Грустная "е": "Про "з" вспомнили, а про  меня  забыли. Может,
       меня уже нет?" Льгота для физлиц, продающих акции

------------------------------------------------------------------

    На практике бывают ситуации, когда физическое лицо через  тор-
говца ЦБ покупает акции по цене значительно ниже  номинала.  Через
некоторое  время  физлицо  продает  эти акции  третьему  лицу (как
правило, юр-). При этом договор купли-продажи заключается в  нота-
риальной форме, причем продавец вносит плату за  совершение  нота-
риальных действий или уплачивает госпошлину.
    Включается ли разница между  суммой,  полученной  физлицом  за
проданные акции, и суммой, ранее израсходованной на их  приобрете-
ние,  в состав его совокупного годового  налогооблагаемого  дохода
на основании последнего абзаца  ст. 13  Декрета  от 26.12.92 г.  №
13-92 "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 )? Или физлицо может
не включать полученную положительную разницу в совокупный  налого-
облагаемый доход, руководствуясь п/п. "е" п. 1 ст. 5 Декрета?
    По нашему мнению, в данной ситуации физлицо на указанную льго-
ту имеет право.  К такому выводу нас приводят следующие  рассужде-
ния.
    Обратимся к тексту п/п. "е".  В нем установлено, что не  вклю-
чаются в совокупный налогооблагаемый доход  "суммы,  получаемые  в
результате отчуждения имущества, принадлежащего гражданам на  пра-
вах  собственности, за нотариальное удостоверение или за  операции
по отчуждению которого уплачивается  государственная  пошлина  или
плата за совершение нотариальных действий,  кроме  доходов,  полу-
чаемых от реализации продукции и другого  имущества  в  результате
осуществления ими предпринимательской деятельности".
    Являются ли акции имуществом и могут ли они принадлежать граж-
данам на праве собственности? Конечно, являются и могут.  Об  этом
прямо говорится в ст. 13 Закона "О собственности" ( 697-12 ) {1}:

    "Объектами права частной собственности являются  "..."  акции,
другие ценные бумаги, а также другое имущество потребительского  и
производственного назначения".

    Подтверждает эту мысль и ст. 4 Закона "O ценных бумагах и фон-
довой бирже" ( 1201-12 ) {2}.
    Итак, если операция по продаже гражданином  акций  оформляется
нотариально или совершается на бирже и по ней уплачивается госпош-
лина или плата за совершение  нотариальных  действий,  то  условие
п/п. "е" - выполняется.
    Следующее условие: эти суммы не должны  быть  получены  в  ре-
зультате осуществления предпринимательской деятельности.
    Если гражданин продает акции  не  более  4-х  раз  в  год,  то
предпринимательской деятельностью это не считается.  Ведь согласно
ст. 1 Закона  "О  предпринимательстве" {3} обязательным  признаком
предпринимательства является систематичность.  Традиционно признак
систематичности  выводится из  ст. 1 Декрета КМУ от 17.03.93 г.  №
24-93 "О налоге на промысел" ( 24-93 ).  Там, напомним, говорится,
что плательщиком налога на промысел является гражданин,  осуществ-
ляющий  несистематическую  продажу,  то  есть  не более  4-х раз в
течение календарного года.
    Этот подход к определению систематичности поддерживает и  Вер-
ховный Суд (см. "Бухгалтерскую газету" № 8'2001, с. 18-19). Причем
сумма сделки  значения  не имеет,  принципиальна  лишь частота.  В
рассматриваемом случае данное условие, видимо, не нарушается.
    Почему же вообще возникают вопросы о правомерности  применения
данной льготы  к  продаже  акций?  Дело  в  том,  что  Законом  от
23.03.99 г.  № 539-XIV ( 539-14 ) в ст. 13  "подоходного"  Декрета
были внесены изменения, согласно которым
    "при осуществлении операций по  купле-продаже  акций  и других
корпоративных прав, кроме приобретенных  в  случаях,  определенных
пунктом "з" (пункта 1) статьи 5  настоящего  Декрета,  налогообла-
гаемым  доходом  гражданина,  в том  числе  зарегистрированного  в
качестве субъекта предпринимательской деятельности, считается при-
быль, то есть разница между доходом, полученным от  продажи  таких
акций (других корпоративных прав) в течение отчетного года, и  до-
кументально подтвержденными расходами на их приобретение, понесен-
ными  гражданином  в течение  отчетного  года  или  предшествующих
отчетному годах.  Учет финансовых результатов операций  по  купле-
продаже  акций (других корпоративных прав) производится в порядке,
установленном пунктом 7.6 статьи 7 Закона Украины "О налогообложе-
нии прибыли предприятий".  Прибыль, полученная гражданином от опе-
раций купли-продажи акций и других корпоративных прав,  по  итогам
отчетного года включается в состав его совокупного годового  нало-
гооблагаемого дохода и вносится им в бюджет в установленные сроки.
При этом лицом, ответственным за внесение налога в бюджет, являет-
ся такой гражданин".
    Вот у некоторых специалистов и возникли сомнения: не  означает
ли упоминание в ст. 13 Декрета доходов от операций по купле-прода-
же ЦБ, что льгота из п/п. "е" на акции не распространяется? (А  то
ведь для "з" из плохого правила сделали, мол,  исключение,  а  при
"е" почему-то не написали!) Так не следует ли рассматривать ст. 13
как норму,  устанавливающую  специальный  порядок  налогообложения
операций с ЦБ и тем самым исключающую действие общей нормы -  п/п.
"е"?
    По нашему мнению, не означает и не следует.  Чтобы убедиться в
этом, рассмотрим общую структуру Декрета и характер  связей  между
его частями.
    Начнем с того, что в ст. 2 Декрета установлен объект обложения
подоходным налогом - совокупный налогооблагаемый доход.
    Затем этот общий объект конкретизируется в ст. 8 (она посвяще-
на такой разновидности  объекта  налогообложения,  как  совокупный
доход,  полученный  по месту  основной  работы),  в ст. 11 (доход,
полученный не по месту основной работы), в ст. 13 (доход из других
источников) и др.
    Итак, общий доход, обозначенный в ст. 2, - это по  сути  сово-
купность доходов, указанных в ст. 8, 11, 13 и т. д. Поэтому ст. 13
действительно является специальной нормой по отношению к ст. 2.
    Но это - лишь  кусочек  истины.  Чтобы  узнать  ее  полностью,
взглянем на вопрос шире.  Для этого поинтересуемся: как же соотно-
сятся ст. 2 и 5 Декрета?
    В ст. 5 перечислены  виды  доходов,  которые  не  включаются в
совокупный  налогооблагаемый доход, а значит, не попадают в объект
обложения подоходным налогом.  То есть можно условно сказать,  что
существует родовое понятие "доход", которое состоит из двух  видо-
вых понятий: "совокупный налогооблагаемый  доход"  и  "доходы,  не
включаемые в совокупный налогооблагаемый  доход".  Графически  это
выглядит так:


                           |------------|
               |-----------| Все доходы |-----------|
               |           |------------|           |
               |                                    |
               |                                    |
        |------|-----|                       |------|-------|
        | Облагаемые |                       | Необлагаемые |
        |------------|                       |--------------|


    Доход, являющийся объектом обложения согласно ст.  2,  как  мы
уже отмечали, в свою очередь представляет собой совокупность дохо-
дов, указанных в ст. 8, 11, 13 и т. д. Поэтому схему можно детали-
зировать:
    При таком взгляде на структуру Декрета уже нельзя  говорить  о
том, что ст. 13 является специальной по  отношению  к  ст.  5  или
наоборот.  Здесь связь несколько иного рода: эти нормы  регулируют
разные виды отношений, а посему рассматриваемые статьи не вступают
друг с другом в конкуренцию.  В ст. 13 попадают  лишь  те  доходы,
которые  являются облагаемыми по ст. 2. Доходы же, не включаемые в
совокупный налогооблагаемый доход, еще на первой  "развилке"  идут
направо - в необлагаемые доходы (ст. 5), минуя  левое  направление
(облагаемые по ст. 2),  а  значит,  никак  не  могут  попасть  под
действие ст. 13. Следовательно, такие доходы вообще не имеют отно-
шения к ст. 13 и регулироваться ею не могут.
    Естественно,  что  алгоритм  поиска  необходимой  статьи   для
конкретного вида дохода должен быть следующим: вначале  необходимо
разобраться с тем, входит или не входит он в совокупный  налогооб-
лагаемый доход; и лишь установив, что данный вид дохода не являет-
ся необлагаемым,  следует  искать  статью (8-ю,  11-ю  или  13-ю),
конкретизирующую общий объект обложения.
    Приведем конкретный пример: в ст. 8 Декрета говорится,  что  в
совокупный налогооблагаемый доход по месту основной работы  (служ-
бы, учебы) "включаются доходы за исполнение трудовых  обязанностей
"...", кроме сумм выплат,  не включаемых в совокупный  налогообла-
гаемый доход, определенных в ст. 5 настоящего Декрета".
    В 11-й же статье (доходы не по месту основной работы) и в 13-й
(другие  доходы  и  доходы  от  предпринимательской  деятельности)
подобной оговорки ("кроме выплат, определенных в ст. 5") - нет!
    Так неужели вам придет в голову  облагать  подоходным  налогом
матпомощь  в рамках прожиточного  минимума  по  неосновному  месту
работы (по ст. 11) или путевку на лечение, подаренную одним  граж-
данином другому (по ст. 13)? Нет, конечно.  Подобные  доходы  явно
спасает  от налогообложения ст. 5. Хотя прямо об этом в Декрете не
написано.
    Так ведь и нельзя исключить то, чего и так нет!
    С этой точки зрения, ст. 11 и 13 даже нельзя назвать  небрежно
составленными: под это определение попадает скорее ст. 8,  наводя-
щая неуместным "кроме" тень на плетень...
    В общем, упоминание в ст. 13 операций по  торговле  ЦБ  свиде-
тельствует о том, что под обложение по правилам этой статьи  попа-
дут только те операции,  которые  изначально  не  выведены  из-под
налогообложения статьей 5.
    Впрочем, напомним о еще одном не очень  приятном  нюансе.  Как
реагировать на упоминание в ст. 13 льготы по п/п. "з" п. 1  ст.  5
Декрета (продажа акций, полученных при приватизации)? Почему здесь
не упоминается п/п. "е"?
    Ответ, на наш взгляд, заключается в том, что изменения  в  ст.
13  насчет торговли ЦБ вносились одновременно с изменениями льготы
по п/п. "з" п. 1 ст. 5. И авторы проекта взаимоувязали  эти  нормы
(как взаимосвязаны, например, ст. 5 и 8).  А согласовать изменения
в ст. 13 с нормой еще и п/п. "е" п. 1 ст. 5 - просто  забыли, ведь
акции-то в п/п. "е" прямо не упоминаются.  Вот и выходит, что  "з"
для ст. 13 как бы роднее, а потому особо в ней упомянуто,  хоть  и
без малейшей в этом нужды.
    Тем не менее отсутствие словесно выраженной увязки  не  свиде-
тельствует  о том,  что  депутаты  намеревались  обложить  налогом
продажу акций с нотариальным удостоверением. Не свидетельствует же
отсутствие похожей увязки между ст. 5 и 11 Декрета об обложении по
неосновному месту работы, скажем, путевок на лечение и отдых.
    Кстати, как до внесения изменений в Декрет, так и  после  ГНАУ
признавала распространение льготы из п/п. "е" на продажу  акций  с
нотариальным удостоверением (см. ее письма от 29.12.98 г. № 15697/
10/17-0517 ( v5697225-98 ) и  от  17.12.99  г.  №  19060/7/17-0217
( v9060225-99 ) в "Бухгалтере" № 11-12'2000 на с. 94-95).  Указан-
ные письма не отзывались и не дезавуировались. Так что при возник-
новении  спора с проверяющими  (впрочем,  маловероятного) нужно не
стесняться ссылаться на благоприятные письма самой ГНАУ.
    После 01.04.2001 г. при отстаивании своих интересов можно опи-
раться и  на п/п.  4.4.1  Закона  № 2181-III ( 2181-14 ) (см. с. 4
каждого выпуска), указывая на неоднозначность толкования этих норм
Декрета  и требуя  на  данном  основании  наиболее  благоприятного
варианта. Хотя, надеемся, до спора дело не дойдет.



    {1} См. "Бухгалтер" № 17-18'2001, с. 91.

    {2} См. там же, с. 127.

    {3} См. "Бухгалтер" № 16'2001, с. 45.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 20/01, стр. 32
[01.07.2001]
Станислав Погребняк

------------------------------------------------------------------