Как правильно рассчитать авансовый взнос налога на прибыль (за первый и второй месяцы квартала), чтобы не получилась перепла- та налога? * * * Методика расчета аванса налога на прибыль в условиях примене- ния предыдущей редакции Закона о прибыли ( 334/94-ВР ) была доста- точно проста. Сумму фактического налога на прибыль за предыдущий квартал делили на 3 месяца и уплачивали ее либо один раз до 20 числа, либо в два приема 15 и 28 числа. Такая методика вынуждала предприятия, у которых в результате хозяйствования получался убыток, уплачивать платежи в обязательном порядке. Законом о прибыли в редакции, действующей с 01.07.97 г., предусмотрен другой алгоритм определения сумм авансовых платежей налога на прибыль Правильный расчет этой суммы и, соответственно, ее начисление и заполнение Уведомления о результатах расчета аван- сового взноса налога на прибыль, утвержденного приказом ГНАУ от 04.08.97 г. № 279 ( z0301-97 ), является крайне важным для то- го, чтобы при составлении декларации о прибыли предприятий нарас- тающим итогом не возникло проблем с заполнением приложения "П". Анализ действий предприятий при расчете авансов и заполнении Уведомления привел к необходимости дать несколько практических советов. Как следует из положений п. 16.7. ст. 16 Закона о прибыли, налогоплательщики уплачивают в бюджет за первый и второй месяцы квартала авансовые взносы налога на прибыль, рассчитанные согласно п. 16.3 этой статьи нарастающим итогом с начала года. Расчеты авансовых платежей осуществляются налогоплательщиком самостоятельно, однако в налоговую инспекцию представляется уве- домление, в котором указывается только подлежащая уплате сумма по результатам отчетного месяца. Исходя из этих положений, при расчете авансовых платежей, нап- ример за май, предприятие должно исходить из валовых доходов и расходов в течение 5 месяцев, за август - в течение 8 месяцев, за ноябрь - 11 месяцев. Исходя из требований п.п. 16.2, 16.3 ст. 16 объект налогообло- жения (налогооблагаемая прибыль) рассчитывается путем уменьшения откорректированного валового дохода на сумму валовых расходов и амортизационных отчислений с учетом положений ст. 6 Закона о прибыли. Итак, смею дать совет первый: обязательно учитывайте убытки предыдущих периодов. Зачем платить больше? Как раз в этом случае разница есть! Очень часто бухгалтеры задают вопрос о необходимости расчета прироста (убыли) товаров и материалов по п. 5.9 Закона о прибыли. Совет второй: при расчете авансовых взносов этого делать не следует, т.к. согласно требованиям данного пункта сравниваются ос- татки материальных ресурсов только на начало и конец квартала. Рассчитав сумму прибыли и авансового платежа на основании п. 16.7, предприятие имеет право уменьшить указанный платеж на сумму торговых патентов. Это третий совет. Кроме того, в случае выплаты дивидендов своим акционерам сог- ласно пп. 7.8.2 Закона о прибыли предприятия-эмитенты корпоратив- ных прав уплачивают налог на дивиденды, который, в свою очередь, уменьшает сумму начисленного налога на прибыль. Совет четвертый: уменьшайте сумму авансового взноса на сумму уплаченного налога на дивиденды. Воспользовавшись этими советами, предприятие не заплатит больше, чем ему положено по законодательству, а главное - не будет мучений при заполнении приложения "П" к Декларации о прибыли. Неучтенные суммы торговых патентов и уплаченных налогов на диви- денды в квартальный, полугодовой и другие отчеты нарастающим итогом превращают заполнение этой формы в труднейший налогово-ма- тематический ребус, разрешить который не смогут интернетовские по- мощники. Конечно, утвержденная форма отчетности по авансовым взносам не позволит предприятию учесть эти рекомендации. Существующая форма после окончания действия понижающего коэффициента 0,8 к нормам амортизации вообще утратила свой смысл. Поэтому совет пятый и последний: воспользуйтесь правом, пре- доставленным пп. 4.4.2 "з" Закона № 2181 ( 2181-14 ) и представьте в налоговую инспекцию свою форму Уведомления, в которой можно бу- дет учесть и стоимость патентов, и сумму налога на дивиденды {1}. Самостоятельно разработанную форму уведомления следует представлять одновременно с объяснением мотивов ее составления. Ну, а для написания такого объяснения советы предприятиям, пожа- луй, уже не нужны. {1} В соответствии с пп. 4.4.2 "з" Закона № 2181 если налогопла- тельщик считает, что форма налоговой отчетности, определен- ная центральным налоговым органом, не соответствует нормам и содержанию соответствующего налога или сбора (обязательного платежа) и увеличивает или уменьшает его налоговые обяза- тельства вопреки нормам закона, то он имеет право представить налоговый отчет по другой форме. (Ред.) ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №28/01, стр. 59 [16.07.2001] Николай Нерода Аудитор ------------------------------------------------------------------