Социальное страхование. Действие второе ------------------------------------------------------------------ Прошло более трех месяцев с момента вступления в силу новых Законов о социальном страховании от временной нетрудоспособности и на случай безработицы (№ 2240 ( 2240-14 ), № 1533 ( 1533-14 ) и № 2213 ( 2213-14 )). Кроме наивной уверенности в завтрашнем дне, новинки социального страхования принесли с собой целый букет неурегулированных вопросов, часть из которых была рассмотрена нами в консультации "Социальное страхование или комбинация из трех за- конов" (см. "ГлавБух" № 13/2001, стр. 53). С горем пополам бухгалтеры отчитались преобразованным Фондам за первый квартал текущего года, а на носу уже отчет за первое полугодие. Что же изменилось за это время? Этому, а также другим вопросам, затрагивающим наболевшую тему социального страхования, посвящена данная консультация. Акцентируем внимание читателей на том, что рассматриваемые на- ми вопросы не касаются проблем государственного социального стра- хования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Оплата больничных листов Для начала, пожалуй, расставим все точки над "і" относительно обложения больничного пособия всеми необходимыми налогами и сбора- ми. Итак, согласно пп. "а" п. 1 ст. 5 Декрета о подоходном налоге ( 13-92 ) суммы пособия по временной нетрудоспособности (кроме пособия по беременности и родам), в т.ч. по уходу за больным ре- бенком, включаются в совокупный налогооблагаемый доход граждан, а значит, являются также объектом для исчисления пенсионного сбора (пп. 5.2.2 Инструкции № 4-6). Другими словами, из суммы "больнич- ных" следует удерживать подоходный налог и сбор в Пенсионный фонд в размере 1-5%. А вот начисление (32%) пенсионного сбора производить не следует, исходя из нормы п. 1 ст. 2 Закона № 400 ( 400/97-ВР ), т.к. эти выплаты не входят в структуру заработной платы. Кстати, отсутствие выплат по больничному листу в составе фонда оплаты труда (Инструкция № 323 ( z0465-95 )) является также осно- ванием для неначисления и неудержания взносов в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, в Фонд со- циального страхования на случай безработицы и в Фонд социального страхования от несчастных случаев. Порядок оплаты больничных листов на предприятиях, работающих по обычной и упрощенной системе учета и отчетности, а также у фи- зических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, подроб- но рассматривался нами в еженедельнике "ГлавБух" № 4/2001 (стр. 61-66) и повторяться нет необходимости. Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с положением ст. 53 Закона № 2240 ( 2240-14 ) в расчете средней заработной платы (дохода) с целью обеспечения пособием по временной нетрудоспособности учитываются все виды доходов, но в границах предельной суммы месячной зара- ботной платы (дохода), на которую начисляются страховые взносы, т.е. с 22.03.2001 г. в пределах 1600 грн. (Постановление № 225 ( 225-2001-п )). Раньше размер больничного пособия работника напрямую зависел от его общего трудового стажа, определяемого согласно Постановле- нию № 571 ( 571-98-п ). Однако ст. 2 Закона № 2240 введен новый термин - страховой стаж, а ст. 37 определено его участие в исчис- лении размера пособия. Понятие страхового стажа, естественно, от- личается от своего предшественника - общего трудового стажа. Для сравнения приводим оба определения: --------------------------------+--------------------------------- Страховой стаж | Общий трудовой стаж (согласно ст. 7 Закона № 2240) | (согласно п. 2 Правил № 1658) --------------------------------+--------------------------------- Страховой стаж - это период | В общий трудовой стаж зачисляе- (сумма периодов), на протяжении | тся время работы на условиях которого лицо подлежит обще- | трудового договора (контракта) обязательному государственному | на предприятиях, в учреждениях, социальному страхованию в связи | организациях независимо от форм с временной потерей трудоспособ-| собственности, вида деятельности ности и расходами, обусловленны-| и отраслевой принадлежности или ми рождением и погребением, и | другой работы, в течение которой уплачивает или за него уплачи- | работник подлежал обязательному ваются страховые взносы в Фонд | социальному страхованию, незави- социального страхования по | симо от характера, длительности временной потере трудоспособнос-| работы и длительности перерывов. ти в порядке, установленном за- | конодательством. | --------------------------------| В страховой стаж зачисляются | периоды временной потери трудо- | способности, пребывание в отпус-| ке по беременности и родами и | время пребывания застрахованного| лица в отпуске по уходу за | ребенком до достижения им трех- | летнего возраста, а также перио-| ды получения выплат по отдельным| видам общеобязательного госу- | дарственного социального страхо-| вания, кроме пенсий всех видов. | ------------------------------------------------------------------ Исходя из нормы п. 2 ст. 7 Закона № 2240, предусматривающей, что в страховой стаж зачисляется общий трудовой стаж лица, приме- нявшийся до введения в действие этого Закона в порядке и на усло- виях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее, оба вышеприведенных понятия будут еще довольно долго применяться в бухгалтерской практике. Следующий немаловажный нюанс, на котором хотелось бы заост- рить внимание, это порядок оплаты предприятиями (учреждениями, организациями) первых пяти дней временной нетрудоспособности. И здесь, естественно, нельзя не затронуть майский Порядок № 439 ( 439-2001-п ) (см. ГлавБух" № 22/2001, стр. 13), в котором Каби- нету Министров с первой же попытки удалось урегулировать большую часть важнейших вопросов. Правда, первым пунктом Порядка № 439 Правительство немного подправило положение ст. 2 Закона № 2213 ( 2213-14 ), распростра- нив его действие на физических лиц, использующих труд наемных ра- ботников, но зато окончательно разрешило две важнейшие проблемы. Проблема первая. В содержании п. 2 Закона № 2213 конкретно не определено, какие дни временной нетрудоспособности должны оплачи- ваться за счет средств предприятия. Первые пять рабочих или кален- дарных дней? Теперь, несмотря на небольшую туманность правительственного изложения, ни у кого не возникает сомнения, что оплата "больнич- ных" за счет средств предприятия производится за рабочие дни (в соответствии с внутренним графиком работы), приходящиеся на первые пять календарных дней временной нетрудоспособности (п. 2 Порядка № 439). Оплата пособия по временной нетрудоспособности органами социального страхования осуществляется застрахованным лицам начи- ная с шестого календарного дня нетрудоспособности. Для наглядности изобразим схематично распределение обязаннос- тей по оплате временной нетрудоспособности на несложном примере. Пример Сотрудник предприятия, работающего в режиме обычной пятиднев- ной рабочей недели проболел в мае 10 дней. Основанием для выплаты ему пособия является больничный лист, выданный с 16.05.2001 г. (среда) по 25.05.2001 г. (пятница) включительно. ------------------------------------------------------------------ Ср. 16.05. | Чт.| Пт.| Сб.| Bс.| Пн.| Вт.| Ср.| Чт.| Пт. 25.05. ------------------------------------------------------------------ Оплачивается предприя-| Не опла-| Оплачивается Фондом соцстраха тием | чивается| ------------------------------------------------------------------ Итак, в нашей ситуации из пяти первых дней временной нетрудос- пособности за счет предприятия будет оплачено только три рабочих дня, а остальные пять рабочих дней оплачиваются за счет средств органов социального страхования. Также считаем необходимым предос- теречь Вас, уважаемый читатель, от возможных недоразумений, свя- занных с переносом рабочих дней по рекомендации Кабинета Минист- ров (например, Распоряжение № 138-р ( 138-2001-р )). Во избежание неприятностей с органами социального страхования рекомендуем изме- нения в графике рабочих дней оформлять приказом по предприятию и начислять пособие, исходя из фактических рабочих дней, пришедшихся на период временной нетрудоспособности. Проблема вторая. Вправе ли предприятие отнести суммы пособия, выплачиваемые своим работникам за первые пять дней временной нет- рудоспособности, на валовые расходы? На страницах нашего еженедельника ранее неоднократно приводи- лись доводы о правомочности отнесения указанных выплат на валовые расходы. Теперь, после того как наши предположения нашли свое подтверждение в п. 7 Порядка № 439 (а в качестве основания указана норма пп. 5.6.2 п. 5.6 ст. 5 Закона о прибыли), данную проблему можно считать закрытой. Что же касается бюджетных учреждений (ор- ганизаций), то для них источником расходов на оплату первых пяти дней временной нетрудоспособности своих работников будут средства по коду экономической классификации 1120 "Начисления на заработную плату". О борьбе чиновников с "единоналожниками" События, разворачивающиеся вокруг субъектов малого предприни- мательства, работающих по упрощенной системе учета и налогообложе- ния, в очередной раз демонстрируют чиновничью неприязнь к данной категории налогоплательщиков. Ну не по душе пришлись страхователям "упрощенцы"! А иначе чем можно объяснить поток писем и разъяснений от Министерства труда и Фондов социального страхования, противоре- чащих не только действующему законодательству, но и друг другу? Неужели только целью сиюминутной выгоды? Конечно, бесспорным является то, что все "упрощенцы" должны быть зарегистрированы в трех новых Фондах (Фонде социального стра- хования по временной потере трудоспособности, Фонде социального страхования на случай безработицы и Фонде социального страхования от несчастных случаев), а также отчитываться перед ними надлежащим образом. Не оспаривается и обязанность "упрощенцев" удерживать из заработной платы своих наемных работников страховые взносы, за исключением "единоналожников" - частных предпринимателей (см. консультацию "ЧП на едином налоге", опубликованную в еженедельнике "ГлавБух" № 13/2001, стр. 63). Но с доводами о необходимости начисления "единоналожниками" взносов в Фонд социального страхования по временной потере трудос- пособности и Фонд социального страхования на случай безработицы (2,5% и 2%) согласиться невозможно. Доказательства их несос- тоятельности приводились нами в консультации "Социальное страхова- ние или комбинация из трех законов" в разделе "О единоналожни- ках". Пожалуй, на сегодняшний день самым ярким документом из всех разъяснений, касающихсянашего вопроса, является совместное письмо Министерства труда и Госпредпринимательства (см. "ГлавБух" № 22/ 2001, стр. 47). В целом оно представляет собой компромисс между этими двумя организациями, но вряд ли облегчит участь "упрощен- цам", поскольку носит рекомендательный характер. Хотя стоит отдать должное его составителям. В письме прослеживается логический под- ход к вопросу исчисления взносов отдельно по каждому виду упрощен- ного налогообложения (по Указу № 727 ( 727/98 ), по Закону № 320 ( 320-14 )). Но авторы совместного письма узрели некие противоречия в действующем законодательстве и Указе № 727 и призывают не приме- нять к "единоналожникам" финансовые санкции и административные штрафы до законодательного урегулирования порядка уплаты "упрощен- цами" страховых взносов. Однако Указ № 727 вступил в силу в порядке, предусмот- ренном п. 4 р. XV "Переходные положения" Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), в соотетствии с которым он действует до вступления в силу Закона, принятого Верховной Радой Украины по этому вопросу. Поэтому Указ № 727 в данное время имеет силу Закона и действует безовсяких ограничений. Следовательно, упоминаемые в совместном письме противоречия высосаны из пальца и никакие санкции, по наше- му мнению, к "единоналожникам" не должны применяться изначально. В заключение следует заметить, что разрешить создавшуюся си- туацию мог бы Кабинет Министров, которому для этого предоставлены специальные полномочия. Перечень сокращенных обозначений нормативных документов, ис- пользованных в данной консультации: 1. Указ № 727 - Указ Президента Украины "Об упрощенно системе на- логообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринима- тельства" от 03.07.98 г. № 727/98, в редакции Указа Президента от 28.06.99 г. № 746/99. 2. Декрет о подоходном налоге - Декрет Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. № 13-92 с изме- нениями и дополнениями. 3. Закон № 400 - Закон Украины "О сборе на обязательное госу- дарственное пенсионное страхование" от 26.06.97 г. № 400/97-ВР с изменениями и дополнениями. 4. Закон № 320 - Закон Украины "О фиксированном сельскохозяйствен- ном налоге" от 17.12.98 г. № 320-XIV с изменениями и дополне- ниями. 5. Закон № 1533 - Закон Украины "Об общеобязательном государствен- ном социальном страховании на случай безработицы" от 02.03.2000 г. № 1533-III с изменениями и дополнениями. 6. Закон № 2240 - Закон Украины "Об общеобязательном государствен- ном социальном страховании в связи с временной потерей трудос- пособности и расходами, обусловленными рождением и погребением" от 18.01.2001 г. № 2240-III. 7. Закон № 2213 - Закон Украины "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхова- ния" от 11.01.2001 г. № 2213-III. 8. Закон № 402 - Украины "О сборе на обязательное социальное стра- хование" от 26.06.97 г. № 402/97-ВР с изменениями и дополне- ниями (утратил силу). 9. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями. 10. Постановление № 571 - постановление Кабинета Министров Украины "Об исчислении размера пособия по временной нетрудоспособнос- ти" от 27.04.98 г. № 571. 11. Постановление № 225 - постановление Кабинета Министров Украины "О максимальной величине фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), сово- купного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды" от 07.03.2001 г. № 225. 12. Порядок № 439 - Порядок оплаты первых пяти дней временной нет- рудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связан- ной с несчастным случаем на производстве, за счет средств предприятия, учреждения, организации, утвержденный постановле- нием Кабинета Министров Украины от 06.05.2001 г. № 439. 13. Правила № 1658 - Правила исчисления общего трудового стажа для назначения работникам пособия по временной нетрудоспособности, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 19.10.98 г. № 1658, с изменениями и дополнениями. 14. Распоряжение № 138-р - распоряжение Кабинета Министров Украины "О перенесении рабочих дней в 2001 году" от 14.04.2001 г. № 138-р. 15. Инструкция № 323 - Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. № 323. 16. Совместное письмо - совместное письмо Министерства труда и социальной политики Украины, Государственного комитета Украины по вопросам регуляторний политики и предпринимательства от 20.04.2001 г. № 03-3/1808-020-1, от 12.04.2001 г. № 1-531/ 2481. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №24/01, стр. 67 [18.06.2001] Геннадий Воробьев Гл. редактор журнала "ГлавБух. Нормативные акты" ------------------------------------------------------------------