Мы обнаружили, что в декларации по НДС за прошлый  месяц допу-
    щена  ошибка: некоторые  суммы необоснованно отнесены в состав
    налогового кредита. Однако  НДС за  тот же месяц даже с учетом
    ошибки составляет отрицательную  величину.  Применят ли  к нам
    пеню и финансовые санкции, если мы представим в ГНИ уточненную
    декларацию? И что будет, если данную ошибку  обнаружит инспек-
    тор в ходе документальной проверки?

    * * *

    Ответственность за неправильное начисление или несвоевременную
уплату налога установлена в ст. 16 и 17 Закона "О порядке  погаше-
ния обязательств плательщиков  налогов  перед  бюджетами  и  госу-
дарственными целевыми фондами" от 21.12.2000  № 2181-III  (далее -
Закон) ( 2181-14 ).  В целом ситуацию с экономическими наказаниями
можно представить в следующем виде.

|--------|---------------|---------------------|-----------------|
|Подпункт| Вид наказания |Основание для        |База для расчета |
|Закона  |               |применения наказания |пени или финансо-|
|        |               |                     |вых санкций      |
|--------|---------------|---------------------|-----------------|
| 16.1.1 |     Пеня      |Несвоевременная упла-|Сумма налогового |
|        |               |та согласованных     |долга            |
|        |               |налоговых обяза-     |                 |
|        |               |тельств              |                 |
|--------|---------------|---------------------|-----------------|
|17.1.3 и|     Штраф     |Неправильное начисле-|Сумма недоплаты  |
|17.1.4  |               |ние налоговых обяза- |                 |
|        |               |тельств              |                 |
|--------|               |---------------------|-----------------|
|17.1.6  |               |Декларирование недо- |        -        |
|        |               |оцененных объектов   |                 |
|        |               |налогообложения      |                 |
|--------|               |---------------------|-----------------|
|17.1.7  |               |Несвоевременная упла-|Согласованная    |
|        |               |та согласованных     |сумма налоговых  |
|        |               |налоговых обяза-     |обязательств     |
|        |               |тельств              |                 |
|--------|---------------|---------------------|-----------------|

    Само собой, если правовые основания для применения санкций или
пени (графа 3 таблицы) отсутствуют  и/или  если  отсутствует  база
для их расчета (графа 4), то бояться нечего.
    Начнем с оснований для начисления пени и  штрафа. Как видно из
третьей  графы  таблицы,  основания  для  применения   большинства
санкций  так или  иначе  увязываются  с  налоговым  обязательством
плательщика.  А что  представляет собой  налоговое  обязательство?
Согласно п. 1.2 Закона  это  обязательство  плательщика уплатить в
бюджет денежные средства.  Однако в случае  уменьшения  бюджетного
возмещения (как это  имеет место в вашей ситуации)  данная обязан-
ность (уплатить в бюджет) у налогоплательщика не возникает. Напро-
тив, в вашем случае за бюджетом сохраняется обязанность возвратить
вам сумму бюджетного возмещения.
    То  есть  отсутствует  факт  доначисления  или несвоевременной
уплаты налоговых обязательств. Потому применение  штрафных санкций
и пени согласно п/п. 16.1.1, 17.1.3, 17.1.4 и 17.1.7 -  невозможно
в принципе.
    Остается  еще п/п. 17.1.6,  который  устанавливает ответствен-
ность за декларирование недооцененных объектов налогообложения. По
нашему мнению, этот подпункт вообще  не имеет никакого отношения к
НДС.  Писался он, скорее всего, под те налоги,  которые  рассчиты-
ваются от стоимости или  других  количественных  показателей  иму-
щества  (например, налог  с  владельцев  транспортных средств  или
налог на  землю).  Именно  в  этих  случаях  возможна  "недооценка
объекта налогообложения", в  то время как в отношении НДС  или,  к
примеру,  налога на  прибыль  принято  говорить  непосредственно о
занижении налогового обязательства.
    Правда, некоторые специалисты  склонны  трактовать п/п. 17.7.6
максимально широко и распространять его действие на любые  налоги.
Если к вам на проверку  заявятся  сторонники  такого  подхода,  вы
легко  распознаете  их  по  фразе: "Завысил бюджетное возмещение -
значит, занизил,  то  есть  недооценил,  объект  налогообложения".
Впрочем, и их можно урезонить, напомнив о ст. 3 Закона об НДС. Что
там  написано об объекте  налогообложения?  Кажется,  операции  по
продаже и ввозу товаров (работ, услуг)? И какое же они имеют отно-
шение к завышению налогового кредита?
    Можно еще поговорить о базе для  применения  штрафных санкций.
Как показано выше, согласованные  налоговые  обязательства, а зна-
чит, и  налоговый  долг в  рассматриваемой  ситуации  отсутствуют.
Следовательно,  применить  пеню  или  штраф  за  несвоевременность
возможным не представляется.
    То  же  касается  и  недоплаты. Ведь  даже в  самом фискальном
понимании недоплата - это разница между налоговыми  обязательства-
ми, определенными по результатам  проверки,  и  налоговыми  обяза-
тельствами, указанными  в декларации {1}.  То  есть  нет налоговых
обязательств - нет и недоплаты.
    Вывод: в вашем случае для начисления санкций нет ни оснований,
ни базы для расчета.
    По тем же причинам (нет ни занижения налогового обязательства,
ни недоплаты) к плательщику, самостоятельно  исправившему  ошибку,
не применяются положения насчет  погашения  недоплаты  и  10%-ного
штрафа из п. 17.2 Закона:
    "В случае если  плательщик  налогов  до  начала  его  проверки
контролирующим  органом  самостоятельно  выявляет  факт  занижения
налогового  обязательства, а также  самостоятельно  погашает сумму
недоплаты и штраф в размере десяти процентов суммы такой  недопла-
ты,  штрафы, определенные  подпунктами  17.1.2-17.1.7  пункта 17.1
настоящей статьи, а также административные штрафы, которые в соот-
ветствии с законодательством  налагаются  на  плательщика  налогов
(его должностных лиц) за соответствующие правонарушения, не приме-
няются".
    Не применяются здесь  и положения  части 2 ст. 17 Указа Прези-
дента от 07.08.98 г. № 857/98 "О некоторых изменениях в  налогооб-
ложении" ( 857/98 ):
    "В случае если по результатам проверки выявляется  факт  завы-
шения суммы бюджетного возмещения, заявленного в налоговой  декла-
рации,  сумма такого завышения считается суммой налогового  обяза-
тельства,  сокрытой от  налогообложения.  Если  вследствие  такого
завышения получено бюджетное возмещение, плательщик  налога  приз-
нается  уклоняющимся  от  налогообложения  и  к  нему  применяются
санкции в соответствии с законодательством".
    Ведь  применение  предусмотренных  в  этом  фрагменте  санкций
возможно лишь как следствие проверки  плательщика  контролирующими
органами.  В вашем же случае имеет место самостоятельное  доначис-
ление сумм налога.
    А что же будет, если налогоплательщик не сообщит в ГНИ о сумме
ошибки и дождется налоговой проверки? Похоже, налоговики сами  еще
не определились, как использовать норму  Указа.  Покамест  ГНАУ  в
своих нормативах, не вдаваясь в комментарии,  ограничивается цити-
рованием ст. 17 Указа - см., например, п. 9 Инструкции  о  порядке
применения и взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций органами
государственной налоговой службы (далее - Инструкция).
    Не исключено, что если данный вопрос  возникнет  на  практике,
проверяющие, не мудрствуя лукаво, сочтут  суммы  завышенного  бюд-
жетного  возмещения тем самым  налоговым  обязательством,  которое
согласно Закону  можно  доначислить  и,  соответственно,  обложить
штрафами.
    С таким подходом, по нашему мнению, можно и нужно  спорить.  В
качестве аргументов предлагаем следующие:
    во-первых, можно утверждать, что Закон - как  более  свежий  и
юридически  более сильный, чем Указ, нормативный акт -  дал  новую
трактовку понятия  "налоговое  обязательство".  Поэтому  положения
Указа, противоречащие Закону, следует  считать  устаревшими  и  не
применять в соответствии с п. 19.6 Закона;
    во-вторых можно обратить внимание проверяющих на то, что новая
Инструкция не оговаривает  наложение  финансовых  санкций  за один
лишь факт завышения бюджетного  возмещения,  в  отличие  от  своей
предшественницы, которая,  напротив, их предусматривала.  За  что,
кстати, подвергалась справедливой критике, в том числе на  страни-
цах "Бухгалтера" (см., например, статью С. Погребняка в "Бухгалте-
ре" № 18'99 на с. 11-13).  Ну а поскольку  ст. 17  Указа  тоже  не
требует  налагать санкции за завышение бюджетного  возмещения,  не
полученного плательщиком, можно говорить о долгожданном приведении
текста Инструкции в соответствие с требованиями законодательства.
    То есть сейчас  правовые  основания  для  применения  штрафных
санкций отсутствуют.
    И потом, наказать предприятие за несвоевременную уплату налога
невозможно в любом случае, поскольку налоговые обязательства перед
бюджетом будут считаться согласованными лишь после получения нало-
гового  уведомления (или завершения процесса обжалования оного). А
базой для штрафов  за  неправильное  начисление  налоговых  обяза-
тельств, напомним, являются суммы недоплаты, которую  можно  трак-
товать  гораздо менее  фискально,  чем  хочется  налоговикам  (см.
"Бухгалтер" № 16'2001, с. 11).
    Итак, бороться можно.  И ваши шансы здесь  -  очень  неплохие.
Впрочем,  если  вы  предпочитаете  осторожность,  то  лучше  будет
заявить о своих ошибках самостоятельно  -  во  избежание  ненужных
конфликтов с налоговиками.
    Напоследок - о грустном: с должностных лиц вашего  предприятия
за нарушение правил ведения налогового учета взыщут  админштраф  в
размере  от 85 до 170  грн. (см.  п. 11  ст. 11  Закона  "О  госу-
дарственной  налоговой  службе  в  Украине"  ( 509-12 )).  С  этим
ничего не поделаешь. Видно, карма у них такая...
    Наше предприятие неправильно рассчитало размер авансовых взно-
сов по налогу на прибыль за прошлый месяц, недоплатив, таким обра-
зом, значительные суммы.  Могут ли налоговики взыскать их и приме-
нить к нам финансовые санкции?
    Ваши перспективы следует признать весьма обнадеживающими.
    Выражаясь фигурально, в вопросе  уплаты  авансовых  взносов  у
плательщиков имеется несколько степеней  защиты.  Обусловлены  они
прежде всего новациями, которые привнесены в правовой режим уплаты
авансовых взносов  Законом "О  порядке  погашения..."  (опять-таки
далее - Закон).
    В частности, Закон пересмотрел основания для начисления  пени,
которая ранее представляла наибольшую опасность при неуплате аван-
совых взносов.  Теперь, даже если налоговикам  взбредет  в  голову
проверить правильность расчета авансов, пеня вам грозит  вряд  ли.
Причина в том, что налоговое обязательство становится  согласован-
ным только по окончании проверки, причем плательщику дается еще 10
дней на самостоятельную его уплату. И лишь на 11-й день (см. с. 18
настоящего выпуска) такое согласованное налоговое обязательство  -
"по совокупности" 16.1.2 "б" и 5.3.1 - может стать базой  для  на-
числения пени. Но за это время вполне можно уплатить недоплаченные
авансовые суммы, если вы еще не сделали это входе уплаты налога на
прибыль за квартал. {2}
    То же касается и штрафов  за  несвоевременность  уплаты  (п/п.
17.1.7 Закона).
    Перейдем к штрафам за неправильное Начисление  налога.  Данные
штрафы (п/п. 17.1.3 и 17.1.6) "завязаны"  на  факте  представления
налоговой  декларации. К примеру, 25%-ный штраф (п/п. 17.1.3) воз-
можен  в случае  занижения  налоговых  обязательств,  заявленных в
налоговой декларации (см. п/п. 4.2.2 "б").  Та  же  история - и  с
50%-ным штрафом (п/п. 17.1.6):  он  налагается  за  декларирование
"переоцененных или недооцененных" объектов налогообложения.
    Ключевой вопрос: можно  ли считать  уведомление о  результатах
расчета авансового взноса налоговой декларацией? Некоторые  опасе-
ния  в этом плане внушает определение налоговой  декларации  в  п.
1.1.1 ("документ <...> на основании которого осуществляется начис-
ление и/или уплата налога <...>") - в сочетании с п/п.  4.1.4  "а"
Закона:
    "4.1.4. Налоговые декларации представляются за базовый налого-
вый (отчетный) период, равный:
    а) календарному месяцу (в том числе при уплате месячных  аван-
совых взносов), - в течение  20  календарных  дней,  следующих  за
последним календарным днем отчетного (налогового) месяца".
    Указанный фрагмент давал основания предполагать, что за ошибку
в расчете авансовых взносов будут штрафовать  так  же,  как  и  за
иеначисление налога по декларации.
    В настоящее время, однако, существуют свидетельства того,  что
сама ГНАУ рассудила по-иному.  Если заглянуть в ее "методичку"  по
срокам представления деклараций и срокам уплаты различных  налогов
(приложение  к письму  от  17.05.2001 г. № 19-1318 ( v19-1225-01 )
{3}), то  выяснится, что  там рассматриваются  лишь  4 квартальных 
срока представления декларации  по налогу на  прибыль. Отсюда сле-
дует, что уведомления о результатах расчета авансового взноса,  по  
мнению ГНАУ, статуса налоговых деклараций не имеют.
    Данный подход, безусловно, вам на руку.  Получается, что зани-
зить сумму налогового обязательства по итогам месяца просто невоз-
можно: ведь эта сумма отражается только в расчете авансового взно-
са, который декларацией  не является.  Следовательно,  доначислить
такое обязательство и взыскать причитающиеся штрафы - нельзя. {4}
    Возможно, вам покажется не  слишком  убедительным  аргумент  в
виде  письма ГНАУ - при живом-то Законе. Если он  не  впечатлит  и
проверяющих, то напомните им следующее.
    Пункт 19.6 Закона, установив, как уже говорилось, что законы и
другие нормативные акты применяются в  части,  данному  Закону  не
противоречащей, отменил или изменил ряд статей Закона  О  Прибыли,
но вот его п. 16.7 оставил без изменений.  Это  свидетельствует  о
том, что законодатель не счел данный пункт  противоречащим  новому
Закону. Что ж, напомним его:

    "Штрафные санкции за отклонение размеров уплаченных  авансовых
взносов от размеров взносов,  пересчитанных  по  итогам  отчетного
квартала, не применяются".

    На этом основании вы сможете отвергать саму мысль  о  штрафных
санкциях за авансовые взносы.  Подробнее о том, как  это делать, -
см.  "Бухгалтер"  № 23'2000, с. 24-25. Мысли,  высказанные  в  той
публикации, сохранили актуальность и по сей день.



    {1} См., например, консультацию  О. Сахненко в "Вiснику подат-
кової служби України" № 20/2001 на с. 37.

    {2} Кстати, у нас вообще есть серьезные сомнения  в  том,  что
налоговое обязательство будет доначислено. Но об этом - дальше.

    {3} См. "Бухгалтер" № 16'2001, с. 8-10.

    {4} Мы считаем, что по  той  же  причине  здесь  неприменим  и
5%-ный штраф, предусмотренный в п/п. 17.1.4 Закона.



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 20/01, стр. 25
[01.07.2001]
Дмитрий Михайленко

------------------------------------------------------------------