Предприятие находится на стадии санации. По приказу управ- ляющего санацией предприятие должно провести списание креди- торской задолженности, не вошедшей в реестр требований креди- торов. Являются ли кредиторами Облавтодор, Инновационный фонд, Фонд социальной защиты инвалидов, Казначейство по сбору за загрязнение окружающей природной среды? Как провести списание в соответствии с правилами бухгалтерского учета? * * * Согласно п. 1 ст. 14 Закона о банкротстве ( 2343-12 ) кредито- ры в месячный срок со дня опубликования в официальном печатном органе объявления о возбуждении дела о банкротстве подают в арбит- ражный суд письменные заявления с подтверждающими документами о денежных требованиях к должнику. Копии указанных заявлений и при- ложенных документов кредиторы направляют должнику. Должник вместе с распорядителем имущества в результате рас- смотрения этих требований признает их или не признает, о чем распорядитель имущества письменно уведомляет заявителей и арбит- ражный суд. Признанные должником денежные требования включаются распоряди- телем имущества в реестр требований кредиторов. В реестре должны указываться: - сведения о каждом кредиторе; - размер требований по денежным обязательствам перед каждым кредитором или обязательствам относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей): - очередность удовлетворения каждого требования; - размер неустойки (пени, штрафа). Напомним, что кредитором является юридическое или физическое лицо, имеющее в установленном порядке подтвержденные документами требования о денежных обязательствах должника, о выплате задолжен- ности по заработной плате работникам должника, а также органы государственной налоговой службы и другие государственные органы, осуществляющие контроль за правильностью и своевременностью взи- мания налогов и сборов (обязательных платежей). Поэтому Облавтодор, Инновационный фонд, Фонд социальной защиты инвалидов и т.п. являются такими же кредиторами, как и другие лица, указанные в определении. В то же время в отдельных случаях уже не существует органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за учетом и пос- туплением указанных платежей. Например, Указом Президента Украины от 15.12.99 г. № 1573/99 "Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти" ликвидирован Государственный инно- вационный Фонд Украины. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 31 Закона о банкротстве налоги и сборы (обязательные платежи) считаются требованиями третьей оче- реди. Однако если требования кредиторов не заявлены или заявлены после окончания установленного срока для их предъявления, то такие требования не рассматриваются и считаются погашенными (п. 5 ст. 31 Закона о банкротстве). В связи со вступлением в силу Закона № 2181 ( 2181-14 ), изме- няющего порядок списания и отсрочки налогового долга, с 01.04.2001 г. отменена картотека, однако этот Закон не регулирует вопрос погашения налоговых обязательств или взыскания налогового долга с лиц, на которых распространяются процедуры, определенные Законом о банкротстве. На сегодняшний день единственным документом, рассматривающим бухгалтерский учет списания и реструктуризации налоговой задолжен- ности, является Приказ № 244 ( z0566-97 ). В соответствии с п. 1 Приказа № 244 суммы налоговой задолжен- ности, списанные на основании решения налогового органа отражаются по дебету счетов "Расчеты по налогам и платежам", "Расчеты по страхованию" в корреспонденции с кредитом счета "Дополнительный капитал", субсчет "Дооценка активов". В порядке, изложенном в Приказе № 244, и в соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов отразим списание налогового долга в бухгалтерском учете. Однако Инструкцией о применении Плана счетов корреспонденция счетов Д-т 642 К-т 423 не предусмотрена. Поэтому суммы списания сразу отнесем в доход, минуя отражение дополнительного капитала предприятия. Списание налогового долга осуществляется на основании приказа распорядителя имущества (управляющего санацией). Издание такого приказа предполагает оформление списания налогового долга органами налоговой службы, уполномоченными Указом Президента Украины "О неотложных мерах по ускорению погашения задолженности по заработ- ной плате" от 07.05.2001 г. № 292/2001. Порядок списания налогово- го долга органами налоговой службы рассмотрен в предыдущем вопро- се. ---+-------------------------+---------------+-------+------------ № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый п/п| | учет | грн. | учет | |---------------| |------------ | | Д-т | К-т | | ВД | ВР ---+-------------------------+---------------+-------+------------ 1 | Списан налоговый долг по|642/дор| 746 | 2 400| - | - | отчислениям и сборам на | | | | | | строительство, реконст- | | | | | | рукцию, ремонт и содер- | | | | | | жание автомобильных | | | | | | дорог общего пользования| | | | | ---+-------------------------+---------------+-------+------------ 2 | Списан налоговый долг по|642/иф | 746 | 2 000| - | - | сбору в Государственный | | | | | | инновационный фонд | | | | | ---+-------------------------+---------------+-------+------------ 3 | Списан налоговый долг по|642/инв| 746 | 250| - | - | сбору в Фонд социальной | | | | | | защиты инвалидов | | | | | ---+-------------------------+---------------+-------+------------ 4 | Списан налоговый долг по|642/зос| 746 | 350| - | - | сбору за загрязнение | | | | | | окружающей природной | | | | | | среды | | | | | ---+-------------------------+---------------+-------+------------ 5 | Определен финансовый | 746 | 791 | 5 000| - | - | результат | | | | | ------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №28/01, стр. 52 [16.07.2001] Елена Бондаренко Бухгалтер-аналитик ------------------------------------------------------------------