Налоговое харакири

------------------------------------------------------------------

    Ситуация,  когда  в  налоговых  делах  обнаруживается  ошибка,
знакома  практически  каждому  бухгалтеру: не ошибается  тот,  кто
ничего не делает, а уж в том, что отечественный бухгалтер не сидит
сложа руки, сомневаться не приходится.  И в такой ситуации  вполне
очевидно его желание выбрать наиболее рациональный путь  исправле-
ния  ошибки,  чтобы  были,  как говорится, "и волки  сыты, и  овцы
целы".
    Мы не случайно заговорили на тему обнаружения ошибок,  и  мно-
гие,  наверное, уже догадались, что речь пойдет о  новых  правилах
наложения штрафных санкций, которые с 1  апреля  2001  года  стали
реальностью благодаря вступлению в силу базовой  части  Закона  "О
порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед  бюджетами
и государственными целевыми фондами" от  21 декабря  2000  года  №
2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон  №  2181).  Точнее,  предметом
рассмотрения станет как раз анализ  возможных  вариантов  действий
бухгалтера, который выявил недоплату.
    Первое, что приходит на ум в такой ситуации, это, конечно  же,
положения п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181, которые  дают  возможность
налогоплательщику, выявившему до начала проверки факт занижения, а
также  самостоятельно  погасившему  сумму недоимки  и  уплатившему
штраф в размере десяти процентов от ее суммы, "амнистироваться" от
прочих штрафов, связанных с недоплатой, в том числе административ-
ных.  А если к тому же учесть, что в этой ситуации п.п. 16.1.3 ст.
16 Закона № 2181 освобождает "покаявшегося"  от  начисления  пени,
то  последствия  самостоятельного  обнаружения  налогового  обяза-
тельства покажутся не такими уж и  печальными.  Возможно.  Однако,
как свидетельствуют вопросы "рисковых" бухгалтеров, второй возмож-
ный путь в сложившихся обстоятельствах - закрыть глаза на выявлен-
ную недоплату - также вызывает определенный интерес.
    В принципе, подобные вопросы не лишены логики.
    Во-первых, в отличие от старого порядка, Закон № 2181 устанав-
ливает срок давности по доначислению  налогового  обязательства  в
размере 1095 дней. И если в течение трех лет обнаружения контроли-
рующим  органом  ошибки  не произойдет,  то о  ней можно  попросту
забыть.  Однако, конечно же, полагаться на волю случая -  дело  не
безопасное,  и этот  вариант  может  рассматриваться  как наиболее
радикальный.
    Во-вторых, даже в случае обнаружения  недоимки  контролирующим
органом пеня за период просрочки по новым правилам не начисляется.
Ведь ключевым условием для ее начисления является факт  согласова-
ния  налогового  долга,  которое в случае  определения  налогового
обязательства контролирующим органом происходит только после полу-
чения налогоплательщиком налогового  уведомления  (за  исключением
случая, когда налогоплательщик воспользовался  правом  администра-
тивного  обжалования - в  этой  ситуации  налоговое  обязательство
будет считаться согласованным на день окончания  такого  обжалова-
ния).  Причем точкой отсчета  исчисления пени согласно п.п. 16.1.2
"б" ст. 16 Закона № 2181 будет служить  дата,  следующая  за  пре-
дельным  сроком  уплаты  обнаруженного  налогового  обязательства,
указанного в налоговом уведомлении {1}.  Так что ни о каком начис-
лении пени за предшествующий согласованию налогового обязательства
период не может быть и речи.
    Есть ли резон при таких обстоятельствах вообще  самостоятельно
выявлять недоимку и уплачивать штраф в размере 10 % суммы недопла-
ты? Ответ на этот вопрос  будет  во  многом  зависеть  от  размера
штрафных санкций, которые применяются к налогоплательщику  контро-
лирующими  органами  в случае  выявления  недоимки  по результатам
проверок.  Из всего перечня штрафов, перечисленных в ст. 17 Закона
№ 2181, непосредственное отношение к нашему случаю  имеет  тот  из
них,  который  указан  в п.п. 17.1.3  Закона  № 2181.  Следуя  его
требованиям,  в случае  доначисления  налогового  обязательства по
результатам проверки налогоплательщик  "обязан  уплатить  штраф  в
размере  5 процентов  от суммы  недоимки  за каждый  из  налоговых
периодов, установленных для такого  налога,  сбора  (обязательного
платежа),  начиная  с налогового  периода,  на который  приходится
такая недоимка, и заканчивая налоговым периодом, на который прихо-
дится получение таким налогоплательщиком налогового уведомления от
контролирующего органа, но не более 25 процентов такой суммы и  не
менее 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан".
    По своей сути,  этот вид  санкции  и призван  "перекрыть"  тот
период до согласования налогового обязательства, за который пеня в
настоящее время не начисляется.  Таким образом, бухгалтеру, прини-
мающему  решение  "доверить"  обнаружение  ошибки  контролирующему
органу, необходимо учитывать, что штраф в размере 5 % за налоговый
период  просрочки может  достаточно  быстро  сравняться  с  10 %-й
санкцией  при  самостоятельном  выявлении  ошибки (в течение  двух
налоговых периодов).
    К тому же несколько "мутноватой" выглядит норма,  содержащаяся
в п.п. 17.1.6 Закона № 2181 и предусматривающая  уплату  штрафа  в
размере  50 %  от суммы  недоимки (но  не менее 100  не облагаемых
налогом минимумов доходов граждан), в случае если налогоплательщик
декларирует переоцененные или недооцененные объекты  налогообложе-
ния, что приводит к занижению налогового обязательства  в  больших
размерах.  По логике, данный вид санкции должен применяться только
в том  случае, если  по суммам  занижения  в крупных  размерах {2}
установлен факт умышленного уклонения от налогообложения должност-
ных лиц предприятия.  Однако не исключено, что уже сам факт дости-
жения предельного размера будет толкать налоговиков к наложению на
предприятие этого крупного штрафа. Кстати, подобный алгоритм срав-
нения подойдет и тем бухгалтерам,  которые  не  желают  показывать
суммы в налоговой декларации, поскольку предприятие не в состоянии
уплатить эти суммы в  предельные  сроки,  и  которые  надеются  на
своевременное "самостоятельное" обнаружение недоплат.  Экономия  в
данном случае очевидна, ведь отраженное налоговое обязательство  в
отчете считается согласованным, а значит, с момента окончания пос-
леднего срока уплаты, во-первых, применяется  "дифференцированная"
в зависимости от сроков просрочки штрафная санкция,  предусмотрен-
ная п.п. 17.1.7 ст. 17 Закона № 2181, во-вторых, начисляется пеня.
А учитывая, что размер штрафа за  неуплату  согласованного  обяза-
тельства  даже при минимальных сроках задержки будет  как  минимум
10%, то... в общем, выводы о целесообразности  такого  шага делать
вам.  Мы же только хотим напомнить, что уголовная  ответственность
за умышленное уклонение от налогообложения пока еще  не  отменена.
Да и в случае, если проверка грянет нежданно,  от  такой  экономии
может не остаться и следа.




    {1} Следуя разъяснениям начальника Главного управления учета и
отчетности ГНА Украины ("Вестник налоговой службы", 2001, № 13)  -
в течение 10 календарных дней после получения налогового уведомле-
ния, причем из разъяснений  следует,  что  до  придания  налоговым
уведомлениям  законного статуса (с 1 октября 2001  года)  их  роль
будут выполнять решения налоговых органов, принятые по результатам
проверки.
    {2} Согласно статье 212  нового  Уголовного  кодекса,  который
вступает в силу с 1  сентября  2001  года,  под  крупным  размером
средств  следует  понимать  суммы налогов,  сборов,  которые в три
тысячи и более раз превышают  установленный  законодательством  не
облагаемый  налогом минимум  доходов  граждан, т. е. 51 тыс. грн.;
по старому Уголовному кодексу,  действующему до указанной даты,  в
250 и более раз - 4250 грн.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 46/01, стр. 34
[07.06.2001]
А. Лобанов
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------