Налоговое харакири ------------------------------------------------------------------ Ситуация, когда в налоговых делах обнаруживается ошибка, знакома практически каждому бухгалтеру: не ошибается тот, кто ничего не делает, а уж в том, что отечественный бухгалтер не сидит сложа руки, сомневаться не приходится. И в такой ситуации вполне очевидно его желание выбрать наиболее рациональный путь исправле- ния ошибки, чтобы были, как говорится, "и волки сыты, и овцы целы". Мы не случайно заговорили на тему обнаружения ошибок, и мно- гие, наверное, уже догадались, что речь пойдет о новых правилах наложения штрафных санкций, которые с 1 апреля 2001 года стали реальностью благодаря вступлению в силу базовой части Закона "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21 декабря 2000 года № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181). Точнее, предметом рассмотрения станет как раз анализ возможных вариантов действий бухгалтера, который выявил недоплату. Первое, что приходит на ум в такой ситуации, это, конечно же, положения п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181, которые дают возможность налогоплательщику, выявившему до начала проверки факт занижения, а также самостоятельно погасившему сумму недоимки и уплатившему штраф в размере десяти процентов от ее суммы, "амнистироваться" от прочих штрафов, связанных с недоплатой, в том числе административ- ных. А если к тому же учесть, что в этой ситуации п.п. 16.1.3 ст. 16 Закона № 2181 освобождает "покаявшегося" от начисления пени, то последствия самостоятельного обнаружения налогового обяза- тельства покажутся не такими уж и печальными. Возможно. Однако, как свидетельствуют вопросы "рисковых" бухгалтеров, второй возмож- ный путь в сложившихся обстоятельствах - закрыть глаза на выявлен- ную недоплату - также вызывает определенный интерес. В принципе, подобные вопросы не лишены логики. Во-первых, в отличие от старого порядка, Закон № 2181 устанав- ливает срок давности по доначислению налогового обязательства в размере 1095 дней. И если в течение трех лет обнаружения контроли- рующим органом ошибки не произойдет, то о ней можно попросту забыть. Однако, конечно же, полагаться на волю случая - дело не безопасное, и этот вариант может рассматриваться как наиболее радикальный. Во-вторых, даже в случае обнаружения недоимки контролирующим органом пеня за период просрочки по новым правилам не начисляется. Ведь ключевым условием для ее начисления является факт согласова- ния налогового долга, которое в случае определения налогового обязательства контролирующим органом происходит только после полу- чения налогоплательщиком налогового уведомления (за исключением случая, когда налогоплательщик воспользовался правом администра- тивного обжалования - в этой ситуации налоговое обязательство будет считаться согласованным на день окончания такого обжалова- ния). Причем точкой отсчета исчисления пени согласно п.п. 16.1.2 "б" ст. 16 Закона № 2181 будет служить дата, следующая за пре- дельным сроком уплаты обнаруженного налогового обязательства, указанного в налоговом уведомлении {1}. Так что ни о каком начис- лении пени за предшествующий согласованию налогового обязательства период не может быть и речи. Есть ли резон при таких обстоятельствах вообще самостоятельно выявлять недоимку и уплачивать штраф в размере 10 % суммы недопла- ты? Ответ на этот вопрос будет во многом зависеть от размера штрафных санкций, которые применяются к налогоплательщику контро- лирующими органами в случае выявления недоимки по результатам проверок. Из всего перечня штрафов, перечисленных в ст. 17 Закона № 2181, непосредственное отношение к нашему случаю имеет тот из них, который указан в п.п. 17.1.3 Закона № 2181. Следуя его требованиям, в случае доначисления налогового обязательства по результатам проверки налогоплательщик "обязан уплатить штраф в размере 5 процентов от суммы недоимки за каждый из налоговых периодов, установленных для такого налога, сбора (обязательного платежа), начиная с налогового периода, на который приходится такая недоимка, и заканчивая налоговым периодом, на который прихо- дится получение таким налогоплательщиком налогового уведомления от контролирующего органа, но не более 25 процентов такой суммы и не менее 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан". По своей сути, этот вид санкции и призван "перекрыть" тот период до согласования налогового обязательства, за который пеня в настоящее время не начисляется. Таким образом, бухгалтеру, прини- мающему решение "доверить" обнаружение ошибки контролирующему органу, необходимо учитывать, что штраф в размере 5 % за налоговый период просрочки может достаточно быстро сравняться с 10 %-й санкцией при самостоятельном выявлении ошибки (в течение двух налоговых периодов). К тому же несколько "мутноватой" выглядит норма, содержащаяся в п.п. 17.1.6 Закона № 2181 и предусматривающая уплату штрафа в размере 50 % от суммы недоимки (но не менее 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан), в случае если налогоплательщик декларирует переоцененные или недооцененные объекты налогообложе- ния, что приводит к занижению налогового обязательства в больших размерах. По логике, данный вид санкции должен применяться только в том случае, если по суммам занижения в крупных размерах {2} установлен факт умышленного уклонения от налогообложения должност- ных лиц предприятия. Однако не исключено, что уже сам факт дости- жения предельного размера будет толкать налоговиков к наложению на предприятие этого крупного штрафа. Кстати, подобный алгоритм срав- нения подойдет и тем бухгалтерам, которые не желают показывать суммы в налоговой декларации, поскольку предприятие не в состоянии уплатить эти суммы в предельные сроки, и которые надеются на своевременное "самостоятельное" обнаружение недоплат. Экономия в данном случае очевидна, ведь отраженное налоговое обязательство в отчете считается согласованным, а значит, с момента окончания пос- леднего срока уплаты, во-первых, применяется "дифференцированная" в зависимости от сроков просрочки штрафная санкция, предусмотрен- ная п.п. 17.1.7 ст. 17 Закона № 2181, во-вторых, начисляется пеня. А учитывая, что размер штрафа за неуплату согласованного обяза- тельства даже при минимальных сроках задержки будет как минимум 10%, то... в общем, выводы о целесообразности такого шага делать вам. Мы же только хотим напомнить, что уголовная ответственность за умышленное уклонение от налогообложения пока еще не отменена. Да и в случае, если проверка грянет нежданно, от такой экономии может не остаться и следа. {1} Следуя разъяснениям начальника Главного управления учета и отчетности ГНА Украины ("Вестник налоговой службы", 2001, № 13) - в течение 10 календарных дней после получения налогового уведомле- ния, причем из разъяснений следует, что до придания налоговым уведомлениям законного статуса (с 1 октября 2001 года) их роль будут выполнять решения налоговых органов, принятые по результатам проверки. {2} Согласно статье 212 нового Уголовного кодекса, который вступает в силу с 1 сентября 2001 года, под крупным размером средств следует понимать суммы налогов, сборов, которые в три тысячи и более раз превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан, т. е. 51 тыс. грн.; по старому Уголовному кодексу, действующему до указанной даты, в 250 и более раз - 4250 грн. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 46/01, стр. 34 [07.06.2001] А. Лобанов экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------