Возврат товаров и РРО

------------------------------------------------------------------

    На сегодняшний день права покупателей на осуществление  обмена
приобретенных товаров (в том числе их возврата  с  выдачей  денег)
установлены  Законом  Украины  "О  защите  прав  потребителей"  от
12.05.91 г. № 1023-ХII ( 1023-12 ), а также Порядком учета  брако-
ванных товаров, возвращенных покупателями, в случае  осуществления
гарантийных замен товаров, а также учета  покупателей,  получивших
такую замену или услуги по  ремонту  (обслуживанию),  утвержденным
приказом ГНАУ от 27.06.97 г. № 203 ( z0276-97 ). Чаще всего товары
возвращаются именно физическими лицами в розничной  торговой сети.
При этом возникает необходимость в проведении соответствующих опе-
раций  с  использованием РРО. О том,  как правильно  это  сделать,
далее и поговорим.

    Обязательность использования РРО при возврате

    Правовые основы применения РРО в сфере торговли, общественного
питания  и  услуг  определяются  Законом Украины "О применении ре-
гистраторов  расчетных операций  в  сфере торговли,  общественного
питания и услуг" от 01.06.2000 г. № 1776-III ( 1776-14 ) (далее  -
Закон № 1776) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 7).  Уже
в самом Законе четко определен статус операций по возврату товаров
(здесь и далее под возвратом товаров будем понимать также и  отказ
от еще не предоставленных услуг).
    Так, выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар
или оформление при этом расчетных документов относительно перечис-
ления средств  в  банк покупателя на  основании  статьи  2  Закона
№ 1776 признается расчетной операцией. Учитывая этот факт, следует
отметить,  что лица, осуществляющие соответствующие расчетные опе-
рации  (прежде  всего  выдачу  наличных  средств  за  возвращенные
товары), фактически  должны соблюдать требования, выдвигаемые ста-
тьей 3 Закона № 1776, к которым, в частности, относятся:
    - обязательность проведения такой операции через РРО с  распе-
чатыванием  соответствующих расчетных документов, которые бы подт-
верждали  исполнение  расчетных  операций (либо  с  использованием
расчетных книжек в случаях, предусмотренных Законом № 1776);
    - выдача лицу, которое получает или возвращает товар, получает
услугу или отказывается от нее, расчетного документа установленной
формы на полную сумму проведенной операции.  Таким документом (при
использовании РРО) является фискальный кассовый чек выдачи средств
(расходный чек).
    В связи с этим по общему правилу возврат наличных денег  поку-
пателю производится через РРО (и ни  в  коем  случае  через  кассу
предприятия), причем из сумм, которые находятся  в  момент  выдачи
средств в ящике РРО. Рассмотрим эти аспекты подробнее.

    Кассовый чек выдачи средств

    При возврате товара необходимо выдать покупателю расчетный до-
кумент, которым в данном случае является расходный  чек.  Основные
требования, предъявляемые  к  расходному  чеку, приведены  в  п. 4
Положения  о  форме  и  содержании  расчетных  документов, утверж-
денного приказом  Государственной  налоговой администрации Украины
от  01.12.2000 г. № 614 ( z0105-01 ) (далее - Положение о форме  и
содержании  расчетных  документов) (см.  "Налоги  и  бухгалтерский
учет", 2001, № 15).  Они  должны  учитываться при программировании
РРО.  Расходный чек должен содержать следующие обязательные рекви-
зиты:
    - название хозяйственной единицы;
    - адрес хозяйственной единицы;
    - для  субъектов  предпринимательской  деятельности  (далее  -
СПД), зарегистрированных как плательщики НДС, - индивидуальный на-
логовый номер плательщика НДС, перед номером печатаются  заглавные
буквы "ПН"; для СПД, не являющихся плательщиками НДС, -  идентифи-
кационный код по ЕГРПОУ или идентификационный номер по ГРФЛ, перед
которым печатаются заглавные буквы "IД";
    - название операции выплаты;
    - сумму средств, которая выдается по операции выплаты;
    - если операция выплаты повторяется, - то количество выполнен-
ных однотипных операций выплаты, сумму средств по этим операциям;
    - буквенное  обозначение  ставки НДС  справа  от  напечатанной
суммы выдаваемых средств;
    - обозначение формы выплаты (наличными, карточкой,  в  кредит,
чеками и т.п.) и сумму средств по данной форме выплаты;
    - общую сумму выданных средств в пределах чека, перед  которой
печатается слово "сума" или "усього";
    - для СПД, зарегистрированных как плательщики  НДС,  отдельной
строкой - буквенное обозначение ставки НДС, размер  ставки  НДС  в
процентах, общую сумму НДС по всем указанным в чеке операциям вып-
латы, в начале строки - заглавные буквы "ПДВ";
    - порядковый номер расходного чека, дату (день, месяц, год)  и
время (час, минута) проведения расчетной операции;
    - фискальный номер регистратора расчетных операций, перед  ко-
торым печатаются заглавные буквы "ФН";
    - надпись "видатковий чек".
    Расходный чек может иметь приблизительно следующий вид:

      ТОВ "Книги"         - название хозяйственной единицы (1)
 вул. Воровського, 15     - местонахождение объекта (2)
   ПН 123456789012        - индивидуальный  налоговый  номер  пла-
                            тельщика НДС (3)
       1 х 24,00          - количество,  знак  умножения, сумма по
                            одной операции выплаты (5)
Поверн. товара 24,00 _ А  - название  операции  выплаты (здесь мо-
                            жет указываться также, например, "Від-
                            мова від послуги"),  сумма,  буквенное
                            обозначение ставки НДС (20%) (6)
    Готiвка 24,00         - форма выплаты, сумма (7)
     Сума - 24,00         - общая сумма  выданных  средств по чеку
                            (8)
   ПДВ А 20,00% 4,00      - заглавные буквы "НДС", буквенное обоз-
                            начение  ставки,  ставка  в процентах,
                            сумма НДС (9)
 05291 14-04-2001 15:3    - порядковый номер  чека, дата  и  время
                            проведения расчета (10)
    ФН 1234567890         - фискальный номер РРО (1.1)
   Видатковий чек         - наименование "Расходный чек" (12)

    При этом согласно пп. 4.3 - 4.5 Положения о форме и содержании
расчетных документов:
    - строки 5 и 6 повторяются в соответствии с количеством  типов
операций выплаты, которые проведены  по  одному  расходному  чеку.
Если однотипные операции выплаты не повторяются,  то  сведения  об
операции можно печатать в одной строке.  В случае если регистратор
расчетных операций работает с ценами (тарифами), включающими  НДС,
в расходном  чеке печатается  сумма  средств  по  каждой  операции
выплаты с учетом НДС, иначе - сумма средств без учета НДС;
    - строка 7 повторяется в соответствии с количеством  различных
форм выплаты.  В случае осуществления выплаты  только  в  наличной
форме разрешается не печатать эту строку;
    - строка 9 повторяется в соответствии с количеством  налоговых
групп по ставкам НДС.  Разрешается не печатать строки по налоговым
группам, где сумма НДС равна нулю.
    Кроме того, следует обратить внимание, что в  расходном  чеке,
напечатанном  регистратором расчетных операций, обеспечивающим от-
дельное накопление в фискальной  памяти  положительных  и  отрица-
тельных сумм, перед суммой выданных средств может печататься  знак
"-" (минус).
    Напомним, что некоторые РРО не обеспечивают алгоритмом  работы
отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм  рас-
четов. При этом вместо регистрации отрицательной суммы допускается
регистрировать выдачу средств с помощью операции "служебная  выда-
ча".  Таким образом, в указанных РРО операции по  возврату  товара
осуществляются, как это и было предусмотрено  ранее  Положением  о
порядке регистрация и применения  электронных  контрольно-кассовых
аппаратов при расчетах наличностью в сфере торговли, общественного
питания и услуг, утвержденным приказом  Государственной  налоговой
администрации Украины от 18 сентября 1997 года  № 343 ( z0594-97 )
(далее  -  Положение № 343).  Указанное право предоставлено п. 4.7
Порядка регистрации,  опломбирования  и  применения  регистраторов
расчетных операций  за  товары  (услуги),  утвержденного  приказом
Государственной  налоговой  администрации Украины от 01.12.2000 г.
№ 614 (далее - Порядок регистрации,  опломбирования  и  применения
РРО). В этом случае, разумеется, не может идти речи о формировании
расходного чека  по  приведенной  выше  форме.  Форма и содержание
расходного  кассового  чека  предусмотрены  только  для  тех  РРО,
алгоритмом работы которых  обеспечивается  отдельное  накопление в
фискальной памяти отрицательных сумм расчетов.
    В любом случае регистрировать через РРО отрицательные суммы  с
использованием операции "сторно" запрещается.

    Акт о выдаче денежных средств

    В отличие от ранее действовавших правил (см. п. 5.7  Положения
№ 343) согласно п. 4.8 Порядка регистрации, опломбирования и  при-
менения РРО, только в случае, если сумма денежных средств,  выдан-
ных при возврате товара или рекомпенсации ранее оплаченной услуги,
превышает 5 не облагаемых налогом минимумов  доходов  граждан  (85
грн.), материально ответственное лицо  хозяйственной  единицы  или
лицо, непосредственно осуществляющее расчеты, составляет акт о вы-
даче денежных средств. В нем указываются:
    - данные документа, который устанавливает личность покупателя,
возвращающего товар;
    - сведения о товаре (услуге);
    - сумма выданных денежных средств;
    - номер, дата  и  время выдачи расчетного документа, подтверж-
дающего покупку товара.
    Акты о выдаче средств передаются в бухгалтерию СПД и  хранятся
в течение 3 лет.  В  случае  если  бухгалтерии  нет  (например,  у
частного предпринимателя), такие акты подклеиваются  на  последней
странице соответствующей КУРО.
    Примерная форма акта приведена в спецвыпуске газеты "Налоги  и
бухгалтерский учет", 2001, № 8.

    Заполнение КУРО для РРО и отчета об использовании РРО

    Книга учета расчетных операций (КУРО) предназначена для  ежед-
невного отражения расчетных операций, проводимых через РРО.  Форма
КУРО приведена в приложении 2 к Порядку регистрации и ведения книг
учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденному  прика-
зом Государственной налоговой администрации Украины от  1  декабря
2000 года № 614 (далее  -  Порядок  регистрации  и  ведения  КУРО)
("Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 15) {1}.
    Нас будет интересовать раздел 2, в котором, собственно, и най-
дут отражение суммы выданных покупателям наличных  средств  в  ре-
зультате возврата товара (графа 8). Однако прежде следует обратить
внимание на заполнение граф 5 - 8 второго раздела КУРО.
    В графе 5 отражается вся сумма выручки за день. В графе 6 ука-
зывается сумма операций, облагаемых по полной  ставке  НДС  (20%).
Таким образом, разница между суммами по  графам  5  и  6  составит
объем продажи товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообло-
жения, не являющихся объектом налогообложения, облагаемых по нуле-
вой ставке.  В случае если совершаются только операции по  продаже
облагаемых налогом товаров (работ, услуг) по ставке 20%, то  суммы
по графам 5 и 6 просто совпадут.  В графе 7 указываются суммы  НДС
(1/6 суммы, указанной в графе 6).
    В графе 8 указываются суммы, выданные при возврате товара.
    По желанию СПД в графах 5 - 8 раздела 2 КУРО, зарегистрирован-
ной на РРО, можно вводить дополнительные графы для  указания  сумм
расчетов, суммы НДС и выданных при возврате товара средств,  кото-
рые получены (выданы) с использованием платежных карточек, платеж-
ных чеков, жетонов и т.п.
    Рассмотрим пример заполнения соответствующих граф второго раз-
дела КУРО. За день получено 2400 грн. (в том числе 200 грн. НДС) в
качестве выручки и возвращено 120 грн. (в том числе 10 грн. НДС).

         Роздiл 2. Облiк руху готiвки та сум розрахункiв

--------+-----------+--------------------+----------------------+----------+-----------
  Дата  |   Номер   |    Сума готiвки    |   Сума розрахункiв   | Сума ПДВ | Видано при
        |  Z-звiту  |--------------------|----------------------|          | поверненнi
        |  (номер   | службове | службова| загальна | за ставкою|          |   товару
        |розрахунко-| внесення |  видача |          |  ПДВ 20%  |          |
        |воє книжки)|          |         |          |           |          |
--------+-----------+----------+---------+----------+-----------+----------+-----------
    1   |     2     |     3    |    4    |     5    |     6     |     7    |     8
--------+-----------+----------+---------+----------+-----------+----------+-----------
  ...   |           |          |         |          |           |          |
--------+-----------+----------+---------+----------+-----------+----------+-----------
xx.xx.01|   xxxxx   |    xx    |   xxx   |  2400,00 |  1200,00  |  200,00  |   120,00
--------+-----------+----------+---------+----------+-----------+----------+-----------
  ...   |           |          |         |          |           |          |
---------------------------------------------------------------------------------------

    Необходимо обратить внимание на тот факт, что накопление отри-
цательных сумм расчетов в РРО не уменьшает  общей  суммы  выручки,
которая заносится в фискальную память, а предоставляет возможность
просмотреть за период отдельно положительные и отрицательные суммы
расчетов.  Поэтому в графу 5 попадет общая сумма денег, полученных
за день. Причем сумма средств, выданных при возврате товара, общую
сумму не изменит.  Таким образом, сумма НДС, указанная в графе  7,
не будет соответствовать фактическим налоговым обязательствам, ко-
торые должны быть начислены на основании  положений Закона Украины
"О налоге на добавленную стоимость" от  03.04.97  г.  №  168/97-ВР
(далее - Закон об НДС).  Согласно п. 4.5 ст. 4 Закона об НДС отра-
женный в графе 7 КУРО НДС будет откорректирован, т. е. уменьшен на
сумму излишне начисленных обязательств (в нашем случае на 10 грн.
- НДС, приходящийся на возвращенный товар) {2}.
    В конце рабочего дня осуществляется запись по сумме  продаж  в
Книге учета  продажи  товаров  (работ,  услуг).  После  проведения
возврата сумма НДС, приходящаяся на возвращенный товар, отражается
со знаком "-" в графе 21 Книги учета продажи товаров  (работ,  ус-
луг), соответствующие обороты заносятся в графу 20 Книги. В случае
если возврат производится в следующем отчетном периоде (для  НДС),
то уточненная декларация не представляется.  Соответствующие суммы
корректировки отражаются в текущей декларации.
    Отчет об использовании регистраторов расчетных операций  (рас-
четных книжек), утвержденный  приказом  Государственной  налоговой
администрации Украины от 1 декабря 2000 года № 614, заполняется на
основании данных по всем РРО. Таким образом, итоговые суммы, отра-
жаемые в графах 5 - 8 КУРО на  РРО  переносятся  соответственно  в
графы 4 - 7 Отчета.

    Возврат денег в случае продажи без РРО

    Достаточно распространена ситуация,  при  которой  предприятие
осуществляет операции по продаже, используя безналичные формы рас-
четов  (прежде всего через отделения банков),  либо  разрабатывает
иные схемы продажи, позволяющие избежать применения РРО.
    В случае  если  после  такой  продажи  необходимо  осуществить
возврат товара, то, не  задумываясь  над  последствиями,  денежные
средства выдают, как правило, с использованием  расходных  ордеров
через кассу предприятия (особенно в случаях, когда на  предприятии
вообще нет РРО).
    На наш взгляд, такой вариант возврата средств в целом не соот-
ветствует действующему законодательству и  не  исключено,  что  за
соответствующие действия может быть наложен  штраф  в  пятикратном
размере стоимости проданных товаров (предоставленных услуг),  при-
чем при продаже которых согласно Закону об РРО применять не следо-
вало.  Как бы это странно ни звучало, но для  применения  штрафных
санкций в данной ситуации действительно есть подходящие основания.
Для того чтобы убедиться в этом,  достаточно  еще  раз  перечитать
вначале  определение  расчетной операции,  а затем статью 3 Закона
№ 1776.
    Исходя из названных  положений,  выдача  наличных  средств  за
возвращенный покупателем товар признается расчетной операцией, ко-
торую необходимо провести через РРО независимо от того, применялся
РРО при получении средств или нет (!).
    Указанные предписания достаточно однозначны -  РРО  необходимо
применять.  Однако в случае если операции по возврату средств  уже
были проведены через кассу, то рекомендуем  обратить  внимание  на
следующие моменты, которые формально  могут  быть  доказательством
обратного.
    Во-первых,  сфера применения РРО определена  статьей 1  Закона
№ 1776, в которой, в частности, указано, что  РРО применяются теми
СПД, которые осуществляют операции по расчетам  в  наличной  и/или
безналичной  форме (с применением  платежных  карточек,  платежных
чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг).
В рассматриваемом нами случае продажа товаров производилась в без-
наличной форме (и абсолютно обоснованно  без  использования  РРО),
что автоматически предопределяет участь дальнейших операций,  свя-
занных с состоявшейся продажей  -  они  не  должны  подпадать  под
действие Закона № 1776.
    Во-вторых, назвав возврат наличности за товар расчетной опера-
цией, законодатель, строго  говоря,  не  подвел  ее  под  действие
статьи 3 Закона № 1776. Указанная статья  (см.  ее  первый  абзац)
также распространяется только на  тех  СПД,  которые  осуществляют
расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с  примене-
нием платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при про-
даже товаров (предоставлении услуг).  Опять-таки  возврат  товаров
продажей для такого субъекта не является.  Еще более наглядно этот
вывод подтверждается при возврате денег за непредоставленные услу-
ги.
    Вместе с этим указанные замечания могут и не быть  приняты  во
внимание при проверке, и, как следствие,  к  предприятию  все-таки
может быть применен штраф.  Во избежание этого мы рекомендуем воз-
держаться от наличных выплат за возвращаемые товары без применения
РРО (разумеется, за исключением тех СПД, которые в принципе их  не
должны применять).
    Таким образом, при отсутствии РРО необходимо  возврат  средств
провести в безналичной форме на счет покупателя либо с использова-
нием схемы, позволяющей точно вывести операцию из  сферы  действия
Закона № 1776, используя, например, договор займа (см. статью "Как
обойтись без РРО?", ("Налоги  и  бухгалтерский учет", 2001, № 28).
Рекомендации, изложенные в ней, необходимо в данном случае  приме-
нять в обратном порядке, т. е. заемщиком становится покупатель.  С
помощью этой схемы в некоторых случаях можно также  исправить  уже
допущенную "ошибку" по выдаче средств из кассы предприятия).

{1} Напоминаем,  что согласно  п. 9  приказа ГНАУ от 01.12.2000 г.
    № 614 в течение трех месяцев с 1 июля 2001 года (т.е. до 1 ок-
    тября 2001 года) СПД могут использовать журналы  использования
    ЭККА, определенные Положением № 343
{2} В части НДС речь, разумеется, не идет об  СПД,  не  являющихся
    плательщиками НДС, которые сумму НДС в расходных чеках не  от-
    ражают, а указывают, например, символ "Д" или "*"  в  качестве
    буквенного обозначения ставки.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№64/01, стр. 44
[09.08.2001]
Д. Винокуров
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------