органа, не исключаем, что налоговики снова передумают и опять когда-нибудь применят для НДС сроки из Закона о Прибыли. Однако независимо от мнений ГНАУ приоритет нужно отдавать Закону об НДС, согласно кото- рому при отсутствии предоплат по коммунальным услугам налоговые обязательства у арендодателя возникают на дату выставления счета (акта) арендатору, а налоговый кредит - на дату получения налого- вой накладной от коммунальных служб. Нюанс: тем арендодателям, у которых недвижимость арендуют бюд- жетники, следует помнить, что в этом случае у них (арендодателей) валовые доходы и НДС возникают по оплате (п/п. 11.3.5 Закона о Прибыли и п/п. 7.3.5 Закона об НДС). Бывает и так, что арендодатель (потребитель электроэнергии) заключает с арендатором-бюджетником (субпотребителем) договор на поставку электроэнергии. {4} Возможность заключения таких догово- ров предусмотрена в п. 1.10 и 8.2 Правил пользования электрической энергией, утвержденных постановлением НКРЭ от 31.07.96 г. № 28. Сведения о таком субпотребителе указываются в приложении к догово- ру основного потребителя (арендодателя) и энергоснабжающей органи- зации согласно типовой форме договора о поставке электрической энергии. В таком случае у арендодателя в части электроэнергии, постав- ленной арендатору-бюджетнику, налоговый кредит будет определяться тоже по кассовому методу в соответствии с п. 11.11 Закона об НДС. Что ж, о налогообложении коммунальных услуг, кажется, сказано достаточно. Перейдем к бухучету. Бухучет Выше мы говорили, что согласно п. 3 Методики коммунальные ус- луги не включаются в арендную плату. Отсюда напрашивается вывод, что в доходы от аренды они не входят и, соответственно, на субсче- те 713 не отражаются. Поскольку доход арендодателя от предостав- ленных коммунальных услуг относится к его операционной деятельнос- ти, то отражаться он, по нашему мнению, должен на субсчете 719, а связанные с ним расходы - на субсчете 949. У арендатора же полученные коммунальные услуги будут показы- ваться в обычном порядке в зависимости от вида деятельности, с ко- торым связано их потребление. Пример. От коммунальных служб арендодатель получил счет на оплату коммунальных услуг на сумму 360 грн. (в том числе НДС 60 грн.). Из них услуги в размере: - 120 грн. (в том числе НДС 20 грн.) - были потреблены непос- редственно арендодателем; - 240 грн. (в том числе НДС 40 грн.) - были предоставлены арендатору. Арендатор и арендодатель к бюджетным организациям не относят- ся. Учет у арендодателя -----+------------------------------------+-------+-------+------- № | Содержание хозоперации | Д-т | К-т | Сумма -----+------------------------------------+-------+-------+------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 -----+------------------------------------+-------+-------+------- 1 | Получение услуг арендодателем и | | | | "передача" их арендатору - первое | | | | событие (предоплат не было) | | | 1.1 | Отнесена арендодателем на затраты | | | | плата за предоставленные коммуналь-| | | | ные услуги в части: | | | 1.1.1| потребленной арендодателем: | | | | а) 9-й класс счетов | 23, 91| 631 | 100 | | 92, 93| | |------------------------------------+-------+-------+------- | б) 8-й и 9-й классы счетов {5} | 84 | 631 | 100 | | 23, 91| 84 | 100 | | 92, 93| | -----+------------------------------------+-------+-------+------- 1.1.2| потребленной арендатором: | | | | а) 9-й класс счетов | 949 | 631 | 200 |------------------------------------+-------+-------+------- | б) 8-й и 9-й классы счетов | 84 | 631 | 200 | | 949 | 84 | 200 -----+------------------------------------+-------+-------+------- 1.2 | Отражен налоговый кредит по НДС |641/НДС| 631 | 60 -----+------------------------------------+-------+-------+------- 1.3 | Оплачены арендодателем коммунальные| 631 | 311 | 360 | услуги | | (301) | -----+------------------------------------+-------+-------+------- 1.4 | Выставлен арендодателем счет арен- | 361 | 719 | 240 | датору за коммунальные услуги | | | -----+------------------------------------+-------+-------+------- 1.5 | Отражено налоговое обязательство по| 719 |641/НДС| 40 | НДС | | | -----+------------------------------------+-------+-------+------- 1.6 | Списан на финансовый результат до- | 719 | 791 | 200 | ход от реализации коммунальных | | | | услуг | | | -----+------------------------------------+-------+-------+------- 1.7 | Получена от арендатора плата за | 311 | 361 | 240 | коммунальные услуги | (301) | | -----+------------------------------------+-------+-------+------- 2 | Перечисление предоплат за комму- | 311 | 361 | 240 | нальные услуги арендатором арендо- | (301) | | | дателю и арендодателем коммунальным| | | | службам - первое событие (предос- | | | | тавление услуг - второе событие) | | | 1.2 | Перечислена арендодателем предопла-| | | | та за коммунальные услуги | | | -----+------------------------------------+-------+-------+------- 2.2 | Отражен налоговый кредит по НДС |641/НДС| 644 | 60 -----+------------------------------------+-------+-------+------- 2.3 | Получена от арендатора предоплата | 311 | 681 | 240 | по коммунальным услугам | (301) | | -----+------------------------------------+-------+-------+------- 2.4 | Отражено налоговое обязательство по| 643 |641/НДС| 40 | НДС | | | -----+------------------------------------+-------+-------+------- 2.5 | Свернуты задолженности арендодателя| 631 | 371 | 360 | и коммунальных служб | | | -----+------------------------------------+-------+-------+------- 2.6 | Свернуты задолженности арендодателя| 681 | 361 | 240 | и арендатора | | | ------------------------------------------------------------------ В случае получения арендодателем предоплаты от арендатора и перечисления им предоплат коммунальным службам проводки по отраже- нию расходов арендодателя будут идентичны проводкам 1.1 - 1.2, только в проводке 1.2 вместо субсчета 641/НДС будет использоваться субсчет 644. Проводки по начислению доходов тогда будут аналогичны провод- кам 1.4 - 1.6 с той лишь разницей, что вместо субсчета 641/НДС в проводке 1.5 будет использован субсчет 643. Но до сих пор были показаны лишь крайние случаи: либо предоп- лат не было вообще, либо они были на обоих этапах. Жизнь, конечно, богаче, поэтому вкратце - о "промежуточных" вариантах. Если арендодатель получил предоплату от арендатора, но сам коммунальные услуги не предоплачивал - ему необходимо будет сос- тавлять проводки 1.1 - 1.6, 2.3, 2.4 и 2.6. При этом в проводке 7.5 вместо субсчета 641/НДС нужно использовать субсчет 643. В противоположной же ситуации - при перечислении арендодателем предоплаты коммунальникам и передаче услуг арендатору с после- дующей постоплатой - проводки по предоплате будут идентичны 2.1 и 2.2, а по услугам арендодателя - 1.1 и 1.2 - с той лишь разницей, что вместо субсчета 641/НДС в проводке 1.2 будет использован суб- счет 644. По услугам, предоставленным арендатору, составляются проводки 1.4 - 1.7. Учет у арендатора -----+------------------------------------+-------+-------+------- № | Содержание хозоперации | Д-т | К-т | Сумма -----+------------------------------------+-------+-------+------- 1 | Получение услуг - первое событие | | | | (предоплаты не было) | | | 1.1 | Отнесена на затраты арендатора пла-| | | | та за коммунальные услуги: | | | | а) 8-й класс счетов | 84 | 68 {6}| 200 |------------------------------------+-------+-------+------- | б) 9-й класс счетов | 23, | 631 | 200 | | 91-94 | | |------------------------------------+-------+-------+------- | в) 8-Й и 9-й классы счетов | 84 23,| 631 | 200 | | 91-94 | 84 | 200 -----+------------------------------------+-------+-------+------- 1.2 | Отражен налоговый кредит по НДС: | | | | а) 8-й класс счетов | 64/НДС| 68 | 40 |------------------------------------+-------+-------+------- | б) 9-й или 8-й и 9-Й классы счетов |641/НДС| 631 | 40 -----+------------------------------------+-------+-------+------- 1.3 | Оплачены арендатором коммунальные | | | | услуги: | | | | а) 8-й класс счетов | 68 |31 (30)| 240 |------------------------------------+-------+-------+------- | б) 9-й или 8-й и 9-й классы счетов | 631 | 311 | 240 | | | (301) | -----+------------------------------------+-------+-------+------- 2 | Перечисление арендатором предоплаты| | | | за коммунальные услуги - первое со-| | | | бытие (получение услуг - второе со-| | | | бытие) | | | 2.1 | Перечислена арендодателю предоплата| | | | за коммунальные услуги: | | | | а) 8-й класс счетов | 37 |31 (30)| 240 |------------------------------------+-------+-------+------- | б) 9-й или 8-й и 9-й классы счетов | 371 | 311 | 240 | | | (301) | -----+------------------------------------+-------+-------+------- 2.2 | Отражен налоговый кредит по НДС: | | | | а) 8-й класс счетов | 64/НДС| 64/НК | 40 | | | {7} | |------------------------------------+-------+-------+------- | б) 9-Й или 8-Й и 9-й классы счетов |641/НДС| 644 | 40 -----+------------------------------------+-------+-------+------- 2.3 | Свернуты задолженности: | | | | а) 8-й класс счетов | 68 | 37 | 240 |------------------------------------+-------+-------+------- | б) 9-й или 8-й и 9-й классы счетов | 631 | 371 | 240 ------------------------------------------------------------------ При наличии предоплаты проводки по отражению расходов аренда- тора будут аналогичны проводкам 1.1 - 1.2, только в проводке 1.2 у "восьмиклассников" вместо субсчета 64/НДС применяется 64/НК, а у всех остальных вместо субсчета 641/НДС используется субсчет 644. На этом, пожалуй, с коммунальными услугами можно попрощаться. Появится что-нибудь новенькое - сообщим. {1} См. "Бухгалтерскую газету" № 12'2000, с. 16-18. {2} См. письма ГНАУ от 12.05.2000 № 6514/7/16-1201 и от 20.06.2000 г. № 196/2/16-1210 в "Бухгалтере" № 22'2000 на с. 49-50 и № 23'2000 на с. 56 соответственно. {3} См. письма ГНАУ от 26.01.2001 г. № 1054/7/16-1217-26 и oт 19.03.2001 г. № 3544/7/16-1117 в "Бухгалтерской газете" № 11' 2001 на с. 5 и № 15'2001 на с. 10 соответственно. {4} Согласно письму НКРЭ от 19.06.98 г. № 05-39-06/840 (см. "Бух- галтер" № 19'99, с. 67) поставка электроэнергии субпотребите- лям на основании заключенных договоров - лицензированию не подлежит. {5} Ввиду того что государственные предприятия, как правило, к субъектам малого предпринимательства не относятся и правом вести только 8-й класс счетов не наделены, проводки для 8-го класса мы не приводим. {6} Проводки для 8-го класса счетов приводятся в соответствии с упрощенным Планом счетов бухгалтерского учета активов, капита- ла, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, утвержденным приказом Минфина от 19.04. 2001 г. № 186 (см. "Бухгалтер" № 13'2001, с. 46-47). {7} "Расчеты по налогам и платежам", субсчет "Налоговый кредит". ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №14/01, стр. 43 [01.05.2001] В. Карпова, Т. Серикова К.э.н., доцент ХГЭУ ------------------------------------------------------------------