Грустная "е": "Про "з" вспомнили, а про меня забыли. Может, меня уже нет?" Льгота для физлиц, продающих акции ------------------------------------------------------------------ На практике бывают ситуации, когда физическое лицо через тор- говца ЦБ покупает акции по цене значительно ниже номинала. Через некоторое время физлицо продает эти акции третьему лицу (как правило, юр-). При этом договор купли-продажи заключается в нота- риальной форме, причем продавец вносит плату за совершение нота- риальных действий или уплачивает госпошлину. Включается ли разница между суммой, полученной физлицом за проданные акции, и суммой, ранее израсходованной на их приобрете- ние, в состав его совокупного годового налогооблагаемого дохода на основании последнего абзаца ст. 13 Декрета от 26.12.92 г. № 13-92 "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 )? Или физлицо может не включать полученную положительную разницу в совокупный налого- облагаемый доход, руководствуясь п/п. "е" п. 1 ст. 5 Декрета? По нашему мнению, в данной ситуации физлицо на указанную льго- ту имеет право. К такому выводу нас приводят следующие рассужде- ния. Обратимся к тексту п/п. "е". В нем установлено, что не вклю- чаются в совокупный налогооблагаемый доход "суммы, получаемые в результате отчуждения имущества, принадлежащего гражданам на пра- вах собственности, за нотариальное удостоверение или за операции по отчуждению которого уплачивается государственная пошлина или плата за совершение нотариальных действий, кроме доходов, полу- чаемых от реализации продукции и другого имущества в результате осуществления ими предпринимательской деятельности". Являются ли акции имуществом и могут ли они принадлежать граж- данам на праве собственности? Конечно, являются и могут. Об этом прямо говорится в ст. 13 Закона "О собственности" ( 697-12 ) {1}: "Объектами права частной собственности являются "..." акции, другие ценные бумаги, а также другое имущество потребительского и производственного назначения". Подтверждает эту мысль и ст. 4 Закона "O ценных бумагах и фон- довой бирже" ( 1201-12 ) {2}. Итак, если операция по продаже гражданином акций оформляется нотариально или совершается на бирже и по ней уплачивается госпош- лина или плата за совершение нотариальных действий, то условие п/п. "е" - выполняется. Следующее условие: эти суммы не должны быть получены в ре- зультате осуществления предпринимательской деятельности. Если гражданин продает акции не более 4-х раз в год, то предпринимательской деятельностью это не считается. Ведь согласно ст. 1 Закона "О предпринимательстве" {3} обязательным признаком предпринимательства является систематичность. Традиционно признак систематичности выводится из ст. 1 Декрета КМУ от 17.03.93 г. № 24-93 "О налоге на промысел" ( 24-93 ). Там, напомним, говорится, что плательщиком налога на промысел является гражданин, осуществ- ляющий несистематическую продажу, то есть не более 4-х раз в течение календарного года. Этот подход к определению систематичности поддерживает и Вер- ховный Суд (см. "Бухгалтерскую газету" № 8'2001, с. 18-19). Причем сумма сделки значения не имеет, принципиальна лишь частота. В рассматриваемом случае данное условие, видимо, не нарушается. Почему же вообще возникают вопросы о правомерности применения данной льготы к продаже акций? Дело в том, что Законом от 23.03.99 г. № 539-XIV ( 539-14 ) в ст. 13 "подоходного" Декрета были внесены изменения, согласно которым "при осуществлении операций по купле-продаже акций и других корпоративных прав, кроме приобретенных в случаях, определенных пунктом "з" (пункта 1) статьи 5 настоящего Декрета, налогообла- гаемым доходом гражданина, в том числе зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности, считается при- быль, то есть разница между доходом, полученным от продажи таких акций (других корпоративных прав) в течение отчетного года, и до- кументально подтвержденными расходами на их приобретение, понесен- ными гражданином в течение отчетного года или предшествующих отчетному годах. Учет финансовых результатов операций по купле- продаже акций (других корпоративных прав) производится в порядке, установленном пунктом 7.6 статьи 7 Закона Украины "О налогообложе- нии прибыли предприятий". Прибыль, полученная гражданином от опе- раций купли-продажи акций и других корпоративных прав, по итогам отчетного года включается в состав его совокупного годового нало- гооблагаемого дохода и вносится им в бюджет в установленные сроки. При этом лицом, ответственным за внесение налога в бюджет, являет- ся такой гражданин". Вот у некоторых специалистов и возникли сомнения: не означает ли упоминание в ст. 13 Декрета доходов от операций по купле-прода- же ЦБ, что льгота из п/п. "е" на акции не распространяется? (А то ведь для "з" из плохого правила сделали, мол, исключение, а при "е" почему-то не написали!) Так не следует ли рассматривать ст. 13 как норму, устанавливающую специальный порядок налогообложения операций с ЦБ и тем самым исключающую действие общей нормы - п/п. "е"? По нашему мнению, не означает и не следует. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим общую структуру Декрета и характер связей между его частями. Начнем с того, что в ст. 2 Декрета установлен объект обложения подоходным налогом - совокупный налогооблагаемый доход. Затем этот общий объект конкретизируется в ст. 8 (она посвяще- на такой разновидности объекта налогообложения, как совокупный доход, полученный по месту основной работы), в ст. 11 (доход, полученный не по месту основной работы), в ст. 13 (доход из других источников) и др. Итак, общий доход, обозначенный в ст. 2, - это по сути сово- купность доходов, указанных в ст. 8, 11, 13 и т. д. Поэтому ст. 13 действительно является специальной нормой по отношению к ст. 2. Но это - лишь кусочек истины. Чтобы узнать ее полностью, взглянем на вопрос шире. Для этого поинтересуемся: как же соотно- сятся ст. 2 и 5 Декрета? В ст. 5 перечислены виды доходов, которые не включаются в совокупный налогооблагаемый доход, а значит, не попадают в объект обложения подоходным налогом. То есть можно условно сказать, что существует родовое понятие "доход", которое состоит из двух видо- вых понятий: "совокупный налогооблагаемый доход" и "доходы, не включаемые в совокупный налогооблагаемый доход". Графически это выглядит так: |------------| |-----------| Все доходы |-----------| | |------------| | | | | | |------|-----| |------|-------| | Облагаемые | | Необлагаемые | |------------| |--------------| Доход, являющийся объектом обложения согласно ст. 2, как мы уже отмечали, в свою очередь представляет собой совокупность дохо- дов, указанных в ст. 8, 11, 13 и т. д. Поэтому схему можно детали- зировать: При таком взгляде на структуру Декрета уже нельзя говорить о том, что ст. 13 является специальной по отношению к ст. 5 или наоборот. Здесь связь несколько иного рода: эти нормы регулируют разные виды отношений, а посему рассматриваемые статьи не вступают друг с другом в конкуренцию. В ст. 13 попадают лишь те доходы, которые являются облагаемыми по ст. 2. Доходы же, не включаемые в совокупный налогооблагаемый доход, еще на первой "развилке" идут направо - в необлагаемые доходы (ст. 5), минуя левое направление (облагаемые по ст. 2), а значит, никак не могут попасть под действие ст. 13. Следовательно, такие доходы вообще не имеют отно- шения к ст. 13 и регулироваться ею не могут. Естественно, что алгоритм поиска необходимой статьи для конкретного вида дохода должен быть следующим: вначале необходимо разобраться с тем, входит или не входит он в совокупный налогооб- лагаемый доход; и лишь установив, что данный вид дохода не являет- ся необлагаемым, следует искать статью (8-ю, 11-ю или 13-ю), конкретизирующую общий объект обложения. Приведем конкретный пример: в ст. 8 Декрета говорится, что в совокупный налогооблагаемый доход по месту основной работы (служ- бы, учебы) "включаются доходы за исполнение трудовых обязанностей "...", кроме сумм выплат, не включаемых в совокупный налогообла- гаемый доход, определенных в ст. 5 настоящего Декрета". В 11-й же статье (доходы не по месту основной работы) и в 13-й (другие доходы и доходы от предпринимательской деятельности) подобной оговорки ("кроме выплат, определенных в ст. 5") - нет! Так неужели вам придет в голову облагать подоходным налогом матпомощь в рамках прожиточного минимума по неосновному месту работы (по ст. 11) или путевку на лечение, подаренную одним граж- данином другому (по ст. 13)? Нет, конечно. Подобные доходы явно спасает от налогообложения ст. 5. Хотя прямо об этом в Декрете не написано. Так ведь и нельзя исключить то, чего и так нет! С этой точки зрения, ст. 11 и 13 даже нельзя назвать небрежно составленными: под это определение попадает скорее ст. 8, наводя- щая неуместным "кроме" тень на плетень... В общем, упоминание в ст. 13 операций по торговле ЦБ свиде- тельствует о том, что под обложение по правилам этой статьи попа- дут только те операции, которые изначально не выведены из-под налогообложения статьей 5. Впрочем, напомним о еще одном не очень приятном нюансе. Как реагировать на упоминание в ст. 13 льготы по п/п. "з" п. 1 ст. 5 Декрета (продажа акций, полученных при приватизации)? Почему здесь не упоминается п/п. "е"? Ответ, на наш взгляд, заключается в том, что изменения в ст. 13 насчет торговли ЦБ вносились одновременно с изменениями льготы по п/п. "з" п. 1 ст. 5. И авторы проекта взаимоувязали эти нормы (как взаимосвязаны, например, ст. 5 и 8). А согласовать изменения в ст. 13 с нормой еще и п/п. "е" п. 1 ст. 5 - просто забыли, ведь акции-то в п/п. "е" прямо не упоминаются. Вот и выходит, что "з" для ст. 13 как бы роднее, а потому особо в ней упомянуто, хоть и без малейшей в этом нужды. Тем не менее отсутствие словесно выраженной увязки не свиде- тельствует о том, что депутаты намеревались обложить налогом продажу акций с нотариальным удостоверением. Не свидетельствует же отсутствие похожей увязки между ст. 5 и 11 Декрета об обложении по неосновному месту работы, скажем, путевок на лечение и отдых. Кстати, как до внесения изменений в Декрет, так и после ГНАУ признавала распространение льготы из п/п. "е" на продажу акций с нотариальным удостоверением (см. ее письма от 29.12.98 г. № 15697/ 10/17-0517 ( v5697225-98 ) и от 17.12.99 г. № 19060/7/17-0217 ( v9060225-99 ) в "Бухгалтере" № 11-12'2000 на с. 94-95). Указан- ные письма не отзывались и не дезавуировались. Так что при возник- новении спора с проверяющими (впрочем, маловероятного) нужно не стесняться ссылаться на благоприятные письма самой ГНАУ. После 01.04.2001 г. при отстаивании своих интересов можно опи- раться и на п/п. 4.4.1 Закона № 2181-III ( 2181-14 ) (см. с. 4 каждого выпуска), указывая на неоднозначность толкования этих норм Декрета и требуя на данном основании наиболее благоприятного варианта. Хотя, надеемся, до спора дело не дойдет. {1} См. "Бухгалтер" № 17-18'2001, с. 91. {2} См. там же, с. 127. {3} См. "Бухгалтер" № 16'2001, с. 45. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 20/01, стр. 32 [01.07.2001] Станислав Погребняк ------------------------------------------------------------------