Объекты социальной сферы: налоговый и бухгалтерский учет С целью обеспечения социально-бытового обслуживания работников предприятия могут содержать на балансе так называемые объекты социальной сферы. К таким объектам относятся объекты жилищного и коммунального хозяйства, учреждения здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры, искусства и др. Темой данной публикации является налоговый и бухгалтерский учет таких объектов. ------------------------------------------------------------------ Налоговый и бухгалтерский учет объектов социальной сферы, к которым, в частности, относятся объекты жилищного и коммунального хозяйства, учреждения здравоохранения, физкультуры и спорта, со- циального обеспечения, образования, культуры, искусства и др., рассмотрим в разрезе следующих расходов, которые несет предприя- тие: - расходы на содержание и эксплуатацию; - расходы на ремонт; - расходы на модернизацию и реконструкцию объектов социальной сферы. Учет расходов на содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы В п.п. 5.4.9 ст. 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее - Закон о налоге на прибыль) определен перечень объектов социальной инфраструктуры, затраты на содержание и эксплуатацию которых включаются в состав валовых расходов предприятия при условии, что такие объекты состояли на балансе предприятия до 01.01.97 г. В частности, в перечень таких объектов включены: - детские ясли или сады; - учреждения среднего и среднего профессионально-технического образования и учреждения повышения квалификации работников пред- приятия; - детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, если они не предоставляют платных услуг и не занимаются другой коммерческой деятельностью; - заведения здравоохранения, пункты бесплатного медицинского обследования, профилактики и помощи работникам; - спортивные залы и площадки, используемые безвозмездно для физического оздоровления и психологического восстановления работ- ников, клубы, дома культуры, если они не используются для предос- тавления платных услуг и другой коммерческой деятельности (кроме домов отдыха, туристических баз и других подобных заведений); - помещения, используемые плательщиком налога для организации питания работников такого плательщика налога; - многоквартирный жилой фонд, включая общежития, одноквартир- ный жилой фонд в сельской местности и объекты жилищно-коммунально- го хозяйства, находящиеся на балансе предприятий, относительно которых предприятием принято документальное решение о передаче на баланс местных советов; - детские лагеря отдыха при условии, что они не используются для предоставления платных услуг или другой коммерческой деятель- ности и не сдаются в аренду. Рассмотрим подробнее, какие именно расходы на содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы следует относить в состав валовых. К расходам на содержание и эксплуатацию объектов, которые включаются в состав валовых расходов предприятия, относятся расхо- ды на оплату энергии, стоимости коммунальных услуг, заработную плату и начисления на обязательные социальные мероприятия техни- ческого персонала и другие расходы, связанные с содержанием объек- та в надлежащем состоянии и его эксплуатацией. Остальные расходы, связанные с такими объектами, в частности стоимость питания, инвентаря, оплата услуг сторонних организаций и т.п., в целях налогообложения к валовым расходам не относятся. Именно такое мнение высказывает ГНАУ в своем письме от 05.07.99 г. № 9773/7/15-1117 ( v9773225-99 ). Что касается объектов социальной сферы, которые приняты на баланс предприятия после 01.07.97 г., то затраты на их содержание в состав валовых расходов предприятия не входят. Кроме того, следует учесть, что поскольку объекты социальной сферы относятся к непроизводственным основным фондам, то согласно п.п. 8.1.4 ст. 8 Закона о налоге на прибыль расходы на их приобре- тение не подлежат амортизации. Перейдем к порядку отражения в бухгалтерском учете расходов на содержание объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятия. Затраты на содержание таких объектов отражаются на субсчете 949 "Прочие расходы операционной деятельности". На данном субсчете, в частности, отражаются расходы жилищ- но-коммунальных и обслуживающих хозяйств, детских дошкольных уч- реждений, домов отдыха, санаториев и других учреждений оздорови- тельного и культурного назначения и т.п. Представим в таблице общую схему отражения в налоговом и бухгалтерском учете расходов на содержание объекта социальной сферы, к примеру детского сада, который находился на балансе предприятия до 01.07.97 г. ---+--------------------------+-------------------+---------+-------- № | Содержание хозяйственной | Корреспондирующие | Валовые | Валовой п/п| операции | счета | расходы | доход | |-------------------| | | | дебет | кредит | | ---+--------------------------+-------------------+---------+-------- 1 | Оплачены счета за | 371 | 311 | + | | коммунальные услуги | | | | ---+--------------------------+-------------------+---------+-------- 2 | Отражен налоговый кредит | 641 | 644 | | | по НДС | | | | ---+--------------------------+-------------------+---------+-------- 3 | Стоимость коммунальных | 949 | 371 | | | услуг включена в состав | | | | | расходов | | | | ---+--------------------------+-------------------+---------+-------- 4 | Списана сумма налогового | 644 | 371 | | | кредита по НДС | | | | ---+--------------------------+-------------------+---------+-------- 5 | Начислена заработная пла-| 949 | 661 | + | | та работникам, занимаю- | | | | | щимся уборкой помещений | | | | ---+--------------------------+-------------------+---------+-------- 6 | Начислены сборы (взносы) | 949 | 65 | + | | в социальные фонды на | | | | | заработную плату | | | | ---+--------------------------+-------------------+---------+-------- 7 | Начислена заработная пла-| 949 | 664 | | | та педагогическому и | | | | | медицинскому персоналу | | | | ---+--------------------------+-------------------+---------+-------- 8 | Начислены сборы (взносы) | 949 | 65 | | | в социальные фонды | | | | ---+--------------------------+-------------------+---------+-------- 9 | Начислен износ | 949 | 131 | | ------------------------------------------------------------------- Работники предприятия, на балансе которого находится детский сад, вносят определенную плату за содержание своих детей в дошкольном учреждении. Порядок учета поступления этой платы рас- смотрим на условном числовом примере. Расходы на содержание детского сада, находящегося на балансе предприятия, составили 1000 грн. К таким расходам относится плата за коммунальные услуги, заработная плата работников, износ основ- ных фондов и т.д. Плата от родителей поступила в размере 400 грн. В регистрах бухгалтерского учета указанные операции будут отражены следующим образом: ---+---------------------------+---------------------+------------ № | Содержание хозяйственной | Корреспондирующие | Сумма, грн. п/п| операции | счета | | |---------------------| | | дебет | кредит | ---+---------------------------+----------+----------+------------ 1 | Поступила плата от родите-| 301 | 685 | 400 | лей |----------+----------+------------ | | 685 | 719 | 400 ---+---------------------------+----------+----------+------------ 2 | Сформирован финансовый | | | | результат: | | | | - списаны расходы на | 791 | 949 | 1000 | содержание детского сада| | | |---------------------------|----------+----------+------------ | - списана полученная от | 719 | 791 | 1000 | родителей сумма платы за| | | | содержание детей в детс-| | | | ком саду | | | ------------------------------------------------------------------ Определив порядок налогового и бухгалтерского учета расходов на содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы, перейдем к рассмотрению учета расходов на ремонт таких объектов. Учет расходов на ремонт объектов социальной сферы Согласно п.п. 8.1.4 ст. 8 Закона о налоге на прибыль расходы на приобретение, ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственных фондов, к которым, в частности, относятся объекты социальной сферы, не подлежат амортизации. В отличие от налогового учета в бухгалтерском учете, порядок ведения которого установлен Положением (стандартом) бухгалтерс- кого учета 7 "Основные средства", утвержденным приказом Минис- терства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92 ( z0288-00 ) (далее - П(С)БУ 7), основные средства не подразделяются на производствен- ные и непроизводственные. Так, основные средства в соответствии с П(С)БУ 7 - это мате- риальные активы, которые предприятие содержит с целью использова- ния их в процессе производства или поставки товаров, предоставле- ния услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он больше года). Другими словами, бухгалтерский учет операций, связанных с ремонтом объектов социальной сферы, такой же, как и бухгалтерский учет операций по ремонту "обычных" основных средств, используемых предприятием в своей производственной деятельности. Рассмотрим его. В соответствие с П(С)БУ 7, если предприятие осуществляет расходы на поддержание объекта в рабочем состоянии, в результате чего планируется получение первоначально установленной суммы буду- щих экономических выгод от его использования, то сумма расходов на его проведение включается в состав расходов отчетного периода. Другими словами, если мероприятия по улучшению объекта основных средств направлены на поддержание его в рабочем состоянии и полу- чение в будущем первоначально ожидаемых экономических выгод, кото- рые были свойственны объекту в начале использования, то понесенные затраты включаются в состав расходов отчетного периода. К таким мероприятиями относятся все виды ремонтов основных средств (текущий и капитальный) и техническое обслуживание. В соответствии с требованиями Положения (стандарта) бухгал- терского учета 16 "Расходы", утвержденного приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318 ( z0027-00 ), с изменениями и допол- нениями (далее - П(С)БУ 16), расходы определенного отчетного периода отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены. То есть расходы на ремонт основных средств отражаются в составе расходов того месяца, в котором они были понесены. Работы, направленные на поддержание объектов основных средств в исправном состоянии, могут выполняться подрядным и хозяйственным способом. Подрядный способ состоит в том, что для ремонтных работ привлекаются специализированные ремонтные организации. Хозяйствен- ный способ предполагает осуществление ремонтных работ силами и средствами структурных подразделений предприятий. В бухгалтерском учете порядок отражения операций по ремонту основных средств, выполненному подрядным способом, отражается сле- дующим образом: ---+------------------------------------------+------------------- № | Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие п/п| | счета | |------------------- | | дебет | кредит ---+------------------------------------------+----------+-------- 1 | Перечислена предоплата ремонтной | 371 | 311 | организации | | ---+------------------------------------------+----------+-------- 2 | Списана на расходы стоимость работ по | 949 | 631 | ремонту основных фондов (на основании | | | акта сдачи-приемки выполненных подрядных | | | работ) | | ---+------------------------------------------+----------+-------- 3 | Отражен зачет задолженностей | 631 | 371 ------------------------------------------------------------------ Обращаем внимание, что предприятие, на балансе которого нахо- дятся объекты социальной сферы, при осуществлении ремонта таких объектов не имеют право на налоговый кредит по НДС, поскольку расходы на ремонт непроизводственных основных фондов согласно Закону о налоге на прибыль не подлежат амортизации. В бухгалтерском учете вся стоимость ремонта (в том числе НДС) относится на расходы предприятия - субсчет 949. При выполнении ремонтных работ хозяйственным способом затраты, связанные с проведением ремонта, формируются исходя из стоимости израсходованных материалов, запасных частей, начисленной заработ- ной платы, отчислений на социальные мероприятия и др. В регистрах бухгалтерского учета формирование расходов по ремонту объектов социальной сферы, выполненному хозяйственным способом, отражается следующими записями: ---+------------------------------------------+------------------- № | Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие п/п| | счета | |------------------- | | дебет | кредит ---+------------------------------------------+----------+-------- 1 | Переданы материалы, необходимые для | 949 | 20 | ремонта объектов социальной сферы | | ---+------------------------------------------+----------+-------- 2 | Откорректирован налоговый кредит по НДС | 641 | 644 | методом "красное сторно" | | ---+------------------------------------------+----------+-------- 3 | Сумма НДС включена в расходы по ремонту | 949 | 644 | объекта социальной сферы | | ---+------------------------------------------+----------+-------- 4 | Начислена заработная плата работникам, | 949 | 661 | выполнявшим ремонтные работы | | ---+------------------------------------------+----------+-------- 5 | Произведены начисления на фонд оплаты | 949 | 65 | труда работников, выполнявших ремонтные | | | работы | | ------------------------------------------------------------------ Следует учесть, что в случае если материалы, которые были ис- пользованы для осуществления ремонта объектов социальной сферы, ранее были отнесены в состав валовых расходов, их стоимость из состава валовых расходов следует исключить. Для этого необходимо их балансовую стоимость вычесть из суммы, отраженной в графе "Остаток на начало отчетного периода" Сведений о балансовой стоимости материальных ресурсов и малоценных предметов, форма которых приведена в приложении к Порядку ведения прироста (убыли) балансовой стоимости покупных товаров (кроме активов, подлежащих амортизации, ценных бумаг и деривативов), материалов, сырья (топ- лива), комплектующих изделий и полуфабрикатов на складах, в неза- вершенном производстве и остатках готовой продукции, утвержденному приказом Минфина Украины от 11.06.98 г. № 124, с изменениями и до- полнениями. В связи с тем, что стоимость использованных для ремонта объек- та социальной сферы материалов не включается в состав валовых расходов, следует также произвести соответствующие корректировки с целью исключения из состава налогового кредита суммы НДС. Учет расходов на модернизацию и реконструкцию объектов со- циальной сферы Так же, как и расходы на ремонт, расходы на модернизацию и реконструкцию объектов социальной сферы согласно п.п. 8.1.4 ст. 8 Закона о налоге на прибыль не подлежат амортизации. Что же касается бухгалтерского учета, то согласно П(С)БУ 7 расходы, связанные с улучшением объекта основных средств, которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта, относятся на увеличение перво- начальной стоимости объекта основных средств. Другими словами, ес- ли работы направлены на улучшение состояния объекта основных средств, в результате которых предполагается, что функциональные возможности объекта улучшатся, вследствие чего возрастут экономи- ческие выгоды от его использования, сумма расходов на такие улуч- шения капитализируется, т.е. увеличивается первоначальная стои- мость такого объекта, что соответственно приведет к увеличению его балансовой стоимости. Примерами такого улучшения являются: - модификация объекта основных средств с целью продления срока его полезной эксплуатации; - модернизация; - достройка; - дооборудование; - реконструкция и др. В бухгалтерском учете для отражения расходов на улучшение основных средств, которые должны привести к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта, предусмотрен субсчет 152 "Приобретение (изготовление) основных средств". Работы по модернизации объектов основных средств могут выпол- няться как подрядным, так и хозяйственным способом. Представим в таблице схему корреспонденции бухгалтерских сче- тов по операциям, связанным с проведением модернизации объектов социальной сферы подрядным способом: ---+------------------------------------------+------------------- № | Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие п/п| | счета | |------------------- | | дебет | кредит ---+------------------------------------------+----------+-------- 1 | Перечислена предоплата подрядной | 371 | 311 | организации | | ---+------------------------------------------+----------+-------- 2 | Отражены затраты по модернизации объектов| 152 | 631 | социальной сферы (в том числе НДС) | | ---+------------------------------------------+----------+-------- 3 | Произведен зачет задолженностей | 631 | 371 ---+------------------------------------------+----------+-------- 4 | Стоимость произведенной модернизации | 10 | 152 | отнесена на увеличение первоначальной | | | стоимости объекта основных средств | | ------------------------------------------------------------------ Ниже представим порядок отражения в регистрax бухгалтерского учета расходов по модернизации объектов социальной сферы, осу- ществленной хозяйственным способом. ---+------------------------------------------+------------------- № | Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие п/п| | счета | |------------------- | | дебет | кредит ---+------------------------------------------+----------+-------- 1 | Переданы материалы, необходимые для мо- | 152 | 20 | дернизации объектов социальной сферы | | ---+------------------------------------------+----------+-------- 2 | Откорректирован налоговый кредит по НДС | 641 | 644 | методом "красное сторно" | | ---+------------------------------------------+----------+-------- 3 | Сумма НДС включена в расходы по модерни- | 152 | 644 | зации объекта социальной сферы | | ---+------------------------------------------+----------+-------- 4 | Начислена заработная плата работникам, | 152 | 661 | выполнявшим ремонтные работы | | ---+------------------------------------------+----------+-------- 5 | Произведены начисления на фонд оплаты | 152 | 65 | труда работников, выполнявших ремонтные | | | работы | | ---+------------------------------------------+----------+-------- 6 | Отнесены на увеличение первоначальной | 10 | 152 | стоимости затраты, связанные с модерниза-| | | цией объекта социальной сферы | | ------------------------------------------------------------------ Обращаем внимание, что так же, как и в случае осуществления ремонта объектов социальной сферы, в случае их модернизации при использовании материалов, стоимость которых при их приобретении была включена в состав валовых расходов, а сумма НДС - в налоговый кредит, сумма валовых расходов и сумма налогового кредита по НДС должны быть соответствующим образом откорректированы. В заключение остановимся еще на одном моменте, касающемся осо- бенности учета объектов социальной сферы, которые в налоговом учете классифицируются как непроизводственные основные фонды. Речь идет о продаже таких объектов. В налоговом учете в случае продажи непроизводственных основных фондов на основании п.п. 8.1.4 ст. 8 Закона о налоге на прибыль в валовые доходы предприятия включаются доходы, полученные от прода- жи, а в валовые расходы - суммы расходов, связанные с приобрете- нием (изготовлением) таких непроизводственных фондов (без учета износа) и их улучшением. Порядок отражения хозяйственных операций при продаже основных непроизводственных фондов рассмотрим на примере. Предприятие продало здание столовой, находившейся ранее на его балансе, по стоимости 30000 грн. (в том числе НДС - 5000 грн.). Балансовая стоимость на начало отчетного периода, в котором произошла продажа здания, составила 20000 грн. Первоначальная стоимость - 26000 грн. Износ объекта - 6000 грн. В регистрах бухгалтерского учета указанные операции отражаются следующим образом: ---+---------------------------+---------------------+------------ № | Содержание хозяйственной | Корреспондирующие | Сумма, грн. п/п| операции | счета | | |---------------------| | | дебет | кредит | ---+---------------------------+----------+----------+------------ 1 | Отгружены основные средст-| 377 | 742 | 30000 | ва и отражен доход от их | | | | реализации | | | ---+---------------------------+----------+----------+------------ 2 | Отражены налоговые обяза- | 742 | 641 | 5000 | тельства по НДС | | | ---+---------------------------+----------+----------+------------ 3 | Списана сумма износа | 131 | 10 | 6000 | реализованных основных | | | | средств | | | ---+---------------------------+----------+----------+------------ 4 | Списана остаточная стои- | 972 | 10 | 20000 | мость реализованных основ-| | | | ных средств | | | ---+---------------------------+----------+----------+------------ 5 | Получены денежные средства| 311 | 377 | 30000 ---+---------------------------+----------+----------+------------ 6 | Сформирован финансовый | | | | результат: | | | |-------------------------------------------------------------- | - списан доход от реализа-| 742 | 793 | 25000 | ции | | | |-------------------------------------------------------------- | - списана остаточная стои-| 793 | 972 | 20000 | мость реализованных | | | | основных средств | | | ------------------------------------------------------------------ В налоговом учете у предприятия при продаже здания возникнут валовые расходы на сумму 26000 грн., а валовой доход - на сумму 25000 грн. (30000 - 5000). Надеемся, что непривлекательность налогового учета объектов социальной сферы, заключающаяся в невозможности отнесения на валовые расходы понесенных для их функционирования затрат, все же окупится отдачей работников предприятия, которым обеспечивается улучшение социально-культурного обслуживания. Ведь в конечном счете - кадры решают все. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №58/01, стр. 43 [19.07.2001] Т. Онищенко Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------