Социальное страхование. Действие второе

------------------------------------------------------------------

    Прошло более трех месяцев с момента вступления  в  силу  новых
Законов о социальном страховании от временной нетрудоспособности и
на  случай  безработицы  (№ 2240 ( 2240-14 ), № 1533 ( 1533-14 ) и
№ 2213 ( 2213-14 )). Кроме наивной уверенности  в  завтрашнем дне,
новинки  социального  страхования  принесли  с  собой  целый букет
неурегулированных вопросов, часть из которых была рассмотрена нами
в консультации  "Социальное страхование или комбинация из трех за-
конов" (см. "ГлавБух" № 13/2001, стр. 53).
    С горем пополам бухгалтеры отчитались  преобразованным  Фондам
за первый квартал  текущего года, а на  носу уже  отчет  за первое
полугодие. Что же изменилось  за это  время? Этому, а также другим
вопросам, затрагивающим наболевшую тему  социального  страхования,
посвящена данная консультация.
    Акцентируем внимание читателей на том, что рассматриваемые на-
ми вопросы не касаются проблем государственного социального  стра-
хования от несчастного случая на производстве и  профессионального
заболевания.

    Оплата больничных листов

    Для начала, пожалуй, расставим все точки над "і"  относительно
обложения больничного пособия всеми необходимыми налогами и сбора-
ми.  Итак, согласно пп. "а" п. 1 ст. 5 Декрета о подоходном налоге
( 13-92 ) суммы  пособия  по  временной  нетрудоспособности (кроме
пособия по беременности и родам), в т.ч. по уходу за  больным  ре-
бенком, включаются в совокупный налогооблагаемый доход граждан,  а
значит, являются также объектом для исчисления  пенсионного  сбора
(пп. 5.2.2 Инструкции № 4-6).  Другими словами, из суммы "больнич-
ных" следует  удерживать  подоходный  налог  и  сбор  в Пенсионный
фонд в  размере  1-5%.  А вот  начисление (32%)  пенсионного сбора
производить  не  следует, исходя из нормы  п. 1 ст. 2 Закона № 400
( 400/97-ВР ), т.к.  эти выплаты не входят в структуру  заработной
платы.
    Кстати, отсутствие выплат по больничному листу в составе фонда
оплаты труда (Инструкция № 323 ( z0465-95 )) является также  осно-
ванием для неначисления и неудержания взносов в  Фонд  социального
страхования по  временной  потере  трудоспособности,  в  Фонд  со-
циального страхования на случай безработицы и в  Фонд  социального
страхования от несчастных случаев.
    Порядок оплаты больничных листов на  предприятиях,  работающих
по обычной и упрощенной системе учета и отчетности, а также у  фи-
зических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, подроб-
но рассматривался  нами  в  еженедельнике "ГлавБух" № 4/2001 (стр.
61-66) и  повторяться  нет  необходимости.  Вместе  с тем  следует
отметить,  что в  соответствии  с  положением ст. 53 Закона № 2240
( 2240-14 ) в расчете средней заработной платы  (дохода)  с  целью
обеспечения пособием по временной  нетрудоспособности  учитываются
все виды доходов,  но в границах  предельной  суммы месячной зара-
ботной платы (дохода), на  которую начисляются  страховые  взносы,
т.е.  с  22.03.2001 г.  в  пределах 1600 грн. (Постановление № 225
( 225-2001-п )).
    Раньше размер больничного пособия работника  напрямую  зависел
от его общего трудового стажа, определяемого согласно  Постановле-
нию № 571 ( 571-98-п ).  Однако ст. 2 Закона № 2240  введен  новый
термин - страховой стаж, а ст. 37 определено его участие в  исчис-
лении размера пособия.  Понятие страхового стажа, естественно, от-
личается от своего предшественника - общего трудового  стажа.  Для
сравнения приводим оба определения:

--------------------------------+---------------------------------
        Страховой стаж          |       Общий трудовой стаж
 (согласно ст. 7 Закона № 2240) |  (согласно п. 2 Правил № 1658)
--------------------------------+---------------------------------
Страховой стаж - это период     | В общий трудовой стаж зачисляе-
(сумма периодов), на протяжении | тся время работы на условиях
которого лицо подлежит обще-    | трудового договора (контракта)
обязательному государственному  | на предприятиях, в учреждениях,
социальному страхованию в связи | организациях независимо от форм
с временной потерей трудоспособ-| собственности, вида деятельности
ности и расходами, обусловленны-| и отраслевой принадлежности или
ми рождением и погребением, и   | другой работы, в течение которой
уплачивает или за него уплачи-  | работник подлежал обязательному
ваются страховые взносы в Фонд  | социальному страхованию, незави-
социального страхования по      | симо от характера, длительности
временной потере трудоспособнос-| работы и длительности перерывов.
ти в порядке, установленном за- |
конодательством.                |
--------------------------------|
В страховой стаж зачисляются    |
периоды временной потери трудо- |
способности, пребывание в отпус-|
ке по беременности и родами и   |
время пребывания застрахованного|
лица в отпуске по уходу за      |
ребенком до достижения им трех- |
летнего возраста, а также перио-|
ды получения выплат по отдельным|
видам общеобязательного госу-   |
дарственного социального страхо-|
вания, кроме пенсий всех видов. |
------------------------------------------------------------------

    Исходя из нормы п. 2 ст. 7 Закона №  2240,  предусматривающей,
что в страховой стаж зачисляется общий трудовой стаж лица,  приме-
нявшийся до введения в действие этого Закона в порядке и на  усло-
виях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее,  оба
вышеприведенных понятия будут еще  довольно  долго  применяться  в
бухгалтерской практике.
    Следующий  немаловажный  нюанс, на котором  хотелось бы заост-
рить  внимание, это  порядок  оплаты  предприятиями (учреждениями,
организациями)  первых  пяти  дней  временной  нетрудоспособности.
И здесь, естественно,  нельзя  не  затронуть майский Порядок № 439
( 439-2001-п ) (см. ГлавБух"  № 22/2001, стр. 13), в котором Каби-
нету  Министров с первой же попытки  удалось урегулировать большую
часть важнейших вопросов.
    Правда, первым  пунктом  Порядка № 439  Правительство  немного
подправило положение ст. 2 Закона № 2213 ( 2213-14 ),  распростра-
нив его действие на физических лиц, использующих труд наемных  ра-
ботников, но зато окончательно разрешило две  важнейшие  проблемы.
    Проблема первая. В содержании  п. 2 Закона № 2213 конкретно не
определено, какие дни временной нетрудоспособности должны  оплачи-
ваться за счет средств предприятия. Первые пять рабочих или кален-
дарных дней?
    Теперь, несмотря на  небольшую  туманность  правительственного
изложения, ни у кого не возникает сомнения, что  оплата  "больнич-
ных" за счет средств предприятия производится за  рабочие  дни  (в
соответствии с внутренним графиком работы), приходящиеся на первые
пять  календарных дней временной нетрудоспособности (п. 2  Порядка
№ 439). Оплата пособия по  временной  нетрудоспособности  органами
социального страхования осуществляется застрахованным лицам  начи-
ная с шестого календарного дня нетрудоспособности.
    Для наглядности  изобразим схематично распределение обязаннос-
тей по оплате временной нетрудоспособности на несложном примере.

    Пример

    Сотрудник предприятия, работающего в режиме обычной  пятиднев-
ной рабочей недели проболел в мае 10 дней.  Основанием для выплаты
ему пособия  является  больничный лист,  выданный  с 16.05.2001 г.
(среда) по 25.05.2001 г. (пятница) включительно.

------------------------------------------------------------------
  Ср. 16.05. | Чт.| Пт.| Сб.| Bс.| Пн.| Вт.| Ср.| Чт.| Пт. 25.05.
------------------------------------------------------------------
 Оплачивается предприя-| Не опла-| Оплачивается Фондом соцстраха
 тием                  | чивается|
------------------------------------------------------------------

    Итак, в нашей ситуации из пяти первых дней временной нетрудос-
пособности за счет предприятия будет оплачено только  три  рабочих
дня, а остальные пять рабочих дней оплачиваются  за  счет  средств
органов социального страхования. Также считаем необходимым предос-
теречь  Вас, уважаемый  читатель, от возможных недоразумений, свя-
занных с переносом  рабочих дней по рекомендации  Кабинета Минист-
ров (например, Распоряжение  № 138-р ( 138-2001-р )). Во избежание
неприятностей с органами социального страхования рекомендуем изме-
нения в графике рабочих дней оформлять  приказом по  предприятию и
начислять пособие, исходя из фактических рабочих дней, пришедшихся
на период временной нетрудоспособности.
    Проблема вторая.  Вправе ли предприятие отнести суммы пособия,
выплачиваемые своим работникам за первые пять дней временной  нет-
рудоспособности, на валовые расходы?
    На страницах нашего еженедельника ранее неоднократно  приводи-
лись доводы о правомочности отнесения указанных выплат на  валовые
расходы.  Теперь, после того как  наши  предположения  нашли  свое
подтверждение в п. 7 Порядка № 439 (а в качестве основания указана
норма пп. 5.6.2 п. 5.6 ст. 5 Закона о  прибыли),  данную  проблему
можно считать закрытой.  Что же касается бюджетных учреждений (ор-
ганизаций), то для них источником расходов на оплату  первых  пяти
дней временной нетрудоспособности своих работников будут  средства
по коду экономической классификации 1120 "Начисления на заработную
плату".

    О борьбе чиновников с "единоналожниками"

    События, разворачивающиеся вокруг субъектов малого  предприни-
мательства, работающих по упрощенной системе учета и налогообложе-
ния, в очередной раз демонстрируют чиновничью неприязнь  к  данной
категории налогоплательщиков. Ну не по душе пришлись страхователям
"упрощенцы"! А иначе чем можно объяснить поток писем и разъяснений
от Министерства труда и Фондов социального страхования, противоре-
чащих  не только  действующему  законодательству, но и друг другу?
Неужели только целью сиюминутной выгоды?
    Конечно, бесспорным является то, что  все  "упрощенцы"  должны
быть зарегистрированы в трех новых Фондах (Фонде социального стра-
хования по временной потере  трудоспособности,  Фонде  социального
страхования на случай безработицы и Фонде социального  страхования
от несчастных случаев), а также отчитываться перед ними надлежащим
образом.  Не оспаривается и обязанность "упрощенцев" удерживать из
заработной платы своих наемных  работников  страховые  взносы,  за
исключением  "единоналожников"  -  частных  предпринимателей  (см.
консультацию "ЧП на едином налоге", опубликованную в еженедельнике
"ГлавБух" № 13/2001, стр. 63).
    Но с доводами о  необходимости  начисления  "единоналожниками"
взносов в Фонд социального страхования по временной потере трудос-
пособности и Фонд социального страхования  на  случай  безработицы
(2,5%  и  2%)  согласиться  невозможно. Доказательства  их  несос-
тоятельности приводились нами в консультации "Социальное страхова-
ние или  комбинация из трех  законов" в  разделе  "О единоналожни-
ках".
    Пожалуй, на сегодняшний  день  самым ярким  документом из всех
разъяснений, касающихсянашего  вопроса, является совместное письмо
Министерства труда  и  Госпредпринимательства (см. "ГлавБух" № 22/
2001, стр. 47). В целом  оно представляет  собой  компромисс между
этими двумя организациями, но вряд ли  облегчит  участь  "упрощен-
цам", поскольку носит рекомендательный характер. Хотя стоит отдать
должное его составителям.  В письме прослеживается логический под-
ход к вопросу исчисления взносов отдельно по каждому виду упрощен-
ного налогообложения (по Указу № 727 ( 727/98 ),  по Закону №  320
( 320-14 )).
    Но авторы  совместного  письма  узрели  некие  противоречия  в
действующем законодательстве и Указе № 727 и призывают  не  приме-
нять  к  "единоналожникам"  финансовые  санкции и административные
штрафы до законодательного урегулирования порядка уплаты "упрощен-
цами" страховых взносов.
    Однако  Указ  № 727  вступил  в  силу  в  порядке,  предусмот-
ренном  п. 4 р.  XV  "Переходные  положения"  Конституции  Украины
( 254к/96-ВР ), в соотетствии с которым он действует до вступления
в силу Закона, принятого Верховной Радой Украины по этому вопросу.
Поэтому Указ № 727 в данное время имеет силу  Закона  и  действует
безовсяких ограничений.  Следовательно, упоминаемые  в  совместном
письме противоречия высосаны из пальца и никакие санкции, по наше-
му мнению, к "единоналожникам" не должны применяться изначально.
    В заключение  следует заметить, что  разрешить создавшуюся си-
туацию мог бы Кабинет Министров, которому для этого  предоставлены
специальные полномочия.

    Перечень сокращенных обозначений нормативных  документов,  ис-
    пользованных в данной консультации:

1. Указ № 727 - Указ Президента Украины "Об упрощенно системе  на-
   логообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринима-
   тельства" от 03.07.98 г. № 727/98, в редакции Указа  Президента
   от 28.06.99 г. № 746/99.
2. Декрет о подоходном налоге - Декрет Кабинета Министров  Украины
   "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. № 13-92 с  изме-
   нениями и дополнениями.
3. Закон № 400 - Закон Украины  "О  сборе  на  обязательное  госу-
   дарственное пенсионное страхование" от 26.06.97 г. №  400/97-ВР
   с изменениями и дополнениями.
4. Закон № 320 - Закон Украины "О фиксированном сельскохозяйствен-
   ном налоге" от 17.12.98 г. № 320-XIV с изменениями  и  дополне-
   ниями.
5. Закон № 1533 - Закон Украины "Об общеобязательном государствен-
   ном социальном страховании на случай безработицы" от 02.03.2000
   г. № 1533-III с изменениями и дополнениями.
6. Закон № 2240 - Закон Украины "Об общеобязательном государствен-
   ном социальном страховании в связи с временной потерей  трудос-
   пособности и расходами, обусловленными рождением и погребением"
   от 18.01.2001 г. № 2240-III.
7. Закон № 2213 - Закон Украины "О размере  взносов  на  некоторые
   виды общеобязательного государственного  социального  страхова-
   ния" от 11.01.2001 г. № 2213-III.
8. Закон № 402 - Украины "О сборе на обязательное социальное стра-
   хование" от 26.06.97 г. № 402/97-ВР с  изменениями  и  дополне-
   ниями (утратил силу).
9. Закон о прибыли -  Закон  Украины  "О  налогообложении  прибыли
   предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции  Закона  от
   22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями.
10. Постановление № 571 - постановление Кабинета Министров Украины
    "Об исчислении размера  пособия по временной нетрудоспособнос-
    ти" от 27.04.98 г. № 571.
11. Постановление № 225 - постановление Кабинета Министров Украины
    "О максимальной величине фактических расходов на оплату  труда
    наемных работников, налогооблагаемого  дохода (прибыли), сово-
    купного налогооблагаемого дохода (предельной суммы  заработной
    платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в
    социальные фонды" от 07.03.2001 г. № 225.
12. Порядок № 439 - Порядок оплаты первых пяти дней временной нет-
    рудоспособности вследствие заболевания или травмы, не  связан-
    ной с несчастным случаем  на  производстве,  за  счет  средств
    предприятия, учреждения, организации, утвержденный постановле-
    нием Кабинета Министров Украины от 06.05.2001 г. № 439.
13. Правила № 1658 - Правила исчисления общего трудового стажа для
    назначения работникам пособия по временной нетрудоспособности,
    утвержденные  постановлением  Кабинета  Министров  Украины  от
    19.10.98 г. № 1658, с изменениями и дополнениями.
14. Распоряжение № 138-р - распоряжение Кабинета Министров Украины
    "О  перенесении  рабочих  дней  в 2001 году"  от 14.04.2001 г.
    № 138-р.
15. Инструкция № 323 - Инструкция по статистике заработной  платы,
    утвержденная  приказом  Министерства  статистики  Украины   от
    11.12.95 г. № 323.
16. Совместное письмо - совместное письмо  Министерства  труда  и
    социальной политики Украины, Государственного комитета Украины
    по вопросам регуляторний  политики  и  предпринимательства  от
    20.04.2001 г.  № 03-3/1808-020-1, от  12.04.2001  г.  № 1-531/
    2481.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№24/01, стр. 67
[18.06.2001]
Геннадий Воробьев
Гл. редактор журнала "ГлавБух. Нормативные акты"
------------------------------------------------------------------