Фигаро тут, Фигаро там... а вопрос, естественно, о подоходном ------------------------------------------------------------------ Понятие "заробiтчанство" нашим людям знакомо не понаслышке. Испокон веков, не находя себе применения на родине, уроженцы Украины подаются на заработки куда глаза глядят. Не зря же, к примеру, народ повыучивал заморский бухучет... При этом многие (видимо, в силу неискоренимого патриотизма) ведут полукочевую жизнь, зарабатывая "там", а обитая "тут". Каким же образом облагаются доходы таких непоседливых граждан? 1. Объект Исходя из положений ст. 7 и 2 Декрета "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ), главным критерием для определения объекта налогообложения является постоянство местонахождения гражданина. Если он пребывает на территории Украины более 183 дней за кален- дарный год, то в его совокупный облагаемый здесь доход попадет все заработанное и "там", и "тут". Если же проживание среди родных полей длится менее этого срока, то под "наш" подоходный попадет только то, что получено из украинских источников. Сложности на этом этапе могут возникнуть с подтверждением "непостоянства", так как налоговики априори предполагают постоян- ный статус пребывания граждан. Впрочем, когда речь идет о странах, по отношению к которым у нас "полноценный пограничный контроль", лучшим доказательством долговременного отсутствия в Украине будет загранпаспорт с соот- ветствующими отметками. А вот с "братскими" государствами ситуация менее однозначна. Как правило, их паспортные режимы предусматривают те или иные процедуры регистрации пребывания иностранцев. Но, во-первых, су- ществуют эти процедуры далеко не везде, а во-вторых, наши граждане зачастую игнорируют регистрационные формальности ближнего зару- бежья. Поэтому здесь стоит проявить фантазию. Скажем, в случае про- хождения через какие-либо механизмы легализации проживания на иностранных территориях можно взять в тамошних компетентных орга- нах соответствующую справочку о сроках. Если же украинец никак перед закордонными властями не "высветился", то за подтверждение длительного отсутствия в Украине некоторые пытаются выдать даже справку родного ЖЭКа. Конечно, ни Декрет, ни Инструкция о подоход- ном налоге о подобного рода документах-подтверждениях не упоми- нают. Но на безрыбье, как говорится... Опыт показывает, что обычно ЖЭКовские работники выписывают подобные цидулки охотно и по сход- ным ценам. Но "ин в Сваляве" еще не означает "в Париже"... 2. Зачет Для граждан, пробывших в Украине 184 дня или более, ст. 3 Дек- рета предусматривает механизм зачета налогов, уплаченных "там", в счет "нашего" подоходного. При этом зачет не должен превышать расчетной суммы отечественного налога. Инструкция о подоходном налоге приводит пример с доходами, полученными в Канаде, где в качестве "письменного подтверждения налогового органа соответствующего иностранного государства" наз- вана "справка налогового органа г. Торонто". Форма подобных документов не унифицирована, важно лишь их содержание, то есть указание суммы дохода и суммы удержанного налога. Если налоговикам понадобится перевод справок, выданных их иностранными коллегами, то его наверняка придется сделать за свой счет. Хотя, строго говоря, Декрет такой обязанности налогопла- тельщика не предусматривает. Еще один нюанс связан с зачетом заграничных доходов, получен- ных в тех странах, с которыми Украина не удосужилась заключить договоры об избежании двойного налогообложения. Сам Декрет наличия таких договоров не требует. Предоставление "письменного подтверждения" считается достаточным условием для зачета. В то же время п. 4 ст. 18 Закона "О системе налогообложе- ния" устанавливает два обязательных условия для проведения зачета: "письменное подтверждение" и "международные договоры об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предупреждении уклонений от уплаты налога". {1} Таким образом, налицо некоторая нестыковка в законодательном поле. С одной стороны, требование о наличии международных соглаше- ний появилось в упомянутом Законе в 1994 году, то есть позже, чем был принят Декрет о подоходном налоге. Поэтому можно утверждать, что положения Закона в этом смысле приоритетны по отношению к Дек- рету. С другой стороны, Декрет в целом можно рассматривать по отношению к Закону как более специальный, а значит, превалирующий норматив. Так что в случае чего правилу о конфликте интересов (см. с. 4) есть где разгуляться. Впрочем, нужно признать, что обычно "письменное подтверждение" от иноземных фискальных органов удается получить только тогда, когда с их державой договор существует. Иначе вам вообще вряд ли кто-нибудь что-нибудь выпишет. {2} В общем, де-факто выходит, что договор нужен, даже если руководствоваться только нормами Декрета. 3. Декларации Поскольку "из-за бугра" в наши налоговые инспекции никто поче- му-то не высылает ни ф. № 2, ни ф. № 8-др, единственным механизмом обложения заграндоходов является их декларирование. Для необходи- мости декларирования важен факт получения доходов не только по месту основной работы. А поскольку местом основной работы у нас принято считать "прописку" трудовой книжки, граждане с загран- доходами должны подать декларацию по-любому. И даже если кто-то умудрится завести себе трудовую книжку "там" {3}, его это не спасет. Во-первых, ст. "У Декрета подразуме- вает не трудовую книжку вообще, а именно "нашу" трудовую книжку. Во-вторых, многие забывают, что кроме этой самой книжки существует еще один фактор определения места основной работы: отчисления на соцстрах. Ясное дело, имеется в виду опять же "наш" соцстрах, куда бессовестная заграница ничего не перечисляет. Вне зависимости от того, получал ли гражданин помимо заграндо- ходов какие-то доходы в Украине, а также от того, ведется ли им в Украине трудовая книжка, ежегодное декларирование является для него обязательным. Даже те граждане, которые "непостоянно" обретаются в Украине, должны представлять декларации. Но поскольку объектом обложения для них является только то, что получено из источников в Украине, то заполнять раздел 1.4 декларации "Доходы, полученные мною за границей или из иностранных государств", по нашему мнению, не нужно. Его заполняют "постоянные" граждане. Таким образом, если "непостоянный" налогоплательщик на протя- жении года не заработал в Украине ни копейки, то в его декларации будут красоваться сплошные прочерки. И последнее. Не забывайте, что и Декрет "О подоходном налоге с граждан", и Закон "О системе налогообложения" содержат оговорки относительно приоритетности международных договоров над националь- ными нормами. Поэтому, выезжая на заработки, не поленитесь озна- комиться с соответствующим соглашением (если оно, конечно, сущест- вует). Эти документики подчас преподносят весьма оригинальные сюрпризы - когда приятные, а когда и не очень... {1} Некоторые специалисты, кстати, рассматривают эту формули- ровку как требование об одновременном наличии и договора об избежании двойного налогообложения, и договора о предупреждении уклонений. Благо для большинства стран эти договоры совмещаются в общем соглашении. {2} Хотя чем заграница не шутит: может, какой добренький (и не очень богатый) инспектор "бездоговорной" державы всё же черкнет пару строк о суммах удержаний... {3} А такое, говорят, случается на необозримых просторах наше- го восточного соседа, где в глубинке иной раз и не знают, что Харьков (или Надрыгайловка) - давно уже заграница. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 20/01, стр. 30 [01.07.2001] Иван Чалый ------------------------------------------------------------------