Предприятие переходит на упрощенную систему учета и налогооб- ложения с уплатой единого налога по ставке 6%. Обязано ли оно регистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость? * * * В последнее время от налогоплательщиков стала поступать инфор- мация о том, что налоговые органы во время регистрации предприя- тий, при желании такого предприятия стать плательщиком единого налога и при выборе им ставки налогообложения 6%, требуют дополни- тельно подать заявление на регистрацию такого предприятия платель- щиком НДС. Попробуем разобраться в этой ситуации и постараемся сделать выводы о правомочности или неправомочности требований налоговых органов. 1 октября 1997 года вступил в действие Закон о НДС ( 168/97-ВР ) (в который на протяжении трех лет внесены многочис- ленные изменения). С 1 октября 1998 года вступил в силу Указ № 857 ( 857/98 ), которым по-новому были урегулированы некоторые положения относи- тельно обложения налогом на добавленную стоимость. Одним из примеров "новшеств" может служить то что хотя соглас- но Закону о НДС долгое время предельным размером для определения плательщика налога был размер 600 необлагаемых минимумов доходов граждан, но с 01.10.98 г. вся Украина стала безропотно применять предельный размер в 1200 необлагаемых минимумов доходов граждан, предусмотренный в Указе № 857. Еще одним документом, который как бы "наложился" на Закон о НДС, стал Указ № 727 ( 727/98 ). Поскольку новая редакция данного Указа была принята в соответствии с п. 4 p. XV "Переходных положе- ний" Конституции Украины, то и она "наложилась" на Закон о НДС. И если Указом № 727 в новом варианте предусмотрены какие-либо требо- вания, отличные от требований Закона о НДС, или расширяющие (сужающие) его требования, то указанные требования применяются на вполне законных основаниях. Проанализируем положения Указа № 727 в редакции от 28.06.99 г. № 746/99 ( 746/99 ). Статья 6 данного Указа гласит: "Субъект мало- го предпринимательства, уплачивающий единый налог, не является плательщиком таких видов налогов и сборов (обязательных платежей): - налога на добавленную стоимость, кроме случая, когда юриди- ческое лицо избрало способ налогообложения доходов по единому на- логу по ставке 6 процентов:" Из содержания данной статьи вытекает, что существует несколько ставок единого налога, одна из которых указана в данной статье - это 6%. Существует и другая. Ее размер можно узнать из ст. 3 Указа № 727 - это 10%. Таким образом, можно сделать вывод, напрашивающийся из требо- ваний ст. 6 Указа № 727: субъект малого предпринимательства, упла- чивающий единый налог и избравший способ налогообложения по ставке 10%, не является плательщиком налога на добавленную стоимость. Какой же вывод можно сделать для "6-процентников"? Ответ может быть двузначным: - или они обязательно являются плательщиками НДС, - или они являются плательщиками НДС, но при определенных ус- ловиях. Процитируем ст. 3 Указа № 727: "Субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, учета и отчет- ности, самостоятельно избирает одну из следующих ставок единого налога: - 6 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты налога на добавленную стоимость согласно Закону Украины "О налоге на добав- ленную стоимость"; Условия, оговоренные в данной статье, понимают по-разному. С одной стороны, это можно понимать как условие, что ставку 6% еди- ного налога можно выбрать только в случае уплаты налога на добав- ленную стоимость. С другой стороны, такую формулировку можно пони- мать как то, что изначально Указом № 727 было предусмотрено, что ставку 6% единого налога можно выбрать и не уплачивая налог на до- бавленную стоимость в бюджет, если объем налогооблагаемых опера- ций не достиг размера, предусмотренного в ст. 2 Закона о НДС (се- годня это 3600 необлагаемых минимумов доходов граждан или 61200 гривен). Да, создатели Указа могли бы изложить его более конкретно. Но попытаемся все же дойти до сути (если нам это удастся). Для этого зададим вопрос: "обязано ли предприятие, которое не зарегистриро- вано в налоговой инспекции (администрации) как плательщик НДС (не достигшее объема облагаемых операций в 3600 необлагаемых минимумов доходов граждан и по другим критериям ст. 2 Закона о НДС не подпа- дающее под определение налогоплательщика), представлять в налого- вую инспекцию (администрацию) Декларацию по НДС?". Думаю, что любой однозначно ответит: "Нет, такое предприятие не обязано представлять в налоговую инспекцию (администрацию) Декларацию по НДС". А что предусмотрели создатели Указа № 727 по данному вопросу? Обратимся к ст. 4: "По результатам хозяйственной деятельности за отчетный (налоговый) период (квартал) субъекты малого предпринима- тельства - юридические лица представляют в орган государственной налоговой службы до 20 числа месяца, следующего за отчетным (нало- говым) периодом, расчеты об уплате единого налога, акцизного сбора и, в случае избрания ими единого налога по ставке 6%, расчет об уплате налога на добавленную стоимость.". Получается, что если создатели Указа без каких-либо огово- рок в, так сказать, "скользком" вопросе, однозначно решили, что "6-процентники" представляют в налоговые органы "Расчет об уплате налога на добавленную стоимость", то они однозначно имели в виду, что такие налогоплательщики являются плательщиками налога на до- бавленную стоимость. А чтобы "облегчить таким налогоплательщикам жизнь" их всех сделали квартальными плательщиками НДС. Если ГНАУ своим приказом от 12.10.98 г. № 553 ( z0708-99 ) "Об утверждении форм расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом" утвердила формы расчета уплаты единого налога для "6-процентников" и для "10-процентников" (и теперь те не представляют в налоговые органы Декларацию о при- были предприятия), то возникает вопрос: а почему же ГНАУ не утвер- дила для "6-процентников" форму "Расчета об уплате налога на до- бавленную стоимость"? Ведь достаточно бы было "под Указ" взять Декларацию об НДС и назвать ее для "единоналожников" "Расчет об уплате налога на добавленную стоимость", и конфликтов на местах было бы меньше. Если вся Украина признала, что Указ № 727 "наложился" на Закон о НДС, т.е. предельный срок предоставления отчетности до 1 апреля 2001 года для "единоналожников" был установлен не 20 числа, а 19 числа, и все "единоналожники" стали квартальными плательщиками НДС, то вполне резонно возникает вопрос: правомерно ли для "едино- наложников" представление Декларации по НДС, а не "Расчета об уп- лате налога на добавленную стоимость? Получается, что ГНАУ просто забыла. Забыла до такой степени, что даже не упомянула об особенной отчетности "единоналожников" в приказе ГНАУ от 18.04.2001 г. № 170 ( z0412-01 ) "О внесении изме- нений в налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость", которым создала "специальное поле" в начале Декларации по НДС, в котором упомянула и "Общую декларацию", и "Уточненную декларацию", и "Договор о совместной деятельности", и "Декларацию перерабаты- вающего предприятия", и "Сельскохозяйственную декларацию" (двух видов), и "Декларацию технопарка", а "Расчет об уплате налога на добавленную стоимость" упомянуть забыла. Получается, что сдача "единоналожниками" сегодня Декларации по НДС как бы "вне закона". Хотя было бы достаточно в "специальном поле" Декларации по НДС сделать еще одну строку - "Расчет об уплате налога на добавленную стоимость", и все почти стало бы на свои места. Самое интересное, что после 1 апреля 2001 года в соответствии с п. 1.11 ст. 1 Закона № 2181 ( 2181-14 ) "налоговой декларацией" считается любой "документ, который представляется налогоплательщи- ком в контролирующий орган в сроки и по форме, установленные зако- нодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа)". Мы смогли ответить лишь на вопрос: что имели в виду создатели Указа? Утверждать, что существующая редакция Указа именно это и предусматривает, к сожалению, невозможно. Именно поэтому и невоз- можно дать однозначную оценку действиям налоговых органов, которые при регистрации новых налогоплательщиков, избирающих упрощенную систему налогообложения по ставке 6%, требуют от них предоставле- ния заявления на регистрацию в качестве плательщиков НДС. Поэтому еще раз хочется обратиться к разработчикам налогового законодательства: если уж и создаете законодательные документы, то не стоит забывать о требованиях Закона Украины "О системе нало- гообложения" от 25.06.91 г. № 1251-XII ( 1251-12 ), в редакции Закона Украины от 18.02.97 г. № 77/97-ВР. Ведь согласно ст. 3 данного Закона одним из принципов построения системы налогообложе- ния является доступность - обеспечение доходчивости норм налогово- го законодательства до плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей). Хочется надеяться, что в ближайшее время данный принцип систе- мы налогообложения все же будет восстановлен и в вопросе налогооб- ложения субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, избравших ставку обложения единым налогом 6%. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №24/01, стр. 54 [18.06.2001] Борис Мельник Аудитор ------------------------------------------------------------------