Мы обнаружили, что в декларации по НДС за прошлый месяц допу- щена ошибка: некоторые суммы необоснованно отнесены в состав налогового кредита. Однако НДС за тот же месяц даже с учетом ошибки составляет отрицательную величину. Применят ли к нам пеню и финансовые санкции, если мы представим в ГНИ уточненную декларацию? И что будет, если данную ошибку обнаружит инспек- тор в ходе документальной проверки? * * * Ответственность за неправильное начисление или несвоевременную уплату налога установлена в ст. 16 и 17 Закона "О порядке погаше- ния обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и госу- дарственными целевыми фондами" от 21.12.2000 № 2181-III (далее - Закон) ( 2181-14 ). В целом ситуацию с экономическими наказаниями можно представить в следующем виде. |--------|---------------|---------------------|-----------------| |Подпункт| Вид наказания |Основание для |База для расчета | |Закона | |применения наказания |пени или финансо-| | | | |вых санкций | |--------|---------------|---------------------|-----------------| | 16.1.1 | Пеня |Несвоевременная упла-|Сумма налогового | | | |та согласованных |долга | | | |налоговых обяза- | | | | |тельств | | |--------|---------------|---------------------|-----------------| |17.1.3 и| Штраф |Неправильное начисле-|Сумма недоплаты | |17.1.4 | |ние налоговых обяза- | | | | |тельств | | |--------| |---------------------|-----------------| |17.1.6 | |Декларирование недо- | - | | | |оцененных объектов | | | | |налогообложения | | |--------| |---------------------|-----------------| |17.1.7 | |Несвоевременная упла-|Согласованная | | | |та согласованных |сумма налоговых | | | |налоговых обяза- |обязательств | | | |тельств | | |--------|---------------|---------------------|-----------------| Само собой, если правовые основания для применения санкций или пени (графа 3 таблицы) отсутствуют и/или если отсутствует база для их расчета (графа 4), то бояться нечего. Начнем с оснований для начисления пени и штрафа. Как видно из третьей графы таблицы, основания для применения большинства санкций так или иначе увязываются с налоговым обязательством плательщика. А что представляет собой налоговое обязательство? Согласно п. 1.2 Закона это обязательство плательщика уплатить в бюджет денежные средства. Однако в случае уменьшения бюджетного возмещения (как это имеет место в вашей ситуации) данная обязан- ность (уплатить в бюджет) у налогоплательщика не возникает. Напро- тив, в вашем случае за бюджетом сохраняется обязанность возвратить вам сумму бюджетного возмещения. То есть отсутствует факт доначисления или несвоевременной уплаты налоговых обязательств. Потому применение штрафных санкций и пени согласно п/п. 16.1.1, 17.1.3, 17.1.4 и 17.1.7 - невозможно в принципе. Остается еще п/п. 17.1.6, который устанавливает ответствен- ность за декларирование недооцененных объектов налогообложения. По нашему мнению, этот подпункт вообще не имеет никакого отношения к НДС. Писался он, скорее всего, под те налоги, которые рассчиты- ваются от стоимости или других количественных показателей иму- щества (например, налог с владельцев транспортных средств или налог на землю). Именно в этих случаях возможна "недооценка объекта налогообложения", в то время как в отношении НДС или, к примеру, налога на прибыль принято говорить непосредственно о занижении налогового обязательства. Правда, некоторые специалисты склонны трактовать п/п. 17.7.6 максимально широко и распространять его действие на любые налоги. Если к вам на проверку заявятся сторонники такого подхода, вы легко распознаете их по фразе: "Завысил бюджетное возмещение - значит, занизил, то есть недооценил, объект налогообложения". Впрочем, и их можно урезонить, напомнив о ст. 3 Закона об НДС. Что там написано об объекте налогообложения? Кажется, операции по продаже и ввозу товаров (работ, услуг)? И какое же они имеют отно- шение к завышению налогового кредита? Можно еще поговорить о базе для применения штрафных санкций. Как показано выше, согласованные налоговые обязательства, а зна- чит, и налоговый долг в рассматриваемой ситуации отсутствуют. Следовательно, применить пеню или штраф за несвоевременность возможным не представляется. То же касается и недоплаты. Ведь даже в самом фискальном понимании недоплата - это разница между налоговыми обязательства- ми, определенными по результатам проверки, и налоговыми обяза- тельствами, указанными в декларации {1}. То есть нет налоговых обязательств - нет и недоплаты. Вывод: в вашем случае для начисления санкций нет ни оснований, ни базы для расчета. По тем же причинам (нет ни занижения налогового обязательства, ни недоплаты) к плательщику, самостоятельно исправившему ошибку, не применяются положения насчет погашения недоплаты и 10%-ного штрафа из п. 17.2 Закона: "В случае если плательщик налогов до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства, а также самостоятельно погашает сумму недоплаты и штраф в размере десяти процентов суммы такой недопла- ты, штрафы, определенные подпунктами 17.1.2-17.1.7 пункта 17.1 настоящей статьи, а также административные штрафы, которые в соот- ветствии с законодательством налагаются на плательщика налогов (его должностных лиц) за соответствующие правонарушения, не приме- няются". Не применяются здесь и положения части 2 ст. 17 Указа Прези- дента от 07.08.98 г. № 857/98 "О некоторых изменениях в налогооб- ложении" ( 857/98 ): "В случае если по результатам проверки выявляется факт завы- шения суммы бюджетного возмещения, заявленного в налоговой декла- рации, сумма такого завышения считается суммой налогового обяза- тельства, сокрытой от налогообложения. Если вследствие такого завышения получено бюджетное возмещение, плательщик налога приз- нается уклоняющимся от налогообложения и к нему применяются санкции в соответствии с законодательством". Ведь применение предусмотренных в этом фрагменте санкций возможно лишь как следствие проверки плательщика контролирующими органами. В вашем же случае имеет место самостоятельное доначис- ление сумм налога. А что же будет, если налогоплательщик не сообщит в ГНИ о сумме ошибки и дождется налоговой проверки? Похоже, налоговики сами еще не определились, как использовать норму Указа. Покамест ГНАУ в своих нормативах, не вдаваясь в комментарии, ограничивается цити- рованием ст. 17 Указа - см., например, п. 9 Инструкции о порядке применения и взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы (далее - Инструкция). Не исключено, что если данный вопрос возникнет на практике, проверяющие, не мудрствуя лукаво, сочтут суммы завышенного бюд- жетного возмещения тем самым налоговым обязательством, которое согласно Закону можно доначислить и, соответственно, обложить штрафами. С таким подходом, по нашему мнению, можно и нужно спорить. В качестве аргументов предлагаем следующие: во-первых, можно утверждать, что Закон - как более свежий и юридически более сильный, чем Указ, нормативный акт - дал новую трактовку понятия "налоговое обязательство". Поэтому положения Указа, противоречащие Закону, следует считать устаревшими и не применять в соответствии с п. 19.6 Закона; во-вторых можно обратить внимание проверяющих на то, что новая Инструкция не оговаривает наложение финансовых санкций за один лишь факт завышения бюджетного возмещения, в отличие от своей предшественницы, которая, напротив, их предусматривала. За что, кстати, подвергалась справедливой критике, в том числе на страни- цах "Бухгалтера" (см., например, статью С. Погребняка в "Бухгалте- ре" № 18'99 на с. 11-13). Ну а поскольку ст. 17 Указа тоже не требует налагать санкции за завышение бюджетного возмещения, не полученного плательщиком, можно говорить о долгожданном приведении текста Инструкции в соответствие с требованиями законодательства. То есть сейчас правовые основания для применения штрафных санкций отсутствуют. И потом, наказать предприятие за несвоевременную уплату налога невозможно в любом случае, поскольку налоговые обязательства перед бюджетом будут считаться согласованными лишь после получения нало- гового уведомления (или завершения процесса обжалования оного). А базой для штрафов за неправильное начисление налоговых обяза- тельств, напомним, являются суммы недоплаты, которую можно трак- товать гораздо менее фискально, чем хочется налоговикам (см. "Бухгалтер" № 16'2001, с. 11). Итак, бороться можно. И ваши шансы здесь - очень неплохие. Впрочем, если вы предпочитаете осторожность, то лучше будет заявить о своих ошибках самостоятельно - во избежание ненужных конфликтов с налоговиками. Напоследок - о грустном: с должностных лиц вашего предприятия за нарушение правил ведения налогового учета взыщут админштраф в размере от 85 до 170 грн. (см. п. 11 ст. 11 Закона "О госу- дарственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 )). С этим ничего не поделаешь. Видно, карма у них такая... Наше предприятие неправильно рассчитало размер авансовых взно- сов по налогу на прибыль за прошлый месяц, недоплатив, таким обра- зом, значительные суммы. Могут ли налоговики взыскать их и приме- нить к нам финансовые санкции? Ваши перспективы следует признать весьма обнадеживающими. Выражаясь фигурально, в вопросе уплаты авансовых взносов у плательщиков имеется несколько степеней защиты. Обусловлены они прежде всего новациями, которые привнесены в правовой режим уплаты авансовых взносов Законом "О порядке погашения..." (опять-таки далее - Закон). В частности, Закон пересмотрел основания для начисления пени, которая ранее представляла наибольшую опасность при неуплате аван- совых взносов. Теперь, даже если налоговикам взбредет в голову проверить правильность расчета авансов, пеня вам грозит вряд ли. Причина в том, что налоговое обязательство становится согласован- ным только по окончании проверки, причем плательщику дается еще 10 дней на самостоятельную его уплату. И лишь на 11-й день (см. с. 18 настоящего выпуска) такое согласованное налоговое обязательство - "по совокупности" 16.1.2 "б" и 5.3.1 - может стать базой для на- числения пени. Но за это время вполне можно уплатить недоплаченные авансовые суммы, если вы еще не сделали это входе уплаты налога на прибыль за квартал. {2} То же касается и штрафов за несвоевременность уплаты (п/п. 17.1.7 Закона). Перейдем к штрафам за неправильное Начисление налога. Данные штрафы (п/п. 17.1.3 и 17.1.6) "завязаны" на факте представления налоговой декларации. К примеру, 25%-ный штраф (п/п. 17.1.3) воз- можен в случае занижения налоговых обязательств, заявленных в налоговой декларации (см. п/п. 4.2.2 "б"). Та же история - и с 50%-ным штрафом (п/п. 17.1.6): он налагается за декларирование "переоцененных или недооцененных" объектов налогообложения. Ключевой вопрос: можно ли считать уведомление о результатах расчета авансового взноса налоговой декларацией? Некоторые опасе- ния в этом плане внушает определение налоговой декларации в п. 1.1.1 ("документ <...> на основании которого осуществляется начис- ление и/или уплата налога <...>") - в сочетании с п/п. 4.1.4 "а" Закона: "4.1.4. Налоговые декларации представляются за базовый налого- вый (отчетный) период, равный: а) календарному месяцу (в том числе при уплате месячных аван- совых взносов), - в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца". Указанный фрагмент давал основания предполагать, что за ошибку в расчете авансовых взносов будут штрафовать так же, как и за иеначисление налога по декларации. В настоящее время, однако, существуют свидетельства того, что сама ГНАУ рассудила по-иному. Если заглянуть в ее "методичку" по срокам представления деклараций и срокам уплаты различных налогов (приложение к письму от 17.05.2001 г. № 19-1318 ( v19-1225-01 ) {3}), то выяснится, что там рассматриваются лишь 4 квартальных срока представления декларации по налогу на прибыль. Отсюда сле- дует, что уведомления о результатах расчета авансового взноса, по мнению ГНАУ, статуса налоговых деклараций не имеют. Данный подход, безусловно, вам на руку. Получается, что зани- зить сумму налогового обязательства по итогам месяца просто невоз- можно: ведь эта сумма отражается только в расчете авансового взно- са, который декларацией не является. Следовательно, доначислить такое обязательство и взыскать причитающиеся штрафы - нельзя. {4} Возможно, вам покажется не слишком убедительным аргумент в виде письма ГНАУ - при живом-то Законе. Если он не впечатлит и проверяющих, то напомните им следующее. Пункт 19.6 Закона, установив, как уже говорилось, что законы и другие нормативные акты применяются в части, данному Закону не противоречащей, отменил или изменил ряд статей Закона О Прибыли, но вот его п. 16.7 оставил без изменений. Это свидетельствует о том, что законодатель не счел данный пункт противоречащим новому Закону. Что ж, напомним его: "Штрафные санкции за отклонение размеров уплаченных авансовых взносов от размеров взносов, пересчитанных по итогам отчетного квартала, не применяются". На этом основании вы сможете отвергать саму мысль о штрафных санкциях за авансовые взносы. Подробнее о том, как это делать, - см. "Бухгалтер" № 23'2000, с. 24-25. Мысли, высказанные в той публикации, сохранили актуальность и по сей день. {1} См., например, консультацию О. Сахненко в "Вiснику подат- кової служби України" № 20/2001 на с. 37. {2} Кстати, у нас вообще есть серьезные сомнения в том, что налоговое обязательство будет доначислено. Но об этом - дальше. {3} См. "Бухгалтер" № 16'2001, с. 8-10. {4} Мы считаем, что по той же причине здесь неприменим и 5%-ный штраф, предусмотренный в п/п. 17.1.4 Закона. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 20/01, стр. 25 [01.07.2001] Дмитрий Михайленко ------------------------------------------------------------------