Фигаро тут, Фигаро там... а вопрос, естественно, о подоходном

------------------------------------------------------------------

    Понятие "заробiтчанство" нашим людям  знакомо  не  понаслышке.
Испокон веков, не  находя  себе  применения  на  родине,  уроженцы
Украины подаются на заработки куда глаза  глядят.  Не  зря  же,  к
примеру, народ повыучивал заморский бухучет...
    При этом многие (видимо, в  силу  неискоренимого  патриотизма)
ведут полукочевую жизнь, зарабатывая "там", а обитая "тут".
    Каким же образом облагаются доходы таких непоседливых граждан?

    1. Объект

    Исходя из положений ст. 7 и 2 Декрета "О подоходном  налоге  с
граждан" ( 13-92 ),  главным  критерием  для  определения  объекта  
налогообложения является постоянство  местонахождения  гражданина.  
Если он пребывает на территории Украины более 183 дней  за  кален-
дарный год, то в его совокупный облагаемый здесь доход попадет все 
заработанное  и "там", и "тут".  Если же проживание  среди  родных 
полей длится менее этого срока,  то под "наш"  подоходный  попадет 
только то, что получено из украинских источников.
    Сложности на этом  этапе  могут  возникнуть  с  подтверждением
"непостоянства", так как налоговики априори предполагают  постоян-
ный статус пребывания граждан.
    Впрочем, когда речь идет о странах, по отношению к  которым  у
нас "полноценный  пограничный  контроль",  лучшим  доказательством
долговременного отсутствия в Украине будет загранпаспорт  с  соот-
ветствующими отметками.
    А вот с "братскими" государствами ситуация  менее  однозначна.
Как правило, их паспортные  режимы  предусматривают  те  или  иные
процедуры регистрации пребывания иностранцев.  Но, во-первых,  су-
ществуют эти процедуры далеко не везде, а во-вторых, наши граждане
зачастую игнорируют регистрационные  формальности  ближнего  зару-
бежья.
    Поэтому здесь стоит проявить фантазию.  Скажем, в случае  про-
хождения через  какие-либо  механизмы  легализации  проживания  на
иностранных территориях можно взять в тамошних компетентных  орга-
нах соответствующую справочку о сроках.  Если  же  украинец  никак
перед  закордонными властями не "высветился", то за  подтверждение
длительного отсутствия в Украине некоторые  пытаются  выдать  даже
справку родного ЖЭКа. Конечно, ни Декрет, ни Инструкция о подоход-
ном налоге о подобного рода  документах-подтверждениях  не  упоми-
нают. Но на безрыбье, как говорится... Опыт показывает, что обычно
ЖЭКовские  работники выписывают подобные цидулки охотно и по сход-
ным ценам. Но "ин в Сваляве" еще не означает "в Париже"...

    2. Зачет

    Для граждан, пробывших в Украине 184 дня или более, ст. 3 Дек-
рета предусматривает механизм зачета  налогов, уплаченных "там", в
счет "нашего" подоходного.  При этом  зачет  не  должен  превышать
расчетной суммы отечественного налога.
    Инструкция о подоходном налоге  приводит  пример  с  доходами,
полученными  в Канаде, где в качестве  "письменного  подтверждения
налогового органа соответствующего иностранного государства"  наз-
вана "справка налогового органа г. Торонто".
    Форма подобных  документов  не  унифицирована,  важно  лишь их
содержание, то есть  указание  суммы  дохода  и  суммы удержанного
налога.  Если налоговикам понадобится перевод справок, выданных их
иностранными коллегами, то его наверняка придется сделать за  свой
счет.  Хотя, строго говоря, Декрет  такой  обязанности  налогопла-
тельщика не предусматривает.
    Еще один нюанс связан с зачетом заграничных доходов,  получен-
ных в тех странах, с которыми  Украина  не  удосужилась  заключить
договоры об избежании двойного налогообложения.
    Сам Декрет наличия таких договоров не требует.  Предоставление
"письменного подтверждения"  считается  достаточным  условием  для
зачета. В то же время п. 4 ст. 18 Закона "О системе  налогообложе-
ния" устанавливает два обязательных условия для проведения зачета:
"письменное подтверждение" и "международные договоры об  избежании
двойного  налогообложения  доходов  и  имущества  и предупреждении
уклонений от уплаты налога". {1}
    Таким образом, налицо некоторая нестыковка  в  законодательном
поле. С одной стороны, требование о наличии международных соглаше-
ний появилось в упомянутом Законе в 1994 году, то есть позже,  чем
был принят Декрет о подоходном налоге.  Поэтому можно  утверждать,
что положения Закона в этом смысле приоритетны по отношению к Дек-
рету. С другой  стороны,  Декрет в  целом  можно  рассматривать по
отношению к Закону как более специальный,  а значит, превалирующий
норматив. Так что в случае чего правилу о конфликте интересов (см.
с. 4) есть где разгуляться.
    Впрочем, нужно признать, что обычно "письменное подтверждение"
от иноземных фискальных органов  удается  получить  только  тогда,
когда  с их державой договор существует.  Иначе вам вообще вряд ли
кто-нибудь что-нибудь выпишет. {2} В общем, де-факто выходит,  что
договор нужен, даже если руководствоваться только нормами Декрета.

    3. Декларации

    Поскольку "из-за бугра" в наши налоговые инспекции никто поче-
му-то не высылает ни ф. № 2, ни ф. № 8-др, единственным механизмом
обложения заграндоходов является их декларирование.  Для необходи-
мости декларирования важен факт получения  доходов  не  только  по
месту основной работы.  А поскольку местом основной работы  у  нас
принято считать "прописку" трудовой  книжки,  граждане  с  загран-
доходами должны подать декларацию по-любому.
    И даже если кто-то  умудрится  завести  себе  трудовую  книжку
"там" {3}, его это не спасет. Во-первых, ст. "У Декрета подразуме-
вает не трудовую книжку вообще, а именно "нашу"  трудовую  книжку.
Во-вторых, многие забывают, что кроме этой самой книжки существует
еще один фактор определения места основной работы:  отчисления  на
соцстрах. Ясное дело, имеется в виду опять же "наш" соцстрах, куда
бессовестная заграница ничего не перечисляет.
    Вне зависимости от того, получал ли гражданин помимо заграндо-
ходов какие-то доходы в Украине, а также от того, ведется ли им  в
Украине трудовая книжка,  ежегодное  декларирование  является  для
него обязательным.
    Даже те граждане, которые "непостоянно" обретаются в  Украине,
должны представлять декларации.  Но поскольку  объектом  обложения
для них является только то, что получено из источников в  Украине,
то заполнять раздел 1.4 декларации  "Доходы,  полученные  мною  за
границей или из иностранных  государств",  по  нашему  мнению,  не
нужно. Его заполняют "постоянные" граждане.
    Таким образом, если "непостоянный" налогоплательщик на  протя-
жении года не заработал в Украине ни копейки, то в его  декларации
будут красоваться сплошные прочерки.
    И последнее. Не забывайте, что и Декрет "О подоходном налоге с
граждан", и Закон "О системе  налогообложения"  содержат  оговорки
относительно приоритетности международных договоров над националь-
ными нормами.  Поэтому, выезжая на заработки, не поленитесь  озна-
комиться с соответствующим соглашением (если оно, конечно, сущест-
вует).  Эти документики  подчас  преподносят  весьма  оригинальные
сюрпризы - когда приятные, а когда и не очень...



    {1} Некоторые специалисты, кстати, рассматривают эту  формули-
ровку  как  требование  об  одновременном  наличии и  договора  об
избежании двойного налогообложения, и  договора  о  предупреждении
уклонений.  Благо для большинства стран эти договоры совмещаются в
общем соглашении.

    {2} Хотя чем заграница не шутит: может, какой добренький (и не
очень  богатый)  инспектор "бездоговорной" державы всё же  черкнет
пару строк о суммах удержаний...

    {3} А такое, говорят, случается на необозримых просторах наше-
го  восточного  соседа,  где в  глубинке  иной раз и не знают, что
Харьков (или Надрыгайловка) - давно уже заграница.



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 20/01, стр. 30
[01.07.2001]
Иван Чалый

------------------------------------------------------------------